Реферат по предмету "Право"


Пределы применения принуждения в уголовном процессе

Министерство образования Российской Федерации Лига развития науки и образования Россия Общество возрождения России Италия Международный Институт Управления Ярославский филиал Контрольная работа по дисциплине Уголовный процесс тема 17 Пределы применения принуждения в уголовном процессе Содержание стр. 1.Введение. 2.Основания и порядок применения мер принуждения.


3. Задержание подозреваемого 4. Иные меры процессуального принуждения. 5. Меры пресечения. 6. Виды мер пресечения. 7. Сроки содержания под стражей. 8. Обжалование избранных мер пресечения. 9. Отмена или изменение меры пресечения. 10. Заключение. 41 Список использованной литературы. 1.Введение


Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Под государственным принуждением следует понимать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства. Правовое же принуждение выражается в принуждении к исполнению требований права. Оно может выступать в многообразных формах и иметь различный характер.


Это и меры воздействия, направленные на устранение неправомерного поведения отдельных лиц и на восстановление нарушенного права меры, применяемые к участникам процесса в целях пресечения или предотвращения их противодействия ходу уголовного судопроизводства и выполнению его задач. Они могут иметь гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер. Меры уголовно-процессуального характера, применяемые государственными органами и должностными


лицами в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер. В уголовном процессе меры принуждения применяются государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого


поведения создает или может создать препятствия для успешного хода и порядка уголовного судопроизводства имеют конкретные цели применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность. 2.Общей для всех мер утоловно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются.


Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение неприкосновенности личности задержание, арест свободы передвижения домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении права осуществлять трудовую деятельность отстранение от должности ограничение права распоряжаться имуществом наложение ареста на имущество и т.п Внешне принуждение выражается в форме психического, физического или морального воздействия


на поведение субъекта как с целью пресечения, так и с целью предупреждения его неправомерного поведения. В целом меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке в отношении подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика, понятого


ч. 2 ст. 111 УПК Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г. 174-ФЗ. Эти меры направлены на предупреждение или пресечение неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора. По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения.


Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, УПК устанавливают важные процессуальные гарантии этого ст. 55, 56 Конституции Конституция РФ от 12.12.1993г ст. 6, 10, гл. 12-14 УПК Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г. 174-ФЗ . К ним относятся установление в законе правила о том, что меры процессуального


принуждения могут применяться только по возбужденному уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых других мер процессуального принуждения необходимо, как правило, привлечение лица в качестве обвиняемого например, отстранение от должности или подозреваемого. Закон устанавливает исчерпывающий круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, и лиц, в отношении которых они могут быть применены.


Меры процессуального принуждения могут быть применены лишь при наличии указанных в законе оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия. При применении принудительных мер пресекательного характера меры пресечения, привод, задержание эти обстоятельства, например, выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях лица. Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения.


Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности . В УПК все меры процессуального принуждения делятся на три вида задержание гл. 12 меры пресечения гл. 13 иные меры уголовно-процессуального принуждения гл. 14 . 3. Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая


органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. п.11 ст.5 УПК . По существу - это кратковременное лишение свободы, которое в силу своей неотложности не требует для его применения согласия суда. Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, порядок, сроки задержания ст.


91-96 УПК . Так, задержание может осуществляться только при определенных условиях и по основаниям, указанным в законе. Лицо может быть задержано лишь по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Под основаниями задержания понимаются фактические данные, устанавливающие обстоятельства, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно 1 когда лицо застигнуто при совершении преступления


или непосредственно после его совершения 2 когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Представляется, что закон имеет в виду потерпевших, которые были очевидцами преступления. Не могут быть основанием для задержания показания потерпевшего, например, которое высказывает подозрение в отношении лица, совершившего кражу из квартиры во время его отсутствия 3 когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.


При наличии иных данных кроме указанных в п. 1-3 ст. 91 УПК , дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо в случаях, когда прокурором, следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу ч.


2 ст. 91 УПК . Под иными данными следует понимать обстоятельства, установленные в ходе производства по делу с помощью доказательств, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Таким обстоятельством, например, является установленное с помощью показаний свидетелей и потерпевших сходство подозреваемого по приметам с разыскиваемым лицом и т.п. Поскольку иные данные менее определенны, чем основания для задержания, предусмотренные в п.


1-3 ч. 1 ст. 91 УПК, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями а именно попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов устанавливающих личность подозреваемого. Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению. Представляется, что этим требованиям отвечает и задержание в случаях, когда полномочными должностными


лицами направляется ходатайство в суд об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Избрание меры принуждения и выбор ее вида право, а не обязанности лиц, ведущих судопроизводство, закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие необходимость


задержания в данном конкретном случае. Это может быть необходимость воспрепятствовать подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, уничтожить доказательства по делу при наличии данных о подобных намерениях лица. Закон устанавливает сроки задержания, а также момент, с которого начинается его исчисление. Срок задержания не может превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке


п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК. В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г. 174-ФЗ при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания. Под моментом фактического задержания понимается момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления п.


15 ст. 5 УПК . Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания. После доставления в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания . В течение этих трех часов должны быть собраны необходимые данные о задержанном


установлена его личность и т.п В протоколе должны быть указаны как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим.


