Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование будущей личности через воспитание нравственных качеств учащихся

--PAGE_BREAK--2.3 Нормативная модель новообразований личности учащихся, как ожидаемого результата

В процессе проведённой воспитательной работы у учащихся должна появиться заинтересованность в знаниях о морали, в формировании моральных норм. Через практические занятия дети обогатят свой опыт нравственного поведения, они вооружатся знаниями о морали, формировании моральных норм. Клубные часы обогатят их эмоциональный мир и помогут сформировать у них нравственные чувства. Дети более ответственно будут относиться к своему здоровью, научатся более спокойно общаться друг с другом, снизится агрессивность в поведении школьников.




III
. Практическая часть

3.1 Этапы работы по проблеме

Формирование нравственных норм поведения у учащихся— процесс длительный и требует правильного подхода к планированию деятельности воспитателя. Он должен включать в себя определённые этапы работы. Работая над проблемой формирования будущей личности, я предполагаю прохождение нескольких этапов:

1-й этап. Введение в понятия «нравственное воспитание, личность, я» в форме беседы, проведения различных тестов, игровых упражнений с последующим обсуждением.

2-й этап. Обсуждение темы в классе, по-моему, мнению, должно подкрепляться обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например, анкетирование, совместное оформление творческих работ.

3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого я использую такие формы работы, как групповая дискуссия, инсценировка различных ситуаций, тестирование.

4-й этап. Анализ проигранных ситуаций в классе, по-моему мнению, должен быть подкреплён домашним советом, что поможет ребёнку сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусмотрены задания для совместного выполнения в кругу семьи.

5-й этап. После анализа и обсуждения многообразных жизненных ситуаций, ребята могут сформулировать личные принципы поведения, планы действий. Такую работу они, в группах или индивидуально, выполняют составляя правила или законы своей жизни, жизни класса.

6-й этап. На данном этапе, в моём планировании, дети будут составлять « Книгу о себе». В ней они отразят принципы восприятия мира, отношение к себе, к своему здоровью, к будущему, к природе, к Родине.

7-й этап. При условии успешной работы, этот этап предусматривает обратную связь между воспитателем, детьми и их родителями. Это отразится в презентации книги и в формировании нового отношения к изученным понятиям, в приобретении навыков позитивного, творческого решения социальных задач. Задача воспитателя — придерживаться выстроенной модели на всех этапах формирования нового отношения к понятиям нравственности.
3.2 Методы и приёмы практической работы по проблеме

В зависимости от того, в какой форме проводится занятие по проблеме, я использую разнообразные методы и приёмы. Это практические (проигрывание жизненных ситуаций), словесные(использование стихов, загадок), наглядные (рисунки, портреты, видеозаписи, картины и др.), методы сравнения и обобщения (при рассматривании ситуаций, при подведении итогов), анализа и синтеза (при анализе произведений, при рефлексии). Например. при разъяснении каких-либо норм нравственности я использую такие приёмы, как рассказ, беседу по определённой теме, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения.
3.3 Формы организации воспитательной работы по проблеме

Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные и групповые формы воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, клубные часы. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Её направленность выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. В воспитательном процессе удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности являются игры-экскурсии. На них дети не только развивают наблюдательность, память, но и учатся соблюдать правила поведения в природе. Так же одной из эффективных форм нравственного поведения являются определённые поручения в классе. Они не только требуют от детей умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определённые нравственные нормы поведения. Не должна оставаться в стороне и индивидуальная форма работы. Это и общение с родителями в индивидуальных беседах и на родительских собраниях, и разрешение трудных жизненных ситуаций, и разного рода консультации.

Таким образом, как показывает практика, наиболее предпочтительными с точки зрения развития личности ребёнка являются:

Коллективные формы: коллективная подготовка мероприятия, игры, художественно-эстетическая деятельность, клубные занятия и школьные праздники.

Активные и групповые формы: дискуссии, защита проектов, деловые игры, конкурсы, тренинги.

