Реферат по предмету "Педагогика"


Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретически основыформирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
1.1 Мотивация учебной деятельности иповедения младших школьников
1.2 Психолого-педагогические условия формированиямотивации в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности домашних заданий вначальной школе
Глава 2. Проектированиеопытно-эксперементальной работы по формированию учебной мотивации у младшихшкольников деятельности
2.1 Диагностика учебной мотивациимладших школьников
2.2 Педагогические условияформирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Формирование мотивацииучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральныхпроблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальностьобусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования ушкольников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательныхинтересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщегообязательного среднего образования. В настоящее время наше общество требует отшколы повышения качества обучения и воспитания.
Проблема формированиямотивации учения лежит на „стыке обучения и воспитания, является важнейшимаспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителяоказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее входе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — этовоспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе,в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязьосознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позициюшкольника.
По мнению Марковой А.К., «Мотивацияучения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения другс другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы,цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простоевозрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее заними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений,установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними»[10,с. 36].
Учителю важно выяснить,почему именно ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него несформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, ненаучили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учениюпоявилась.
Рассматривать данныйвопрос в настоящее время просто необходимо. Не смотря на множество методов формированиямотивации учения младших школьников, используемых нашими педагогами,мотивировать ребенка на учение важно и нужно через домашнее задание. Необходимопредложить детям такие задания и упражнения, которые он будет выполнять судовольствием. Это привьет ему чувство любви к учебе, самостоятельности иответственности.
Цель исследования –определить педагогические условия, при которых домашнее задание будетспособствовать формированию у младших школьников учебной мотивации.
Объектом исследованияявляется процесс формирования учебной мотивации у младших школьников. Предметомже исследования будут выступать педагогические условия использования поформированию учебной мотивации у младших школьников.
Для достижения же этойцели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущностипонятий: «мотивация», «домашнее задание»;
2) выявить мотивы,лежащие в основе учебной мотивации младших школьников;
3) рассмотретьпсихолого-педагогические условия развития мотивации в младшем школьном возрасте;
4) раскрыть особенностидомашнего задания в начальной школе;
5) подобратьдиагностические методики по выявлению уровня учебной мотивации младшихшкольников;
6) обосновать ираскрыть педагогические условия учебной мотивации младших школьников с помощьюдомашних заданий.
Гипотеза исследования:процесс формирования у младших школьников учебной мотивации будет эффективнее,если при использовании домашних заданий будут соблюдаться следующиепедагогические условия:
1. Соблюдениеопределенного порядка выполнения домашних заданий;
2. Применениеразличных приемов выполнения домашних заданий;
3. Использованиеоригинальных и интересных заданий.
База исследования – 2класс (классный руководитель – Большакова Любовь Александровна) МОУ «Ильинскаяосновная неполная средняя школа» Череповецкого района Вологодской области.

1. Теоретические основыформирования учебной мотивации младших
школьников с помощьюдомашних заданий
1.1 Мотивация учебнойдеятельности и поведения младших
школьников
В школе есть ряд проблем,которые относят к старым, традиционным, то есть и те, с которыми неизбежноприходиться мириться. Проблема мотивации справедливо может быть отнесена к ихчислу. Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебесовершенно безразлично. От них часто можно услышать: «Дети на уроке совершенноне заинтересованы, безучастны, у них нет мотивации». А отсутствие мотивации кучебе является основной причиной неудач на уроке.
Мотивация — это процессы,определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы(внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотивацию можноохарактеризовать по силе (сильная, слабая), устойчивости (ситуационная,постоянная), направленности (на себя, на людей, на задачу – результат илипроцесс), а также по источнику появления (внутренняя, то есть собственная, иливнешняя, то есть простимулированная). Анализ практики, а также данныеисследований указывают на то, что успеха в учебе добиваются те, чья мотивациясильная, устойчивая, вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемымизнаниями, а не внешними мотиваторами; процессом учения и ожидаемымирезультатами, а также потребностями в самореализации через включение впознавательную деятельность.
Мотивационными процессамиможно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование можетпониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и каквнешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
Внутренняя мотивацияпредполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь –самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов.
Внешней мотивацией частоназывают использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».
Под мотивацией достиженияпонимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшитьрезультаты своей деятельности. Мотив в отличие от мотивации – это побуждение кактивности в определенном направлении, это то, что принадлежит самому субъектуповедения, является его устойчивым личностным свойством.
Все наши мотивы исходятиз нашей системы потребностей и с разной степенью осознаются нами, либо неосознаются вообще. Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотившкольников – мотив достижения. И хотя мотив достижений не имеет долгой истории,о нем известно достаточно много.
Так, Г. Мюррей определилэтот мотив как устойчивую потребность в достижении результата в работе, какстремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле.Эта потребность проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного еёсодержания. АД. Маклеланд мотив стремления к успеху понимает как склонность кпереживанию удовольствия и гордости при достижении результата.
У человека с достижениемуспехов связаны два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Мотивизбегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает подвлиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда иунижения. Как правило, оба эти мотива формируются в старшем дошкольном имладшем школьном возрасте в ведущих для этого возраста видах деятельности: удошкольников – в игре, у младших школьников – в учении.
Среди ученых есть разныевзгляды на возможность наличия у одного человека мотива достижения успеха иизбегания неудачи одновременно. Большинство придерживаются той точки зрения,что у школьника мотивация с разной направленностью и при этом разной силывозможна. То есть человек, испытывающий страх неудачи, одновременно может стакой же (или меньшей) силой желать достижения успеха.
Таким образом, может бытьсильная мотивация достижения и одновременно сильная мотивация избеганиянеудачи; преобладание направленности мотива на достижение перед направленностьюна избегание неудачи («достигатель»); преобладание мотива избегания неудачиперед мотивом достижения успеха («избегатель»); низкий уровень мотивациидостижений («слабомотивированный»).
Оба мотивахарактеризуются направленностью на задачу. Каким же образом наличие мотивадостижения разной силы и направленности отражается на результатах ученияшкольников? Многочисленные исследования доказывают, что у учащихся, у которыхнаблюдается высокая мотивация на задачу, а именно на достижение успеха,показывают значительно более высокие результаты, чем те, у кого преобладаетмотивация избегания неудачи.
