ВВЕДЕНИЕ
Деревья,кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживаютчеловека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам,живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.
Вот почему мыдолжны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этойзадачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научиться преумножатьее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.
Есть многоспособов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детейшкольные дендрарии.
Дендрарий –слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.
То естьдендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные видыдеревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры ирастения, завезенные из других стран географических районов.
Глава 1. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ДЕНДРАРИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ
1. Назначение дендрария.
Естьпросто храм,
Есть храмнауки,
А есть ещеприроды храм –
С лесами,тянущими руки
Навстречусолнцу и ветрам.
Он свят влюбое время суток,
Открыт длянас в жару и стынь;
Входи сюда,
Будьсердцем чуток,
Неоскверняй ее святынь.
С.Смирнов.
Деревья,кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживаютчеловека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам,живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.
Вот почему мыдолжны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этойзадачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научитьсяпреумножать ее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.
Есть многоспособов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детейшкольные дендрарии.
Дендрарий –слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.
То естьдендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные видыдеревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры ирастения, завезенные из других стран географических районов.
Создаваядендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным,комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса,помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий находится передшколой и вокруг нее, поэтому он выполняет еще декоративную функцию.
Древесно-кустарниковыенасаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличныйшум.
Дляоформления пришкольной территории использовали саженцы березы, липы, сирени,рябины, ели. Молодые рябины посадили с таким расчетом, чтобы они в апреле — июне и выглядели привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев.В период пробуждения природы – весной – необычно привлекательны цветущиебиогруппы из яблонь, груш, вишни. За один год было трудно собрать необходимыйпосадочный материал, выполнить весь объем работы, связанный с освоением школьногодендрария. Поэтому растения местной флоры высадили в первый год освоенияучастка. Растения других зон собираем постепенно во время экскурсий, летнихпоездок учителей и учащихся.
Работу научастке нужно начинать не с сиюминутного освоения рекомендованных опытов ивыполнения учебной программы от буквы до буквы, а с освоения пришкольнойтерритории, создания дендрария. Позднее учащиеся, заинтересовавшись биологиейредких растений и первыми успехами, незаметно освоили нужные биологическиепонятия, закрепив их опытами, предусмотренными программой.
В результатеэтого выиграли и воспитание, и обучение, оптимизировался учебно-воспитательныйпроцесс.
Воспитательнаясистема не задавалась сверху, не являлась надуманной. Она рождалась изпотребностей школьного коллектива. Идея преобразить пустырь у школы захватилаученический и родительский коллектив, ибо она отвечала потребности людей жить внормальных человеческих условиях: благоустроенно, удобно, красиво, гигиенично.Да и в природе человека заложено стремление к творчеству, красоте.
2. Уроки сельскохозяйственного труда.
Длявоспитания гармонично-развитого человека необходимо, чтобы он умел не тольковоспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.
Не напрасно унас на школьном участке дети создали “уголок красоты”, и вся школа служит“источником красоты” для села. Кроме того, созидательная работа с растениями,требующая любви к ним, и знаний в обработке и удобрении почвы, в уходе зарастениями, необходима всем, а особенно подрастающему поколению. Каждый человекдолжен любить свою землю и уметь работать с ней, т. к. она частица малой Родиныкаждого человека.
С этой цельюв дендрарии на уроках сельскохозяйственного труда организую круглый год работу:проводим осеннее и весеннее рыхление почвы, шаровку, боронование, подготовкурастений к зиме, снегозадержание, весеннюю обрезку и т. д.
Установлениетесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основойполитехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определеннойстепени способствуют практические работы на сельскохозяйственных трудах,предусмотренные программой в разделе “Растения”.
Дендрарийимеет опрятный вид, т. к. учащиеся трудятся не только над созданием нужного,полезного людям и природе, но и создают прекрасное. Их труд носитисследовательский и созидательный характер. Познание и творческий труд едины всвоей основе. Василий Александрович Сухомлинский сказал об этом: “Чем сильнеестремление к познанию, тем с большим интересом работают дети, тем глубжераскрывается исследовательский характер труда. Поток информации из окружающегомира становится особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслитьпомогают руки, когда в труде ребенок стремится найти ответ на волнующие еговопросы”.
