--PAGE_BREAK--- определение возможностей системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов в подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Вторая группа задач посвящена обоснованию взаимосвязи духовного и нравственного воспитания и включает:
- выявление предпосылок интеграции духовного и нравственного воспитания в современных условиях развития общества;
- обоснование духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его особенностей в современных условиях;
- анализ развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.
Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях:
- разработка структурной модели готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;
- определение целей, закономерностей и принципов образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- обоснование системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях и определение механизма и условий ее функционирования.
Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической подготовки:
- обоснование цели и организации эксперимента;
- верификация концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- разработка пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях совершенствования подготовки студента к духовно-нравственному воспитанию.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
1. Основные положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); синергетического (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (А.С. Белкин, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); компетентностного (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).
2. Философские категории общего, особенного и единичного, законы диалектики, положения о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность; о духовности как результате приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре и как способности личности к саморазвитию, самореализации; о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о ценностях как компонентах духовной культуры (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, Л.Н. Столович, В.А. Ядов и др.).
3. Психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.); теории педагогической интеграции (М.Н. Берулава, С.А. Старченко, Н.К. Чапаев и др.); теория моделирования (С.И. Архангельский, Б.А. Глинский, Э.М. Хакимов и др.); теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко и др.); исследования сущности педагогического сознания (С.А. Днепров и др.) и природы духовности в психологии и педагогике (Т.И. Власова, Н.А. Коваль, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков и др.).
4. Основные положения психологии субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров и др.); идеи духовно-личностной парадигмы образования (В.А. Черкасов и др.); идеи самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.).
При разработке концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях мы опирались на труды психологов и педагогов в области профессионально-педагогической подготовки (О.А. Абдуллина, Р.М. Асадуллин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.П. Рябинина, В.А. Сластенин, Р.М. Фатыхова, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.), в области подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Н.А. Коваль и др.).
Нормативно-правовой основой нашего исследования явились законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, государственный стандарт высшего профессионального образования, решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «О программе модернизации педагогического образования», программа «Развитие воспитания в Российской Федерации до 2010 года» и ряд других документов в области образования.
Исследование избранной проблемы проводилось с 1996 по 2006 гг. и прошло три основных этапа.
Первый этап (1996 – 1998 гг.) – теоретическое изучение проблем педагогики высшей школы и эмпирическое исследование проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной работе в школе. В этот период осуществлялось осмысление методологических и теоретических основ исследования, выявлялось состояние проблемы подготовки студентов педагогических вузов к воспитанию школьников в научной литературе и педагогической практике, проанализирован уровень сформированности воспитательных умений у будущих педагогов. Были определены ключевые позиции исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, понятийно-категориальный аппарат. Основными методами исследования на данном этапе являлись понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, контент-анализ, изучение и анализ передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, ранжирование, метод самооценки, системный анализ, беседа и др.
Второй этап (1998 – 2000 гг.) – исследование современных особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в массовой практике, научное руководство исследованиями, проводимыми в образовательных учреждениях г. Челябинска. В этот период происходила разработка и обоснование общетеоретических основ подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию, раскрытие внутренней структуры данного процесса, выявление его закономерностей и механизма функционирования, которые составили основные положения разработанной нами концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Создавалось научно-методическое обеспечение деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников и подготовки студентов педвуза к этой работе. Основными методами исследования на данном этапе стали анализ, метод педагогической экстраполяции, классификация, наблюдение, анкетирование, синтез, моделирование, педагогический эксперимент.
Третий этап (2000 – 2006 гг.) – исследование развития духовно-нравственной сферы школьников и студентов педагогических специальностей; экспериментальная работа по реализации концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию и внедрению основных результатов исследования в практику высшей школы. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики и др.
База исследования. Эмпирическое исследование и экспериментальная работа проводилась непосредственно автором и участвующими в эксперименте преподавателями в Челябинском государственном педагогическом университете, Башкирском государственном педагогическом университете, педагогическом колледже Всероссийского детского центра «Орленок», Шадринском государственном педагогическом институте, а также учителями МОУ СОШ № 22, 45, 56, 100, 124, МОУ ДОУ № 398, МОУ прогимназии № 125 г. Челябинска. В них под руководством автора принимали участие члены научно-исследовательской лаборатории при ЧГПУ «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». В процессе работы над диссертационным исследованием осуществлялось сотрудничество с лабораторией воспитания этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках договора ГосНИИ семьи и воспитания РАО и ЧГПУ. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие студенты Магнитогорского государственного университета, Магнитогорского государственного технического университета, Уральской государственной академии культуры и искусства, Уральского государственного университета физической культуры, Челябинской государственной медицинской академии. Исследованием было охвачено 5457 человек, в том числе: 2064 школьника, 280 учителей и руководителей школ, 2188 студентов педагогических специальностей, 925 родителей учащихся школ.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена и обоснована взаимосвязь и взаимодополняемость системного, синергетического (общенаучный уровень методологии), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень методологии) как методологической основы концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
2. Определены закономерности, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
Закономерности обусловленности, вскрывающие причинно-следственные связи отдельных компонентов подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние:
– детерминированность степени активности процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность;
– обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников актуальными и потенциальными возможностями студентов;
– взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников;
– обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности: неравномерность духовного развития личности студента приводит к отсутствию видимых результатов формирования готовности в отдельные периоды.
