Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Методика обучениядетей составлению загадок
Традиционно вдошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем,методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детейотгадывать загаданные объекты.
Наблюдения задетьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительныхдошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов.При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями.Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка наконкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог черезнекоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группыпросто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнеенаучить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А. Нестеренкоразработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. Вадаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадкии дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительныеоперации ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучениедетей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьмидошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
Обучениедолжно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек сизображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадкупро какой-либо объект.
Модель1
Какой?
Что бываеттаким же?
Длясоставления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образныехарактеристики по заданным воспитателем признакам.
– Какойсамовар по цвету? – Блестящий.
Воспитательзаписывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
– Какойсамовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой частитаблицы).
– Какойон по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитательпросит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнитьправые строчки таблицы:
Какой?
Что бываеттаким же?
Блестящий
Монета
Шипящий
Вулкан
Круглый
Арбуз
Далее детейпросят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (праваячасть таблицы).
ПР: блестящий– монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличкаможет выглядеть следующим образом:
Какой?
Что бываеттаким же?
Блестящий
Начищеннаямонета
Шипящий
Проснувшийсявулкан
Круглый
Спелый арбуз
Послезаполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя междустрочками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтениезагадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо однимребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговаязагадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, какпроснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Рекомендации:целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четковыделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Этопозволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминаетпервые буквы и воспроизводит слово в целом.
Послеосвоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимопознакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения»свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самоварблестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методикаработы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьмивывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потомв правой части).
Что делает?
Что (кто)делает так же?
Протоколсоставления загадки про ежика с детьми 5 лет.
– Чтоделает ежик?
– Пыхтит,собирает, семенит.
– Пыхтиткак кто или что?
– Пыхтиткак новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
– Пыхтиткак старый чайник (сравнение на «занижение»).
– Собираеткак хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
– Собираеткак жадина (сравнение на «занижение»).
– Семенит,как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
– Семениткак старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далеевоспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Ноне».
ПР:Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенькийпаровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, которыйучится ходить».
ПР:Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанныйчайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Модель 3
Особенностьюосвоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект скаким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На чтопохоже?
Чем отличается?
Протоколсоставления загадки про гриб:
– На чтопохож гриб? – На мужичка.
– А чемотличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
– Еще начто похож? – На дом, но без окон.
– А еще?– На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текстполучившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но безокон; как зонтик, но на толстой ножке».

Приемыформирования навыка правильного чтения
Одним изусловий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитиепространственных и временных представлений. На подготовительном этапе детиучатся ориентироваться в пространстве путем осознания схемы собственного тела,правого и левого направлений, пространственных взаимоотношений объектов, схемытела стоящего напротив, последовательности предметного ряда, графическомуобозначению направлений. Таким образом, дети должны четко усвоить понятия «вверх»,«вниз», «вправо», «влево», «наискосок», а также предложные конструкции (напрактическом уровне).
Временныепредставления включают в себя понятия об основных единицах времени, наблюдениеи определение временной последовательности действий или событий, активизациюсловаря за счет обобщающих понятий «времена года», «месяцы», «дни недели»,сравнительных понятий «раньше», «позже» и т.д.
Один из видовработы по уточнению пространственных представлений – это ориентировка наплоскости листа. Она сочетает в себе несколько развивающих моментов: развитиеслухового восприятия, развитие графических навыков, слухомоторной координации,развитие зрительного гнозиса и умения абстрагироваться.
На начальныхэтапах работы с учащимися, имеющими нарушения речи, отрабатывается связь звукаи буквы (фонемы и графемы). Можно выделить два направления работы: развитиефонематического слуха, т.е. формирование четкого представления о звуке (фонеме)и закрепление зрительного образа буквы. Дети учатся сливать звуки в слоги ислова. Зачастую возникают трудности соотнесения данного звука с буквой (науровне слова), а также трудности запоминания графического образа буквы.
В техслучаях, когда дети смешивают буквы, обозначающие сходные звуки, проводитсяработа по их дифференциации. Уточнение и закрепление слухопроизносительныхдифференцировок достигается путем использования различных анализаторов(речеслухового, речедвигательного и зрительного). Особенности использованияперечисленных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок.
Как правило,работа по дифференциации начинается с опоры на зрительное восприятие,тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции вовремя произношения звуков.
Развитиекинестетических ощущений начинается с уточнения артикуляции звуков, несмешиваемых в произношении. Общая артикуляционная гимнастика, проводимая сдетьми на данном этапе, позволяет не только развить артикуляционную моторику,но и подготовить детей к последующей работе по развитию слухопроизносительныхдифференцировок и, в итоге, фонематического восприятия.
Дальнейшаяработа по дифференциации осуществляется на конкретных звуках, смешиваемыхдетьми в произношении и на слух, которая проводится в определеннойпоследовательности:
Уточнениеартикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных,слуховых ощущений.