Особенностью мотивациибольшинства младших школьников является безграничное доверие к взрослым,главным образом учителям, подчинение, подражание и беспрекословное выполнениеих требований. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, чтодети даже не всегда стремятся понять, для чего надо делать то, что им велитучитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу онивыполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Дети этоговозраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочнопринимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник восновном лишь повторяет то, что говорит взрослый.
Это напрямую касаетсятакого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, каксамооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослымиребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников вотличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные,завышенные и заниженные.
Следующим важным моментомявляется сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов иволевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательныйконтроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такогоуровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения,намерения, долгой поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в техслучаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Увлекаясь, оничасами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах такжеотчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности:принятое намерение управляет поведением, не позволяя ребенку отвлекаться напосторонние дела.
Учителя начальной школычаще других взывают к чувству долга и ответственности школьников, стимулируятаким образом развитие данных мотивов. По данным исследований, в начальнойшколе растет количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот,значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.
Помимо этого сильнуюмотивационную роль играют отметки. По данным Л.И. Божович, младшие школьникивоспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества выполненнойработы. Социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько врезультате, сколько в самом учебном процессе.
Тревогу у учителей должновызвать не увеличение числа детей, мотивированных чувством долга или другимисоциальными мотивами, что можно объяснить процессами взросления и социализациишкольников, а уменьшение числа детей, относящихся к учебе с интересом.Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебнойдеятельности, а с отметками, которые выставляет учитель.
К окончанию начальнойшколы у посредственно и слабоуспевающих школьников основным становится мотив«избегания наказания». В результате этого у учащихся не развивается потребностьк творческой деятельности, не формируется ответственность, настойчивость,трудолюбие. Напротив, формируется гибкость поведения в направлении способностиизбегать наказания, ловчить, ориентироваться на контроль.
Таким образом, уже вначальной школе под влиянием методов обучения, которые использует учитель,начинают выделяться внешние мотивы, не имеющие ничего общего с мотивамиобучения. Они делятся на «престижные» (учеба ради отметки и признания) и«принудительные» (угроза наказания). Последние, если сильно выражены, создаютстрессовые ситуации, отрицательно влияют на мышление ребенка.
В 3-4 классах начинаетпроявляться избирательное отношение школьников к предметам, в результате чегообщий мотив становится более дифференцированным: появляется как положительная,так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса кпредмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило,являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего подвоздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.
1.2 Психолого-педагогическиеусловия формирования мотивации в
младшем школьном возрасте
На формирование мотивациивлияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия ипонимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка
Первым условием является характерсамой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболеесильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельностьобладает новизной. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется вшкольном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокуюмотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении техже самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейсянаправленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомогозадания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этомуобрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятииуровня мотивации достижений
Важно соблюдать условиесоотношения сложности задачи с различиями в направленности и силе мотивадостижений. Степень сложности задачи оценивается человеком на основании еёсоответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения.
На интерес к задаче истремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственныхспособностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка.Чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности,тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы ипроявляет большее стремление к достижениям. Отсюда важно, чтобы учитель непереставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.
Для реализации этогоусловия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:
1.Задачи должны быть дляучащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.
2.Деятельность должнапредставлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной исоответствовать уровню притязаний школьников.
3.Нужно, чтобы в работеприсутствовали задачи разной степени сложности.
4.В задачах должнаприсутствовать степень новизны.
5.Слабомотивированныедети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у нихуверенности в собственных силах.
В общепсихологическихэкспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильнуюмотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладаютадекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высокимуровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достиженияуспехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровнепритязаний.
Что касается уровняпритязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной иликакой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системевзаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей,пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группахдостаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокийуровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Вторым важным дляразвития мотивации достижения условием является наличие возможности дляпроявления школьниками самостоятельности.
Самостоятельность можетпроявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановкеучебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля.Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально,вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию уних как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.
Для развития мотивадостижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значениеимеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди,обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехии больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотивизбегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов.Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенкаприходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Говоря о методахпобуждения к достижениям, нельзя не сказать об оценке деятельности учащегося,которая влияет на формирование самооценки личности и её устойчивость. Именнооценка создает у человека внутреннее ощущение успеха или неудачи. Она обладаетбольшой побудительной силой и может играть как мотивирующую, так идемотивирующую роль.
Оценка мотивируетучащихся к достижениям, если воспринимается ими как объективная и справедливая,указывает способы улучшения деятельности, т.е. носит конструктивный характер.Для повышения мотивации важно, чтобы человек внутренне принял оценку.Непринятые оценки или не мотивируют, или понижают уже имеющуюся мотивацию.
Необходимо, чтобышкольники были включены учителем в оценочную деятельность в качестве субъекта,и чтобы у них было право на самооценку, а сами оценки были обоснованными.
Для того чтобы оценканосила мотивирующий характер, учитель должен следовать следующим правилам:
1.Всех учащихся,показавших одинаковые результаты, оценивать одинаково.
2.При оценке подчеркиватьте стороны деятельности, которые наиболее значимы для самого ученика.
3.Оценивая, выявлять нетолько недостатки, но и успехи учеников.
4.Уважать личное мнениеученика, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность, несмотряни на что.
5.Стремиться уйти отнежелательного в общении с учеником эмоционального напряжения, испуга,раздражения.
6.Обсуждать с ученикамипричины ошибок и пути их исправления.
7.Добиваться, чтобыученик действительно принял оценку и знал, как её улучшить.
8.Создавать у ученикаположительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.
Среди учителейраспространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощьюсоревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотивадостижения. Если рассмотреть его как задачу, то участников, ориентированных науспех, будет мотивировать то соревнование, в котором шанс победить не менее50%, а для ориентированных на избегание неудачи еще выше. Поэтому многие детиизбегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участникамидействительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых поспособностям детей. Замечено, что в классах, однородных по своему составу,стремления детей к достижениям выше, чем в классах смешанных способностей. Этообъясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуациидостижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших простонет соперников.