Закономерности эффективности, определяющие те факторы, которые влияют на получение максимально возможного результата подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников при снижении затрат:
– зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения;
– детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, высшим учебным заведением, системой образования в целом в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.
3. На основе выявленных закономерностей сформулированы принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.
4. Обнаружено и сформулировано основное противоречие процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности.
5. Выявлены характеристики интегративности исследуемого процесса: целостность, выражающаяся в достижении результатов, отсутствующих у отдельных модификаций подготовки, среди них – способность к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей; инновационность, отражающаяся в ориентации на формирование готовности личности будущего учителя к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми; органическое единство целого и его частей.
6. Выявлены характеристики вариативности исследуемого процесса: полиморфичность – многообразие его составляющих; дифференцированность, обеспечивающая учет ценностных установок, интересов, способностей будущего учителя; ориентированность на специализацию в деятельности в рамках определенного направления духовно-нравственного воспитания.
7. Обобщенным выражением приведенных положений научной новизны является разработанная нами концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, имеющая в качестве структурных компонентов: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение концепции).
8. Раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и в программах гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.
продолжение
--PAGE_BREAK--Теоретическая значимость исследования:
1. Расширено научное представление о процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как процессе, включающем в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.
2. Определена сущность готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, структурными компонентами которой являются педагогическая направленность и педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Педагогическая направленность личности в сфере духовно-нравственного воспитания – это система эмоционально-ценностных отношений, зависящих от степени развития духовно-нравственной сферы личности будущего учителя и задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов, побуждающих его к педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания – это совокупность компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности. Они конкретизируют следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, субъектную, информационную, коммуникативную, компетенцию личностного совершенствования.
3. Выявлены мотивы педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников: понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога (право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть); интерес к различным видам педагогической деятельности (исследовательской, конструктивной, творческой и др.). Определены проявления мотивационно-ценностного отношения будущего педагога к деятельности по духовно-нравственному воспитанию: понимание социальной потребности общества в данном направлении воспитания, понимание ответственности педагога за духовное здоровье воспитанников, установка на духовно-нравственное воспитание школьников, стремление к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию.
4. В теорию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников введено положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой, конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности.
5. Дополнена трактовка духовно-нравственного воспитания, которое определено нами как процесс, интегрирующий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания, направленный на приобщение школьников к одной из существующих систем духовно-нравственных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.
Практическая значимость исследования:
1. Проведенный теоретический анализ закономерных связей, существующих в процессе интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, позволяет на практике обеспечить достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей подготовки.
2. Определены этапы процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей.
3. Обоснованный в исследовании механизм эффективного и динамичного функционирования системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической), технологизирует процесс вышеназванной подготовки.
4. Выявленная совокупность компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания школьников служит одним из условий разработки программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, определения функций различных категорий педагогов в деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
5. Разработанная диагностика профессиональной готовности студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания, ее результаты используются в процессе модернизации профессионального образования педагогическими вузами и колледжами.
6. Создано и внедрено в образовательный процесс программно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся: пропедевтическая программа актуализации духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, программа спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях» и соответствующий ей курс лекций для студентов; практикум «Диагностика нравственной воспитанности дошкольников и школьников», методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников», «Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе медико-психолого-педагогической диагностики», «Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников».
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими положениями; применением совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; длительностью и вариативностью экспериментальной работы; повторяемостью ее результатов в различных условиях; сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом и результатами исследования других ученых; репрезентативностью объема выборок; использованием статистической обработки полученных данных
На защиту выносятся следующие положения, раскрывающие суть концепции и системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
1. Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников базируется на идеях системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень). Их взаимосвязь и взаимодополняемость обусловлены необходимостью рассмотрения исследуемого явления в нескольких аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, эволюционно-прогностическом, технологическом, с позиций целостности и многообразия его частей.
2. Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, необходимо принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и закономерности необходимости, фиксирующие связи между основными компонентами процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.).
3. Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых является противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Способом разрешения этого противоречия является реализация принципов: обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.
4. Готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию – динамическая, интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.