С этого момента подозреваемый пользуется всеми правами, предоставляемыми ему как участнику процесса ч. 4 ст. 46 УПК . В течение 12 часов а не 24 часов, как это было по УПК РСФСР с момента задержания о произведенном задержании письменно уведомляется прокурор ст. 92 УПК . В каждом случае подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК не позднее 24 часов с момента фактического задержания.


В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК. С момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных ст. 91 и 92 УПК, защитник допускается к участию в деле В момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК но зачастую возможность реализации этого права начинается


с момента доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. До начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечивается свидание с защитником наедине. В случае необходимости производства с ним следственных действий время свидания может быть ограничено. Но оно во всяком случае не может быть менее двух часов. Не позднее 12 часов с момента задержания в порядке, установленном ст.


96 УПК, родственники и другие лица уведомляются о произведенном задержании. Основания и порядок освобождения задержанного установлен в ст. 94 УПК. По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению, если 1 не подтвердилось подозрение в совершении преступления 2 отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу 3 задержание произведено с нарушением требований ст.


91 УПК, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания. Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу на срок не более чем 72


часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК . 4. Иные меры процессуального принуждения.Видом мер утоловно-процессуального принуждения кроме мер пресечения являются иные меры процессуального


принуждения гл. 14 УПК . Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса. К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как 1 обязательство о явке 2 привод 3 временное отстранение от должности 4 наложение ареста на имущество.


К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь 1 обязательство о явке, 2 привод, 3 денежное взыскание. Обязательство о явке отбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд. Оно состоит в письменном обязательстве лица своевременно явиться по вызову соответствующих должностных лиц, а в случае изменения места жительства незамедлительно сообщить им об этом.


Лицу разъясняется, что в случае нарушения обязательства о явке оно может быть доставлено приводом, о чем делается отметка в обязательстве ст. 112 УПК . Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица. Статья 113 УПК регламентирует условия и порядок осуществления привода, устанавливая недопустимость


привода в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а также лиц в возрасте до 14 лет, беременных женщин и больных, которые не могут по состоянию здоровья оставлять место своего пребывания, что должно быть удостоверено врачом. Привод осуществляется органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, а также судебными приставами по обеспечение, установленного порядка деятельности суда по поручению последнего. См. Инструкция о порядке осуществления привода, утв. приказом


МВД России от 21 июня 2003 г. 438 Российская газета. 2003. 11 июля. Временное отстранение от должности может применяться в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда, находясь на должности, это лицо может помешать расследованию по делу путем воздействия на подчиненных ему лиц, вызываемых для допроса в качестве свидетелей, уничтожения или фальсификации документов, других доказательств и т.п.


Порядок временного отстранения от должности и его отмены определяется ст. 114 УПК. Отстранение от должности осуществляется только по постановлению судьи, вынесенному по ходатайству, возбужденному дознавателем, следователем с согласия прокурора. В ч. 5 ст. 114 установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц. Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий может


быть наложен арест на полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст.


115 УПК. Поскольку наложение ареста на имущество ограничивает право собственности лиц, эта мера процессуального принуждения применяется по постановлению судьи, по ходатайству, возбужденному прокурором, а также дознавателем или следователем с согласия прокурора. Наложение ареста на имущество производится в присутствии понятых. Арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с ГК не может быть обращено взыскание. Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги регламентируются


ст. 116 УПК. В качестве меры процессуального принуждения в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда ст. 117 УПК . Порядок наложения денежного взыскания определяется ст. 118 УПК. Денежное взыскание налагается судом независимо от того, в какой стадии процесса было допущено


нарушение. Если нарушение допущено в ходе досудебного производства, то соответствующее должностное лицо составляет протокол и направляет в районный суд, который должен рассмотреть протокол в течение пяти суток с момента его поступления. Если нарушение допущено в ходе судебного заседания, суд рассматривает его в том же судебном заседании, о чем выносится определение или постановление. Денежное взыскание за нарушение порядка в судебном заседании в соответствии со ст.


258 УПК может быть наложено лишь на лиц, присутствующих в зале заседания, но не на участников процесса. Анализ норм УПК, регламентирующих процессуальное положение всех участников процесса, приводит к выводу, что возможность применения мер денежного взыскания к участникам процесса законом не предусмотрена. В отношении же участников процесса закон ст. 258 устанавливает иные меры воздействия предупреждение, удаление из зала заседания, отложение судебного разбирательства с сообщением соответствующему прокурору


или в адвокатскую палату . В ст. 103, 105 УПК, устанавливающих ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда. 5. Меры пресечения. Меры пресечения - это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном


УПК, к обвиняемому в исключительных случаях к подозреваемому , подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы. Дознаватель, следователь, прокурор и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК. Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем следователем, прокурором, в пределах своих полномочий, а также судом решения о мере пресечения в отношении обвиняемого или подозреваемого.