3. Кружковая работа.
Продолжением уроковсельскохозяйственного труда является система работы с детьми вне урока,используя возможности дендрария.
На кружке“Юные дендрологи” учащиеся подробно описывают каждую породу растений дендрария,собирают материал из энциклопедий и других источников и составляют паспортарастений дендрария, изготовляют наглядные пособия для кабинета биологии.
В качествепримера привожу описание одного из растений дендрария — калины.
Калинаобыкновенная.
1. Жизненнаяформа — кустарник.
2. Семейство:жимолостных
3. Родовоеназвание: калина — получила от лат. viere — плести или vimcu — плетенаяработа, корзина. Действительно, молодые гибкие побеги калины ранее широкоиспользовали в качестве материала для плетения всевозможных изделий.
4. Биологическиеособенности: морозостойкое и теневыносливое растение (но цветение иплодоношение обильное при хорошем освещении).
Цветет обычно в мае-июне. Фенологи началоцветения калины принимают за переходный рубеж между весной и летом. Плодыкалины обыкновенной — однокосточковые костянки красного цвета, созревают всентябре и долго, вплоть до конца зимы, остаются на ветвях. Растение плодоноситежегодно и обильно, при полной сохранности урожая с одного куста собирают до40-50 кг. ягод.
5. Размножение:семенами и вегетативным путем: зелеными и одревесневшими черенками, отводками,делением куста, порослью, прививкой.
6. Посадка:использовать 2-4 летние саженцы. Их высаживают в ямы размером 30 * 40 см., в которые предварительно вносят по ведру перегноя или торфа и около 0,5 кг. древесной золы. Прежде чем посадить саженец присыпают удобренную почву в посадочной яменебольшим слоем плодородной земли (без удобрения). После этого производятпосадку на уровне или несколько ниже уровня поверхности почвы. После посадкипочву уплотняют, поливают, мульчируют торфом или перегноем.
7. Уход:при дальнейшем уходе за саженцами специальной обрезки не требуется. Если жеобрезка необходима, то ее лучше проводить после цветения (в июне – июле), т.к.цветочные почки калины закладываются в год предшествующий цветению. Последующийуход за калиной заключается в периодической вырезке сухих, поврежденныхпобегов, подкормке, защите от вредителей.
Калина –интересный биологический объект, сведения о котором использую на урокахбиологии при изучении различных тем:
· «Рольрастений в природе, значение в жизни человека, народном хозяйстве».
· «Почка –зачаточный побег, ее строение».
· «Рост стебляв длину, его ветвление».
· «Растение иокружающая среда».
· «Охранарастений, защита среды их обитания».
«Вегетативноеразмножение цветковых растений».
Учащиесяведут фенологические наблюдения за растением. В условиях фенофазы:
1. Периодотносительного покоя почек (осенне-зимний период).
2. Начало вегетации(начало распускания почек — почечные чешуи разошлись, видны зеленые листья).
3. Окончаниевегетации (массовый листопад — опало более 50% общего количества листьев).
4. Начало цветения(появление первых распустившихся цветков). Для калины обыкновенной отмечаемначало распускания стерильных и фертильных цветков. Распускание стерильныхцветков происходит на 3-9 дней раньше.
5. Окончаниецветения (отцвели последние цветки).
Опытническуюработу с калиной проводили по теме «Ускоренное получение саженцев».Опыт заключался в том, что на семена калины воздействовали переменнымитемпературами. Дозирование семян проводили в 2 этапа:
1 этап –воздействие повышенных температур (не ниже +15°С, но не выше +30°С) в течение30 дней при удалении эндокарпа и 90 дней без удаления эндокарпа при постояннойвлажности песка (семена хорошо перемешивали с прокаленным речным песком всоотношении 3:1)
2 этап — воздействие низких положительных температур (+2°С – +5°С) в течение 30-60 дней.