Индивидуальные формы: беседы, консультации, разрешение трудных жизненных ситуаций.
3.4 Описание различных видов упражнений, заданий
Для учащихся младших классов характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, развитие мотивации и самосознания, потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода выражения и фантазии; стремление к новым впечатлениям и т. д. Исходя из этого, в своей работе я стараюсь использовать различные виды заданий и упражнений творческого характера. Воспитание творческой личности в целом, развитие его творческих способностей можно достичь в ходе выполнения аппликации. В своей воспитательной работе я использую изготовление декоративных цветов.

Дети учатся вырезать из квадратов разные лепестки и цветки разной формы (рис. 1, 2, 3). Д ля этого квадрат складывают несколько раз и вырезают выбранную форму. Из этих цветов можно сделать разные композиции, которыми украшают оригинальные открытки, закладки и т. д.

При работе с аппликацией у детей развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение. Эта работа помогает воспитывать такие качества личности как аккуратность и терпеливость.

Так же я использую такие виды аппликаций, как технику «Пластилиновое рисование» (Начальная школа, 2008/6, О.Г.Жукова, кандидат пед. Наук, доцент, г. Санкт-Петербург). Для облегчения работы, каждая поделка имеет выкройку, которая переносится на бумагу или увеличивается. Для работы потребуются: кусочки пластилина, которые в зависимости от образца необходимо скатать либо в тонкие колбаски, либо в мелкие шарики, либо просто нащипать для дальнейшего размазывания или примазывания к силуэту; карандаш и калька для перерисовывания силуэта изделия; восковые мелки для дополнения рисунка; тряпочка или салфетка для рук; тонкая палочка или зубочистка для нанесения рельефных рисунков. Фон поделки можно оживить, придать рельефность, используя крупы (гречка, рис, горох). Если поделка выполняется коллективно, дети учатся справедливому распределению обязанностей, взаимной уступчивости.

Кроме того, в совместном труде укрепляются гуманные отношения между детьми, а это немало важно для формирования будущей личности. С этой целью детям предлагаю задания, от выполнения которых зависит проведение общего мероприятия. Например, к занятию о хлебе, о том как он пришёл на наш стол, можно предложить:

— подберите загадки и пословицы о хлебе и составьте рассказ о труде хлеборобов;

-оформите свой материал на альбомном листке.

Или к викторине по рассказу А.П.Гайдара «Чук и Гек» :

— коллективно прочитать рассказ;

— разделиться на команды и придумать ей название;

-выбрать капитана.

У детей постепенно вырабатывается чувство ответственности как за себя, так и за весь коллектив.

Воспитывая в детях умение дружить, по доброму относиться друг к другу, им предлагается выполнять такие задания, например:

-Улыбка помогает в общении. Она делает тебя приветливым и учтивым. Прочитай начало этикетных фраз, закончив их по-своему. Произнеси одну и ту же фразу без улыбки, затем с улыбкой.

Доброе…………

Извини, что я…………………

Спасибо тебе за………………

Я не смогу……………………

Прошу тебя………………….

Ты удачно…………………...

Поздравляю тебя с………

Нарисуйте на альбомных листочках добрые хорошие улыбки и подарите их другу.

-Нарисуй портрет друга. С одной стороны рисунка напиши, что тебе нравится в нём, а с другой — своё пожелание ему.

Одним из моментов нравственного воспитания и становления будущей личности является привитие детям культуры чтения. Дети читают и рассказывают о прочитанных произведениях, на их основе проводятся этические беседы. По моему мнению, необходимо создать свободное обсуждение с живыми спорами. Здесь дети учатся считаться с мнением товарищей, прислушиваться к нему, быть терпимым по отношению друг к другу. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребёнка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребёнку ту или другую сторону жизни. Для этого детям предлагается, например,

-чтение произведений по ролям;

-инсценировка некоторых наиболее эмоциональных частей произведения;

-сделать рисунок к понравившейся части произведения.

