План
Введение…………………………………………………………………….3
1. Условия ифакторы, влияющие на сохранение здоровья…………4
2. Технологииздоровьесберегающей среды в ДОУ…………………7
3. Программаздоровьясбережения (из опыта работы)…………….12
Заключение………………………………………………………………..15
Списоклитературы……………………………………………………….16
Введение
В современном обществепроблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранееактуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокиетребования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровьеможно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и приусловии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной ифизической работоспособности.
Вместе с тем результатынаучных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детейстановится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разныенарушения в психофизическом развитии.
Здоровье, как известно,на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве.Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольномвозрасте. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокогокачества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должностать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.
Дошкольноеобразовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер,направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения иразвития.
Существуют разнообразныеформы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровьявоспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название«здоровьесберегающие технологии».
Цель контрольной работы –анализ здоровьесберегающей среды как фактора развития.
1. Условия и факторы, влияющие насохранение здоровья.
Основной вопрос, которыйвстает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление ивосстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешнорешать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие наздоровье человека.
Образование – культура –здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы,стратегической целью которой является формирование гармонично развитойличности.
Остановимся на несколькихконцептуальных позициях.
1. Целенаправленныйхарактер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культурыздоровья детей:
-приобретение и усвоениезнаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
-формированиедуховно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты,милосердия);
-развитие умений инавыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения,питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);
-воспитание трудолюбия,духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
-формирование устойчивогоиммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влияниюдеструктивных религиозных культов и организаций;
-воспитаниегуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие надличностью;
-воспитание потребности взанятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физическихспособностей и возможностей организма человека;
-формирование культурывзаимодействия с природой, окружающим нас миром;
-развитие умений оказатьпервую медицинскую помощь;
-формирование у учащейсямолодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.
2. Целостностьучебно-воспитательного процесса
Целостность предполагает,что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены наформирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не можетносить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств,форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мырассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое,социальное и духовное здоровье.
Целостность подразумеваети то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает иобучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражаетсяна функциях управления образования.
3. Обновление содержанияобразования и использование здоровье сберегающих технологий
Например, музыка несет всебе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегдаиспользуется в образовании.
Обновление содержанияобразования — это не только новая информация, которую можно сегодня получитьчерез Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критическиусвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.
4. Созданиездоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогическихвозможностей
Здоровьесберегающаяобразовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармоничноразвитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такаясреда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможныполноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формированиекультуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физическихкомпонентов.
5. Развитие двигательнойактивности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условияхконкретного образовательного учреждения
Как известно, духовно ифизически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве,успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу.Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужнорассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейсяличности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человекпредлагает свои услуги на рынке труда.
6. Вовлечение всехучастников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности посохранению и укреплению здоровья
Образование будетвыполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае,если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Примертакого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Для формирования культурыздоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношениек работе всего педагогического сообщества: от работников министерстваобразования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательномучреждении.
2. Технологии здоровьесберегающейсреды в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, руководитель физического воспитания Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог Коммуникатив-ные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания Биологическая обратная связь (БОС) От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников Педагог-валеолог, специально обученный педагог
3. Коррекционные технологии Арттерапия Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Воспитатели, психолог Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Воспитатели, психолог Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, психолог Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам Воспитатели, психолог Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед
Таким образом, оченьважно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительнуюнаправленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность витоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,полноценное и неосложненное развитие.
Применениев работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повыситрезультативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует упедагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение иукрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможностикорректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализацииДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесенынеобходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечениндивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительныемотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
3. Программа здоровьясбережения (изопыта работы МДОУ №8 г.Сургут).
В МДОУ Детский садобщеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлениемхудожественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которыенаряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдениетребований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют и проводятоздоровительные мероприятия с воспитанниками, контролируют закаливающиепроцедуры, двигательный режим в группах в течение дня.
