Реферат по предмету "Педагогика"


Разработка методики преподавания психологии

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Формаорганизации лекции
1.1    Характеристикааудитории
1.2    Требованияк предварительной подготовке слушателя
1.3    Цель
1.4    Задачи
1.5    Знанияи умения, которые предполагается сформировать
1.6    Требованияк уровню знаний и умений
Глава 2. Содержаниелекции
2.1 Тематический планзанятия
2.2 План занятия поучебным процедурам и хронометраж занятия
2.3 Процедуры и методымотивации
2.4 Процедура и методыобъяснения
2.5 Процедура и методыотработки
2.6 Процедура и методыконтроля
2.7 Средства обучения
Глава 3. Целостный образпреподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения саудиторией
3.2 Позиция преподавателяв аудитории
Глава 4. Таксономияучебных задач по Д. Толлингеровой
Заключение
Литература

Введение
Актуальность. Методика преподаванияпсихологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следуеттрактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащуюестественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играютметоды социальных наук, методы гуманитарного познания.
Такимобразом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентамиметодов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразияжизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.
Значимость для науки и практики. Построениепроцесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения вкорне отличается от процесса традиционного обучения. При господствекогнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологиейобучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоениязнаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненныйопыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и запределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного»учителя.
Особенностьинновационного преподавания психологии заключается именно в том, чтопреподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий исовместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентовопыта и создания зоны перспективного развития.
Творческимпродуктом всего курса обучения методике преподавания психологии являетсяпроектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося вметодической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятиявыбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле котороговыполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектированиесценария занятия является для студента практической деятельностью, которойможно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написаниюсценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер:создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменнойречи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологиипроисходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческаялаборатория.
Цель. Методическая разработкалекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».
Задачи. Для создания методическойразработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:
-         описатьхарактеристику аудитории;
-         требованияк предварительной подготовке слушателей;
-         цели;
-         задачи;
-         определитьзнания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;
-         определитьтребования к уровню знаний и умений;
-         разработатьтематический план занятия;
-         разработатьплан занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;
-         определитьпроцедуру и методы мотивации;
-         определитьпроцедуру и методы объяснения;
-         определитьпроцедуру и методы отработки;
-         определитьпроцедуру и методы контроля.;
-         определитьсредства обучения;
-         определитьстиль общения с аудиторией;
-         определитьпозицию преподавателя в аудитории;
-         разработать10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задачТоллингеровой).

Глава 1. Формаорганизации лекции
 
1.1 Характеристикааудитории
Студенты IIкурса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».
1.2     Требованияк предварительной подготовке слушателя
Общеобразовательныезнания. Курс «Философии», «Общей психологии».
1.3     Цель
Датьпредставления о психоанализе З.Фрейда.
1.4     Задачи
В ходеизложения материала решить следующие задачи:
-         просветитьо биографии и идейных предшественниках;
-         познакомитьстудентов со структурой личности по Фрейду;
-         ознакомитьсо стадиями психосексуального развития по Фрейду;
-         познакомитьс теорией влечений;
-         рассказатьо защитных механизмах;
-         изложитьметоды, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;
-         ориентироватьсяв основных понятиях данной темы;
-         датьнеобходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологическихтеорий личности.

1.5     Знанияи умения, которые предполагается сформировать у слушателей
В ходерешения поставленных задач, необходимо сформировать следующие знания и умения услушателей:
-         иметьпредставления о жизни З. Фрейда и знать его идейных предшественников,повлиявших на формирование его взглядов
-         знатькакие функции входят в структуру личности
-         уметьдать определение бессознательному, предсознанию и сознанию
-         знатьструктуру психики по Фрейду
-         уметьобъяснить, что такое Ид, Эго и Суперэго
-         знатьстадии психосексуального развития
-         уметьобъяснить, что такое Эрос, Танатос и либидо в теории влечений
-         уметьдать определение психологического механизма защиты
-         знатьи различать виды психологических защит
-         уметьдать определения таким явлениям как перенос и контрперенос
-         знатьразницу между переносом и контрпереносом
-         знатьосновы метода толкования сноведений и особенности его практическогй значимостидля психоанализа
-         иметьпредставление о символике бессознательного, проявляющейся в сновидениях
-         иметьпредставление о методе свободных ассоциаций и использовании его на практике.