Выделениезвука на фоне слога.
Определениеналичия звука в слове.
Определениеместа звука в слове.
Сопоставлениесмешиваемых звуков в произношении и на слух.
Длязакрепления представления о звуках можно использовать картинки – символы,отражающие артикуляционный уклад данного звука, схемы звукового состава слова,цифровые ряды и т.д.
Связь звука исоответствующей ему буквы отрабатывается в процессе выполнения заданий наопределение звукового состава слова. Закреплению зрительного образа буквыспособствуют задания, направленные на анализ графических элементов, из которыхона состоит.
Предлагаютсяследующие задания:
Найти фигуру,букву в ряду сходных.
Найтизаданную букву в таблице.
Выделитьбукву среди букв и цифр.
Сложить изпалочек, спичек, выложить бисером по пластилину фигуры и буквы.
Найтизаданную букву, спрятанную в сюжетном рисунке.
Выделитьбуквы в рисунках – изографах.
Передатьассоциативный образ буквы («Букваренок» Г. Юдина).
Показатьправильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркальноизображенных.
Дополнитьнедостающий элемент фигуры и буквы при наличии образца.
Переделатьбукву, добавляя недостающий элемент, например, из З–В, И – М, К – Ж и т.д.
Преобразоватьбукву, изменяя пространственное расположение элементов, например, из Р-Ь, И-Н,И-П, Н-П, Г-Т.
Определитьразличие сходных фигур, букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В, и – ш ит.д.
Определитьразличие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различнорасположенных в пространстве, например, р-ь, г-т, и-п.
На этапепослогового чтения работа начинается с обратного слога, затем берется прямойслог. Это, на наш взгляд, способствует усвоению слитности произнесения.
Закреплениюнавыка слогового чтения помогают таблицы. Задания, которые можно выполнить с ихпомощью, самые разные:
чтение слоговс определенной согласной или гласной буквами,
чтение слоговв определенном ряду или строке,
синтез словиз слогов, предъявляемых последовательно,
нахождениеслогов заданного слова,
синтез словиз слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.
Слоговойматериал позволяет избежать угадывания слова, которое происходит с опорой насмысловой и звуковой контекст и порождает большое количество ошибок у детей,которые не владеют слогослиянием в достаточной мере.
Дляоблегчения слияния букв в слог и слогов в слово используется и графический знак– «помощник»; проводя по дуге пальцем руки, ребенок тем самым как бы задаетсебе некий ритм движения по строке.
Навыкусинтеза слов из слогов способствуют задания, в которых слоги предъявляютсяпостепенно: в табличке с «окошечками» сначала показывается один слог, затемпоочередно – остальные.
Когда мызнакомим учащихся с понятием «слово», возникает опасность формирования необобщенного представления, а конкретного, неразрывно связанного с ситуациейпредъявления. Для того чтобы избежать подобного явления, можно порекомендоватьначать этот процесс с абстрактного образа. Например, по клеточкам рисуетсякакая-либо фигурка, напоминающая знакомый предмет. Ребенок ассоциативноназывает ее. Вот это называние и есть мостик к слову. Слово предъявляетсясхематично в виде общепринятого символа, осуществляется звуковой анализ, азатем добавляются знакомые буквы. Это позволяет формировать навык чтения целымисловами.
На этапесинтетического чтения одним из тренировочных упражнений является чтение текстас помощью таблицы. Материал для занятий включает текст и таблицу, составленнуюиз слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайном порядке. Текстчитается вслух по предложениям; учащимся предлагается отыскивать в таблицеслова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности.Подбор текстов для чтения должен учитывать качественный состав слов,ориентируясь на слоговую и ритмическую структуру.Данный прием создает условиядля целостного опознания слов, стимуляции понимания прочитанного и развитиякратковременной словесной памяти.
Для улучшенияпонимания прочитанного можно порекомендовать следующие виды работы:
пересказ илиподбор сюжетной картинки, соответствующих фрагменту или предложению;
восстановлениедеформированного предложения с помощью альтернативного подбора пропущенногослова;
проверочныезадания, требующие ответа на вопрос без опоры на синтаксические конструкциитекста и т.д.
Для уточнениялексического значения слов можно использовать задания в виде кроссвордов,составленных с опорой на контекст или подобранных по определенной тематике.
Посколькунарушения чтения неразрывно связаны с недостатками устной речи, в частности, снедостаточно сформированным грамматическим строем, в коррекционной работенеобходимо уделить внимание преодолению аграмматизма. С этой целью можноиспользовать задания, предполагающие употребление слов в той или инойграмматической форме. Например, по картинке, изображающей некоторое количествопредметов (одушевленных и неодушевленных) и сопровождающейся звукобуквеннойсхемой выложить из букв разрезной азбуки обобщенное название, затем – изменитьслово, употребив его в сочетании с числительным. При этом окончание словаследует выбрать из предложенных вариантов, опираясь на слуховое восприятие.
