Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическиеособенности формирования представлений об окружающем мире у старшихдошкольников
1.1 Психолого-педагогическаяхарактеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическоеобоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучнойкартины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическоеисследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольниковсо свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература
Введение
Старший дошкольныйвозраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываютсяосновы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, овзаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системенепрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полнораскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает,с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.
Современныедети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейсяжизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередьумение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно итворчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должновести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должнаориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний[1].
Кстаршему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативнойпреобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развитияпознавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой,исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, котораяразвивает продуктивные формы мышления. Задача педагога – не подавлять ребенкагрузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахожденияответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитиюпознавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия поознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы не толькопреподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания сами спомощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Актуальность нашей работыопределяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детейс физическими свойствами воды и воздуха, неразработанностью вопросов развития удетей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием четко системыобучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы,внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.
Объектом нашегоисследования является процесс применения различных методик для формирования удетей комплекса знаний о физических свойствах воды и воздуха.
Предмет исследования – формированиеу дошкольников представления о явлениях неживой природы.
Целью нашей работыявляется изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшегодошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Гипотеза исследования:применение различных методов при ознакомлении старших дошкольников сосвойствами воды и воздуха возможно и необходимо только тогда, когда педагогцеленаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности;обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующую деятельность;практические занятия способствуют формированию представлений об окружающеммире.
Объект, предмет, цель игипотеза определяют задачи:
1. Рассмотреть основныепсихолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия иметоды для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающеммире.
3. Провести опытно-экспериментальнуюпедагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятияхизучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности инеобходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашемисследовании.
Методологической основойисследования в нашей работе являются положения философии о развитии, всеобщейсвязи, взаимообусловленности явлений, предметов действительности, об отношениикак одной из форм отражения человеком окружающей действительности, учение оединстве человека, природы и общества, о непреходящей самоценности всего живого(В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, И.Т. Фролов, А.Л.Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Щвейцер и др.).
Теоретическую основусоставили положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка, о ролидеятельности в ее становлении, о возможности и необходимости формированиясистемных знаний, ценностных ориентации, концепции построенияпредметно-развивающей среды, зависимости существования любого организма отсреды обитания.
Методы исследования:теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогическийэксперимент; наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный иколичественный анализ экспериментальных данных; обработка результатовэксперимента.
Практическая значимостьработы: материал, изложенный в нашей работе, может быть использован во всех дляпрактической работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ. Такжематериал данной работы поможет педагогам в разработке перспективных планов,авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явленияминеживой природы.
Глава1. Психолого-педагогические особенности формирования
представленийоб окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста
дошкольныйестественнонаучный воздух вода
/>В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитиеинтеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитиеличности и деятельности характеризуется появлением новых качеств ипотребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок ненаблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметамии явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет егоразвитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позициидетей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей вдетском саду.[2] Воспитатель помогает дошкольникампонять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и наего основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания,общения, деятельности.
Опираясь нахарактерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признанииих возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия дляразвития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянносоздает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставитперед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желаниепреодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поискновых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможностьсамостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск несколькихвариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество,показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордостиот успешных самостоятельных действий.
Обязательнымэлементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешениипроблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом,воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх,головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов имоделей.[3] Воспитатель своимпримером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающиевопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строитдогадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование,рассуждение, предположение.
Старшиедошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старшихдошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении своспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками,посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связатьразвивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу статьшкольником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания иосвоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей,формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своихдействий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравненияобъектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общегоправила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся сребенком или с подгруппой старших дошкольников.
Организованноеобучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в формеподгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике,подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитиюхудожественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей.В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаютсявозможности для расширения, углубления и широкого вариативного применениядетьми содержания, освоенного на занятиях.
Условиемполноценного развития старших дошкольников является содержательное общение сосверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общенияс каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие,любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделейвзаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенкановым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когдавоспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемыйвзрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешениипроблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы ит.п.
Важнымпоказателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе идругим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервыепозволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и спомощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначесоотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен илихотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я»непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способностьприобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуацияхвзаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступаяактивно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Черезсамопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающемего мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольниковспособности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценностиокружающих людей.
В связи совсем вышесказанным можно выделить следующие задачи воспитания и развития детейв старшем дошкольном возрасте[4]:
1. Воспитаниекультуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
2. Развитиеэстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детейк художественной культуре.
3. Развитиепознавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальныхспособностей детей.
4.Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позициишкольника.
5. Развитиедетской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувствасобственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности итворчеству.
Это общиезадачи, нашей же более частной задачей является при помощи системы методов иприемов, различных видов работы, формировать у детей представление обокружающем мире, о свойствах неживой природы, в частности воды и воздуха, атакже развития у детей познавательной активности, стремления к активнойдеятельности, умению добывать знания экспериментально-исследовательским путем врамках своих возрастных способностей.
1.2 Теоретическоеобоснование необходимости формирования у
дошкольниковестественнонаучной картины мира
Задачивоспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год,совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапезадачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитойличности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческогоотношения к выполнению всех видов деятельности. Разработаны принципы отбора исистематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определенпримерный объем систематизированных знаний. При этом детей надо знакомить лишьс достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существеннуюроль играют специфические формы мышления дошкольников, а именнонаглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания – это продуктопределенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знанийнеобходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этихположений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения.
Дошкольников знакомят сдоступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельнорассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Кмоменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильныепредставления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и онекоторых внутренних связях и отношениях[5].
Знакомство с явленияминеживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьногообучения. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактамидействительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту.Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться вувлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно проходить безсообщения каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания,запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в процессеознакомления лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Важно,что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций.[6]
Ребенок познает мир впроцессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве совзрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразновыделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскуюдеятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей,явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение,систематизацию представлений об окружающем.
Истокипознавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственномдошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковойактивности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чегонужно бережно относиться к окружающему миру?
Удовлетворяясвою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательскойдеятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, сдругой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания –средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными,пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельныепредставления в целостную картину мира. Кроме того,познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание,мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делатьоткрытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества,как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Задачипознавательно-исследовательской деятельности[7]:
· использоватьпознавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую дляпознавательного развития ребенка;
· обеспечитьосвоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта(причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход отсистематизации опыта на уровне практического действия к уровню символическогодействия (схематизация, символизация связей и отношений между предметамиокружающего мира);
· стимулироватьдетей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, ксловесному анализу-рассуждению;
· развиватьпознавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельнуюисследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
· расширятькругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта вболее широкую пространственную и временную перспективу.
Начальные знания о свойствахвоздуха и воды ребенок получает в раннем и среднем дошкольном возрасте. Встаршем дошкольном возрасте продолжается закрепление знаний о физическихсвойствах предметов. Детям даются представления о некоторых факторах окружающейсреды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода и ее переход вразличные состояния – жидкое, твердое).
Опираясь на повседневныйопыт детей 5-7 лет их можно знакомить с: 1) тепловыми явлениями; 2)превращениями твердых тел в жидкие, жидких в парообразные, и наоборот; 3)воздух и его простейшие свойства. В старшей группе рекомендуется обращатьвнимание детей на воздух и его свойства, объяснять, что ветер – это движениевоздуха, что человек и животные дышат воздухом, воздух необходим для всегоживого на земле.
Воздух – это вещество, ногазообразное. Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, иглавная из них – ребенок не видит воздуха, не может потрогать его руками, неможет с ним манипулировать. Для ознакомления с воздухом и его свойствами можнопровести следующие занятия:[8]
Занятие 1 «Воздух, какего обнаружить».
Занятие 2 «Как можнообнаружить воздух».
Занятие 3 «Сжимаемостьвоздуха. Вес воздуха».
Занятие 4 «Свойствавоздуха».
Наблюдения:
- прозрачностьвоздуха, скорость передвижения (ветры разной силы).
- изменениетемпературы воздуха.
- сжимаемостьвоздуха (надувание шаров и др.).Назанятиях проводятся следующие опыты:
1. Воздух, способы его обнаружения(воздух в воде, земле).
— свойства воздуха.
Опыт 1.Воздух нам необходим, чтобы дышать.Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаемвоздух – в стакане появляются пузырьки.
Опыт 2. Сделайте маленький парашют.Покажите, что когда парашют спускается, воздух под ним расширяет купол, поддерживаетего, поэтому снижение происходит плавно.
Опыт 3. Воздух невидим, не имеетопределенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеетсобственного запаха. Возьмите корки апельсинов и предложите почувствоватьзапахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт 4. Воздух имеет вес. Положите на чашивесов надутый шарик и не надутый: чаша с надутым шариком перевесит.