Среди прочих условий,одним из важных для проявления стремления к достижению является время.Неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности как«достигателей», так и «избегателей». Необходимо правильно определять то время,за которое требуется выполнить работу: при жестких сроках и недостатке времениучащиеся с мотивом, направленным на избегание неудачи, попадают в ситуациюстресса и практически перестают работать; недостаток времени может мобилизоватьтолько высокомотивированных на достижение успеха школьников.
Ещё одно условие,влияющее на мотивацию достижения, — это личный пример и ролевое поведениезначимых взрослых, учителей и родителей.
Чем выше эмоциональнаявключенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающаяобстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.
Проведенные исследованияуказывают на то, что наиболее сильную мотивацию достижений проявляют дети изсемей так называемого среднего класса, т.е. семей достаточно обеспеченных иобразованных родителей. Это, по-видимому, связано с картиной прогнозируемогоими будущего. Чем в более позитивном свете рассматривается будущее, тем вышеуровень мотивации достижения человека в настоящем, т.к. мотив достиженияобуславливается оценкой будущих возможностей достижения успехов.
Для формированияуверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенноважно:
1. Создаватьатмосферу доверия между учителем и учеником.
2. Бытьзаинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
3. Видетьиндивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиесяу ребенка мотивы.
4. Сделатьдеятельность учащихся определенной и понятной.
5. Обеспечивать уучеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.
Таким образом, учитывая всеперечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своемклассе проблему развития мотивации.
1.3 Особенности домашнихзаданий в начальной школе
Домашнее задание –типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможнообеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Бездомашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного науроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также длявоспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания,самостоятельности и организации своего внешкольного времени.
Выделяют шесть главных целей домашних заданий:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагаетсязакрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменнымиупражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями заокружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуютустановления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемымиявлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материаленаиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательностьсобытий, классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе,предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применениеммыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученикдолжен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное,установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделатьобобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах,позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобныезадания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихсяцелого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как вклассной, так и во внеклассной работе.
5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которыеспециально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихсятребуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое ихосознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливатьнеобходимые связи и т.д.
6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специальнонаправленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственноевоспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этойзадачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверкезадания акцентирует на ней внимание учащихся.
Выделяют следующие виды домашних заданий:
1) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:
· заучивание материала учебника и его пересказ;
· группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к егоизложению
· осознание последовательности отдельных фактов и положений;
· ответы на специально поставленные вопросы учителя;
· подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
· выделение в тексте основного и второстепенного материала,
· постановка опытов (домашних экспериментов по физике, химии,биологии, математике);
· практические работы, решение качественных задач;
· решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;
· работа над устранением ошибок,
· письменные ответы на вопросы;
2) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающиеиндивидуальные особенности учеников:
· Сочинение
При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу– изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большогоматериала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.
1. Историякакого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История возникновенияпроцентов», «История развития буквенной символики», и др.),
2. Приложение учебногопредмета в какой-нибудь области знаний («Применение математики в сельскомхозяйстве», «Геометрия вокруг нас» и др.).· Самостоятельное составлениезадач.
Положительное влияние на умственное развитие учащихсяоказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работынадо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин,участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии сдействительностью.
Составлять задачи можно:
1) по применениюматематики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместныпосле проведения экскурсии на производство);
2) по составлениюлогических задач, числовых ребусов, чайнвордов   и.д.
В школьной практикеуказанный вид домашнего задания не находит широкого применения. Многие учителянедооценивают работу по самостоятельному составлению задач учащимися. Междутем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал,учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни,оценивать получаемые результаты.
При составлении задач уучащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимсявнести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаетеих работать упорнее, но и развиваете у них желательный склад ума.· Домашние контрольные работы.
Определенную роль ввоспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с книгой играютдомашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашнимизаданиями. В них необходимо предусматривать задания не только на простоевоспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приемов,понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, еговидоизменение, придумывание самостоятельных примеров.
Эти работы преследуютследующие цели:
1. приведение всистему материал какого-либо раздела, проследить линию вопроса по программеразных классов, обеспечивая необходимое повторение материала.
2. развитие мышленияучащихся;
3. предупреждениеотставания учащихся;     
4. расширение иуглубление знаний;
5. воспитаниеинтереса к предмету и др.
· решениянетипичных и нестандартных задач;
· изготовлениенаглядных пособий, схем, таблиц и т.д.
Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:
· для закрепления пройденного материала;
· для подготовки в усвоении нового материала.
Нужно отметить, что здесь приведены далеко не все виды домашних заданий,которые предлагаются в школе, так как в основном вид домашней работы зависит отконкретного учебного предмета.
Учитель одновременно может задавать домашнее задание двух или трехуровней:
Первыйуровень –обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютнопонятно и посильно любому ученику, за обучение которого Вы беретесь.
Второйуровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и безособой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могутосвобождаться от задания первого вида.
Третийуровень –творческое задание. Используется учителем или нет в зависимости от темы урока,подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах истимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Качество и культура труда школьников по выполнению домашних заданийвключает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований,основывающихся на психолого-педагогических закономерностяхучебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Вотважнейшие из этих правил.
1 правило. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоениязнаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что длявсестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следуетвдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколькораз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается«глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н.Шардаков[1.148] приводил сравнительные данные об эффективностиконцентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были получены впроцессе экспериментальной работы во 2, 4, и 6 классах. Для запоминания давалсяотрывок из стихотворения, однако одна группа ребят заучивала егоконцентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней.Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен былпрочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывалзатруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что большенапоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применили приемконцентрированного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способомраспределенного во времени запоминания, нуждались в подсказке гораздо реже.
2 правило. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения.
Любой материал, полученный на уроке, быстро забывается. Немецкий психологГ. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов установил скоростьзабывания [1.245]. В первые часы после запоминания свежего материала полнотазапоминания стремительно падает вниз. Именно в эти часы пропадает основнойобъем информации. В течение первых 10 ч после запоминания пропадает 65 %полученной информации. Далее интенсивность забывания снижается и к концу вторыхсуток пропадает еще 10% информации. Таким образом, через два дня в памятичеловека остается только 25% того, что он запомнил ранее.
Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. Дело втом, что вновь образованные нервные связи непрочны и легко тормозятся.Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи.Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же послевосприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забываниезнаний, усвоенных на уроке, необходимо сразу же провести работу по ихзакреплению. Именно поэтому во всех методических пособиях настоятельнорекомендуется выполнять домашние учебные задания в день их получения.
Например, если урок истории или математике в 3 классе был в понедельник,а следующий – в пятницу, то, естественно, учить его надо не в четверг, а впонедельник. Это, однако, не исключает необходимости повторения ивоспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий.
Это положение было проверено. Один из седьмых классов повторял урокиистории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой –накануне следующего урока по этим предметам (четверг). Тексты идентичны. Числоповторений и условия подготовки – одинаковые. Полученные при этом результатыпоказали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняетсяв памяти более продолжительное время, хотя на следующем уроке воспроизводится вменьшем объеме. То, что повторяется накануне урока, на следующий день воспроизводитсяв большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памятихуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памятиизучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующимповторением накануне очередного урока.
3 правило. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторениятеоретического материала, т.е. с работы над учебником.
Повторение теоретического материала, необходимого для выполненияписьменных заданий, вызвано в основном двумя причинами.
Во-первых, перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнитьтеоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решенияписьменных заданий и обосновать свой выбор.
Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работыповышает прочность закрепления материала. Дело в том, что различают четыре типапамяти: зрительную, слуховую, моторную, смешанную.
У большинства людей развита смешанная память, т.е. у них в той или инойстепени развиты элементы всех трех основных типов памяти (зрительной, слуховойи моторной). В этом случае полезно более или менее равномерно пользоватьсявсеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.
По данным психологии восприятия, даже если человек имеет тип памяти с ярковыраженным доминированием одного основного типа (например, только зрительнуюпамять), то он усваивает материал зрительно лучше, если использует все триосновных способа.
Активное воспроизведение знаний и самоконтроль в процессе усвоенияматериала повышает заинтересованность учащегося при осмыслении и усвоении имзнаний. Благодаря этому материал запоминается прочнее.
При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой формеучебной работы, большую роль играет уровень интереса учащихся к изучаемомувопросу и данному виду учебной работы. Высокий уровень интереса не толькоусиливает упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и повышаетстремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности – ученик старательновыполняет упражнения и подбирает наиболее удобные способы и приемы учебнойработы.
4 правило. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала поучебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать сработы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужнопопытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следуетобратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшиеположения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению.После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказматериала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросыучебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимоеще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведенияизучаемого материала.
Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам.В старших классах она значительно видоизменяется. В этих классах учащиесянаряду с учебником часто используют и дополнительные источники знаний (текстыхудожественных произведений, научно-популярную литературу, историческиедокументы и т.д.) Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняетсвои черты, о которых шла речь выше. Не меньшее значение имеет в старшихклассах применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительномувеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении заданийстановится еще выше.
Указывая на большую роль активного воспроизведения значений исамоконтроля в процессе усвоения изучаемого материала, К.Д. Ушинскогоподчеркивал, что в этом случае достигается более высокая степеньсосредоточенности внимания на осмыслении и усвоении знаний, и поэтому онибыстрее и прочнее запоминаются.
Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встречаются), которые (то всилу своей слабой памяти, то по причине недостаточного внимания на занятиях)перед изучением материала дома не в состоянии ничего «вспомнить» ивоспроизвести из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом случае необходиморекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном восприятии материала) онипопытались выделить и осмыслить основные вопросы темы, а воспроизведение(пересказ вслух, воспроизведение про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.)начинали после повторного чтения учебника.
Свою специфику имеет работа по усвоению и воспроизведению значительногопо объему и сравнительно трудного учебного материала. Такой материалцелесообразно расчленять на части и каждую часть повторять и воспроизводитьотдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от другойкратковременным отдыхом продолжительностью 5 – 10 мин.
Большую роль в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка назапоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти изучаемогоматериала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологическойустановкой, он не только проявляет упорство и настойчивость в овладениизнаниями, но и подбирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельнопреодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.
Психологические исследования показывают, что сохранение знаний в памятизависит также от их содержания. Быстрее забываются формулировки, определения иописательный материал. Более продолжительно сохраняются знания, основанные напонимании закономерностей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь неследует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное вниманиена запоминание правил и выводов.
5 правило. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужносоздать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоениеизученного материала. Как же это делать? Нужно детально продумать ту цель,которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когдахочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда ученик ставитцель как можно лучше выполнить задание, не торопиться и стремиться к глубокомуосмыслению и усвоению материала. Этот настрой (установка) побуждает его кприлежной работе, к проявлению умственных и волевых усилий, что, естественно,значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой(установку) более действенным, определенную и детально продуманную цель полезнопроговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании ипревратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда этаустановка закрепится, необходимость в таком проговаривании отпадает.
6 правило. Приступая к выполнению практических заданий, следуетвнимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме науроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе ихвыполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы стренировочными упражнениями в классе, и содействуют самостоятельному выполнениюписьменных заданий.
7 правило. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметамнеобходимо делать перерыв в 10 – 12 минут для отдыха и психологическогопереключения на другой вид деятельности. Установлено, что после восприятия иусвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании учащихсяпродолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытоезатвердевание» знаний происходит в течение 10 –20 минут, что вызываетнеобходимость указанного выше перерыва.
8 правило. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий поотдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, вчастности, смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучшевсего спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу.В этой связи представляют интерес данные, полученные в результате проведенногоэксперимента. Четырем группам учащихся YII классадавалось задание на усвоение материала по физике с применением приемоввоспроизведения изучаемых знаний. Первая группа учащихся читала учебник и сразуже воспроизводила материал. Учащиеся второй группы после чтения учебника делалиперерыв 10 минут и в это время смотрели небольшой диафильм. Третья группа послеработы с учебником совершала 10-минутную прогулку. Четвертая группа устраивалаперерыв на 20 минут и в это время выполняла несложную физическую работу.Заметим, что воспроизведение изучаемого материала осуществлялось послеоднократного вдумчивого чтения учебника. Лучшие результаты усвоения были в двухпоследних группах, которые после работы с учебником не подвергались сильнымпсихическим воздействиям и спокойно гуляли или занимались легкой физическойработой. Это объясняется физиологическими закономерностями и, в частности,законом нервной индукции. Суть его заключается в том, что последующее завосприятием изучаемого материал сильное раздражение вызывает в мозге появлениенового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только чтосформировавшихся нервных связей.
