Определив стратегический курс как путь сближения скапиталистическим Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно такие условия были поставлены перед страной для вступления вфинансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на внутреннем рынкеподдерживались низкие цены на товары народного потребления, значительно нижемировых.
Для решения главной задачи в области экономической, . а именно: перехода к рыночно-капиталистическимотношениям, были определены следующие основные направления деятельности:-расгосударствление предприятий и передача их в частные руки в видеакционерной или индивидуальной частной собственности;- введение свободной торговли на основе установления свободных цен;- демонополизация внешнейторговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям илицам;- введение рынка валюты и ценных бумаг;- создание частных (коммерческих)банков и страховых компаний;- введение частной собственности на землю,создание рынка недвижимости;- свобода предпринимательской деятельности.
До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как«О собственности», «О предприятиях и предпринимательскойдеятельности», антимонопольные законодательные акты, которые открывалинекоторую возможность развития рыночных отношений, но носили большедекларативный характер. В конце октября 1991 года на V съезде народныхдепутатов Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальнойэкономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия. В своем обращении к народу он заявил, что наступил «один из самыхкритических моментов российской истории». К осени 1992 года, по егословам, страна получит реальные результаты, начнется «стабилизацияэкономики, постепенное улучшение жизни людей».
Был определен день начала экономических реформ — 1 ноября1991 года, однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992года. Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана«либерализация цен», то есть введение свободных рыночных цен на товары.К этому времени Союз ССР был распущен, Российская Федерация получиласвободу действий.
2 января 1992 года правительство Е.Гайдара объявило о введении свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января былобъявлен Указ Президента РФ «О свободе торговли». Стартовые условиядля проведения таких кардинальных преобразований были неблагоприятными. Вусловиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольнойэкономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что незамедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в 26 раз.Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические связи, были вынуждены вводить собственную валюту. В мае 1992 года в Латвии был введен параллельный рубль, в июле замененный собственными денежными знаками. С мая по ноябрь свою валюту ввели все бывшие союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции, свертывания экономических связейускорился, что не могло не способствовать ухудшению экономической ситуации как в России, так и странах СНГ.
Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение приватизации торговых и производственных предприятий. В июле 1992года было принято постановление российского правительства, подкрепленноеУказом Президента от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которыми объявлялсяпорядок расгосударствления предприятий и перехода их в частные руки.
Приватизации подлежало более 300 тысяч госпредприятий и учреждений, оцененных в 1,5 трлн. руб. по ценам на 1.01.1992 г. Каждому из152 млн. жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационныечеки («ваучеры») по 10000 руб., которые они могли вложить в акциипредприятий или свободно продать. С помощью ваучеров формировалсяакционерный капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров,либо других частных лиц.
Быстрее всего приватизировались предприятия торговли, 28% из которых стали частными к концу 1992 года. На 1 июля 1993 года былоприватизировано 68 тыс. предприятий, 47 тыс. из которых были предприятиямиторговли и бытового обслуживания. Производственная сфера приватизировалась значительно медленнее, что увеличивало разрыв между производством товаров иценами, которые формировали ставшие частными предприятия торговли. Дефицитвсе более стал пополняться товарами, ввозимыми из других стран.
В этот период были приняты другие нормативные акты, которыеотменяли ограничения на внешнюю торговлю (кроме торговли оружием); вводилисьобменные пункты иностранных валют и разрешался свободный вывоз и ввозвалюты; акции предприятий свободно продавались и покупались, были созданыфондовые биржи, действующие во многих городах. Решением Президента и правительства были созданы коммерческие банки с правом деятельности как внутристраны, так и за ее пределами. Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин подписал Указ опередаче земли в частную собственность, однако его выполнение было связано спреодолением многовековых традиций коллективной (общинной) собственностина землю, и не могло быть решено одноразовым актом. Развитие фермерского хозяйства тормозилось низким уровнем сельскохозяйственного производства, слабой материально-технической базой и отсутствием достаточных материальных ифинансовых средств для оказания помощи индивидуальным хозяйствам. Вначале фермерское движение было активным, но затем приостановилось. При перерегистрацииколхозов и совхозов к 1 июля 1993 года 34% из них заявили о сохранении своегостатуса, остальные образовали товарищества.
Первые годы реформы сопровождались быстрым падением производства. Если в 1990 году сокращение роста продукции промышленности кпредыдущему году составило 0,1%, то в 1991 году — 8%, в 1992 году — 18,8%. В последующие годы спад продолжался, несколько замедлившисьв 1995 году, когда объем промышленной продукции сократился на 3% посравнением с 1994 годом. В целом за 1991 — 1995 годы промышленноепроизводство упало более чем в два раза.