5. Интегративно-вариативная подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – это процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей, развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы, присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.
6. Основными компонентами интегративно-вариативной подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:
- цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);
- содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;
- вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);
- ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей;
- управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
7. Особенностями духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях как воспитания, интегрирующего задачи, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания, и особенности его реализации в современных условиях являются: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия:
– в Международных научно-практических конференциях: «Образование как средство развития личности, общества, государства» (Витебск, 1997); XI Международные рождественские образовательные чтения (Москва, 2003); «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в сферу образования» (Москва, 2004); «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005); «Образование и наука без границ – 2005» (Днепропетровск – Белгород, 2005); «Православная культура на Урале: контексты истории и современность» (Челябинск, 2006); «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2007); «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России» (Челябинск, 2007), «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» (Москва, 2007);
– во Всероссийских научно-практических конференциях: «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» (Челябинск, 1994); «Воспитание этической культуры детей и молодежи» (Москва, 2002); «Воспитание как социокультурный феномен» (Москва, 2003); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004); «Традиции. Духовность. Правосознание» (Тюмень, 2006);
– в межрегиональных научно-практических конференциях: «Управление педагогическим процессом в учебном заведении» (Омск, 1992); «Дети – молодежь – общество» (Челябинск, 1995); «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002); «Социальная работа с молодежью: психологические и социальные аспекты» (Омск, 2003); «Модернизация начального общего образования» (Пермь, 2003); «Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2003); «Теория и практика развивающего и личностно ориентированного обучения: модернизация образовательного процесса» (Челябинск, 2003);
продолжение
--PAGE_BREAK--– в региональных научно-практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994); «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области» (Челябинск, 1997); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998); «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2000, 2004); «Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (Челябинск, 2001); «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002); «V Екатерининские образовательные чтения» (Екатеринбург, 2002); «Томинские чтения» (Челябинск, 2002) и др.
Программа духовно-нравственного воспитания старших дошкольников нашла применение в образовательных учреждениях г. Нарвы (Эстония), г. Минска (Белоруссия), г. Печоры, г. Канска, г. Екатеринбурга, Томской области (Россия) в 2000 – 2005гг. Концепция духовно-нравственного воспитания школьников – в образовательных учреждениях Челябинска и Екатеринбурга, Концепция подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников – в высших учебных заведениях Челябинска, Уфы, Шадринска.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 449 источников. Текст занимает 357 страниц, содержит 32 рисунка и 21 таблицу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования; изложена методологическая основа исследования; описаны этапы его осуществления; констатирована достоверность полученных результатов; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; изложены положения, выносимые на защиту, показаны направления апробации и внедрения полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» анализируется современное состояние научного решения исследуемой проблемы в педагогической теории, понятийный аппарат исследования, характеризуются предпосылки интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Современное состояние научного решения проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется следующим:
– в качестве результатов профессиональной подготовки будущих учителей исследователи выделяют профессиональную готовность, профессиональную компетентность, духовность, духовную культуру, нравственную культуру, духовно-нравственную культуру, духовно-нравственное и духовно-творческое становление личности;
– обоснованы концепция развития и саморазвития духовно-нравственной культуры педагога на рефлексирующей и диагностической основе В.И. Андреева, концепция духовно-нравственного становления и развития личности учителя В.А. Беляевой, концепция духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях реализации В.В. Игнатовой, концепция духовного становления специалиста Н.А. Коваль и др.;
– определены сущностные характеристики понятий «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «духовность», «духовная культура», «нравственная культура», «духовно-нравственная культура», «духовно-нравственное» и «духовно-творческое становление личности» при отсутствии единства в их трактовке;
– исследованы психологические особенности юношеского возраста, стимулирующие развитие духовно-нравственной сферы личности (И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.);
– выявлены педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые мы объединили в четыре группы: личностно ориентированные, культуро-ориентированные, ценностно-ориентированные, деятельностно-ориентированные (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Л.В. Сибилева, Н. Татаркина и др.);
– определены критерии профессиональной готовности будущего педагога к воспитательной деятельности;
– доказана необходимость поиска путей взаимообогащения светской и религиозной педагогических культур.
Оценивая результаты исследований наших предшественников как серьезный вклад в решение проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к выводу о том, что полностью они ее не решают в силу направленности концепций на конкретную систему ценностей, отсутствия системы соответствующей профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования, неразработанности совокупности компетенций будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого процесса.
В систему научных понятий, раскрывающих сущность исследуемых процессов, вошли понятия «подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «готовность к духовно-нравственному воспитанию», «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» и др.
Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.
Опираясь на точку зрения Г. Гегеля в определении нравственности и считая, что духовные ценности являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность», установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание», духовно-нравственное воспитание определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.
