Оглавление
Введение
Глава1. Чтение и его роль в современном обществе
1.1Теоретическое исследование текста и процесса чтения
1.2Чтение как процесс усвоения
1.3Недостатки традиционных методов чтения
Глава2. Методики повышения скорости чтения
2.1Обзор современных методик
2.2Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
2.3Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность. Сегодня значительное количестволюдей занимается информационным трудом в процессе учебной, научной и другойпрофессиональной деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением ииспользованием информации.
Учебныйпроцесс – один из наиболее массовых видов информационного труда. Основнымисточником информации в учебном процессе по-прежнему остается чтение. Кнастоящему времени на юридических факультетах назрел вопрос о проведениипрактических занятий по ознакомлению студентов, аспирантов, соискателей собзором известных научно-методических материалов по освоению техники быстрогочтения.
Существуетпротиворечие между малой скоростью чтения, которой реально владеютвышеназванные субъекты учебного процесса, и большим объемом учебной информации,которую им необходимо освоить. Данное противоречие не разрешимо без овладения спомощью специальных тренировок и приемов рациональным, в частности, ускоренным,чтением.
Увеличениескорости чтения – это вопрос, который нельзя рассматривать изолированно, в отрывеот других насущных вопросов современного общества, в котором информация изнания являются главными продуктами производства. Повышение объема памяти,развитие внимания, речи, творческих навыков, развитие способностей быстрогоконспектирования, – вот далеко не полный перечень вопросов, которые являютсяодновременно и основными условиями повышения скорости чтения, и результатомусилий, приложенных в данном направлении.
Длялиц, осваивающих науку менеджмента, овладение навыками быстрого чтенияпозволит: справиться с массивом специальной монографической и учебнойлитературы, научиться определять избыточную информацию в тексте, обрестипринципиально новые качества в организации личного внимания и памяти, овладетьразными способами обработки информации при чтении.
Первыепопытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Э.Жавалем, который в 1879г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Нопостоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь в первой половине20 века. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтенияполучили очень широкое распространение во всем мире.
Объектисследования: размышление об эффективности чтения; предмет — методики повышенияскорости чтения с целью углубления понимания текста и экономии времени наусвоение его.
Цельисследования: понять и описать глубинные причины изменения отношения людей кпроцессу чтения в настоящее время.
Задачиисследования:
· дать определениетекста, процесса чтения;
· осознать сутьклипового мышления и необходимости противопоставить ему процессы чтения,
· описатьсовременные методики развития интереса к чтению и повышения скорости чтения;
· рассмотретьзначение овладения методикой быстрого чтения для студентов.
Глава1. Чтение и его роль в современном обществе 1.1 Теоретическое исследование текста и процесса чтения
Информированныйчеловек – быстро читающий человек. Техникой быстрого чтения владели многиевеликие люди, в том числе Ленин и Горький. Некоторым людям способности,необходимые для скорочтения, даны с рождения. Другие получили их в результатезапойного чтения в детстве. Остальные обладатели навыков скорочтения приобрелипоследние в результате обучения.
Ускорочитающих скорость нервных процессов выше, чем у ленивых защитников методикмедленного чтения. Скорочитающий всегда и во всём впереди. Иными словами,скорость чтения – это не только быстрый приём информации, но и высокий темпобраза жизни.
Чтение— один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как спроизношением, так и с пониманием речи[1].
Просмотровоечтение (или ознакомительное) преследует цель получения самой общей информации,изучающее — на детальное изучение содержания текста. Этим видом чтения мыпользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п.Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас главное —получить самое общее представление о содержании в целом. О чем текст вообще иопределить, представляет ли данный материал для нас интерес[2].
Всенаши усилия направлены лишь на то, чтобы определить есть ли нужная наминформация в данном тексте.
Просмотровоечтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чем данныйтекст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.
Нарядус практическими обучение чтению преследует также образовательные ивоспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, иправильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в нихфактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и ввоспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, иучащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своихмыслей.
Основнымзвеном в процессе чтения является текст. Текст (от лат. textus «ткань;сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полнаяпоследовательность знаков[3].
Существуютдве основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философскинагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подходподразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность навыявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста какособой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
Влингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцыустной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста ипсихолингвистики.
Всмысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются всамой действительности (общественные события, явления природы, человек, еговнешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единствопредмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста,конденсированное и обобщённое содержание текста[4].
