Реферат по предмету "Право"


Предварительное расследование:понятие и сущность

План: Введение. 1. Сущность и задачи предварительного расследования. 2. Формы предварительного расследования: их соотношение. 3. Проблемы и перспективы совершенствования дознания и предварительного следствия. Заключение. Список литературы. 1. Сущность и задачи предварительного расследования. То, что сейчас называется досудебным предварительным расследованием, в уголовном судопроизводстве в


той или иной форме присутствовало всегда; прежде чем судить, необходимо собрать доказательства, разыскать, настичь, задержать и привлечь к суду того, чью вину должен признать или отвергнуть суд, и подготовить уголовное дело к торже¬ственному обряду судоговорения и разрешения его по существу. Изначально эта деятельность от судебного разбирательства обособлялась лишь в малой степени; тот, кто ее осуществлял, сам входил в структуру и штат судебного органа и принадлежал ему даже тогда, когда судебные


и админист¬ративные функции сосредоточивались в руках одного субъекта власти. Еще по Судебнику 1497 г разработанному и принятому во время царствования Ивана III (1440—1505 гг.), когда суд вершили наместники и волостели, в штат судебных деятелей входили губные старосты, целовальники, недельщики, которые обязаны были разыскивать, «хватать злодеев», допрашивать, подыс¬кивать поручителей. В эпоху Петра Великого в


России возникли «канцелярии розыскных дел, производившие расследование по крупнейшим уголовным делам силами штаб-офицеров гвардии (предтечи военных следователей). В соответствии со Сводом законов Российской Империи 1832 г. к сере дине XIX в. роль органа расследования преступлений прочно закрепляется полицией, а само расследование подразделяется на предварительное, состоящее из действий по обнаружению преступлений, осмотров и освидетельствований,


собирания вещественных доказательств, в том числе путем производства обыска и выемки, и формальное, включающее допрос обвиняемого, свидетелей, производство очных ставок, собирание письменных доказательств, получение заключений от «сведущих людей». Функция надзора за производ¬ством расследования теперь возлагается на прокурора. Судебная реформа 1864 г. передала предварительное расследование в суд, учредив одновременно институт полицейского дознания. Следователь в Российской


Империи последней трети XIX и начала XX в. был судебным деяте¬лем, предварительное следствие играло роль судебного фильтра поступаю¬щих (в том числе и от органов дознания, т. е. от полиции) материалов, прове¬ряя, «дорабатывая», оценивая и пополняя их собственными, подготавливая, таким образом, успешное разрешение уголовного дела в своем суде, под кон¬тролем этого суда по важнейшим вопросам. В Республике Советов следователь некоторое время все еще числился в ведомстве губернского, а затем


областного суда (ст. 126—127 УПК РСФСР 1922 г.), но все больше и больше подпадал под прокурорскую власть, а затем (в 1928 г.) советские следователи — их именовали народными — были переданы в полное подчинение прокуратуре, тогда как органы Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спеку¬ляцией (ВЧК, впоследствии ОГПУ, НКВД, МГБ) расследование по делам, отнесенным к их компетенции (дела о контрреволюционных преступлени¬ях),


производили своими собственными силами и методами. В Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных респуб¬лик 1958 г. (ст. 28) и в УПК РСФСР 1960 г. (ст. 125) получило закрепление уже сложившееся к тому времени положение, согласно которому предваритель¬ное следствие в стране производится следователями прокуратуры и органов государственной безопасности. Однако уже в 1963 г. собственный следствен¬ный аппарат был создан в системе


Министерства охраны общественного по¬рядка РСФСР — в ведомстве, которое с таким наименованием приняло на себя наследство реформированного сталинско-бериевского НКВД СССР. Спустя пять лет (в 1968 г.) оно возвратило себе и статус союзного министерст¬ва, и историческое название. Так сложился следственный аппарат Министерства внутренних дел СССР. Постепенно принимая на себя в законодательном порядке подследственность от прокуратуры, он к концу


