Реферат по предмету "Педагогика"


Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Содержаниеи формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Оглавление
Введение
Глава 1.Проблема создания открытой модели повышения квалификации педагогов ДО
1.1 Педагогдополнительного образования в условиях модернизации образования
1.2 О понятииповышения квалификации
Глава 2.Описание и анализ различных курсов повышения квалификации
2.1 Схемаанализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного образования
2.2 КонцепцияКадровой подпрограмма краевой программы «Поколение – XXI: РазвитиеЧеловеческого потенциала»
2.3 Открытыйконкурс краевых летних образовательных программ как форма повышенияквалификации
2.4 Курсы ИПКРО для педагогов ДО «Профессиональная деятельность педагогадополнительного образования в условиях развития системы дополнительногообразования»
2.5Образовательный проект «Образование без обучения» повышенияквалификации педагогов ДО и общеобразовательных учреждений
2.6 Различныеформы конференций как формы повышения
квалификации
2.7 Примеркурсов повышения квалификации Северного учебного округа г. Москвы
Заключение
Cписок литературы
Приложения

Введение
 
Актуальность работы. На выбор темы дипломной работы повлияло то, что, как ясчитаю, она является актуальной и пока еще мало изученной. Актуальность темысвязана с процессом модернизации образования, который сейчас постояннообсуждается. В обществе в последние годы происходит смена приоритетов, отчеловека в новом обществе требуются качества, которые помогли бы ему в успешнойсоциализации. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно приниматьответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[10].Отсюда необходимость существенных изменений в системе образования. Рольобразования на современном этапе развития России определяется задачами ееперехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике,необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденцийэкономического и общественного развития [10].
Министерством образования выделяются следующие приоритетныеценности, которые необходимо учитывать при построении учебных методик:
· Необходимостьповышения уровня готовности граждан к социальному, политическому выбору;
· Признаетсяважность таких факторов как коммуникабельность и толерантность;
· Необходимостьформирования современного мышления у молодого поколения;
· Постояннаяпотребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовкеработников, росте их профессиональной мобильности.
Всемуэтому и должен обучать наше молодое поколение современный педагог. А как? Вот дляэтого и требуются различные курсы по повышению квалификации, которые и помогутпедагогу вступить в новую образовательную волну. Необходимость «нового»человека требует и педагога нового типа, значительного роста уровняпрофессионализма всех педагогических кадров.
Какотмечается в программном документе Российской Академии образования — «Превращениесистемы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую,вовлечение учащихся в решение собственных образовательных и общекультурныхпроблем, требует реформирования педагогического образования, способногоготовить учителя, соответствующего потребностям развития образования в условияхдемократии, перехода от тоталитарного к гражданскому обществу, к рыночнымотношениям, интеграции российского образования в мировую систему образования»[23].Но большинство педагогов даже не понимают, что собственно от них хотят, что отних требуют. Хотя и не мало тех педагогов, которые понимают и осознают такуюнеобходимость, но сами они вряд ли могут перестроиться, им нужна помощь. В любом случае нашим педагогам требуется квалифицированнаяпомощь, которую они и смогут получить на соответствующих курсах. А как мне кажется в свете проводимоймодернизации образования проблема повышения квалификации стоит очень остро (иэто действительно проблема), и требует детальной разработки. Ведь в этойобласти мало изученного вследствие чего открывается широкое поле длядеятельности.
Почемуименно педагог дополнительного образования?
Учреждениядополнительного образования до сих пор считаются одной из наиболее эффективныхформ развития склонностей, способностей и интересов, социального ипрофессионального самоопределения детей и молодежи [10]. Также я считаю, чтоскорей всего причина в отсутствии жестких рамок в данной сфере образования.Отсюда возможность варьировать формы и содержание своих занятий; это открываетпростор для деятельности педагога, его фантазии. Педагог ДО может основыватьсяна том, что ребенка привел интерес и желание заниматься любимым делом (покрайней мере в идеале), что в свою очередь, гарантирует ему большуюэффективность, в отличие от нормированных школьных занятий. В последнее время очень много говорится о необходимостиперестройки дополнительного образования соответственно новым целям образования,создании открытой модели дополнительного образования. А такая перестройка была бы бессмысленна без подготовки ипереподготовки людей, работающих в образовательной сфере. Сейчас разрабатывается много различных теорий повышенияквалификации работников в дополнительном образовании, которые, скорее всего,носят некоторый «пробующий» характер. Возможно, в настоящий момент, имеется очень мало опыта в данной сфере ичёткая схема, как такового повышения квалификации, ещё не сложилась. Может бытьоткрытой модели дополнительного образования должна соответствовать открытаямодель повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Цель работы.
· Получитьнекоторое целостное видение проблемы повышения квалификации педагоговдополнительного образования.
· Понять на какомэтапе находится процесс создания открытой модели повышения квалификациипедагогов дополнительного образования сейчас, что уже есть (и главное, что естьэффективного) и чего еще не достает.
Объект работы.
Процесс повышенияквалификации работников дополнительного образования.
Предмет работы.
Методы повышенияквалификации педагогов дополнительного образования, ихорганизационно-стратегические и содержательно-стратегические линии.
Гипотеза.
Приступая к работе яисходила из того, что для создания открытой модели повышения квалификациипедагогов дополнительного образования имеются определенные наработки ипредпосылки, которые требует анализа.
Задачи.
· Описать проблемусоздания открытой модели повышения квалификации педагогов ДО
· Анализ случаевпроведения краевых курсов по повышению квалификации, их форм и содержаний, свыявлением положительных и отрицательных эффектов, которые сопровождаютподобные курсы
· Провести сравнительныйанализ Красноярских курсов по повышению квалификации педагогов ДО с подобнымикурсами других регионов (в частности с курсами повышении квалификации Северногоокруга г. Москвы).
Методы.
Теоретический анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме дипломной работы; наблюдение заходом процесса повышения квалификации и опрос участников данного процесса;анализ описанных случаев; сравнительный анализ (наблюдаемых мной курсов ипроектов другого региона).
Практическая часть моейработы заключается в посещении различных курсов по повышению квалификациипедагогов дополнительного образования. При этом в качестве способов повышенияквалификации я также рассматриваю посещение различных педагогических ипсихологических конференций, чему будет посвящен отдельный параграф моейдипломной работы.
Основные этапывыполнения дипломной работы.
1. Изучениепсихолого-педагогической литературы, накопление теоретического материала;
2. Посещение инаблюдение ряда курсов повышения квалификации, а также различныхпсихолого-педагогических конференций, опрос участников.
3. Аналитическаяработа с накопленным теоретическим и эмпирическим материалом, егосистематизация и обобщение.
Научная новизна и теоретическая значимость
Новизна данной работысостоит в том, что в ней повышение квалификации работников ДО ставится какпроблема и выделяются имеющиеся наработки данного процесса, которые требуютдальнейшей доработки.
Теоретическая значимостьработы состоит в том, что осуществлена систематизация материала, имеющегося поданной проблеме; также имеется описание ряда примеров курсов по повышениюквалификации, произведен их анализ.
Практическаязначимость.
Практическая значимостьсостоит в том, что в ходе анализа были выделены слабые стороны существующихкурсов по повышению квалификации педагогов, а также методы позволяющие добитьсянаибольшей эффективности, что в свою очередь может быть использовано в процессеподготовки методик по проведению соответствующих курсов в дальнейшем.
Апробация.
Основные теоретическиеположения и результаты аналитической работы (на базе посещения ряда курсов поповышению квалификации) докладывались на Краевой конференции студентов имолодых ученых «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарныетехнологии» (апрель 2005г.). Тезисы доклада находятся в печати.
Структура дипломнойработы.
Дипломная работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Глава 1. Проблемасоздания открытой модели повышения квалификациипедагогов ДО
 
1.1 Педагогдополнительного образования в условиях модернизации образования
В концепции модернизациироссийского образования (на период до 2010 года) в качестве существенногоизменения в образовании выдвигается следующий пункт:
«Динамичное развитиеэкономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного ималоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости,определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации ипереподготовке работников, росте их профессиональной мобильности» [10].
Как понятно из этогопункта в наше время ценность умения повышать свою квалификацию является однойиз приоритетных. Конечно, это касается не только педагогов. А для тех кто учитмолодое поколение эта способность более чем актуальна.
Опыт российскогообразования XX века убеждает в том, что все кардинальные, качественныепреобразования, реформы начинались, как правило, «снизу», в практикеноваторских, передовых, «новых» школ, внешкольных структур. В опытеинновационных образовательных учреждений формировалось новое поколениеотечественных педагогов, деятельность которых расширяла границы педагогических,целенаправленных влияний на становящуюся личность ребёнка, захватывая такжесферу внешкольной досуговой, повседневной жизни детей. Вырастал из реальнойжизни на базе развивающейся системы общественно-государственной системывнешкольного социального воспитания педагог, широкого спектра профессиональнойспецифической деятельности.