В целяхсовершенствования технической стороны чтения применяются виды текстов,лексический состав которых подобран таким образом, что на стыке двух слов можнопрочитать еще одно, являющееся самостоятельной частью речи и не связанное сконтекстом. Например, в рассказе О. Тихомирова «Торопились в театр» спрятано4 слова, связанные с почтой. Читая рассказ, дети должны самым внимательнымобразом изучать звукобуквенный состав слов. Так в предложениях «Собираться втеатр мешал младший брат Эдик. Он вертелся под ногами, что-то хватал…» спрятанослово «конверт».
В заданияхподобного типа процесс чтения является опосредованным, т.к. перед ребенкомстоит задача поиска. Такое смещение акцента позволяет избежать проявленийнегативных моментов, связанных с плохим чтением, преодолеть нежелание читать.
Такимобразом, данные методы помогают совершенствовать техническую сторону чтения иформировать навык осмысленного восприятия печатного слова. Во многомкоррекционные занятия способствуют преодолению вторичных психологическихпроявлений, выражающихся в боязни чтения вслух.
Игры, вкоторые играют люди… с ребенком в песочнице
Зимазаканчивается, весна наступает ей на пятки. Скоро сойдёт снег, зимние игры изабавы будут отложены до следующего года. Потом зазеленеет трава, и ребятишкипереберутся с горок и катков на качели, «лазалки» и в песочницы.
Всемизвестно, что главная «работа» малышей – хорошо кушать и много гулять и играть.Казалось бы, это так просто! Чем больше в жизни дошколёнка интересныхтворческих занятий и игр, тем богаче его внутренний мир, здоровее психика.Замечательно, когда у малыша много друзей, и они с удовольствием играют вместе,формируя каждый не только мир своих интересов и фантазий, но и образуямаленький социум, важную микросреду для роста и развития. Но играть с интересомвместе детки начинают годам к трем-четырем, а до этого возраста с малышом судовольствием играют мамы и папы. С удовольствием – это в идеальном случае. Ночасто мамы жалуются на однообразие занятий, на то, что всё уже перепробовано,во все игры уже поиграли и ребенка нечем занять. Режим дня малышей до 3-х летподразумевает две прогулки в день, хотя бы по полтора часа каждая. Часто,особенно в городских условиях, это прогулка на детской площадке, в обычнойпесочнице. Дети обожают копаться в песке, особенно если мамы не слишком дергаюти не слишком настаивают на идеальной чистоте брючек, ручек и сандаликов. Мамычирикают рядышком на скамейке, некоторые из них жалуются на усталость и на то,что «уже видеть не могут эту песочницу»…
А ведь самаяпростая деревянная песочница – это идеальное место для множества интересных игрс малышом. Увлекательных занятий на этом маленьком пространстве можно придуматьвеликое множество. И если мама не ленива, любит своего малыша и любит играть, вшироком смысле слова, то детская песочница может стать для неё и её ребенка нетолько местом для веселой игры, но и пространством для общения и способомузнать что-то новое друг о друге, многому друг у друга научиться.
Как же можноразвлечь малыша от года до трех лет в обычной песочнице? Предлагаю вашемувниманию несколько забавных идей для совместной игры. Напоминаю о том, что вэтом возрасте детки еще познают мир через рот, пробуя всё на вкус. Поэтому незабывайте следить за тем, чтобы ваш ребенок во время игры в песке не брал в ротруки и игрушки.
Итак, вашреквизит (всем доступный минимум):
пластмассовоеведерко,
два совка,
две формочки –маленькая и большая,
машинка(игрушечная, разумеется),
резиновая(или любая другая легко моющаяся) игрушка-зверюшка,
игрушечнаяложечка.
1)Развлечение первое, самое простое – делаем всем известные куличики.
Что за магияв этом простом действии – не очень понятно, но малышам почему-то оченьнравится. Не так-то просто втолковать чаду, что песок в формочки надо насыпатьне сухой, а влажный. Что добыть влажный песок нужно, раскопав ямку поглубже.Что переворачивать формочку надо аккуратно, а потом еще обязательно по нейпостучать. Попробуйте, сами убедитесь в том, что это занятие отнимает довольномного времени, но может быть очень весёлым, если подойти к нему с хорошимнастроением.
2) Усовершенствованныйспособ развлечься – сделать куличик с сюрпризом.
В большуюформочку вложить маленькую, насыпать песок, перевернуть. Попросить чадопостучать по формочке и посмотреть – что под ней спряталось. Когда там окажетсявторая формочка, восторгу не будет предела. А если под маленькой формочкой ещеи игрушечную ложку спрятать… А если не ложку, а маленькую игрушку, да ещё иновую… Вы себе представляете этот восторг?