Полученныепроростки помещали на фильтровальную бумагу, смоченную 1-процентным растворомглюкозы на 3 дня (при круглосуточном освещении лампами дневного света). Послетакой подготовки проростки высаживали в открытый грунт.
Члены кружка«Юные дендрологи» проводят экскурсии по участку для начальныхклассов, где рассказывают о растениях, объясняют, как нужно ухаживать за ними иохранять природу.
Такимобразом, деревья и кустарники, растущие в дендрарии школы, в учебном процессенаходят самое распространенное применение. Среди них имеются представителиразличных экологических групп и семейств, поэтому они служат хорошимдемонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии исистематики растений, некоторые виды использую как раздаточный материал припроведении лабораторных занятий.
Работа срастениями дендрария расширяет кругозор и заставляет ученика глубже узнать тотмир, который ему знаком по книгам и картинкам. Составление паспорта дендрарияпомогает мне привить учащимся умения и навыки по выращиванию и уходу за растениямис учетом их родины, происхождения; развивать наблюдательность, эстетическийвкус.
4. Фенологические наблюдения
В дендрарииза каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения.Фенология (феномен — явление, логос – наука) — наука, изучающая сезонныеявления природы.
Еще Петр Iприказал присылать ему в Петербург из разных мест листья деревьев, пришитые кбумаге, с указанием места и точной даты их распускания.
Как наукафенология в нашей стране начала развиваться в конце прошлого столетия благодаряусилиям замечательного знатока и большого любителя природы Д.Н. Кайгородова. Повсей стране была создана сеть систематически работающих пунктов фенологическихнаблюдений, что дало возможность сопоставлять природные явления. На уроках биологиии природоведения школьники также ведут фенологические наблюдения.
Своинаблюдения за растениями учащиеся записывают в дневники наблюдения, затемматериал обобщаем, делаем выводы, заключения в виде календарей наблюдений,таблиц схем, рисунков, диаграмм, что дает богатый иллюстрированный материал дляпроведения уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда,оформление настенного календаря природы.
Этапы работыфенологических наблюдений следующие:
1. Работа учащихся вдневниках наблюдений;
2. Подведение итоговоб изменениях, которые происходят;
3. Итоговоеобобщение сезонных явлений за год.
На первомэтапе учащиеся записывают свои наблюдения в дневники. В начале каждого урокапроводим фенологические минутки, где дежурные отмечают свои наблюдения занеделю, месяц.
На второмэтапе, в конце сезона с ребятами анализируем ход истекшей осени и подводимитоги проделанной работы, тем самым, показываем, в какой тесной зависимостинаходится развитие живой природы от условий окружающей среды. Указываем вцифрах общую продолжительность осени и выясняем рано, поздно или нормальнонаступила осень в этом году.
Начало техили иных фенологических явлений в растительном мире служит прогнозом того,каким будет осень, зима, весна, лето. Используя дополнительную литературу исвои наблюдения, учащиеся составляют календарь примет, то есть народныйкалендарь погоды, что развивает у учащихся познавательную деятельность.Например, если листья берез распускаются раньше, чем у ольхи и клена, то летобудет теплое и сухое, если позже — лето холодное и дождливое; если у березытечет много сока, то лето будет дождливое; если еще летом на деревьяхпоявляются желтые листья, то осень будет ранняя; если с осени листья березыначали желтеть с верхушки дерева, то весна будет ранняя, а если лист началжелтеть с нижних ветвей дерева, то поздняя; если в октябре лист с берез опадаетне чисто — зима суровая; если осенью был поздний листопад – зима суровая ипродолжительная.
Изображениесезонных явлений делаем и в виде фенологического «дерева»:фенологические наблюдения (по временам года) фиксируем в виде записей ирасполагаем в хронологическом порядке по сторонам вертикального стержня,представляющего собой как бы ствол дерева с боковыми ветвями. На стволе пишемчисла месяца. Каждую запись, например, зацвела сирень, вылет скворчат,появление листьев у березы, распускание почек, сокодвижение у берез и т.д.сопровождаем небольшим рисунком.
