План:I. 2
II. Главнаячасть:
1) Дополнительное профессиональноеобразование 3
2) “Компромиссный” выбор профессии 5
3) Последипломное образование 6
4) Аспирантура 8
5) Теория человеческогокапитала 10
III.Заключение 13
IV. Список использованнойлитературы. 14
Введение.
В данномдокладе я рассмотрел сложившуюся ситуацию в нашей стране относительно вопроса одополнительном профессиональном образовании, а также о последипломном образованиикак в гуманитарных, так и в технических вузах.
Даннаяпроблема актуальна, так как в нашем веке «космических» технологий ценностьоднажды полученных знаний неизменно устаревает (имеется в виду область знаний,применение которых направленно на материальное производство, на управлениеперсоналом и т.п.) или оказывается недостаточной ввиду появления новыхтехнологий, новых открытий. Человек 80-х годов без переучивания, доработкизнаний практически не годен в работе, предполагающей большой объем передаваемойи принимаемой информации, использование машин, требующей знание основпсихологии и т.п. Такой человек годен (если здоровье позволяет) лишь для грубойфизической работы, а ведь её объем постоянно сокращается. Человечество входит вновый XXIвек, где главной ценностью будет информация. Для успешного существования в этомвеке необходимо хорошо разбираться в современных технологиях и быть в курсеновых открытий. С каждым годом прогресс человечества набирает темпы. За каких –нибудь 20 – 30 лет в жизни людейпроисходят кардинальные изменения. Самый доступный пример – развитиекомпьютерных технологий. В 1981 году появился первый персональный компьютермассового производства и вот, спустя 18 лет, компьютеры стали неотъемлимойчастью жизни человечества, сейчас без них немыслимо существование. Укомпьютеров есть самое важное свойство будущего века – они позволяют закороткий срок получить доступ и переработать большое количество информации.Именно поэтому можно смело утверждать, что развитие компьютерных технологийбудет ещё больше наращивать темпы. Образование – это тоже информация. «Чембольше ты знаешь, чем лучше ты разбираешься в каком – то конкретном вопросе –тем ты ценнее» – вот девиз следующего века.
Так давайтепросвещаться, получать ещё и ещё больше знаний – ведь мы хотим статьполноправными членами общества будущего!
Дополнительноепрофессиональное образование[1].
Как известно,сегодня во всех странах мира сложилась практика переподготовки и повышенияквалификации специалистов разных возрастных уровней. И это закономерно: требованиястоль быстро изменяющегося мира таковы, что для полноценного выполнения тех илииных видов деятельности однажды полученного образования не хватает. Впереходные периоды развития общества эта закономерность проявляется значительноострее. Не явилолсь исключением в этом плане и современная Россия.Переподготовка и повышение квалификации различных специалистов объединены у насв одно общее понятие дополнительного профессионального образования (ДПО).Отметим и то обстоятельство, что системаДПО в основном ориентирована на уже взрослых людей.
Вновой структуре системы высшегообразования дополнительное образование начинает выступать органичной частью,которая «доводит» специалиста до работника с более узким профилем работы послетого, как он нашел себя на рынке труда. Этот уже принципиально другая ситуация,и это показывает важность реформирования системы высшего и дополнительногообразования.
Ход реализациисоциально — экономических реформ в Российской Федерации, напрямую связанный суровнем профессионализма кадров всех отраслей материального и духовногопроизводства, потребовал коренных изменений в подходах к организации ифункционированию системы дополнительного профессионального образования.