3)Развлечение сомнительное – копаем яму.
Что в этоминтересного – со стороны не вполне понятно. Но детям страшно нравится. Еслимама не помешана на чистоте одежды, то можно налить в яму воды (принести ссобой на прогулку пластиковую бутылку с водой) и запустить бумажный кораблик.Варианты забавы: плотина, ручеёк, каша-малаша или непроходимое болото дляувязшей в нем машинки.
4) Вдополнение к предыдущему – в ямку (сухую, без воды) закопать игрушку-зверюшкуили формочку, как следует присыпать, выдать чаду совочек и попросить найтипропажу.
Можнозакопать несколько мелких игрушек, попросить ребенка найти их на ощупь руками иугадать, что же там такое нашлось.
5) После тогокак зверь успешно найден, его можно «покормить» – сделать куличик и скормитьего зверюшке с ложечки. Следите, чтобы ребенок не попробовал этот куличик навкус, соблазн велик, но последствия могут быть трагичны.
6) Сделаемдомик для зверюшки.
Перевернемведро на бок, вкопаем его в песок – получится чудесная нора, буквально какпосле евроремонта. Зверь там будет жить припеваючи следующие минут 5.
7) Затем норупредлагаю переименовать в гараж для машинки.
После чегопостроить также дорогу, горку, туннель и покатать машинку по автобану – попериметру песочницы.
8) Если пескамного, можно выстроить волшебный замок. Особенно хорошо это получается напесчаном пляже, ближе к воде. Украшать его камушками, ракушками, веточками,желудями или другими природными мелочами, – занятие не только весёлое, но иочень интересное. Ещё один способ показать малышу, что песок – сыпучий имягкий, камень – холодный и твердый, а деревянный прутик – более теплый и легколомается.
Всё это имногое другое можно проделать, обладая минимумом самых простых подручныхсредств. А ведь сейчас в магазинах появилось множество игрушек специально дляпеска. Это и наборы «Маленький строитель», куда входят игрушечные строительныеинструменты. И многообразные машинки: подъемные краны, бетономешалки,грузовички самых разных размеров и цветов, в большом ценовом диапазоне. Иинтересные игрушки с лопастями и мельницами. И многие, многие другие. Песочницуможно превратить и в стройку, и в театр, и в ресторан, и в сказочноекоролевство, и в поле сражения. Было бы желание, была бы фантазия.
Ну что,наигрались? Если да – развлеките чадо последним заданием: найти в песочнице всесвои игрушки, отряхнуть их от песка и аккуратно сложить их в ведерко.
А знаете ливы о том, что и нам, родителям, полезно играть с песком? Метод песочной терапииактивно используется психотерапевтами разных стран, он успешно работает нетолько с детьми, но и со взрослыми людьми. Юнгианская песочная терапия лечитдушу, завораживает, увлекает человека в мир его фантазий и переживаний. Песок –удивительный, загадочный, простой и в то же время вечный инструмент врачеваниячеловеческой души. С помощью подноса с песком и миниатюрных фигурок человек,проходящий песочную терапию, получает возможность пообщаться с самим собой,прикоснуться к тому, что не выразишь словами, прочувствовать то, что былоскрыто раньше от сознания. Невербальные способы психотерапии, такие какюнгианская песочная терапия, оказываются способны помочь людям даже тогда,когда лечение словом (например, психоанализ) оказалось безрезультатным. «Часторуки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» сказал когда-то КарлГустав Юнг, швейцарский психоаналитик, показавший всему миру, что бессознательноеспособно говорить с человеком на языке символов.
Поиграйте впеске со своим ребёнком, сделайте игру увлекательной не только для малыша, но идля себя. Почувствуйте магию песка на ощупь, воспользуйтесь целительной силойприроды, пусть даже это будет песок в обычной городской песочнице. Вы держите вруках частички вечного, пересыпаете из ладони в ладонь тайну, плетёте нитьобщения не только с вашим малышом, но и с маленьким ребёнком внутри себя. Играяс малышом в песке, вы и сами становитесь на какое-то время ребенком, получаетевозможность окунуться в удивительный мир детских фантазий. В мир чарующий,открытый, полный тайн и приключений. И этот мир отнюдь не ограничен рамкамипесочницы, ведь правда?.
Научитесьиграть со своим ребенком, и вы увидите, как это важно – не только для него, нои для вас, для вашей семьи, для нынешних и будущих отношений. Вся жизнь – игра.А песочница – один из весёлых и интересных способов научиться играть интереснои с удовольствием.
Письменнаяречь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения.
Дисграфия идислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением присохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфиянаблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречатьсяизолированно. Полная неспособность читать – алексия, полная неспособностьписать – аграфия.
Письмо – одиниз самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем нетак просто, как кажется.
Письмоначинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания,определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать ее. Каждоепредложение, которое необходимо записать, надо разделить на составляющие егослова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Чтобы правильнонаписать слово, необходимо определить его звуковую структуру,последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмомважно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное иливнутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков,определить последовательность звуков в слове.
Следующаяоперация – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительнымобразом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своимначертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой,заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того,чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать ичитать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. По аналогии сфонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назватьграфематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в нихустойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ исравнение буквы сложная задача для первоклассника.
Затем ребенокдолжен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы.Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По меренаписания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительнымконтролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточиваютсвое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентациюдвижений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести,где закончить»). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже еслив школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенокпостоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше.На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимотакое же время, как и на выполнение самого движения.
Несформированностьлюбой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести копределенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию.Причины нарушения чтения и письма являются сходными. В зависимости от того,какая операция нарушена, выделяют разные формы дислексий и дисграфий.
В современнойлогопедии существуют несколько подходов к классификации дисграфий и дислексий.Нет общепринятой классификации, и на практике логопеды придерживаются различныхвзглядов на причины дефектов письма и чтения и проблем их освоения, чаще всегоориентируясь на работы тех специалистов, которые принадлежат к той же научнойшколе, что и они.
Наиболеечасто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционнойтерминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически всеавторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова.Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются междусобой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речьплохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховаядифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаковзвука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв,соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что емуговорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия»и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже вударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то оченьприблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так какребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, неделает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и причтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляютслоги, читают по догадке.
Оптическаядислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловленанеустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читатьи писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается отлюбого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана посмыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрелитакое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделиласьспециальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса,пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, ихзаменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяютсяпохожие по рисунку буквы (З – Э, Р – Ь), буквы, отличающиеся дополнительнымиэлементами (Л – Д, З – В), буквы, состоящие из одинаковых, но различнорасположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым труднозапомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавитьлишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв.Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написатьи скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.
Каксамостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы.Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения(окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимаетсложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется спомощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, сослова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегдаудается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфияобусловлена определенными требованиями к движению руки, если они несоблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.
По поводуправомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. Внастоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается,что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на страницеон может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именнонужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и темболее ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может».Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владенияморфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способностивыбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам.Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только вначальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частымиявляются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый роддизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическимиправилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаютсяв логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих повсем предметам.
Все эти видыдисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисныхдля письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушенийчтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие детилегко дифференцируют фонемы, ориентируются в звукобуквенном анализе слова,узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. Ввозникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицитпроизвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухоречеваяпамять мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильновоспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма ичтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать взаданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки.Можно подумать, что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу.Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.
Научитьсяписать и читать должен каждый ребенок. Многие дети не справляются с этойзадачей. Как им помочь?
Логопедияи ортодонтия
Являясьпедагогической наукой, логопедия в то же время тесно связана и с наукамимедицинского цикла, без тесного содружества с которыми невозможно ни изучение,ни преодоление сколько-нибудь серьезных нарушений речи.
Самым теснымобразом логопедия связана со стоматологией: в логопедии широко используютсяданные стоматологических исследований. В большинстве случаев речевая патологиятак или иначе связана с повреждениями органов речи, характер которых определяетсодержание последующей работы. В данной статье мы хотели бы обратить вниманиелогопедов на общие моменты в работе логопеда и ортодонта и привлечь вниманиеэтих специалистов к необходимости более тесного взаимного сотрудничества сцелью улучшения качества оказываемой ими пациентам профессиональной помощи, атакже своевременного выявления нарушений в строении артикуляционного аппарата,требующих специального медицинского вмешательства.
Речевойаппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный ипериферический. Центральный отдел речедвигательного анализатора подразделяетсяна две части – воспринимающую и двигательную.
Кпериферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания,голосообразования и артикуляции. Артикуляционный отдел речевого аппаратарасполагается в так называемой надставной трубке (полости рта и носоглотки).Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти,мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции язык, являясь самымподвижным из всех перечисленных органов, способен занимать в ротовой полостисамые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менееподвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звукиречи, придающие ей членораздельность. Т.е. не только при наличии дефектов встроении челюстей, зубов, языка, но и при недостаточной подвижности последнегонормальное артикулирвание речи будет затруднено. При дефектах в строениитвердого и мягкого неба будет нарушено нормальное взаимодействие ротового иносового резонаторов, что помимо дефектов звукопроизношения приведет красстройству голосовой функции.
Для выявлениявозможных причин аномалий в строении артикуляционного аппарата необходимопровести внимательный осмотр ребенка с учетом следующих данных:
1. Насостояние артикуляцинного аппарата большое влияние могут оказыватьнеблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни родителей.
По наследствумогут передаваться особенности артикуляционных органов, в частности, диастема,короткая уздечка языка, наличие расщелин твердого неба, недоразвитие иличрезмерное развитие челюстей.