Применение меры пресечения - процессуальные действия осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения п. 13, 29 ст. 5 УПК . Таким образом, применение мер пресечения возможно только после возбуждения уголовного дела. Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим. Дознаватель, следователь, прокурор и суд из приведенных в законе мер пресечения обвиняемому, подозреваемому,


подсудимому вправе избрать только одну из мер пресечения, предусмотренных ст. 98УПК. Избранная мера пресечения должна минимально ограничивать их права и свободы и в то же время максимально обеспечить производство по делу для выполнения его назначения. Полномочные должностные лица вправе избрать меру пресечения, но не обязаны прибегать к этому, если возможно ограничиться отобранием от подозреваемого или обвиняемого обязательства о явке по вызову


Приложение к ст. 476 УПК которое мерой пресечения не является. При производстве предварительного расследования дознаватель, следователь и прокурор вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме домашнего ареста и заключения под стражу, которые требуют судебного решения. Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пределах предоставленных ему полномочий. Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного производства


по уголовному делу. Основания для избрания меры пресечения изложены в ст. 97 УПК, в соответствии с которой полномочные должностные лица вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что он скроется от дознания, предварительного следствия или суда может продолжать заниматься преступной деятельностью может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству


по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. При избрании меры пресечения должны быть достаточные и проверенные данные для предположения, что обвиняемый предпримет противоправные действия, чтобы воспрепятствовать производству по уголовному делу, продолжить преступную деятельность и уклониться от исполнения приговора. Такой прогноз должен быть обоснован не интуицией дознавателя или следователя, а достоверными данными


о том, что именно обвиняемый подозреваемый предпринимает и какие действия, препятствующие расследованию по делу, он совершает не прекращает преступные связи, собирает у себя подростков и подговаривает их к избиению или уничтожению имущества изобличающего его свидетеля и т.п При таких обстоятельствах промедление с избранием меры пресечения даст возможность не только запугать, но и устранить важного свидетеля, что отрицательно повлияет на исход уголовного дела.


Возможность избрать некоторые меры пресечения ограничена нормами уголовного и уголовно-процессуального закона о наказании, грозящем обвиняемому по соответствующей статье УК. При избрании мер пресечения полномочные должностные лица учитывают наряду с основаниями, предусмотренными ст. 97 УПК, основания задержания, тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого подозреваемого , его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.


Особого внимания требует решение об избрании меры пресечения несовершеннолетнему обвиняемому. На досудебном, а также в судебном производстве по делу нужно точно установить число, месяц и год его рождения. Доказывая обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК, важно установить и дополнительные данные, связанные с возрастными особенностями подростка уровень его психического развития, склонность к употреблению спиртного, наркотиков его отношение к учебе соответствует


ли возрасту его интеллект, социальный характер интересов и т.п. При избрании меры пресечения несовершеннолетнему обвиняемому следует установить, как относятся к его воспитанию родители, каковы условия жизни подростка, отношения в семье не попал ли он под влияние взрослого лица, вовлекшего его в преступную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 421 УПК при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном


с психическим расстройством, необходимо учитывать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий бездействия либо руководить ими. Для этого назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Избрание несовершеннолетнему обвиняемому меры пресечения производится в соответствии со ст. 423 УПК. Из гуманных соображений в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр


в порядке, установленном ст. 105 УПК. В досудебном производстве меры пресечения избираются обвиняемому ч. 1 ст. 97 УПК , а в исключительных случаях, при наличии оснований ст. 97 УПК и обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК и подозреваемому. При этом обвинение должно быть ему предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, обвинение ему должно быть предъявлено


в тот же срок, исчисляемый с момента задержания. В случае заключения подозреваемого под стражу в порядке, предусмотренном ст. 100, 108, 110 УПК, следователь обязан в течение десяти суток уведомить начальника следственного изолятора о предъявленном обвинении. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление, вводная часть которого содержит указания на дату, место составления, фамилию должностного лица, номер уголовного дела,


фамилию, имя, отчество обвиняемого подозреваемого , на квалификацию преступления См. приложение 96 к ст. 476 УПК в совершении которого он обвиняется подозревается . В мотивировочной части должны быть приведены данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК РФ, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК обстоятельства, обосновывающие необходимость избрания данной меры пресечения.


В резолютивной части указывается мера пресечения, которая избирается обвиняемому подозреваемому , его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность. Если такое постановление вынесено дознавателем, в нем должно быть отражено согласие начальника органа дознания. Факт объявления постановления об избрании меры пресечения обвиняемому подозреваемому , а также разъяснения порядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его


защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуальном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его обжалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не приостанавливает исполнение принятого решения. В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в


соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК. Только суд в досудебном и судебном производстве правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого подозреваемого , а также домашнего ареста. Суд правомочен решать вопрос и о продлении срока содержания под стражей п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК . В досудебном производстве суд принимает эти решения по ходатайству дознавателя,


следователя, заявленному с согласия прокурора, или самого прокурора. Судебное решение принимается судьей в форме постановления См. приложения 1,2,3,6 к ст. 477 УПК а судом - определения. В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсудимому любую из мер пресечения при наличии к тому оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной


инициативе. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом. Надо особо подчеркнуть, что с принятием нового УПК в соответствии с положениями Конституции РФ и международно-правовыми нормами произошли существенные изменения в применении мер пресечения. Заключение под стражу в качестве меры пресечения и содержание под стражей в досудебном производстве допускается только по судебному решению.