В соответствии сПрограммой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка иэкономический рост в 1997-2000 годах», основное внимание в предстоящий периоддолжно уделяться подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров вобласти экономических и управленнческих проблем, в том числе – обучениюруководителей и специалистов в зарубежных странах. В соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров дляорганизаций народного хозяйства Российской Федерации» в настоящее времяосуществляются необходимые структурные и организационные мероприятия: в частности,ликвидированы крупные отраслевые системы повышения квалификации (31образовательное учреждение); в результате переподготовка и повышение квалификациикадров по проблемам экономических реформ будут сосредоточены в ведущих высшихэкономических учебных заведениях России. Главной задчей в этих условияхявляется становление региональных систем дополнительного образования иобеспечение их работы в новом качестве. Для обеспечения дальнейшего развитиярегиональных систем ДПО уже создана необходимая нормативно – правовая база.Разработан, согласован со всеми федеральными органами исполнительной власти и,в соответствие с распоряжением Правительства России, внесен в ГосударственнуюДуму проект федерального закона «О дополнительном профессиональномобразовании». Одной из основных в этом проекте является статья 5, согласнокоторой за гражданами закрепляется право на дополнительное профессиональноеобразование путем создания соответствующих социально – экономических и правовыхусловий. В частности введено положение, по которому предприятия и организацииежегодно планируют средства на повышение квалификации и профессиональнуюпереподготовку в объеме не менее 2% от расходов на оплату труда работников,включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).
В связи спроводимыми реформами в ближайшии годы предстоит переподготовить и повыситьквалификацию более чем 20 млн. руководителей и специалистов, а также отдельныхграждан, включая такие социально – значимые категории, как безработные (1млн.), бывшие военнослужащие (200 тыс. в год), внутренние мигранты (1,5 – 2млн.), не нашедшие по специальности выпускники вузов и техникумов (0,3 млн. вгод), что потребует увеличить мощности действующей системы в 3 – 4 раза.
На основепредложений субъектов Российской Федерации и в целях реализации региональнойполитики в этой области была разработана и утверждена Министерством общего ипрофессионального образования РФ межведомственная целевая программа«Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовкиспециалистов в России на 1997 – 2000 годы». При её разработке использовалисьсоответствующие материалы по развитию ДПО в ряде регионов России. Эта работавыявила отсутствие систем ДПО в 80% регионов, что свидетельствует онеобходимости активизации усилий в этом направлении.
А теперь всё попорядку. Сначала необходимо разобраться в психологии, в причинах, побудившихчеловека сделать выбор в пользу образования высшего уровня (первого, второго ит. д .)
“Компромиссный”выбор профессии[2].
Проведенные в 1995 — 1997 годахпсихолого-социологические исследования студентов показали, что далеко не всестуденты вполне осознанно выбрали ту специальность, которой обучаются. Причемих количество, судя по посещаемости занятий и по собственным высказываниям,значительно на первом курсе (чем относительно ниже уровень вступительныхэкзаменов, тем больше таких студентов). На втором – число, нежелающих учитьсяконкретной специальности, достигает апогея, происходит отсев совсем случайныхлюдей. Потом количество студентов, говорящих, что они выбрали даннуюспециальность случайно или компромиссно, снижается; к концу 4 – началу пятогокурса остается всего 2 – 3 человека на студенческую группу, у которых явнопросматривается отрицательное отношение к будущей профессии. И лишь 3 – 4человека на группу абсолютно уверенны в правильности выбранного пути: оничитают много дополнительной литературы, творчески выполняют курсовые и дипломные работы, внутренне готовят себяк работе по выбранной специальности.Остальная же, явно большая, часть студенческой группы скромно отмалчивается иливяло отзывается о своей будущей профессии. На вопрос: «Чем бы вы хотелизаниматься, окончив университет?» наиболее характерен ответ «Зарабатывать деньги».То есть такие люди пойдут работать туда, где больше платят за меньший труд,скорее всего из них не получаться настоящие профессионалы своего дела. Такжестановиться очевидным, что на последипломное образование, скорее всего, пойдутте 3 – 4 человека, которые по-настоящему увлечены своей будущей профессией.
Проблема компромиссного выбора оченьактуальна в наше время. Приходится выбирать не то, что хочется, а то, чтодоступно. Студент, сделавший компромиссный выбор, – это будущий плохойработник. Включается защитный механизм психики – рационализация. Человеклогически пытается оправдать свой нерациональный выбор. Это оправдательноеобъяснение, как правило, не соответствует действительности. В итоге обществополучает неполноценных работников. Единственный выход из такой ситуации (люди,закончившие одно высшее образование, вряд ли будут заниматься грубой физическойработой) – переучиваться, получать второе высшее образование по специальности,которая по душе, по скаладу характера.
