БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Государственныйинститут управления и социальных технологий
Кафедра гуманитарныхдисциплин
Регистрационный номер № ______________
Дата получения к/р._____________________
Дата возвращения к/р.___________________
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Дисциплина «Социальнаяпедагогика»
Тема: «Семьяи ее основные функции, типология»
Студентки 2 курса 271-згруппы
заочного обучения
Специальность «Социальнаяработа»
Леонович Ольги Ивановны
Домашний адрес: Витебскаяобл.
Преподаватель КоновальчикЕ.А.
Оценка _________ Подписьпреподавателя_____________
Минск 2005
План
Введение
Содержание
I. Семья, ее основные функции
II. Типология семьи. Семейные отношения
III. Социальная роль семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Роль семьи в общественесравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так какименно в семье формируется и развивается личность человека, происходитовладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптацииребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь скоторым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
В первые годы жизни душаребенка усваивает гораздо больше нравственного содержания, чем впоследствии вовсю остальную жизнь. Детская душа, подобно негативу фотографического аппарата,остро и навеки неизгладимо воспринимает все видимое и слышимое – каждое слово,каждое движение, встреча, собственная блеснувшая мысль, все здесь оставляетсвой след. Закладываются основы характера, вырабатываются и устанавливаютсяпонятия, строятся первые детские суждения, происходит организация личности.
Эти черты психологиидетства интересны для нас в том отношении, что весьма ярко определяют всюважность и исключительность семейного воспитания. И с первым проблеском мыслиребенка необходимо начать помогать ему в его нравственной выработке, опытно,путем организации и практики его житейских детских отношений научить ребенкадобру, закалить его нравственную волю.
I. Семья, ее основные функции
Существует несколькоопределений семьи.
Во-первых, семья – этооснованная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, членыкоторой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьейназывают социальный институт, характеризующийся устойчивой формойвзаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная частьповседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичнаясоциализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательногомедицинского обслуживания и т.д.
Ученые выделяют различныефункции семьи:
Репродуктивная функция обусловлена необходимостьюпродолжения человеческого рода;
Экономическая ихозяйственно-бытовая функция. Социально-экономические изменения, происходящие в нашемобществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопленияимущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.;
Функция первичнойсоциализации. Онаобусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой,которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаютсяестественно-биологические и социальные связи родителей и детей;
Воспитательнаяфункция. Воспитаниеребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияниевсей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природеотношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке,сознательной заботе старших о младших;
Рекреационная ипсихотерапевтическая функция. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствоватьсебя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус,внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.
Человек, составляя ворганическом отношении самостоятельное и обособленное целое, проявляет иразвивает свои органически индивидуальные свойства лишь в связи с обществоми внешней природой – двумя великими средами, в которых он живет. Поэтомуправильное, вполне естественное, воспитание человека, чуждое искусственности,возможно только в связи с жизнью и деятельностью общества и внешней природы.
Правильное воспитание непременно должно быть общественнымвоспитанием. Дитя должно расти и развиваться среди сверстников. Одиночкойрастущий ребенок т.е. ребенок, это рыба, вытащенная из воды и помещенная вдругую жидкость, может быть, и очень возбуждающую, но не свойственную данномуорганизму. Непрерывное общение ребенка лишь со старшими возрастами вредно длянего. Старшие возрасты имеют свои собственные интересы, несвойственные детству,мысли и чувства взрослых во многом неясны детям. Взрослые обыкновенно и неумеют обращаться с детьми: то слишком много и часто поучают их, запрещают, недают шагу свободно ступить; то слишком много ласкают и целуют, чрезмерно нежати балуют; то задавливают их массой разнообразных впечатлений; то слишкомсуживают детский горизонт. Взрослый в обращении с ребенком по необходимостипостоянно приспособляется, старается быть понятым, всегда разумным, знающим,добродетельным; только в обществе равных взрослых людей он чувствует себясовершенно свободно. Дитя в обществе взрослого также чувствует себя не вполнехорошо, постоянно усиливаясь понять взрослого, подняться до него; оновынуждено, в свою очередь, взбираться на ходули и на них ходить, чтобы быть наодном уровне со взрослыми. Ребенку вполне хорошо и свободно только с детьми.Взрослый с детьми искусственно принижается и вынужден постоянно быть настороже;дитя со взрослыми искусственно вытягивается и напрягается в понимании емунеясного.