Изменился порядок избрания этой меры пресечения, порядок продления срока содержания под стражей, отмены этой меры пресечения, что, безусловно, повышает гарантии защиты личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод. Перечень мер пресечения пополнился еще одной в виде домашнего ареста. Эта мера пресечения менее строгая, чем заключение под стражу, но избирается по судебному решению при наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. 108


УПК, При этом она содержит ряд ограничений, которым подвергается обвиняемый подозреваемый , с указанием на органы или должностное лицо, осуществляющие надзор за соблюдением установленных ограничений. Некоторые меры пресечения включают надлежащее поведение, которое обязуется обеспечить сам обвиняемый подозреваемый , например подписка о невыезде. В п. 2 и 3 ст. 102 УПК надлежащее поведение определяется обязанностью являться в назначенный срок по вызовам дознавателя,


следователя, прокурора и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Обеспечение явки в назначенный срок по вызовам должностных лиц, указанных в п. 2 ст. 102 УПК обязанность залогодателей, в том числе обвиняемого подозреваемого . Обеспечение надлежащего поведения обвиняемого подозреваемого со ссылкой на п. 2 и 3 ст. 102 УПК предусмотрено при применении таких мер пресечения, как личное поручительство ч.


1 ст. 103 УПК , наблюдение командования воинской части ч. 1 ст. 104 УПК , присмотр за несовершеннолетним обвиняемым ч. 1 ст. 105 УПК . Надлежащее поведение обвиняемого подозреваемого , в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста ст. 107 УПК или заключение под стражу ст. 108 УПК , обеспечивают орган или должностное лицо, осуществляющие надзор за соблюдением установленных


ограничений, а также администрация места содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Прокурор не санкционирует меры пресечения, которые избираются по судебному решению, но без его согласия дознаватель и следователь не вправе ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также домашнего ареста. Согласие прокурора требуется при вынесении следователем или дознавателем постановления о возбуждении


перед судом ходатайства об отмене изменении меры пресечения, избранной по судебному решению. Отдельные меры пресечения требуют согласия обвиняемого подозреваемого при их избрании личное поручительство ч. 2 ст. 103 УПК , наблюдение командования воинской части ч. 2 ст.104 УПК . Приведены лишь некоторые изменения, касающиеся мер пресечения, происшедшие в связи с принятием УПК РФ, но и этого остаточно для того, чтобы показать направление совершенствования уголовно-


процессуального законодательства, направленного на защиту личности от незаконного ограничения ее прав и свобод. 6. Виды мер пресечения.Законом предусмотрены следующие виды мер пресечения 1 подписка о невыезде 2 личное поручительство 3 наблюдение командования воинской части 4 присмотр за несовершеннолетним обвиняемым 5 залог 6 домашний арест 7 заключение под стражу ст. 98 УПК . Их систематизация идет от менее строгой к более строгой.


Условно их можно разделить на общие, т.е. применяемые ко всем обвиняемым или подозреваемым залог, личное поручительство, заключение под стражу , и специальные, применяемые только по отношению к определенным обвиняемым подозреваемым - военнослужащим, несовершеннолетним наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым См. Научно-практический комментарий к УПК РФ Под общ. ред. В.М. Лебедева. М 2002. С. 223


Меры пресечения могут быть избраны в результате одностороннего волеизъявления полномочного лица, в производстве которого находится дело заключение под стражу , или - двустороннего залог . Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые дознаватель, следователь, прокурор и суд определили при ее избрании. Закон предоставил им возможность выбрать из перечисленных в УПК мер пресечения только ту, которая способна обеспечить предусмотренное ст.


6 УПК назначение уголовного судопроизводства. Рассмотрим каждую из мер пресечения, в том числе основания избрания определенного вида меры пресечения и порядок ее избрания. Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Эта мера пресечения заключается в отобрании от обвиняемого подозреваемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда. Являться по их вызовам в назначенный срок.


Иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Подписка о невыезде и надлежащем поведении предусмотрена ст. 102 УПК и применяется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследованию и разбирательству дела в суде. Избирая данную меру пресечения, полномочные должностные лица должны быть максимально уверены


в эффективности ее применения. Мотивированное постановление Приложение 97 к ст. 476 УПК. об избрании этой меры пресечения объявляется обвиняемому подозреваемому , защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и 110 УПК и порядка его обжалования. Копия постановления направляется прокурору и вручается обвиняемому подозреваемому . В самой подписке, кроме данных о подозреваемом или обвиняемом, адресах их постоянного


или временного проживания, средствах связи, указываются обязательства не покидать их без разрешения до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела являться по вызову в указанный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Здесь же указано, что при нарушении этих обязательств может последовать применение более строгой меры пресечения. Подписка о невыезде не может быть применена к военнослужащим срочной службы, находящимся


на казарменном положении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Практически неприменима подписка о невыезде к заключенному, совершившему новое преступление к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании. В ряде случаев нецелесообразно применение этой меры пресечения к лицам, чья трудовая деятельность связана с длительными разъездами шофер на загранрейсах, проводник


поезда дальнего следования, дипкурьер и т.п Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым подозреваемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Данная мера пресечения предусмотрена ст. 103 УПК и избирается по письменному ходатайству одного или


нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Число поручителей определяет полномочное должностное лицо, в производстве которого находится дело. При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведение и явку по вызовам.


Поручителю сообщается о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, разъясняются существо подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание до ста минимальных размеров оплаты труда. Оно производится судом в порядке, установленном ст.