1.6     Требованияк уровню знаний и умений
I.    Определение составапредметных умений по дисциплине.
1.        Выделениетребований к учебной дисциплине:
а) со стороныдисциплины:
-         знатьпсихоанализ З. Фрейда;
-         иметьустойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы иметоды психоанализа, согласно теории Фрейда.
                  б)со стороны последующих по учебному плану дисциплин:
для тогочтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов,необходимо знать:
-         какоезначение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты;
-         чтотакое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика.
2.        Определениепредметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности:
-         знатьбиографию З. Фрейда;
-         знатьего идейных предшественников;
-         знатьосновные постулаты психоанализа Фрейда;
-         знатьструктуру личности в теории Фрейда;
-         знатьназначение и взаимосвязь составляющих ее элементов;
-         знатьэтапы психосексуального развития;
-         знатьосновные инстинкты человека по Фрейду;
-         знатьвиды механических защит и особенностей их проявления;
-         знатьосновные методы работы с пациентом в психоанализе.
3.        Определениепредметных умений по видам деятельности.
Существует 2вида деятельности:
-          научноепознание
-          практика
Данная лекцияможет быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этогоможно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности:
1)   основные действиянаучного познания объекта:
а) изучение иустановление эмпирических характеристик объекта на уровне явления.
б)установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемыхобъектов.
в)установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
2)практические действия:
а) анализконкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка иобследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний.
б) действияпо применению искусственных объектов и методов деятельности.
4.        Заданиеуровней овладения предметными умениями по дисциплине.
5.        Своднаяпредставлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме.
II.   Выделение составаобщепознавательных умений при обучении дисциплине.
Существуеттри типа общепознавательных умений:
1.        логический– умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету;
2.        творческий– умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;
3.        учебный– умение осуществлять общие приемы учебной работы.
На основаниивышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения:
-    пониматьотличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго иСуперэго в теории Фрейда;
-    различатьпроявления защитных механизмов в своей жизни;
-    уметьанализировать собственные сновидения;
-    уметьконспектировать лекцию и выделять основные понятия;
-    уметьперерисовать схему на лекции.

Глава 2.Содержание лекции
 
2.1Тематический план занятия
 
Введение
-    уточнениепредварительных знаний;
-    рекомендуемаялитература по теме.
Основнаячасть
1.        Биографическийэкскурс;
2.        Идейныепредшественники:
-   ВильгельмВундт;
-   ГуставФехнер;
-   ЧарльзДарвин;
-   ФранцМесмер;
-   алхимия;
-   восточнаяфилософия;
3.        Структураличности:
-   бессознательное;
-   предсознание;
-   сознание.
4.        Структурапсихики:
-   Ид;
-   Эго;
-   Суперэго.
5.        Психосексуальныестадии развития:
-   оральнаястадия развития;
-   анальнаястадия;
-   фаллическаястадия;
-   генитальнаястадия.
6.        Теориявлечений:
-   инстинкт;
-   сексуальныевлечения (либидо);
-   агрессивныевлечения;
-   влечениек жизни (Эрос);
-   влечениек смерти (Танатос);
7.        Защитныемеханизмы:
-    репрессия(подавление);
-    отрицание;
-    рационализация;
-    реактивныеобразование;
-    проекция;
-    изоляция;
-    регрессия;
-    сублимация.
8.        Явленияпереноса и контрпереноса.
9.        Толкованиесновидений.
10.     Методсвободных ассоциаций.
Заключение
1.        Итогилекции;
2.        Вопросыаудитории;
3.        Заданиена дом.
2.2 Планзанятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
Процессуально-психологическийпроцесс обучения состоит из следующих процедур:
-         объясненияи уяснения знаний об объектах и действия с ними;
-         отработказнаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне;
-         контроля,т.е. проверка уяснения или отработки знания и умения;
-         мотивации,т.е. интерес обучаемого.
Расчетхронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего80 минут.Процедуры процесса обучения Минуты Процедура мотивации произвольный метод 2 1.        Процедура объяснения и уяснения
Объяснение. В форме лекции.
Введение. Рекомендуемая литература по теме 1
Основная часть:
Биографический экскурс 3
Идейные предшественники:
-                 Вильгельм Вундт;
-                 Густав Фехнер;
-                 Чарльз Дарвин;
-                 Франц Месмер;
-                 алхимия;
восточная философия. 3
Структура личности:
-                 бессознательное;
-                 предсознание;
сознание. 10
Структура психики:
-                 Ид;
-                 Эго;
Суперэго. 4
Психосексуальные стадии развития:
-              оральная стадия развития;
-              анальная стадия;
-              фаллическая стадия;
генитальная стадия. 17
Теория влечений:
-              инстинкт;
-              сексуальные влечения (либидо);
-              агрессивные влечения;
-              влечение к жизни (Эрос);
влечение к смерти (Танатос); 7
Защитные механизмы:
-                 репрессия (подавление);
-                 отрицание;
-                 рационализация;
-                 реактивные образование;
-                 проекция;
-                 изоляция;
-                 регрессия;
-                 сублимация.
Явления переноса и контрпереноса.
Толкование сновидений.
Метод свободных ассоциаций.
12
4
7
4
Заключение:
Итоги 2 Задания на дом 1 Процедура уяснения в виде вопросов аудитории 5
3. Процедура отработки
Лекция не предусматривает процедуру отработки. -
4.                            Процедура контроля
По ходу занятия, а также вначале лекции предварительный контроль. 3
2.3Процедуры и методы мотивации
Используетсяпроизвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине«Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изученияпсихологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни бессознательные процессы изащитные механизмы.
2.4Процедура и методы объяснения
Процедура иметод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации доаудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции ипредполагает метод сообщения готового знания путем устного представленияинформации. После информирующего изложения преподавателем общих положений,структуры личности, основных понятий психоанализа Фрейда, студенты должны знатьструктуру личности, определять особенности психосексуального развития, а также самостоятельноразличать защитные механизмы и иметь представление о психоаналитических методахработы с пациентом.
2.5Процедура и методы отработки
Подачаучебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка,как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, гдестуденты будут учится самостоятельному анализу сновидений.
 