Опыт 5. Поставьте открытую пластмассовуюбутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на горлышконенадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайтеза тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух принагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шариксдуется, т.к. воздух при охлаждении сжимается.
Продолжается закреплениезнаний детей о свойствах воды, льда, снега.
Здесь возможно применениеразличных игр: «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью фильтра-бумаги,марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду). «Вырастим кристаллы» (делатьнасыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли).«Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевойраствор). «Царство цветных льдинок» (замораживание цветной воды в формочках).«Наливаем – выливаем» (наполнение водой разных сосудов с узким и широким горломс помощью воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев). «Испытание кораблей»(испытание плавучести разных предметов на спокойной воде, во время ветра,нагоняя его разными способами).
Также возможно проведениеследующих опытов:[9]
Опыт 1.Вода не имеет формы и принимает формутого сосуда, в которой налита. Вспомните, где и как разливаются лужи.
Опыт 2.Вода не имеет вкуса. Сначала детипробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой –сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?
Опыт 3. Вода не имеет запаха. Предложитьпонюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чемтеперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой.
Опыт 4. Вода не имеет цвета (подкрашиваниеводы).
Опыт 5. Животворные силы воды. Поставить вводу срезанные ветки. Понаблюдать, как появятся корешки. Одно из важных свойстввода – давать жизнь всему живому. Рассказать о засухе.
Опыт 6. Испарение. Вскипятить воду, накрытьводу крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, иэти капли падают вниз.
Опыт 7. Защитные свойства снега (воду в 3-хбутылках закрыть на разную глубину в снеге).
Если в более раннемвозрасте дети научились различать твердые предметы и жидкости, то в старшейгруппе вполне возможно сообщить детям знания о том, как осуществляется переходиз одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар инаоборот). Снег, лед – это вода изменившая свое состояние под воздействиемнизкой температуры.
Основная задача –сформировать у детей представление всеобщности этих явлений: все твердые теламожно превратить в жидкость, все жидкости могут быть превращены в пар.Ознакомление проводится через занятия, наблюдения, опыты.
В настоящее время всистеме дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познаниязакономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, которыйдавно занял прочное место в высшей и средней школе. Современные исследователи(Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н.и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьмидошкольного возраста.
Существуют различныеподходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашей работе мыпридерживались определения, предложенного Поддьяковым Н.Н.: «Детскоеэкспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с однойстороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой»[10].
На основе анализапсихолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том,что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главноедостоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детямреальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о еговзаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментаидёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к.постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравненияи классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себяактивные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутойгипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детскоеэкспериментирование является хорошим средством интеллектуального развитиядошкольников.[11]
Детскоеэкспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферуребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счётповышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментированиеявляется наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живойи неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получаетвозможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себяучёным, исследователем, первооткрывателем.
В старшей дошкольнойгруппе могут быть выполнены некоторые эксперименты с воздухом и водой. Для ихпроведения понадобятся воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки,прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, емкость с водой, салфетки,свеча, банка, почтовые открытки, сырые картофелины.
1. «Поиск воздуха»
Можно предложить детямдоказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любыепредметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы наоснове результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которойопущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).
2. «Живая змейка»
Зажигается свеча,воспитатель дует на нее, спрашивает у детей, почему отклоняется пламя(воздействует поток воздуха). Далее можно предложить рассмотреть змейку (круг,прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию ипродемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее,над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплыйвоздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощьюобогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
3. «Реактивный шарик»
Предложите детям надутьвоздушный шар и отпустить его, обратите их внимание на траекторию идлительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летелдольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляетего двигаться в противоположную сторону. Расскажите детям, что такой же принциписпользуется в реактивных двигателях.
4. «Подводная лодка»
Предложите детямвыяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли онсам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду,переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку длякоктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняетсяводой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стаканчерез трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.
5. «Сухой из воды»
Предложите детямобъяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить,можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Детиубеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стаканвверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого днаемкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стаканпредложите определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воденамочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонитьстакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
6. «Свеча в банке»
Предложите детямвыяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни кпламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу,накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет. Задачавоспитателя: привести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород,который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода когню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
7. «Почему невыливается?»
Предложите детямперевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказываютпредположения, пробуют. Затем наполните стакан водой до краев, покройте егопочтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переверните стакан вверхдном. Уберите руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода невыливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух,он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина –воздушное давление).
