Реферат по предмету "Педагогика"


Школьное религиозное образование в сети Интернет

РефератШкольное религиозное образование в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ «СВЕРХУ»
2 ШКОЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕИНТЕРНЕТ-ПОЛЕМИКИ
3 ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
 
В последние годы полеактуальной политической борьбы в нашей стране все отчетливее перемещается вИнтернет, который, в свою очередь, из одного из многих средств массовойинформации все больше превращается в некий параллельный виртуальный аналогсоциума и, одновременно, зеркало, отражающее современную социокультурнуюситуацию.
В самом деле, самыесвежие новости сейчас мы узнаем уже не из телевизора, чем пользуются не толькоофициальные СМИ, но и разнообразные политические партии и религиозныеорганизации, для которых Интернет, прежде всего, удобная и всегда доступнаятрибуна для пропаганды своих доктрин, вещающая на самую социально активную ипоэтому вдвойне привлекательную многомиллионную аудиторию – молодежь. Крометого, в сети до сих пор нет никакой цензуры, а, следовательно, можно говорить очем угодно и как угодно, благо, что веб-порталы предоставляют весьма богатыевозможности для агитации. Здесь очень просто размещаются как тексты, так икрасочные визуальные материалы. Интернет-сайты оформляются так, что невольнопривлекают внимание пользователя, а кроме этого есть еще баннеры, спам исоциальные сети, посредством которых также можно рекламировать не толькотовары.
Одним и острых идискуссионных вопросов актуальной российской политики, обсуждаемых в последнеевремя во всех без исключения СМИ, является государственная политика в областиобразования, касающаяся внедрения в современный образовательный процесс курсови дисциплин религиозной тематики. Интернет, конечно же, не стал исключением, — мало того, здесь можно встретить точки зрения, которые никогда не прозвучали быв печатных изданиях или по телевизору, поскольку российский сегмент всемирнойпаутины, очевидно, пока еще является самой свободной трибуной дляидеологического самовыражения. Таким образом, только он может дать нам наиболееобъективный спектр существующих мнений по этой достаточно злободневнойпроблеме.
Отсюда вытекает главнойцель нашей исследовательской работы – рассмотреть Интернет, а вернее егорусскоязычный сегмент – Рунет, на предмет освещения в нем вопросов религиозногообразования в современной школе.
В задачи исследованиявходит:
— анализ и классификациясуществующих в Рунете точек зрения по признаку приятия/неприятия введенияэлементов религиозного образования в школьный образовательный процесс;
— описание ихарактеристика веб-сайтов, посвященных данной проблематике, анализстатистического материала;
— составление повозможности полного каталога подобных веб-ресурсов и выделение возможныхтенденций развития государственной образовательной политики в нашей стране дляданного направления в будущем.
Данное исследование предполагаетреализацию в несколько этапов:
1. Сбор материалов — непосредственная работа в сети, изучениеимеющихся точек зрения по проблеме и составление их классификации.
2. Аналитическая работа — сравнение и анализ сайтов, посвященныхвопросам религиозного образования, а также виртуальной и реальной статистики поданной проблеме;
3. Изложение и оформление результатов исследования — в текстовойформе (формат Word).
4. Создание приложения — каталога веб-ресурсов по теме работы.
Данное исследование является частьюбольшого исследовательского проекта, посвященного изучению Интернета как новогосоциокультурного пространства современного общества.

1 ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ «СВЕРХУ»
 