Спецификасложившейся в нашей стране системы внешкольного образования, социальноговоспитания – в её динамизме; в социально-практической ориентированностидеятельности её многообразных структур; гуманистической и демократическойнаправленности образовательной деятельности (обращённость к детям самогоразного возраста, включая дошкольников, к кругу интересов, потребностей самыхразных групп детей); в приближённости педагогического процесса к естественномуходу развития ребёнка, воспитанию в его «первородном» смысле.
Именноспецифичность, постоянное обновление деятельности структур внешкольноговоспитания рождает всё новые и новые педагогические специальности.
Вначале 90-х годов на базе государственно-общественной системы вне-школьноговоспитания была учреждена система дополнительного образования, отвечавшая общейперестроечной идеологии общества, в том числе новым концепциям непрерывногообразования с акцентом на расширение сферы обучения. Новая системадополнительного образования потребовала и нового типа профессионала, вдеятельности которого реализовывалось бы её главное социально-педагогическоеназначение – «всестороннее удовлетворение образовательных потребностейграждан, общества, государства» [8]. Выделение системы дополнительногообразования детей (наряду с системой основного образования, осуществляемого вусловиях детских образовательных учреждений – дошкольных, школ, ПТУ), появлениев социуме специально создаваемых учреждений дополнительного образования привелок учреждению нового субъекта образовательного процесса – педагогадополнительного образования.
Еслираньше основная специфика деятельности педагога дополнительного образованиябыла обусловлена такими задачами как:
1. обеспечениенеобходимыми условиями для личностного развития, укрепления здоровья,профессионального самоопределения и творческого труда детей;
2. адаптация их кжизни в обществе;
3. формированиеобщей культуры;
4. организациясодержательного досуга.
(какитог этого, можно сейчас наблюдать разросшиеся сети Дворцов, Домов детскоготворчества, летних загородных оздоровительных лагерей, музыкальных ихудожественных школ и т.д.)
Тосейчас, современный педагог дополнительногообразования должен учитывать, что под влиянием произошедших преобразований вобществе, обновлений форм обмена информаций изменился образ жизни и образмыслей детей. Сегодня они стремятся получить такое образование, которое поможетим состояться как личностям.
Всовременном обществе индивид стоит перед проблемой нахождения себя одновременнов различных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Ведь именноот педагога зависит выполнение заказа современного государства и общества –формирование активной личности, умеющей перестраиваться в связи с изменениямивнешних условий социума. Вряд ли «плетение макраме» может обеспечитьребёнка такими способностями, в лучшем случае у него останутся хорошиевпечатления о приятном времяпровождении.
Педагогдолжен выйти за рамки сложившегося содержания своих «кружков». Времятребует от него иных качеств, и, если педагог не будет принимать это вовнимание, то его воспитанникам грозит участь оказаться невостребованными впрофессиональных кругах.
Внастоящее время на рынке образовательных услуг ценятся педагоги-профессионалы,способные дать ребёнку не просто объём знаний, но научить его мобильности,умению неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания,необходимые ему не «вообще», а в данный момент.
Движущейсилой дополнительного образования выступает интерес. Особый интерес кдополнительному образованию объясняется тем, что, будучи менее инерционным, чемпрограммное, урочное преподавание, оно ломает методические стереотипы; рождаетновые подходы, технологии, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённостив поиске истины. «Дополнительное образование становится своеобразнойлабораторией творчества, в которой моделируются нетрадиционные для учебногопроцесса формы общения с наукой, искусством, культурой, технической ипроизводственной деятельностью, адекватной нынешней социокультурной ситуации».[2]
Перваяпроблема перехода к новому пониманию статуса «педагог дополнительногообразования» состоит в том, что далеко не все педагоги дополнительногообразования осознают необходимость перехода от старой системы к новой (пока ещёне совсем сложившейся…процесс бы ускорился, если б все приняли, поняли это), кновому уровню видения цели своей работы. А точнее можно заявить, что не вседаже и знают о такой необходимости!
То, чточеловек должен постоянно совершенствоваться в своей профессиональнойдеятельности, чтобы быть «нужным», востребованным на рынке трудаотносится не только к педагогам дополнительного образования, но и ко всемпрофессионалам, тем более, если их профессиональная область – образование. «Всовременном обществе формируются устойчивые запросы на профессиональнокомпетентного специалиста (в частности, педагога), способного к проектированиюобразовательной среды и созданию психолого-педагогических условий образованиячеловека на основных этапах онтогенеза» [5].
Ведьименно через образование к нам выходят новые специалисты, от которых зависитнаше будущее. На педагогах лежит двойная ответственность:
• засвой личностный рост
• забудущее развитие Человека ( пусть это звучит несколько пафосно, но это и естьглавная цель).
Такжепроблемой является то, что даже педагоги, осознавшие необходимость повышениясвоей квалификации в рамках программы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: развитиечеловеческого Потенциала», не совсем понимают её содержание, в том смысле,что считают всё это сплошной теорией, оторванной от реальной жизни. Например,некоторые педагоги побывавшие на курсах в рамках кадровой подпрограммыпрограммы «ПОКОЛЕНИЕ XXI:развитие Человеческого потенциала», считают все это сплошной теорией,оторванной от реальной жизни.
Такжемной были замечены случаи, когда педагоги, побывав на конференции (2-аяВсероссийская конференция «Открытое Дополнительное образование как ресурссоциального развития региона», март 2004), прослушав все выступления,доклады приглашённых, оставались со своим собственным убеждением, что всёэто непонятно и к ним никакого отношения не имеет. Они остались всвоих прежних рамках традиционных взглядов, и «взглянув со стороны»,они не ощутили себя в системе.
Ясчитаю, что первую и вторую проблему надо учитывать при конструированиисодержания повышения квалификации работников дополнительного образования.
Такжепри конструировании содержания курсов повышения квалификации работниковдополнительного образования надо учитывать то, что у педагогов долго проработавшихв системе дополнительного образования устойчивые традиционные (и в этом смысле,не отвечающие целям инновационных практик) взгляды, понимание цели воспитанияребёнка. Возможно, даже ни о каком развитии в системе традиционногодополнительного образования и речи не идёт. Дети там проводят время. Не больше!
Помимоэтого надо учитывать, что педагог дополнительного образования иногда и не имеютпедагогического образования, зачастую в ДО приходят работники из других сфердеятельности, и часто являются высококвалифицированными специалистами(музыканты, художники, танцоры и т.д.). И поэтому они испытывают серьезныезатруднения в работе с детьми. Поэтому каждый из них должен совершенствоватьсяне только как специалист какого-либо направления деятельности (прикладноетворчество, ИЗО, шахматы и т.д.), но и как педагогический работник.
Такжеодной из существенных проблем перехода к новому статусы педагога ДО являетсято, что учреждения ДО в данное время находятся вне рынка и не являютсяконкурентоспособными.
Сейчасвсе большее количество родителей стремятся не просто отдать ребенкакуда-нибудь, лишь бы он на улице не «болтался», или дома без дела несидел, но они выбирают: а куда лучше?
Родителиготовы платить за то, что будет востребовано. И им уже не достаточно того, чтоих ребенок просто занят досуговым видом деятельности. Причем, многие родителине видят, в этом плане, перспектив в общеобразовательной школе. Они готовыотдавать детей в дополнительное образование, но при условии, что оно будетотвечать требованиям рынка.
Нопроблема в том, что во многих учреждениях дополнительного образованияпроисходит то же самое, что и в общеобразовательных школах, только отличаютсявиды деятельности (иногда и не отличаются). А дополнительное образование должнобыть конкурентоспособно школе. Иначе смысл поддерживать этот видобразовательных услуг, в котором в большинстве заняты малоквалифицированныекадры?
Нигосударству, ни родителям этого не надо будет. И это в определенном смыслекризис учреждений ДО.
В качестве положительнойстороны педагогов долго проработавших в системе дополнительного образованияможно выделить имеющийся опыт, на который можно опираться и который можноиспользовать при повышении своей квалификации; можно выстраивать над ним своюдеятельность. Ведь образование, получаемое человеком с опорой на собственныйпрофессиональный личностный опыт, является наиболее эффективной формойповышения квалификации.
1.2 Опонятии повышения квалификации
В «Российскойпедагогической энциклопедии» квалификация определяется как «уровеньразвития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функцииопределенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификацияопределяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которымивладеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой»[22].
Спонятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности ипрофессионализма.
Основуличности педагога дополнительного образования составляет его профессионализм.Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений,а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов,направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можносказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность(от лат. competo– добиваюсь, соответствую, подхожу),имеющая два смысла:
· Круг полномочий,предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностномулицу;
· Знания и опыт втой или иной области, в данном случае в области управления.[20]
Компонентыкомпетентности – толерантность, коммуникативность, уверенность в себе,адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность,объективность, оперативность и др.
Всемиэтими качествами необходимо обладать педагогу дополнительного образования, аесли что-то отсутствует, либо «хромает», то это можно исправить –повысить свою квалификацию, расширив объем своей компетентности.