Дети учатся друг у другасовершенно незаметно весьма многому и в умственном и в нравственном отношениях,и это детское взаимное обучение не может быть заменено никакими, даже самымимудрыми, уроками взрослых. Детям со взрослыми будет постоянно недоставатьполной ясности взаимного понимания, а потому некоторые стороны детствавзрослыми даже и не могут быть затронуты. Пусть дети сами играют, повозможности, сами учатся, сами себе помогают, сами устраиваются, как знают,конечно, при необходимой помощи и общем руководстве взрослых.
Как известно, на весь ходразвития ребенка значительное влияние оказывает пример старших, склад тойобщественной среды, в которой дитя живет. Если старшие поколения от головы допят проникнуты эгоистическими интересами, если они постоянно говорят и думаюттолько о себе и о присных, если к общему благу они относятся как к пустойфантазии которой не могут заниматься люди дела, то в детях таких отцов трудно насаждатьобщественность.
Таким образом, самаявысшая и общая (о частных мы теперь не говорим) задача семейного воспитаниязаключается в сообщении всем воспитательным воздействиям естественногоорганически индивидуального характера, а основами для выполнения такойзадачи будут служить совместная с другими детьми (общественная) жизнь идеятельность воспитываемой личности и ее непосредственные отношения квнешней природе.[1]
II. Типология семьи. Семейные отношения
Из существующегомножества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические)задачам деятельности социального педагога и социального работника отвечаетследующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырехкатегорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого ксреднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска,неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своимифункциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога исоциального работника, так как за счет адаптивных способностей, которыеосновываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах,быстро адаптируются к нуждам своего ребенка, успешно решают задачи еговоспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовойоднократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторогоотклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например,неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающие адаптивныеспособности этих семей. Они проявляются с задачами воспитания ребенка с большимнапряжением своих сил, поэтому социальному педагогу и социальному работникунеобходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезаптирующимифакторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительнымихарактеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи,имея низкийсоциальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в несколькиходновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивныеспособности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекаетс большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьинеобходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социальногопедагога и социального работника. В зависимости от характера проблем специалистоказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощьв рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействиепротекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренныхизменениях. В семья, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизнии где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническимтребованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, детиоказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятсяжертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того жесоциального слоя. Работа социального педагога и социального работника с этимисемьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, атакже органами опеки и попечительства.
Семья воспитывает новогочеловека совместно со школой и всей широкой общественностью. В этом громаднаяответственная и почетная задача семьи.
Имеются еще семьи, вкоторых болезненная, уродливая обстановка тяжело отражается на детях. Мы имеемв виду прежде всего ненормальные отношения, существующие в некоторых семьяхмежду членами одной семьи, в частности между супругами. Эти отношения нередкоприводят к разводам, а вместе с тем – к разладу в семье. Если же в такой семьемужу и жене и удается сохранить видимость семейных отношений, то их внутренняяотчужденность, неприязнь друг к другу, постоянные ссоры и упреки делают жизньдетей в этой недружной напряженной обстановке чрезвычайно тяжелой и обычноковеркают нормальное развитие ребенка.
Отношения между мужчинойи женщиной, будучи совершенно свободными и добровольными, складываютсяразлично. Мы не собираемся агитировать против разводов вообще. Но мы хотимзаставить родителей задуматься над тем, как болезненно отражаются на детяхнеполадки в семье, как страдают дети, лишенные домашнего уюта, домашнейтеплоты. И наоборот, мы хотим показать, что правильное воспитание ребенок можетполучить только в хорошей, дружной семье.