Ещё более важный источник накопления нравственных знаний – осмысливание детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда переживаются и совершаются положительные и отрицательные поступки. В этом случае очень важно мнение педагога, различные средства стимулирования, которые вызывают нужное поведение. Оценка воспитателя служит основой для самооценки личного опыта.
3.5 Описание фрагментов воспитательных занятий

Знания детей о нравственных нормах, полученные на занятиях, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Для обобщения знаний о нравственности я провожу беседы по разнообразной тематике. Это беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюбии и культуре поведения. Программа бесед строится концентрически, т. е. в каждом классе обсуждаются одни и те же проблемы нравственности, но их содержание изменяется в связи с накоплением у детей знаний и опыта этих отношений и с изменением задач и содержанием воспитательной работы. В.А.Сухомлинский на протяжении всей своей педагогической деятельности использовал слово, как важнейшее педагогическое средство. Можно предложить следующие темы для этических бесед:

Тема: «О доброжелательности и равнодушии» -(см. «Приложения».)

Цели: — разъяснить понятие доброты, как справляться со злом и равнодушием, учить доброму отношению друг к другу.

Ход беседы:

В начале беседы дети вспоминают сюжеты рассказов «На катке» и «Бабка» В. Осеевой.

В процессе обсуждения данных рассказов перед детьми возникают сложные моральные проблемы: доброта и трусость «На катке», доброта и чёрствость «Бабка».

Воспитатель задаёт детям вопросы, вокруг которых и ведётся обсуждение.

Эти вопросы не разрешаются в беседе полностью, но дети понимают противоречивость, сложность поступков и чувств людей. Это имеет огромное значение для формирования у них нравственных чувств и понятий. В беседе я показала детям, что доброта- сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно. Во время беседы дети вспоминают о тех чувствах, которые переживали, когда в трудную минуту им пришёл кто-то на помощь, о чувстве несправедливого отношения окружающих.

Головоломка является своеобразным девизом, который дети выбирают для себя в жизни. Она является итоговым моментом данной беседы.

Тема: Поговорим о вежливости.

Цель: Показать детям в чём проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.

Задачи: Подвести детей к пониманию того, что поступать надо не только по правилу, но и в духе правила ;

Закрепить некоторые правила поведения.

Ход беседы:

Детям предлагаются «Правила вежливости» и «Правила вежливой беседы» на плакатах. Они прочитывают их и подводят итог, что говорить мы будем о вежливости.

Практическая деятельность:

Дети предварительно повторяли стихи А.Л.Барто «Любочка», «В театре», С.Я.Маршака «Песенка о вежливости», С.Михалкова «Одна рифма» и др. Инсценируя их дети видели, что вежливость проявляется не только в произнесённых словах, но и в том, как они были сказаны, с какой интонацией.

Занятие завершается решением кроссворда «Ежели вы вежливы». Здесь дети закрепляют те знания, которые получили во время занятия. Обдумывая решение кроссворда они не только вспоминают слова вежливости, но и те случаи, когда надо их произносить, а так же случаи из своей жизни. Итогом беседы является памятка вежливости для уголка группы.

Тема беседы на родительском собрании: « Как воспитывать нравственность?» (по материалам С.Д.Фокиной)

Цели: Помочь родителям в определении понятия «нравственность», познакомить с заповедями и нравственными идеалами, определить свод законов, определяющих нравственное воспитание в семье.

Ход беседы:

Родителя было предложено рассмотреть несколько заповедей нравственного поведения, была зачитана лекция с комментированием каждой заповеди. Итог беседы: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь». В качестве итога родителям было предложено высказать свои предложения по поводу работы над проблемой воспитания нравственности.

Специальная работа по нравственному воспитанию и формированию будущей личности проходит в форме системы занятий. Проведение их можно разделить на три этапа: подготовка к занятию (сюда входят те задания и упражнения, которые предлагались ранее *например, подбор загадок, пословиц, прочитать произведение, сделать рисунок и т. д..), проведение занятия (это само занятие, подготовленное коллективно) и повседневная работа (это индивидуальные беседы с учениками, различного рода наблюдения во время прогулок, подготовки домашних заданий, обеда и т.д.) Я хотела бы предложить несколько фрагментов проведенных мною мероприятий на нравственные темы, которые, как я считаю, способствуют формированию ценных качеств личности.