Данные экспериментырешают важные педагогические задачи: развивать познавательную активность детей,инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связина основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей отом, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширятьпредставления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствоватьопыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Глава 2. Экспериментально-педагогическоеисследование
примененияразличных методик для ознакомления старших
дошкольниковсо свойствами воздуха и воды
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
Опыт проводился в старшей группе детского сада с детьми в возрасте 6 лет. Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом.
Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.
Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице. Например:
ФИО ребенка
возраст
индивидуальные психологич. особенности
что необходимо учитывать в работе
Завгородняя Анна Геннадьевна
5 лет 7 мес.
Спокойная, усидчивая, немного робкая в общении
необходимо индивидуально обратиться к ней, назвать по имени, спросить, все ли она поняла, можно дать самостоятельную работу
Каплин Александр Сергеевич
6 лет 1 мес.
активный, любознательный, непоседливый, торопится при выполнении заданий
корректировать деятельность, добиваться более тщательного и вдумчивого выполнения заданий
Отбор содержания занятияосуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература, сборникиигр, сборники дидактических упражнений и заданий для детей, отбирались игры изадания, соответствующие тематике планируемого эксперимента, целям обучения,возрасту, особенностям детей. На констатирующем этапе выявлялись начальные знаниядетей о воде и воздухе, для этого им задавались вопросы, например, что такоевоздух, где он, где вода, какая она, воспитатель просил показать их накартинках речку, озеро (места, где находится вода).
Затем начиналсяформирующий этап эксперимента.
На этом этапе былипроведены несколько обучающих занятий, направленных на закрепление у детейзнаний о воде и воздухе.
Занятие 1.Название: Волшебная капля воды.
Тема: знакомство сосвойствами воды.
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомить детей со свойствами воды:
o прозрачность,
o не имеет вкуса и запаха,
o вода растворитель,
o вода обладает памятью.
2. Развивать навыки проведениялабораторных опытов:
o закреплять умение работать спрозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.
o закреплять умение работать снезнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
· развиватьсоциальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнениепартнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие:
· активизация иобогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по темезанятия.
Предварительная работа:
· рассматриваниеглобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучиваниестихотворений о роднике, реке, море.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, видеозапись, колбы,вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры,листы бумаги.
Ход занятия
Вводная часть.
Слово воспитателя
Для тогочтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии – отгадайте загадку:
Если рукинаши в ваксе,
Если на носсели кляксы.
Кто тогда нампервый друг,
Снимет грязьс лица и с рук
Без чего неможет мама
Ни готовить,ни стирать,
Без чего, мыскажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лилсядождик с неба,
Чтобы росликолосья хлеба,
Чтобы плыликорабли,
Чтобыварились кисели,
Чтобы не былобеды –
Жить нельзянам без… (Воды)
Сегодня мыпоговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать,играть.
Где в природемы можем увидеть каплю воды?
Ответы детей. Стихи о роднике, реке, море.
(на доске иллюстрации различных водоемов)
Игровойпрактикум «Мама Тучка»
Воспитатель:
Давайтепредставим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу.
— Капельки,вам пора отправляться в путь (звучитаудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю.Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают).Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькимивеселыми ручейками. («Капельки» составляютручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большойрекой. («Ручейки» соединяются в однуцепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют.
Текла, текларечка и попала в большой океан. (Детиперестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали,плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала имдомой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулисьвверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчикахвокруг воспитателя).
Воспитатель:Где встречается капелька воды?
Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане…
Воспитатель:А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобывыяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.
Основная часть. Исследование «Волшебная вода»
Воспитатель:
Запомнитеправила поведения в лаборатории:
— Не шумите –этим вы мешаете другим.
— Аккуратнообращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
— Слушайте воспитателя.
— Внимательноследите за результатами опыта.
— Закончивнаблюдение, постарайтесь сделать вывод.
(Дети проходят к рабочим столам. На столах колбы, вода,молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой)
Воспитатель: опускает в стакан с молокомигрушку. Видна ли игрушка?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видныигрушки?Ответыдетей: видны хорошо.
Воспитательформулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды –прозрачность.
Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.
Ответы детей: вода без вкуса.
Воспитатель: Пахнет ли вода чем-нибудь?
Ответы детей: нет.
Воспитательподводит детей к выводу о том, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
Воспитатель:Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Ответы детей: сахар растворяется.
Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?
Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочексахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что еще одно свойство воды – в ней можнорастворять различные вещества. Вода – растворитель.