Понятие«содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присущетолько тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское пониманиеотношений между явлениями, их значимости во всех сферах жизни. Здесь может бытьдва вида информации:
· содержательно-фактуальная;
· содержательно-концептуальная.
Этидве разновидности информации называют темой и основной мыслью текста. Весьотбор материала подчинён задаче передать основную мысль высказывания. Другимисловами, не только тема, но и основная мысль объединяют предложения текста ипридают ему смысловую цельность.
Вбольшом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемычленятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённостьвысказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченноститекста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий егосодержание.
Такимобразом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
· Текст — этовысказывание на определённую тему;
· В текстереализуется замысел говорящего, основная мысль;
· Текст любогоразмера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
· К тексту можноподобрать заголовок;
· Правильнооформленный текст обычно имеет начало и конец[5].
Сегоднявсе чаще говорят о том, что современная молодежь мало читает. Эту проблемуподчас связывают с проблемой клипового мышления.
Попробуемразобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
· восприятиеокружающего мира;
· способность канализу информации;
· систему морально-этическихценностей.
Сlipв переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (изгазеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» большесоотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальныхклипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабосвязанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении –окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собойфактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе,сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Еслипосмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует толькосмыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурамипроизвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не можетдлительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него сниженаспособность к анализу.
Естественно,человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительномпотреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальныеканалы и СМИ.
Клиповоемышление не смертельно, но и не безвредно.
Преждевсего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилитьчто-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому литакой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенныеэксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний.Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов изпрограммы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнаниекоторого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показаликоэффициент на уровне 10%.
Другаясторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности.Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон АндрейКураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».
«…Нотот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей дляразвлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самымдемонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что этолюди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутноговосприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводкиновостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим несвязан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, естьмножество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже междусобой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-триминуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечтосовершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя ипротечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку бытьцелостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк,когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть,даже давали зарок – больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцеви уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. Ичеловек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».
Опасностьеще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ,телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.
Например,текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиесясмысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объема. Он насыщен большимколичеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, аэмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится кпростому потреблению информации.
Такаяформа подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор толькона эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией вповседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты»,что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.
Появилисьцелые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковыхзаписей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самыйяркий пример – «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя исобственных потребителей.
Ноот стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузовнамного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большейинформации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть ипринимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером.Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку изпоследовательности действий от существующего положения до поставленной цели. Асоздание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будутвытеснены на положение аутсайдеров.
Какже бороться с клиповым мышлением? В некоторых странах, где стали осознавать егоопасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачиватьвнимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течениедлительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение(естественно, не клиповой литературы).
Вотличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтениихудожественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образнуюсистему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование ит.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями,и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картинымира. 1.2 Чтение как процесс усвоения
Читательне поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально,но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные напринципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, атрадиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек подвергает свойум грубому и унизительному обращению, как только он становится читателем, итакое обращение потрясло бы его, если бы он только подозревал, что делает[6].
Ум,помимо всего прочего, это — вселенная со сложными взаимоотношениями между еемногочисленными элементами. Понимание — это способность видеть отношения,стоящие внимания. Ум — это не собрание отдельных предметов, что-то вродепуговиц в коробке. Читатель соотносит то, что он читает, с тем, что он ужезнает. В работе ума и пищеварительной системы много сходства. Подходящей пищейдля ума являются отношения между предметами, которые выражены в структурахмысли (их можно условно назвать «схемами»).
Схематическиепредставления о мире позволяют его осмыслить, поэтому схемы удобоваримы.Отдельные детали, не укладывающиеся в схемы, с трудом поддаются перевариванию,и их следует долго пережевывать. По этой причине применяются мнемоническиеприемы, которые подменяют схемы.
Внашей повседневной деятельности мы игнорируем большинство впечатлений, которыеатакуют наши органы чувств. Мы воспринимаем мир выборочно. Читатель создает всвоем уме схемы, выбирая то, что относится к сути дела. Цель чтения состоит втом, чтобы создать способ для переваривания схем.
Умственнаясистема, как и физическая, может переварить за один раз определенное количествоматериала, но не более того. Сложные идеи заставляют ум совершать большеработы, чем простые идеи, а так как умственная система усвоения ограничена, тоона требует более медленного чтения. Отдельные детали, которые не укладываютсяв схему, но читатель вынужден запоминать, также требуют медленного чтения.
