Реферат по предмету "Педагогика"


Концентрированное обучение

Министерство образования РФ

ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра профессиональной педагогики
Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические технологии»

Концентрированное обучение.
Выполнил: ст. группы ЗПД – 306

Бабинова Т.М.
Проверил: Зимина Елена Юрьевна



Екактеринбург 2011 г.
Введение Цель контрольной работы: — научиться самостоятельно анализировать и выбирать модели концентрированного обучения; — сформировать умения по анализу, отбору и систематизации учебной информации при разработке технологии концентрированного обучения; — систематизировать умения по разработке методического обеспечения учебного блока. 1. Анализ учебно-методической литературы
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения.

Технологию отметодики можно отличать по наличию таких характеристик, как инструментальность, то есть наличие жестко определенной системы предписаний, гарантировано ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:

Концептуальность (научная база);

Системность;

Диагностическое целеобразование и результативность;

Управляемость;

Эффективность;

Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, Целостность);

Корректируемость.

Педагогическая технология– это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Технология концентрированного обучения
Концентрированная технология – технология организации обучения, при котором в течение определенного промежутка времени осуществляется концентрация рабочего времени и энергии учебно-познавательной деятельности учащихся направленных на изучение одной или нескольких дисциплин объединенных межпредметными связями.

Цель состоит в повышении качества обучения и воспитания, учащихся путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса.

Признаки:

Ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра.

Единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины

Непрерывность процесса познания и его целостность.

Наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений, сотрудничества всех участников процесса обучения.

Применение системы форм, методов и средств обучения адекватно реализующих целостный процесс познания.

В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы вытекающие из самой природы новой организационной формы:

Концентрации учебного материала во времени достигается за счет:

Малопредметности.

Введение учебного материала крупными блоками.

Оптимизация распределения учебного материала

Интенсивности обучения достигается за счет:

Насыщенность видами и формами учебной работы.

Плотность общения.

Учет психофизиологических особенностей учащихся достигается за счет:

Соответствие законам динамики работоспособности.

Учет законов восприятия и запоминания информации человеком.

Преимущества концентрированного обучения:

Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.

Обеспечивает восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала.

Благоприятное влияние на мотивацию учения.

Благоприятный психологический климат (изначальный настрой на длительное взаимодействие друг с другом в процессе обучения).

2. Анализ учебного плана подготовки специалистов
Произведём анализ учебного плана подготовки специалистов по заочной форме обучения специалистов в сфере профессионального обучения по дисциплине: «Экономика предприятия». Данная предметная дисциплина изучается на 2 курсе, 2 семестр, 90 академических часов.

При расчете продолжительности изучения будем руководствоваться особенностями содержания и логикой усвоения материалам учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической базы и другими факторами.

Мы воспользуемся вторым вариантом первой модели концентрированного обучения, которое предусматривает однократное в течение нескольких недель учебного года изучение одного предмета.

В условиях обучения в профессиональных учебных заведениях, учебный день содержит 6 уроков или один учебный блок продолжительностью 6 часов, учащиеся будут изучать дисциплину: «экономика предприятия». Учащиеся будут изучать предмет 90/6 = 15 дней или 15/5 =3 недели.

№ недели

1–4

5–8

9–12

13–16



36

Предметы учебного плана







Экономика предприятия










3. Структура учебного дня
Основная идея концентрированного обучения заключается в том, что изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты, а дается целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через лабораторные и практические работы и, наконец, третий раз пропускается через память учащихся посредством контрольных заданий различного характера.
Структура учебного блока:


ЛЕКЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

ЗАЧЕТ

/>/>/>
/>


Лекция – продолжительность 2 часа;

Самостоятельная работа – 2 часа;

Практическая работа – 1 час;

Зачет – 1 час.

Лекция: знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение учебного материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции — третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.

Самостоятельная работа: самостоятельная проработка учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально). Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т.д.

Практическая работа: формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний. Происходит не отсрочено по времени, а непосредственно после восприятия и осмысления.

