Педагогика как наука – это совокупность знаний,которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования ипрогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а такжепоиска эффективных педагогических систем. наука о воспитательных отношениях,возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения ссамовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитиечеловека. наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формахобучения и воспитания человека. По происхождению термин педагогика в дословномпереводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитаниебыли аналогичны понятиям педагог и педагогика. Объект педагогики – это явлениядействительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, этообразование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия,психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наукаоб образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороныобразовательной деятельности. Предметом педагогики выступает образование какреальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный вспециальных социальных институтах (семье, образовательных икультурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность,закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человекана протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию итехнологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействияпедагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия. Педагогикав первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса: –цели обучения (для чего учить); – содержание обучения (чему учить); – формы иметоды обучения (как учить). Основные задачи педагогики направлены на созданиеэффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни:общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести: –выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения,управления образовательными и воспитательными системами; – изучение ираспространение педагогического опыта; – прогнозирование дальнейшего развитияобразовательных систем; – разработку новых методов, средств и форм обучения ивоспитания; – внедрение результатов педагогических исследований в практикуобразования; – участие в международных педагогических проектах, обменеинформацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы; – разработкусистем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научнаядисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участкадействительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которойлежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическаядействительность не может ограничиться лишь объективным отображениемизучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областяхобычно поделены между различными дисциплинами: Научно-теоретическая функция,которая реализуется на трех уровнях: – описательном (изучение передового,инновационного педагогического опыта); – диагностическом (выявление состоянияпедагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельностипедагогов и учащихся); – прогностическом (экспериментальные исследованияпедагогического процесса и построение более эффективных моделей этогопроцесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебныхпособий); – преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки впрактику); – рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияниярезультатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
32 Слово «педагогика»греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение». Всовременном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний иумений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленногоопыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.Источники развития педагогики: – многовековой практический опыт воспитания,закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; –философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; –текущая мировая и отечественная практика воспитания – данные специальноорганизованных педагогических исследований; – опыт педагогов-новаторов. Истокомевропейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие еепредставители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развитиягреческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора»Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога. Средневековоеобразование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потерялопрогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе былиобразованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогическиетруды: Тертуллиан, Августин, Аквинат. Эпоха Возрождения дала целый ряд яркихмыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино деФельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Выделение педагогики из философии иоформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешскогопедагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучениястали основой педагогической мысли. Английский философ и педагог Джон Локксосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П.Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой ивербализмом в педагогике. Деятельность французских просветителей во многомопределила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им былапредложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский. В конце XIX – начале XXв. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, кудапостепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общиепринципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны ивнедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представителиамериканской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк. Активное участие втворческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т.Шацкий. Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Онпереосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогическихизысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Егодидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путейпедагогической мысли и школы. Современный этап развития педагогики основан насаморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации свзаимодействием с другими науками.
33 Педагогика, пройдядлительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленнуюсистему научных знаний. Развитие воспитания как общественного явления, историюпедагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма –важнейший принцип развития любой науки. Исследование того, что уже было,сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основныеэтапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибокпрошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленныев будущее. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общиезакономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательногопроцесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяютсядва уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общаяпедагогика содержит четыре раздела: – общие основы; – дидактику (теория обучения);– теорию воспитания; – школоведение. Дошкольная и школьная педагогикасоставляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерностивоспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательнойдеятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, какона сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднегообразования. Предметом педагогики высшей школы являются закономерностиучебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика трудазанимается проблемами повышения квалификации, а также вопросамипереквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоенияновых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В подсистемесоциальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика,перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями иотклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросамиобучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых –тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика. Особую группупедагогических наук составляют так называемые частные, или предметные,методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебныхдисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Сравнительнаяпедагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательныхсистем в разных странах. Профессиональная педагогика изучает педагогическиепроцессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека.Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками.Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играетважную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущностичеловека. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией:педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой разделпедагогики находит опору в соответствующем разделе психологии. Очевидны связипедагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией,экономикой и т. д.
34 Наблюдение — наиболеедоступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Поднаучным наблюдением понимается специально организованное восприятиеисследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научноенаблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличияследующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схеманаблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данныеобрабатываются. Для повышения эффективности наблюдения оно должно бытьдлительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность,необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрываетвнутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого методаневозможно обеспечить полную объективность информации. Изучение опыта — ещеодин издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смыслеозначает организованную познавательную деятельность, направленную на установлениеисторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого вучебно-воспитательных системах. Тщательному научному анализу подвергаютсяпамятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры,отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д.Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги,расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истокии последовательность развития той или иной проблемы. К традиционным методампедагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссияхвыявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакимидругими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как методисследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть вовнутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядахиспытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получаютс помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтомуон применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимыхразъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным принаблюдении или использовании иных методов.