9 правило. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
Это означает, что после выполнения заданий по всем предметам необходимосделать перерыв на 10 –15 минут, и после этого повторить выполненные задания,воспроизводя их в той же последовательности, что и в первый раз. Такоеотсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствуетвыработке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую.
Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высокой степенисложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу.Обычно такие задания учащиеся младших классов оставляют «для родителей» иобращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенокне знает решения задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или(что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитыепедагогические способности) «наводят» учащегося на правильный способ решениязадания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитивное значение, однакоесли бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительновыше. Поэтому надо предложить учащимся циклический способ выполнения сложныхзаданий [9.24].
Если ребенок при выполнении домашнего задания по математике не смогрешить задачу, то не надо отчаиваться, а следует просто отложить эту задачу изакончить выполнение остальных заданий по этому предмету. После этого следуетначать выполнять задания по другому предмету. Когда задания по всем другимпредметам выполнены, необходимо сделать перерыв. После небольшой передышки,перейдя ко второму циклу, учащийся проводит повторение уже выполненного и опятьвозвращается к решению невыполненной задачи. Здесь он, повторив теоретическийматериал проведенного в классе урока, опять делает попытку решить задачу. Еслизадание опять не решается, то после некоторого времени он оставляет ее изаканчивает повторение других предметов. После окончания второго цикланеобходимо сделать небольшой перерыв и в третий раз попытаться решить сложнуюзадачу.
Такое цикличное обращение к заданию позволяет повысить вероятность егорешения. Это обусловлено в основном тем, что во время перерывов и выполнениядругих заданий условие сложной задачи продолжает осваиваться и осознаваться.Ведь если ребенок неудовлетворен тем, что задание не решается, то даже привыполнении заданий по другим предметам в подсознании идет работа над этойнеподдающейся задачей. Последний цикл повторения весьма полезно в течение 10-15мин проводить непосредственно перед сном в спокойном состоянии. Это создаетоптимальные условия для более глубокого усвоения изучаемого материала.
10 правило. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно водно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся егопростоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оносодействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий,приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.
11 правило. Есть, наконец, еще одно правило, соблюдение которогоспособствует более прочному усвоению (запоминанию) изучаемого материала. Весьмаполезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8-10 мин бегломупросмотру (повторению) изучаемого материала по учебникам и, не подвергая себя никакимдополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создаетусловия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов внейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубокимусвоением изучаемого материала.
Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следуетзнать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебнойработы.

2. Проектирование опытно-экспрментальной работы по формированию
учебной мотивации младших школьников
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников
Изучение мотивации и ееформирование – это две стороны одного и того же процесса воспитаниямотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – этовыявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшегоразвития у каждого обучающегося. Результаты изучения становятся основной дляпланирования процесса формирования. Само по себе формирование являетсяцеленаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходнымуровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые былинамечены. Педагог не должен занимать позицию хладнокровного наблюдателя за тем,как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера обучающихся, а стимулируетее развитие системой психологически продуманных приемов. Учебная мотивациявлияет на характер деятельности младших школьников, отношение ребенка к учению,на становление ученика как личности. Изучение и формирование мотивации учениядолжен иметь объективный характер, с одной стороны. И осуществляться вгуманной, уважительной форме к личности ученика – с другой. Формироватьмотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося,а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где быжелательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контекстепрошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата,который определяется продуктивным общением.
Взаимодействие ребенка ипедагога, ребенка и его сверстников способствует формированию учебноймотивации. В младших классах существует тесная связь между особенностямиобщения младших школьников с педагогом и формированием у них мотивов учения.
Положительное отношение,доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью,способствуют формированию познавательного мотива учения. Отрицательноеотношение к педагогу у младших школьников встречается довольно редко, аконфликтное – весьма часто. У таких детей задерживается формированиепознавательных процессов, так как потребность в доверительном общении спедагогом сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к тойдеятельности, которой он занимается. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или,наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указанию учителя, безынициативны.
Сформированность уребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладенияучебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять всепредъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны,заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимойинформации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.Важнейшую роль на развитие учебной мотивации влияет творческий потенциалпедагога. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не толькоколичественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организациюпедагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровеньтворческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степеньреализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческийхарактер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективнойхарактеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций,их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающихиз них задач. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее небывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новыхкомбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Дляодного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний ирасширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новыйподход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Педагогическаядеятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества вдругих сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своейцелью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктомвсегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а темболее педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она являетсялишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.  Однакотворчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности,который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного имсоциального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей,умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения,новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своихпрофессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчествоприходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношениек труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнениюзнаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогическихколлективов. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога,характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признакамитворческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков.Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы,подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностныхформулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться отреальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации наавторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новомконтексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное ибелое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости радинеопределенности и поиска.
В современномобразовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихсяпредметным знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет, умениям,навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющегосоответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характерпотребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление исодержание активности личности, в частности вовлеченность/отчужденность,активность/пассивность, удовлетворенность/неудовлетворенность происходящим.
При этом вовлеченность вдеятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой исвоим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимостипроисходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования исамореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности инеудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивнымформам поведения. Перечисленные характеристики актуальны для любойдеятельности, в том числе и учебной.
С.Л Рубинштейн отмечал:«для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделатьпоставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но ивнутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом,отклик и опорную точку в его переживании. Уровень сознательности существенноопределяется тем, насколько личностно значимым для учащегося оказывается то,что объективно, общественно значимо» [12; с. 81].
Одним из важнейшихкритериев педагогического мастерства в современной психологии считаетсярезультативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентнойуспеваемости школьников и гаком же их интересе к предмету.
В связи с вышеизложеннымособое значение приобретает выделение внешних и внутренних мотивов учебнойдеятельности.