Тема: «Давайте жить дружно»

Цель: раскрыть понятие дружбы.

Задачи:

-сплочение детского коллектива,

— воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу, умения находить общий язык с окружающими;

-развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: фонограммы песен «Песенка кота Леопольда», «Если с другом вышел в путь», магнитофон, детские автопортреты.

Ход мероприятия:

1.                 Вступительное слово воспитателя.-данный этап способствует настрою детей на занятие, организует их.

2.                 Игра-тренинг «Ромашка»- психологический этап, помогает учителю создать проблемную ситуацию, а детям нацелиться на работу над проблемой взаимоотношений.

3.                 Игра «Азбука добрых слов»- в данный момент мероприятия, ребята вспоминают добрые слова, понимают их важность в общении друг с другом.

4.                 Инсценировка стихотворения Б.Заходера «Мы- друзья».

5.                 Сценка «Чепуха, а не марки»- дети в практической деятельности учатся разрешать сложившуюся ситуацию, находить выход из проблемы, вспоминают похожие случаи из своей жизни.

6.                 Песенка о дружбе.-песня помогает закончить занятие на положительной ноте, что способствует положительным эмоциям после занятия.

7.                 Рефлексия.

Игра- викторина «Сказки А.С. Пушкина».

Цель: Привитие доброты через знакомство со сказками.

Задачи: -показать, что добро всегда побеждает зло;

-учить детей по – доброму относиться друг к другу;

-привитие культуры чтения.

Оборудование: Сказки А.С. Пушкина, рисунки из сказок, кроссворд по сказкам А.С. Пушкина, портрет А.С.Пушкина.

Ход занятия:

(Предварительно дети читают сказки А.С.Пушкина).

I.По фрагменту узнай сказкуна данном этапе дети вспоминают прочитанные сказки, положительных и отрицательных её героев, могут одновременно сравнить их поступки и оценить действия, а следовательно у ребят выработается определённое отношение к ним.

II.Кроссворд по сказкам А.С.Пушкина- эта работа развивает память и мышление детей, скорость ума.

IIV. Рефлексия.

Чему учат все эти сказки?

Что объединяет эти сказки?

Какие герои вам понравились, а какие нет? Почему?


3.6 Авторское планирование

В системе нравственного воспитания выделяют следующие направления :

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— патриотическое воспитание;

— формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

-совместная работа семьи и школы.

Основным содержанием при планировании нравственного воспитания являются несколько блоков:

Первый блок – диагностический.

Цель: проведение диагностических исследований с учащимися и их родителями.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдения, беседы.

Второй блок— «Я – личность».

Цель: способствовать выработке интереса к своей личности.

Формы: беседы, анкетирование, составление книги «Всё обо мне».

Третий блок— «Здоровье плюс».

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Формы: внеклассные мероприятия (физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые), Дни здоровья, соревнования, походы.

Четвертый блок— «Экология».

Цель: формирование экологической культуры и экологического сознания.

Формы: экологические праздники, экологические десанты, конкурсы «Знатоки природы», игры на природе, походы.

Пятый блок— «Патриотический».

Цель: формирование и развитие гражданина как защитника Отечества, а так же ответственного отношения к своей семье, своему народу.

Формы: этические беседы, встреч с ветеранами Вов, занятия посвящённые знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, участие в конкурсах рисунков на темы: «Я-россиянин», «Мир, в котором я живу», конкурсы чтецов.

Шестой блок-«Исток».

Цель: организация сотрудничества семьи и школы, объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

Формы: индивидуальные консультации, родительские собрания, участие родителей в воспитательных мероприятиях

Седьмой блок— «Красота спасёт мир».

Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.