35 В период становленияпедагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основныепонятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание» каквсеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». Всовременной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачуисторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этомвоспитатель: 1) передает опыт, накопленный человечеством; 2) вводит в миркультуры; 3) стимулирует к самовоспитанию; 4) помогает разобраться в трудныхжизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. В свою очередьвоспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;2) работает над собой; 3) обучается способам общения и манерам поведенияНакопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростомнаучного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условиемего развития. Задача воспитания всегда выражает историческую потребностьобщества в подготовке поколения, способного реализовывать определенныеобщественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характери задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям,особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностнойиерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировойпрактике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «системарыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «системаколлективных творческих дел». Вторая категория — «обучение» — понимается какпроцесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечиваетсяразвитие ученика. При этом учитель: 1) преподает — целенаправленно передаетзнания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научногознания; 2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; 3) создаетусловия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). В своюочередь ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняетучебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками илисамостоятельно; 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; 3)проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источниковинформации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. Третьякатегория педагогики — «образование» — понимается как: 1) ценность развивающегосячеловека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) какрезультат последнего; 4) как система. На протяжении веков оформлялись разныевоспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады,школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи,. Если же воспитанник начинает ставитьперед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно являетсясубъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называютсамовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процессобразования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мыимеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразуетсебя — свои знания умения и навыки.
36Понятие «образование» было введено в научный лексикон в XIX в. швейцарским педагогомИ.Г.Песталоцци. Образование – целенапр.процесс и результат овладенияуч-ся системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование наэтой основе мировоззрения, нравственных и др. качеств личности, развитие еётворческих сил и способностей.Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) определяет образование как целенаправленный процесс в-я и об-я в интересах ч-ка, общ-ва игос-ва. В рамках соц-пед.подхода образование понимается как процесспедагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личностии общества через систему гос-ых и частных уч-восп.учреждений.Философско-антропологический подход рассматривает образование как становлениеинд.образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и соц.видамд-ти. Образование представляет собой социокультурный феномен, и этадвойственность исходит из понимания образования как соц.института, с однойстороны, и как становления культурной природы человека, с другой. Образованиепредставляет собой институт, выполняющий пед.д-ть в установленных рамках,имеющий традицию существования в конкр.соц-культурных условиях со своимиособен.содержанием, методами и формами.Образование как ведущий механизмприсвоения соц.опытаОбразование, являясь одним из важных факторов развитияобщества и гос-ва, выполняет опр.социокультурные функции. Выделяют ихслед.образом.1. Образование — это один из эффективных и интенсивныхспособов вхождения человека в мир науки и культуры посредством овладениякультурных смыслов. Содержаниеобразования формируется и непрерывно пополняется из культурного наследияразличных государств и народов, из разных отраслей постоянно развивающейсянауки, из жизни и практики общества. Специфической чертой совр.общества яв-сястремление к интеграции и развитие мирового образовательного пространства. Всвязи с этим появились идеи формирования глобальной стратегии образованиячеловека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровняполучения образования). 2. Образование как практика социализации человека ипреемственности поколений. Исходя из того, что социализация представляет собойпроцесс адаптации человека к существующим общественным нормам и правилам жизни,образование можно определить как самый мощный агент социализации. В разныхсоциально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактороммежду новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений,воплотившимися в исторической традиции. Оно позволяет удерживать процессвоспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременнозакреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономическиереалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Таким образом,образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человекак новым жизненным условиям.3. Образование функционально выступает как механизмформирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массовогодуховного производства.Учебно-воспитательные и образовательные учреждения концентрируют высшие образцысоциально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Социальнаяценность образования определяется значимостью образованного человека вобществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможностиразвития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системеобразования всех видов и уровней происходит накопление и развитиеинтеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.4. Образование как социальныйинститут передачи и воспроизводства базовых, культурных ценностей и целейразвития.Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющиецеленаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни всовр.обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретныхобразовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всейсистемы образования страны. Исходя из него, формируется содержание образованияи выбираются формы и методы организации образов.процесса. 5. Образование какактивный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни ив отдельном человеке.Духовное начало в человеке актуализируется благодаря его«врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую оносваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования,воспитания и профессиональной деятельности. Образование выступает определенногорода катализатором процесса становления личности и его созидательной итворческой деятельности в обществе.
37 Признание образованияв качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения.Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правомчеловека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том илиином государстве системами образования, которые отличаются по принципаморганизации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходныхконцептуальных позиций. Однако далеко не всегда эти исходные позицииформулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогическойлитературе нередко утверждается, что образование основывается нафундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании,так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционнойпедагогике широкое распространение получили представления о том, что вобразовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки.Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитанопределенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иномусоциальному слою. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированиюразличных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивнойпрактической направленности, т. е. стремлением ограничивать содержаниеобщеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение кобеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкойкультурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматриваетсяполучение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственнойпрактической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватносоотносят реальные возможности и способности человека, потребности производстваи задачи образовательных систем.
38 Педагогическийпроцесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся вцеленаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особаяфункция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в соответствии спедагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогическойдеятельности. Цели педагогического процесса — идеальное предвидениерезультата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквальнона каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс, происходящий между воспитателем ивоспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитиеличности ребёнка. П.в. — одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип,лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятие «П.в.»получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. П.в. — сложнейший процесс, состоящий из мн. компонентов — дидактических,воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П.в. обусловлено иопосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.П.в. присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой,творческой. В основе П.в. лежит сотрудничество, которое является началомсоциальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль вчеловеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюденииэтикета, проявлении милосердия и пр. Педагогическая деятельность – этосамостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется отпоколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовнойкультуры. Педагогическая технология (от др.-греч.τέχνη — искусство, мастерство, умение;λόγος — слово, учение)— совокупность, специальныйнабор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств,системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемыхпсихолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия напроцессы развития, обучения и воспитания ребенка.
