Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде

Дипломная работа по теме:
Формирование у детей отношения кприроде в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде

Содержание
Введение
Глава 1. Предметная среда и еевлияние на человека
1.1 Организация зеленой зоны научебно-опытном участке
1.2 Учебно-опытный участок, егозначение, оснащение и озеленение
Глава 2. Экологический подход воснащении учебно-опытного участка
2.1 Совместная деятельность педагогаи детей в экологоразвивающей среде
2.2 Формирование у детей отношения кприроде в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде
Глава 3. Проектирование эколого-развивающейсреды образовательного учреждения
3.1 Проект экологоразвивающей среды МОУ«Гимназия г. Омска №4»
3.2 План и макет школьного учебно-опытногоучастка
Заключение
Литература

Введение
 
Актуальность темы нам видится в том, что вобразовательном процессе совместная деятельность учителя и учащихся всовременной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитаниядетей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие сприродой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которогопроисходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности,через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагогвыступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новыйпредмет общения. Одним из средств этой работы является совместная деятельностьпедагога и детей на учебно–опытном участке образовательного учреждения.
Проблема состоит в том, как организовать этусовместную деятельность педагога и детей.
Целью нашего исследования являетсяизучение влияния учебно–опытного участка на совместную деятельность педагога ивоспитанников.
Объектом исследования является средаэкологического образования учащихся 4-х классов.
Предметом нашего исследования является учебно-опытныйучасток.
Гипотеза: исходя из вышеизложенного нами быласформулирована гипотеза, что в МОУ «Гимназия г. Омска №4» недостаточносоответствует территория целям экологического образования школьников и еслиорганизовать совместную деятельность педагога и детей по созданиюучебно–опытного участка, то это будет являться эффективным средствомэкологического образования учащихся 4-х классов.
Задачи исследования:
1. выявить состояниепроблемы организации совместной экологической деятельности педагога и детейчерез изучение научно – методической литературы;
2. определитькачество предметной экологоразвивающей среды на учебно–опытном участке МОУ «Гимназияг. Омска №4»;
3. разработатьпроект, составить паспорт учебно-опытного участка МОУ «Гимназия г. Омска №4».
В соответствии с целью игипотезой были определены методы: наблюдение, метод проектов, изучениелитературы.
Теоретическая значимостьисследования нам видится в том, что был систематизирован материал обэкологоразвивающей среде как об одном из основных средств формированияэкологической культуры школьников. Кроме теоретической значимости моя работаимеет большое практическое значение, мы разработали проект учебно–опытногоучастка.