Сдругой стороны, если читатель знаком с предметом, он может читать довольнобыстро, даже если в тексте много сложной информации и много различныхподробностей, так как он может сопоставить прочитываемый материал со своимиумственными схемами. В этом случае он может достичь цели, выполнив меньшийобъем работы. Когда читатели начинают экспериментировать со скоростями, онимогут прочитать текст слишком быстро или слишком медленно, и при этом не понятьсмысл прочитанного. При чтении со слишком большой скоростью ум выполняетслишком большую работу за слишком короткое время. Слишком медленное чтение создаетчрезмерное давление на ум, снабжая его слишком обильной пищей из малонужныхподробностей и мелких мыслей, и даже отдельных слов. Поэтому сравнительнопродолжительное время чтения оказывается недостаточно продолжительным, чтобывыбрать и привести в порядок все то, что оказалось за пределами умственных схемчитателя.
Часточитатели обнаруживают, что, когда они дошли до конца отрывка, уже забыли егоначало. Более ранняя информация оказалась вытолкнутой из сознания новымисведениями. Это произошло потому, что ранняя информация не успела усвоиться вдостаточной степени за время чтения, а ум уже перешел к решению новых задач, вто время как полупереваренная информация, не имеющая в сознании опор в видесхем, быстро забывается. Представление о чтении как процессе усвоения покоитсяна двух принципах[7].
1.Обучение через понимание
Читательдолжен усваивать, или обучаться, через понимание, а не запоминание. Обучениечерез запоминание пригодно лишь, когда мы имеем дело с несвязанными предметами,которые при чтении общеупотребительной литературы встречаются крайне редко.Суть запоминания состоит в повторении, но даже самое медленное чтениенедостаточно для этого; более того, если и возможно запомнить текст наизусть,это не обязательно приведет к тому, что читатель поймет его. Обучение черезпонимание требует отбора материала и его анализа; при запоминании весь материалпоглощается без разбора с помощью многократного повторения.
2.Гибкость
Таккак существует предел количеству информации, которая может быть усвоена вопределенное количество времени, то читатель должен постоянно менять скоростьчтения. Когда смысл понять трудно, он должен читать медленнее; когда смыслпонятен, ему требуется меньше времени и он может читать быстрее.
Длятого чтобы получить больше времени для усвоения материала, читатель может проглядетьбыстро статью, чтобы понять ее суть; затем быстро прочитать ее, чтобы получитьобщую информацию; и, наконец, просмотреть текст в поисках отдельныхспецифических деталей, которые можно усвоить с помощью запоминания. Такимобразом, он переходит от общего к частному и может постепенно сопоставитьинформацию с существующими у него знаниями; более того, такое повторениеявляется конструктивным, а не механическим. Правильно распределяя свое время иусилия, читатель сберегает время и увеличивает свою продуктивность.
1.3 Недостатки традиционных методовчтения
Чтениев системе «человек — текст» представляет собой процесс управления несколькимипроцессами, где:
· текст — объектвосприятия и познания заложенной в нем содержательной информации;
· головной мозг —перерабатывающее и управляющее устройство.
Всоответствии с описанной структурной моделью сам процесс чтения можнопредставить следующим обрезом. Читатель схватывает взором определенный фрагменттекста, который далее начинает обрабатываться в канале зрительного анализатора.Происходит сложнейший процесс переработки полученного текстового сообщения, причемпроизводится не только зрительный, но и речеслуховой и речедвигательный анализ.В результате такой традиционной трехступенчатой обработки информациипринимается определенное решение в блоке смысловой обработки команда навыполнение регрессии или на считывание следующего фрагмента текста либо командамышцам руки на перевертывание страницы, или команда на приостановку чтения.
Какустановили ученые, чтение есть одновременный процесс приема и выдачи речи. Этоозначает, что при чтении письменная речь (текст) вначале принимается(считывается) зрительным анализатором, но основное усвоения прочитанногонепременно сопровождается внутренними речевыми процессами, в которых принимаетучастие и слуховой анализатор. И именно от того, как эти процессы организованы,какова степень их согласованности, и зависит скорость чтения. Если при чтениивозникнет тек называемая внешняя артикуляция — проговаривание вслух или шепотомтого, что читается, и тут же внутреннее прослушивание, то в этих случаяхперерабатывают информацию все три блока: зрительный, речедиигательный,речеслуховой. Иначе говоря, текст в этом случае зрительно воспринимается,проговаривается и прослушивается. Таким традиционным способом читают почти всечитатели.
Чтобыовладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причинымедленного, традиционного чтения и понять их природу.
Можновыделить пять основных недостатков традиционного метода чтения.
Первыйиз них — артикуляций при чтении.
Движениягуб, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишьвнешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит, прежде всего, от уровняразвития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения просебя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция,тем больше развернута внутренняя речь.
Подвнутренней речью понимается беззвучная мысленная речь, речь про себя, котораявозникает, когда мы читаем не вслух, а молча. В этом случае мы мыслим, какобычно, при помощи слов, которые произносим про себя. В зависимости от степенипроявления внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую исокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь —своеобразное внутреннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, скакой мы читаем текст вслух.
Образноговоря, при таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами»,так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается сучастием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно,во много раз меньше зрительного.
Искусственныйприем подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случаечитатель оперирует уже не всеми словами исходного текста, а лишь немногими изних или даже целыми образами. Только при сокращенной внутренней речи появляетсявозможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла.
Какбыло установлено в опытах, привычка проговаривать слова присуща большинствучитателей (взрослым и детям), формируется она в детстве, когда учатся читать.Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам, т. е.звукосочетаниям, и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате междувидимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь иформируется -стереотипный навык проговаривать текст сначала вслух, позжешепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень устойчива. Дажеесли читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениямиудается ее обнаружить.
Второйпринципиальный недостаток — малое поле зрения при чтении.
Подполем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при однойфиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, влучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глазаделают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назватьдроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимаетсяпри каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок потексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взглядауспевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда ивесь абзац.
Чтениетекста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты — оноспособствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходитпотому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взоравызывает наглядно-образные представления, ярко и глубоко проясняющие смыслтекста. В популярной литературе иногда ошибочно говорят об угле зрения; этоневерно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительнойсистемы, а не тренированностью[8].
Значительноснижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждойпрочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишнихпереходов, т. е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, нои наши силы. Как мы узнаем в дальнейшем, при быстром чтении движение глаз болееэкономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
Третийнедостаток — регрессия при чтении.
Подэтим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам,словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того жеучастка текста. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движениеназад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишьсвоеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятиячитаемого слова.
Этотнедостаток — один из самых распространенных. По нашим наблюдениям, некоторыечитатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так итрудный, как бы для верности.
Примедленном чтении регрессии — довольно частое явление и составляют обычно от 10до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратныедвижения глаз резко снижают скорость чтения.
Нарядус регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз,вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты — также недостатокчтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делаетподобные возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными,они возникают при появлении новых мыслей. Подобные произвольные возвратныедвижения некоторые исследователи называют в отличие от регрессий реципациями.Если регрессии по своему характеру — непроизвольные, механические возвратныедвижения, то реципации — это мысленные целенаправленные и, как правило,обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Их основная цель — болееглубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтениярекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
Четвертыйнедостаток традиционного чтения — комплексный, и условно его можно назвать —отсутствие гибкой стратегии чтения.
Трирассмотренных нами недостатка относятся к так называемым следственным факторам.В самом деле, механизмы речи и движения глаз являются следственными факторами иих соответствующая тренировка важна, но не определяет скорости чтения. Гораздоважнее изменить причинные факторы, т.е. работу механизмов мозга, управляющихчтением.
ПрофессорА. А. Леонтьев в одной из своих работ отмечал, что главное в проблеме быстрогочтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получениязначимой информации благодаря правильному выбору стратегии смысловоговосприятия текста. Понятно, что та или иная скорость и техника чтенияподчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читательставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма,умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяетспособность читать быстро.
Последний,пятый недостаток — отсутствие внимания при чтении.
Какбыло установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего —чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения большинства читателейнамного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. Умедленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается напосторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большиефрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.Такой читатель, заметив, что он думает о посторонних вещах, часто бываетвынужден перечитывать отрывок заново.
Крометого, такой читатель, как уже отмечалось выше, все читает с одинаковойскоростью: и методическое письмо министерстве, и увлекательный рассказ, инаучную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, отцели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способенуправлять своим вниманием.
Глава2. Методики повышения скорости чтения 2.1 Обзор современных методик
Первыепопытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем,который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянноевнимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века внашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применениена практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение вовсем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующиевопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области.