Прежде, чем начинатьисследование, необходимо определиться в терминах. Само выражение «религиозноеобразование в школе» в нашей стране звучит как нонсенс, поскольку, какизвестно, с 1917 года Россия – светское государство, в котором церковь отделенаот школы, и менять в этом направлении Конституцию вряд ли кто собирается[1].Речь, естественно, идет скорее о введении в образовательный процесс элементоврелигиозной культуры и этики, знакомстве с историей религии и основамирелигиозной морали. Однако и в такой, вроде бы вполне «безобидной» трактовке,сразу же возникает целый ряд трудностей.
Первое затруднениепроисходит из-за того, что с каждым годом Россия становится страной все болеемногонациональной и многоконфессиональной, и поэтому не совсем ясно, как и вкакой мере проводить отбор образовательного материала, чтобы не задетьрелигиозные чувства верующих и угодить всем – и православным, и католикам, ибуддистам, и мусульманам, и т.п.
Вторая сложность – всовершенном отсутствии опыта такого преподавания в школе. До революции, когдаподобная практика была обязательной и понятной, поскольку православие являлосьофициальной государственной религией, такой проблемы не существовало. Функциирелигиозного образования и воспитания полностью брала на себя церковь с еетысячелетней образовательной традицией. В советское время также все было просто- проблема отсутствовала, так как религия в масштабе государства былафактически запрещена.
Третья проблема сокрыта впричинах такого резкого поворота официальной политики в области образования всторону религии с ее образовательной практикой. Многим до сих пор не понятно,зачем в светской стране да еще в начале XXI века внедрять в системуобразования какие-то религиозные элементы. Со стороны это может кому-то дажепоказаться ретроградством и мракобесием: Россия ведь не Иран или СаудовскаяАравия, это европейская страна, массовое сознание в которой давно и достаточносекуляризовано. Ответ на вопрос кроется в нашей истории последних лет. С распадомСССР и стремительным развитием в России практически незнакомых народу жесткихкапиталистических отношений, с присущими им хищнической моралью, произошелрезкий упадок нравов, особенно среди молодежи. Пьянство, преступность, разврат,наркомания стали повседневным и повсеместным явлением подростковой жизни.Общество в 1991 году так ждавшее перемен, оказалось к ним абсолютно не готово — отсюда растерянность и деморализация, приведшая к идеологическому вакууму.Школа так же, как и все население страны, оказалась лишенной четкихнравственных ориентиров. Мало того, выросло целое поколение, лишенноеэлементарных представлений о морали, озабоченное в своей массе толькополучением прибыли. Попытки выйти из этого тупика в основном провалились,поиски новой национальной идеи результатов не дали, и тогда, чтобы неизобретать велосипед, правительство решился вернуться к давно забытому иосвещенному авторитетом веков – религии. Может быть уже от отчаяния.
Но тут возникает целыйряд вопросов технического плана – кто и как будет вести подобные предметы?Батюшку в школу уже не пустишь, а тогда где взять нужногоспециалиста-религиоведа? С какого возраста начинать знакомить с элементамирелигиозного содержания? Как вычленить из религиозного учениядуховно-нравственную составляющую, чтобы, опять же, не обидеть верующих? Нуженли отдельный предмет, или сделать так, как в советские времена, когда всенравственные вопросы решались на уроках гуманитарных и общественных дисциплин,таких как литература или история. Все эти вопросы, так или иначе, рассматриваютсяв Интернете. Здесь же мы рассмотрим сначала, что предлагает в этой связигосударство.
В настоящее время поинициативе Министерства Образования пока в качестве эксперимента былопредложено два подобных образовательных проекта в рамках введения в стандартыобразования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».Первый, стартовавший в 2006 году и предполагавший введения в учебный план вкачестве обязательного предмета «Основы православной культуры». Он изучаетсясейчас в 15 регионах России, причем только в двух из них – в качествеобязательного. Второй – курс «Основы религиозных культур и светской этики»,который вводится в 19 регионах страны с 1 сентября 2009 года. Последний проектболее сложен, поскольку претендует на известную толерантность: он ужепредполагает изучение основ не одной, а целого комплекса религий на выборродителей[2]учеников – православия, ислама, буддизма и иудаизма и даже атеизма (подназванием «Светской этики»). Обе инициативы (как, впрочем, и все другие начинаниянашего правительства) были восприняты крайне неоднозначно в СМИ и вызвалибурную полемику — как в учительской, так и родительской среде. Мненияраспределились полярно – от резкого неприятия до восторженного приветствия, нов целом оба проекта получили поддержку двух главных людей в России – В. Путинаи Д. Медведева, и поэтому вопрос об их реализации был предрешен.
Таким образом, вопросэтот достаточно злободневный, а в связи с массовым проникновением в нашу страну(и в школу) различных неоконфессиональных, псевдорелигиозных и откровенносектантских организаций, использующих для вербовки адептов все возможныесредства, в том числе и Интернет [1], и объективно назревший: преподавать вшколе основы религиоведения необходимо.
2 ШКОЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕИНТЕРНЕТ-ПОЛЕМИКИ