Согласнопониманию повышения квалификации Щедровицким П.Г., квалификация в деятельности– это надстройка над деятельностью, закрепляющая:
ü Способы иотношения к самой деятельности;
ü Способыорганизации и реорганизации этой деятельности;
ü Формы подключенияэтой единичной деятельности к сложным системам коллективной и кооперированнойдеятельности.
Приэтом связь т отношения квалификации в деятельности и самой профессиональной и специализированнойдеятельности и отражается модельным изображением некоторой «трехслойки»:
/>
Приэтом квалификация – управляющая и регулирующая надстройка, обеспечивающая связьпрофессиональной и специализированной деятельности с тенденциями развития и возможностивключения этой деятельности в межпрофессиональные и корпоративные отношения.
«Квалификациятесно связана с рефлексивным и понимающим обеспечением деятельности, контролеми способом трансформации и перестройки деятельности, другими словами, квалификацияснимает и отражает способы и формы подключения этой единицы испециализированных знаний к более сложным системам деятельности, комплексомработ». [25]
Ивозможность такого подключения обеспечивается, прежде всего, за счет рефлексиии понимания. Как уже упоминалось, педагог должен оценивать себя в этой системе,должен рефлектировать необходимые изменения своей собственной профессиональнойдеятельности в связи с тенденциями развития.
Приорганизации повышения квалификации достаточно часто Институтами ПК РО повышениепланируется как разовое мероприятие.
В тоже время динамика развития современного общества ставит перед системойобразования все новые и все более сложные задачи, требующие практическинепрерывного ее реформирования. В этих условиях образовательным учреждениям, втом числе учреждениям дополнительного образования, как никогда ранее,необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, но и «постояннообновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубжеовладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми».[1]
Ответна эту проблему дает идея непрерывного образования.
СогласноА.П. Владиславлеву, непрерывное образование есть – неограниченное ни во времени(по срокам), ни в пространстве, ни, относительно, методов – обучение. Такойподход также поддерживается на Западе [27]. Но под этим не следует понимать,что такое обучение действует всегда, что оно постоянно непрерывно! Обучениепрерывается на некоторый промежуток времени – до возникновения новойобразовательной потребности. После окончания университета, института, нельзясказать, что это была последняя ступень, после которой ты овладел всеминеобходимыми тебе знаниями, умениями. Современные модели постоянного повышениясвоей квалификации выстроили цепочку непрерывного образования для человека. Причём ошибочно будет понимать, что повышение своей квалификации обязательновлечёт за собой повышение в должности и продвижение «вверх по карьернойлестнице». Нет. Повышение квалификации сейчас необходимо, чтобысоответствовать современным требованиям и запросам общества.
Развитиеконцепции непрерывного образования во времени:
50-егг. – непрерывное образование как образование взрослых;
60-егг. – непрерывное образование как средство повышения квалификации рабочих дляболее эффективного участия их в производстве;
70-егг. – непрерывное образование как образование, дающее возможности, адекватныезапросам общества (как и в настоящее время) [5].
Теоретическиепроблемы непрерывного образования стали интенсивно изучаться лишь во второйполовине XX века. Это не случайно, ибо именно вэтот период под влиянием развертывающейся научно-технической революции и ееглубоких социальных последствий, охватывающих все стороны общественной жизни,качественно меняются требования к образованию, а в развитых странах мирареально складываются предпосылки непрерывного образования, формируется егоосновные звенья.
Именнов эпоху развертывания третьей технологической (научно-технической) революции,знаменующей переход к постиндустриальному, а в перспективе — и кинформационному обществу, начинает действовать «целый ряд факторов,которые объективно обуславливают необходимость перехода в массовом порядке кцеленаправленно организованной, всеохватывающей, последовательной системенепрерывного образования». [1]
Повсей видимости, создание такой целенаправленно организованной, всеохватывающей,последовательной системы повышения квалификации педагогов дополнительногообразования невозможно в рамках только ведомства – необходимо создание открытоймодели повышения квалификации работников дополнительного образования.

Глава 2. Описание ианализ курсов повышения квалификации
2.1 Схема анализа курсовпо повышению квалификации педагогов дополнительного образования
В качестве пунктов, покоторым будет проводиться анализ описанных курсов по повышению квалификации, явыделила следующие составляющие:
Ø  Стратегические линии(организационно-стратегические и содержательно-стратегические)
Ø  Возрастная направленность(деятельностный возраст). Здесь возраста рассматривались в метафорическомплане, они соответствуют учебным возрастам:
1. Младшая школа
2. Подростковаяшкола
3. Старшая школа
4. Студенчество
5. Взрослость (послеокончания вуза)
Ø  Наличие/отсутствие диалогичности(двунаправленность процесса способствует эффективности усвоения содержаниякурсов)
Ø  Наличие методических рекомендаций
Ø  Терминологическая доступность(перенасыщенность терминами, зачастую непонятными некоторыми педагогами неспособствует лучшему усвоению содержания)
Ø Представленностьв содержании курсов по повышению квалификации педагогов ДО тенденцийсовременного образования.
Именно данныесоставляющие я посчитала главными в реализации программ открытой модели поповышению квалификации педагогов дополнительного образования.

2.2 Концепция Кадровой подпрограммыкраевой программы «Поколение – XXI: Развитие Человеческого потенциала»
С его помощьюменеджерского центра развития дополнительного образования была созданаспециальная программа, по которой педагоги дополнительного образования могутвыбрать нужное себе направление и обучатся в этом русле. Кадровая подпрограммапрограммы «Поколение-XXI:развитие Человеческого потенциала» состоит из 5 направлений, организованныхпо принципу модулей (сессий) и межсессионной работы слушателей. [16]
1.  Управленческое направление
Направление связано сподготовкой и переподготовкой руководителей учреждений дополнительногообразования в органах управления образованием, а также других субъектов,заинтересованных в освоении управленческих позиций в сфере дополнительногообразования.
Виды модулей:
· Образовательныймодуль: «Проектно-программное управление». Основные формы: кейс-стадис, лекции, семинары.
· Аналитическиймодуль: «Социокультурные основания современного содержания образования».Формы: аналитика, лекции, реальная экспертиза образовательного учреждения.
· Проектно-программныймодуль: «Организация схемы управления в сфере дополнительного образования».Формы: аналитические семинары, лекции, проектные семинары.
2. Организационно-проектировочноенаправление
Направление связанно сподготовкой организаторов и проектировщиков образовательных услуг,образовательных модулей, школ дополнительного образования.
Виды модулей:
·  Аналитический модуль: «Образовательнаякарта сферы открытого дополнительного образования». Формы: презентациисуществующих успешных образовательных услуг, мониторинг образовательнойсистемы, аналитика, лекции.
·  Образовательный модуль: «Методологияпедагогического конструирования и проектирования». Формы: лекции, семинары,кейс стадис, обмен опытом.
·  Проектный модуль: «Дополнительноеобразование в сфере рынка образовательных услуг». Формы: проектныесеминары, взаимоэкспертиза, защита проектов.
·  Исследовательско-аналитический модульпо корректировке реализуемых проектов: «Соорганизация субъектов в сфереобразования». Формы: мониторинг, свои кейс стадис, лекции, проектирование.
3. Педагогическоенаправление
Направление связано сподготовкой педагогов, тренеров, тьюторов для сферы дополнительногообразования.
Виды модулей:
·  Образовательный модуль: «Содержаниеобразования и современная педагогическая позиция». Формы: лекции,презентации современных технологий, семинары.
·  Обучающие тренинги – мастер-классы: «Организацияпедагогической деятельности в системе дополнительного образования».
·  Стажировочный модуль: «Содержаниеи организация современной деятельности педагога». Формы: практика, ееанализ, рефлексия.
·  Модуль по конструированию новыхпедагогических позиций: «Новые образовательные процессы и ихпедагогическое сопровождение». Форма: разработнический семинар.
4. Методико-аналитическоенаправление
Направление связано сподготовкой методистов, заместителей по научно-методической работе, аналитиковв сфере образования, научно-педагогических работников, экспертов.
Виды модулей:
— Образовательный модуль: «Методологияисследования образовательных пространств». Формы: лекции, семинары,разработки.
— Разработнический семинар: «Системаисследовательских методов. Методологическое обеспечение образовательныхпроцессов».
— Экспертно-аналитический модуль: «Методыэкспертизы образовательных технологий». Формы: разработка экспертныхмеханизмов, осуществление модельной экспертизы, анализ результатов и методов.
5. Воспитательноенаправление
Направление связано сподготовкой специалистов, организующих полный жизненный цикл детей в летнихлагерях, детских домах, интернатах, спецшколах.
Виды модулей
·  Аналитический модуль: «Современноесостояние в пространствах полного жизненного цикла: формирование проблемнойкарты».
·  Образовательно-проектный модуль: «Организацияпространств полного жизненного цикла детей». Формы: лекции, опыты,аналитика, проектирование.
·  Организационно-управленческий модуль:«Механизмы организации пространств жизнедеятельности детей».