Врезультате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаныметоды рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при чтении ивыяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, былапредпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальныхсредств, например чтения пирамид слов. Использовались и такие техническиесредства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различнойдлины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большимколичеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, тозамедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменитьтемп своего чтения[9].
Внастоящее время существует немало методик, направленных на повышение скоростичтения. Большим успехом пользуется метод выборочного чтения, когда читается невсе подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют такжетехника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США), техника,заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и несколькимопорным словам.
Естьтакже методики, заключающиеся в прогнозировании мыслей автора, в чтении «подиагонали», «зигзагом» и т. д. Этим методам вас могут обучить на курсах итренингах, посвященных этой проблеме. Разработана также обучающая компьютернаяпрограмма, убирающая из текста лишние слова.
Интереснаметодика, основанная на том, что в одном абзаце, как правило, содержится лишьодна основная мысль. В процессе чтения необходимо ставить перед собой следующиезадачи:
· отыскиватьосновные мысли — наиболее важную информацию в тексте;
· подкреплять ихвторостепенными мыслями, которые оформлены как в виде предложений, так и в видепримеров (фактического материала).
· вычленятьосновные и второстепенные мысли и устанавливать между ними связь, давая имсобственные лаконичные формулировки, благодаря чему текст лучше воспринимаетсяи надежнее запоминается;
· не концентрируйтевнимание на несущественной информации (вводные слова; фразы, использующиеся длялогической связи; неинтересные для вас сведения)[10].
Основныемысли в тексте могут быть выделены жирным шрифтом или курсивом, подчеркнуты илизаключены в рамку. Стоит также обращать внимание на слова-выводы: «следовательно»,«в результате», «итак» и т. д. С помощью таких слов автор подводит читателя кглавной мысли.
Внекоторых случаях основная мысль может быть заключена в формулы, числа, краткиеумозаключения.
Главнаятрудность при овладении техникой повышения скорости чтения — научитьсявычленять из абзаца главную и второстепенные мысли.
Этотнавык появляется только после долгих тренировок.
Чтоже такое «скорочтение»: «Умные глаза» или быстрое мышление?»
Большинствошкол «скорочтения» придерживаются первой точки зрения и делают упор на «ускорениедвижений глаз» в процессе чтения или тренировку «состояния скорости».Действительно скорость чтения стремительно растет от занятия к занятию, а воткачество понимания текста значительно падает.
«Непосвященным»в хитрости процесса роста скорости чтения кажется, что успех высокий истабильный. Ведь скорость чтения-то растет! Это можно прокомментировать,перефразировав слова наших партийных лидеров: «Вы читаете, мы считаем». Ведьподсчитать результат можно по-разному, например, если принять за знак единицуучетно-издательского листа (т.е. все точки и пробелы), то ваша скорость чтениябудет выше уже на 500 или 1000 знаков выше, даже не читая; если же послепрочтения текста задавать 10 вопросов, на половину которых вы можете ответитьи, не читая, то скорость чтения будет расти только за счет быстрых движенийглаз и достигнет астрономических результатов! (Список «хитростей» можно было быпродолжить) Получается, что вы читаете только ради скорости, так сказать: «Скоростьради скорости!». А как же быть с пониманием текста? Какой смысл читать быстробез понимания и запоминания? Вот и получается, что методика, развивающая только«умные глаза» несостоятельна, что для увеличения скорости чтения нужно уметьбыстро мыслить. А это уже другая история[11].
Воткак определяет современная герменевтика процессы понимания текста. Звуки ибуквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны дляпонимания. С информативной точки зрения они представляют собой лишь сигналы. Мыпонимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе,а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах ипредложениях языка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием егосмысла и значения. Сущность понимания текста сводится к тому, чтобы свестисодержание к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждойформуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой иобразовать таким путем логическую цепь идей. Прием выделения смысловых опорныхпунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потерисмысла.
Какимже образом можно научиться сжимать информацию? Рассмотрим некоторые варианты,предложенные русскими специалистами, и проанализируем их с точки зренияпростого читателя, перечислив основные сложности. 2.2 Особенности и сложности современных методик быстрогочтения
О.А.Андреевв книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальныйалгоритм чтения сводится к 3 пунктам:
1)ключевые слова;
2)смысловые ряды;
3)доминанта — значение.
«Ключевыеслова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета,состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия.Очень редко выступают в этой роли местоимения, которые лишь замещают ужеупотребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловойабзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевыхслов.