По мнению Н.Ф. Талызиной:«При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный сданным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средстводостижения каких-то других целей, а как цель деятельности учащегося. Только вэтом случае имеет место собственная деятельность ученика как непосредственноудовлетворяющая познавательную потребность. В прочих же случаях человек учитсяради удовлетворения других потребностей, а не познавательных» [14; с. 71].
А.Б. Орлов отмечает, чтомотив является внешним, если главной, основной причиной поведения являетсяполучение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив — этов принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия иудовлетворения от своего дела. В отличие от внешнего внутренний мотив никогдане существует до и вне деятельности. Он всегда возникает в самой этойдеятельности, каждый раз являясь непосредственным результатом, продуктомвзаимодействия человека и его окружения. В этом смысле внутренний мотивнеповторим, уникален и всегда представлен в непосредственном переживании. Ксожалению, отмечает А.Б. Орлов, современная психология гораздо больше знает отом, как дети учатся читать и считать, чем о том, как дети (с самого раннеговозраста) научаются получать удовольствие от самого процесса учения и как можноусиливать и укреплять эту важную способность. Исследования в этой областипедагогической психологии практически отсутствуют.
Пока учителя ипреподаватели акцентируют свое внимание на оценках, угрозах, а не на поискесредств и способов актуализации у обучающихся внутренней мотивации, говорить огуманизации образования не приходится.
Таким образом, можно датьследующую характеристику внутренним и внешним мотивам учения.
Внутренние мотивы носятличностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта,удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностногопотенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлениемвысокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности.Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийсянепосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональноеудовлетворение.
Внешние мотивыхарактеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не являетсяцелью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может бытьполучение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинениетребованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др.При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания,проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо егоактивность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не являетсядля учащегося личностно значимым.
Учитель, заинтересованныйв повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание намотивацию учебной деятельности учащихся и стремится к ее активизации и поддержаниюна высоком уровне. Однако он не имеет диагностического инструментария,позволяющего определить характер учебной мотивации (ее направленность,динамику), проявляемой на его уроке. Сегодня в литературе можно найти методики,предназначенные для выявления, в частности, доминирования познавательного илиигрового мотива ребенка, общего эмоционального отношения к школе; изучаютсятакже отдельно направленность на приобретение знаний и направленность наотметки.
В качестве примеровметодик, позволяющих исследовать отношение учащихся к учебным предметам, могутслужить «Методика с конвертами» и «Составь расписание», разработанные А.К.Марковой. Однако использование этих методик занимает много времени, к тому жезатруднена стандартизация полученных результатов. Был разработан (приложение 4), предназначенный для диагностики направленности мотивации изучения предмета,который может использоваться в образовательном процессе и служить основойповышения эффективности обучения. Особенностью разработанного теста является, вчастности, то, что исследуется, не мотивация учебной деятельности вообще (какэто свойственно большинству известных тестов), а специфика мотивации учебнойдеятельности, проявляющейся при изучении конкретных учебных дисциплин.
2.2 Педагогическиеусловия формирования учебной мотивации
младших школьников спомощью домашних заданий
Домашнеезадание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгoпроцесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо егопредваряет, либо продолжает и вне его не мыслится.
Домашнеезадание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий вновых условиях. Ученику предлагается возможность самостоятельно выполнить частьучебной работы при предварительном обучении способам ее выполнения. Работа надзаданием строго дозируется с учетом особенностей предмета, возраста, характераконкретного изучаемого материала, контролируется и часто самостоятельнооценивается. Выполняется это задание после уроков, дома, отчего и получилотакое название.
Научныхисследований по домашним заданиям очень мало. Известно только, чтопродолжительность времени выполнения домашнего задания зависит не столько отего объема, сколько от уровня развития познавательных потребностей и мотивацииучения. Чем выше эти показатели, тем дольше ребенок сидит за домашними заданиямии наоборот — чем ниже уровень развития этих потребностей и мотивации, темменьше времени ученик тратит на уроки. На время и качество выполнения домашнегозадания влияют также умение регулировать учебную деятельность, степень владенияприемами учения. По исследованиям известно, что почти 40% хорошо успевающихучащихся считают домашние задания легкими, таковых среди слабо успевающих менее10%. Скучными и неприятными их считают в основном отличники и хорошисты и менеевсего слабоуспевающие дети. Важность домашних заданий, хотя и по разнымпричинам, признают все участники педагогического процесса.
Домашнеезадание может быть индивидуальным, групповым и даже коллективным, например,задание по выпуску тематического бюллетеня по предмету, составления альбома поговорок,пословиц или загадок, любимых родными и близкими людьми, банка самых трудныхучебных задач, описанию наблюдений за природой и т.д. При таких заданияхсоздается ощущение дееспособности класса и без учителя. Если на уроке маловремени для проведения бригадных форм организации учебного труда, то внеучебнаядеятельность к этому просто располагает. Класс живет интересным заданием безпомощи учителя.
Вопрос —когда лучше выполнять домашнее задание: сразу же в день, когда оно задано и ещесвежа в памяти информация, полученная на уроке, или к тому дню, когда порасписанию вновь будет поставлен данный предмет? Вечный спор на эту тему так ине закончен. Школьники давно «проголосовали» за второй вариант, хотя наукаболее отстаивает первый. Так тому и быть. В этом тоже есть смысл. Если все этоимеет место, то единственно верный и неизбежный путь — это учить перед самимуроком. Так что бороться с этим пока бесполезно.
Следуеттакже остановиться на роли школьного дневника в выполнении домашнего задания ив конечном итоге в повышении качества урока. Учащиеся видели в нем «доносчика»родителям о своих проступках, пропусках и неуспехах. Ликвидация дневниковбыстро сказалась на развитии памяти учащихся самым дурным образом: они сталичаще забывать заданное, среди них возникала разноголосица по поводу объемов исроков выполнения, чаще стали теряться или меняться тетради с записямидомашнего задания. Снизилась организованность, уровень нравственного отношенияк выполнению домашнего задания.
Развитие учебноймотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивыйинтерес к учебной деятельности у младших школьников формируется черезиспользование заданий-путешествий, заданий-игр, заданий-викторин,заданий-исследований, заданий-встреч, сюжетных заданий, творческих заданий,привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность и использованиеразличных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапахурока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желаниедетей овладевать знаниями.