Наблюдая жизнь семьи,ребенок сталкивается с тем, что по утрам все старшие уходят на работу. …Онвидит, как все торопятся попасть на работу вовремя, какими иногда усталыми, нов то же время довольными собираются вечером дома. Постепенно ребенок начинаетпонимать, что все взрослые делают где-то «там», за дверями своей квартиры,какое-то очень важное дело, что когда он, малыш, подрастет, он обязательно тожебудет работать.
Родители должны всяческипоощрять в детях стремление к труду, внушая им при этом особое уважение кучебе, которая должна предшествовать самостоятельной работе. Неправильносвязывать у ребенка представления о труде только с необходимостью заработка, сденьгами. Необходимость труда должна быть показана ребенку прежде всего какпочетная общественная обязанность каждого человека.
Не следует, однако,скрывать от школьников экономическую сторону жизни семьи: отец, мать, старшие,работая, получают за свой труд деньги, то есть средства к существованию.
Ребенок старшегодошкольного, а тем более школьного возраста, должен знать, что всякая вещь,которая приобретается в семье: новый фарш, радиоприемник, ботинки, велосипедили что-либо другое, так же как и развлечения, поездки за город, организацияпраздника, елки – все это стоит денег, добываемых напряженным трудом взрослых.
Ребенок должен хорошознать и то, что в семье есть какая-то ограниченная сумма этих средств и чтоесли сейчас, например, купили старшему брату велосипед, значит, срадиоприемником приходится подождать. Это приучает детей ценить вещи, которыеони получают, приучает ограничивать свои желания, подчиняя их общим интересам ипотребностям семьи.
Сознание необходимостивносить свой посильный труд в жизнь семьи должно быть воспитано с самогораннего детства, чтобы в школьном возрасте у подростка даже не возникаливопросы о своих трудовых обязанностях в семье. Если порученная работа выполненаребенком не блестяще, но он действительно приложил к ней свое старание, матьили отец незаметно докончат уборку стола или починку табуретки. Важно, чтобыдети стремились взять на себя часть домашнего труда.
Конечно, родители недолжны обременять ребенка непосильными работами. Не следует также отрывать ребенкаот чтения, игры, занятий для выполнения несрочных поручений. Детям необходимознать свои трудовые обязанности семье, но выполнение их не должно идти в ущербни здоровью, ни занятиям, ни отдыху.
Одной из главных ошибок,которую родители допускают в отношении детей, ошибка «любимчиков». «Любимчики»прекрасно понимают свое преимущество и откровенно им пользуются, презрительноотносясь к братьями и сестрам. Любимчик чуть не до пятнадцати лет считается«маленьким», его освобождают от домашних работ, его освобождают от домашнихработ, ему прощается то, за что остальных наказывают, его оберегают отзаболеваний, ибо он «слабенький», и поэтому особенно заботливо одевают икутают. Боясь переутомления, его стремятся освободить от школьных занятий,разрешают пропускать уроки, а главное, требуют, чтобы все остальные такжевидели в нем маленького, во всем всегда ему уступали и для него отказывались быот своих привычек и желаний.
Совершенно очевидно, чтокроме озлобления, зависти и досады такое неравенство в отношении к детям ничегоне приносит. При этом дети «нелюбимые» нередко стремятся использоватьпривилегированное положение любимчика для достижения тех целей, к которым прямоидти они могут. Истории с любимчиками имеют ряд вариантов. Так, мы знаем семьи,где у отца один ребенок любимый, у матери другой. Неравное отношение к детямгрубо нарушает самые основные принципы воспитания. Не менее вредно сказываетсяразнобой во взглядах и требованиях отца и матери. Отец желает воспитыватьребенка в строгости и подчинении, мать, наоборот, чрезмерно балует ребенка.