Формы: этические беседы, посещение музея, выставок работ художников, изготовление собственных творческих художественных работ, посещение библиотек, музыкальной школы.
3.7 Описание дифференцированных заданий

Работая над воспитанием нравственной личности, немаловажную роль играет дифференцированный подход к учащимся, т. к. каждый ребёнок-личность, интересы и взгляды которой надо учитывать при подборе заданий, чтобы каждый чувствовал свою значимость, сумел себя показать, не чувствовал ущемленности вне зависимости от способностей. Я предлагаю ряд упражнений, которые помогут в подготовке коллективных мероприятий с участием всех ребят. При этом детей необходимо разделить на группы, либо дать задания индивидуально, либо предложить его на усмотрение самого ребёнка.

*а)написать сочинение на тему;

б)дополнить текст красивыми словами, фразами;

в)написать текст по рисунку (на определённую тему).

*а)сделать рисунок на тему;

б)дополни аппликацию рисунком;

в)найди подходящую картинку на тему.

*а)выучи стихотворение (стихи могут быть разного объёма) ;

б)прочитай выразительно стихотворение;

в)найди подходящее стихотворение.

*а)подбери подходящие пословицы и поговорки;

б)найдите пословицы по их началу (предлагается источник поиска);

в)разгадай пословицу (или поговорку) в ребусе.

*а)подбор дополнительного материала;

б)пересказ дополнительного материала данного воспитателем;

в)инсценирование стихов, рассказов, сказок и т. д.

При подборе материала следует учитывать, что замкнутым и тревожным детям даются задания более свободного характера, в которых, на их взгляд, они смогут более себя проявить.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.8 Другое

Работая над темой нравственного воспитания, мой план по самообразованию так же включает в себя некоторые моменты, способствующие воспитанию и развитию себя, как личности.

План работы воспитателя.

Сентябрь. Октябрь. Диагностика уровня воспитанности, развития нравственных качеств личности, отношения к здоровью. Анкетирование родителей и учащихся.

Ноябрь. Изучение педагогических, психологических, литературных источников по проблеме.

Декабрь. Исследование интереса учащихся к своей личности, к своему имени.

Старт –анкета для учащихся «Все обо мне.»

Январь. Проект «Напишем книгу о себе».

1глава.Что в имени тебе моем.

2глава. Все обо мне.

Февраль.3глава. Каким я хочу быть.

4глава. Я могу сберечь свое здоровье.

Март. 5глава. С чего начинается Родина. Стихи, рассказы, рисунки.

Апрель. 6глава. Презентация книги.

Май. Диагностика. Подведение итогов. Анализ работы.

Проведённая работа позволит распознать интересы учащихся, отношение к себе, как личности, а мне соответственно, правильно спланировать дальнейшую работу по воспитанию и формированию нравственных качеств.




IV
. Заключение.

4.1 Эффективность проведённой работы по результатам диагностики уровня воспитанности детей

Экспертная оценка уровня воспитанности детей. (Методика Н.П. Капустиной)


1-высокий уровень воспитанности;

2 – хороший уровень воспитанности;

3 – средний уровень воспитанности;

4-низкий уровень воспитанности.

Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей, вследствие проведённых мероприятий, несколько повысился, но ещё необходима работа, которая будет способствовать воспитанию личности с ещё более качественным уровнем воспитанности.

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.


V
. Литература

1.Е.Н. Степанова, Л.М. Лузина «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания».(Москва, 2002г., Творческий центр.)

2.Н. М. Таланчук «Введение в неопедагогику.Пособие для педагогов-новаторов»(1991г.)

3.О.Н.Курамшина, А.М. Железкина «Школа оптимизма» (Методические рекомендации. Психологические тренинги.)

4. О.С.Богданова, В.И. Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах», Москва, Просвещение, 1980г.

5. М… А.Тыртышная «50Идей для классного руководителя», Практическая копилка педагога, Феникс, 2008г.

6. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продлённого дня», 1-2класс, Москва, 2007г.

7. Л.И.Саляхова, «Настольная книга классного руководителя» (Личностное развитие, духовное и физическое здоровье школьника), 1-4 классы.




VI
. Приложения

Диагностика.

Выявление контактности младшего школьника.

Цель: Выявление уровня отношений детей между собой.

(Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики/сост.П. П. Кучегаш- Волгоград:Перемена, 1995.-С. 6-9.)

Контактность-это способность личности устанавливать дружеские связи по собственной инициативе, переживать удовлетворение от общения, взаимопонимания, переживания.

Тест состоит из 3частей.

Часть1.

1.Правдивый. 2.Красивый. 3.Умный. 4.Скромный. 5.Веселый. 6.Придумывает интересные истории, игры.7.Хороший друг.

Из названия качеств надо выбрать 2 таких, которые тебе больше всего нравятся.

Часть 2.

Скажи, куда тебе хочется, чтобы шарик скатился: вправо или влево(рис.1)?





Часть3.

Прочти следующие 10 вопросов.

Свой положительный ответ отметь крестиком(+), отрицательный – черточкой(-).

1.Ссорился ли ты когда-нибудь со своим товарищем?

2.Можешь ли ты сказать, когда мама сердится, а когда ей весело?

3.Любишь ли ты путешествовать?

4.Любишь ли ты ходить в гости?

5.Можешь ли ты первым подойти к незнакомому взрослому человеку и спросить название улицы или который час?

6.Можешь ли ты первым подойти к незнакомой девочке(мальчику) и познакомиться?

7.Если ты нечаянно упал, поможет ли тебе кто-нибудь?

8.Если друг с тобой ничем не делится, будешь ли ты с ним дружить?

9.Любишь ли ты игры, когда много ребят и весело?

10.Считаешь ли ты, что чем больше друзей, тем лучше?

Анализ результатов

Серия1.За каждое свойство начисляется определенное количество баллов :1-25б., 2-20б., 3-6б., 4-8б., 5-15б., 6-5б., 7-10б.Сосчитай, сколько ты получил за 2выбранных свойства.

Серия2.Если ты считаешь, что шарик должен покатиться влево, то запиши 5б., если вправо-20б.

Серия3.Положительный и отрицательный ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах. Сосчитай, сколько ты набрал баллов.



Вопрос

Ответ + -

1

5 20

2

20 2

3

12 4

4

15 8

5

12 6

6

6 15

7

3 12

8

1 20

9

20 6

10

5 10



Интерпретация результатов:

До140 баллов-Малоконтактный, замкнутый.141-160-контактный по потребности.181-и больше сверхконтактный.

Итоги:

Тест на выявление самооценки младшего школьника

(Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики/сост.П. П. Кучегаш-Волгоград: Перемена, 1995.- С. 6 -9.)

Цель: Определить качество самооценки учащихся.

Самооценка-компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя. своих способностей. Нравственных качеств и поступков.

Для определения самооценки ученику предлагают 30-40 слов, обозначающие положительные и отрицательные качества личности, например: аккуратный, веселый, грустный, скупой, добрый, отличник, драчун, справедливый, грязнуля, послушный, плаксивый, злой, сердитый, быстрый, медлительный, упрямый, дисциплинированный, грустный, грубый, воспитанный, скромный, культурный, ласковый, жалостливый, капризный, невнимательный, т.д.

Из названных качеств ребенок должен в первую колонку выписать такие, которые больше всего нравятся в других школьниках а во вторую те, которые не нравятся (по десять). Затем в каждой выписанной колонке следует подчеркнуть свойства, которые присущи ему самому.

Анализ результатов:

Вычисляется коэффициент самооценки— количество собственных положительных качеств делится на общее их количество; количество собственных отрицательных качеств делится на общее их количество.

Полученный коэффициент служит характеристикой самооценки личностью своих положительных и отрицательных свойств.
Ключ к оценке результатов:

положительные

отрицательные

0, 4-0, 5 реальная самооценка

0, 4-0, 5 реальная самооценка

0, 51-1 завышенная самооценка

0, 51-1 занижение недостатков, недооценка

0, 39-0 заниженная самооценка

0, 39-0 завышенная самооценка, идеализация



Итог:

Тест – анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.(методика Н.К.Смирнова. Источник: Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка обучающихся в школе/ Н.К. Смирнов //Практика административной работы.-2006-№ 1-с. 30-38.)