XX в. стал самым крупным следственным аппаратом, расследующим подавляющее большинст¬во уголовных дел. В 1995 г. «свой» следователь появился в ныне упразднен¬ных федеральных органах налоговой полиции, а в 2003 г. — в органах по кон¬тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[1] Предварительное расследование, в современной науке, понимается в нескольких значениях. Предварительное расследование - это стадия уголовного процесса, начинающаяся после принятия следователем


или дознавателем в соответствии с требованиями УПК РФ решения о наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления (решения о возбужде¬нии уголовного дела), и завершающаяся сбором достаточной сово¬купности доказательств о предмете доказывания в целом. [2] Предварительное расследование – это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания, предвари¬тельного следствия и прокуратуры


по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств уго¬ловного дела, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.[3] Предварительное расследование - это уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства содержащихся в УПК РФ, определяющих порядок производства деятельности уполномоченных на то органов и


должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. [1] По мнению А.


П. Рыжакова существуют критерии предварительного расследования как вида деятельности: предварительное расследование начинается после того, как компетентный орган констатирует наличие у себя повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления; предварительное расследование – всегда деятельность уголовно-процессуальная; предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных в статье 68 УПК (статьях 208, 392, 404


УПК); предварительное расследование может производиться только специальным субъектом, наделенным законом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальную деятельность.[2] Победкин А. В. выделяет следующие этапы предварительного расследования. Первый этап представляет собой деятельность, осуществляе¬мую компетентным должностным лицом после возбуждения уго¬ловного дела до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.


Второй этап заключается в осуществлении действий по привлечению конкретного лица в качестве обвиняемого и в последующем собирании, проверке и оценки доказательств, свидетельствующих о его виновности, до принятия решения о прекращении сбора доказательств. Третий этап представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на окончание предварительного расследования.[1] Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела.


По общему правилу до возбуждения уголовного дела производство следственных действий не допуска¬ется, за исключением производства осмотра, осмотра трупа, освидетельствования. Возбуждение уголовного дела означает начало производства в стадии предварительного расследования независимо от приня¬тия следователем, дознавателем уголовного дела к своему произ¬водству. Срок предварительного расследования в соответствии со ст.


162 и 223 УПК всегда исчисляется с момента вынесения поста¬новления о возбуждении уголовного дела. Следователь и дознаватель возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции, определяемой ст. 151 УПК. Уголов¬ное дело для производства предварительного расследования им могут передать соответственно руководитель следственного ор¬гана либо прокурор, орган дознания, начальник подразделения дознания. Следователь, дознаватель обязан немедленно приступить к производству расследования по возбужденному


им самостоятель¬но или переданному ему делу, приняв его к своему производству. Принятие следователем, дознавателем уголовного дела к своему производству осуществляется путем вынесения постанов¬ления. Производство следователем, дознавателем по уголовному делу следственных действий без вынесения постановления о при¬нятии дела к своему производству является нарушением уголов¬но-процессуального закона. Окончание предварительного расследования является заключительным этапом досудебного производства


и представляет собой комплекс процессуальных действий, связанных с завер¬шающим анализом и оформлением результатов расследования, обеспечением прав участников уголовного судопроизводства и принятием следователем, дознавателем итоговых решений по уголовному делу. Предварительное расследование оканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) либо поста¬новления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского


характера либо постановле¬ния о прекращении уголовного дела. Порядок окончания предварительного расследования, кон¬кретные условия его завершения различаются в зависимости от формы расследования — предварительного следствия или дозна¬ния. Обстоятельства, способствующие совершению преступ¬ления, подлежат выявлению по каждому уголовному делу. На этапе окончания предварительного расследования следователь, дознаватель обязан подвести итоги своей