В техслучаях, когда встречаются затруднения в изображении на таблице фенообъекта,например, насекомого, птицы и т.д., временно на соответствующей ветке«дерева» делаем только одну надпись.
Все рисункифенообъектов, в особенности такие, как деревья и цветы дети, раскрашиваютсоответственно их природной окраске. Вывешенное в уголке природы этобезжизненное фенологическое «дерево» уже одним своим видом побуждаетшкольников к наблюдениям. Нередко вокруг фенологического дерева идут споры овремени наступления того или иного явления природы. Оголенная до поры довремени верхняя часть «дерева» все время как бы указывает кпродолжению фенологических наблюдений.
Данныефенологические наблюдения имеют научное и практическое значение. Они позволяютсудить о динамике развития растительного и животного мира дендрария в теснойсвязи с метеорологическими условиями года.
Систематическиенаблюдения над сезонными явлениями учат школьников любить и понимать природу,помогают им знакомиться с растениями и животными своей местности, вестиисследовательскую работу, способствуют укреплению связи обучения с практикой.Итогом всей работы на третьем этапе является настенный календарь природы.
5. Опытническая работа.
Кромефенологических наблюдений в дендрарии проводим опытническую работу по:
· размножениюкустарников и деревьев черенками, семенами;
· изучению на рости развитие растений различных минеральных удобрений, регуляторов роста;
· определениюморозостойкости деревьев и кустарников и другие.
Опытническаяработа учащихся на школьном учебно-опытном участке является одним из путейсоединения обучения с произвольным трудом и профессиональной ориентациейучащихся.
Опытническуюработу проводим не только с целью закрепления и развития у школьниковбиологических понятий, сельскохозяйственных знаний, практических умений инавыков, но и углубления этих знаний за счет межпредметных связей сматематикой, физикой, химией.
Первымэтапом в организацииопытничества школьников является привлечение их к планированию системы опытов.При планировании учитываю программные требования к предмету, а так же время,которое выделено на опытническую работу.
Приразработке тем опытов учитываю последовательность, преемственность, постепенноеусложнение выполняемых учащимися практических работ и исследований.
Вторымэтапом организацииопытнической работы является непосредственная деятельность учащихся по подготовкеи проведению исследований.
На этом этапевключаю учащихся в проблемные ситуации, организую самостоятельную работу ребят,привлекаю их к проектированию опыта – к определению цели и темы исследования,условий его проведения, организации и учету наблюдений, подведению итоговисследования и пропаганде его положительных результатов.
Наблюденияпроводится самые разные:
· агробиологические;
· агрофизические;
· агрохимические идр.
Вопытнической работе с растениями дендрария успешно применяем регуляторы ростарастений (фитогормоны), которые обладают ярко выраженным действием нарастительный организм. С этой целью проводим опыты с использованием такихрегуляторов роста как гетероауксин, нафтилуксусную кислоту (НУК), индолил — масляную кислоту (ИМК) и др. Опыты с физиологически активными веществаминаглядно показывают с одной стороны возможность управления жизнедеятельностьюрастений, а с другой — развивают познавательную активность школьников, повышаютих интерес к биологии.
Опытническаяработа укрепляет связь обучения учащихся с практикой, воспитывает интерес ксельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят познавательные интересы,показывает применение достижений науки в практике сельскохозяйственногопроизводства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску иобогащению знаний, средством совершенствования их практических трудовых иорганизационных умений и навыков.
6. Экскурсии.
Как бы хорошони изучали мы биологию за партой, познание законов природы невозможно безобщения с самой природой. Ребята ждут этого общения, поэтому дендрарий –любимое место проведения экскурсий по биологии. Экскурсии в природу – удивительная форма работы.
Основойпроведения экскурсий в дендрарии -целенаправленный показ природных объектов,которые являются источниками знаний, источниками информации. При показеприродных объектов использую прием сравнения, который делает впечатления болееяркими и конкретными, а восприятие – более точным.
