План.
Введение
1.Процессвоспитания.
1.1. Содержаниепроцесса воспитания.
1.2. Особенностивоспитательного процесса.
1.3. Воспитательныйпроцесс, как система и егорольв целостном педагогическом процессе.
1.4. Личностныйподход к воспитанию.
3.Перевоспитание личности.
3.1.Сущность перевоспитания.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Педагогика– однаиз интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкимисоциальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рукчеловеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваютсяне просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколениявоспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство впедагогических спорах.
Педагогиканикогда не может стать монополией ни узких специалистов, ни – тем более –отдельных групп, кланов.
Современноевоспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях,и осуществляться в интересах народа, государства.
Современноевоспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческойкультуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается,воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогическиеошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания.
Корни надоискать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностейребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Еслиучитель допустит промахи в своих действиях, то может нормальный ребенок превратитьсяв трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать в совокупности ссамовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическоеразвитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена.
1. Процесс воспитания.
1.1. Содержание процессавоспитания.
Под содержанием воспитания понимают системузнаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычекповедения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовоеи политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостномпедагогическом процессе, и дают возможность достигнутьглавнойцеливоспитания: формирование всесторонне и гармоническиразвитой личности.
В основе современной идеологии воспитаниялежат идеи:
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня –разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования.Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Этокультура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда,политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая;художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместнаядеятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов,лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основесобственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работывоспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательномпроцессе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагаетформирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями,демократическими взглядами и жизненной позицией.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всейвоспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, неформы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашейпедагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитиювысоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.
5. Добровольность. Воспитательный процесс, если онорганизован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка,так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная волявоспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление ксамостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
1.2.Особенности воспитательного процесса.
В целостном педагогическомпроцессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность,а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его вструктуре более общего процесса формирования личности. Там, где формированиеличности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуютсясознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченномуплану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В –процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемоевзаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель –формирование личности.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процессцеленаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация,при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятнуювоспитаннику.
Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей исотрудничеством при их достижении.
Особенностьвоспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя,управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями.Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личностивоспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности,объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешнорешать задачи воспитания.
Сложность воспитательного процесса:
- его результаты не так явственно осуществимы и не такбыстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
- между педагогическими проявлениями воспитанности иневоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойствличности, где личность подвергается одновременному воздействию множестваразнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но иотрицательный опыт, требующий корректировки;
- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен иизменчив.
1.3.Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическомпроцессе.
Процесс воспитания — сложная динамичная система.Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая своикомпоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательнопредусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая системане может существовать вне определенной среды, она может быть понята только вовзаимодействии.
Необходимозафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е. В непрерывном измененииво времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система,где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшегоразвития в будущем.
Критерии выделения и анализа систем в воспитательномпроцессе:
- цель и задачи;
- содержание воспитательного процесса;
- условия протекания воспитательного процесса;
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процессе;
- формы воспитательной деятельности;
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевомукритерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, нарешение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школыпроцесс воспитания направлен на:
- целостное воспитание личности с учетом целивсестороннего гармонического развития личности;
- формирование нравственных качеств личности на основеобщечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничностиинтеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- приобщение школьников к общественным ценностям вобласти науки, культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующейдемократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личностис учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности школьников,развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организацию личностной и социально ценной,многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной цельювоспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности –общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальнойнапряженности.
Критерий – последовательность этапов, через которыеобязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решениепоставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубиннойзакономерности единства и постепенности воспитательного процесса. ( с.м.Таблицу № 2 ).
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся воспитательных отношений.
2. От соответствия цели и организации действий,помогающих эту цель достигнуть.
3. От соответствия социальной практики и характера(направленности, содержания) влияния на воспитанников.
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в егонепрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательныйпроцесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется взависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится инымв различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тожевоспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие навоспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в егопротиворечиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу,которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутреннихпротиворечий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступаетпротиворечие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями ихудовлетворения.
Возникающие при этом «рассогласование» побуждаетчеловека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формыповедения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новыекачества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненнойпозиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентироватьформирование личности, а это возможнолишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненныхпланов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются нанаправленности и результатах воспитательного процесса. Отмечу сильнообострившееся противоречие содержание информации (исторической, литературной,политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие междусловом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатковвоспитания также, как и преобладание словесных методов воспитания иотносительно их обособленности от практического поведения личности.
Особенно внимательно педагогам надо относиться кпротиворечию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагогаобречена на безнадежный формализм.