деятельности по выявлению указанных обстоятельств. Признав обстоятельства, способствующие совершению преступления, достаточно установленными и не исключающими возможности совершения новых преступлений, руководитель следственного органа, следователь или дознаватель вправе внести в организации или соответствующим должностным лицам пред¬ставление с предложением устранить выявленные недостатки. В представлении указывается, какие именно обстоятельства и каким образом способствовали


совершению преступления. Ру¬ководитель следственного органа, следователь, дознаватель впра¬ве указать, какие меры, по его мнению, необходимо предпринять для предотвращения совершения новых преступлений. Указыва¬ется также на необходимость рассмотреть представление с обяза¬тельным уведомлением о принятых мерах в пределах месячного срока со дня вынесения представления. В представлении может быть обращено внимание соответст¬вующих организаций или должностных лиц на выявленные


в ходе предварительного расследования нарушения закона, которые еще не привели, но могут привести к совершению преступлений. В случае необходимости представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению пре¬ступлений, могут быть внесены в несколько организаций или не¬ скольким должностным лицам. Если возникает необходимость реагирования на поведение руководителей организаций, чьи действия привели к появле¬нию обстоятельств, способствующих совершению преступлений, представление


вносится в вышестоящие организации или выше¬стоящим должностным лицам. Копии представлений подлежат приобщению к материалам уголовного дела, по которому представления внесены. Уведомление о мерах, принятых для устранения обстоятельств, способ¬ствовавших совершению преступлений, поступившее к следо¬вателю, дознавателю после направления уголовного дела в суд, передается в соответствующую судебную инстанцию.[1] От правильного определения задач уголовного процесса зависит выполнения задач


уголовного судопроизводства в целом, целенаправленность эффективность всей практической деятельности по применению норм уголовного права. УПК РФ в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР не формулирует задачи Уголовного судопроизводства ни в целом, ни по отдельным стадиям процесса. Отсутствие в законе сформулированных задач делает все уголовное судопроизводство безоружным, а деятельность органов, ведущих не имеющей цели. Вместе с тем ст. 6


УПК указывает «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интере¬сов лиц и организаций, потерпев¬ших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необос¬нованного обвинения, осуждения ограничения ее прав и свобод». Дан¬ная статья в главе 2 «Принципы уго¬ловного судопроизводства» помеще¬на первой. Надо полагать, что «на¬значение уголовного судопроизвод¬ства» является принципом уголов¬ного судопроизводства.


» По мнению П. С. Ефимичева и С. П. Ефимичева в этом предписании ч. 1 ст. 6 УПК РФ все поставлено с ног на голову. Главным является преступление, это основное зло. Как следствие преступления, появляется необхо¬димость защиты от него граждан и организаций, ставших жертвами этого преступления. Они считают, что главная же задача уголовного судопроизводства — это предуп¬реждение, выявление и раскрытие преступлений, их расследование, обнаружение и собирание доказательств, подтверждающих


как наличие преступления, так и вину, лица, его совершившего преступление. Закрепление доказательств и подготовка их: представления в суд, где на осно¬ве этих доказательств будет принято решение о наличии преступ¬ления и виновности конкретного лица в его совершении, и, как результат, определение ему справедливого наказания. В определенной они мере соглашаются с Ю. О. Даровских, который считает, что «задачи уголовного процесса определяются целями уголовного


Закона, а само судопроизводство является механизмом уголовно-правовой полити¬ки государства». Высказывая свою точку зрения П. С. Ефимичев и С. П. Ефимичев, полагают, что главное назна¬чение уголовного судопроизводства состоит в обеспечении законного, обоснованного и справедливого при¬менения к лицам, совершившим преступления, норм уголовного права, устанавливающих уголовную ответственность и наказание за совершение конкретных преступле¬ний.[1]


Все определения задач во многом схожи, но разнятся в их объе¬ме, количестве. Например, Л. Н. Енаева в своей работе к задачам предварительного расследования относит: 1) быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; 2) всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; 3) обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в ходе


судебного разби¬рательства; 4) обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых; 5) обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголов¬ному делу и пресечение его дальнейшей преступной деятель¬ности; 6) установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступным деянием, определение его размера и принятие мер к обеспечению его возмещения; 7) выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.