Зачет: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное при­менение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
4. Методическая разработка учебного блока Лекция 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Общая характеристика планирования
Планирование — это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия.

При этом выделяют цели: 

— хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

— производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 

— научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 

— социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;

— экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип системности.  Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, «продукт-рынок». При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие основные методы:

а) нормативный — на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

б) балансовый — целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

в) экстраполяции — выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

г) интерполяции — предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

д) факторный — на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

е)  матричный — путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

ж) экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие
2. Содержание средне- и краткосрочных планов
Планы предприятия включают следующие основные разделы:

1)            маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;

2)            производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;

3)            план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;

4)            план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;

5)            план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 

6)            план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

7)            план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;

8)            финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;

9)            план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;

10)        план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются: 

§               по экономическому содержанию — на натуральные, трудовые и стоимостные; 

§               по экономическому назначению — на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость); 

§               по способу характеристики предмета — абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

 

Оперативное планирование
— это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую: 

— сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;

— организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

n      межцеховое оперативное планирование, обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 

n      внутрицеховое оперативное планирование — осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения — обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 
3. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. 

Но прежде чем составляется бизнес-план, описывается бизнес — идея проекта.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.

Макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. 

Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:

чистая текущая стоимость;

рентабельность;

внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);

период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);

норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», доход от продажи равен издержкам производства). 

Домашняя работа: подготовка к самостоятельной работе, в группах придумать и описать бизнес – идею, подготовиться к защите бизнес – планов.

Самостоятельная работа

Цель: проверка усвоения материала учащимися.

1.Назовите основные принципы планирования.

2.В чем заключается принцип системности?

3. Вставьте пропущенное слово

_______________ — это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

4.Какие виды планирования выделяют в зависимости от продолжительности планового периода?

5.Назовите любых 3 раздела планов предприятия.

6. Вставьте пропущенное слово

_______________ — это детальная разработка планов предприятия и его подразделений.

7. Виды оперативного планирования.

8.Назовите обобщающие показатели бизнес – плана.

Практическая работа

«Описание бизнес-идеи проекта»

Примерный перечень вопросов для отражения бизнес идеи, а также бизнес — плана:

  В чем состоит основная цель проекта (бизнес-идеи)?

  Какие конкретные задачи надо решить для достижения этой цели?

  Какие проблемы будут препятствовать успешному решению задач на Вашем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть?

  Какие конкретные действия и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта?

Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта?

Часто по результатам изучения сильных и слабых сторон проекта принято проводить его SWOT-анализ.

SWOT – аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths — силы;  Weaknesses — слабости; Opportunities — возможности; Threats – угрозы.

Таким образом, SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). К внешним характеристикам часто относят то, что компания изменить не в силах, но может создать комплекс мер по устранению этой проблемы.

В бизнес-плане при проведении SWOT-анализа в качестве внутренних факторов могут быть использованы такие параметры как качество продукта, послепродажное обслуживание, дополнительный сервис, многофункциональность продукта, уровень менеджмента фирмы, квалификация персонала и т.д.

В качестве внешних факторов могут быть использованы степень роста рынка, изменение платежеспособности клиентов, уровень прямой и косвенной конкуренции, изменения в законодательстве, политические изменения и т.д.

Объем бизнес — идеи обычно не превышает 1-2 страницы.

Зачет

«Защита бизнес – планов в группах»

Разместите баннерНапишите пресс-релизРазместите анонс проводимого мероприятия

Список литературы

Экономика предприятия: Учебник / Под. Ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 398 с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. учебн. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. – М.: Академия, 1999. – 512 с.

Практикум по педагогическим технологиям: Уч. Пособие / Т.Н. Милютина, И.И. Хасанова, М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.- пед. Ун-та, 2002. 66 с.

Контрольные задания и методические рекомендации к их выполнению по дисциплине «Педагогические технологии». — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2001.9 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.