Смысловыеряды. Это пары слов, они состоят из комбинаций ключевых слов и некоторыхопределяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатомвиде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой «золотогоядра» содержания текста.
Такимобразом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова влаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замыселавтора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспектируется. В немостаются только зерна мысли, «золотое ядро» на уровне непрерывных цепочек парслов.
Ноэто только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются всамом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразование — сжимается, прессуется. Однако, кроме количественного анализа, сообщение всегдаподвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операциясоответствует третьему блоку алгоритма — выявлению доминанты- Доминанта — главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языкесобственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления всоответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления смысловогозамысла автора-
Нужноиметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциальногоалгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчленено — замедленно ипо частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе — быстро, одновременно ив значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения сталавтоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.
Размечаятекст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза.При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенноговыше примера, не все слова текста являются ключевыми, а только те из них,которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используемдля построения смысловых рядов: удобно записывать их на отдельном листочке. И,наконец, читая текст, а точнее, смысловые ряды, в третий раз формируемзначения, из которых складывается затем доминанта.
Формируядоминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именного того, что, как говорят,содержится между строк».
Обычныйчитатель, желающий научиться быстро читать сталкивается на практике соследующими трудностями:
1)не понимает, какие слова относятся к ключевым, и подчеркивает все подряд безпредлогов, союзов, междометий;
2)не понимает, что такое смысловые ряды, а просто переписывает (практическидословно) предложение за предложением, как в тексте;
3)не умеет формировать доминанту своими словами, а просто читает предложение изтекста, показавшееся важным.
Ксожалению, теория расходится с практикой, и О.А.Андреев не объясняет, как можноизбежать возникающих трудностей (не только в книге, но и на курсах):
1)Как найти ключевые слова?
2)Как ключевые слова связать в смысловые ряды?
3)Как найти в тексте и сформулировать своими словами доминанту?
Поэтомумногие читатели, так и не научились быстро читать.
М.А.Зиганов в книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» предлагаетпри чтении в каждом абзаце текста обязательно:
1)отыскивать основные мысли (ОМ);
2)подкреплять их второстепенными мыслями (ВМ);
3)устанавливать связи между основными и второстепенными мыслями;
4)не сосредотачивать внимание на несущественной информации.
«Кнесущественной информации относятся вводные слова, связывающие фразы или простоненужная и неинтересная для конкретного читателя информация.
Второстепенныемысли показаны как существенная, но не главная в абзаце информация.Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в видефактического материала, на основе которого читателю нужно построить мыслисамостоятельно.
Основная,главная мысль — наиболее важная информация из всех существенных в абзаце.
Существеннаяинформация (основные и второстепенные мысли) запоминается читателем, какправило, не в формулировках автора, а в собственных формулировках. Стремясьдостаточно полно, но лаконично сформулировать основные мысли. Выпереосмысливаете предложенное автором. В процессе переосмысления активизируетсявнимание, текст хорошо воспринимается и прочно запоминается.
Вкаждом абзаце любого текста содержится только одна основная мысль, Иначе авторне разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Ее нужно уметь выделять,распознавать и сформулировать.
Основныеили самые главные мысли абзацев могут быть выражены явным либо неявным образом.При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее средидругих, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысльвыделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием ит.п.:) Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко дляподведения читателя к основной мысли автор используем слова-выводы: итак, врезультате, следовательно и т.п.
Основнаямысль может быть выявлена неявным образом — с помощью чисел, формул, короткихумозаключений или даже фраз. Неявно выраженная основная мысль абзаца должнабыть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося вабзаце.
Практикапоказывает, что большинству, независимо от умственного развития, зачастуютрудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должнойтренировки.
Первостепеннаязадача — научиться выделять из абзаца такую мысль, которая была бы максимальноприближена к основной мысли автора, а Ваши собственные мысли, которые возникаютпри чтении, нужно отделить от авторской мысли и запомнить как свои собственные,находящиеся либо в полемике с авторскими, либо в гармоническом согласии с ними.
Возникаетвопрос, как найти второстепенные мысли, если еще не определена основная мысль.Распознавание ОМ и ВМ — это процесс: какая-то мысль может сначала показатьсяосновной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так какболее важной оказывается другая.
Помере приобретения опыта Вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что- ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а неидти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.