2.6Процедура и методы контроля
По ходуучебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в началезанятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущихдисциплин и лекций по данной дисциплине.
2.7Средства обучения
Средстваобучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.
В ходе даннойлекции используются следующие средства:
-         план-конспектлекции;
-         наглядныепособия:
1)              плакат«Структура личности»;
2)              плакат«Общая схема психики»;
-       тетради;
-       пишущиепринадлежности (ручки, карандаши, маркеры);
-          доска;
-          мел;
-          указка.

Глава 3.Целостный образ преподавателя в процессе лекции
 
3.1 Стильобщения с аудиторией
Формаобучения – лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основноммонологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительнуючасть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в формевопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студентыосуществляют общее дело, т.е. фронтальную деятельность.
3.2 Позицияпреподавателя в аудитории
Данная темалекции предполагает недвусмысленность преподнесения материала, требованиязаписывать лекцию, не предполагая никаких обсуждений и дискуссий. Исходя извышесказанного можно выбрать позицию преподавателя «Генерал» по типологиипрофессиональных позиций учителей, предложенной М. Таленом.
«Модель IV –«Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жесткодобивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик,как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемымприказам. По данным автора типологии, этот стиль общения более распространен,чем все вместе взятые, в педагогической практике». [9, с.362-363].

Глава 4.Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Д.Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебныхзадач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям,необходимым для их решения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий,содержащих 27 типов учебных задач [10, с.16-18].
Таксономияучебных задач по Д. Толлингеровой.
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1 задачи по узнаванию
1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий
1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил
1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов,таблиц, и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простыеисчисления и т.п.)
2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, переченьи т.п.)
2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий
2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)
2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)
2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие,цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.)
2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению
2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация)
3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения,обоснование)
3.3 задачи по индукции
3.4 задачи по дедукции
3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке(верифика-цией)
3.6 задачи по оценке
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.
4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1 задачи по практическому приложению
5.2 решение проблемных задач и ситуаций
5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий
5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (насенсорной основе)
5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (нарациональной основе).
В целяхосуществления контроля знаний и умений студентов, прослушавших лекцию на тему«Психоанализ Зигмунда Фрейда» предлагаю нижеследующие задачи,выбранные из типологии задач Толлингеровой:
1.        Задачи,требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1.    задачипо узнаванию.
На какойстадии психосексуального развития возникает Эдипов комплекс:
а) наоральной;
б) наанальной;
в) нафаллической;
г) налатентной;
д) на генитальной.
1.2. задачипо воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.
Дайтеопределение контрпересоса.
2.        Задачи,требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, переченьи т.п.).
Перечислите защитные механизмы.
2.2. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
Чем отличается бессознательное от предсознания?
3.        Задачи,требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения,обоснование).
Как выпонимаете либидо в теории влечений З. Фрейда?
3.2. задачи по индукции.
Что общегоесть в теориях личности З.Фрейда и К.Г.Юнга?
4.        Задачи,требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
Подготовитьдоклад по работам З. Фрейда на тему: «Психосексуальные стадии развития».
4.2. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
Начертитьсхему личности по Фрейду и описать взаимодействие основных её частей.
5.        Задачи,требующие творческого мышления:
5.1. задачипо практическому приложению.
Провести анализсобственных сновидений.
5.2. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (насенсорной основе).
Провести «анализ защитных механизмов», т.е. проанализировать,почему какие-то фрагменты беседы вызвали у собеседника излишнюю эмоциональнуюреакцию. Не скрывается ли за этим желание защитить уязвимую позицию, скрыть отсебя и других истинную причину или свою вину. Проанализировать свои защитныемеханизмы, т.е. слишком эмоциональные реакции на какие-то вопросы или фразысобеседника.