Так началась кардинальная экономическая реформа в России, связанная с глубокими экономическими преобразованиями, затрагивающимитысячелетние устои российской жизни.
Экономические преобразования неразрывно связаны с судьбамимиллионов людей, то есть с социальной политикой … Основныминаправлениями деятельности политического руководства в этой области былиследующие:- отмена всеобщей обязанности трудиться;- введение пособий по безработицеи компенсационных выплат на рост цен;- свободный выезд граждан за границу;-введение платного обучения наряду с бесплатным, создание коммерческих школ ивузов;- введение платного лечения наряду с бесплатным;- приватизациясанаторно-лечебных учреждений и домов отдыха;- приватизация жилья, отказ от бесплатного распределения квартир и их свободная продажа.
Такие меры социальной направленности с неизбежностью быливызваны новыми экономическими преобразованиями. Свобода торговли требоваласвободы предпринимательства, что в свою очередь требовало свободногоперемещения капитала и рабочей силы. Это означало, что работник должен самвыбирать место работы в любом городе и на любом предприятии, поскольку он мог быть уволен, если это было необходимо владельцу частного предприятия. Нотакой порядок вещей вступал в противоречие с фактическим прикреплениемработника к месту жительства, где он был прописан, так как получил жильебесплатно от государства на правах длительной аренды. Поэтому возникланеобходимость в передаче жилья в частную собственность с правом продажи. Была введена приватизация жилья, создан свободный рынок квартир и бывшийквартиросъемщик государственной жилплощади получил возможность ее продать посвободной цене, которая быстро достигла и превзошла 1000 долларов за 1кв. метр общей площади. При этом отменялось бесплатное распределение жилья, которое теперь выделялось лишь государственным служащим и некоторым другимкатегориям граждан.
Свободные внешнеэкономические связи потребовали свободноговыезда и въезда граждан. Выезд российских граждан за границу на работу ипостоянное жительство значительно возрос, особенно средивысококвалифицированных работников умственного труда, и достиг нескольких соттысяч человек в год. Процесс облегчался возможностью продать квартиру иперевести деньги за границу. Развернулась туристическая деятельность, атакже поездки с коммерческой целью.
Рыночные отношения, основанные на принципе «за все надо платить», требовали пересмотра отношений к общественным фондам потребления. К началу реформ расходы государства на обеспечениебесплатного среднего и высшего образования, выплаты стипендий учащимсятехникумов и вузов, расходы на содержание детей в дошкольных учреждениях, бесплатное лечение и тому подобное составили значительные суммы. В 1990году расходная часть союзного бюджета составляла 510 млрд.рублей, а выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, достигли210 млрд. рублей. Расходы на поддержание низких цен на продукты питаниясоставили около 113 млрд. рублей. 5 (*) 0 Необходимо учестьбольшие затраты государства на строительство жилья, которое такжераспределялось бесплатно. Естественно, рыночные принципы распределения вступали в противоречие с сосредоточением большей части расходуемых средств вруках государства и последующим централизованным перераспределением. Отнынебольшая часть расходов по общественным фондам потребления возлагалась наакционированные и частные предприятия и на самих граждан.
В условиях нарастающего спада производства общественные фонды потребления были сокращены до минимума, практически прекратилосьвыделение бесплатного жилья, были отменены выплаты на поддержание низких цен напродукты питания и некоторые товары для детей, широкое распространение получилилицеи и колледжи с платным обучением детей дошкольного возраста, сократилось число государственных вузов и контингент студентов с бесплатным обучением, появилось значительное число коммерческих вузов.
Крупные изменения произошли в области занятости населения. Сотменой конституционных положений о всеобщей обязанности трудиться и гарантированном трудоустройстве граждан произошла переориентация трудовой активности. Значительная часть молодежи перешла в сферу торговли и наслучайные заработки, отказавшись от производственного обучения и получения профессии. К тому же, большое число предприятий либо закрылось, либо перешло нарежим неполной рабочей недели и длительные отпуска с сокращением рабочихмест. Появилась неизвестная ранее безработица, все возрастающая.Незначительное пособие по безработице, введенное правительством, с учетом бюрократических сложностей его получения не могло оказать существеннойпомощи. В крупных промышленных районах, например, в текстильных, угольных,возросла социальная напряженность.
Таким образом, рыночно-капиталистические реформы на первом своем этапе неблагоприятно сказались на социальной сфере. Возросладифференциация населения, увеличился разрыв между небольшой частью людей свысокими доходами и значительной массой населения на грани бедности и нищеты.