Дендрарийобогащает и расширяет кругозор познавательной деятельности учащихся, убеждаетих в неисчислимом богатстве окружающей нас флоры, ее разновидностях, даетвозможность проводить уроки в природе, рассматривать в натуре многие видырастений, показывать величие и красоту природы, освоить приемы возделываниявидов, вести фенологические наблюдения и экскурсии, предусмотренные программой,юннатскую исследовательскую работу, вселяет веру в силы, возможности человека впреобразовании природы, воспитывает любовь к природе, к своей школе, селу,Родине, служит базой для заготовки наглядных пособий, раздаточного материала,позволяет более полно обеспечить природным материалом на уроках биологии вшестых – седьмых классах и общей биологии. Дендрарий используется привыращивании посадочного материала древесно-кустарниковых культур для озелененияи населенного пункта, служит местом проведения уроков биологии,изобразительного искусства, литературы, природоведения, фенологическихнаблюдений, экскурсий, а также для занятий кружковой работы. Многообразиерастений дендрария и их красота украшают здание школы, воспитывают эстетическиечувства. Во второй главе показано место и роль древесных и кустарниковых формкак объекта лабораторных исследований.
Глава2. ДРЕВЕСНЫЕ И КУСТАРНИКОВЫЕ РАСТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙБИОЛОГИИ
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителембиологии, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм иметодов обучения, в том числе лабораторных работ.
Рекомендуемый раздаточный материал для всех школ иможет быть заготовлен силами учащихся во время осенней обрезки деревьев икустарников. Его применение на уроках играет большую роль в дальнейшем развитиипонятий, усвоенных школьниками при изучении раздела «Растения». Кроме того, приэтом осуществляется связь обучения и трудового воспитания учащихся. Какизвестно, в составе школьныхлесничеств, звеньев по охране природы вученических производственных бригадах, отрядов по борьбе с эрозией почв,зеленых и голубых патрулей сотни тысяч школьников Активно участвуют возеленении, создании лесополос, лесов, уходе »а лесными культурами: и лесосеменнымиплантациями, закладывают древесные питомники, дендрарий, выращивают посадочныйматериал, собирают семена деревьев и кустарников. В процессе этой работыучащиеся получают практические навыки и знания о распространении важнейшиххвойных и лиственных пород, их биолого-экологических особенностях, семенном ивегетативном возобновлении, приобретают умения распознавать деревья икустарники по внешнему виду, побегам, почкам, листьям, плодам, семенам,всходам, коре, срезам древесины и др. Так вот, применение древесных икустарниковых пород в качестве объекта лабораторных работа IX классе даетвозможность целенаправленно использовать при их проведении трудовые знания иумения старшеклассников, что имеет важное значение для реализации связиизучения общей биологии с непосредственным участием школьников в общественно(производительном труде по — охране и воспроизводству природных ресурсов:
Первую из указанных в усовершенствованной программепо общей биологии лабораторных работ — «Изучение морфологического критериявида» (тема «Эволюционное учение») можно провести на хвойных или лиственныхпородах, используя умения учащихся определять их родовую и видовуюпринадлежность. К уроку нужно подготовить побеги хвойных и лиственных пород различных видов, их плоды илишишки, семена. Это позволит организовать работу по вариантам. Например, однойгруппе учащихся можно предложить сравнить морфологические признакипредставителей рода сосна — сосны обыкновенной и сосны сибирской (кедр), другой— рода ель — ели обыкновенной (европейской) и ели сибирской, третьей — родатополь — тополя дрожащего (осины) и тополя черного и т. д.
В целях более четкой организации занятия и экономииучебного времени на уроке целесообразно использовать инструктивные карточки.Примерные инструктивные карточки № 1 и 2 для выполнения рассматриваемойлабораторной работы приведены ниже. Они, как и письменные инструкции к другимописываемым в данной статье лабораторным занятиям, содержат перечень необходимыхматериалов и оборудования, указания о порядке и способах проведения работы,рекомендации по записи и обработке полученных учащимися данных, формулированиювыводов.