Не меньшим злом являетсячрезмерная избалованность детей, которая приводит к распущенности и эгоизму.Чаще всего с таким явлением мы встречаемся также в семьях с единственнымребенком. Удовлетворить пресыщенного удовольствиями маленького повелителя скаждым днем становится все труднее и труднее, и ребенок начинает искатьутешения в нездоровых развлечениях и забавах. Он мучит животных, озорничает, нобольше всего упражняется в издевательствах над своими домашними.
Видя ребенка постояннонедовольным и капризным, взрослые ищут причину его нервозности в утомлении. Онихотят избавить его от лишней нагрузки и доходят порой до того, что самивыполняют за ребенка заданные ему в школе уроки. Под всяким предлогом разрешаютпропускать занятия и не ходить в школу. Такая неразумная заботливость приводитк еще большей распущенности ребенка. Разрушает авторитет школы и губит всякиеосновы дисциплины.
Благодарен ли такойребенок взрослым за их работу, уход и внимание, ценит ли, уважает ли он своюсемью? Нет, он ее не ценит, так же как не ценит дорогих игрушек. Взрослые лишьвыполняют свою обязанность – так он расценивает заботы родных. И когда этотмальчик, развившись умственно, посмотрит трезво на свою семью, он тем более несможет уважать и любить ее. Если же он не осознает всего уродства полученногоим домашнего воспитания, то так и останется «маленьким сынком», которого никтоне любит в школе и который ни с кем из товарищей подружиться не может. Врезультате может вырасти оторванный от общества, лишенный друзей и товарищей,одинокий в жизни человек, с безрадостным детством без каких бы то ни былостремлений и идеалов в юности, утомленный и разочарованный жизнью в 16-18 лет,черствый эгоист и скептик.
К счастью, школа, с еездоровыми товарищескими отношениями, с ее кипучей учебной и общественнойжизнью, чаще всего резко встряхивает такого баловня и воспитывает в нем другиекачества. Однако в этом случае ребенок переживает резкую ломку в своихотношениях к близким, еще резче выступает разница между школой и домом, откоторого он начинает удаляться тем скорее, чем скорее привыкает к школе.
Во многих семьях ребенокпосле школы обычно бывает предоставлен самому себе. Короткие встречи родителейс ребенком обычно проходят в ласках и играх. Вся воспитательная ценность семьи,ведущей разнообразную трудовую и общественную жизнь, сведена на нет. Своеневнимание к детям такие родителя объясняют обычно чрезмерной занятостьюпроизводственной и общественной жизнью. Ребенок предоставлен себе или соседке –«она за ним присмотрит». А что он делает – это вообще родителей мало волнует.Они уверены в том, что ребенок чем-то занят, как-то и с кем-то играет,наверное, что-то читает и где-то гуляет. Никакие ссылки на занятостьпроизводственной и общественной работой не могут оправдать невнимания родителейк воспитанию детей.
При любых условияхродители вместе (или по очереди) обязаны ежедневно выделять хотя бы один часдля детей. Этот один час имеет громадное значение, и родители должны выкраиватьего, несмотря на всю свою занятость. Это их священная обязанность. Тогдаустанавливаются и крепнут связи, которые являются залогом будущей большойдружбы между детьми и родителями, столь необходимой и тем, и другим, в которойс течением времени больше будут нуждаться родители, чем дети.
Часто причинойнапряженной атмосферы в семье являются нездоровые отношения между взрослыми, вособенности между родителями.
Всем должно бытьсовершенно ясно, что дети особенно болезненно переживают всякие, даженезначительные, разногласия между родителями. Многого дети не понимают. Этонезнание истинных причин родительских ссор заставляет детей нередко ещеболезненнее чувствовать, что кто-то из родителей сделал нехорошее, а что именно– непонятно; другой его грубо упрекает, — может, он и сам виноват? Теряясь вдогадках, дети не знают, кто прав, чувствуют напряженность отношений, видятугрюмые, огорченные лица, слышат раздраженные, обидные слова и тяжелопереживают ссоры между любимыми, родными людьми.