Работы В.А. Беляевой, Н.А. Коваль и др. послужили основой для определения понятия «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» как совокупности духовно-нравственных идеалов и ценностей; личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию. Понимание сущности духовно-нравственных ценностей сложилось на основе анализа близких по значению понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности». Духовно-нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и в сфере отношений «человек-духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Бог, Добро, Красота, Истина, Любовь.
Результатом исследуемого процесса является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.
Опираясь на трактовки вышеназванных понятий, сформулировано следующее определение исследуемого процесса: подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – это процесс, представляющий собой развитие и саморазвитие педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее время она включает в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциональных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.
Интегративный характер этой подготовки обусловлен следующими предпосылками:
– необходимость разрешения противоречия между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);
– тенденция педагогического знания к интеграции, необходимость построения знания о разнообразных направлениях духовно-нравственного воспитания школьников в едином ключе: система ценностей, семантика духовно-нравственных понятий, задачи, закономерности, принципы, механизмы, методы, формы воспитания;
– потребность в обобщенном педагогическом знании, позволяющем строить образовательный процесс, направленный на формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, от общего к частному, обеспечив их способность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества;
– утвердившийся в философии взгляд на человека как целостное существо, в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, и признание философами взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе и системе объемно представлен весь человек. Например, во всяком эмоциональном проявлении человека обнаруживается состояние его физического и психического здоровья, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам; в человеке взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность;
– выявленная психологами взаимосвязь духовных способностей и нравственных качеств личности. «Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества личности, выражающиеся в желании делать добро, в умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна» (В.Д. Шадриков);
– поиск путей консолидации мирового сообщества и диалога культур;
– появление идеи духовно ориентированной российской цивилизации в качестве «национальной идеи. В данном случае духовность интерпретируется как «исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, «постматериальные») ценности занимают высокое (или даже ведущее место) в ценностной иерархии общества и человека».
Вариативный характер подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников обусловлен следующими предпосылками:
– существование различных ценностных систем. Как известно, только сознательное самостоятельное принятие тех или иных моральных норм, ценностных установок способствует формированию личностного отношения к ним и включению их в систему мировоззрения личности. Единообразие в культуре, идеологии, мировоззренческих установках часто приводит к неустойчивым ценностным ориентациям, неосознанному выбору жизненной позиции или открытому неприятию самых высших ценностей;
– появление в последние годы научных исследований в области профессиональной подготовки к духовно-нравственному воспитанию, отражающих различные позиции ученых в решении исследуемой проблемы;
– противоречивость информационного пространства современного общества. В условиях высокой доступности информации молодые люди, с одной стороны, испытывают серьезные затруднения при ее анализе, встречаясь с альтернативными точками зрения, позициями. С другой стороны, противоречивость информационного пространства создает условия для осознанного самостоятельного формирования взглядов, создает ситуацию выбора, что приветствуется многими молодыми людьми;
– «феномен разнотипности мировоззрения» (термин В.С. Шубинского), когда в сознании человека начинают сосуществовать разные, а порой противоположные типы мировоззрения (материалистический и идеалистический, научный и мифологический и т.д.). В прошлом веке причиной возникновения этого феномена стала закрытость образования для разных типов мировоззрения. Она привела к тому, что, входя в мир других распространенных мировоззренческих ценностей, человек мировоззренчески разрушался, терял привычные позиции, что снижало известный с древности терапевтический эффект философского знания.
Во второй главе «Эмпирические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» приведены результаты констатирующего эксперимента, характеризующие состояние духовно-нравственной сферы личности учащихся общеобразовательных школ, состояние готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, рассмотрены особенности этого воспитания в современных условиях. Полученные данные учитывались при разработке концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
В результате анализа накопленного в последние десятилетия опыта организации духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи выделены его особенности в современных условиях:
– существование нескольких, альтернативных направлений деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию (гуманистическое, историко-культурологическое, этническое и религиозное). Эта особенность обусловлена разнообразием педагогических концепций, ценностных установок;
– разнообразие программ духовно-нравственного воспитания, которые можно классифицировать по разным основаниям: в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей – гуманистические, этнопедагогические, историко-культурологические, религиозные; по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса – субъект-субъектные и субъект-объектные; в зависимости от наличия связей преемственности – программы, предназначенные для определенной возрастной группы, и программы, рассчитанные на весь период школьного образования; по соотношению духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания – программы духовного воспитания, программы нравственного воспитания; программы духовно-нравственного воспитания;
– взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций, которое выражается прежде всего в обогащении содержания образования в светских образовательных учреждениях и изменениях методики воспитания в конфессиональных учебных заведениях (воскресных школах, православных гимназиях, мусульманских лицеях и т.п.). На смену схоластическим методам преподавания постепенно приходит диалог воспитателя и воспитуемого, исключающий пассивное восприятие получаемой информации;
– разработка содержания духовно-нравственного воспитания на основе принципа учета региональных особенностей;
– наличие интеграционных процессов в содержании, как специальных программ, так и программ общеобразовательных дисциплин;
– создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели духовно-нравственное воспитание детей;
– особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.