39 Современное российскоеобразование — это непрерывная система последовательных ступеней обучения, накаждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальныеобразовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная системаобъединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское,послевузовское, дополнительное образование. К образовательным учреждениямотносятся: — дошкольные; — общеобразовательные; — учреждения для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей; — профессиональные (начальные,средние специальные, высшие и т.п.); — учреждения дополнительного образования;-другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Образовательныеучреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться вучебно-воспитательные комплексы (детский сад — начальная школа,лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) сучастием научных, производственных и других учреждений и организаций.Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в формесемейного (домашнего) образования, а
также экстерната.Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строитсяна базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующихтипах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положенийразрабатываются уставы образовательных учреждений. Главные задачиобщеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создатьблагоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального ифизического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения;обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, еготруде; сформировать приемы самостоятельной деятельности. В российских школахпо-прежнему главенствует традиционная схема урока: опрос (проверка домашнихзаданий), затем объяснение нового материала; изредка — контрольная работа. Встарших лицейских или гимназических классах, как правило, вводитсялекционно-семинарская система, с последующим принятием индивидуальных зачетовпо каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам.Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контактхорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанрлекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорныйматериал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучшеприспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведениюконспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской формеобучения.
40 41 Самообразованиерассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению иуглублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новыхнавыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых длявыполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. Всовременной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленнаяпознавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2. Как самостоятельноеприобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки,техники, культуры, политической жизни и т. п. В любом из этих подходов в основесамообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося ворганическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно такжерассматривается как одно из важных средств самовоспитания. К числу основныхвидов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др.самообразование. Его основной формой выступает изучение научной,научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новыхзнаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей,использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотрспектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные видыпрактической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и др. При этомсамообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации илиповышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня. Важнуюроль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней,которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Онотакже может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя,углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно поотношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебномзаведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в немподдержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. В тоже время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективнымпоиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь всистеме обучения, самообразование получает новые стимулы для своегоутверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь впроцессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся,предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы,конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовкадокладов и др.). В этом случае учащиеся пользуются справочной литературой исловарями, в процессе, например, экскурсионной, лабораторной иэкспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умениянаблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Навыки самообразования,полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы вобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Важную рольв этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играютзанятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро,участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.
42.Педагогическоеобщение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостномпедагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организацияотношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.Рольобщения в воспитательном процессе Общение один из важнейших факторовпсихического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослымилюдьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества иреализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческогорода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка. Проблемепедагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализкоторых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего этоопределение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога(В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, А.А.Леонтьев и др.). В этом аспектеполучили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры,социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладеваютспособами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением являетсяисследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А.Бодалев, С.В.Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможентолько в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися,достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особуюгруппу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые впедагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблемепедагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.). Структураобщения и функции общения Структура общения: 1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент — общаястратегия взаимодействия: Кооперация-сотрудничество и конкуренция. 3.Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами пообщению друг друга. Функции общения: информационная, самопрезентативная,социально-перцептивная, интерактивная, аффективная. Условия эффективностипедагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалев.Общениестановится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии сединым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, вшколе, во внешкольных учреждениях и др. Если общение сопровождается воспитаниемотношения к высшей ценности. Если обеспечивается усвоение необходимыхпсихолого-педагогических знаний. умений и навыков познания других людей иобращения с ними. Качества личности учителя значимые для продуктивногообщения Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей,идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка –принцип предвосхищающего уважения. Развитые внимательность, наблюдательность,память, мышление, воображение. Воспитанность эмоциональной сферы: умениясопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии. Самопознание и самооценка:педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться надругого человека, выбирать соответствующий способ поведения. Коммуникативныеумения – умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способыкоммуникации. Владения техникой общения. Речевое развитие. Педагогическаяинтуиция. Виды стилей педагогического общения Перспективные: 1. Общение наоснове совместной творческой деятельности. 2. Общение на основе дружескогорасположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. Вобщении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем ивоспитанниками.Дистанция – форма выражения отношения
43.Педагогический процесс — этоспециально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов ивоспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогии воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентамипедагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса(обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанникамиопыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоениеопыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях приналичии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогическиесредства. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания идля их осуществления, она всецело подчиняется целям образования. Педагогическаязадача — основная единица педагогического процесса должна удовлетворятьследующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогическогопроцесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдатьсяпри выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. В реальной педагогическойдеятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникаютразнообразные ситуации. Движение педагогического процесса, его«моменты» должны прослеживаться при переходе от решения одной задачик другой.Движущие силы педагогического процесса. Поступательноедвижение педагогического процесса от решения одних задач к другим, болеесложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованногоразрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективныхпедагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогическихрешений.Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера,определяющим движение педагогического процесса, является несоответствиереальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляютсясо стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышеныили, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, аследовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи,ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность вих решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних идалеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации иобеспечения принятия самими детьми.