Лабораторнаяработа «Изучение морфологического критерия вида на хвойных породах»
Оборудование:побеги с хвоей и шишки различных видов хвойных пород (сосны — обыкновенная,сибирская, Веймутева; ели — обыкновенная, сибирская, пихты — сибирская, белая;лиственницы — сибирская, европейская и др.); линейки, лупы,лезвия, пинцеты; рабочие тетради.
Xод работы 1. Сравните два вида одной изхвойных пород по следующим особенностям хвои:
1) размещение хвоинок на побеге (одиночно или впучках);
2)количествохвоинок в пучке;
3)длина(в мм);
4)формапоперечного разреза;
5)степеньжесткости;
6)цвет.
2. Установите сходство и отличив изучаемых
видов по особенностям шишек и семян:
1)длинашишки (в см);
2)форма;
3)цвет;
4)формесеменной чешуйки;
5) особенности семени (с крылышком или бескрылое,форма крылышек, форма и размер семян (в мм).
3. Определите, какие признаки составляют морфологическийкритерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу(см. табл. 1 и рис. 1) .
Инструктивная карточка № 2
Лабораторная работа «Изучение морфологическогокритерия вида на лиственных породах»
Оборудование: облиственные побеги; плоды и семена различныхвидов лиственных пород (клены — остролистный, полевой, ясенелистный, татарский;дубы — летний, зимний, красный; тополи — черный, белый, осина; ольха — черная,серая и др.); линейки, лупы, ножи; рабочие тетради;
Xод работы
1. Сравните два вида одной из лиственных пород последующим особенностям побега и почек:
1) расположение почек по побегу (супротивное илиспиральное);
2).размер (в мм), форма, цвет, опушенность почек;
3) окраска и наличие опушения побегов;
4) форма сердцевины на поперечном срезе побега.
1. Верхушечныепочки сравнительно небольшие — длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками
2.Побег» буроватые с сероватыми продольными трещинками
3.Лопастилистьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках
4.Листовые пластинки длиной 4—9 см,шириной 6—11 см
5. Крылатки развернуты по прямой липни, общей длиной до 70 мм
6. Семена длиной около 10 мм, овальные
2. Рассмотрите листья изучаемых видов и выявитеразличия:
1)формыпластинок листа;
2)расчленениялистовой пластинки;
3)формыкрая листа;
4)размерлиста (в см).
3. Установите сходство и отличие изучаемых видовлиственных пород по особенностям плодов и семян: форма и размер (в мм) плода;… 2) форма и размер (в мм)семени.
4. Определите, какие признаки составляют морфологическийкритерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите
в таблицу (см. табл. 2 и рис. 2).
Для выполнения, лабораторной работы № 2 — «Выявлениеизменчивости организмов на лиственных и хвойных породах» школьникам раздаютсяоблиственные побеги или наборы листьев и шишек деревьев и кустарников: При этомкаждый ученик выполняет работу на примере одного из видов древесных иликустарниковых пород.
Инструктивная карточка № 3
Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов(на примере хвойных пород)»
Оборудование: шишки хвойных пород одного вида (ельобыкновенная, ель сибирская, сосна,, обыкновенная и др.); линейки, полоскимиллиметровой бумаги, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.
Ход работы
I. Установите черты сходства у шишек изучаемойпороды, отвечая на следующие вопросы:
/>
/>
Верхушечные почкидовольно большие — длиной до 10 мм,боковые — 5—7 мм, покрытыебуро-красноватыми блестящими чешуйками
2. Побеги красно-бурыеили желтовато-зеленые
3. Лопасти листьевс выемчато-зубчатойформой края, тонко заострённые на верхушках
4. Листовые пластинки длиной до 18 см, шириной до 22 см
5. Крылатки расходятся под тупым углом, достигают вразмахе до 60 мм
6. Семена длиной до 15 мм, округло-угловатые
1.Верхушечныепочки сравнительно небольшие длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками
2.Побегибуроватые с сероватыми продольными трещинками.
3.Лопастилистьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках.
4. Листовые пластинки длиной 4—9 см, шириной 6—11 см.