Глава 1. Предметнаясреда и ее влияние на человека
 
1.1 Психолого-педагогическаяоценка развивающего воздействия предметной среды на человека
Важнейшим факторомстановления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты –социальный, предметный компонент природы – оказывают развивающее воздействие.
Изучение физической предметнойсреды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительнонедавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране началоактивного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 –1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых –производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры,архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озелененияинтерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.Подчеркивается важная мысль: озеленение пространства выполняет самые различныефункции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека.Растения в учреждениях и их территориях помогают улучшить санитарно-гигиеническую,психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного ихудожественно-декоративного характера.
Обращается внимание нато, что пространство (место пребывания человека) – это среда, воздействующая наего психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.
В 1970 – 1980-е годыученые из Прибалтики исследуют различные аспекты воздействия среды на человека,организации и использования им пространства. В качестве ведущего выделяетсяпонятие «пространственного контакта», которое характеризует количественнуюсторону и интенсивность связей между людьми. В своей деятельности люди меняютинтенсивность пространственного контакта: в некоторых ситуациях предпочитается«отдельность», в других – тесный контакт. Нарушение оптимальности во всехслучаях негативно воздействует на психические состояния человека.
Обсуждаются такиепонятия, как:
1) персональноепространство;
2) групповоепространство.
Устанавливается, чтоперсонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностноезначение: это своего рода механизм регуляции границ между «я – другие».Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменениюпсихологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание вусловиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.
В последнее времяпроблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. Обращаяськ истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления нарубеже XIX – XX вв., становление понятий «педагогическое средоведение»,«педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательныевозможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко имногозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида моглоидти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», вдругом – сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды ииндивида в личностном развитии последнего не признавалось. В последниедесятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательнойсистемы (Л.И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, чтоокружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянныеи меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения» и «среды»:не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, невсе оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться спозицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний – значитпревращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений»
Работы Г.Н. Пантелеева –это обстоятельные исследования в области художественно-развивающей средыкакпространственно-предметной организации участка, которая строится на принципах педагогическойсодержательности и целесообразности, потребности ребенка в разных видахдеятельности, учета законов дизайна и эстетики, экономических и гигиеническихтребований к учреждению данного вида. Воспитательно-образовательное значениетакой среды – приобщение детей к созданию эстетически значимого пространства,систематическое ознакомление с его экологическими достоинствами.
Принципы созданияпредметно-развивающей среды, выдвигаемые исследователями, — это принципы,облегчающие личностное взаимодействие учителя с детьми, обеспечивающие активноеповедение учащихся, проявление у них творчества и самостоятельности. Этипринципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а сдругой – его подвижность, динамичность, возможность трансформации,видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства может обеспечитьодновременное осуществление деятельностей по интересам.
Исследователи утверждают,что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действоватьи взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетомвозрастных и половых различий детей.
Очень важным являетсяпринцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но иразвивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать ккультурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшиеобразцы общечеловеческой и национальной культуры.
В основу психолого-педагогическойконцепции развивающей среды, разработанной С.Л. Новоселовой, положендеятельностный подход к педагогическому процессу – современные представления овлиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка.Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет кдепривации личности, сужает ее возможности.
С.Л. Новоселоваутверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметнаясреда и содержательное общение со взрослым. «Развивающая предметная среда– это система материальных объектов деятельности ребенка, функциональномоделирующая содержание развития его духовного и физического облика.Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средствобеспечения разнообразной деятельности ребенка».
Основные требования кпредметной среде –ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своегоближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная средаобразовательного учреждения является «носителем культуры педагогическогопроцесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявлениятворчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения».Полноценная предметная среда для детской деятельности – это по существу стартдальнейшего прогресса общества; отсутствие ее может привести к деградации целейчеловеческого развития.
Деятельность ребенка вобогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центредеятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией,обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенказа пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности иподнимает его на более высокий уровень знания, т.е. создает новый образ мира, адеятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие школьника.«Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитиедеятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу необнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».
Словесные объяснениямалоэффективны для школьника, и даже в том случае, когда одновременно со словомдемонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именнопоэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так какориентировка в любом материале для школьника требует перехода к действию сматериалом.
Важным аспектом концепцииявляется конкретные рекомендации по созданию в образовательном учрежденииразличных «пространств» для разных видов деятельности взрослых и детей: каждыйкомпонент развивающей среды должен отвечать принципу– функционального комфортаобеспечивать основные потребности в деятельности, разнообразие и удобстводеятельности, соответствовать положениям эргономики. Образовательное учреждениедолжно принадлежать детям и взрослым – педагогам и родителям: всем должно быть удобно,уютно, интересно. Детям должны быть доступны все функциональные пространстваучреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельностивзрослых.
Особое внимание уделеноавтором проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться сприродой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать ихвидоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, чтоживет и растет на территории образовательного учреждения. Авторомпредполагаются три варианта содержания животных на учебно-опытном участке:безвольерное содержание домашних животных и некоторых диких; вольерноесодержание диких и домашних животных; привлечение на территорию учрежденияестественной фауны. Ценно в этих рекомендациях то, что автор подходит к даннойразвивающей среде одновременно с двух позиций – экологической и педагогической:во всех трех случаях рекомендуется максимально благоприятное содержаниеживотных (что особенно важно для развития гуманности в детях), а такжепродумывается возможность эффективного осуществления педагогического процесса(удобство восприятия животных, содержательное и безопасное наблюдение, участиев уходе за ними).
Предметная средастановится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «Отподготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности изаинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметнаясреда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок ивзрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде».
 