Конечно, в жизни семьи, вжизни взрослых встречаются трудности, бывают споры, возникают вопросы и оченьинтимные, и очень тревожные. Но как бы то ни было, дети должны быть избавленыот роли свидетелей и наблюдателей тех конфликтов, которые порой приходитсяпереживать взрослым. При всех трудностях бытовых условий родители не имеютправа разрешать свои споры в присутствии детей, а тем более с их участием.Дети, являющиеся свидетелями таких сцен, постепенно теряют уважение кродителям, не верят их любви друг к другу, а потому подвергают сомнению все ихзамечания. Обычно в таких семьях дети иронически относятся ко всяким призывам ккультурности, выдержанности, вежливости и прочим хорошим правилам.
Другими словами, родителитеряют авторитет в глазах детей, разрушают самые основы общественной сознательности,дисциплины и прямо вредят здоровому нравственному развитию своих детей.
Среди семейныхконфликтов, болезненно отражающихся на детях, совершенно особое место занимаютразводы. Для того, что бы понять всю глубину горечи, а иной раз и настоящуюдраму, которую переживает ребенок при разрушении семьи, необходимо помнить, чтодля ребенка его отец, мать, братья, сестры представляются неразрывносвязанными. Из рассказов ребенок знает, что когда-то давно, когда его еще небыло, мать и отец жили в разных местах и не были женаты. Поженились – значитстали жить вместе. Теперь есть дети; и вот вся семья – эти трое – четверо –пятеро людей – в сознании ребенка представляют одно крепкое целое.
Известно, как тяжело детипереживают смерть близких. Но в этих случаях, перенимая от взрослых ихотношение к обрушившемуся на семью несчастью, дети смотрят на смерть, как насвалившееся на них горе, в котором никто из окружающих не виноват.
Смерть родного человека,как бы тяжело она ни переживалась, — все же явление естественное и постепенносглаживается в памяти ребенка. Дети слышат, как вспоминают покойного и какобычно хорошо о нем говорят.
Совсем не то происходит,когда отец или мать сами покидают семью. Ребенок впервые оказывается передфактом, то одно целое, которое казалось ему нерушимым, вдруг развалилось. Отецили мать – это, оказывается, случайные люди, как любые чужие люди, живущие вквартире. Отец или мать могут уйти из семьи так же, как домработница, какучительница в школе, переменить семью так же, как меняют место жительства. Этосамо по себе большое открытие заставляет ребенка по-новому смотреть на людей,на семью. Спросить у кого-нибудь ребенок не решается, так как, не понимая ещехорошенько, в чем дело, он чувствует какую-то большую неловкость, а иногда истыд, который не позволяет ему вместе с другими детьми гордиться своим отцом(матерью), его работой, заслугами – всем тем, что до сих пор оставляло предметдетской гордости.
Происходит громадная,скрытая от взрослых работа мысли над неразрешимой задачей: почему этопроизошло? Здесь нет неизбежной причины, здесь не какая-то болезнь или случайунесли отца (мать). Нет, они живы, здоровы, со всеми такими близкими чертами,такие до глубины свои, и вот они вдруг оказываются чужими. Идет переоценкаличности отца (матери), идет борьба между чувством к отцу и матери. Этанепосильная для детской психики работа, чувство неловкости за любимогочеловека, какое-то смутное ощущение чего-то нехорошего, происходящего с семьей,сознание того, что все вокруг непрочно и непостоянно, чувство потери любимого,близкого человека резко меняет весь облик ребенка, нарушает его обычную испокойную жизнь, нарушает аппетит и сон, меняет обращение с товарищами. Ребенокстановится рассеянным, печальным, очень вспыльчивым, без видимой причины лезетв драку или заливается слезами, становится задумчивым и угрюмым. Но, что ещетяжелее, он часто меняет свое отношение и к оставшемуся родителю.