Рассматривая приемывыполнения домашнего задания, мне хотелось показать, как работают данныеметодики в реальности, а также какова их эффективность. Для меня, как длябудущего педагога, очень важно рассмотрение этого вопроса, т.к. я считаю домашнююработу одним из центральных и главных компонентов учебной деятельности. Любойучитель, по моему мнению, должен стремиться к тому, чтобы его воспитанникиумели, а главное, хотели и самостоятельно выполняли домашнее задание. Для этогонеобходимо знать приемы подбора заданий и упражнений, интересных детям,развивающих их ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе.
Для проведения методик япопросила помощи у своей учительницы – Большаковой Любови Александровны. Онаявляется учителем начальных классов в сельской школе, поэтому иэкспериментальный класс – это класс, состоящий всего из шести человек: двоихмальчиков и четырех девочек, а конкретнее, это 2 класс Ильинской основнойобщеобразовательной школы.
Итак, проанализируемполученные результаты…
1. Прием «Задание массивом»
Любой из трех уровней домашнего задания учитель может задавать массивом,т.е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач, из которыхученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенногоколичества. Например, учитель дает десять задач (или, скажем стихов), изкоторых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренногоминимального объема задания (приложение 1).
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания даетдополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватаетученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебныйпредмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на которыйспособен «замахнуться». Таким образом, он сам отслеживает уровень своейкомпетентности.
Преимущества задания массивом: 1) происходит самосогласование ребенка иуровня задач, которые он решает, он учится с первого взгляда оцениватьсложность задачи; 2) дети решают разные задачи, у них появляется дополнительнаявозможность обменяться решениями; 3) выбирая свои задачи, ученик читаетостальные, его учебный кругозор становится шире, он знает гораздо больше задач,чем ему предлагают.
По моей просьбе, Любовь Александровна задала своему классу на дом 10различных примеров и задачек по математике различного уровня сложности. Из нихдетям разрешалось решить любых пять. В итоге, одна девочка решила все задания,остальные девочки выбрали, как и сложные, так и легкие задания, а мальчикирешили лишь самые простые задания. После проведения каждого эксперимента,учительница задавала детям вопрос: « Нравится ли вам, ребята, такая домашняяработа. Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ. Хотели бы вы и дальше работать стаким методом?» При ответе на данный вопрос, ребята единогласно ответили, чтотакая работа им нравится, потому что заданий много и из них можно выбрать любые. 
2. Прием «Творческое домашнее задание».
Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько летработы у него накапливаются бесценные пособия. Сейчас можно купить книжки сготовыми кроссвордами на многие учебные темы. Но ребятам интереснее работать стем материалом, который сделан их же сверстниками. И самим авторам-ученикамбудет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоватьсяв живом деле (приложение 2.)
Мы провели и этот метод с нашим классом. Их восторгу не было конца, когдавместо обычного задания по окружающему миру на дом им было предложено либосочинить стишок про природу, зверей и т.д., либо нарисовать картину наизучаемую тему, либо с помощью родителей составить кроссворд и т.д. Результат –это и стихи, и рисунки, и кроссворды, причем от каждого ребенка по нескольковидов работ.
3. Прием «Необычная обычность»
Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. Но дажеподача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него такуютайну, загадку… Конечно, не каждый раз. И, конечно, загадку посильную (приложение3).
А за такую методику меня поблагодарила и сама Любовь Александровна. Онанаписала на доске слова, в которых были пропущены буквы, которые дети должныбыли вставить. Затем мы вместе с детьми из пропущенных букв сложили слово, иполучилось «сказка». Далее учительница дала задание — придумать сказку на одноиз правил русского языка.
Итак, на основе проведенных методик мы выявили, что правильный подборметодов домашнего задания влияет и на желание детей учиться. Занимаясь поотобранным нами методикам, дети с удовольствием и желанием выполняли домашнююработу, учась и познавая новое.
В настоящее время требование гуманизации и гуманитаризации образования,выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитиекреативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Сегодня датьзнания, развить умения и навыки не является самоцелью на уроках искусства,важнее — пробудить интерес к познанию самого искусства.
Практические наблюдения показали, что самостоятельное творчество может развиватьих способности. В связи с этим, важное внимание уделяетсядеятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческийпотенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровыхситуаций и других элементов занимательности при выполнении домашних заданий.Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучениюявляется дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игрыинтерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Школьники младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадыватьзагадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная идлительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большоеколичество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, вкоторой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используюприём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2 классе «Сложение ивычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, заданных на дом:отработка  навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода черездесяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель — помочь Алёше Поповичувосстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское сземли русской.
Развивать и сохранятьучебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой целизанимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность,литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса кпредмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачиматериала:
o найди лишнеечисло в каждом ряду
o зачеркни его
o оставшиеся числа,расставь в порядке возрастания
o подставив вместочисел соответствующие буквы, расшифруй слово
o запиши его 20 25 32 37 46 48 51 55 61 64 75 84 94 Ю Т З У М Г Е Я А Й Р И Н    
 61, 25, 48, 84, 55, 94,75, 37                           51, 20, 32,46, 64
Больший интерес школьникипроявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностямиученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезностьрешения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членовсемьи.
Учебная мотивациясохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получаетреальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания:составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактическиематериалы. Регулярно используя в течение нескольких лет приём, «Творчествоработает на будущее», моими учениками была создана огромная копилкадидактических пособий.
Таким образом,целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмовразвития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьниковукрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес кбольшинству изучаемых предметов.
учебныймотивация школьник задание

Заключение
Проблема домашнегозадания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально повсем школьным предметам.
Обратимся к понятию“домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет рядопределений:
· это составнаячасть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданиюучителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий;
· это формаорганизации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебногоматериала во внеучебное время;
· это формаорганизации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий внекласса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованнымвлиянием.
Из данных определенийвидно, что домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всегоучебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствуетвоспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности. Её цельюявляется не только расширение и углубление знаний, умений, полученных впроцессе различных типов уроков музыки, но и развитие индивидуальныхсклонностей, способностей учащихся в разных предметных областях, а главноепознавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретнойдисциплине или предмету, в данном случае — музыке.