Проведем анализ данныхнаправлений по следующей схеме:
o организационно-стратегическаялиния
o содержательно-стратегическаялиния
o деятельностныйвозраст
Рассмотрим методико-аналитическоенаправление. Для начала выделим организационно-стратегическую линию, т.е. последовательностьтипов образовательных форм. В данном случае это:
1. Образовательныймодуль
2. Разработнический модуль
3. Экспертно-аналитический
Т.е. сначала участникиполучают некоторые знания (на лекциях, семинарах); затем умения, способыдеятельности (на разработнических семинарах); и уже затем делают некоторыепробы применения полученных знаний и умений (т.е. получают некоторый опытприменения знаний и умений).
Как итог получилось, чтоповышение квалификации в этом направлении в форме ЗУНов (знания-умения-навыки),что в свою очередь характерно для начальной школы.
Исходя из этого можносделать предположение, что данное направление больше направленно на подготовкуметодистов и заместителей по научно-методической работе, но не аналитиков, и неэкспертов. Т. е. образовательные цели в данном направлении могут бытьдостигнуты лишь частично, не по всем целевым группам. Это направление – томесто, где повышенец может получить советы, не более того, что в принципедостаточно для методистов и заместителей по научно-методической работе, но неявляется достаточным для аналитиков и экспертов (не хватает реализации).
Для подтверждения данногопредположения необходимо выделить содержательно-стратегическую линию, которая вданном случае соответствует организационно-стратегической линии (да, действительноданное направление по своему содержанию – это изучение методологии исследованияобразовательных пространств, системы исследовательских методов и разработкаметодов экспертизы, характерно для начальной школы).
Т.е. подводя итог, можносказать, что для начала были разработаны некоторые представления, которые всвою очередь выступили аналитической схемой при анализе этого направления.Затем анализ выявил некоторое содержание, которое, по моему мнению,закладывалось в это направление. Выявленное содержание было сопоставлено сзаявленными целями и выдвинута предположительная оценка. Экспертная оценкапоказала, что есть (в этом направлении действительно можно готовить методистов)и чего не хватает (данное направление не предусматривает подготовку аналитикови экспертов).
Возможно, для повышенияквалификации аналитиков и экспертов можно использовать такую форму какмастер-классы (в качестве примера). В данном направлении выделяют много целевыхгрупп, имеющих разные позиции (в том числе и по деятельностному возрасту) иорганизационно-стратегическая линия, состоящая из трех образовательных модулей(форм) не может обеспечить разных целевых групп (в данном случае их былозаявлено четыре).
Проведем анализследующего направления — воспитательного. Выделим организационно-стратегическуюлинию:
Ø Первый модуль,аналитический, опирается на уже имеющийся опыт (так как он заявлен первым),т.е. по деятельностному возрасту его можно отнести выше, чем начальная школа(либо конец начальной школы).
Ø Во втором модулеидет получение некоторых знаний и проектирование (т.е. по деятельностномувозрасту можно уже отнести к переходу между младшей школой и подростковой).
Ø Следующая форма –организационно-управленческая. Это некоторые представления о собственномдействиях (и по деятельностному возрасту данное направление можно отнести кподростковой школе). Хотя, возможно, здесь подразумевается представления особственных действиях (что характерно для подросткового возраста), но неподразумевается их изменение. И поэтому данное направление можно отнести скорейвсего к переходу, либо к началу подростковой школы.
Содержательно-стратегическаялиния этого направления (формирование проблемной карты; организация иорганизация пространств и механизмы организации пространств жизнедеятельностидетей) соответствуют организационно-стратегической линии и подтверждаетвышеизложенные предположения.
Анализ управленческогонаправления.
Организационно-стратегическаялиния:
1. Умения и навыки(кейс-стадис)
2. Аналитика (опытреальной экспертизы)
3. Уже анализ своейработы, перепроектирование.
Исходя из анализаорганизационно-стратегической линии, данное направление, по деятельностномувозрасту, уже можно отнести к старшей школе (об этом свидетельствует наличиепрограммирования, т.е. выход за рамки ситуации, апробирование идеальной формы).
Экспертная оценкапоказывает, что в этом направлении у участников есть опыт действия, программасвоих действий. Не хватает серьезной экспертизы образовательных программ.Направление действительно направленно на повышение квалификации руководителей,как и заявлено в качестве цели. Как характерные черты руководителя здесь есть:
Ø Пониманиереального состояния деятельности (образовательного учреждения);
Ø Наличие замысла;
Ø Наличие плана.
Это действительно будетдостаточно для руководителей, но, надо подчеркнуть, не для управленцев.
Поверхностный анализпедагогического и организационно-проектировочного направлений показывает, что вэтих направлениях, также как и в методико-аналитическом направлении, многоцелевых групп. Из-за наличия нескольких целевых групп может привести к тому,что цели будут выполнены лишь частично. Возможно, что для каждой из групп будетчего-нибудь недоставать, что, в свою очередь, будет препятствовать достижениюпродуктивного результата. В педагогическом направлении выделено 3 целевыегруппы. В организационно-проектировочном – две (в этом направлении, возможнобыло бы соответствие цели, если выделяли не отдельно организаторов ипроектировщиков, организаторов-проектировщиков, т.е. тех, кто и создает проекти занимается его реализацией).
В качестве вывода можносделать предположение о том, что не одно из направлений (кроме управленческого),по деятельностному возрасту, не поднимается выше подростковой школы. В направленияхесть создание условных продуктов, апробация которых существует только в рамкахданного образовательного модуля (семинара и т. п.) Во всех направленияхнаблюдается некоторая обрывочность, возможно за счет нехватки моментареализации.
2.3 Открытый конкурскраевых летних образовательных программ как форма повышения квалификации
В рамках Программыразвития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение-XXI: развитие Человеческого Потенциала»проводится Открытый краевой конкурс летних образовательных программ, цельюкоторой является создание условий для повышения квалификации кадров в сфере ДО(педагогов и менеджеров образования) через включение их в разработку иреализацию образовательных проектов и программ. В рамках программы реализуется двестратегии: первая связана с системными изменениями отрасли ДО, вторая – ссозданием сферы открытого образования. Повышение квалификации через конкурсосуществляется через:
®  Подготовку проектов образовательныхпрограмм педагогами;
®  Кадровую школу;
®  Экспертизу образовательных проектов.Пункты, по которым эксперты оценивали образовательные программы, следующие:
Ø  Определение, к какому из программныхнаправлений относится проект. Всего 7 таких направлений.
1. Технологиикультурной политики
2. Инженерныетехнологии
3. Социально-управленческиетехнологии
4. Технологии работысо знанием
5. Антропологическиетехнологии
6. Экранныетехнологии
Ø Определениесоответствия проекта целям, задачам и планируемым результатам, предусмотреннымв рамках программного направления
Ø Определение того,направлен ли проект на решение следующих задач:
1. Включениестаршеклассников в современные технологии мышления, коммуникации идеятельности, проектирование собственных образовательных стратегий.
2. Обеспечениевозможности индивидуального образовательного маршрута через соорганизациюразличных форм индивидуального и коллективного участия.
3. Включение вкачестве образовательного материала ситуаций городского, регионального и (или)мирового уровней.
4. Включение детей врешение таких образовательных задач, которые имеют статус «настоящих»(то есть актуальных и практически значимых) для всех ее участников.
Ø Определение возможностейтиражирования новой практики образования, полученной за счет реализации проекта
Ø Выделение иоценка способности коллектива проектировщиков реализовать проект
К содержаниюобразовательных программ представленных на конкурсе, предъявляются следующиетребования:
·  программа должна опираться наосознаваемые цели ее участников как субъектов образовательного процесса иформировать новые образовательные потребности ее участников;
·  программа должна обеспечиватьвозможность индивидуального образовательного маршрута через соорганизациюразличных форм индивидуального и коллективного участия;
·  программа должна предусматриватьмобильные перемещения участников по образовательным позициям;
·  программа должна включать участниковв современные формы мышления, деятельности и коммуникации;
·  программа должна предусматриватьаналитические и рефлексивные формы фиксации образовательного содержания;
·  программа должна предусматриватьвключение в качестве образовательного материала ситуаций городского,регионального, федерального и (или) мирового уровней;
·  программа должна предусматриватьрешение таких образовательных задач, которые имеют статус «настоящих»(т. е. актуальных и практически значимых) для всех ее участников;
·  программа должна восстанавливатькультурно-исторические основания решаемых образовательных задач.
Тематическая программакадровой школы следующая:
Политетическая логикапостроения образовательных программ"
- Организацияобразовательной деятельности в программах открытого типа"
- Сценированиеобразовательного события"
- Экспертиза летнихобразовательных программ
Полную Программу III Кадровой Школы см. в Приложении 1.
Проведем анализ повыше описанной схеме
1. Организационно-стратегическаялиния выстроена следующим образом:
1. Получение знаний(доклады, лекции)
2. Умения
3. Навыки (кейсстадис). Получение уже какого-то опыта
4. Экспертизаобразовательных проектов
Содержательно-стратегическаялиниясоответствует организационно-стратегической:
1. Установочныйдоклад на тему «Политетика и дидактика. Понятие социокультурного объекта вобразовательном проектировании»
2. Лекции «Образовательнаязадача как механизм реализации политетической логики», «Технологическоеустройство образовательного модуля»
3. Опытобразовательного сценирования
4. Экспертиза летнихобразовательных программ по номинациям Конкурса
2. Деятельностныйвозраст, который можно выделить из анализаорганизационно-стратегической линии – это, скорей всего, уже взрослый человек(около студенческого возраста). Это за счет того, что есть создание своегопродукта и его последующая экспертиза. С другой стороны, вели себя с педагогамикак с младшими школьниками (в некоторых местах даже жестко критиковали,отчитывали их).