В последние годы в связис демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречиепедагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствиемежду активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиямиего жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: междуобщественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; междусложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для ихпонимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностямиучебно воспитательного процесса и др. К субъективным противоречиям относятсяследующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ееформированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процессагенерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применятьпреимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессомстановления личности и массово репродуктивным характером организации педагогическогопроцесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности иустановками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарныхпредметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогическогопроцесса и др.
44 45 Дидактика (отгреч «дидактос» — получающий) – впервые появилось в сочинениях немецкогопедагога Вольфганта Ратке (Ратихия). Дидактика – наука об обучении иобразовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, системах итехнологиях, достигнутых результатах (продуктах). Осн. категории дидактики:преподавание, учение, обучение, образование, знание, умение, навыки, а такжецель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты(продукты) обучения. Дидактика как наука изучает закономерности, действующие всфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результатыпроцесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства,обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому онавыполняет две главные ф-ции: теоретическую (главным образом, диагностическую ипрогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную). Дидактикаохватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебнойдеятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частнуюдидактики. Общая исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на неговлияют, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым онприводит. Частные (конкретные) дидактики наз-ся методиками преподавания. Ониизучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методыпреподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет своюметодику.
46 Принципы обучения —это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характерпознавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенныезакономерности обучения. Содержание учебного материала и методы его изучениядолжны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходногоположения, определяющего связь обучения с наукой. Знания в опыте человечестванаходятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке.Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Учебный процесс теряетсмысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекаетпринцип доступности учебного материала. Чувственные образы, представления детейоб окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Этасторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности. Знаниядолжны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательнаяактивность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимостьпринципа сознательности и активности учения детей. Знания, умения и навыкидолжны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие. Принциппрочности обучения раскрывает эту сторону развития детей. Индивидуальный подходповышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельностиучителей. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципеиндивидуализации развития детей. Известный педагог и психолог Л. В. Занковпредложил применительно к начальному этапу усвоения детьми учебного материалачетыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний,быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Этипринципы представляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названныхвыше принципов.
47 Методы обучения– это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихсяи учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процессобучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками(урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям иценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего днясложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формывзаимодействия учителей и учащихся: Пассивные методы; Активные методы;Интерактивные методы. Пассивный метод – это форма взаимодействияучащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом иуправляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей,подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных урокахосуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестови т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективностиусвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самымнеэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Этоотносительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможностьпреподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченныхвременных рамках урока. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этотвид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполнесформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Активныйметод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель иучащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь непассивные слушатели, а активные участники урока. Учитель и учащиеся находятсяна равных правах. Активные методы предполагают демократический стиль. Интерактивныйметод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режимебеседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов,интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не толькос учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся впроцессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлениюдеятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатываетплан урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнениякоторых ученик изучает материал).Важное отличие интерактивных упражнений изаданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столькозакрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
48 Формы обучения – этовнешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемойв определенных порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность,возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:количеству учащихся, месту учебы, продолжительности занятий и др. По кол-вуучащихся выделяют массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые ииндивидуальные формы обучения. По месту учебы: школьные и внешкольные. Подлительности: классический урок (45 мин), «спаренное занятие» (90 мин),вузовскую «пару» (45 + 45 или 80 без перерыва), «спаренное» укороченное занятие(70 мин), модуль (30 мин), а также уроки «без звонков», произвольнойдлительности. Классно-урочная система обучения. Урок – законченный в смысловом,временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. От уроказависит общее качество школьной подготовки. Многое зависит от педагога. Формыобучения: вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные ит.п. К ним относятся консультации, доп занятия, инструктажи, конференции,кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение,домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
49 Вспомогательныеформы обучения К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающимклассноурочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары,конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняясамостоятельная работа учащихся и др.К основным и стабильным видамвнешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся,рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель —расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить ихзабывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся.Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов ипотребностей школьников, их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихсявыполняет определенные дидактические функции, среди которых — закреплениезнаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебногоматериала, проработанного в классе, формирование умений и навыковсамостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышленияпутем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамкипрограммного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнениеиндивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких,как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальныевырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.Последнеедесятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функцийдомашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать бездомашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг кперестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезныхдоказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековаяпрактика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные науроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельнойработы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководитьэтой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативымаксимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать ипланировать домашнюю нагрузку.