Теперь рассмотримосновные ресурсы сети, посвященные проблемам религиозного образования в школе.Все их можно разделить на три группы: чисто информационные дискуссионныепорталы, где обсуждаются все возможные точки на этот счет, сайты сторонниковвнедрения основ религиозного образования в школу и принципиальных противниковподобных экспериментов.
Одним из главныхинформационных сетевых ресурсов, большая часть которого посвящена вопросамвзаимоотношения православной церкви и светского общества (в том числе и системышкольного образования) является сайт «Религия и СМИ». Здесь мы найдем самыеразнообразные материалы по интересующей нас проблеме: «Книги», «Опросы»,«Документы», «Маниторинг СМИ» и т.д. (все это названия рубрик сайта). Данныйресурс ценен, прежде всего, тем, что в нем освещаются самые разнообразные точкизрения представителей различных религиозных конфессий от официальногоправославия и ислама до раскольников-старообрядцев. Другой не менееинформативный сетевой ресурс – информационный портал «Мир религий», освещающий,в том числе, и дискуссию по поводу религиозного образования в школе.Оперативную информацию предоставляют и другие специализированные новостные иобщественно-политические сетевые издания (как и их существующие печатныеаналоги): «НГ Религии», «Интерфакс. Религия», «Русская линия» и др.
Наиболеепоследовательными сторонниками внедрения основ религиозного образования в школуявляются православные сайты, такие как «Православие.ру», «Русская ПравославнаяЦерковь» («Официальный сайт Московского патриархата»), «Православнаяэнциклопедия» («Седмица.ру») и др. В целом они уступают новостным сайтам пофункциональности, но выигрывают за счет дизайна и особой стилистики,рассчитанной на привлечение внимания пользователей. К тому же они незлоупотребляют рекламой.
Стоит заметить, чтоименно Русская Православная Церковь первые выступила перед правительством стакой инициативой и постоянно поддерживает его работу в этом направлении. Так,например, оба проекта Министерства Образования, о которых мы говорили,появились с благословения сначала Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а потом с его преемникаКирилла, при их горячей поддержки и с согласования с руководством РусскойПравославной Церкви. В резолюции XI Всемирного русского национального Собораправославной церкви, проходившего в Москве в марте 2007 года прямо жеотмечается, что изучение школьниками «Основ православной культуры» необходимо внашем государстве, где православные составляют абсолютное большинствонаселения».
Образцовым в этом смыслеявляется «Официальный сайт Московской Патриархии», где выложены все важнейшиедокументы, касающиеся данной проблемы. «Православие.ру» носит более общийновостной характер. Наконец у РПЦ есть и специализированный сайт, полностьюпосвященный проблемам религиозного образования – «Prokimen.ru» («Отдел религиозногообразования и катехизации»), издающий информационный сетевой журнал«Православное образование». Здесь же можно найти разнообразные УМК дляпреподавания «Основ православной культуры» и «Основам религиозных культур».Вообще же православные сетевые издания наиболее активны в обсуждении вопросов религиозногообразования и введения каких-то его элементов в школьный образовательныйстандарт.
Эта бросающаяся в глазаактивность православных организаций, однако, вызывает настороженность и даженеприятие у представителей других российских конфессий. Так, например,представитель Совета муфтиев России Арслан Садриев от имени своей организациивысказался резко против существующей модели «Духовно-нравственной культуры». Онубежден, что нельзя сводить эту образовательную область только к преподаваниюодного предмета, даже и по выбору учащегося, так как это, в конечном счете,приведет к расколу России по этно-конфессиональному признаку. Чтобы этогоизбежать, разным религиозным традициям необходимо «изучать друг друга». Советмуфтиев уже не первый год настаивает на преподавании курса религиоведения, гдевсе религии изучались бы в равной степени и в старших классах. Курс «светскойэтики», который предполагает в рамках «Духовно-нравственной культуры» дляатеистов, А. Садриеву «трудно представить», т.к. «нравственность от религиинеотделима». Более углубленное изучение каждой религии может осуществляться врамках воскресных школ и религиозных учебных заведений, отметил представительСовета муфтиев.
С другой стороны, противпопыток вмешательства церкви в науку и школьное образование выступила группакрупных российских ученых, среди которых два Нобелевских лауреата и ПрезидентРАН Ж. Алферов. На страницах «Новой газеты» они разместили открытое письмоПрезиденту России В.В. Путину, в котором обвинили РПЦ и всех сторонниковвведения в школах курса православной культуре в «православном шовинизме».Подобное же обращение размещено и на сайте «Scientific.ru» («Междисциплинарныйнаучный и научно-популярный сервер»), где утверждается, что никакой необходимостив обязательном релгиозном образовании в школе нет и что «существующиенегосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовныеакадемии, медресе и т.д.) вполне обеспечивают потребность в религиозномобразовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие сКонституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе». При этомвсем посетителям сайта предлагается интерактивная возможность принять участие вданном обращении.
Не нужно, впрочем,думать, что все ученые категорически против введения основ религиозногообразования в школе. На сайте «Интерфакс. Религия» мы находим совершеннопротивоположное обращение к Президенту, подписанное 227 докторами и кандидатаминаук, в котором уже Минобразования и науки РФ обвиняется в «воинствующематеизме» [7].
 