2. Течениебеременности первой и второй половины.
3. Осложненияпри родах.
4. Доношеннымили недоношенным родился ребенок.
5. До какоговозраста ребенка происходило грудное вскармливание, с какого – искусственное,кормление из ложки и питье из чашки. С какого месяца ребенок начал приниматьжесткую пищу. Неправильное кормление отражается в последующем на формированиижевательных и глотательных функций.
6. Какиезаболевания перенес ребенок в первый год жизни и состоит ли на учете упедиатра.
7. Внешнийосмотр:
– преждевсего определяется динамика физического развития. Скачки роста. Физическинедоразвитые дети чаще подвержены простудным заболеваниям, они вялые, страдаютотсутствием аппетита, ранней потерей зубов по поводу кариеса и отставанием вразвитии нижней челюсти;
– выявляютсяособенности строения лица: пропорциональность, симметричность илиассиметричность (отмечается при косом прикусе); выраженность носогубных складокпри недоразвитии верхней челюсти и их сглаженность – когда верхняя челюстьболее развита, чем нижняя; выраженность подбородочной складки наблюдается принедоразвитии нижней челюсти (дистальный прикус) и ее сглаженность – при болеесильном развитии нижней челюсти по сравнению с верхней (мезиальный прикус);
– правильностьосанки. В норме голова с туловищем находятся на одной вертикальной линии, плечиотведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительнодруг друга. Грудная клетка развернута и чуть выдвинута вперед, лопатки невыступают, живот подтянут, ноги в коленях выпрямлены.
Нарушенияосанки – прямая связь с риском аномалий в развитии челюстей и зубных рядов, ине следует считать их мелочью, не требующей внимания. Поверьте, это оченьсерьезно и не стоит думать, что все само собой образуется. Ребенок растетбыстро, и вмешаться в неправильное развитие организма в дальнейшем будет труднее.Дети, имеющие неправильную осанку, как правило, страдают и плохим зрением,заболеваниями органов дыхания, нервной системы и недоразвитием нижней челюсти;
8. Вредныепривычки. Многие родители считают, что неровные зубы у ребенка – результатнаследственности, тогда как в 70% случаев виновником являются вредные привычки,которые ведут к нарушению функций зубочелюстной системы. Вредные привычкиформируются в возрасте до 1,5 лет, реже в дошкольном и младшем школьномвозрасте, часто развиваются у детей, склонных к депрессии. И если уж вреднаяпривычка уже сформировалась, родители должны вести борьбу с ней, а не сребенком, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько оназакреплялась.
К вреднымпривычкам относятся сосание пальцев, языка, щеки, предметов, прикусывание губ ищек, ротовое дыхание, привычка давить языком на зубы, неправильная речеваяартикуляция; зафиксированные позотонические рефлексы, определяющие неправильноеположение частей тела в покое – нарушение осанки, неправильная поза тела илиподкладывание кулачка под щеку во время сна, запрокидывание головы. Врезультате чаще наблюдаются чрезмерное развитие верхней челюсти, сужениечелюстей в боковых участках, открытый прикус.
9.Исследование функций дыхания, глотания, жевания, речи, т. к. они влияют наформирование зубочелюстной системы. Отклонения же от нормы в той или инойфункции ведут не только к неправильному формированию прикуса, но и отражаютсяна здоровье ребенка в целом.
Функциядыхания играет далеко не последнюю роль в формировании зубочелюстной системы.Затрудненное прохождение струи воздуха через носовые ходы развивает ротовое илисмешанное дыхание. Ротовое дыхание относится к вредным привычкам только потому,что ребенок может дышать носом, но он отвык от этого в силу частых простудныхзаболеваний. Клинические признаки: рот постоянно полуоткрыт, при дыханиизаметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состояниифизиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. У таких детейузкие плечи, впалая грудь, бледность щек, они часто облизывают губы, врезультате чего у них может развивается хейлит.
При ротовомдыхании изменяется и форма верхней челюсти: она сужена в боковых участках.Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма носовых ходов, искривляетсяносовая перегородка, и эти деформации, в свою очередь, поддерживают привычку кротовому дыханию, что ведет к изменению тембра голоса.
Нарушаетсядыхательная функция и при увеличенном размере аденоидов, после удаления которыху многих детей, тем не менее, сохраняется привычка дышать через рот,развивается ринолалия. Такие дети должны проходить курс лечения у логопеда иортодонта до тех пор, пока не научатся дышать через нос. В противном случаенеправильный тип дыхания приведет к тяжким последствиям: у ребенка формируетсяаденоидный тип лица, характерный удлинением овала лица узкими ноздрями, широкойпереносицей, несмыканием губ и их сухостью, недоразвитием нижней челюсти,нередко у таких детей появляется двойной подбородок. Из-за опущения языка и ослаблениядиафрагмы полости рта, смещения языка кзади и вниз нарушается артикуляция. Еслине проявить заботу о ребенке, то ротовое дыхание станет причиной развития болеевыраженных аномалий зубочелюстной системы.