Домашние задания называютдомашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока,но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно иэффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.
Практика показала, чточётко выработанная система организации домашнего задания позволяет создавать благоприятныеусловия для общения с искусством, а также повышает мотивацию к предмету и развиваетпознавательный интерес. Домашние задания необходимо давать систематически,соблюдая, при этом, определённые “дозировки” и временные нормы для еговыполнения, сообразно возрастным особенностям учащихся начальной и среднейшколы.
Важными критериямидомашних заданий, повышающих интерес к музыке к школьному учебному предмету,являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода,проявляющимися на всех этапах выполнения домашней работы. В этом случаенеобходимо включать детей в активную жизненную деятельность, связанную снаблюдениями за различными жизненными явлениями и событиями окружающейдействительности, а также всего звучащего вокруг. Одним из активных средствзаинтересованности детей является связь домашнего задания с жизненным опытомребёнка, его наблюдениями. Такой подход важен при работе с учащимися начальнойшколы, в особенности 1-2 классов.
Опыт показывает, что привыполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество исотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников,что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главноеповышению мотивации и развитию интереса к учебе.

Список литературы
1. Баранов С.П.,Болотина Л.Р., Воликова Т.В. Педагогика: учебное пособие для педагогическихучилищ. – М.: Просвещение, 1981.-367с.
2. Бухаркина К.Л.,Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системеобразования. – М.: Академия, 2001.-582с.
3. Джайнот Х.Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Уральский вестник.– 2000. — №3. – C.16
4. Затраты временина выполнение домашних заданий // Образование в современной школе. – 2003. — №8. – C.18
5. Зотов К.Л.Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1988.-144с.
6. Зырянова Н.К. Процессорганизации домашних заданий // Уральский вестник. – 2002. — №9. – C.17
7. Как педагогимогут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образованиев современной школе. – 2002. — №5. – C.50
8. Каратков К.Л. Оботмене домашних заданий // Рабочий класс. – 2002. — №5. – C.7
9. Козова А.Р. Самооценкадомашних заданий на “законном ” основании // Технология творчества. – 1997. — №1. – C.38
10. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.:Просвещение, 1983 – С. 96
11. Нойнера Г.Н.,Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Педагогика, 1984.-368с.
12. Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд., доп. иперераб. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др., Под ред. Ю.К. Бабанского. –М.: Просвещение, 1988. — 438с.
13. Петровская Е.П.Советы родителям // Няня. – 2000. — №1. – C.32
14. Поспелов Н.Н. Какготовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М.: Наука, 1979.-96с.
15. Смыслова Е.К. Охуж эти домашние задания // Консилиум. – 2003. — №15. – C.10
16. Харламов И.В. Педагогика:учебное пособие: 3-е изд.-е, перераб. и доп. – М.: Юность, 1997.-512с.
17. Хуторской А.В. Практикумпо дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.-541с.

Приложения
 
Приложение 1: Прием «Задание массивом»
 
Практический пример 1
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкогоразговорника. Количество не ограничивалось: десять слов – отлично, от пяти додесяти – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, аготовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили кстолу только по желанию.
В рамках большой изучаемой или повторяемой темы ученикам  предлагаетсябольшой массив задач сразу. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум15, остальные – по желанию. А стимулируется это желание, например, релейнымиконтрольными работами, которые составлены из задач этого массива. Чем большерешил – тем больше вероятности встретить знакомую задачу на контрольной работе.Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезоквремени.
Практический пример 2.
Традиционный прием. Весь класс учит «Я помню чудное мгновенье…». Добросовестныйучитель считает своим долгом опросить как можно больше человек. И вот в классетри, пять раз звучит одно и то же, и далеко не всегда в хорошем исполнении.Периодически,  чтобы «материал» не забывался, учитель спрашивает еще раз.Ученикам заранее скучно слушать. И поэзия гибнет под пеленой однообразия,отвращение к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь.
Другой прием. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболеепонравившееся стихотворение и выучить наизусть. Урок в таком случае проходитнесравненно интереснее. Прежде всего, выбранное читается совсем не так, какзаданное: личное отношение к нему обязательно почувствуется при исполнении,даже неумелом. Ответ каждого интересен остальным: а что он выбрал? Это жеособенно интересно учителю: выбор стихотворения по-своему отражает личностьученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз подряд одно ито же.

Приложение 2: Прием «Творческое домашнее задание»
Практический пример.
1. Ученик девятого класса Саша К. составил тематический сборник из десятизадач по механике, в условиях которых фигурировали детские игрушки иаттракционы.
2. Ученики делают плакатики – аннотации самых интересных статей из журналов«Юный натуралист», «Биология в школе» в рекламно-интригующем стиле. Плакатикивывешиваются на стене кабинета в период изучения соответствующей темы.
3. Ученики изготавливали слайды с задачами, в том числе задачами-шутками.Потом сами проводили фрагменты урока по повторению пройденных тем сиспользованием этих слайдов.
4. Ученик разрабатывает авторский курс: серию ярких опытов с пояснениями,цель — которых пробудить интерес к химии у детей из начальных классов. «Защита»такого курса в форме доклада перед своими одноклассниками – прекрасный повод повторитьнакопленные знания.

Приложение 3: Прием «Необычная обычность»
Практический пример.
Необычные способы записи домашнего задания:
1) «.делать французс.ий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный». Ученикидолжны выписать только пропущенные буквы. Из этих букв у них получится слово«сказка». Значит, домашнее задание будет: «Сочинить сказку на определенноеправило». Попутно мы повторяем правила: написание корней –раст- —  -рос-,суффиксов -к- и -ск-, приставки с-; звонких согласных в корне слова.
2) 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра – это номер буквы в алфавите:
а – первая, б – вторая и т.д.
3) Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий.Можно придумать призы. Может быть и сюрприз – это уже в зависимости от фантазииучителя.
6) Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор, кому что решать,можно сделать, кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик с доскивыбирает свою часть задания.
4) Номера задач и упражнений по математике даются в двоичной системесчисления. Это интегрирует математику с информатикой и разнообразит подачудомашнего задания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.