[1] Григорьев В.Н Победкин А.В Яшин В.Н в своей работе выделяют следующие задачи: 1) быстрое и полное раскрытие преступлений; 2) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона; 3) обнаружение и процессуаль¬ное закрепление доказательств для последующего их использования; 4) обеспечение законности и обоснованности вовлечения физических и юридических лиц в сферу уголовного


судопроизводства; 5) ограждение от необоснованного обвинения и реабилитация каждого невинного; 6) выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению; 7) установление наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением, определение его характера и размера, а также создание необходимых условий для его реального возмещения; 8) подготовка материалов уголовного дела к судебному разбирательству.[2]


П. С. Ефимичев и С. П. Ефимичев приводят следующий перечень задач предварительного расследования: 1) быстрое и полное раскрытие преступлений; 2) установление объективной ис¬тины по уголовному делу; 3) изобличение виновных; 4) привлечение виновных в со¬вершении преступлений к уголовной ответственности в качестве обвиняемых; 5) ограждение невиновного от привлечения к уголовной ответственности; 6) реабилитация неосновательно привлеченных к уголовной ответственности и обеспечение возмеще¬ния им


ущерба, причиненного нео¬сновательным привлечением; 7) обеспечение возмещения мате¬риального ущерба, причиненного преступлением; 8) выявление и устранение об¬стоятельств, способствующих совершению преступлений; 9) создание необходимых предпо¬сылок для правильного и законного разрешения уголовного дела судом; 10) обеспечение исполнения при¬говора; 11) воспитание граждан в духе неуклонного соблюдения


Конституции РФ и законов, уважения пра¬вил общежития; 12) охрана прав и свобод граждан и интересов общества; 13) способствование укреплению законности и правопорядка.[1] Значение стадии предварительного расследования заключает¬ся в том, что еще до начала судебного разбирательства следователь (дознаватель) принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств, достаточных


для привлечения к ответственности виновных, а равно для установления отсутствия со¬бытия (состава) преступления или других оснований возбуждения уголовного дела. Тем самым данная стадия облегчает последующее судебное следствие и освобождает суд от разбирательства, бесспорно влекущего прекращение уголовного расследования. Именно на этой стадии решаются задачи уголовного про¬цесса. Предварительное расследование, основанное на законе, (принципах и общих условиях уголовно-процессуального


про¬изводства, способствует эффективной защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; ищите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточ¬ных к тому оснований является грубейшим нарушением за¬конности, приносящим большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.[1] 2. Формы предварительного расследования: их соотношение.


Под формой расследования понимается установленная законом процедура деятельности уполномоченных должностных лиц по вы¬яснению обстоятельств, необходимых для правильного разрешения уголовного дела. Эта процедура определяет участников расследо¬вания, его сроки, объем, круг процессуальных действий и т.п Форма расследования, по общему правилу, зависит от двух об¬стоятельств: первое — от категории преступления, признаки кото¬рого обнаружены (подследственность), и второе — установлено ли на момент


возбуждения уголовного дела лицо, в отношении кото¬рого будет осуществляться уголовное преследование (очевидное преступление). Действующее уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 150 УПК) предусматривает две формы предварительного рас¬следования: дознание и предварительное следствие. Следует иметь в виду, что в юридической литературе высказы¬ваются мнения о существовании в отечественном уголовном про¬цессе третьей формы расследования — смешанной.