Нам важно выделить толькоэлементы, наиболее существенные в педагогическом отношении, которые дали бы намвозможность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметитьпути жизненного решения этого вопроса.
Прежде всего мы должныотметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малогоколлектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи иобъединен прежде всего основной целью совместной борьбы за существование. Цельэта, конечно, не единственная, но она – в особенности для массовой семьи –является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключаетсяпервая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. Нет общества безиндивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только вобществе и на почве общения. Жизнь в коллективе, открывающем возможностьнормального общения с другими, есть не только явление, вытекающее из инстинктаобщественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания.Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двухиндивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основнымсредством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде,где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальнаяобщественная ячейка, семья.
В течение первого года ивообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важныхсторон…воспитания. Самым могущественным двигателем для развития чувства в этотпериод служит подражание. Наилучшая воспитательная среда для ребенка –постепенное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицейи няней.
В развитии такого чувстваимеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашейцели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью совей матери и пользуетсяее материнскими заботами и уходом, устанавливается прочная ассоциация междуобразом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод илиизбавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акткормления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской составляет один изсамых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов вделе развития начинающихся высших чувств… из этого физиологического источникасближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческойсолидарности и альтруизма. Но в материнском уходе за ребенком есть и другая,гораздо более важная сторона. Как известно, материнство, даже у животных,пробуждает альтруистические чувства, которые в другое время животные вовсе непроявляют. В человеческом же существе материнство возбуждает все умственные инравственные стороны и призывает к жизни все высшие качества, которыми одаренаданная личность. В отношении силы чувств из двух родителей женщина занимаетпервое место, потому что отличается безусловно высшим развитием чувства, чем умужчин. Это различие становится еще более заметным в период материнства; в этупору человеколюбие и бескорыстие женщины поднимается на высоту, едва доступнодля мужчины. И если только мать остается кормилицей и няней своего ребенка, тоумственное и нравственное его развитие наиболее обеспечено в постоянном общениис таким высоким образцом.
Многие волевые движенияребенка суть движения подражательные… В развитии же чувства подражание играетнаиболее важную роль и, может быть, составляет единственный внешний источникнравственного развития. Если для интеллектуального развития ребенок организуетсебе игры, то для развития сложных форм чувства ничего подобного не существует.Все это показывает действительно важное значение присутствия у колыбели ребенкасущества, которое охвачено высшими человеческими побуждениями и порывами ипотому может служить наилучшим орудием развития чувства ребенка. Таким образом,задача матери гораздо выше, чем обыкновенно понимают ее. Если же принять вовнимание важность и значение чувства в психическом прогрессе человека, тотолько тогда представится в надлежащем свете роль матери и роль женщины какпредставительницы материнства.[1]
III. Социальная роль семьи
В ряду других институтовсоциальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определенияповедения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значениесемьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значениешколы, церкви и государства порознь взятых.
Институт семьипредставляет ту первую группу, куда сразу по рождении попадает родившийсяиндивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки».Она – первый скульптор, который начинает лепить из родившейся особычеловеческую личность. Это она намечает первые и основные контуры будущегочеловека. Она наносит первые и на всю жизнь неизгладимые черты будущегогражданина. Эти черты неизгладимы потому, что они первые; они наносятся тогда,когда душа и тело человека еще чисты от всех воздействий среды. Изгладить«письмена», вписываемые семьей в чистую книгу – родившегося человека, — трудно,почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни человека,хотя бы сам он не сознавал этого.