5. Крылатки развернуты по прямой линии, общей длиной до 70 мм
6. Семена длиной около 10 мм, овальные
II. Выявите черты различияизучаемых шишектем измерения ихДлины и наибольшего диаметра. Данные измерений запишите в таблицу (см. табл. 3 и рис. 3).
Сделайте выводы о наличиипостоянных и варьирующих признаков у шишек растений данного вида.
IV. Составьте график изменчивостиразмеров шишек изученной породы, отмечая на оси абсцисс номера шишек, а на оси ординат — Числовые значения длины и наибольшего диаметра.
Инструктивная карточка № 4
Лабораторная работа «Изучение изменчивостиорганизмов (на примере лиственных пород)»
Оборудование: облиственные побегиили листья древесных или кустарниковых пород одного вида (ясень обыкновенный, клен ясенелистный, рябинаобыкновенная, акация желтая, шиповник, малина обыкновенная, каштан конский и др.); линейки, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочиететради.
Ход работы
I. Установите черты сходства встроении листьев изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:
1.Листья дерева (кустарника)черешковые или сидячие?
2.К какой группе относятся листьяпо своему строению, (простые или сложные)?
3.Какую форму имеют листья(тройчатые, пальчатосложные, перистосложные)? Перисто-сложные листья растенийпарно- или непарноперистые?
4. Листовые пластинки имеют опушение или оно отсутствует?
5. Прилистники имеются или отсутствуют
II. Выявите черты различияпутем подсчета числа листовых пластинок и измерения длины каждого листа. Данныеподсчета и измерений
занесите в таблицу (см.табл. 4).
III.Сделайте выводы о наличиипостоянных и варьирующих признаков у листьев растений данного вида.
IV.Составьте графики изменчивости числалистовых пластинок и длины листьев изучаемой породы, отмечая на оси абсциссномера листьев, а на оси ординат — количество листовых пластинок (припостроении первого графика) или числовые значения длины листа (во второмграфике).
Выполняя данную лабораторнуюработу, учащиеся отмечают, что для шишек пихты сибирской (см. рис. 3, а)характерны такие общие признаки, как овально-цилиндрическая форма, светло-бурыйцвет, спиральное расположение чешуи, ширококлиновидные семенные чешуйки, незаметные снаружи кроющие, чешуйки, распадение шишек при созревании. В то жевремя размеры шишек варьируют: длина примерно от 5 до 9 см, ширина — от 2 до 4 см. Рассматривая листья рябиныобыкновенной (см. рис. 3, б), школьники должны указать, что все они черешковые, сложные;непарноперистые, с редкими волосками или голые, не имеют прилистников,количество же листовых пластинок и длина общего черешка у разных листьевнеодинаковы (листовых пластинок листа рябины может быть 9—17, длина черешка варьирует от 80 до 170 мм).
/>
Лабораторную работу №4 — «Изучение приспособленностиорганизмов к среде обитания» можно провести на разнообразном раздаточномматериале: гербарных экземплярах древесных и кустарниковых пород, для которыххарактерна приспособленность к опылению с помощью ветра и насекомых, к условиямжизни в определенном ярусе фитоценоза, к защите от поедания травоядными животными;коллекциях плодов и семян, распространяемых разными способами и т. д. при этомнеобходимо опираться на полученные учащимися в школьных лесничествах и Другихтрудовых объединениях знания о среде обитания, биологических особенностях видовдеревьев и кустарников, использовать их умение определять указанные растения повнешним признакам.
Перед началом лабораторной работы уместно вспомнитьс учащимися, что в жизни деревьев, образующих в лесных фитоценозах умереннойзоны, важную роль играет ветер. Благодаря сильному продуванию и вентиляции кремусиливается транспирация и несколько снижается интенсивность процессовассимиляции у растений. У растении верхнего яруса выработались особьюприспособления к опылению с помощью ветра и распространению ветром пледов исемян. Изучение последних и является целью предстоящей лабораторной работы.