1.2 Учебно-опытныйучасток, его значение, оснащение и озеленение
 
Природа с ее необычайнымразнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильноевпечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркиепредставления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразиерастительного и животного мира на участке, правильная – с экологической точкизрения – организация зеленой зоны составляют развивающую экологическуюсреду, пригодную для воспитания детей. Для постоянного общения детей сприродной средой создается, оснащается территория образовательного учреждения.Хорошо оборудованный и удачно расположенный учебно-опытный участок украситтерриторию, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересныенаблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Учащиесяимеют возможность сосредоточивать свое внимание на объектах природы, чтообеспечивает более глубокое их познание. Дети имеют возможность длительно рассматриватьприродные объекты, наблюдать за ними; постепенно у них формируются осознанныезнания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т.д. ),трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний инавыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережноеотношение ко всему живому, чувство ответственности.
Требования к подборуобъектов на учебно-опытном участке:
1. Растения и животныедолжны быть типичными для той или иной систематической или экологическойгруппы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами,условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений иживотных.
2. Растения и животныедолжны быть внешне яркими, привлекательными, способные вызвать и удержать ещене очень устойчивое внимание детей.
3. Необходимо иметьнесколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможностьдетям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки,подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
4. Растения и животныедолжны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Учебно-опытный участок-место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характерутруда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен учащимся 4-х классов.Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своегосодержания сложного оборудования.
6. Необходимо учитывать возможностьнормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в конкретныхклиматических условиях. Размещая объекты на учебно-опытном участке, следуетучитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни к растения нуждаютсяв большом количестве солнечного света, другие плохо переносят прямые солнечные лучи– их помещают в разные места. При размещении объектов необходимо учесть и эстетическуюсторону: учебно-опытный участок должен радовать глаз, украшать территорию. Приэтом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободноподходить, наблюдать и трудиться.
7. При подборе деревьев икустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:
для посадки необходимоподбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;
они должны бытьразнообразны по высоте, окрасу листьев, срокам цветения, созревания плодов исемян.
Такой подбор деревьев икустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразиирастений, развивает эстетические чувства. Главная особенность этих условий –привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, впространство его жизнедеятельности.
Специфическими чертамиметодики экологического образования являются: непосредственный контакт ребенкас объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение ипрактическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессеобсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки,картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить идополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственногоконтакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится вэкологическом образовании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны бытьсами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения)условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям иэволюционно сложившимся приспособленности живых организмов, что нагляднодемонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическая среда – это, прежде всего конкретныеотдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении инаходятся под опекой коллектива взрослых и детей.
В образовательномучреждении могут находиться любые животные и растения, если они:
— безопасны для жизни издоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивныеи непредсказуемые в своем поведении животные);
— неприхотливы, т.е. нетребуют специального содержания и ухода: в детском учреждении главное вниманиеуделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания ипредметная среда его жизни, поэтому за растениями и животными не долженотнимать у учителя много времени, сил и внимания.
Четкое соблюдение подходак оборудованию и оснащению зоны природы позволяет детям увидеть:
— неразрывную и самуюобщую связь живого организма с внешней средой;
— морфофункциональнуюприспособленность к определенным элементам среды обитания;
— появление новогоорганизма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
— специфику живогоорганизма (растительного, животного) его отличие от предметов;
— многообразие живыхорганизмов и разные способы их взаимодействия со средой.
Таким образом, растениявыполняют важную средообразующую функцию в экологии человека – улучшаютгигиенические и эстетические параметры его предметной среды в помещении.
Учебно-опытный участок – одно из необходимых условийнаглядного и действенного общения учащихся с природой. Во время экскурсий илиуроков дети могут подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести заними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развиваютсянаблюдательность, интерес к ней, во время труда формируются навыки и такиеценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственностьза порученное дело.
Работая в цветнике, наогороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторыетрудовые навыки, у них воспитываются любовь и уважение к труду, ответственностьза порученное дело. На учебно-опытном участке детей знакомят с сезоннымиявлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений иповадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает ихзнаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе иумение видеть в ней красивое.