Нонередки случаи, когда в тексте встречается много пустых фраз, «воды», ненесущей ни смысловой нагрузки, ни эмоциональной нагрузки, того, что называетсянесущественной информацией (НИ). Несущественную информацию надо уметьигнорировать, но отношение к ней должно быть не пассивным (не воспринимаю), аактивным (отталкиваю, оттесняю!), так как она должна как бы стираться изпамяти, а не оставаться там, пусть даже пассивно. В противном случаенесущественная информация все равно будет какое-то время осмысливаться, а это — лишние затраты времени и внимания».
Как,правило, обычному читателю очень сложно:
1)отделить основную мысль от второстепенных (Да и как их разделить, если абзацеще не прочитан, т.е. основная мысль еще не ясна?);
2)сформулировать неявно выраженную основную мысль своими словами;
3)найти информацию, относящуюся к второстепенным мыслям и сформулировать этимысли самостоятельно;
4)оттеснять несущественную информацию.
Врезультате работы с текстами в последовательности, предложенной М.А. Зигановым,у обычного читателя возникает масса вопросов, которые не освещены в книге.Например: Какие нужно задавать вопросы, чтобы направить мышление в нужноерусло, чтобы выделить не отдельные слова, а целые мысли? Как и из чегоформировать мысли? Как отделить основную мысль от второстепенных в процессечтения? Как научиться лаконично выражать основную мысль? Как не обращатьвнимание на несущественную информацию? Как научиться понимать тексты напрактике?
Ответодин: практикуйтесь!
Ав результате разочарование, комплекс неполноценности и уйма потраченноговремени. 2.3 Значение овладения методикой быстрого чтения длястудентов
Бурноразвивающийся мир выдвигает нам все новые и новые требования. И единственныйспособ им соответствовать – постоянно повышать уровень своего образования.Судите сами: каждые 18 месяцев количество информации в мире удваивается, а нашинавыки ее восприятия практически не изменяются со школьной парты.Неудивительно, что мы зачастую не успеваем прочитать все, что запланировали. Ксчастью, наука тоже не стоит на месте – появляются все новые и новые методикивосприятия информации. Овладеть ими несложно, было бы желание.
Чтениеучебной и научной литературы — сложная умственная деятельность, отэффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а такжестепень развития умственных способностей студента. Чтение является не тольковажнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школоймышления, способом овладения искусством письменной речи[12].
Загоды учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством,невозможно. Поэтому самое главное — научиться самостоятельно добывать знания изогромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваиватьосновное, нужное, творчески применять его в своей профессиональнойдеятельности.
Скоростьи качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не толькоспособствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания,памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезностизнаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы[13].
Длятого чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенныминавыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не толькоумение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться вбиблиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, преждевсего — умение читать.
Овладениеправильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основныхправил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности сучетом своих индивидуальных особенностей.
Целичтения. Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой являетсяумение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этомследует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:
· О приобретениинеобходимой информации;
· О развитии своихспособностей, прежде всего, внимания, логической памяти, мышления.
Обеони органически взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу впроцессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста.
Планированиечтения. Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтенияявляется четкое планирование работы. Прежде всего планируется содержаниечтения.
Приступаяк изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо составитьсписок основной литературы, затем либо самостоятельно, либо с помощьюпреподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем напервом месте будут работы, которые в данной области знания являютсяосновополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам истатьям, которые дополняют уже усвоенные знания.
Затемсоставляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изученияпроблемы, трудоемкости планируемой работы и сроков ее завершения. Н. Е.Введенский писал, что «при умелом распределении умственного труда можно нетолько развить громадную по своей продуктивности работу, но при том сохранитьна долгие годы, быть может, на всю жизнь, умственную работоспособность и общийтонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, чтомного работают, а от того, что плохо, работают» .
Календарныйплан чтения составляется в соответствии с требованиями организации умственноготруда, с учетом индивидуальных особенностей своей деятельности, степениподготовленности к чтению научной литературы.
Необходимособлюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведениеприбавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки.Здесь уместно вспомнить слова академика И. П. Павлова, обращенные к молодежи: «Последовательность,последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучитесебя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы наукипрежде, чем пытаться перейти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее,не усвоив предыдущего»[14].
Предварительноеознакомление с книгой. При работе над книгой прежде всего необходимоознакомиться с общим ее построением. На обложке или на первой странице(титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (или переводчик),год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект или на карточку, илив особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужноточно указывать, кому они принадлежат и из какой работы взяты.
Послеэтого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структурукниги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужнообязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемыхвопросов, знакомит с методами исследования.
Последнимэтапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Онодает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработкипо частям.
Невсегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебникаэто нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишьв результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится и ккнигам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.
Впроцессе первичного чтения необходимо уточнить смысл иностранных слов испециальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можнонайти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям:иностранных слов, энциклопедическому, философскому, экономическому и другим.
Способычтения. Следующим этапом работы с книгой является выбор оптимального способачтения [книги]. Существует целый ряд таких способов. Вот некоторые из них.
Просмотркниги. Этот способ применяется обычно при поиске тех или иных сведений, фактов,методов исследования проблемы и т. п. Просмотр научных работ может бытьэффективным только при условии, что читатель обладает системой знаний в даннойобласти науки, владеет навыками быстрой ориентации в тексте, выделения основныхположений, идей автора, понимания и оценки системы доказательств и фактов[приведенных в книге].
Выборочноечтение. Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов,сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации покакому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количествомисточников из разных областей знаний. Применять этот способ при изученииучебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеменерационально.
Полное,медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используютименно этот способ чтения. Однако для изучения учебной и научной литературы онмалоэффективен. В процессе такого чтения внимание читателя не концентрируетсяна основных частях текста. Не выделяются теоретические положения и основныефакты, не анализируются система доказательств, логика изложения материала. Притаком чтении не происходит совершенствования основных интеллектуальныхопераций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений ивоспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и искажениями.
Чтениес «проработкой» содержания книги и осмыслением структуры. Это основной,наиболее эффективный способ чтения учебной и научной литературы, обеспечивающийи прочное запоминание информации, и «гимнастику ума». Он предполагает системуработы по анализу текста.
Заключение
Вработе нами была рассмотрена тема: «Современные методики повышения скоростичтения».
Входе исследования мы рассмотрели такие вопросы как: теоретическое исследованиетекста и процесса чтения, дали определение понятию текст, процесс чтения,рассмотрели суть клипового мышления. Нами были изучены и рассмотрены недостаткитрадиционных методик обучения чтению, а так же значение овладения методикойбыстрого чтения для студентов.
Итак,если скорость чтения является очень медленной или медленной, необходимообратить на это самое пристальное внимание. Конечно, многие люди имеютневысокую скорость чтения, потому что каждый человек индивидуален, а наскорость чтения влияет множество факторов: активность, внимательность,темперамент, особенности мышления, эмоции, мотивация, целевая установка и т.д.Но в условиях учебного процесса при низкой скорости чтения может просто нехватить времени на овладение необходимым количеством учебного материала,поэтому существует особая необходимость в рационализации чтения.
Проведенныйанализ известной позволил сформулировать сущность, сферу и порядок примененияметодологии обучения быстрому чтению.
Итак,чтобы увеличить скорость чтения, нужно первое — сильное желание; второе –индивидуальный подход в рамках существующих приемов, третье — ежедневныетренировки. Сегодня самые современные приемы обучения быстрому чтениюосновываются на развитии способности понимать прочитанное и надлежащейорганизации процесса чтения.
Повышатьскорость чтения можно самостоятельно с использованием методическихрекомендаций, изложенных в литературных или электронных источниках, наспециальных курсах, а также с помощью соответствующих кафедр и специалистов врамках традиционного учебного процесса (что, без сомнения, явилось быобразовательной инновацией), например: при работе в научных студенческихкружках, при обучении на факультативных занятиях.
Списокиспользованной литературы
1. Галактионова Т.Г.«Открытое чтение» — концептуальная характеристика чтения каксоциально-педагогического феномена открытого образования // ИзвестияРоссийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 9. — № 42. — С. 122-132.
2. Грудзинская Е.Ю.Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо»в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. — 2005. — № 1.- С. 181-188.
3. Гураль С.К. Языки мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. — 2008. — № 3. — С.5-12.
4. Зиганов М.,Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. – М.:Школа рационального чтения, 2001.
5. Зиганов М.А. Какнаучиться на 100% запоминать тексты. – М.: Эксмо, 2006.
6. Зиганов М.А.Скорочтение. – М.: Эксмо, 2007.
7. Зяблицева М.А.Мнемотехника. Секреты суперпамяти. – М.: Эксмо, 2009.
8. Савко И.Э.Русский язык. От фонетики до текста. – М.: Харвест, Попурри, 2005.
9. Ясинская С.Г.Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русскаясловесность. — 2007. — № 2. — С. 49-53.