Воспитатель формулирует итог всего эксперимента: вода – одно из самых удивительныхвеществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса изапаха, является растворителем, обладает памятью.
Заключительнаячасть. Творческая работа.
Детивыполняют коллективную работу по рисованию на тему «Вода».Знакомство детей со свойствами воды продолжено наследующем занятии под названием «Удивительная вода».Цели остаются те же, меняется содержательная частьзанятия, идет дальнейшее закрепление у детей знаний о свойствах воды. Дляпроведения занятия понадобятся следующие материалы:
· Прозрачные,стеклянные стаканчики разной формы.
· Фильтровальнаябумага.
· Вещества, которыемы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука,краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительноемасло.
· Предметы круглойи квадратной формы на каждого ребенка.
· Иллюстрации сизображением водоемов, водяных мельниц,
водохранилищ.
· Электрообогревательили кипятильник.
Ходзанятия:
Вводное слововоспитателя.
Ребята,сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают влаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами(ответы детей о том, какие опыты были проведены на прошлом занятии). Ребята,хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайтек нему подойдем и рассмотрим его.
Дети подходятк фонтану и рассматривают его.
Воспитатель:Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городеесть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода).
Что можносказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: водаплещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель:Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите кстолу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети:Стеклянная.
Воспитатель:Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети:Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.
Воспитатель:Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надомедленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельнаяработа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду избутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Водажидкая.
Воспитатель:Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь вреках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, тоеё называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какойформы эти предметы?
Дети: Кубикимеет квадратную форму, шарик – круглую.
Воспитатель:Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменятли они свою форму?
Дети: Нет, влюбом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель:А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будемналивать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Самостоятельнаяработа детей.
Воспитатель:Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму онапринимает?
Дети: Формубаночки.
Воспитатель:А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Водаприняла форму этих предметов.
Воспитатель:Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали – чашки,блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода неимеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который еёналивают.
Воспитатель:А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на двекоманды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другаякоманда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Итак, начали:«Вода это хорошо. Почему?».
Дети: Воданужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть сводой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна длятого, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные,возле воды обитают птицы.
Воспитатель:Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.«Вода – это плохо. Почему?».
Дети: Если вжару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Еслинеаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть.Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешьплавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель:Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когдаэто происходит?
Дети: Когдаеё нагревают.
Воспитатель:А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь,газ, электронагреватель.
Воспитатель:На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как онназывается? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно – это кипятильник.
Давайте с егопомощью попробуем нагреть воду.
Детирассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта.Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель:Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Онакипит, булькает, бурлит.
Воспитатель:А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: Да, онаочень горячая.
Воспитатель:Приведите примеры, где вода очень – очень горячая, а где теплая.
Дети: Вчайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.
Теплой водаможет быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, изкоторого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. Встиральной машине, В батареях.
Воспитатель:Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Водаможет нагреваться, может быть теплой и горячей.
Воспитатель:Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остаетсягорячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильноэто пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. Авы не знаете?
Высказываниядетей.
Воспитатель:Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы этопроверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видитена зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детямпотрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделатьвывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагрета».
Физкультминутка«Рыбки плавали, ныряли».
Воспитатель:Ребята, сейчас мы проведем еще один опыт. Возьмем баночку с водой и нальем тудамасла. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду ипочему?
Дети: Нет.Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель:Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобыона стала чистой?
Дети: Еёнужно очистить от масла.
Воспитатель:А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простойфильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки.Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем,как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтрсамостоятельно.
Самостоятельнаяработа детей.
Воспитатель:У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, какработают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленуюводу в баночку с фильтром.
Идетсамостоятельная работа детей.
Воспитатель:Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Водастала чистой.
Воспитатель:Куда же делось масло?
Дети: Всемасло осталось на фильтре.
Воспитатель:Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мыс вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартирычерез водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или изкакого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальныеводоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши,воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода ужепопадает в водопровод.
Воспитатель:Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бываетвода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бываетвода?»
ИГРА: детивстают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросыи бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бываетвода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная,безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная,речная, болотная, родниковая).
После игры,воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.
Воспитатель:Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новыесвойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Водаэто жидкость;
Вода не имеетсобственной формы;
Вода можетнагреваться, быть горячей;
Воду можноочистить с помощью фильтра.
Воспитатель:Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали оводе?
Говорят онавезде!
Вы в пруду еёнайдёте,
И в сыромлесном болоте.