Правильно организованныйи хорошо озелененный учебно-опытный участок – необходимая база дляосуществления воспитательно– образовательных задач. В их решении важная рольпринадлежит разнообразным средствам экологического образования и использованиюразнообразных приемов и методов.
Одним из этих методов являютсянаблюдения на учебно-опытном участке в естественных условиях – во времяпрогулок и экскурсий. Организация наблюдений и руководство ими должны способствоватьрасширению круга правильных конкретных представлений о растениях и животных, оявлениях неживой природы и труде людей в природе, а также помогать установлениюпростых связей и причинной зависимости между предметами и явлениями природы. Впроцессе наблюдений педагог обогащает словарь детей, воспитывает интерес,любовь к природе, умение видеть ее красоту.
Другим методомдействительного ознакомления с природой является труд детей. В настоящее времяуделяется большое внимание трудовому воспитанию школьников.
Труд в сочетании снаблюдениями обогащает детей знаниями о растениях и животных, об условиях ихроста и развития, о людях, преобразующих природу, об использовании ее богатствчеловеком. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращиваниярастений, ухода за ними и за животными, навыками правильного обращения ссельскохозяйственным инвентарем и предметами ухода.
При правильнойорганизации коллективного труда детей огромную радость им доставляют егорезультаты, а это, в свою очередь, способствует воспитанию трудолюбия, чувстваответственности, интереса и уважения к труду. Наравне с организацией трудасамих детей очень ценным является ознакомление их с трудом взрослых.
Для воспитания у детейзаботливого отношения к природе требуется терпеливая, кропотливая, хотя спервого взгляда и мало заметная работа; педагог исподволь воспитывает у детейпривычку трудиться сначала вместе с взрослыми, а потом и самостоятельно.
Правильно спланированныйи хорошо озелененный участок – это одно из важнейших условий экологическогообразования учащихся.
На учебно-опытном участкепедагог организует наблюдение за природой, во время которого дети многое узнаюто жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолгоостаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественногоинтереса к окружающему миру.
Дети имеют возможностьтрудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какиеусловия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений,приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливоотноситься к природе.
Участок – это и место дляразнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотретьпри его организации.
Участок должен отвечатьопределенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят отчисла детей, посещающих образовательное учреждение. Норма площади на ребенка 35-45м.В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следуетучитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находитсяобразовательное учреждение.
На участке располагаютсяигровая площадка, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательныйбассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, садаи для содержания животных и птиц.
Участок огораживаютзабором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников,посаженных в 1 – 3 ряда.
Озеленение участкасоздает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность,уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температуравоздуха, влажность, солнечная радиация.
В формировании участкабольшое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиесярастения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки длязакрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременнопомогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.
Подбор растений дляцветника. Дляцветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весныдо поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяетлюбоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны бытьнеприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанныеусловия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние имноголетние растения.
Планировка цветника. При планировке цветника нужномаксимально использовать площадь участка, оставляя место для свободнойдеятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта.
Разбивая цветник, следуетучитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетаниерастений по цвету, декоративность размещения в пространстве.
Необходимо предусмотретьсочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуетсяизбегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синихс сиреневыми и лиловыми.
Не следует забывать оформе и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать скрупными цельными или линейными листьями.
Рекомендуются посадкицветущих растений и в виде партера. (Это цветочный квадрат илипрямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетаниеоднолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Этомогут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистаяроза.
Не следует стремиться кширокому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника.Лучше подобрать несколько видов, хорошо растущих в определенном климате, неслишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.
Устройство газона. Научастке необходимо найти место для зеленого газона. Газон – это площадьс естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Егоможно использовать для озеленения возле цветника или плескательного бассейна.Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снимаетвозбуждение, дает отдых утомленному зрению.
На учебно-опытном участкедолжны быть такие отделы:
— экологический отдел;
— отдел плодово-ягодныхрастений;
— зоологический отдел;
— отдел овощных растений;
— отдел полевых растений.
Из овощных растений выращиваютрайонированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений, быстрорастущие,раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Дляовощного севооборотаможно посадить разные сорта лука, салата, моркови,редиса, кабачка, баклажана, арбуза.
Таким образом, правильноспланированный, оснащенный учебно-опытный участок с большим разнообразиемобъектов и зеленых насаждений способствует решению задач экологического ивсестороннего развития, воспитания учащихся.