118 УПК. Вопрос о направлении материалов в отношении поручителей в суд решается органом, в производстве которого находится уголовное дело. Ответственность определяется с учетом конкретных обстоятельств, личности поручителей, тяжести последствий, которые наступили ввиду невыполнения ими своих обязательств. Поручитель может отказаться по тем или иным причинам от взятого на себя письменного обязательства. Тогда при невозможности его замены избирается иная мера пресечения.


Решение об избрании меры пресечения в виде личного поручительства оформляется постановлением полномочных должностных лиц, определением суда. Применение этой меры пресечения возможно при наличии письменного обязательства - личном поручительстве определенных лиц - поручителей. В нем приводятся данные о личности поручителя, фиксируются факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность за их невыполнение.


Копия постановления определения и письменного обязательства вручается подозреваемому, обвиняемому, защитнику и поручителю. Тут же разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения. Наблюдение командования воинской части - мера пресечения, предусмотренная ст. 104 УПК, которая применяется только в отношении обвиняемого подозреваемого военнослужащего или лица, призванного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого


подозреваемого . 0на состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность иным путем препятствовать производству по уголовному делу. Наблюдение командования воинской части применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях находящимся на казарменном положении.


На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишаются увольнения в городской отпуск. Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения командованию воинской части, которое обязан письменно уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения


за обвиняемым подозреваемым . Для избрания данной меры пресечения согласия командования воинской части не требуется, но в упомянутом постановлении разъясняются существо подозрений или обвинения и обязанности командования по исполнению меры пресечения. Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым подозреваемым избранной меры пресечения командование воинской части немедленно


сообщает об этом дознавателю, следователю, прокурору или в суд, которые избрали данную меру пресечения. В законе ст. 104 УПК не сказано об ответственности командования воинской части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению. Данную меру пресечения вправе избрать сам командир воинской части, если он выступает в качестве органа дознания. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.


Эта мера пресечения предусмотрена ст. 105 УПК и заключается в обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний.


Они могут обратиться с ходатайством об избрании присмотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согласие на присмотр, если инициатива исходит от дознавателя, следователя, прокурора, судьи суда . Лица, полномочные избрать меру пресечения, должны располагать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обязательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресечения будет достигнута.


При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязательство по присмотру, полномочные должностные лица разъясняют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определяется в судебном порядке в виде денежного взыскания - до ста минимальных размеров оплаты труда ч. 4 ст. 103, 118 УПК . Избрание данной меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда.


Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявляется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения. Существует практика сообщать об избранной мере пресечения в отношении подростка в подразделение милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, сотрудники которого содействуют в проведении присмотра.


Залог составляют деньги или иные ценности ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и пр вносимые обвиняемым подозреваемым , его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на депозитный счет органа, избравшего эту меру пресечения в соответствии со ст. 106 УПК. Ее цель - обеспечить явку обвиняемого подозреваемого к дознавателю, следователю, прокурору либо в суд и предупредить совершение им новых преступлений.


Как вид самого залога, так и его размер определяются органом или лицом, избирающим меру пресечения. Учитываются характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого подозреваемого , имущественное положение залогодателя. Избрание залога в виде меры пресечения процессуально оформляется мотивированными определением суда, постановлениями судьи, прокурора, а также следователя и дознавателя с согласия прокурора в любой момент производства по делу. Если залог избирается вместо ранее избранной меры пресечения заключение


под стражу или домашний арест, то обвиняемый подозреваемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю Приложение 98 к ст. 476 УПК При этом обвиняемому подозреваемому разъясняются последствия неисполнения или нарушения залоговых обязательств. Лицам, которые вносят залог за обвиняемого подозреваемого , разъясняется


существо обвинения, подозрения, в связи с чем избирается эта мера пресечения и связанные с ней обязательства, а также последствия их неисполнения или нарушения залог обращается в доход государства по судебному решении выносимому в соответствии со ст. 118 УПК. При избрании меры пресечения в виде залога обвиняемый подозреваемый может предложить внести в качестве залога произведения искусства, коллекционные монеты и иные ценности. В этом случае целесообразно проверить их подлинность, определить действительную стоимость.


Это можно сделать с помощью специалиста или даже путем проведения экспертизы, что обеспечит должную эффективность меры пресечения и предотвратит возможные конфликтные ситуации в будущем. Суд при вынесении приговора, определения, постановления прекращении дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. Если дело прекращается в стадии предварительного расследования, залог возвращается залогодателю прокурором, следователем, дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении


уголовного дела и протоколе, который подписывают должностное лицо, вынесшее постановление, и залогодатель. Домашний арест. Новый вид меры пресечения домашний арест, предусмотренный ст. 107 УПК, заключается в том, что при наличии. оснований он избирается по судебному решению обвиняемому подозреваемому , ограничивая его свободу передвижения, также запрещая общаться с определенными лицами получать и отправлять корреспонденцию вести переговоры с использованием любых средств связи.


Эта мера пресечения избирается в порядке, установленном ст. 108 УПК, с учетом тяжести совершенного преступления, состоянии здоровья обвиняемого подозреваемого и других обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК. Обвиняемый подозреваемый не вправе менять место проживания без разрешения должностных лиц дознавателя, следователя, прокурора, судьи покидать свое жилище, ставшее местом домашнего ареста.