3 ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?
 
Основным аргументом вподобных сетевых дискуссиях чаще всего является статистика, на которуюссылаются как противники, так и сторонники религиозного образования в школе.Сейчас достаточно много разнообразных социологических институтов (в том числе ив сети), проводящих подобные исследования. Многие сайты, пользуясьинтерактивными возможностями Интернета пытаются собрать свою статистику и такимобразом убедить пользователей в правоте собственной точки зрения.
Так, согласно опросу,проведенного фондом «Общественное мнение», на сегодняшний день православныесоставляют 50% населения, мусульмане — 4%, неверующие — 44%, представителидругих религий — 1%. То есть, последователями религиозных конфессий считаютсебя всего только 56% россиян. При этом, если учитывать всю относительностьподобных заявлений[3], атакже степень вовлеченности в религию, цифры будут уже совсем другие. Оченьмногие россияне, считающие себя, например, православными на деле имеютдостаточно отдаленное представление не только о православии, но и христианствевообще. Так что по-настоящему верующих (в смысле регулярно совершающихрелигиозные обряды и посещающих храмы) будет еще меньше.
О чем же говорит статистика? Недавно справочно-информационныйпортал Религия и СМИ проводил опрос на тему: «Надо ли преподавать религию вшколе и как?». Мнения ответивших разделились следующим образом: 42% считают,что в школах нужно преподавать науку о религии; 20% затруднились ответить наэтот вопрос; 15% считают, что религию преподавать не нужно; 10% — что нужно, нопо выбору родителей и 13% считают, что детям должны преподавать православие.Фонд «Общественное мнение» опросил на эту тему учителей средних школ. Былоустановлено, что введение религиозного (духовного) образования поддерживают42%, а не поддерживают 58% учителей. Итак, мнения россиян разделились почтиполярно, что, собственно и отражает реальную ситуацию в обществе.
Мы попробовали провести собственное социологическоеисследование на базе отдельной провинциальной школы. Насколько совпадут наширезультаты с общероссийскими?
Нами было опрошено 125 родителей, учащихся 8 – 11 классов иучителей. Анкеты из 8 вопросов (см. Приложение) составлялись с помощьюшкольного психолога. Результаты нашего исследования представлены в следующихдиаграммах:

1.Считаете ли Вы себя верующим человеком?
/>
 
2. Где, по Вашему мнению, происходит религиозное воспитаниечеловека?
/>
 
3. Надо ли вводить занятия религиозного характера в школе?
/>
4. Каким должен быть этот предмет?
/>
 
5.Как Вы думаете, кто должен проводить такие занятия?
/>
 
6. Как часто должны проходить эти занятия?
/>
7. Для родителей:
Разрешали бы Вы своим детям посещать эти уроки?
/>
8. Для учеников:
а) посещали бы Вы эти занятия?
б) Всегда ли бы Вы посещали эти занятия?
/>