Глава 2. Формированиеу детей отношения к природе в процессе деятельности в экологоразвивающей среде
 
2.1 Совместнаядеятельность педагога и детей в экологоразвивающей среде
Создание стационарнойразвивающей экологической среды в образовательном учреждении – это непрерывныйпедагогический процесс, который включает организацию экологических пространств,их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимыхдля жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность являетсяметодом экологического воспитания: она приручает систематически думать и реальнозаботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве сдетьми. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если онавыполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые делают все сами и недают возможности детям знать, наблюдать и участвовать в делах по созданиюнормальных условий для обитателей, уголков природы, комнаты природы, всеготого, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость иневнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Совместная организационно-хозяйственная,трудовая деятельность в зеленой зоне, выращивание растений, забота о взрослыхживотных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разнойстепенью включенности и участия, как взрослых так и детей. Дети могут статьучастниками этой деятельности тремя способами: рассказ учителя о разных делах исобытиях в образовательном учреждении; наблюдение деятельности взрослых;практическое участие школьников. Самая распространенная форма совместной деятельности– это создание и поддержание необходимых условий для содержания природныхобъектов. В совместной деятельности учащиеся могут являться наблюдателями, практическимиисполнителями, и, тем не менее, при этом образец взаимодействия взрослого сприродой имеет решающее значение: дети вслушиваются в ласковый разговорвзрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что икак надо делать, видят действия учителя и охотно принимают в них участие.
По мере взросления детейменяется функция учителя и степень их самостоятельности, но деятельность остаетсясовместной. Педагог и дети выступают в паре, но приоритет может оставаться завзрослым, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы моипомощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» Постепенно самостоятельностьребят интенсивно нарастает. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимоесами, а педагог им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах можетбыть очень большой). Обучение в совместной деятельности по созданию необходимыхусловий для растений и животных происходит косвенно – как помощь взрослогоребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Яваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается». Педагогобязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их зауверенность и инициативу.
Все это, во-первых, позволяетвоспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можновыявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы, не произошло ли с нимикакого ЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которыхнаходятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовыхопераций, которые необходимо выполнить.
Вторая составляющаяметодики традиционна – это реальные трудовые операции по улучшению условий дляживотных и растений. Они должны заключать в себе жизненную ипедагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальнымвниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальнымудобством для ребенка, их исполняющего.
Третья составляющаяметодики – заключительный осмотр – позволяет увидеть целесообразность трудовыхусилий. Дети наблюдают, как всем обитателям стало лучше оттого, что онипотрудились. Это эмоциональное завершение совместной деятельности педагога идетей. Оно вселяет уверенность, рождает понимание важности реальнойпрактической заботы о природных объектах, вызывает желание снова участвовать вэтом мероприятии.
Труд детей, какого быобъема он ин был, всякий раз становится осмысленным, экологическицелесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений иживотных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляетсяпонимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, заботавзрослых и детей о растениях и животных, создание и поддерживание необходимыхусловий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве,является главным методом экологического воспитания, методом, которыйобеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических уменийдолжного взаимодействия с природой ближайшего окружении.
Растения и животных можнопо-разному расположить и сгруппировать, создавая тем самым экологическиепространства для проведения разнообразной педагогической работы. Экологическоепространство – это небольшая территория, занятое объектами природы иимеющее определенное функциональное назначение. Главная особенность ипреимущество зеленой зоны — непосредственная близость его обитателей к детям.Это позволяет учителю на протяжении всего учебного года использовать его дляпроведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разнойдеятельности. Растения и животных могут видеть родители, вместе с детьминаблюдать за ними, обсуждать интересные моменты. Иногда они смогут увидеть, какдети трудятся, что не маловажно для формирования единого подхода к воспитанию всемье и школе. Должна быть продумана организация обслуживания и методикаиспользования экологического пространства в педагогическом процессе. Экологическиепространства могут быть использованы для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительнойдеятельности детей и взрослых, для нравственно-трудового (гуманистического)воспитания.
Таким образом, тщательныйподбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требованийк среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природеболее интересными, содержательными и увлекательными. Метод совместнойдеятельности по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среденаполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Этиприемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений оприроде и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит отобъема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течениеучебного года каждый ребенок вместе с педагогом трудился и реально заботился оприродных объектах. Тольконеоднократное включение детей в совместнуюдеятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическомобразовании.
2.2 Отношение детей кприроде как результат экологического образования
Важной подсистемойэкологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеетэмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практическихдействиях, деятельности.
Значимой характеристикойотношения является его осознанность, которая формируется на основезнаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связеймежду знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основезнания – к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознаниеобъективности происходящего.
Исследование В.А. Ясвина,посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основеединения с ней, показало, что сложившийся культурно-исторический опытчеловечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое неможет обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планетесообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагматизм –природу рассматривает лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляетсебя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такоеотношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействиес ней по этим нормам.
Исследованиемустановлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическоеотношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (спозиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблемаформирования такого отношения может быть с успехом решенав процессеэкологического образования, если его методология предусматривает не объективныйвзгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный – как на ценность,как на одухотворенный личностью «мир природы».
Важнейшим компонентомтакого отношения является поступок. Формирование субъектно-этическогоотношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которыеоказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическуюсферу личности.
Исследованиями выявленряд общезначимых фактов:
— Отношение к природеподдается формированию: у школьников отношение не носит обобщенный характер –это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят впространство их жизнедеятельности.
— Личностное (субъективное)отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям,объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит еговоспитатель, т.е. на основе знаний.
— Формирование отношенийи его проявление всегда связаны с деятельностью – трудовой, игровой,изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.
— Первоосновойвозникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт ссамой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическоевзаимодействие с живыми существами.
— Отношение к объектам иявлениям природы у школьника появляются только на основе эмоций – чувственныевпечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются вотношение.
— Формирование отношенияк природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено споиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса),вызывающих у него личностные переживания.
— Отношение к природеможет носить разные оттенки – бережное, заботливое, познавательное,эстетическое, ответственное, осознанно – правильное, экономно – бережное,характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии еедостижения.
Знания о природе влияютна становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинаютпонимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своейдеятельности, поведении. Появляющееся у детей хорошее отношение к природномуокружению – это результат специальной организации педагогического процесса. Водних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность(трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительногоматериала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотртелепередач и пр.),
В третьих –взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В. Д. Сычподчеркивает, что у школьников развивать эстетические чувства и сформироватьэстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же неисключаются экскурсии в природу, живое общение с природой, восприятие еенатуральной красоты.
З.П. Плохий обращаетвнимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным,среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятсяфакторами воспитания в детях положительного отношения к природе.
Большое значение имеет игра,которая вызывает положительные эмоции – ребенку радостно, и он готов восприниматьи усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается влюбую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения,правила и легко их выполняет.
Все детские психологиобращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А.В. Запорожецподчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивыповедения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятныдетям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности.
Отношение к природе имеетразные оттенки, что связанно с направленностью воспитательно-образовательногопроцесса, личностными особенностями ребенка.
Экологическому подходуболее других отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. Приэтом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знанииконкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой егообитания. Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет пониманиемэкологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснитьпочему надо так поступать, или понимает слова взрослого, который ему объясняет,просит, запрещает.
Осознанно-правильное – это общее (базовое) отношениешкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметьэстетический, этический или познавательный оттенок.Красивое в природе,например с экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно:прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностьюсоответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет,развивается и функционирует. Им можно любоваться – это красота здоровогоорганизма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из-заплохих условий) – надо сочувствовать и помогать.
Осознанно-правильноеотношение к природе,являющейся стержнем экологической культуры, строится на понимании связирастений и животных с внешними условиями, их приспособленности к средеобитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни отвоздействия факторов внешней среды, деятельности человека; пониманииизначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходитв полноценных естественных или специально созданных условиях.
Исходным звеномвоспитания осознанно-правильного отношения детей к природе является системаконкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы:многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессероста, развития, жизнь в сообществах.
Каким же образом методсовместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которуюосуществляют учитель и дети способствует формированию положительного отношенияк природе?
Прежде всего, отношениескладывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают отучителя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животныхкормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенноопределенный, корм. В эти пояснения вкладывает конкретные, небольшого объемапрограммные знания, многократно повторяя их в сходных ситуациях.
Для формированияотношения словесного пояснения недостаточно, поэтому педагог на глазах у детейпроделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и словодополняют друг друга – это два приема, которые сливаются в единыйпедагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природойна конкретном примере. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, укоторых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого идетей восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент.
Влияние на становлениеправильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая,сочувствующая интонация выражает отношение самого учителя и служит для детейпримером проявления чувств и заботы о питомцах.
Таким образом,положительное отношение детей к природе должно являться стержнем формируемой уних культуры взаимодействия с природой, являться важным направлениемэкологического образования, отражающим результат всей эколого-педагогическойработы с детьми, ее конечным продуктом и показателем.