В следующей главе моего доклада яхотел бы поподробнее остановиться на последипломном образовании для выпускниковтехнических вузов, а также условия получения определенных научных степеней.Также я бы хотел детально разобрать все аспекты поступления в аспирантуру,реальное состояние и тенденции.
Последипломное образование[3].
Приведем краткиеопределения понятий, характеризующих выпускников последипломного уровняисследовательского технического университета.
Магистрнаук. Это специалист с высшимпоследипломным образованием, имеющий подготовку высокого уровня, достаточнуюдля выполнения профессионально — прикладной, научно-исследовательской,педагогической, научно-организационной, и иной деятельности в областиполученного образования и в смежных областях, требующих примененияпрофессиональных и научных знаний.
Специалист со степенью инженера — выпускник исследовательскоготехнического университета с последипломным образованием, получивший подготовкувысокого уровня, достаточную для выполнения профессионально-прикладной,научной, инженерно-инновационной, инженерно-организационной,системно-аналитической и иной практической деятельности в области полученного образованияи в смежных, в том числе новых, нетрадиционных областях.
Доктор философии. Специалист с высшим последипломным образованием,получивший профессиональную и фундаментальную подготовку высокого уровня,достаточную для выполнения научной, педагогической, научно-инновационной,научно-организационной, профессионально-прикладной и иной практической деятельностив области полученного образования и в смежных областях, требующих примененияпрофессиональных и научных знаний и научных методов.
Все три названныекатегории выпускников последипломного уровня относятся к шестой образовательнойступени Международной Стандартной Классификации Образования ЮНЕСКО.
А сейчас коротко онеобходимых условиях получения соответствующих степеней:
Подготовка магистра наук
Продолжительностьобучения — 1,5 — 2 года после получения базового образования. Общие затратыучебного времени при двухгодичной подготовке и недельной трудоемкости (48часов) составляет 3072 часа. (Под трудоемкостью учебной работы здесьподразумевается суммарное число часов аудиторной и самостоятельной работыстудента).
На научно-исследовательскую работу инепосредственно на подготовку диссертации затрачивается около 42% трудоемкости.Таким образом, на научно-исследадательскую работу отводится 1290 часов.Исследовательская работа по теме диссертации выполняется в течение всегообучения (остающиеся 1782 часа отводятся на теоретическое обучение). Эти трудозатратыэквивалентны изучению девяти дисциплин с недельной трудоемкостью каждой 12часов.
Подготовка специалиста состепенью инженера.
Реализуется как последипломноеобразование, т.е. после получения диплома о высшем образовании.Продолжительность обучения после базового — года. На научно-исследовательскуюработу и подготовку диссертации затрачивается около 30% трудоемкости. Настажировки (практику, интернатуру) выделяется около 16 недель, что составляет порядка20% общей трудоемкости. Остающееся время отводится на теоретическое обучение.По трудоемкости это эквивалентно изучению 11 дисциплин с недельными трудозатратамина каждую из них по 10 часов. Наряду с системно аналитической подготовкой, атакже подготовкой в области профессиональных инженерных знаний изучениюподлежат такие области как менеджмент, маркетинг, организация управления производством,руководство коллективами деловое администрирование и др.
Подготовка докторафилософии.
Продолжительностьобучения после завершения базовогообразования — 3-4 года. Минимальная (при трехлетней продолжительности)трудоемкость подготовки составляет 4608 часов. Из них около 45% выделяются нанаучно-исследовательскую работу и подготовку диссертации. Остающееся времяотводится на теоретическое обучение, эквивалентное по трудозатратам изучению 11дисциплин с недельной трудоемкостью каждой из них 12 часов.