Крупные экономические и социальные преобразования в странене могли не сказаться на кардинальных переменах в об ласти духовнойжизни … Каждый общественный строй многообразен в своей духовной жизни, но господствующая идеология связана с господством определенного социальногослоя, исповедующего эту идеологию. В нашей стране, где господствовалисоциалистические принципы распределения по труду и политическая властьбыла в руках трудящихся во главе с коммунистической партией при отсутствиисоциального слоя частных собственников-предпринимателей, господствующейидеологией, доминантой духовной жизни была коммунистическая идеология, учениемарксизма-ленинизма.
После ликвидации руководства компартии и с переходом на рыночно-капиталистический путь развития была осуществлена коренная переориентацияв духовной области. Она осуществлялась по следующим основным направлениям:-отказ от государственной коммунистической идеологии;- свобода средств массовойинформации, создание частных телерадиокомпаний и издательств;- отмена цензуры инравственных ограничений на литературу, газеты, видео, кино, театр;- переводтворческих работников на самоокупаемость, отказ от дотаций творческимсоюзам;- предоставление церкви средств массовой информации, свободамиссионерской деятельности;- переоценка научной методологии и истории;-пропаганда западного образа жизни, антикоммунизм;- свобода националистической пропаганды, идеологический плюрализм.
После отказа Коммунистической партии от руководящей роли вобществе в 1988 году ее идеологическая работа стала замирать. Возниклимногочисленные партии с альтернативной идеологией, получившие свободуполитической и пропагандистской деятельности. После запрета компартии РСФСРв августе 1991 года, официальной политической идеологией сталантикоммунизм. Господствующим принципом был провозглашен плюрализм идей исвобода пропаганды и информации. Возникло большое количество новых газет ижурналов, частных издателств, которые обрушили на российского гражданинапоток самой противоречивой и зачастую непроверенной информации. В современныхусловиях всемирного активного воздействия американских телекомпаний, их кино-ивидеофильмов, что иногда называют «информационным империализмом», накультурно-идеологическом российском рынке возобладала интеллектуальная продукцияСША и некоторых западноевропейских стран.
Переход культуры и искусства на коммерческую основу вызвал большие изменения в их существовании. Значительно сократилосьпроизводство отечественной кинопродукции, в телевидении стали превалироватькоммерческие игровые программы и реклама, а также закупленные за рубежом невсегда качест венные многосерийные телефильмы. Возрос отток творческойинтеллигенции за границу.
В области общественных наук была проведена переоценка, прекращено преподавание марксизма-ленинизма, научного коммунизма, историиКПСС, научного атеизма. Школьные и вузовские гуманитарные программы претерпели качественные изменения. Появились новые учебные предметы, такиекак политология, религиоведение, история цивилизаций и др.
Религиозные конфессии получили свободу миссионерской и пропагандистской деятельности, возникли многочисленные секты. Вновь открылисьхрамы, ранее заброшенные, началось строительство новых церковных сооружений. Появились такие общегосударственные праздники как Рождество Христово. Церковь, прежде всего православная, получила доступ к центральному телевидению и радио.
Такие духовные преобразования еще не означали глубокого изменения общественного сознания, но знаменовали собой крупный сдвиг. Полномуутверждению буржуазного сознания мешали издержки реформ, связанные сухудшением экономического положения большинства масс, отсутствие господствующего класса собственников.
Основными приоритетами духовной жизни политическое руководствоизбрало антикоммунизм, религию и национальное самосознание. Однако известнаяинерция в формировании нового сознания способствовала сохранению у частинаселения господствовавших прежде идей коммунизма, интернационализма и атеизма. Полное преодоление духовного наследия прошлого связано прежде всего сзавершением экономических реформ и эффективностью политической системы.
Решение новых экономических, социальных и духовных задач, глубокое реформирование общественной жизни зависит в первую очередь от реформы политической системы. . Прежняя политическая система была построена на жесткой вертикальной структуре управления, где на вершинеполитической пирамиды находилось руководство правящей Коммунистическойпартии, через Центральный Комитет руководившей 20-миллионным отрядом коммунистов. Партия в свою очередь руководила массовыми организациями, такимикак профсоюзы, комсомол, Советы, детские и ветеранские организации. По сутидела, компартия была ядром политической системы и охватывала своим влиянием все слои населения. Таким образом, ее руководство носило всеобъемлющий, тоталитарный характер, и в условиях войн или для решения крупномасштабныхобщегосударственных задач было достаточно эффективным.