3. Наблюдалась некотораяоднонаправленность процесса и жесткий напор на участников, отсюда многонегативных эмоций у педагогов. Нет, конечно, организаторы предусматривали диалогичность,но по существу ее не наблюдалось. Создалось такое впечатление, что педагоговпоставили в позицию детей, которых постоянно отчитывают и выговаривают им за ихпроступки. Организаторы хоть и старались вести диалог, но большая частьаудитории не поддержала эту попытку.
4. Также, слишком многобыло про образовательные тенденции и мало методических рекомендаций,которые педагоги могли бы использовать в своей практической деятельности. Вэтом плане было много про то, как не надо, больше указаний на ошибки. А педагогуже сам должен строить свою дальнейшую деятельность так, чтобы егообразовательная программа прошла в конкурсе. В принципе, это не то чтобы минус,но учитывая способности педагогов (не всех конечно, но большинства), былозаметно, что они попали в ситуацию непонимания: а что же делать, чтобы было правильно,ведь мы и так стараемся?
5. Наблюдается такжеперенасыщенность терминами, которые зачастую были не совсемдоступны пониманию многих педагогов (по словам самих педагогов, многое изсодержания выступлений оказалось для них не понятно); что естественно ведет ктому, что содержание частично не было усвоено педагогами.
6. Тема III Кадровой школы была: Политетика идидактика. Понятие социокультурного объекта в образовательном проектировании.Это плюс, что организаторы курсов пытаются ввести педагогов в современнуютерминологию, рассказать о тенденциях современного образования;но так получилось, что педагоги не совсем понимают, как это все привязано к ихпрактической деятельности: вот говорят про политетический концепт, провозможные сценарии разворачивания концепта и т.п., а при чем здесь мы? Т о естьполучается некоторая пропасть между тем, на что ориентируются организаторы итем, что действительно у педагогов есть (в понятийном плане).
Также как положительнуюсторону можно отметить то, что это был именно конкурс образовательных проектов:ведь хочешь, не хочешь, придется соответствовать требованиям, иначе твой проектне получит финансирование, что, естественно, затруднит его реализацию.
2.4 Курсы ИПК РО дляпедагогов ДО " Профессиональная деятельность педагога дополнительногообразования в условиях развития системы дополнительного образования"
 
Базовый курс включает всебя: 6 дней (с расписанием по дням см. Приложение №2)Предполагаемыйэффект – понимание того, что есть образовательная программа и ее формирование.Предусматривается задание на дом – продолжение работы над программой(проведение вариативных курсов). В качестве ожидаемого результата – готоваяобразовательная программа (затем ее лицензирование), а также повышениеквалификации.
Форма: в микрогруппах иколлективно.
Тематическая программакурсов:
v  Краевая политика в областидополнительного образования
v  Механизм постановки целей и логикаотбора содержания в дополнительных образовательных программах
v  Методическое обеспечение программыдополнительного образования
v  Дополнительная образовательнаяпрограмма
v  Проектная деятельность в образовании
Подробную программукурсов см. Приложение №2
Анализ.
1. Организационно-стратегическаялиния выстраивается следующим образом:
1. Получение знаний
2. Анализ своейработы, ее сопоставление с идеальной формой
3. Умения, способыдеятельности
4. Навыки отработкаполученных знаний и умений. Самокспертиза.
И соответствующая содержательно-стратегическаялиния
1. Доклада на темы:образовательная программа, образовательная деятельность, образовательныерезультаты (все в контексте современных тенденций образования). Т.е. этополучение некоторой идеальной формы.
2. Работа в группах сцелью выделения приоритетов краевой образовательной политики и соотнесениемцелей и результатов своих образовательных программ с приоритетами краевойобразовательной политики.
3. Доклады на темумеханизмов постановки целей и логики отбора содержания в ДО программах (т.е.пошли уже некоторые способы деятельности). Также отбор методик и технологий,форм программы в ДО.
4. Опыт разработкидополнительных образовательных программ. Презентация. Самоэспертизаобразовательных программ. Опыт образовательного проектирования.
2. Деятельностныйвозраст.
Точно не меньшеподросткового возраста, об этом свидетельствует наличие опыта действия,сопоставление идеальной и реальной формы. Составление план-карты и наличиесамоэкспертизы. претендует на начало старшей школы.
3. Наличие диалогичностибыло, но очень слабо выражено. В основном была лекционная форма (достаточномного разнообразных интересных выступлений докладчиков). В основном диалог былна общих заседаниях (по отношению к докладам групп). Проблема, которую здесьможно выделить, это то, что организаторы не придерживались одной рамки в планестратегии поведения, в плане подачи материала.
И если приглашенныедокладчики подводили педагогов к состоянию кризиса, то организаторами тут жебыла предпринята попытка смягчить «удар». Мол, они ученые, людиумные, нам простым педагогам многое не понять, и это нормально.
4. Методическиерекомендации в основном касались построения образовательных программ(требования к их построению), чтобы они прошли лицензирование.
5. Терминологическаядоступность. Как я считаю, в плане терминологической доступности быловсе нормально, просто достаточно большое количество докладчиков, у каждого изкоторых своя манера изложения материала. А организаторы пользовались достаточнопонятной терминологией. Педагогам даже раздавались специальные листовки с толкованиемтерминов. Так что в этом плане, как я предполагаю, затруднений не возникало.
6. Современные образовательныетенденции представлены достаточно полно (по крайней мере то, что можетпригодится при подготовке к написанию образовательных программ).
2.5 Образовательныйпроект «Образование без обучения» повышения квалификации педагогов ДОи общеобразовательных учреждений
«Образованиевзрослых не может строится как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен)или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответу доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделениемиспользуемых профессиональных способов и приемов, преследуемых целей и решаемыхзадач, экспертной оценкой всего этого, пробой преобразования для увеличенияэффективности, самооценкой и признанием со стороны профессиональной среды»(А.М. Аронов).
Данный проектпредполагает 4 модуля, проводимые с интервалом в 4-6 мес.
Модуль 1. "Соотношение культурной и учебнойдействительностей"
Модуль проводится наматериале заранее подготовленных учебных занятий заявленных на учебные занятия(культурное содержание), проведение открытых учебных занятий (8-12 школьниковна занятии), экспертная реконструкция их учебного содержания, повторноепроведение учебных занятий, экспертная реконструкция их педагогическогосодержания, пробы проектирования «особых» занятий.
Модуль 2. «Понятие дискуссии и диалога вобразовательном процессе»
Модуль предполагаеттренинг обращения в устном взаимодействии к контексту говоримого и обсужденияпонятий дискуссии (с выделением позиций и средств дискуссии) и диалога (свыделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
Модуль 3. «Понятие исследовательскогозанятия»
Модуль предполагаетразличение проблемных и исследовательских занятий, выделение структурыисследовательской деятельности и приемов ее организации со школьниками разныхвозрастов.
Модуль 4. «Организация творческой работышкольников: учебное исследование»
Модуль ориентирован наразработку учебных и обучающих средств поддержки выполнения школьникамитворческих работ (включающей в себя проведение учебного исследования,направленного на изменение способов учения, а не только на получениерезультата), их оформления и защиты.
Каждый модуль проводитсяв режиме интенсивных занятий в течении целого дня и занимает 2-3 дня. Подробнуюпрограмму модуля №2 см. Приложение №3.
Тема модуля, на котором яприсутствовала, была: «Понятие дискуссии и диалога в образовательномпространстве» (программу модуля см. Приложение №3)
1. Организационно-стратегическаяи содержательно-стратегическая линии (соответствующие четырем модулям):
1 модуль –Экспертно-аналитический
Это проведение открытыхучебных занятий, дискуссий; наличие экспертной реконструкции; повторноепроведение учебного занятия.
2 модуль –Разработническо — аналитический тренинг
Здесь педагоги самиучаствуют в дискуссии (тренинг), а затем занимаются аналитическим разборомпонятий дискуссии и диалога (с выделением позиций и средств дискуссии и с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
3 модуль – Аналитический
Здесь в основном идетаналитическая работа с понятием исследовательского занятия (выделение структурыи приемов организации исследовательской деятельности).
4 модуль – Образовательно- разработнический
2. Деятельностныйвозраст соответствует студенчеству (учебно-профессиональный период)
3. Диалогичность.Чисто лекционного материала не было, постоянно были вопросы со стороныаудитории, наблюдалось живое обсуждение волнующих тем и непонятных моментов.Главное, был замечен интерес и вовлеченность педагогов, что не может нерадовать. Хотя можно заметить, что вовлечены конечно были не все, нозначительная часть аудитории (что скорей всего является вполне нормальным ипредсказуемым).