Большинство выявленных особенностей свидетельствует о вариативности современного духовно-нравственного воспитания школьников, что требует адекватного содержания профессиональной подготовки будущего учителя.
продолжение
--PAGE_BREAK--Результаты исследования духовно-нравственной сферы личности, в котором приняло участие 2064 школьников, являются следующим эмпирическим основанием концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию. Они показали неравномерность развития этой сферы личности, его возможности, не полностью реализованные в работе педагогов.
Духовно-нравственная сфера личности младшего школьника характеризуется недифференцированностью духовно-нравственных понятий, пониманием детьми их положительного или негативного значения, способностью выделять в основном внешние признаки понятия, образностью нравственного мышления, неосознанностью существующей у них иерархии ценностей, ситуативностью в стремлении к нравственному поведению. Ограниченность словарного запаса, неразвитость логического мышления детей этого возраста препятствуют более объективной оценке развития духовно-нравственной сферы личности ребенка.
Духовно-нравственная сфера личности подростков отличается более полными знаниями о значении духовно-нравственных понятий, для большинства из них характерна дифференцированность понятий, способность к выделению их существенных признаков. Несмотря на наличие сформированной иерархии духовно-нравственных ценностей, в поведении подростков реализуется незначительное количество общественно значимых ценностей. А среди усваиваемых ценностей присутствуют как положительно, так и негативно направленные. У большинства подростков мотивы поступков в ситуации нравственного выбора определяются эмпатийными проявлениями. Таким образом, для них характерна противоречивость развития духовно-нравственной сферы личности.
Духовно-нравственная сфера личности старшеклассников отличается более высоким уровнем развития. Повысилась доля реализуемых и усваиваемых духовно-нравственных ценностей. Увеличилось количество смысловых единиц, выделяемых старшеклассниками при характеристике соответствующих понятий. Однако вне сферы их внимания оказались многие существенные проявления тех или иных духовно-нравственных ценностей, составляющих их содержание. Для них более остро стоит проблема нравственного выбора, они более открыты к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов.
Оценка готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 2188 студентов педагогических специальностей, складывалась из оценки педагогической направленности личности студента на данную сферу воспитательной работы и оценки соответствующей педагогической компетентности. Основными показателями педагогической направленности явились: отношение к целесообразности духовно-нравственного воспитания школьников в современной школе; наличие стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников; проявление интереса к значению ценностей, принятому в разных социальных сообществах. Кроме того, показателем стали и ценностные ориентации как элемент педагогической направленности личности будущего учителя и как ядро его духовно-нравственной сферы. При оценке педагогической компетентности в области духовно-нравственного воспитания школьников использовались следующие показатели: знание студентами значений духовно-нравственных ценностей, принятых в различных сообществах; знание будущими учителями механизмов духовно-нравственного воспитания; владение методами духовно-нравственного воспитания.
Исследование показало, что общечеловеческие ценности являются приоритетными для 67,6% студентов, религиозные – для 8,45%, этнические – для 1,1%. 30,95% студентов определили свои ценности как складывающиеся под влиянием жизненных обстоятельств. Последнюю группу респондентов мы охарактеризовали как не имеющую направленности на духовно-нравственное воспитание, т.к. житейские ценности чаще всего изменяются под влиянием социально-экономических условий и по существу становятся материальными. Для 15% студентов оказалось сложным назвать приоритетные ценности, и они сделали двойной выбор. Большинство будущих учителей (72,2%) считает необходимым духовно-нравственное воспитание детей в современной школе. Но только у 26,8% студентов сформировано стремление осуществлять соответствующую деятельность.
Состояние готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется разнотипностью мировоззрения, неустойчивостью ценностных приоритетов (преобладание материальных или духовных ценностей в зависимости от периода жизнедеятельности); признанием необходимости духовно-нравственного воспитания школьников, с одной стороны, и отсутствием стремления к соответствующей деятельности у большинства студентов, с другой стороны; недостаточным уровнем сформированности духовно-нравственных понятий; несформированностью способности к переносу общепедагогических умений в сферу духовно-нравственного воспитания. Характерной чертой является наличие разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.) при общей тенденции образовательного процесса к целостности.
В третьей главе «Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены сущностные характеристики этой подготовки, оформленные в основных положениях авторской концепции. В качестве структурных компонентов она имеет: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение).