Отличие от традиционной аспирантурысостоит в существенном увеличение образовательного компонента. При этом, если у поступающего на программу доктора философии уже имеетсястепень магистра, либо он перешел на программу доктора философии послечастичного прохождения магистерской программы, то часть учебных дисциплин можетперезачитываться с сокращением сроков обучения — соответственно суммарнойтрудоемкости этих дисциплин. Подобного рода перезачеты делаются и при переходес программы магистра на программу специалиста со степенью инженера.
Представленные здесьхарактеристики учебного процесса следует рассматривать как предварительные. Онинуждаются во всестороннем анализе и дальнейших уточнениях по мере накопленияэкспериментального материала.
Аспирантура[4].
Аспирантура осуществляетподготовку специалистов высшей категории. Кузницей этих кадров всё в больших масштабахстановиться высшей школы, так как аспирантура академических и отраслевыхисследовательских институтов приходит в упадок.
Еслиговорить о тенденции формирования качественного состава аспирантов, то следуетначать с того, что в аспирантуру вузов сегодня конкурс очень низкий — за трипрошедших года (1993 – 1995) всего 1,6 человек на место.
Так,почти все опрошенные (96,7 %) стали аспирантами с первой попытки.
Подобнаялёгкость поступления в аспирантуру объясняется, скорее всего, не столькоодаренностью будущих аспирантов, сколько низким конкурсом: лишь у 20%опрошенных конкурс составлял 2 человека на место, у 8,7% — 3 человека на место,у 5,4% — три человека на место.Подавляющее большинсто аспирантов не имели конкурентовпри поступлении в аспирантуру.
Сегодняв аспирантуру поступают прямо со студенческой скамьи, не имея за плечами опытапрофессиональной деятельности. Было бы неправомерно утверждать, что это отрицательнаятенденция, поскольку чем раньше выявлена и реализована потребность человека кинтеллектуальной деятельности, тем лучше. К сожалению, условия поступления васпирантуру могут превратиться в простую формальность.
Наоснове анализа мотивации поступления в аспирантуру можно заключить, чтоподавляющее большинство опрошенных привело в аспирантуру желание заниматься вбудущем научной либо преподовательской работой. Вместе с тем примерно 30%опрошенных обосновали своё решение поступить в аспирантуру более прозаическимисоображениями, в том числе такими, как: «с кандидатским дипломом легче устроитьсяна работу», «просто престижно учиться в аспирантуре», «нужна отсрочка от службыв армии» и т. п.
А в заключении главы мне хочется сделатьосновные выводы:
§
§
Улучшению сложившейся ситуации будут способствовать следующие меры:
§
§
§
§
§
§
И в последней главесвоего доклада мне хотелось бы сэкономической точки зрения разобрать проблему ДПО. А целесообразно ли ли оно и,если да, то насколько?
Теория человеческогокапитала[5].
Образованиеоказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу однипоступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являетсобой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редкислучаи, когда окончив институт, человек идёт работать продавцом мороженого, особеннов нашей стране. Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием неутрачивается. Хэрн писал, что образование-разумный способ распределения людей всоответствии с их достоинствами.
Ещё однойразновидностью функционализма является теория «человеческогокапитала». Эта теория была разработана в 60-е годы американскимиэкономистами Мансером и особенно Беккером. В 1992 году последний получил Нобелевскуюпремию за эту теорию.
Сутьтеории человеческого капитала заключается в том, что инвестиции в образованиесоздают человеческий капитал подобно тому, как затраты на на оборудованиесоздают основной капитал. Люди – потребители стремятся максимизировать доходысвоей жизни.
Цепочка: образование → мастерство→ производительность труда, качество → заработки
Передзатратами на обучение люди должны сопоставить затраты и выгоды.
↓ ↓ ↓
неявные явные болеевысокие
затраты затраты доходы,
(упущенные (оплата ожидаемые
зароботки) обучения) вбудущем.
