Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Основные направления работы классного руководителя

--PAGE_BREAK--В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:
— доминирование целей развития индивидуализации и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
— выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе исходит из личностных интересов и потребностей;
— определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
— создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения
проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности. (5, с. 63-65.).
Также в обязанность педагога входит и проведения классного часа. В одну неделю проводится классное собрание, в другую – час классного руководителя (воспитательный час), в третью – встречи, экскурсии.
Следует учитывать, что час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношение с детьми.
Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.
Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую. (4, с. 54.).
§ 2. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить ил скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
— изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
— изучение особенностей преподавательской деятельности учителя его контактов, отношений с детьми;
— регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
— определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
— педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим коллективном и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
— взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
— взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
— заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
— совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
— совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
— совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.
На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, друг другу, помогают и себе. (21, с. 42-43.).
Классный руководитель организует изучение учащихся их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.
Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, т.к. учителя могут дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности учителями и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднении, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способностями педагогического влияния на них.
Классный руководитель регулирует отношение учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Особенно важно привлечь учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в классе. Классный руководитель на этапе перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям ответить на следующие вопросы.
1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?
2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?
3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
4. Какая внеурочная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?
5. Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?
Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном планировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со школьниками в коллективном планировании.
Когда составлен план работы ученического и родительского коллективов, классный руководитель предлагает учителям найти возможности, формы участия, в реализации намеченного, определить дела, которые будут проводиться с привлечением педагогов класса. Это могут быть познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории.
Каждый период совместной работы (совместное мероприятие, четверть, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Особенно полезно привлечь учителей к коллективному анализу в классе.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к педагогам класса.
Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам.
Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществлял совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.
Покажем организацию совместной работы классного руководителя при проведении общественного смотра знаний, суть которого в следующем.
Общественный смотр знаний проводится по наиболее важной основополагающей теме. Задачи смотра: систематизировать знания, добиться более глубокого, прочного усвоения материала всеми учащимися; развить навыки коллективной работы; повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи в учебе своих товарищей, всего коллектива.
Подготовка смотра включает создание групп (звеньев, бригад) во главе с руководителем (консультантом), составление вопросов, заданий, которые сообщаются за 7-10 дней до смотра; приглашение гостей, родителей, выборы жюри, оформление кабинета, составление групповых и индивидуальных заданий. К подготовке и проведению смотра в младших и средних классах в качестве руководителей групп могут привлекаться старшеклассники. В практике используются различные формы проведения смотра. По очереди каждая группа групповые и индивидуальные задания, остальные участвуют в обсуждении ее работы, либо смотр проводится в виде путешествия, движения по станциям, где группа за каждый вид работы получают оценку. Возможны самооценка и взаимооценка внутри микроколлективов, которые фиксируются на специально оформленных местах учета знаний.
Педагоги могут распределить работу по подготовке и проведению этого мероприятия, следующим образом. Классный руководитель помогает сформировать группы, спланировать их подготовку, обеспечивает приглашение родителей и гостей, участвует в работе жюри. Учитель готовит руководителей групп к работе, составляет задания, сам смотр. Оба педагога по ходу подготовки регулируют отношения между детьми.
В завершении оба педагога организуют подведение итогов, анализируя решение образовательных и воспитательных задач, определяют способы закрепления положительного опыта детей и решения выявленных проблем.
Познавательные дела могут быть организованы с участием многих учителей класса.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию уважительных доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей. (11, с 121-124.).
Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов для решения учебных проблем детей. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками имеет особо важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам. В школе № 66 г. Ярославля это выражается в составлении программ индивидуального развития учащихся, в которых отражены задачи в работе с ребенком, реальные и перспективные показатели его индивидуальных особенностей, характеристик, перечень конкретных действий, обеспечивающих успешность его развития.(8, с. 25.).
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получает информацию о его психическом, физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем распределяют функции в работе с ребенком. Так, например, в ряде школ в завершении четверти проводится педагогический консилиум с участием всех учителей по оказанию педагогической поддержки учащимся, которые испытывают трудности в учебе общении со сверстниками; осуществляется анализ этих трудностей, определяются способы коррекции деятельности педагогов по отношению к каждому ученику, намечается программа действий по реабилитации подростков, определяется роль каждого учителя, особенно тех, кто имеет особое личное влияние на ребенка.(20, с.54.).
Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами.
Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
§ 3. Работа с родителями и общественностью
Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников и не всегда выступают согласованно с родителями. (1, с. 209.).
Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространенная и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
— не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ghost Hunting Essay Research Paper What the
Реферат Прикладная информатика в экономике
Реферат Dress Code In Schools Essay Research Paper
Реферат Реконструкция газо-электросварочного отделения в ОАО "Тамбовский автотранспортный комбинат"
Реферат Hemingway And Theme Essay Research Paper Ernest
Реферат Этапы развития макроэкономической теории
Реферат О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви)
Реферат «Использование икт для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка»
Реферат Save The Internet Essay Research Paper Did
Реферат Комиссаров, Гурий Иванович
Реферат Система обязательств позднейшего права. Обязательства из договоров
Реферат «Коммунистік еңбек» 30 қараша 1989 жыл
Реферат Революция в оптике (лазеры и их применения)
Реферат Индивидуально-психологические и личностные особенности лживой личности классификация обманов
Реферат Битва під Ам'єном