Он не должен общаться с определенными лицами соучастниками по уголовному делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и даже родственниками, проживающими отдельно от него. Обвиняемому может быть запрещено отправлять и получать посылки, бандероли, делать обращения через средства массовой информации пользоваться телефоном, факсом, иными видами связи. Решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста правомочен принять только суд п.


1 ч. 2 ст. 29 УПК . В этом случае прокурор, а также следователь, дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании обвиняемому подозреваемому данной меры пресечения Приложение 101 к ст. 476 УПК При удовлетворении ходатайства судья выносит соответствующее постановление. В постановлении судьи или определении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении


обвиняемого подозреваемого указываются основания и мотивы применения именно этой меры пресечения. В этом постановлении указываются также конкретные ограничения, которым подвергается обвиняемый подозреваемый , и орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Постановление направляется прокурору, лицу, возбудившему ходатайство, обвиняемому подозреваемому , его защитнику. Постановление судьи об избрании меры пресечения домашнего ареста или об отказе в этом


могут быть обжалованы в кассационном порядке. В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания обвиняемого подозреваемого под стражей. Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, предусмотренная ст. 108 УПК. Ее применение представляет собой максимально острое вторжение в сферу прав граждан на свободу, личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией


РФ ст. 22 , Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ ст. 8 . В Международном пакте о гражданских и политических правах 1976 г. установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе как на указанных в законе основаниях и в соответствии с той процедурой, которая установлена законом. Согласно ст.


22 Конституции РФ мера пресечения заключение под стражу допускается только по судебному решению. Это конституционное положение выражено в ст. 10 и 108 УПК, определивших, что данная мера пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Избрание именно этой меры пресечения объясняется невозможностью


применить в отношении обвиняемого подозреваемого иную, более мягкую меру пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если подозреваемый, обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения либо не имеет постоянного места жительства на территории РФ или личность его не установлена, а также если он скрылся от органов предварительного расследования


или от суда. Этот перечень исключительных обстоятельств, дающих основание для заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого в преступлении, за которое предусмотрено наказание менее двух лет лишения свободы, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Как ранее отмечалось, основания для избрания меры пресечения заключение под стражу должны быть тщательно проверены, особенно при избрании этой меры пресечения несовершеннолетнему.


В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особ тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.


Законом установлен судебный порядок избрания меры пресечения заключение под стражу на предварительном расследовании продления срока содержания под стражей. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого подозреваемого . В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы, а также основания, в силу которых подозреваемого,


обвиняемого необходимо заключить под стражу, и почему невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, обосновывающие ходатайство. Если оно возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в соответствии со ст. 91 и 92 УПК, то постановление и все эти материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания ч. 3 ст.


108 УПК . Полученные материалы и само постановление рассматривает единолично судья районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием обвиняемого, подозреваемого, прокурора, защитника Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей отсутствие обвиняемого не допускается, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ч-14 ст. 109 УПК Судебное заседание проводится по месту производства предварительного расследования либо по


месту задержания подозреваемого. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого следователь и дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства за исключением случаев неявки обвиняемого ч. 4 ст. 108 УПК . Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу


в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск ч. 5 ст. 108 УПК . В судебном заседании судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся лицам их права и обязанности, затем прокурор или лицо по его поручению, возбудившее ходатайство, обосновывает его. Потом выступают другие явившиеся лица. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений об избрании обвиняемому или подозреваемому


меры пресечения в виде заключения под стражу об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В постановлении указывается дата и время, до которых продлевается срок задержания. Постановление судьи направляется прокурору, лицу, возбудившему ходатайство, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению. Повторное обращение с таким ходатайством в отношении того же лица


и по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании данной меры пресечения возможно только при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу. В соответствии с ч. 13 ст. 108 УПК не допускается возложение полномочий, предусмотренных этой статьей, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями в соответствии с принципом распределения уголовных дел


с тем, чтобы, по возможности, решение об избрании меры пресечения принимал не тот судья, который будет рассматривать дело. Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно


уведомить близких родственников обвиняемого или подозреваемого, а при их отсутствии - других родственников о месте содержания заключенного под стражу или об изменении места содержания под стражей. Если заключение под стражу применено к военнослужащему, об этом необходимо уведомить командование воинской части ч. 6-12 ст. 108 УПК . В ряде случаев для применения заключения под стражу в качестве меры пресечения требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности.


Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ и других лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, производится в соответствии ст. 448, 450 УПК в порядке, установленном гл. 13 УПК Подробнее об этом см. гл.


52 УПК. Права и условия содержания под стражей обвиняемых подозреваемых определены Законом от 15 июля 1995 г. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений 7. Сроки содержания под стражей.Конституционные гарантии прав личности и эффективность уголовного судопроизводства требуют строгого соблюдения установленных законом сроков содержания обвиняемых подозреваемых под стражей. Это требование сформулировано в ч. 2 ст. 10, а также в ч.