Выгодыи затраты относятся к разным периода времени, поэтому каждый человек долженсопоставить ценность затрат сегодняшних завтрашних выгод. Ключевым моментом здесьявляется дисконтирование, то естьприведение к настоящему моменту времени будущих выгод и затрат. Инвестиции в человеческийкапитал осуществляются до момента достижения такого уровня образования, прикотором предельные выгоды как раз покрывают предельные затраты на образование.В момент равновесия норма отдачи на последний рубль, вложенный в образование,длжна быть равна норме отдачи на другие виды вложения.
Согласнотеории Беккера сегодняшняя ценность ожидаемых выгод более высокого зароботкаможет быть представлена формулой:
N B(t)
P= ∑ ——
t=1 t
(1+i)
P– сегодняшняя цена ожидаемыхзатрат
B(t) –ожидаемый дополнительный (как результат обучения) годовой заработок в году t
i– рыночная норма отдачи накапиталовложения, как процентная ставка
N –продолжительность предстоящей трудовой жизни
Вовремя обучения люди специализируются на накоплении человеческого капитала, иэто связано с 3 обстоятельствами :
ü
ü
ü
Пример: расчет экономической эффективности лбразования вусловиях неизменяемого уровня цен.
Предположим, что 25-летний немецкий инженерс годовым заработком 48.000 марок получает возможность в течении одного годаповысить квалификацию. Стоимость обучения – 20.000 марок. Перспектива – назначение на пост начальникаотдела. Вопрс: на сколько выше должна быть зарплата начальника отдела? (Нормаотдачи – 15% в год).
В случае повышения квалификации затраты:
1)
2)
Т.е. общие затраты на образование = 68.000марок
В будущем этот человек будетзарабатывать на х тыс. марок больше.
В данном выражении слагаемое в скобкахстремиться к нулю при Nстремящемся к бесконечности. Следовательно, когда N достаточно высоко,им можно пренебречь.
Ориентировочно инженеру ещё работать 40 лет.
— пренебрегаем
Зная, что инвестициив образование эффективны, когда затраты не превышают доходы,
è х = 10,2
Ответ:квалификацию целесообразно повышать, если заработная плата начальника отделавыше заработной платы инженера хотя бы на 10,2 тысяч марок.
Заключение.
Поводяитоги проделанной мной работы, хочется сказать, что я пытался сделать её какможно лучше, я пытался наиболее полно осветить ситуацию с дополнительным высшим(профессиональном) образованием, а также ситуацию с последипломнымобразованием. К сожалению, чувствовалась нехватка свежей литературы, последнихданных от Министерства общего и профессионального образования РФ. И дело нетолько ограничености моего доступа кновой литературе, проблема также в плохой освещённости проблемы в литературе.Но в целом, я надеюсь, общая картина моей темы была отражена в данной работе.Опять же необходимо учесть, что данные, представленные в такого рода работах(как и в социологии вообще – такая уж наука), неизбежно устаревают с каждымновым днем. Общество очень подвижно и изменчиво, особенно в наше время реформ.
Россиинеобходимо решать проблемы финансирования образования. Во всех развитых странахчетко прослеживается тенденции к увеличению субсидирования образования, у насже наоборот. Но это не потому, что у нас неумное правительство — кризисобязывает. Необходимы толковые экономисты во главе с прогрессивным правительством.Через четыре с небольшим года (я надеюсь) я смогу сделать нечто большее, чемпросто наблюдение и анализ упадка экономики, а, следовательно, и жизни страны вцелом.
Самым главными неизменным выводом этого доклада можно считать:«Учиться, учиться и ещёраз учиться». Это вечная истина приобретает особую актуальность сейчас,что я пытался доказать выше.
Ученье – свет, а неученье – это впрошлом. Пусть это станет простой истиной для всех людей.
Список использованнойлитературы:
1.
2.
3.
4.
5.
[1] Журнал «Высшееобразование в России» №1, 1998
[2] книга «Педагогика ипсихология высшей школы»
[3] журнал «Бизнес — образование» № 1/96
[4] книга «Социологияобразования: прикладной аспект»
[5] тетрадь с лекциями попредмету «Экономическая теория»