В основном в центреобсуждения были понятия «диалог» и «дискуссия». Готовыхопределений, конечно, не давалось, а в ходе работы обсуждалось, что может бытьих содержанием. И хотя в ходе опросов нескольких педагогов выяснилось, что дляних не стало до конца понятно содержание и определение этих понятий, нонекоторые моменты они для себя прояснили и в дальнейшем хотели бы и собираютсяиспользовать эти формы обучения в своей педагогической практике.
Хотелось бы заметить, чтохоть и старались (и вроде бы получилось) разграничить понятия «диалог»и «дискуссия», было такое ощущение, что иногда эти терминыподменялись друг другом, точнее сказать были частые перескоки с одного надругое. И по итогам опроса действительно выяснилось, что педагоги хоть и началипонимать, что эти термины не про одно и то же; но четкого различения у них непроизошло (у некоторых это произошло только на интуитивном уровне).
4. Методическиерекомендации были, но не в большом количестве (насчет выбора тем длядискуссии для детей). Но с другой стороны, в качестве методических рекомендацийможно рассматривать само содержание модуля (это проведение дискуссий, игр ит.д.). То есть это то, что они смогут использовать в своей педагогическойдеятельности.
5. Терминологическаядоступность. Подача материала была достаточна доступна для педагогов.
6. В принципе современныеобразовательные тенденции практически не были озвучены. В основномраскрывалась именно та тематика, которая была заявлена (дискуссия и диалог),были лишь редкие отступления.
2.6 Различные формыконференций как формы повышения квалификации
Также в качестве формы повышенияквалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образованияв различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференциипо педагогике развития и «2-ую Всероссийскую конференцию „Открытоедополнительное образование как ресурс социального развития города“ (март2004). На конференциях педагоги в основномвыступают в позиции слушателей, откровенно от них не требуется активная позиция(никаких образовательных программ составлять не надо). Здесь у них есть поройуникальная возможность узнать о новых образовательных тенденциях, результатахпсихолого-педагогических исследований и т.п., которые они могут использовать всвоей педагогической деятельности. На конференциях часто ученые имеют разныеточки зрения, занимают разные позиции, формулируют разные теоретическиеположения. И участники могут что-то принимать, а что-то нет, с чем-тосоглашаться, а с чем-то поспорить (при этом может разворачиваться и внутреннийдиалог). Как правило на таких конференциях выступает достаточно большоеколичество компетентных людей, профессора, видные ученые. Здесь менее жесткие рамки, чем на специально организованныхкурсах по повышению квалификации, что в свою очередь требует от педагога ужесформированного понимания того, что это надо ему лично (хотя конечно этотребуется и на курсах повышения квалификации).
2.7 Пример курсовповышения квалификации Северного учебного округа г. Москвы
Современные требования кпедагогу дополнительного образования детей, сформулированные в нормативно-правовыхдокументах, предполагают, что готовность специалиста-практика к организацииобразовательного процесса основана не только на специальной подготовке копределенному виду деятельности, но и на глубоких психолого-педагогических и социально-педагогическихзнаниях, широкой профессиональной и общей культуре.
В современныхнаучно-педагогических исследованиях перспектив развития последипломногообразования педагогических кадров можно выделить несколько подходов:
1) культурологический– общекультурная подготовка педагога;
2) личностно-ориентированный– позволяющий выстроить личный план повышения квалификации с использованием иварьированием отдельных модулей;
3) деятельностный –вовлекающий педагога в процесс самоанализа, самоопределения и самодеятельности;
4) моделирующий –позволяющий задать определенное содержание в соответствии с выбраннойобразовательной моделью;
5) профессиографический;
6) региональный –отражает насущные региональные проблемы его подготовки.
Объединить и реализоватьвсе обозначенные выше подходы позволяет модульная организация процессаповышения квалификации педагогов дополнительного образования. Модель содержанияповышения квалификации данной категории специалистов-практиков может бытьпредставлена следующим образом:
Инвариантная часть.
1 модуль. Культура, образование и развитиеличности.
Теория. История развития дополнительногообразования в России. Международный опыт внешкольной работы с детьми имолодежью. Современная парадигма образования в РФ. Дополнительное образованиедетей как особая сфера образования. Концепция и оценка качества дополнительногообразования. Содержание и функции дополнительного образования в развитииличности ребенка. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования врегионе. Образование и культура.
Практика. Изучение нормативно-правовыхдокументов. Разработка и защита концепций, структур и моделей деятельностидетского объединения и учреждения дополнительного образования; определениепринципов педагогической деятельности специалистов разного уровня и профиля, атакже критериев оценки качества деятельности детского творческого объединения иучреждения дополнительного образования. Культурологическая подготовкапедагогов.
2 модуль. Педагогические основы деятельностидетского объединения и учреждения дополнительного образования.
Теория. Основы дидактики, теории и методикивоспитательной работы. Современные образовательные технологии в дополнительномобразовании детей. Содержание дополнительного образования и его региональныеособенности. Итоговая диагностика результатов образовательной деятельноститворческих объединений.
Практика. Изучение научно-педагогическихразработок по методике учебно-воспитательного процесса. Разбор и решениепедагогических задач. Разработка и защита методических моделей образовательнойдеятельности детского объединения и учреждения дополнительного образования,методических учебных тем, систем воспитательной работы. Анализ образовательнойдеятельности. Содержание, методы и формы диагностики воспитанников детскихтворческих объединений.
3 модуль. Психологические аспекты работыспециалиста-практика.
Теория. Вопросы общей, возрастной ипедагогической психологии. Индивидуально-психологические особенностиучебно-воспитательной работы с трудными детьми. Элементы дефектологии.
Практика. Изучение популярной и специальнойпсихологической литературы. Разбор и решение психологических задач. Разработкаметодов и приемов учебно-воспитательной работы с воспитанниками детскихтворческих объединений разного возраста. Освоение приемов индивидуальной работыс воспитанниками.
4 модуль. Программно-методическое обеспечениедополнительного образования детей.
Теория. Образовательная программа детскогообъединения (учреждения, структурного подразделения) дополнительногообразования. Теоретическая разработка плана учебно-воспитательной работы,конкурсных мероприятий. Методическое обеспечение учебно-воспитательногопроцесса.
Практика. Знакомство с банком образовательныхпрограмм учреждения. Разработка документации учреждения, его структурногоподразделения и детского объединения. Составление тематики, перечней и эскизовнаглядных пособий. Разработка тематики и эскизов раздаточных дидактическихматериалов.
5 модуль. Дополнительное образование итворчество.
Теория. Творческие способности ребенка,методика их изучения и развития. Творчество педагога дополнительногообразования. Содержание и организация экспериментальной и исследовательскойдеятельности педагога. Самообразование как условие профессионально-педагогического совершенствования специалиста-практика. Управление процессомсамообразования.
Практика. Изучение специальнойпсихолого-педагогической литературы. Освоение приемов развития специальных итворческих способностей ребенка. Составление программ экспериментальной иисследовательской работы. Составление программ самообразования.
6 модуль. Управление образовательнымпроцессом.
Теория. Документальное обеспечение,содержание и анализ деятельности детского объединения, учреждения, структурногоподразделения. Вопросы психологии управления. Методика работы с коллективом(детским, педагогическим и др.). Дополнительное образование и современныедетские общественные движения, организации, и объединения.
Практика. Составление положений и программдеятельности. Освоение практических умений и приемов работы с коллективом. Разработкакритериев и форм оценки деятельности коллектива.
Вариативная часть.
7 модуль. Профильная подготовкаспециалиста-практика.
Теория. Современные достижения науки ипрактики в конкретной образовательной области (сфере деятельности). Обновлениепрофильной теоретической и практической подготовки специалиста.
Практика. Изучение специальной литературы.Лабораторно-практические занятия по предмету.
8 модуль. Перспективные тенденции современнойпедагогической практики.
Теория. Современные научно-методическиеразработки вопросов организации учебно-воспитательного процесса в различныхобразовательных областях. Технологии и методики преподавания конкретногопредмета.
Практика. Посещениеучреждений, занятий детских творческих объединений. Обсуждение и анализ работыпедагогов-практиков. Оформление картотеки педагогического опыта.
По мнениюорганизаторов этих курсов курс повышения квалификации должен быть изменен:
1. Пассивные формыобучения (лекции, экскурсии и др.) должны заменяться активно-познавательнойдеятельностью, вовлекающей слушателей в осмысление и анализпсихолого-педагогической теории.
2. Новые методы иформы работы обогатят практические умения педагогических кадров. Это позволитвнедрить в практику современные технологии обучения и воспитания – игровые,проблемные, тренинговые.
3. Период курсовогообучения необходимо разделить на несколько этапов: самоопределение специалиста;повышение теоретических знаний; промежуточный анализ результатов, коррекцияиндивидуальных и групповых учебных планов; осмысление и апробация полученныхзнаний; анализ результативности и прогнозирование процесса самообразования.
4. Послекурсовойпериод должен рассматриваться не как перерыв между курсами повышенияквалификации, а как один из самых важных этапов совершенствования профессионально-педагогическойквалификации.