/>
Выводы напрашиваютсядостаточно интересные. Озвучим лишь некоторые из них. Во-первых, количество«верующих» (с учетом сделанной нами оговорки) в целом совпадает с даннымисетевого опроса – большинство. Во-вторых, как это ни странно (что, опять же,соответствует общероссийской статистике), самыми яростными противникамивнедрения религиозного образования в школу являются учителя, притом, чтородители относятся к этому достаточно лояльно. Ну и вполне закономерно, что всекатегории опрошенных выступают лишь за факультативный вариант введения такихпредметов. Понятно, в общем, и не особое желание учащихся, при современнойперегруженности школьной программы, посещать еще и дополнительные «религиозные»уроки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Итак, в рамках нашегонебольшого исследования мы рассмотрели основные точки зрения по поводу введенияоснов религиозного образования в школе, высказываемые на страницах различныхИнтернет-сайтов. Виртуальное пространство оказалось полем весьма остройполемики и религиозно-политической борьбы, в которой столкнулись интересыгосударства, разнообразных социальных групп и религиозных конфессий. Борьба этаимеет уже достаточно длительную историю и накал ее не только не утихает, но, всвязи с очередной инициативой правительства по введению — пока в качествеэксперимента — в программу обновленного курса «Основ религиозной культуры», грозиттолько усилиться, что, конечно, не способствует сплоченности нашего общества и,тем более, эффективности уже имеющегося школьного образования.
Если взглянуть широко, товопрос о школьном религиозном образовании есть, по сути, вопрос не столько овзаимоотношении школы и церкви (или любой другой религиозной организации),сколько о взаимоотношениях государства и религии, светской и духовной культуры.Стремление религии проникнуть в государственную систему образования лишьзакономерная реакция конфессий на продолжающееся — несмотря на показнуюобрядность и моду на религиозность – вытеснение веры из нашей жизни. Вытеснение,прежде всего, наукой и порождаемой ей новыми технологиями, совершенновидоизменяющими привычные формы образования и досуга самым недопустимым с точкизрения церковной морали образом. Отсюда и обращение церкви к необычным для нееформам агитации – Интернету, как трибуне, максимально приближенной кподростковой аудитории, то есть к тем, на кого и нацелено религиозноеобразование.
Как нам кажется,возвращение церкви в школу в том виде, каком это выглядело до революции (и каквыглядит сейчас в мусульманских странах) в России невозможно. Но возможендиалог между школой и церковью, более того, он необходим, если мы хотим хотькак-то поправить пошатнувшиеся моральные устои, ибо только религия можетпредложить методы нравственного воспитания, апробированные веками. Но подходитьк этому взаимодействию необходимо крайне осторожно. Государственное участие иконтроль здесь особенно необходимо, но, конечно же, не в таких грубых формах,как это делается сейчас. Очевидно, что дети в школах должны получать знания о религии.Однако, нужно видеть различие между научным преподаванием и религиознымобразованием. Все-таки школа не должна склонять учащихся к принятию какой-либоверы и навязывать им те или иные религиозные взгляды. Ведь светский характеробразования — один из основополагающих принципов государственной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Жогов С.С. Сайты религиозного содержания и воздействие насознание молодежи: к проблеме религиозного просвещения в средней школе / С.С.Жогов // Светская и духовная системы образования: взаимодействие исотрудничество. – Балашов, 2009. – С. 38 – 41.
2. Журавский А. Проблемы религиозного образования в России /А. Журавский // Континент. — №114 (2002).
3. Иерей Константин Польсков. Теология и религиоведение вконтексте возрождения гуманитарной науки в России / Иерей Константин Польсков// Вестник ПСТГУ. – Серия IV. Педагогика. Психология. – 2006. – Вып. 3. – С.20 – 27.
4. Колодин А.В. Религиоведческое и религиозное образование:сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях Российской Федерации / А.В. Колодин. –Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М., 2007.
5. Концепция включения в новое поколение госстандартов общегосреднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новойобразовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» //Интерфакс: Религия. – 28.12.2007. – Адрес в Интернет: www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700
6. Курс «Основы православной культуры: польза или вред?» // REGIONS.RU: Новости Федерации. –31.08.2006. – Адрес в Интернет: www.regions.ru/news/2003853/
7. Обращение представителей научной общественности кпрезиденту России в поддержку изучения религиозной культуры в школах ипризнания ученых степеней по теологии // Русская Правовлавная Церковь:Официальный сайт Московского патриархата. — 27.11.2007-04.02.2008. –Адрес в Интернет: www.patriarchia.ru/index.html
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Сайты, посвященные вопросам современного школьногорелигиозного образования
1. Богослов.ру: Научный богословский портал: www.bogoslov.ru/topics/20760/index.html
2. Вера и Время: Религиозные ценности и современная системаобразования: www.verav.ru/
3. Журнал «Религия и право» (сетевая версия): www.rlinfo.ru/rip/
4. Епархиальный отдел религиозного образования и духовногопросвещения: www.eoro.ru/
6. Ислам.ру: www.islam.ru/pressclub/vslux/rel-edu/
7. Мир религий: www.religio.ru/dosje/14/36.html
8. Образование и Православие: www.orthedu.ru/
9. Официальный сервер Отдела религиозного образования икатехизации Руской Православной церкви: www.rel.org.ru/
10. Отдел религиозного образования и катехизации РускойПравославной церкви: oroik.prokimen.ru/, www.otdelro.ru/
11. Отдел внешних церковных сношений московского патриархата:Круглый стол по религиозному образованию и диаконии: www.rondtb.msk.ru/home.htm
12. Pedsovet.su: Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой: www.pedsovet.su/publ/13-1-0-517
13. Православие.ру: www.pravoslavie.ru/
14. Православная газета: orthodox.etel.ru/2001/25/obrazov.htm
15. Религия и СМИ: www.religare.ru/11_5.html
16. Русская линия: Информационно-аналитическое агентство: www.rusk.ru/monitoring_smi/2002/10/30/v_xx_veke_gosudarstvo_razrushilo_sistemu_religioznogo_obrazovaniya/
17. Центр образовательного законодательства: www.lexed.ru/pravo/actual/?chernega_01.html
18. Церковная школа: pedagog.eparhia.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
 