1.4. Личностный подход.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетийпоказали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столькознания воспитательного возраста и индивидуальных особенностей, сколько учетличностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подходпонимается как опора на личностные качества, которые выражают важные длявоспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации,жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности иповедения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальныеособенности личности (характер,темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущихкачеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественноголичностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненныепланы, направление личности, безусловно,связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритетглавных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобывоспитатель:
1) постоянноизучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера,взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
2) имелдиагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важныхличностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки,направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации,жизненные планы и др.
3) постояннопривлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся потрудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитиеличности.
4) своевременновыявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если этипричины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактикувоспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.
5) максимально опирался на собственнуюактивность личности
6) сочеталвоспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, формсамовоспитания.
7) развивалсамостоятельность, инициативу, самостоятельность воспитанников, не столькоруководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнитьо постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработкеряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы,нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
Учитывая возросший уровень знаний современныхшкольников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всестороннеразвиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики,искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примеромнравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
3.Перевоспитание личности.
3.1.Сущность перевоспитания.
«Педагогическая энциклопедия» определяетперевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленныхна переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника,на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам итребованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все сведенок исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция –изменяться под воздействием воспитателя.
Перваязадача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.
При этом условии перевоспитание органически входит вобщую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействоватьна поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием иперевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включаетв себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые ввоспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может бытьвыражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса –главное условие и решающий фактор перевоспитания.
В воспитании важную роль играет слово. Вперевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередьпримеры и организация нового опыта поведения.
В перевоспитании существует цепь последовательносвязанных между собой элементов:
- Анализ положительных и отрицательных свойств характераподростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении.
- Изучение педагогической обстановки, среды окруженияребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний иусилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимопоставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешнейсреды.
- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключениесил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод изшколы в школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройкиподросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизньтребовала применения положительных качеств, сил и способностей.
- Изменение привычного поведения подростка путемвовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленноразвиться положительные качества.
- На базе ускоренного развития положительных качествосуществляется устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общееразвитие. Пока не будет устранена односторонность развития возможен рецидив.
Сущность перевоспитания заключается не только в борьбес недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и внормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всегоположительного фонда личности.
Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируютсяи все остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должныотыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базекоторого будет строиться перевоспитание.
Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить внем четыре основные функции:восстановительную, компенсирующую,исправительную и стимулирующую.
Процесс восстановления положительных качеств требуетпостоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в своевремя совершал.
Компенсирующая функция перевоспитания призванадополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удаетсявосстановить все его духовные силы. Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой либо области.
Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тотили другой недостаток усилением деятельности в той или иной области, которуюлюбит, в которой может добиться быстрых успехов.
При этом осознанно или неосознанно подросток развиваетте качества, которые он считает сильной стороной своей натуры.
Компенсация всегда связана с тремя факторами вперевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях,желанием добиться успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и, наконец,утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.
Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана свосстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочьактивизировать действия ученика в той области, где проявляются егоположительные качества, осудить отрицательные поступки подростка.
Исправительная функция перевоспитания – наиболееважная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудныйподросток как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.
При перевоспитании не обойтись без наказания. Ноглавная основа исправления, а сталобыть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо фиксироватьвнимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру всвои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того, что не следуетделать, а наоборот, на хороших сторонах характера.
Заключение.
Высшей ценностью любого общества является человек.Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностейи дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшейцелью, но и непременным условием государства.
В последние годы взгляды на содержание воспитательногопроцесса быстро и радикально меняются.
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ними школа переживают трудный периодпостижения объективной истины.
Всеобщее обязательное среднее образование означаетповышение ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников,которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такиешкольники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служитпричиной совершения ими правонарушений.
Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармоническогоразвития личности, максимальное использование воспитательных возможностейсоциальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительныхкачеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегиювоспитания и перевоспитания.
Методика перевоспитания предполагает создание инакопление социально ценного жизненного опыта путем включения трудногоподростка социально ценную деятельность, в систему ответственных зависимостей вколлективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей ивзрослых.
Деятельность есть главныйинструмент перестройки духовного мира личности, коллектив – главноевоспитательное средство в руках педагога.
Список использованной литературы.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.
— Киев: Рад. шк, 1986г.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник длястудентов педагогических Вузов в 2хкнигах – М, 1999г.
4. Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С.Сливоковской – М: Прогресс, 1987г.
5. Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель.Педагог. Об идеалах В.А.Сухомлинского — М: “Педагогика”, 1991г.
6. СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.
7. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. — М: “Педагогика”, 1979г.