1 ст. 109 УПК. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев. Однако не всегда удается уложиться в этот срок и тогда при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей обвиняемого а


их может быть несколько , обосновывая его, как правило, объединением в одно производство нескольких дел, проведением длительных экспертиз, выходом на новые эпизоды преступлений, которые необходимо расследовать. В этом случае срок содержания под стражей обвиняемого может быть продлен до 6 месяцев. Если дело приобретает затяжной характер, то дальнейшее продление срока содержания под стражей возможно в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой


сложности дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен только в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда,


Указанного в ч. 3 ст. 31 УПК, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, до 18 месяцев. Это предельный срок содержания под стражей, его продление не допускается и обвиняемый должен быть немедленно освобожден за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК, а именно уголовное дело, оконченное расследованием позднее чем за 30 суток до окончания


предельного срока содержания под стражей, установленного ч. 2 и 3 ст. 109 УПК, должно быть предъявлено обвиняемому и его защитнику для ознакомления. Если дело будет предъявлено для ознакомления позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый должен быть освобожден, но за ним и его защитником сохраняется право на ознакомление с делом. В случае, если по окончании предварительного следствия сроки


для предъявления уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления, установленные законом ч. 5 ст. 109 УПК , были соблюдены, но 30 суток для ознакомления с делом обвиняемому и его защитнику оказалось недостаточно, следователь с согласия прокурора субъекта РФ вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в ч.


3 ст. 31 УПК, или военным судом соответствующего уровня. Судья не позднее чем через семь суток со дня получения этого ходатайства принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК, одно из следующих решений 1 о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного ч.


6 ст. 109 УПК 2 об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд ч. 9 ст. 109 УПК . В срок содержания под стражей также засчитывается время, на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого домашнего ареста принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом


стационаре по решению суда, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК. При повторном заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенном с ним или выделенному из него, срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени,


проведенного обвиняемым подозреваемым под стражей ранее ч. 11 ст. 109 УПК . Избрать, изменить или отменить меру пресечения в процессе судебного разбирательства вправе суд судья , руководствуясь при этом ст. 255 УПК. Это возможно как по инициативе суда, так и по ходатайству участников судебного разбирательства. Решение о мере пресечения в отношении подсудимого принимается при постановлении приговора, вынесении


определения или постановления об отложении или приостановлении судебного разбирательства и т.д. В случае избрания подсудимому меры пресечения заключение под стражу, срок содержания его под стражей со дня поступления дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев. Однако суд, в производстве которого находится уголовное дело о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, по истечении 6 месяцев со дня его поступления вправе продлить срок содержания под стражей


подсудимого. При этом предельный срок содержания под стражей в этом случае не установлен. При необходимости продления шестимесячного срока содержания под стражей суд выносит определение постановление о продлении срока, но не более чем на 3 месяца. Точно такое же постановление или определение суд будет выносить при необходимости дальнейшего продления срока содержания подсудимого под стражей. Судебное решение о продлении срока содержания под стражей подсудимого может быть обжаловано в кассационном


порядке. Обжалование не приостанавливает производство по уголовному делу ч. 4 ст. 255 УПК . 8. Обжалование избранных мер пресечения.В соответствии со ст. 32, 33 Декларации прав и свобод человека и гражданина арестованный и его защитник имеют право обжаловать в суд незаконно избранную, по их мнению, меру пресечения в ходе досудебного производства. Конституцией РФ ст. 46 каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.


Жалоба на избранную судом меру пресечения подается в вышестоящий суд в кассационном и даже в надзорном порядке. Мера пресечения, избранная следователем или прокурором, обжалуется вышестоящему прокурору. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК в случаях, предусмотренных Условно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия бездействие и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев,


предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. Следователь вправе в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем обвиняемому, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Точно так же он вправе поступить при отказе прокурора в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий п.


4 и 5 ч. 3 ст. 38 упк В этих случаях вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство по данному уголовному делу другому следователю ч. 4 ст. 38 УПК . Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК. Постановления дознавателя, следователя, прокурора, принятые ими решения, действия бездействие , которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства,


затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба подается в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем. Судья проверяет законность и обоснованность действий бездействия должностных лиц, производящих предварительное расследование, и прокурора, принятых ими решений не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя, его защитника, законного представителя, представителя,


если они участвуют в деле. В судебном заседании могут участвовать и иные лица, интересы которых затрагиваются обжалуемым действием бездействием или решением. В деле участвует прокурор Пo результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующий постановлений о признании действия бездействия или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное рушение об оставлении жалобы без удовлетворения.


Копии постановления направляются заявителю и прокурору. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья. Нечеткость формулировок жалобы например, просьба об измении меры пресечения без ссылки на незаконность или необоснованность ареста не может служить поводом для отказа в принятии ее к производству


См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. 6 выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля Р г. 3 О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей Практика Верховного Суда Рос-ийской Федерации по уголовным делам за 1992-1994 гг.


М 1995. С. 78-81 Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности ст. 220, 220 УПК РСФСР по жалобе гражданина В.А. Аветяна на нарушение его конституционного права на судебную защиту примененными в его деле нормами УПК РСФСР. Основанием к рассмотрению дела стала обнаруживающаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения оспариваемых статей УПК РСФСР, согласно которым правом на обжалование в суд


ареста обладают лишь лицо, уже содержащееся под стражей, а не лицо, в отношении которого такая мера пресечения избрана. Конституционный Суд РФ признал, что из содержания ст. 220 и 220 УПК РСФСР следует, что обжалованию и судебной проверке подлежит не само содержание под стражей в отношении обвиняемого или подозреваемого, а законность и обоснованность применения этой меры пресечения. Под применением меры пресечения законодатель понимает вынесение постановления о ее избрании.


Постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе и в случае, когда оно не приведено в исполнение, затрагивает права и свободы обвиняемого или подозреваемого. С момента вынесения постановления они вправе его обжаловать. О праве обжалования меры пресечения обвиняемому или подозреваемому разъясняется при объявлении вынесенного об этом постановления См. постановление Конституционного


Суда РФ от 3 мая 1995 г. 4-п по, о проверке конституционности статей 2201 и 2202 УПК РСФСР в связи с жал гражданина В.А. Аветяна СЗ РФ. 1995. Ns 19. Ст. 1764 Эти положения и сейчас актуальны, хотя только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей.


9. Отмена или изменение меры пресечения.Любая мера пресечения имеет строго целевое назначение. Она отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для ее избрания, предусмотренные ст. 97 и 99 УПК также обстоятельства дела. Отмена либо изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи, а в судебном заседании - мотивированным определением


суда. Мера пресечения, избранная в стадии предварительного расследования прокурором, следователем, дознавателем по письменному указанию прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена дознавателем, следователем с согласия прокурора, если отпали основания, по которым они ходатайствовали перед судом об избрании меры пресечения. Мера пресечения отменяется во всех случаях прекращения уголовного дела,


оправдания подсудимого либо постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсрочкой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания. Отмена меры пресечения в отношении подозреваемого неизбежна, если в 10-дневный срок ему не было предъявлено обвинение, а также в отношении обвиняемого, если предельный срок содержания его под стражей истек и дальнейшее его продление не допускается исключение - случай, предусмотренный п.


1 ч. 8 ст. 109 УПК . Мера пресечения может быть изменена на более мягкую, если в ходе расследования выявились данные для переквалификации содеянного обвиняемым по статье УК, не предусматривающей лишение свободы. Изменение меры пресечения на более строгую может произойти, если обвиняемый подозреваемый предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию или судебному разбирательству по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства, например,


о явке по вызову следователя, суда и др. Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд - определение. Утверждая обвинительный акт или обвинительное заключение, прокурор вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения. Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому подозреваемому , а в случаях, предусмотренных ст. 103, 104, 105, 106, 107


УПК, также поручителям, командованию воинской части родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского учреждения залогодателям органу или должностному лицу, осуществляющему надзор за соблюдением ограничений при домашнем аресте. Копия постановления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием. При объявлении обвиняемому подозреваемому постановления об изменении меры пресечения на более строгую разъясняется порядок его обжалования.


Постановление судьи об избрании меры пресечения - заключение под стражу в период досудебного производства может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым его защитником, законным представителем в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения ч. 11 ст. 108 УПК или в надзорном порядке. Причиненный гражданину ущерб незаконным заключением под стражу в качестве меры пресечения возмещается по правилам предусмотренным гл.


18 УПК. 10.Заключение. Изучив меры уголовно процессуального принуждения, можно сделать следующие выводы меры уголовно-процессуального принуждения, неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности меры пресечения, задержание, отстранение от должности .


Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд привод, обязательство о явке . Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий наложение ареста на имущество . Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны надежные процессуально-правовые гарантии, которые бы обеспечивали законность и обоснованность их применения.


В правовом государстве имеет важное значение, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав граждан. Список использованной литературы 1.Конституция РФ от 12.12.1993 года. 2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. 174-ФЗ с изменениями и дополнениями. 3.Закон О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в


совершении преступлений от 15.07.1995г. 4.Инструкция о порядке осуществления привода, утв. Приказом МВД России от 21.06.2003 г. 438 Российская газета.11.07.2003г. 5.Научно-практический комментарий к УПК РФ. под.ред. В.М.Лебедева. М 2002г. 6. Практика Верховного Суда РФ по уголовным делам за 1992-1994гг. М 1995г. 7. Собрание законодательств


РФ. 1995г. 19. Ст.1764. 8. Собрание законодательств РФ. 2000г. 12. Ст.1312. 9.Уголовно-процессуальное право РФ. Учебник отв.ред.П.А.Лупинская М. Юристъ, 2004 г. М.А. Трофимова.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет экономического эффекта от производства и эксплуатации модернизированного оборудования
Реферат Финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ)
Реферат Усуни.
Реферат Инфляция и политика регулирования
Реферат Черносотенное движение и черносотенные организации в России в начале ХХ века
Реферат Творчество В. Шекспира
Реферат «Практикум»
Реферат Соотношение договоров поручения комиссии агентирования
Реферат Технологические требования к конструкции штампованных деталей (часть 1)
Реферат Профессиональная успешность психологов пограничных органов в контексте изучения феномена эмпатии
Реферат Алла Назимова
Реферат Автор: GooDWiN
Реферат Радянізація західноукраїнських земель і доля волинської інтелігенції у 1939 р
Реферат Что же представляла собой “Великая армия”?
Реферат Модные фасоны женских брюк