/>
школьныйдендрарий хвойный лиственный
Инструктивная карточка № 5
Лабораторная работа «Изучение приспособленностиплодов и семян древесных пород к распространению ветром»
Оборудование: плоды и семена древесныхпород (береза, ясень, клен, липа, тополь, ива, вяз, сосна, ель, лиственница,пихта и др.)) линейки, определители древесных пород, рабочие тетради.
Ход работы
1.Рассмотритеплоды и семена, определите к каким древесным породам они принадлежат.
2.Отметьтепризнаки приспособленности плодов и семян к распространению ветром.
3.Запишите данные наблюдений в таблицу (см. табл. 5).
4.Объясните,опираясь на теорию Ч. Дарвина, возможный путь возникновения данных приспособлений(на примере одной из рассмотренных на уроке пopoды).
В Теме «Развитие Органического мира», согласнопрограмме курса биологии, предусмотрено, проведение лабораторной работы повыявлению ароморфозов и идиоадаптаций. Используя знания старшеклассников о средеобитания, биологических особенностях важнейших видов деревьев и кустарников иумения определять их по внешним признакам, предлагаем организовать изучениеглавных направлений органической эволюции на примере растений хвойных илиственных пород — по инструктивным карточкам № 6 и 7.
Дляпроведения лабораторной работы необходимо иметь коллекцииплодов и семян древесных и кустарниковых растений, распространяемых различнымиспособами.
Инструктивнаякарточка №6
Лабораторная работа «выявление ароморфозов иидиоадаптаций у растений (на примере хвойных пород)»
Оборудование: семена хвойных пород(сосна, кедр, ель, лиственница, пихта, можжевельник и др.); линейки,определители древесных пород, рабочие тетради.
Ход работы
1. Рассмотрите семена деревьев и кустарников, определите,каким хвойным породам они принадлежат. Укажите систематическую категорию —отдел, представителями которого являются данные породы. К какому из направленийэволюции относится переход растений этого
отдела к размножению семенами?
2.Найдите признаки приспособленности семян копределенному способу распространения. Примером каких эволюционных измененийявляются эти приспособления семян?
3.Результаты работы запишите в таблицу (см. табл. 6).
4.Сделайте вывод о соотношении между ароморфозом иидиоадаптаций.
5.Инструктивная карточка № 7 Лабораторная работа«Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений (на примере лиственныхпород)»
Обор у до в а н и е: плоды лиственных пород(береза, ольха, лещина, дуб, вяз, клен, липа, ясень, рябима, черемуха, шиповник,бузина, калина, жимолость, крушина, бересклет и др.); линейки, определителидревесных пород, рабочие тетради.
Ход работы
1. Рассмотрите плоды деревьев и кустарников,определите, каким лиственным породам они принадлежат. Укажите, систематическуюкатегорию — отдел, представителями, которого являютсяданные породы. К какому из направлений эволюции относится возникновение плода;у растений этого отдела?
2.Зайдитепризнаки приспособленности плодов к способу распространения. Примером какихэволюционных изменений являются эти приспособления плодов?
3.Результатыработы запишите в таблицу (см. табл. 7).
4.Сделайтевывод о соотношении ароморфоза и идиоадаптаций.
При формулировании выведя учащиеся отмечают, чтоароморфозы приводят к возникновению новых; более высокоорганизованных группрастений или животных, далее эволюция продолжается путем, идиоадаптаций — эволюционных изменений без повышения уровня организации, благодаря которымпроисходит более полное заселение среды в результате освоения в ней разнообразныхместообитаний. Так, развитие плода явилось одним из ароморфозов, обусловившихвозникновение цветковых (покрытосеменных) растений, у которых в дальнейшемвыработались различные частные приспособления к распространению плодов инаходящихся внутри; них семян.
Продуманное использование древесных икустарниковых, пород в, качестве объекта лабораторных работ на уроках общейбиологии позволяет1 опираться на трудовой опыт школьников, чтоделает изучение материала более, интересным, способствует решению таких важныхзадач реформы общеобразовательной школы, как повышение качества обучения,усиление практической направленности преподавания, обеспечение теснойвзаимосвязи изучения основ наук с общественно полезным, производительным трудомучащихся.
/>