Заключение
Контруктивно-проектировочнаядеятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессезанятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственноевключение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащениесознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретныхзнаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации.
Дляорганизации такого вида ситуаций преподаватель должен овладетьконструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собойсоздание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательнойситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализациейстудентами прошлого опыта.
Творческимпродуктом всего курса обучения методике преподавания психологии являетсяпроектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося вметодической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является длястудента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощьюсокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – такжетворческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальныйконспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, впроцессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знанийпреподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Литература
1.     АндрееваА.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. – 160с.
2.     АсмоловА.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире:культурно-историческая перспектива. – Новгород, 1993. – 24 с.
3.     ВульфовБ.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках:Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с.
4.     ГерасимоваВ.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. — М.: Издательство Ось-89,2004. – 112с.
5.        Гамезо М, В., ДомашенкоИ.А. Атлас по психологии. – М.,1998 118с.
6.        Гиппенрейтер Ю.Б. Введениев общую психологию. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336с.
7.        ГодфуаЖ. Что такое психология. Т.1,2. – М 1992. — 110с.
8.        ЗимняяИ.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. – Ростов-н/Д, 1997 – 342с
9.        ЗмановскаяЕ. В. Основы прикладного психоанализа. – СПб.: речь, 2005. – 51с
10.      ИльясовИ.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994. –265 с.
11.      КулагинаИ. Ю. Возрастная психология. – М., 1997 – 173с
12.      КрайгГ., Д.Бокум. Психология развития. — СПб.: Издательство Питер, 2007. – 940с.
13.      ЛарриХьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования иприменение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. – 607с.
14.      ЛяудисВ.Я. Методика преподавания психологии. – Издательство: УРАО, 2000. – 128 с.
15.      НурковаВ.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. – 484с.
16.      Педагогикаи психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой.– Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544с.
17.      РобертФрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – Пер. сангл. – СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704с
18.      РоманинА.Н. Психоанализ: курс лекций. – М.: КНОРУС, 2005. – 44с
19.      СальватореМадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин иП. Румянцева. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 357с.
20.      . Сапогова Е.Е. Задачипо общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2001- 189с.
21.      Столяренко Л. Д.Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –214с.
22.      ТоллингероваД., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развитиядетей. – М.: Издательство Прага, 1994. — 67с.
23.      Философскийсловарь. – М.: Издательство Политиздат, 1986. – 590с.
24.      Фрейд З. Введение в психоанализ.– Мн.: Попурри, 2007. – 480с.
25.      Фрейд З. Толкованиесновидений. Ереван, 1991. – 215с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Art Of Losing Essay Research Paper
Реферат Satire On Sir Walter Scott And Chaucer
Реферат Реклама в интернете 3
Реферат Мудрость. Философия. Духовность.
Реферат Этапы становления личности профессионала
Реферат Курицын, Иван Васильевич
Реферат Сор и золото в фольклоре
Реферат Домашняя работа по английскому языку за 9 класс
Реферат Curriculum vitae валдис Затлерс Дата рождения
Реферат Герхарт Гауптман. Ткачи
Реферат Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Реферат Особливості злочинних проявів в агропромисловому комплексі в період його реформування
Реферат Работа командира взвода по развертыванию и эксплуатационному обслуживанию линий радиорелейной и тропосферной связи
Реферат Підвишення ефективності виробництва продукції на підставі маркетингових досліджень
Реферат Аналіз структури доходів соціальних груп населення