План по созданию системыздоровьясбережения «Здоровячок» является комплексной стратегией улучшенияздоровья детей. В рамках его реализации разработаны мероприятия для детей,часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, без функциональныхотклонений организма и для детей с наиболее распространённымиЛОР-заболеваниями.
Для всех возрастных группразработаны профилактические и оздоровительные мероприятия в течение дня дляснижения простудных заболеваний:
· дыхательнаягимнастика и самомассаж в игровой форме.
· проводитсязакаливающий массаж подошв и массаж 9 волшебных точек.
Целенаправленная работапо сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемостив детском саду, о чём свидетельствуют приведённые ниже результаты, приувеличении списочного состава детей не увеличиваются случаи заболевания наодного ребёнка:№ п/п
показатели
2007г.
2008г.
2009г. 1 Среднесписочный состав 183 196 235 2 Количество случаев заболеваемости на одного ребёнка 6 6 6
Критерием эффективностилечебно-оздоровительной работы в ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей.За последние два года случаев травматизма не зарегистрировано.
Показателифизического развития детей 5-7 лет
(всоответствии с базовой программой)
Года
Уровни
2007-2008
уч. год
2008-2009
уч.год
Высокий
42,8%
61,6
Средний
45,1%
34,2
Низкий
12,1%
4,2
Мы видим, что показателифизического развития воспитанников ДОУ напрямую зависят от показателей здоровьявоспитанников, идёт увеличение высокого уровня развития и снижение низкогоуровня физического развития детей.
В 2008-2009 учебном годууспешнорешалась задача обеспечения социальной адаптации детей кусловиям ДОУ.
Показателиадаптации вновь прибывших детей в 2008-2009 учебном году
Всего за учебный годприбыли в ДОУ 64 воспитанника.
Группа
Всего
Легкая степень
Средняя степень
Тяжелая степень Группа раннего возраста № 10 «Колобок» 13 2 (15%) 9 (70%) 2 (15%)
1 мл. группы
№ 2 «Колокольчик»;
№ 3 «Земляничка»» 15 11(73%) 4(27%) -
2 мл. группы № 1 «Гномики»;
№ 5 «Лисёнок» 3 3(100%)
Средние группы
№ 4 «Чебурашка»;
№ 8 «Родничок» 2 2(100%)
Подготовительные группы
№ 6 «Солнышко»;
№ 7 «Буратино» 2 2(100%) № 12 ГПО 7 7(100%)
ИТОГО:
42
27
13
2
Данныеприведенной таблицы, свидетельствуют о благоприятной социальной адаптации детейк ДОУ, что обусловлено проведением комплексных медико-психолого-педагогическихмероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации в детскомучреждении.
Программа здоровьясбережения «Здоровячок»включает следующие компоненты:
· Рациональноепитание.
· Оптимальная дляорганизма двигательная активность.
· Соблюдение режимадня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»).«Жаворонки» — рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» — просыпаютсяпоздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточноеположение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учетиндивидуальных биоритмических особенностей — необходимое условие длярациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.
· Предупреждениевредных привычек и формирование полезных привычек.
· Повышениепсихоэмоциональной устойчивости.
Необходимо проводитьдиагностику здоровья детей. Цель диагностики здоровья детей — способствоватьукреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровьедетей, на практике выделяют 2 направления:
оценка физическогоразвития;
оценка физиологическихвозможностей организма (резервов здоровья).
Основной причинойуспешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Заключение
Значение ранних периодовдетства для развития личности и воспитания здорового ребенка труднопереоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценныйопыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников исовременные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здоровогообраза жизни детей.
Здоровье детей зависит нетолько от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье,санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения иобразования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических иполитических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оноопределяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциалобщества.
Именно обучение ивоспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитойличности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровьятесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множествафакторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостноеформирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанноймотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания,самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Список литературы
1. Ахутина Т.В.Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — №2. — С.21-28.
2. Кучма В.Р.,Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровьяшкольников. — М., 2000.
3. Назаренко Л.Д.Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
4. Педагогика ипсихология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
5. Сухарев А.Г.Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — №2. С.29-34.
6. Ткачева В.И.Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.