Вопреки распространенной тенденции рассматривать подготовку к духовно-нравственному воспитанию как единичный процесс, который в каждом конкретном случае имеет специфические черты, обусловленные приоритетными ценностными установками, в исследовании выявлены общетеоретические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Сопоставление различных направлений профессионально-педагогической подготовки позволило определить повторяющиеся признаки в каждом из них, имеющие своим следствием как положительные, так и негативные результаты. Это создало предпосылки для поиска интегративных характеристик подготовки, которые обеспечивают целостность и эффективность данного процесса в сложных условиях существования различных систем ценностей, разнотипности мировоззрения, противоречивости информационного пространства и т.п.
В ходе анализа философской и психолого-педагогической литературы выявлены исходные общетеоретические основы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые представляют собой общепризнанные в науке методологические подходы, выступающие в качестве опоры для исследования проблемы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию. К ним отнесены системный, синергетический, интегративный, культурологический и компетентностный подходы.
Общенаучной основой исследования является системный подход. В соответствии с положениями, разработанными Ю.А. Конаржевским, мы использовали системный анализ в нескольких его аспектах. Нами была определена совокупность элементов, составляющих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (морфологический аспект), выделена внутренняя организация системы и определен способ, характер связи элементов (структурный аспект). Реализуя функциональный аспект системного анализа, мы определили механизм динамичного и эффективного функционирования процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, выявили современные особенности внешней среды, влияющие на содержание и технологию как самого духовно-нравственного воспитания, так и процесса подготовки к нему.
Использование положений синергетического подхода к разработке системы подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников позволило заложить условия для прогнозирования эволюции этой сложной системы, которая во многом определяется существующими в современном обществе системами ценностей и приобретением личностного смысла этих ценностей каждым участником педагогического процесса. С позиций интегративного подхода была преодолена изолированность изучения сущностных связей исследуемой подготовки, обеспечено обобщение знаний об исследуемом процессе. Культурологический подход являлся системообразующим при разработке содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающего подготовку студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Его использование обеспечило взаимосвязь знаний о духовной сущности человека, о различных системах ценностей, о существующих концепциях духовно-нравственного воспитания, источниками которых являются различные, порой противоположные культуры (светская, религиозная и т.п.). С помощью аксиологического подхода определены ориентиры в содержании профессионально-педагогической подготовки. В соответствии с личностно-ориентированным походом созданы условия для осознания будущим педагогом себя как субъекта профессиональной подготовки.
С позиций компетентностного подхода акцентировано внимание на результате подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего учителя действовать в новых, проблемных ситуациях, связанных со сложными явлениями в духовно-нравственной сфере жизни человека и общества.
Применение данных научных подходов позволило нам сформулировать концептуальные основы духовно-нравственного воспитания и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей; разработки механизмов подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников в изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества и условиях существования различных направлений в духовно-нравственном воспитании; определения компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.
Основными источниками создания концепции подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников являются:
– социальный заказ общества, сформулированный в нормативных документах и выраженный в существующих потребностях общества и отдельной личности;
– международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и тенденции развития;
– фундаментальные теории современной общей педагогики;
– теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития духовно-нравственного воспитания;
– практический опыт осуществления духовно-нравственного воспитания;
– результаты проведенного исследования особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях.
Основную направленность концепции определили такие положения правовых документов, как: принцип светского характера государственной и муниципальной систем образования, принцип культуросообразности содержания образования, принцип субъектности образовательного процесса, положение о равенстве религий перед законом, включение в общую образовательную программу учебных заведений не только базового федерального, но и национально-регионального и вариативного компонентов и др.
Важнейшими составляющими разработанной концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников являются ключевые положения, представленные ее закономерностями и принципами. На основе анализа количественных результатов исследований Р.Г. Гуровой, Е.И. Исаева, Н.А. Коваль, А.А. Орлова и др., а также результатов, полученных автором диссертации, были выявлены устойчивые, повторяющиеся связи (закономерности) между отдельными состояниями и компонентами изучаемого процесса, которые обусловливают их упорядоченное изменение. Часть педагогических закономерностей выявлена путем анализа психологических закономерностей (Н.А. Коваль, Р.Х. Шакуров и др.). В результате были определены три группы: закономерности обусловленности, закономерности эффективности и атрибутивные закономерности. К первой их них относятся детерминированность степени активности процесса формирования педагогической направленности личности будущего учителя его компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность; обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников реальными (актуальными) и потенциальными возможностями студентов высших педагогических учебных заведений; взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности. Закономерностями эффективности являются зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания; детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, учебным заведением в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.
Атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, являются сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса.
Выявленным закономерностям соответствуют принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.