Глава 3.Проектирование экологоразвивающей среды образовательного учреждения
 
3.1 Проектэкологоразвивающей среды МОУ «Гимназия г. Омска №4»
Во время прохожденияпедагогической практики в МОУ «Гимназия г. Омска №4» было проведено изучениесостояния экологоразвивающей среды на территории данного образовательногоучреждения. Для этого были проведены беседы с заместителем директора ПетровойВ.И., учителями начальных классов Смирновой В.М., Титовой С.В., а такжепроизведен осмотр учебно-опытного участка и дан анализ его соответствия целям изадачам учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении Наосновании полученных данных был разработан проект экологоразвивающей среды МОУ«Гимназия г. Омска №4»
Анализ соответствияоснащения территории МОУ «Гимназия г. Омска №4»
1.  Отсутствует единое ограждение заборомтерритории МОУ «Гимназия г. Омска №4», а также «живой изгороди» по периметру.
2. К зданию ведетасфальтированная дорожка, с одной стороны которой имеются небольшие клумбы соднообразным подбором декоративных растений, что является недостаточным дляформирования представлений учащихся о разнообразии этой группы природныхобъектов.
3. На территории МОУ«Гимназия г. Омска №4» недостаточное количество отдельно стоящих деревьев,кустарников, а также отсутствуют аллеи, рощи и другие формы посадки зеленыхнасаждений.
4. На территории МОУ«Гимназия г. Омска №4» отсутствуют плодово–ягодные посадки, однако учащиесяданного образовательного учреждения имеют возможность посещать МУДОД «Станцияюных натуралистов», территория которой находится в непосредственной близости игде представлены некоторые виды плодово–ягодных растений.
5. На территории МОУ«Гимназия г. Омска №4» отсутствуют овощные посадки, которые также имеются вМУДОД «Станция юных натуралистов». Учащиеся школы имеют возможность посещатьтеплицу, расположенную на территории МУДОД «Станция юных натуралистов».
6. На территории МОУ«Гимназия г. Омска №4» много пустующего пространства, занятого сорнымирастениями и пригодного для оформления газонов, экологической тропы, гдевозможен посев разнообразных травянистых растений данной местности.
7. Территория МОУ «Гимназияг. Омска №4» располагает большой площадью, отведенной для занятий учащихсяфизической культурой, спортом. Она позволяет дополнить эту площадь и местом дляорганизации игр учащихся на свежем воздухе вне уроков физкультуры, для работы сприродными материалами, для общения с животными, временно содержащимися научастке.
3.2 План и макетшкольного учебно-опытного участка
Для конкретизации проектаэкологоразвивающей среды МОУ «Гимназия г. Омска №4» разработан примерный планшкольного учебно–опытного участка
Кроме этого изготовленмакет учебно–опытного участка и даны рекомендации по его оснащению.
Рекомендации пооснащению учебно–опытного участка МОУ «Гимназия г. Омска №4»
1.  По периметру участка вдоль заборавысадить древесные и кустарниковые растения для создания «живой изгороди»,которая будет защищать территорию от шума близлежащей дороги, от выхлоповавтомобильного транспорта и других неблагоприятных воздействий.
2.  Увеличить количество цветников,площадь газонов, оформить партер, рабатки вдоль асфальтированной дорожки увхода в здания образовательного учреждения.
3.  Заложить на пустующей территориихвойный бор, березовую рощу, аллею из древесных пород данной местности.
4.  Совместно с МУДОД «Станция юныхнатуралистов» разнообразить подбор плодово–ягодных растений и заложить плодовыйпитомник. Возможна установка ульев в удаленной части территории МУДОД «Станцияюных натуралистов».
5.  Совместно с МУДОД «Станция юныхнатуралистов» разнообразить подбор овощных растений и заложить парники.
6.  Совместно с МУДОД «Станция юныхнатуралистов» оформить экологическую тропу в соответствии с имеющимся проектомс целью расширения представлений учащихся о лекарственных и об охраняемыхтравянистых растениях данной местности.
7.  Рядом с имеющейся спортивнойплощадкой оформить игровую площадку, оснастив ее игровым оборудованием, местомдля игр с природными материалами (песком, глиной, галькой, водой, льдом), атакже заложить мини водоем.
8.  Оснастить место для работы учащихся сприродным материалом, место для временного содержания животных. Для привлеченияптиц в течение всех сезонов установить «птичий столб».

Заключение
Таким образом, в ходенашего исследования мы пришли к заключению о том, что важнейшим факторомстановления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспектыоказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Предметнаясреда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым вформировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, ихблагополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятнойобстановки, развивающей среды.
Создание учебно-опытныхучастков помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитиюличности школьника. Учебно-опытный участок способствует повышению научногоуровня школьного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесносвязаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания,полученные на уроках. Главное состоит в том, что дети овладевают умениямиприменять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигаянеразрывное единство природной среды и человека.
На учебно-опытном участкеобучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь нетолько научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы,связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия длясочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условиевоспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связьобучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение ктруду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда иотдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозироватьэкологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшимпроявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общегосостояния природы на территории образовательного учреждения.
Создание учебно-опытногоучастка помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки,чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направленына решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношенийчеловека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формыорганизации образовательного процесса на учебно-опытном участке.