Цель: Определить степень самооценки школьниками факторов риска здоровья.

Тест- анкета заполняется каждым школьником дома, с помощью родителей, которые затем оценивают результат, полученный в результате тестирования. На вопросы № 1-9 предлагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 10-14 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

Вопросы

1.                 Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.

2.                 Я ношу ранец (часто тяжелый) обычно в правой руке.

3.                 Я чувствую, что мало(недостаточно) двигаюсь.

4.                 У меня есть привычка сутулиться.

5.Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.(физзарядка, плавание, участие в спортивных секциях)

6.Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7.Нередко читаю при плохом освещении, лежа.

8.Я не забочусь о своем здоровье.

9.Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

а) да

б)нет

в)затрудняюсь ответить

10.Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а)да

б)нет

в)затрудняюсь ответить

11.Какие состояния наиболее типичны для тебя на уроках?

а)безразличие

б)заинтересованность

в)усталость

г)сосредоточенность

д)волнение, беспокойство

12.Как по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а)заботятся о моем здоровье

б)наносят вред методами своего преподавания

в)подают хороший пример

г)подают плохой пример

д)учат, как беречь здоровье

е)им безразлично мое здоровье

13.Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?

а)не оказывает заметного влияния

б)влияет плохо

в)влияет хорошо

г)затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

По вопросам 1-9 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ.

По вопросам 10-11 балл начисляется за ответ «б».По вопросу 12 балл начисляется за ответы «а, в, д».По вопросу 13- за ответы «б, г, е».По вопросу 14-за ответы «б, г».Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов»

Зона риска»- более 12 баллов.

Итоги:

Беседы.

Тема: «О доброжелательности и равнодушии».

Цели: -разъяснить понятие доброты, как справляться со злом и равнодушием, учить доброму отношению друг к другу.

Ход беседы:

В начале беседы дети вспоминают сюжеты рассказов «На катке» и «Бабка» В. Осеевой. В процессе обсуждения данных рассказов перед детьми возникают сложные моральные проблемы: доброта и трусость «На катке», доброта и чёрствость «Бабка».

Воспитатель задаёт детям вопросы, вокруг которых и ведётся обсуждение:

— Витя на катке сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но когда какие –то школьники стали над ним смеяться, он бросил девочку плачущей. Чего побоялся Витя? Совместимы ли понятия доброта и трусость?

(Высказывания детей)

— Бабушка («Бабка») была доброй и заботливой. Как относился к ней Боря? Почему он так переживал, когда бабушки не стало?

Следует объяснить детям, что значит равнодушие. Равнодушный человек— тот, которыйдумает только о себе.

Слова воспитателя:

-Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачу, когда видят чужое несчастье по телевизору и в мелодрамах. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Только вот приложить усилия для установления мира и согласия всё как-то не получается, а ведь настоящая доброта- доброта деятельная. Жалеть бездомных собак и кошек- покормите их, устройте в определённом месте для них столовую. Видите, что жарким летом цветы погибают без воды, соберитесь с друзьями и полейте растения. Пришла бабушка или мама домой с полными сумками, помогите ей раздеться, отнесите сумки в кухню, разберите их и предложите в следующий раз сходить в магазин вместе с ней.

Игровой момент:

Собери головоломку:

М! Д

О

ОГАЙ

П Я

Л Ю

М

(помогай людям!)

Подводя итоги беседы, необходимо обратить внимание детей, что быть добрым- это не значит всё прощать. Быть добрым- это значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, уверенным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, нужно действовать сообща, поддерживать друг друга и тогда победит добро.

Тема: Поговорим о вежливости.

Цель: Показать детям в чём проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.

Задачи: Подвести детей к пониманию того, что поступать надо не только по правилу, но и в духе правила ;

Закрепить некоторые правила поведения.

Ход беседы:

Детям предлагаются «Правила вежливости».

Будь вежлив. Вежливость— это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив, при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте, на уличной скамье, постарайся делать это не напоказ, не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. Делай это любезно, не хмурясь.

Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома- скажи, куда и когда вернёшься. И уж не опаздывай.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим.

И «Правила вежливой беседы»:

Вежливость— это не только «здравствуйте, спасибо и пожалуйста».

Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было всё понятно.

Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять да и выглядит она смешно.

Не говори слишком медленно, а то собеседник уснёт.

Не говори слишком долго. Постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседнику интересно, он спросит о деталях.

Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй мысль, не говори с «кашей во рту», произноси слова ясно и отчётливо.

Практическая деятельность:

Дети предварительно повторяли стихи А.Л.Барто «Любочка», «В театре», С.Я.Маршака «Песенка о вежливости», С.Михалкова «Одна рифма» и др. Им предлагается (на основе небольших стихов и рассказов) подготовить короткие инсценировки. (Важно следить за интонацией произношения слов.) Дети должны усвоить, что в вежливости проявляется отношение человека к другим людям: доброжелательность, уважение, приветливость. Занятие завершается решением кроссворда «Ежели вы вежливы».

По горизонтали:3. Забавное упражнение для развития дикции. 4. «Родная…! Родная…! Мы все должны её беречь»5, За всё хорошее, что сделали для тебя нежно говорить…7. Просьбу нужно сопровождать словом…10. Синоним слову «учтивость».

По вертикали: 1. Это приветствие означает « желаю здоровья». «. Оптимистическое утреннее приветствие «…утро».6. У мальчика тетрадки – в отличнейшем порядке. Он в школе весь внимание. Вот это…!8. Синоним слова «разговор».9.Что приятно и слону и даже маленькой улитке?

Ответы: По горизонтали:3.Скороговорка. 4.Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10. Вежливость. По вертикали:1. Здравствуйте. 2. Доброе.6. Воспитание. 8. Беседа. 9. Улыбка.

Рефлексия: О чём мы говорили? – О вежливости и вежливом поведении. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать другому человеку помощь и услугу, и делает это охотно.

Тема беседы на родительском собрании: « Как воспитывать нравственность?» (по материалам С.Д.Фокиной)

Цели: Помочь родителям в определении понятия «нравственность», познакомить с заповедями и нравственными идеалами, определить свод законов, определяющих нравственное воспитание в семье.

Текст беседы:

Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать, а чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющих моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельного разговора с ребёнком.

«Возлюби ближнего своего, как самого се6я» учит одна из главных нравственных истин. Кто же этот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, который является твоим родственником? Да. Но не только. Ближний- это человек, который находится в беде и которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от просящего и нуждающегося, проявить милосердие является одной из важнейших человеческих добродетелей. Ребёнку нужно объяснить, что милосердный обращает своё внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Человек живёт не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него. Эту истину человек должен понять с детства.

О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не убий». Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого, но и о злобе, гневе, ненависти, обращённых к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть сродни убийству, поэтому, согласно морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубые слова, надо быстрее заглушить в сердце злобу и примириться с ним. А как поступать с людьми, которые тебя обидели? Прощение лучше мщения. Детям надо объяснять, что необходимо научиться побеждать свой гнев, не подражать тем, кто тебя оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Випробування українського письменства в 20-х роках ХХ століття
Реферат Механізми повороту та ходовий пристрій одноковшових екскаваторів з гідроприводом
Реферат Lenins Impact On Russia Essay Research Paper
Реферат Природные туристские ресурсы Австралии и Океании
Реферат Партия анархистов в начале ХХ века
Реферат Видеопрактикум как активный метод развития проффессионального мышления студентов
Реферат Анализ работы мо учителей математики, физики и информатики за 2010-2011 учебный год
Реферат «проблемы в организации междугородних перевозок грузов автомобильным транспортом и пути их решения»
Реферат The Declaration Of Language Essay Research Paper
Реферат Политическая борьба в Риме в 60 г. до н.э.
Реферат Сертификация и аккредитация
Реферат Организация маркетинговой деятельности предприятия примере ресторана "Хамелеон"
Реферат Historical Background of the Middle English Period
Реферат Земляника лесная
Реферат Пирамиды