В ходе исследования нами были выявлены несколько противоречий исследуемого процесса. Среди них: противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности. 93 % педагогов и 96,61% будущих учителей положительно относятся к осуществлению духовно-нравственного воспитания в современной школе. Однако менее 25 % и 30 % соответственно выразили желание осуществлять данную деятельность. Такое отношение педагогов и студентов педагогических вузов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию связано с осознанием ими высокой ответственности за духовный мир молодого человека, признанием своей некомпетентности, несовпадением ценностных ориентаций педагогов, родителей, общества и т.п. Противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности является движущей силой процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Это субъективное внутренне противоречие самого процесса подготовки.
Процесс подготовки как система оказывается перед выбором путей разрешения этого противоречия. Оно может быть разрешено путем исключения из числа субъектов системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников тех студентов, которые имеют серьезные основания для отказа от участия в этом процессе: понимание высокой ответственности за духовное развитие ребенка, боязнь педагогических ошибок, осознание личной мировоззренческой неопределенности и др. Этот вариант неминуемо приведет к разрушению системы и не даст возможность достичь поставленных целей. Противоречие может быть разрешено посредством формирования у будущего учителя мотивов долженствования, что сделает систему упорядоченной, жесткой, а, следовательно, препятствующей движению вперед, прогрессу. Третий путь связан с реализацией принципа дополнительности (комплиментарности), главной идеей которого является взаимопроникновение, взаимодополнение противоположностей друг друга. Он поможет системе перейти из одного качества в другое. Как известно, в критической точке бифуркации система становится крайне чувствительной к внешним воздействиям, которые могут быть самыми разными. Следовательно, четвертый путь – это развитие системы благодаря воздействию извне (например, в результате реализации государственных документов, регламентирующих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников). Это воздействие также придаст системе большую упорядоченность и жесткость.
продолжение
--PAGE_BREAK--В разработанной концепции разрешение основного противоречия связано с реализацией ряда принципов: обеспечение ценностного самоопределения личности; активизация смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опора на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учет актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использование полярных ценностей.
Нами сформулировано положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой, конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности. Каждый из этих видов деятельности имеет свои функции и предполагает освоение будущими педагогами соответствующих компетенций.
В качестве содержательно-смыслового наполнения концепции интегративно-вариативной полготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников выступают представленные в тексте диссертации структурно-функциональная модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики процесса, этапы соответствующей подготовки.
В четвертой главе «Верификация концепции в процессе реализации системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены структура системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, механизм ее функционирования и результаты изучения динамики готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Основными компонентами реализованной системы являются цель и задачи, содержание, виды деятельности, ценностные отношения, воспитывающая и развивающая среда, управление, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений; ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.
Ее общей целью является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей. Вариативной целью – готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в рамках конкретного направления (гуманистического, этнопедагогического, культурологического, религиозного и др.).
Первая группа задач направлена на развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя:
– освоение студентами значения духовных ценностей для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.) и извлечение личностного смысла этих ценностей, который заключает в себе субъективное эмоционально-оценочное отношение к их значению;
– развитие у студентов интереса к поиску личностных смыслов и т.п.
Вторая группа задач ориентирована на формирование педагогической направленности личности студента на деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников: формирование мотивации деятельности будущих педагогов по духовно-нравственному воспитанию (понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога: право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть; интерес к различным видам педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и др.).
Третья группа задач связана с формированием компетентности студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, которая представляет собой совокупность образовательных компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности (ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, информационной, коммуникативной, компетенции личностного совершенствования).
Содержательный компонент системы имеет три составляющие. Аксиологическая составляющая: знания о существующих системах духовно-нравственных ценностей и о ценностях педагогической деятельности; способы поведения личности в соответствии с этими ценностями; опыт поведения личности в нестандартной ситуации (творческий нравственный опыт); опыт эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям. Информационная составляющая: сведения о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников, характеристиках его современного состояния, возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников, диагностике нравственной воспитанности детей; целях, принципах, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников и др. Операционная составляющая: знания о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач и проблемно-практические задания с целью формирования необходимых умений и навыков.
В рамках созданной системы подготовка осуществляется как в общепедагогических традиционных и инновационных методах и формах: диалог, метод проектов, дебаты, метод парадокса, исследовательский метод, метод свободы выбора в системе ограничений, лекции, семинары, практические занятия, профессиональная проба, научно-исследовательские лаборатории, спецкурсы, так и в формах, специфических для отдельных направлений: этнические праздники и обряды, игра, устное и прикладное народное творчество, паломнические поездки и т.п.
Важнейшими компонентами системы также являются вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.); ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей; управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
В соответствии с разработанной концепцией процесс профессиональной подготовки проходил поэтапно: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный этапы, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей. Каждому из них соответствовало конкретное звено механизма эффективного и динамичного функционирования системы, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, функции культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической).