Литература
 
1. Алексеев С.В.Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. — СПб., 1994.
2. Гирусов Э.В.,Широкова И.Ю. Экология и культура. — М., 1983.
3. Гирусов Э.В. Отэкологического знания к экологическому сознанию// Взаимодействие общества иприроды. — М., 1986.
4. Глазачев С.Н.Экологическая культура. — М., 1997.
5. Глазачев С.Н.Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии / под ред. В.И Данилова-Данильяна,Д.Ж. Марковича. — М., 1998.
6. Грецова В.Г.Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней. –М., 1969
7. Дежникова Н.С.Учитель как человек экологический // Педагогика. — 1994. — № 5.-9-11с.
8. Дрейер O.K., Лосев В.А. Экология и устойчивое развитие. — М., 1997.
9. Закон РФ «Обохране окружающей природной среды» // Экос Информ. -1992. -№1.-16-32с.
10. Захлебный А.Н. Наэкологической тропе. — М.: Знание,1986.
11. Игнатова В.А.Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / под ред. В.И.Загвязинского. — Тюмень, 1998.
12. Кривощекова Н.В.Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотностидошкольников. — Оренбург, 1999.
13.  Ковалев Г.А. Психологическое развитиеребенка и жизненная среда. — М., 1993.
14. Кочергин А.Н.,Марков Ю.Г., Васильев И.Г. Экологическое знание и сознание. Особенностиформирования / под ред. Г.А. Анпилова. — Новосибирск, 1987.
15. Лихачев Б.Т.Экология личности // Педагогика. — 1993. — № 2.-21-24с.
16. Лихачев Б.Т.Структура экологической культуры личности и педагогические основы ееформирования // Экологическое образование / под ред. В.И. Данилова-Данильяна,С.Н. Глазачева, Р.Лоба. — М., 1997.
17.  Маркова Т.А. Педагогические условияформирования экологической воспитанности школьников. – СПб., 1999.
18. Моисеев Н.Н.Историческое развитие и экологическое образование. — М., 1995.
19.  Николаева С.Н. Теория и методикаэкологического образования детей. — М.: Академия, 2002.
20.  Николаева С.Н. Как приобщить ребенкак природе-М.: Новая школа, 1993.
21.  Новикова Л.И. Школа и среда. — М.,1985.
22.  Новоселова С.А. Развивающая ипредметная среда. – М., 1995.
23. Охрана окружающейсреды: Проблемы просвещения /под ред. Т.Г. Черемухиной, С.К. Розова, А.Г. Воронова.- М., 1983.
24.  Пантелеев Г.Н. Эстетика участкашкольного учреждения.- М., 1988.
25. Прокофьева О.О.Формирование экологической направленности студентов в процессе подготовкиспециалистов дошкольных учреждений. — Минск, 1999.
26. Решение III Всесоюзной конференции пообразованию в области окружающей среды (29 окт. — 2 нояб. 1990 г., Казань). — Казань, 1990.
27.  Саморукова П.Г. Роль деятельности ируководство ею в развитии наблюдения. – Л., 1968
28. Сафронов И.П.Формирование экологической культуры учителя. — М., 1991.
29. Сластенина Е.С.Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. — М., 1984.
30. Сыч В.Д.Воспитание эстетического отношения к природе. – М., 1979
31.  Табукашвили Т.Г.Педагогические условия развития экологической культуры у студентов детейотделения в системе среднего специального педагогического образования. — М.,1998.
32. Фрейдкин И.С.Ознакомление детей с движением предметов. — М., 1972.
33.  Чернова А.М., Былова А.М. Экология. — М., 1988.
34.  Экологическая культура и образование:Тезисы докладов сессии научного совета по проблемам экологического образованияРАО. Москва, 18 января 1998 г. / под ред. Л.П. Симоновой, С.Н. Глазачева. — М.,1998.
35.  Экологическое образование / под ред. В.И.Данилова – Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. – М., 1997.
36.  Ягодин Г.А., Третьякова Л.Г. Проблемыэкологического образования. – Казань, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.