Наформирование зубочелюстной системы большое влияние оказывают и функции глотанияи жевания. Поэтому родители должны помнить об этом уже с момента примененияискусственного вскармливания ребенка и соблюдать ряд правил при этом:
а) приискусственном вскармливании соска должна быть надета на бутылку с широкимгорлышком, иметь три маленьких отверстия и быть упругой;
б) бутылочкунеобходимо держать под углом в 45 градусов и не опирать ее на нижнюю челюстьребенка;
в) братьребенка на руки, держать преимущественно в одной позе и так, как при кормлении грудью;
г)своевременно переходить на кормление твердой пищей, согласно рекомендациямпедиатра;
д) прикормлении с ложки её следует подносить к губам ребенка, а не вводитьнепосредственно в рот. Малыш должен тянуться к ложке, это движение – своегорода тренировка мышц челюстей. Ложка для ребенка в возрасте одного года должнабыть основным столовым прибором.
Формированиефункций жевания и глотания будет задерживаться, если искусственноевскармливание будет проводиться неправильно, и после достижении ребенком годаего будут кормить только через соску. При осмотре таких детей часто можнонаблюдать следующую картину: язык располагается между зубами верхней и нижнейчелюстей; рот открыт; верхняя челюсть опережает в своем развитии нижнюю; приглотании заметны сокращения мышц приротовой области; глотание остаетсяинфантильным. Все это ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевойобласти. Нарушается и артикуляция, что приводит к дефектному произношениюнекоторых звуков.
Функцияжевания у детей с нарушением соотношения в развитии челюстей нарушается, чтоотражается на общем состоянии ребенка. В норме при жевании рот держат закрытым,откусывают пищу передними зубами, а разжевывают зубами попеременно с левой илиправой стороны.
При глубокомрезцовом перекрытии ребенок не может активно разжевывать пищу, ест долго.Открытый прикус ведет к тому, что ребенок приспосабливается откусывать пищуклыками. То же происходит при раннем удалении центральных резцов и отсутствиипротезирования после этого. В результате все это ведет к нарушению артикуляции.
Функциональныенарушения речевой деятельности связаны с неправильным прикреплением уздечкиязыка, которое может быть определено уже с первых дней жизни ребенка. Этапатология может проявляться в затруднении или даже невозможности сосательныхдвижений из-за ограниченности в подвижности языка. Эта проблема решается толькохирургическим путем, причем желательно до первого кормления, в крайнем случае,до трехмесячного возраста ребенка. Подсечение уздечки обеспечивает движенияязыка, достаточные для нормального акта сосания. Однако в ряде случаев вдальнейшем это не нормализует полностью положение и функцию языка. В возрасте 3-хлет уздечка языка должна выглядеть следующим образом: одним концомприкрепляться к языку на расстоянии 1,5 см от его кончика, другим концомкрепиться за выводными протоками подъязычных желез. При укорочении уздечкивторой конец, минуя подъязычные железы, прикрепляется к альвеолярному отросткус язычной стороны.
Если ребенокможет поднять язык в виде свечи, то назначается курс занятий с логопедом до 5-летнеговозраста, и только после этого проводят оперативное вмешательство с последующимпродолжением занятий с логопедом.
10. Осмотрполости рта.
При осмотреполости рта ребенка обращают внимание на следующие показатели:
– состояниеслизистой губ. Оно нарушается при наличии вредной привычки прикусывания губ;
– преддвериеполости рта – мелкое, среднее, достаточной глубины;
– состояниеуздечки верхней губы: нормального или аномального размера, место прикрепления.При диастеме, если уздечка легко растяжима, то оперативное вмешательствопроводится перед прорезыванием постоянных зубов;
– уздечканижней губы: если прикреплена к десневому сосочку, проводится рассечение;
– прорезываниезубов: нормальное, преждевременное, запоздалое, парное или непарное,последовательность;
– прикус– это положение относительно друг друга верхних и нижних зубов при смыкании.Основными признаками правильно сформированного прикуса являются:
а) ровныезубные дуги;
б) верхняячелюсть расположена кпереди относительно нижней;
в) средняявертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со среднейлинией лица;
г) коронкиверхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.
Отклонения отэтих норм являются признаками неправильно сформированного прикуса.
Различаютмолочный (временный) прикус в возрасте с 6 месяцев до 5–6 лет, сменный с 6 до12 лет и постоянный. В молочном (временном) прикусе, в свою очередь, различаюттри периода: период формирующегося временного прикуса в возрасте с 6 месяцев до3 лет, период сформированного временного прикуса с 3 до 5 лет и период,предшествующий смене зубов с 5 до 6 лет.