Формирующий этап педагогического эксперимента включал:
– использование методики приобретения студентами личностных смыслов духовно-нравственных ценностей на основе обогащения учебных дисциплин ценностным содержанием (посредством включения знаний о различных значениях нравственных и духовных понятий);
– обеспечение единства аксиологического, информационного и операционного компонентов содержания образования;
– организацию различных видов деятельности студентов: информационно-аналитической, исследовательской, эмоционально-творческой, конструктивной и комплексной в процессе внеаудиторной воспитательной работы и педагогической практики;
– введение в процесс профессионально-педагогической подготовки методов духовно-нравственного воспитания;
– организацию многоступенчатого выбора изучаемых спецкурсов, факультативов: спецкурсы по различным направлениям воспитательной работы в школе («Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях»), спецкурсы по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, («Русские народные традиции воспитания», «Этнокультурное развитие детей на основе башкирских народных традиций», «Православные традиции в отечественной педагогике», «Воспитание этической культуры школьников»);
– создание условий для реализации программ дополнительного педагогического образования и др.
Эксперимент, проведенный на базе Челябинского, Башкирского педагогических университетов, Шадринского педагогического института позволил в соответствии с моделью готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников и критериями ее сформированности установить:
– положительную динамику как в развитии педагогической направленности студентов экспериментальных групп на деятельность в данной сфере воспитания, так и в формировании соответствующей профессиональной компетентности (процент прироста – 25,9% и 44,5%);
– изменение соотношения ценностных ориентаций студентов педагогических вузов (духовно-нравственных и материальных) на различных этапах профессиональной подготовки в зависимости от жизненных обстоятельств и неизменность иерархии духовно-нравственных ценностей как самостоятельной группы ценностей;
– тенденцию, появившуюся в результате экспериментальной работы к увеличению количества будущих учителей, считающих целесообразным духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;
– укрепление положительного отношения к результативности духовно-нравственного воспитания у будущих учителей, входящих в экспериментальные группы и рост негативного отношения среди студентов контрольных групп;
– положительную динамику в стремлении участников экспериментальных групп к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников, достоверно подтвержденную при использовании - критерия Пирсона. Эмпирическое значение критерия оказалось равным 13,784, что больше критического значения критерия = 9,210 для степени свободы =3-1=2 и уровня значимости 0,01. Это значит, что эмпирическое значение критерия попало в зону значимости;
– преобладание в студенческой среде представления о результатах духовно-нравственного воспитания школьников как об их возможности самостоятельно сформировать собственную позицию в ситуации духовного и морального выбора;
– глубокое понимание будущими учителями основных нравственных категорий, что свидетельствует об осмысленном принятии исследуемых ценностей;
– увеличение количества студентов, оценивших свою компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников положительно; что достоверно подтверждено результатами использования критерия — угловое распределение Фишера;
– положительную динамику в формировании всех компонентов знания в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, в частности, знаний о видах эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям; о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников; о диагностике нравственной воспитанности детей; о целях, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников; о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач. Менее яркие изменения произошли в знаниях будущих педагогов о существующих системах духовно-нравственных ценностей; опыте поведения личности в нестандартной ситуации; о возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников; принципах их духовно-нравственного воспитания;
– проявление стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию в ситуации определения конкретного вида деятельности в данной сфере: исследовательской, конструктивной, творческой и т.д.).
В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования, которые можно сформулировать следующим образом:
1. В изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества одной из актуальных проблем стала проблема разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества.
2. Сложившиеся в настоящее время теоретические и эмпирические предпосылки, существующие в науке методологические подходы, законодательные и правовые акты, состояние научного решения вышеназванной проблемы, современной практики духовно-нравственного воспитания школьников и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя определили возможность построения педагогической концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
3. Разработанная концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в структурном плане включает преамбулу, ядро и содержательно-смысловое наполнение. В преамбуле определены правовые источники и цели концепции. Ядро отражает закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях модернизации образования, содержательно-смысловое наполнение – модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, способы разрешения основного противоречия процесса подготовки, его интегративные и вариативные характеристики, этапы.
4. В качестве теоретико-методологического основания подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников целесообразно использовать совокупность системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов.
5. Закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников определяют его направление и результативность. Они фиксируют связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления.
6. В состав системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников входят следующие компоненты: цели и задачи этой подготовки, ориентиром для которых является модель готовности студента к соответствующей деятельности; содержание профессионально-педагогической подготовки; деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении; ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; воспитывающая и развивающая среда системы; управление системой подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений: ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.
7. Проведенное исследование полностью не решает всех проблем подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Направлениями исследования могут стать проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в системе дополнительного педагогического образования, выявление педагогических условий становления у студентов педагогических вузов разных типов духовности, определение степени влияния духовности педагога на духовно-нравственное развитие личности школьников. Требуют дополнительного исследования проблемы подготовки будущего учителя к каждому из направлений педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.
продолжение
--PAGE_BREAK--