Предварительное следствие — основная, ведущая форма расследования, поскольку оно проводится по большинству преступлений. Предварительное следствие в обязательном порядке осуществ¬ляется в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным за¬коном деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых психи¬ческое расстройство наступило после совершения преступления (ч. 1 ст. 434 УПК). Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по расследованию преступлений


в сравнении с органами дознания объясняется рядом обстоятельств. В первую очередь необходимо отметить, что расследование преступлений является специальным назначением следователей. Для органов же дознания функция расследования — не единственная и далеко не основная. Кроме того, следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для расследования преступлений.[1] Следователь в отечественном уголовном судопроизводстве традиционно рассматривается как лицо процессуально


самостоятельное. Наряду с понятием "процессуальная самостоя¬тельность" следователя в юридической литерату¬ре нередко используется понятие "процессуаль¬ной независимости" следователя. Представляет¬ся, что данные понятия можно рассматривать как тождественные, учитывая, что ни то и ни другое не соответствует реальному положению дел. Они вполне применимы к взаимоотношениям следо¬вателя с физическими, юридическими и долж¬ностными лицами, не являющимися участниками уголовного судопроизводства,


но не к взаимоот¬ношениям с начальником следственного отдела и прокурором. Следователь не мог и не может быть независим как от ведомственного руководителя (наделенного не только организационными, но и процессуальными полномочиями), так и от про¬курора (пока тот сохраняет хотя бы минималь¬ные процессуальные полномочия в отношении следователя). Следует отметить, что изменение порядка производства процессуальных и следственных действий, расширение


прав участников уголовно¬го судопроизводства, с которыми следователь вступает в правовые отношения в ходе расследо¬вания по уголовному делу, активное участие суда на досудебных стадиях привели к значительному ограничению процессуальной самостоятельности следователя.[2] Действующим уголовно-процессуальным законом производство предварительного следствия возложено на следователей прокуратуры, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел


РФ и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК). Следует иметь в виду, что в отдельных случаях по уголовным делам, представляющим определенную сложность или большой объем расследования, предварительное следствие может быть поручено не одному, а группе следователей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбужде¬нии уголовного дела. Данное решение (постановление) принимает¬ся руководителем следственного органа.


Следователи наделяются следующими полномочиями властного характера: самостоятельно, как правило, принимать решения, связанные с производством следственных и процессуальных действий; давать органам дознания письменные указания о производст¬ве оперативно-розыскных и следственных действий по конк¬ретному делу, находящемуся в производстве; принимать к производству дело, по которому должно быть проведено предварительное следствие, но которое возбуждено и рассле¬дуется органом дознания.[1]


Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 162 УПК). Срок предварительного следствия исчисляется в месяцах и, следовательно, истекает в соответствующее число последнего ме¬сяца. Если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок за¬канчивается в последние сутки месяца. В случаях, когда истече¬ние срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается


первый, следующий за ним рабочий день Начало течения срока предварительного следствия опре¬деляется датой вынесения следователем постановления о возбу¬ждении уголовного дела, окончание — соответственно датой на¬правления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо датой прекращения производства по делу. Приостановление предварительного следствия по основани¬ям, предусмотренным


УПК, одновременно означает и приоста¬новление течения срока предварительного следствия до момента возобновления производства по делу. Двухмесячный срок предварительного следствия не являет¬ся окончательным, хотя следователь обязан предпринять все от него зависящее для соблюдения данного срока. При возможно¬сти завершить расследование в более короткий срок следователь должен воспользоваться такой возможностью. В необходимых случаях срок предварительного следствия может продлеваться указанными в


законе руководителями следственных органов. Срок предварительного следствия верхним пределом не огра¬ничен, что не должно восприниматься как наличие возможности вести расследование по уголовному делу бесконечно. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия излагаются обстоятельства, установленные в ходе следствия с указанием даты возбуждения уголовного дела, предыдущих сроков продления предваритель¬ного следствия, обоснование невозможности закончить предварительное следствие в установленный