50 Образовательная,воспитательная и развивающая функции обучения 1. Образовательная функцияобученияОбучение призвано, прежде всего, осуществлять образовательнуюфункцию.Под образовательной функцией принято понимать определеннуюсистему знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенныйуровень развития познавательных способностей и практической подготовки, котораядолжна быть усвоена учащимися в результате обучения.Содержание общегообразования рассматривается обычно как основа базовой культуры личности, какзвено, предшествующее профессиональному образованию.В настоящее времяобщее образование принято трактовать как сквозную линию непрерывногообразования и как общеобразовательную подготовку человека, необходимую дляпоследующей профессиональной подготовки.В России в соответствии сЗаконом РФ «Об образовании» вводятся образовательные стандарты (начальной,средней и высшей школы). Стандарт образования является нормативным документом,который в обязательном порядке определяет: требования к уровню подготовкиучащихся; минимум содержания основных образовательных программ; максимальныйобъем учебной нагрузки учащихся.Содержание учебного материала,необходимого для изучения в каждом учебном заведении, определяется учебнымипланами, учебными программами по предметам Учебный план — это сертификатучебного заведения, определяющий полный перечень предметов, изучаемых в данномучебном заведении, распределение предметов по годам обучения, продолжительностьучебного года, четвертей и каникул, количество часов по каждому предмету на всевремя обучения и на изучение предмета, количество часов в неделю на изучениекаждого предмета, структуру и продолжительность практикумов.Предметы,включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные. Учебныепланы обычных общеобразовательных учреждений, как правило, типовые. Ониразрабатываются централизованно. Инновационные учебные заведения (гимназии, лицеи,колледжи и т. п.) обычно разрабатывают собственные учебные планы.Наоснове учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебнаяпрограмма содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета иосновных требованиях к знаниям, умениям инавыкам; тематическоесодержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, котороепреподаватель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; переченьосновных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных связей;перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекомендуемую литературу.Учащиеся в любой российской школе могут получить образование, соответствующееодному из трех уровней: 1. Базовый уровень — это образование, соответствующееминимальному стандарту общего среднего образования; 2. Повышенный уровень — этообразование, превышающее минимальный стандарт среднего образования исоответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в ВУЗ; 3.Промежуточный уровень — это образование повышенного уровня по предметампрофилирующего направления и базового уровня — по остальны Содержаниеобразования подробно раскрывается в учебной литературе, к которой относятсяучебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты и т. п. При этом особаяроль в литературе принадлежит учебникам, так как от качества учебников взначительной мере зависит и качество образования. 2. Воспитательная функцияобучения Процесс обучения осуществляет воспитательную функцию, выступая в ролиодного из средств воспитания. В ходе обучения у человека складываются научныепредставления о мире и себе самом, что способствует решению задач воспитания,формирования определенных качеств и свойств личности, ее мировоззрения.Воспитательная функция обучения проявляется в помощи человеку понять своеистинное предназначение, обрести смысл существования, реализовать себя какличность, найти свой жизненный путь. 3. Развивающая функция обучения Развивающаяфункция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможностичеловека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась вработах таких известных педагогов, как И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д.Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др. Структураразвивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которыевызывают у учащегося потребность в овладении новыми знаниями и навыками, всоздании новых схем решений и новых способов действий. При этом на первый планвыступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, нои выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинальных решений. Такимобразом, в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступениинтеллектуального и личностного развития Основная задача преподавателя впроцессе развивающего обучения — организация учебной деятельности, направленнойна формирование познавательной самостоятельности учащихся Развивающая функцияобучения реализуется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности,направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.Вовлекая учеников в учебную деятельность, преподаватель развивает имеющиеся уних знания и навыки. При этом главное в развивающем обучении — самостоятельнаяучебно- познавательная деятельность ученика, основанная на способностирегулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Сутьразвивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваиваетопределенные знания и навыки, но и овладевает способами управления своей учебнойдеятельностью. Повышение темпов обучения обычно достигается путемсовершенствования содержания учебного материала и путем совершенствованияметодов обучения. Совершенствование содержания учебного материала предполагает:• рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основнойбазовой части и дополнительной, второстепенной информации • перераспределениепо времени учебного материала с тенденцией изложения в начале занятий новогоматериала, когда восприятие учащихся более активно; • концентрацию материала наначальных этапах изучения курса с целью наработки задела знаний, необходимыхдля плодотворной самостоятельной работы; • рациональную дозировку учебногоматериала с учетом того, что процесс познания развивается по спиральной схеме; •обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации; •оптимизация использования учебного времени. Совершенствование методов обученияобеспечивается путем: широкого использования коллективных форм обучения(групповая работа, ролевые и деловые игры и др.); применения различных форм иэлементов проблемного обучения; индивидуализации обучения при работе встуденческой группе и учета личностных характеристик при разработкеиндивидуальных заданий; стремления к результативности обучения; использования вучебном процессе новейших научных достижений в области социальной ипедагогической психологии; применения современных аудиовизуальных и техническихсредств обучения. К развивающему обучению предъявляется ряд общих требований,важнейшими из которых являются целенаправленность, мотивация, практическаянаправленность и стадийность обучения, а также наличие обратной связи.Целенаправленность обучения предполагает четкое представление целей обучения.Мотивация обучения может быть различной. Среди мотивов обучения обычно выделяютследующие: интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков;стремление получить определенную работу в будущем; желание установить контактыс другими обучающимися и др. Практическая направленность обучения.Производственное обучение должно быть направлено, прежде всего, на получениеобучающимися конкретных знаний и навыков, необходимых для выполненияопределенной работы в конкретной организации. Стадийность обучения предполагаетпреемственность программ и комплексное осуществление обучения. Наличие обратнойсвязи. Суть этого принципа в том, что результаты обучения должны сопоставлятьсяс его целями, а эффективность обучения должна оцениваться на основе достиженияцелей обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции тесновзаимосвязаны и реализуются в комплексе в едином педагогическом процессе.
52Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности вцелях подготовки её к активному участию в общественной, производственной икультурной жизни. В этом смысле Воспитание осуществляется в процессеорганизованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольныхучреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Воспитание тесносвязано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессеобучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательноевоздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки итехники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды —печать, радио, телевидение (см. также Социализация). На определённом уровнедуховного развития личности возникает потребность человека всамоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания. Основныевиды Воспитание — семейное, или домашнее (см. Семейное воспитание), иобщественное (общественно-организованное). Последнее в ходе историческогоразвития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.Воспитание — всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобысохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводитьматериальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новыепоколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих,обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной идуховной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшимипоколениями обеспечиваются Воспитание Ему принадлежит ведущая роль и виндивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека. Какявление, присущее всем общественно-экономическим формациям, Воспитание имеетнекоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями,забота о здоровье и развитии физических сил, формирование мировоззрения ит.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам Воспитаниесущественно изменяется в зависимости от исторического развития общественныхотношений. Основные принципы Воспитание детей и юношества в социалистическомобществе: связь Воспитание с жизнью, с практикой коммунистическогостроительства, Воспитание в труде и в коллективе, развитие инициативы исамодеятельности в сочетании с тактичным педагогическим руководством,последовательность, преемственность и систематичность процесса Воспитание, учётвозрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. Всоответствии с этими принципами применяются и разные методы Воспитание Особеннобольшое место занимают методы убеждения и упражнения в процессе организацииразнообразной деятельности воспитанников. К методам педагогического воздействияотносятся также поощрение и наказание. Воспитательное воздействие на человекаоказывается и в зрелые годы. Воспитание взрослых осуществляется в процессе ихпроизводственной и общественной жизни, а также в результате воспитательнойработы, проводимой партийными, государственными и общественными организациями,культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, клубами, дворцами идомами культуры, музеями, лекториями и т.д.).
53.Сущность, цели, задачи и функции воспитания. Воспитание – приспособлениечеловека к условиям существования. Если человек приспособился к среде, вкоторой он существует, он воспитался. Естественно, уровень воспитания у каждогочеловека свой, пропорциональный приложенным усилиям. Если обученность и образованиеобнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризуетповедение человека в создавшихся условиях. Воспитание готовит подрастающиепоколения к жизни в обществе, вооружает необходимыми для этого знаниями,умениями, навыками поведения. Воспитание совершенствует человека. Среди задачсовременного воспитания можно выделить постоянные, которые уже на протяжениидлительного времени решаются воспитанием; новые, возникшие сравнительнонедавно, в продолжение жизни одного поколения; и новейшие, появляющиесябуквально на глазах. Новейшие вытесняют традиционные. Цель воспитания – это то,к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются егоусилия. Целям подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания,поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных впедагогике. При практическом осуществлении цель выступает как системаконкретных задач. Справедливо определение: цель воспитания – это системарешаемых воспитание задач. Совершенный, всестороннее и гармонически развитыйчеловек – наивысшая цель воспитания.
54Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом Надостижение целей воспитания ориентированы методы воспитания. Методамивоспитания следует считать специфические способы и приемы педагогической работы,которые используются для развития таких компонентов личностных качеств, какмотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды, убеждения, навыки и привычкиповедения, а также для их коррекции и совершенствования. Методы обучения можноподразделить на три крупных блока. 1. Методы формирования сознания личности. 2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 3.Методы стимулирования деятельности. К первой группе методов относят: убеждение,внушение, беседы, лекции, дискуссии, а также метод примера. Вторая группа методоввключает: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение,создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнование, поощрение,наказание, создание ситуации успеха.
Рассмотримсодержание этих методов. Убеждение — доказательство (или внушение) правильностиопределенной системы взглядов, позиций, ценностей. Положительный пример — поступок,подтверждающий (или иллюстрирующий) истинность заявленных позитивных установок,ценностей, идеалов. Приучение — доведенное до автоматизма выполнениевоспитуемыми каких-либо действий или поступков. Одобрение — признаниеправильности и поощрение определенных взглядов, поступков, установок. Осуждение- порицание определенных взглядов, поступков, установок Контроль — проверка.Основными средствами контроля являются педагогические наблюдения, беседы,опросы. Средства воспитания представляют собой конкретные виды работы(рассказы, беседы, объяснения, опросы и т. п.), которые используются в рамкахтого или иного метода воспитания. Рассказ — это последовательное изложение,преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной илиповествовательной форме. Основное содержание беседы как воспитательногосредства состоит в формировании тщательно продуманной системы вопросов,подводящих учащихся к получению новых знаний, нужных выводов и заключений.Объяснение — это доказательная форма изложения, основанная на применении логическисвязанных умозаключениях, устанавливающих истинность данного суждения. Опрос — получение письменных или устных ответов, учащихся на четко сформулированныепреподавателем вопросы. Методы и средства воспитания должны использоватьсякомплексно для наиболее эффективного осуществления на практике основныхнаправлений воспитания.
55 Принципы воспитания.Принципы воспитания – это общие фундаментальные (исходные) положения, в которыхвыражены основные требования к содержанию, методам, организации данногопроцесса. Требования, предъявляемые к принципам: 1. Обязательность. Принципывоспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полноговоплощения в практику. Нарушение принципов, игнорирование их требованийподрывают основы воспитательного процесса. 2. Комплексность. Принципы несут всебе требование комплексности, предполагающие их одновременное, а непоочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность.Все принципы равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращаетвозможные нарушения течения воспитательного процесса. Принципы, на которыхоснован воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественнаясистема воспитания руководствуется след принципами: -общественнаянаправленность воспитания; -связь воспитания с жизнью, трудом; -опора наположительное; -гуманизация воспитания; -личностный подход; -единствовоспитательных воздействий.