В луже, вморе, в океане
И вводопроводном кране,
Как сосульказамерзает,
В лес туманомзаползает,
На плите увас кипит,
Паром чайникашипит.
Без неё намне умыться,
Не наесться,не напиться!
Смею вам ядоложить:
Без неё нам непрожить!
Воспитатель:Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь иохранять.Для ознакомления детей со свойствами воздуха был проведен ряднесложных, но занимательных опытов на занятиях по данной теме.
Опыт 1.
Детям предлагаетсяснова опустить стакан в банку с водой, но предлагается держать стакан не прямо,а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откудаони взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздухпрозрачный, невидимый.
Опыт 2.
Детямпредлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?(Получается буря в стакане воды).
Опыт 3.
Детямпредлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушныхшариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детямнадуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушномшарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь непоместится. Так что главное – не перестараться. (Предлагает детям поиграть сшарами).
Опыт 4.
После игрыможно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этомзвук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что оничувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро,он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, онбудет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт 5.
Воспитательинтересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Этаигрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в нейпоявится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она несможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детямпредлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть лиразница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другойпочти не скачет?
Вывод: чембольше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт 6.
Детямпредлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательныекруги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздухлегче воды.
Опыт 7.
Попробуемвзвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её серединезакрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушныхшарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении.Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаровострым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдетвоздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарикбез воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики безвоздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт 8.
Для егопроведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную илихолодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечувнизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куданаклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней– наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легкопутешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает черезщель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.
А с улицы кнам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздухтяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться уземли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит,вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегаетиз комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).
Вывод:Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу,ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодныйвоздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт 9.
Приготовьтена столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное,Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.
Вывод: Чемсильнее дуть, тем больше волны.
Опыт 10.
Опуститекораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие кораблидвижутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А есливетер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящеекрушение (всё это дети могут продемонстрировать).
На этомформирующий этап закончен, начинается контрольный этап.
Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойства воды и воздуха. Для этого детям задаются в конце каждого занятия детям задавались вопросы по теме, а в конце каждого эксперимента и опыта воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.
После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.
Таким образом, согласногипотезе нашего исследования, применение различных методов при ознакомлении старшихдошкольников со свойствами воды и воздуха возможно и необходимо только тогда,когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные видыдеятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующуюдеятельность; практические занятия способствуют формированию представлений обокружающем мире. Это и доказывают проведенные нами опытно-экспериментальныезанятия по общей теме «Свойства воды и воздуха». Следовательно,экспериментально-опытная деятельность является необходимым элементом обучающегопроцесса при изучении свойств неживой природы и должна быть включена в системуметодов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей старшегодошкольного возраста.
Заключение
Старший дошкольныйвозраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именнов этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. Встаршем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности идеятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей:расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдалнепосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами иявлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но при этом детей все же надознакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которыхсущественную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именнонаглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания в старшемдошкольном возрасте должны становится продуктом определенных познавательныхдействий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новыхпознавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаныразнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.
Дошкольников знакомят сдоступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельнорассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Кмоменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильныепредставления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и онекоторых внутренних связях и отношениях.
Знакомство с явленияминеживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьногообучения. Прежде всего, детей знакомят с теми фактами действительности, которыетак или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироватьсяна живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме.
В настоящее время всистеме дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познаниязакономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Современныеисследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.,Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и вработе с детьми дошкольного возраста.
В ходе проведенного намиопытно-педагогического исследования нами было установлено, что экспериментированиевключает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений,реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мыпришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средствоминтеллектуального развития дошкольников.
Детскоеэкспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферуребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счётповышения общего уровня двигательной активности.
Литература
1. Акимова Ю.А.Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Вахрушев А.А. Мири человек. – М.: Дрофа, 1998.
3. Выготский Л.С.Проблема возраста. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
4. Дыбина О.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.,2005.
5. Дыбина О.В.Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.
6. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. –М.: Творческий Центр. 2003.
7. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М.:Изд-во РОУ, 1996.
8. Куликовская И.Э.,Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед.общество России, 2003
9. Организацияэкспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2004
10. Перельман Я.И. Занимательныезадачи и опыты. – Екатеринбург, 1995.
11. Поддъяков Н.М.Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
12. Равиза Ф.В.Простые опыты. – М., 1997.
13. Рыжова Н. Игры сводой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.
14. Смирнов Ю.И.Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб., 1998.