В каждомпериоде временного прикуса необходимо учитывать активный рост челюстных костейи изменение их формы. Так, для первого периода характерен глубокий прикус, чтосвязано с неполным прорезыванием зубов.
Для второгопериода характерно расположение дистальных поверхностей верхних и нижних резцовв одной вертикальной плоскости или с дистальной ступенькой (т.н. сагиттальнаящель), уменьшение глубины фронтального перекрытия, уплощение фронтальногоучастка нижней зубной дуги. Эти проявления могут считаться как преходящие, номогут рассматриваться и как начало патологии, особенно если эти признакиотмечаются одновременно с неправильно протекающими функциями дыхания, глотания,речи.
В период,предшествующий смене временных зубов постоянными, нормой считается значительная(физиологическая) стираемость режущих краев временных резцов и бугров клыков имоляров. Достоверное увеличение размеров зубных дуг в трансверзальномнаправлении между центральными и боковыми резцами, между клыками и вторымивременными молярами указывает на благоприятное формирование постоянногоприкуса. Очень часто отсутствие стираемости одного из клыков ведет к развитиюкосого (перекрёстного) прикуса.
Долгое времясчиталось, что молочные зубы – это непонятный каприз природы. Родители зачастуюне уделяют им большого внимания, считая, что лечить молочные зубы необязательно: все равно они не надолго. Но за свой короткий срок они собираютмассу информации для постоянных зубов, сохраняют место для правильногопрорезывания. Важно знать, что при удалении молочного зуба за два года допрорезывания постоянного требуется протезирование, иначе это скажется наформировании соотношения зубов и артикуляции. Знания логопеда об аномалияхартикуляционного аппарата в зависимости от возраста ребенка поможет выявитьдефекты в его строении, что позволит ему предположить наличие у ребенкамеханической дислалии. Но чтобы не допустить ошибки важно учесть и степеньзависимости правильной артикуляции звука от конкретной выявленной анатомии встроении артикуляционного аппарата. Так, например, короткая уздечка языка можетобусловить полную невозможность или неправильное произношение звука «р», аиногда и шипящих верхней артикуляции. Но было бы неправильно связывать сналичием такой аномалии дефектное произношение свистящих, при артикуляциикоторых кончик языка находится у нижних резцов.
Или такойпример. Боковой открытый прикус может обусловить боковой сигматизм, но никак негубно-зубной. К последнему может предрасполагать прогнатия, при которой нижняягуба часто – непроизвольно – подтягивается под выступающие вперед верхниерезцы, благодаря чему вместо звука «с» слышится «ф» – подобный звук.
В то же времяотсутствие у ребенка выраженных отклонений от норм в строении артикуляционногоаппарата полностью исключает диагноз механической дислалии. В этом случаедефективное произношение звуков происходит по какой-либо другой причине.
Однако чтобыне допустить ошибку, важно учесть степень зависимости правильной артикуляциизвука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Примеханической дислалии до постановки звуков нередко приходится устранятьаномалии в строении речевого аппарата.
Дляправильного решения этих проблем важным является тесное взаимодействие такихспециалистов как логопед и ортодонт. Например, при наличии очень короткойуздечки языка постановка звука «р» возможна только после оперативноговмешательства, а преодолению межзубного сигматизма должно предшествоватьустранение открытого прикуса во фронтальном отделе.
Известно, чтов результате прокладывание языка между зубами при открытом прикусе у ребёнканарушается дикция, ему трудно произносить свистящие звуки. Но логопед не сможетпоставить ребенку правильное произношение звуков, если состояниеартикуляционного аппарата, обусловленное нарушениями строения зубочелюстнойсистемы ребёнка, не позволяет это сделать. Лечение таких случаев ортодонтпроводит совместно с дефектологом или логопедом. С целью коррекции открытогоприкуса детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальныевестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые мои функциональныепозиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализациимышечного баланса (приоральных и внутриоральных мягких тканей). Логопедам такжерекомендуется применять вестибулярные пластинки специальных модификаций в своейработе с ребёнком: пластинки с проволочной заслонкой – для правильного позиционированияязыка, пластинки с бусинкой – для разминки языка перед проведениемспециализированных упражнений. Эти модели пластинок позволяют логопеду впроцессе работы с ребёнком эффективно и быстро поставить многие сложные звуки.
Вестибулярныепластинки и трейнеры – это стандартные аппараты, которые не требуют снятияслепков и индивидуального изготовления и позволяют наиболее простым ибезболезненным способом устранить нарушения прикуса на ранней стадии.Использование таких аппаратов способствует не только нормализации положения ифункции языка и коррекции прикуса, но и нормализации типа дыхания и глотания, атакже улучшению осанки и общего развития детского организма. При этом уже вовремя коррекции прикуса логопед может проводить соответствующие артикуляционныеупражнения, ускоряющие также и ортодонтическое лечение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.