56 Методы воспитания.Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Целивоспитания можно достигнуть различными методами. Этих методов может бытьстолько, сколько найдет воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками,опираясь на их силы, возможности и желания. Общие методы воспитания – пути,которыми всегда вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Передкаждым воспитателем постоянно стоит задача совершенствования методов, и каждыйее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения,соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такиесовершенствования наз-ся приемами воспитания. Средства воспитания –совокупность приемов. Напр, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда,указание на ошибку – это приемы. 57 Формы воспитания:
— по количеству(изменялось число учащихся: от единиц и десятков школьников в далеком прошломдо обязательного школьного образования сейчас) делятся на индивидуальные (от 1до 2-3 чел), микрогрупповые (до 5-7), групповые (коллективные) (от 10 до 1000),массовые, где верхний предел не ограничен. Напр, самая крупная в мире массоваяформа воспитания – пионерская организация СССР ( в определенное времянасчитывали более 18 млн детей от 10 до 14 лет).
— по содержаниюзаложенной в них ведущей деятельности.
— по организации(направленности) деятельности. Ситуации естественного воспитания, специальноорганизованные воспитательные ситуации, воспитательные игры. При увеличениичисла воспитанников качество воспитания обычно снижается. Наибольшей эффективностивоспитания позволяют достигнуть индивидуальные и микрогрупповые формы. Однаковысокая стоимость препятствует их распространению. Большинство современныхвоспитательных систем используют групповые (коллективные) формы воспитания. Вмассовой форме организации воспитания используются: тематические вечера; вечеравопросов и ответов; тематически месячники, декадники, недели; читательскиеконференции; встречи с интересными людьми; смотры, конкурсы, олимпиады; турпоходы; фестивали; выставки; специфические формы организации. Групповая:классные часы; коллективные воспитательные дела; экскурсии; кружковая работа ит д.
Индивидуальные: чтениелитературы; проведение досуга, хобби занятия, самовоспитания и др.
58 Воспитание вколлективе.
Понятие «коллектив» впедагогике – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важныхпризнаков.
— Общая социальнозначимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями,поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии,конституции и законам гос-ва. — Общая совместная деятельность для достиженияпоставленной цели, общая организация этой деятельности. Каждый член коллективаобязан активно участвовать в совместной деятельности. — Отношения ответственнойзависимости. Рабочее сплочение, моральное единение. — Общий выборочныйруководящий орган. Демократия в коллективе. А.С. Макаренко разрабатывал теориюколлектива (ученического). Чтобы стать коллективом, группа должна пройтинелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделялнесколько стадий (этапов). Первая – становление коллектива. Педагог стремитсяоформить группу в коллектив. Первая стадия считается завершенной, когда вколлективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общейцели, общей деятельности, общей организации. На второй стадии увеличиваетсявлияние актива. Работа актива на этом этапе требует пристального вниманияпедагога.
Третья и послед стадиихарактеризуют расцвет коллектива. На данном этапе коллектив превращается винструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт,одинаковые оценки события – основной признак и наиболее характерная чертаколлектива на третьей стадии. На всех стадиях развития возникают и крепнутразнообразные традиции. В традициях можно выделить большие и малые. Большие –яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувствагордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менееважны по воспитательным воздействиям.
Макаренко выделял тривида перспектив (- это практическая цель, которая способна увеличить и сплотитьвоспитанников): близкую, среднюю и далекую. Близкая: совместная воскреснаяпрогулка, поход в цирк или театр и тд Средняя: подготовка к запланированномусобытию: подготовка к соревнованиям, школьному вечеру.
Далекая (- этоотодвинутая во времени, наиболее социально значимая цель, требующаязначительных усилий для достижения): цель успешного окончания школы.