Анкета «Как вы относитесь к преподавании религии в школе?»
 
1. Считаете ли Вы себяверующим человеком?
— да;
— нет.
2. Где происходитрелигиозное воспитание человека?
— в семье;
— в школе;
— в окружающем егообществе.
3. Надо ли вводитьзанятия религиозного характера в школе?
-да;
-нет.
4. Каким должен быть этотпредмет?
— обязательным;
— факультативом;
— классным часом.
5. Как Вы думаете, ктодолжен проводить такие занятия?
— Учитель, специальноподготовленный;
— Служащий церкви илимечети;
— Классный руководитель.
6. Как часто должныпроходить эти занятия?
— 1 раз в неделю;
— 2 раза в неделю;
— по мере необходимости.
7. Посещали бы Вы этизанятия?
— да;
— нет.
8. Разрешали бы Вы своимдетям посещать эти уроки? (для родителе)
— да;
— нет.
8. Всегда ли бы Выпосещали эти занятия?
— всегда;
— иногда;
— когда будутрассказывать на интересующие меня темы;
— когда будет время.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистика в социологии
Реферат Структурный функционализм Т. Парсонс, Р. Мертон
Реферат А. Г. Грязнова 2001 г
Реферат Adhd Essay Research Paper Emotionally HandicappedBehavior DisordersAttention
Реферат Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия функция , структура , система
Реферат Сущность и функции трудовой мотивации
Реферат Статистический анализ демографической ситуации заболеваемости и медицинского обеспечения в Тарусском
Реферат Проблема цели и средств в нравственной деятельности
Реферат Статистикоэкономический анализ социальной защищенности населения в Калужской области на примере
Реферат Структура габитус практика
Реферат Старение общества в наше время
Реферат Сутність технологій в соціальній роботі
Реферат Личные не имущественные права ребёнка
Реферат Становление социологии как науки 2
Реферат Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)