Сказанное имеет тембольшее значение, что человек находится в исключительной среде семьи не день нидва, а первые три-пять лет своей жизни. Да и последующие годы он продолжаетбыть под непосредственным влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимостьпервых черт, наносимых семьей ребенку, следует прямо из того, что нашим роднымязыком становится тот, который является языком семьи, наша религияопределяется, как общее правило, ею же, наши вкусы, материально правовыепонятия и убеждения делаются такими, какими их прививает семья; то же можетбыть сказано о нашей одежде, манерах, часто вплоть до нашей профессии исоциального положения: сын крестьянина в большинстве случаев… делаетсякрестьянином, сын торговца – торговцем, сын родителей интеллигентных профессий– человеком той же профессии и т.д. Даже тогда, когда для ребенка выбираетсяпрофессия, отличная от профессии родителей, она опять-таки выбирается инамечается семьей.
Отсюда понятно всеогромное значение социальной и формирующей роли семьи. Она именно являетсяпервым и решающим воспитателем, учителем и школой. От устройства этой первой«мастерской переделки человека» зависит в сильной мере, какие люди будутвыходить из нее. Если эта «мастерская» будет организована хорошо – то хорошимбудет и тот «человеческий товар», который из нее будет поступать на «жизненныйрынок». Если, напротив, она будет организована плохо, если первые жизненныевпечатления, даваемые ею вновь появившемуся на свет существу, будут состоять вуроках ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, преступности ит.д., преподносимых поведением членов семьи, то такая мастерская, как общееправило, будет выпускать на жизненное поприще человеческий материал довольноплохого качества.
От семьи зависит: найдутли полную возможность развития положительные наследственные свойства личности,будут ли заторможены и «канализированы» ее отрицательные наследственныесклонности, надлежащего ли качества приобретенные свойства и формы поведениябудут привиты к индивиду, получит ли он достаточное количество опыта и знаний,полезных навыков и привычек, необходимых каждому для успешного «жизненногобега», наконец, семья же в сильной степени определяет будущий род деятельностичеловека.
В продолжение многихвеков семья была и продолжает быть основным институтом или, грубо говоря,фабрикой производства работ. Рядом с этими функциями семья выполняла ивыполняет еще кое-какие экономические функции. Учет этих функций:воспитательно-педагогическая; социально-физиологическая, состоящая впроизводстве людей и экономическая, делающая еще более важным значениесемейного института.
«Фундамент», каковымявляется семья, радикально менять куда опаснее: каждое его сотрясение отзоветсяи отзывается весьма живо на всех этажах социального дома. Отсюда понятно,почему институт семьи является одним из самых устойчивых общественныхинститутов. Он меняется и может меняться гораздо медленнее, чем формы правлениягосударства, строй школы, характер церкви и т.д.[1]
Заключение
Если семейное воспитаниеесть дело громадной важности само по себе, то подобная нравственная оголтелостьнашей жизни еще больше его осложняет, настойчиво требует разумного и бережногоухода за детьми, у которых при столь неблагоприятных условиях вырабатываетсяхарактер, формируется личность, слагается нравственная физиономия. Вот в эту-топору и чрезвычайно важно, чтобы на восприимчивую и впечатлительную детскую душунасело как можно меньше копоти и грязи, – наоборот, были бы ярко вырисованысветлые идеалы жизни.
Если прежде еще можнобыло предоставлять детей случайным влияниям, теперь это прямо преступно: небыло сильных бурь и порывов ветра, — деревцо не кривилось, росло более илименее прямо; но налетел ураган, погнул деревцо, — оно и растет кривобоким.
Дадим же пору деревцу,будем учиться работать, станем трудиться совместно, с нежной лаской подойдем кребенку, прижмем его к своему сердцу, пригреем у себя на груди. Любовноприльнем к уху каждого ребенка и шепнем ему такие слова, которые прошли бы сним всю жизнь и дали бы ему силы устоять в добре и правде. Тогда молодежь наша,придя к нам на смену, вольет в жизнь новые живительные соки, внесет свежестьчувства и бодрую энергию.
Литература
1. Л.В. Мардахаев«Отечественная социальная педагогика».: Москва АКАДЕМА, 2003 г.