Сравнительный анализ.
В данных курсах можноанализировать лишь концепцию образовательной программы организаторов, а не какне ее реализацию, так как лично мной они не наблюдались.
Как и курсы Красноярскогокрая, Московские также имеют модульную организацию, видимо признается еепреимущество над другими формами организации курсов по повышению квалификациипедагогов дополнительного образования.
Интересно то, чтоорганизаторы в Московских модулях делают попытку объединить целых 6 подходовповышения квалификации педагогических кадров. Это, видимо, некоторая претензияна всестороннее развитие педагога, что является достаточно большой задачей длякурсов по повышению квалификации. Особенно, если учитывать тот факт, что курсыпо повышению квалификации специалистов других профессиональных направленностейвключают в себя в основном лишь обучение новым технологиям в данном видедеятельности. И, как правило, других целей не преследуют. Поэтому, логично, чтовозникают сомнения, действительно ли удается реализовать все 6 подходов напрактике.
Также здесь возникаетвопрос: как все это реализовывается во времени? Для кратких сроков задачслишком много и половина будет не усвоена. Если отвести курсам полагающеесявремя для лучшего усвоения содержания, то получится слишком растянуто вовремени.
Также интересно, сколькоотводится времени для одного модуля (который в свою очередь делится натеоретическую и практическую части); ведь каждый из модулей тоже включает всебя не мало задач. Например, во втором модуле одним из пунктов являетсяизучение современных технологий в дополнительном образовании детей. Но каждойиз технологий можно посвятить отдельный модуль! Получается, они ограничатсяодним лишь перечислением и кратким описанием? Как мне кажется, это может бытьодним из проблемных мест данных курсов.
В курсах Красноярскогорегиона, как правило, модули узконаправленны, что позволяет более глубокоразработать тему вместе с педагогами (и то она остается недопонятой некоторымипедагогами). Например, если сравнить с курсом по повышению квалификации „Образованиебез обучения“, в частности 2 модуль под названием „Понятие дискуссиии диалога в образовательном процессе“, как видно из названия темадостаточно узконаправленна. И то, возможно, удалось раскрыть не все ее аспекты.
В отличие от Красноярскихкурсов, Московские курсы очень богаты по тематике, очень широкий охват тем.
Но в изложении концепцииМосковских курсов не указаны целевые группы работников дополнительногообразования. То есть, например, если сравнивать с Кадровой подпрограммойпрограммы „Поколение-XXI:развитие Человеческого потенциала“, то оно состоит из 5 направлений (длякаждой целевой группы, или, точнее, почти для каждой). Так как, возможно, нетнеобходимости обучать простого педагога дополнительного образования темтехнологиям, которые нужны управленцу, или управленца технологиям, необходимымдля методиста.

Заключение
В ходе работы былиполучены следующие результаты:
Ø На основаниианализа литературы [10, 8, 2, 22, 20, 25] были выделены следующие проблемыперехода к новому пониманию статуса „педагог дополнительного образования“:
1. Многие педагогине осознают необходимость такого перехода
2. Существованиенекоторого непонимания педагогами содержания курсов
3. Отсутствие унекоторых педагогов педагогического образования
4. Неконкурентоспособностьучреждений дополнительного образования
Ø Было рассмотренопонятие повышения квалификации и было связано с понятием непрерывногообразования (как постоянное совершенствование теоретических знаний иметодического мастерства в условиях постоянной динамики современного общества).
Ø Была составленасхема анализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительногообразования и произведена ее апробация.
Ø Также былпроизведен сравнительный анализ курсов региональных и курсов Северного округагорода Москвы, в ходе которого были выявлены их отличительные особенности посравнению с курсами региональными.
На основании полученных результатовможно сделать следующие выводы:
1. Открытой моделидополнительного образования, которая сейчас развивается в нашем крае, должнасоответствовать и открытая модель повышения квалификации работниковдополнительного образования. И уже предпринимаются попытки перейти к открытоймодели повышения квалификации и определенные наработки в этой области ужесуществуют.
2. Схема анализакурсов по повышению квалификации, в ходе апробации доказала свою эффективность,выявив положительные моменты курсов по повышению квалификации педагоговдополнительного образования и некоторые недочеты, требующие дальнейшейдоработки.
3. Сравнительныйанализ региональных курсов по повышению квалификации педагогов дополнительногообразования и курсов Северного округа города Москвы, показал приемуществорегиональных курсов (в основном касающееся их содержательной части).

Список литературы
1. Аверин С.П. Социально-педагогический мониторинг какусловие совершенствовании деятельности ИПК РО по повышению квалификацииработников образования в регионе. – Красноярск: ИПК РО, 2001. – 154с.
2. Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагогадополнительного образования // Жур. Внешкольник №4\2004 ., изд. Центр развитиясистемы дополнительного образования детей., Красногорск.
3. Васильев Ю.В. Институт повышения квалификации: состояние иперспективы развития // Повышение квалификации и переподготовка кадров какфактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всероссийской науч.-практ.Конф. (18-19 декабря 1996г). – Кемерово, 1996. – с.41.
4. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы иперспективы. – М., 1978.
5. Волошина Л.В. Проблемы непрерывного образования в России.
6. Горский В.А., Ходунова Л.Н. // Систематизацияпедагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Жур.Дополнительное образование №3, 2003.; издат-во: ООО Стратим., Рыбинск.
7. Демченко Д.Д., Скачкова Е.В. Применение современныхтехнологий в педагогическом самообразовании // Жур. Дополнительное образование№1, 2004,, изд. ООО Стратим,, Рыбинск.
8. Закон Российской Федерации Об образовании (в ред. от2004).
9. Каргина З.А. Учиться, чтобы учить // Жур. Внешкольник№10\2003 // изд. Центр развития системы дополнительного образования детей., Красногорск.
10. Концепция модернизации общего российского образования напериод до 2010 года / М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. – 24 с.
11. Маскин В.В. Опыт, проблемы, перспективы развитиядополнительного образования детей в Рязанской области в 2001-2004 гг. // Жур.Внешкольник №2\2004., изд. Центр развития системы дополнительного образованиядетей., Красногорск.
12. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышениякачества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н.Кулютина, Т.С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1981. – 120с.
13. Образование в 2013 году. Тенденции и вызовы // Вопросы образования1\2004. – ГУВЩЭ, 2004.
14. Образовательный проект. Образование без обучения. Повышениеквалификации педагогов дополнительного образования и общеобразовательныхучреждений. Программа Поколение –XXI:Развитие Человеческого потенциала.
15. Перспективы развития системы непрерывного образования //Под ред. Б.С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1990.
16. Подпрограмма Кадровая программа // Научное изданиеОткрытая модель дополнительного образования региона / Науч. ред. Попов А.А.,Проскуровская И.Д. Красноярск.:2004. – 279.
17. Программный документ Меморандум о стратегическихприоритетах в системе дополнительного образования Красноярского края // Науч.изд. Открытая модель дополнительного образования региона //Науч. ред. Попов А.А.,Проскуровская И.Д., Красноярск.: 2004.- 279с.
18. Реформы образования в современном мире. Глобальные ирегиональные тенденции. – М.: Российский открытый университет, 1995. – с. 142.
19. Синягина Н.Ю. Психологические особенности педагогадополнительного образования // Жур. Внешкольник №2, 2002 .; изд. Центр развитиясистемы дополнительного образования детей, Красногорск.
20. Советский энциклопедический словарь. – М.: Изд-воСоветская энциклопедия, 1979. – с.614.
21. Создание новой образовательной инфраструктуры. // Науч.изд. Открытая модель дополнительного образования региона // Науч. ред. ПоповА.А., Проскуровская И.Д., Красноярск.: 2004. – 279с.
22. Сорокина Н.П. Квалификация // Российская педагогическаяэнциклопедия. Т.1 – М.: Изд-во Большая российская энциклопедия., 1993. – с.424.
23. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогическогообразования // Под ред. А. А. Вербицкого, М.Н. Костиковой.- М.: РАО, 1996.- 5с.
24. Тарасова Т.Л., Сулима С.А., Макаренко Г.И. Повышениеквалификации компетентности педагога через научно-исследовательскуюдеятельность // Жур. Дополнительное образование №4, 2004.; изд. ООО Стратим.,Рыбинск.
25. Щедровицкий П.Г. Очерки концепции системы повышенияквалификации // Очерки по философии образования (статьи и лекции). Москва:1993., стр. 77-96.
26. Щедровицкий П.Г. Активные формы обучения и проблемасодержания образования // Очерки по философии образования (статьи и лекции),Москва.: 1993, стр. 77-96
27. Higher/ Education in Europe 1979, Vol/ 84/ — №4.
28. Flach H/ Ansatze und Ergebnisse der Lehrer –forschung. — Informationen zur Lehrerbildung – storschung, №5/6, 1980, APW derDDR.