59 Обязательность.Принципы семейного воспитания – это не простой совет родителям. Они требуютобязательного и полного воплощения в условиях семьи. Игнорирование ихтребований некоторыми родителями не просто снижают эффективность воспитательноговзаимодействия с детьми, но и подрывают его основы. Отец или мать, нарушающийтребования принципов, самоустраняются от участия в этом процессе, лишают детейрадости от общения с родителями, а в отдельных случаях даже приводят кформированию их психической патологии и (или) психологической (поведенческой)девиации. · Комплексность. Принципы несут в себе важное требование,предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение навсех этапах воспитательного взаимодействия в семье. Следовательно, они должныучитываться не в последовательной цепочке, а одновременно. Равнозначность.Принципы семейного воспитания как общие фундаментальные положения одинаковы попедагогической значимости. Среди них нет таких, что требуют реализации в первуюочередь, и таких, реализацию которых можно отложить даже на ближайшее будущее.Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные педагогическиенарушения течения воспитательного процесса в условиях конкретной семьи. § Принципкреативностипредусматривает создание в семье необходимых условий для свободногоразвития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знатьфизиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и другихзадатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении исовершенствовании. Это создает благоприятные предпосылки для диагностики иреализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфереобщественно-значимой деятельности. § Принцип гуманизмапредполагает признание личностиребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческойценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности иуникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни. § Принципдемократизмаосновывается на установлении равноправных духовных отношений междувзрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящейроли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о техили иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен статьправилом для семьи. § Принцип гражданственноститребует от родителейцеленаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системеобщественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может бытьучастие в работе общественных организаций, в последующем – реализациясобственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом исемьей. § Принцип ретроспективноститребует от родителей осуществлениявоспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственностинациональной воспитательной системы, учета национальных, региональных имуниципальных педагогических систем, устоев и традиций. § Принципприоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностейпредполагаетпостроение системы семейного воспитания с учетом общепризнанных нравственныхнорм и ценностей, а также подходов к построению межличностного взаимодействия.Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречилипризнаваемым человечеством. · Приоритет ближайшего круга общения. Его значениеосновано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямопропорциональна степени их духовной, этической, моральной и нравственнойблизости. Однако необходимо учитывать, что у тех, кого мы любим, всегда естьвласть над нами. · Считать ребенка таким, каким он должен быть. Соблюдениеэтого правила формирует так называемую «перспективу личностного развитияребенка». В связи с этим вполне уместно привести слова В.Гете: «Если мыпринимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся кним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им статьтакими, какими они в состоянии стать». · Избегать «давящего молчания».Молчание, иногда в воспитательных целях сознательно удерживаемое родителями,вызывает у ребенка нарастающее и непереносимое неприятное чувство, когда он самв себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Ты этого заслужилсвоим поведением». · Признание внутреннего начала ребенка. Великое искусстводелать детей другими состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать этоначало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим. · Использование«зависимости Парето»в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что впервые 20% времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся80% — всего лишь 20% эффективности. · «Попадание впросак». Непослушный ребенок,попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем онпонимает, что сам «подставился» своим непослушанием), спешит скорее из неевыбраться.
60Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная средаразвития личности Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначеннаядля оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжениирода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у человекапредставления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужнознать и как следует себя вести. Современная семья — это основанная на браке илиродстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связейвыделяют различные типы семей. Наиболее распространенной является простаясемья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (илисложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе исвязанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов,образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьивходят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однаколюбой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность ее членов. Всовместной жизнедеятельности членов семьи реализуются следующие функции: •репродуктивная — рождение детей; • хозяйственно-экономическая — ведение общегохозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о нетрудоспособных и ихматериальное обеспечение; • нравственно-психологического обеспечения — созданиеблагоприятного нравственно-психологического климата в семье,морально-психологическая поддержка каждого члена семьи; • коммуникативная — организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми исемьями; • рекреативная — организация досуга, обеспечение условий для восстановлениясил и здоровья членов семьи; • воспитательная — создание условий дляформирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей). Семейноевоспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условияхконкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитаниеохватывает все направления воспитательной работы: умственное (интеллектуальное)воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Приэтом очень важно, чтобы семейное воспитание не противопоставлялось школьномувоспитанию, а дополняло его. Семейному воспитанию присущи свои методы, аточнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания.Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияниесемьи на формирование личности ребенка реализуется в общении и совместнойдеятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия(материальные, жилищные и др.), нравственно- психологический климат и стильвзаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическоевоздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательнойактивностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых,педагогической культурой взрослых (их умением анализировать, планировать,организовывать воспитательную деятельность). Воспитательный потенциал семьи взначительной мере определяется ее типом. Существуют различные классификациисемей не только по составу, но и по типу взаимоотношений в них. Так, Ю. П.Азаров делит семьи на три типа: идеальные, средние и негативные (илискандально-раздражительные). М. И. Буянов различает такие типы семей, как гармоничная,распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные,псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефектывоспитания Семейное воспитание должно ограждать ребенка от контактов сбезнравственными людьми, а также исключать так называемые «прибавочныераздражители» (роскошь, лакомства, азартные игры и т. п.) из жизни ребенка. Нарядус общими факторами семейной педагогики на воспитательную функцию семьи воздействуютфакторы, обусловленные национальной спецификой и социально-культурными нормамии традициями, присущими определенному обществу. Для современной семьи особенноактуальна проблема отношений между поколениями внутри семьи. Можно выделить двастиля отношений между старшими и младшими поколениями в современных семьях:авторитарный и демократичный. Авторитарный стиль характеризуется властьюродителей (чаще отца) над детьми. Подобное воспитание преследует цельвыработать у младшего поколения привычку беспрекословного подчинения. При этомстаршее поколение мало считается с интересами, индивидуальностью и желаниямимладшего поколения. Дети в таких семьях растут обычно дисциплинированными ипослушными. Однако эти качества, как правило, результат слепого послушания,основанного на угрозе наказания. У младшего поколения в таких семьях слаборазвиты самостоятельность, инициатива, творчество В подростковом возрасте детив таких семьях нередко вступают в конфликты со старшими и отдаляются от семьи. Придемократичном стиле семейных отношений старшее поколение в семье выступаеторганизатором всего семейного коллектива. Наказания в таких семьях, какправило, не применяются. Младшему поколению предоставляется значительнаясвобода действий. Однако в этих семьях не всегда удается определить мерутребовательности к детям, выдержать режим дня, обеспечить посильный трудмладшего поколения. В результате дети имеют только права, но не имеют обязанностей,становятся индивидуалистами, не способными понимать других людей и бытьгражданами и патриотами.