Переход к рыночной экономике без государственногорегулирования потребовал свободы торговли и предпринимательства, чемусоответствует демократическая политическая система. Реформа политическойсистемы осуществлялась по следующим ос новным направлениям: .-отказ от партийно-государственной системы управления;- введение президентскогоправления с вертикальной структурой глав администраций;- ликвидация Советов изамена их общедемократическими органами власти;- многопартийность;- созданиенезависимых профсоюзов;- роспуск Комсомола и пионерской организации;-предоставление полной самостоятельности бывшим союзным республикам;-создание СНГ с системой двусторонних и многосторонних договоров;-провозглашение принципа разделения властей: законодательной, исполнительной исудебной.
Процесс реформирования политической системы прошел несколькоэтапов:1. Июнь 1988 - август 1991 гг. . — ликвидацияруководства КПСС и переход к президентскому правлению.
После исторического решения XIX Всесоюзной конференции КПССоб отказе партии от руководящей роли возникла необходимость создания новойструктуры власти. Была предпринята попытка усилить власть Советов, сформировав высшие органы на демократической основе. В конце мая 1989 годасобрался I съезд народных депутатов СССР, провозглашенный высшим органом власти. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев был избран председателем постоянного органа — Верховного Совета СССР.
Однако столь быстрая замена высшего руководства без создания соответствующих низовых структур, обеспечивающих связь смассами, оказалась малоэффективной. Управление все более слабело, терялсяконтроль над государством в условиях нарастания экономического кризиса. Былипредприняты шаги укрепления высшей исполнительной власти. Так возниклавпервые в истории страны должность Президента СССР, которым в марте 1990года стал М.С.Горбачев, избранный III съездом народных депутатов.
Прежняя вертикальная структура партийно-государственного управления была разрушена; возникли многочисленные партии, не получившиевластных функций; профсоюзы провозгласили свою независимость и ушли отпартийного влияния. Президент потерял рычаги управления и остался один наодин с массами. Попыткой укрепления связи с народом явилось избрание виюне 1991 года Президента РСФСР всенародным голосованием. Им стал Б.Н.Ельцин. Спустя два месяца события августа 1991 года привели к фактическомуотстранению от власти Президента СССР, полной ликвидации структур КПСС, исполнительная власть сосредоточилась в руках Президента России, который ужене смог управлять союзным государством, распущенным через несколько месяцев.2. Август 1991 - октябрь 1993 гг. . — ликвидацияСоветов, усиление власти Президента России.
После августовского переворота трансформация политическойсистемы проходила по двум направлениям:- во-первых, шло дальнейшее укрепление власти Президента России;- во-вторых, усилилось противостояниемежду президентской властью и Советами.
С роспуском Советского Союза Россия стала его правопреемникомв области международной и военно-политической, что способствовало усилениювласти Президента. В марте 1992 года своим указом Б.Н.Ельцин образовалминистерство обороны России и стал министром обороны. В мае были созданыВооруженные Силы Российской Федерации, министром обороны назначен П.С.Грачев. Позднее были созданы федеральные службы контрразведки, внешнейразведки, пограничная служба и управление охраны, подчиняющиесянепосредственно Президенту России.
Проводимые реформы, связанные с введением свободных цен, вызвали скачок гиперинфляции, что сказалось на спаде производства иухудшении жизни населения. Настроения неуверенности передавались народнымдепутатам и отражались на решениях съездов Советов. Противоборство междуПрезидентом и съездом народных депутатов России обострилось в марте 1993 года. На VIII внеочередном съезде народных депутатов было отклонено предложение Б.Н.Ельцина о референдуме по доверию президентской власти ипроведению реформ. IX Внеочередной съезд народных депутатов в конце марта1993 года проголосовал за отрешение от власти Б.Н.Ельцина, однако не набралнеобходимых двух третей голосов (за отрешение проголосовало 465 депутатов,против — 350).
Проведенный 25 апреля референдум выразил поддержку политикепрезидента России. К осени противоборство между народными депутатами иПрезидентом обострилось до крайности. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издалуказ о роспуске Верховного Совета и прекращении полномочий съезда народныхдепутатов, однако те отказались подчиняться. Президент был вынужден применитьвоенную силу, в результате чего события 3-4 октября привели к человеческимжертвам. По официальным данным 196 человек было убито, 598 — ранено.
7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета иМособлсовета, а 9 октября — о прекращении деятельности местных Советов. Такимобразом в октябре 1993 года на территории России Советы, как органывласти, прекратили свое существование.
Список литературы
Деловой мир. — 1993. — 24 августа.