Приложение 1
Программа III Кадровой Школы и Финального тура Краевого открытогоконкурса летних образовательных программ
Тема Школы – „Политетика:принципы, технологии, сценарии построения образовательных программ открытоготипа“ (29 марта – 01 апреля 2004 года, Красноярск)
День 1
Тема дня „Политетическая логика построенияобразовательных программ“
10.00-10.15 Вступительное слово Н.В.Анохиной, начальника отдела развития воспитания и дополнительного образованияГУО администрации Красноярского края, куратора Школы.
10.15-12.00 Установочный докладруководителя Школы А.А. Попова „Политетика и дидактика. Понятие социокультурногообъекта в образовательном проектировании“
12.00-16.00 Подготовка команд кэкспертизе по теме дня (13.00-14.00 Обед)
· Работа групп по номинациямКонкурса
· Открытие ииндивидуальные консультации.
16.00-18.30 Общее заседание „Концептуальноеустройство образовательного модуля“
День 2.
Тема дня „Организацияобразовательной деятельности в программах открытого типа“
10.00-12.00 Лекция И.Д. Проскуровской»Образовательная задача как механизм реализации политетической логики"
12.00-16.00 Подготовка к экспертизепо теме дня (13.00-14.00 Обед)
· Работа групп пономинациям Конкурса.
· Открытие ииндивидуальные консультации.
16.00-18.30 Общее заседание «Технологическоеустройство образовательного модуля»
День 3.
Тема дня «Сценированиеобразовательного события»
10.00-12.00 Кейс-стади «Опытобразовательного сценирования». А.А. Попов, И.Д. Проскуровская, Д.К.Шалимов
12.00-16.00 Подготовка к экспертизепо теме дня (13.00-14.00 Обед)
16.00-19.00 Общее заседание «Программно-тематическоеустройство образовательного модуля»
· Работа групп пономинациям Конкурса.
· Открытие ииндивидуальные консультации.
День 4
Тема дня «Экспертиза летнихобразовательных программ»
09.30-10.00 Заседание ЭкспертногоСовета
10.00-14.00 Экспертиза летнихобразовательных программ по номинациям Конкурса
14.00-16.00 Заседание ЭкспертногоСовета

Приложение 2
Программа курсов повышения квалификации для педагогов дополнительногообразования «Профессиональная деятельностьпедагога дополнительного образования в условиях развития системы дополнительногообразования»
13 декабря, понедельник
10.00 Открытие курсов
10.10-11.00Образовательная программа – нормативный документ. Требования к содержанию иоформлению программ дополнительного образования детей. (Кононова ВалентинаВладимировна, заведующая информационно-методическим центром КДПиШ)
11.00-13.00Образовательная деятельность и ее качественные характеристики. Новые контекстыобразования. (Бутенко Андрей Викторович, доцент КГУ, к. т. н.)
13.30-15.30Образовательные результаты в контексте модернизации Российского образования. (АроновА.М., заведующий кафедрой педагогики высшей школы, профессор КГУ)
15.30-17.00 Работа групп.Выделить образовательные результаты собственных образовательных программ спозиции образовательной деятельности.
14 декабря, вторник
Тема дня: «Краеваяполитика в области дополнительного образования»
09.00-10.00 Основныенаправления развития общего образования края. (Кочетков А.Н., начальникотдела общего образования ГУО администрации края).
10.00-12.00 Стратегии развитиякраевой системы дополнительного образования. (Костылецкая Е.В., главныйспециалист отдела развития дополнительного образования и воспитания ГУОадминистрации края)
13.00-14.00 Обед
13.00-14.00 Работамикрогрупп. Выделить приоритеты краевой образовательной политики. Соотнестицели и результаты своих образовательных программ с приоритетами краевойобразовательной политики.
14.00-15.30 Работа групппо направлениям деятельности. Сборка работы микрогрупп
15.00-16.30 Общеезаседание. Доклады групп по теме дня.
16.30 Рефлексия дня
15 декабря, среда
Тема дня: «Механизмпостановки целей и логика отбора содержания в дополнительных образовательныхпрограммах»
09.00-10.30 Работа групп,Цели и результаты в дополнительной образовательной программе:
Соотнести цели ирезультаты своих образовательных программ
Предложить вариантывозможных целей и результатов предметной и образовательной деятельности вобразовательной программе.
10.30-12.00 Общеезаседание. Доклады групп. Механизм постановки целей.
12.00-13.00 Обед
13.00-15.00 Работа групп.Соотнести содержание своей образовательной программы в соответствии скорректировкой образовательной цели.
15.00-17.00 Общеезаседание. Доклады групп. Логика отбора содержания. квалификациядополнительный образование педагог
16 декабря, четверг
Тема дня: «Методическоеобеспечение программы дополнительного образования»
09.00-10.00 Формыорганизации образовательной деятельности. Логика отбора организационных форм.(Мартынова Е.И., методист краевого Дворца пионеров и школьников)
10.00-11.30 Общее понятиео технологиях и методиках в образовании. Логика отбора методических средствреализации дополнительной образовательной программы. (Аронов А.М.)
11.30-12.30 Работа групп:
Выделить в текстахпрограмм формы, методы и технологии.
Предложить формуучебно-тематического плана, включающую методическое обеспечение.
12.30-13.30 Обед
13.30-14.30 Общеезаседание. Доклады групп. Представление вариантов форм учебно-тематическогоплана.
14.30-16.30 Работа групппо направлениям деятельности. Микропланирование образовательного занятия.
16.30-18.00 Общеезаседание. Доклады групп.
17 декабря, пятница
Тема дня: «Дополнительнаяобразовательная программа».
09.00-10.00 Работа групппо направлениям деятельности. Опыт разработки дополнительных образовательныхпрограмм. Презентация авторских программ педагогов ДО
10.00-10.45 Работамикрогрупп. Самоэкспертиза образовательных программ слушателей курсов.
10.45-12.00 Работа групппо направлениям деятельности. Сборка работ микрогрупп. Выявление проблем при программированииобразовательной деятельности.
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Общеезаседание. Доклады групп: анализ и экспертиза образовательных программ.
14.30-16.00 Работа группВыработка контуров, целей, задач, результатов образовательных программ нового поколения.
16.00-17.00 Общеезаседание. Доклады групп.
17.00 Рефлексия дня
18 декабря, суббота
Тема дня: «Проектнаядеятельность в образовании».
09.00-10.30Проектирование как один из вариантов образовательной деятельности. (ШалимовД.К., эксперт краевого менеджерского центра, программы развития дополнительногообразования «Поколение XXI— развитие Человеческого потенциала»).
10.30-12.00 Краевыеобразовательные проекты. Требования к содержанию и оформлению проектовдополнительного образования детей. (Гущина И.А., руководитель краевогоменеджерского центра).
12.00-12.30 Кофе-пауза
12.30-13.30 Опытобразовательного проектирования (в группах по направлению деятельности).
13.30-14.30 Общеезаседание. Представление проектов и проектных идей.
16.00 Закрытие курсов. Составление план — картыработ по оформлению образовательных программ и подготовке их к лицензированию.

Приложение 3
Модуль 2 Понятие дискуссии и диалога в образовательном процессе
11 марта
10.00 Дискусс-лекция «Дискуссия в образовательном процессе»
11.00 Работа в группах «Эмпирическиепредставления о дискуссии»
12.00 Общее заседание – доклад групп «Тематикадискуссий»
13.00-14.00 Обед
14.00 Продолжение общего заседания «Позициии средства дискуссии»
15.00 Общее заседание. Круглый стол –конференция «Вопрос как аналитический инструмент»
16.00 Работа групп «Реконструкциялогики события при помощи вопросов».
16.30-17.00 Общеезаседание – доклады групп «Система вопросов»
12 марта
10.00 Дискусс-лекция «Диалог в образовательном процессе»
11.00 Работа в группах «Эмпирическоепредставление о диалоге»
12.00 Общее заседание «Столкновениелогик в диалоге»
13.00-14.00 Обед
14.00 Игра-тренинг «Общий ресурс»
15.00 Дискусс-лекция «Исследовательский институт»
16.00-17.00 Работа вгруппах «Проектирование дискуссий на заявленные участниками темы»
13 марта
10.00-12.00Проектирование диалогов на заявленные темы
12.00-13.00 Подведениеитогов модуля


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Региональные проблемы малого предпринимательства
Реферат Методы научного познания государства и права Эволюция отечественной науки теории государства и права
Реферат Получение целлюлозы для химической переработки сульфатным способом с предварительным гидролизом
Реферат Отец и сын Болконские в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Реферат Этические стандарты и практическая этика психолога
Реферат Типологія сюжетних ліній українських та перських народних казок
Реферат Fibonacci Numbers Essay Research Paper Fibonacci Numbers
Реферат Аудит выпуска продукции
Реферат Становлние советского права в 1917-1920 гг.
Реферат Система муниципального управления
Реферат 3 розділ музичний шоу-бізнес України як сфера авторських правовідносин
Реферат "Алмазная колесница", или Путь к Будде Амида
Реферат Организация работы и технико-экономическая характеристика Приморского отделения Сбербанка России № 8635 в г. Владивостоке
Реферат Смысл названия повести "Собачье сердце"
Реферат 1 Определение термина "логистика"