срок, какие следственные действия планируется выполнить в случае продления срока. При необходимости в указанном постановлении может излагаться и более детальная информация о движении уголовного дела. Обвиняемый, подозреваемый и его защитник, а также потер¬певший и его представитель должны быть своевременно в пись¬менном виде уведомлены следователем о каждом случае продле¬ния срока предварительного следствия. КС РФ признал, что органы, осуществляющие предваритель¬ное расследование,


обязаны знакомить обвиняемого, подозре¬ваемого и его защитника, а также потерпевшего с содержанием постановления о продлении срока предварительного следствия в формах и порядке, исключающих опасность разглашения след¬ственной тайны.[1] По окончании предварительного следствия следователь на¬правляет материалы уголовного дела с обвинительным заключени¬ем прокурору, который в течение 10 суток в соответствии со ст. 221 УПК РФ обязан принять одно из следующих решений:


1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранение выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения,


если оно подсудно вышестоящему суду.[1] Таким образом, предварительное следствие можно определить как особый вид государственной деятельности специально уполно¬моченных должностных лиц (следователей), протекающей в уста¬новленной законом форме и имеющей целью выполнение задач стадии предварительного расследования.[2] С учетом относительно невысокой общественной значимо¬сти и незначительной степени сложности раскрытия некоторых преступлений небольшой и средней степени тяжести, особо пере¬числяемых в законе, предварительное


следствие для установле¬ния обстоятельств их совершения может не проводиться, если это не признает необходимым прокурор. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 05.09.2007 № 137 прокурор при наличии достаточных к тому осно¬ваний должен изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, уста¬новленных ст.


151 УПК. Производство в связи с преступлениями, не вызывающими необходимости проведения предварительного следствия, может осуществляться в двух вариантах: 1) в порядке частного обвине¬ния; 2) путем производства дознания.[3] В соответствии с п. 8 ст. 5 УПК РФ «дознание – форма предварительного расследования, осуществляемое дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно»[1]


По мнению Победкина А. В. дознание — это самостоятельная форма предварительного расследования преступлений, проводимая по сравнительно небольшому кругу уголовных дел, которая существует параллельно с предварительным след¬ствием. Так же он пишет в своей работе, что полномочия органов дознания при этой форме предварительного расследования состоят в том, что дознаватель в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и выполняет все необходимые следственные и иные процессуальные действия.


Расследование заканчивается составлением обвинительного акта, на¬правляемого с материалами уголовного дела прокурору, либо пре¬кращением уголовного дела.[2] Безлепкин Б. Т. приводит следующие особенности производства дознания, отличающие его от предварительного следствия: 1) Его сроки значительно короче. 2) По результатам дознания составляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт, который не толь¬ко имеет значение итогового документа, но и представляет


собой аналог постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. 3) Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, нежели следователь; все указания прокурора и начальника органа дознания для него обязательны.[1] По мнению Мичуриной О. В. система дознания включает: 1) начало дознания (первоначальный элемент его общей системы производства, обусловленный решением о


возбуждении уголовного дела и принятием дознавателем его к своему производству); 2) производство следственных и иных процессуальных действий (представляющее процедуру самого дознания, иначе предварительного расследования); 3) окончание дознания (завершающий этап, на котором подводятся итоги расследования, прекращается дальнейшее собирание доказательств, окончательно формулируются и выражаются в процессуальных документах выводы дознавателя).[2]


Полномочия органа дознания возлагаются на дознавате¬ля начальником органа дознания или его заместителем, в кото¬ром дознаватель состоит в должности. Запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности орга¬нов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно произво¬дить следственные и иные процессуальные действия и принимать


процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуще¬ствлять иные полномочия, предоставленные ему УПК. При этом указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для исполнения. Федеральный закон от 06.06.2007 № 90-ФЗ в ч. 3 ст. 223 УПК РФ установил, что отныне дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного


дела и до дня принятия решения о его направлении прокурору для утвержде¬ния обвинительного акта. В необходимых случаях этот срок мо¬жет быть продлен прокурором до 30 суток. В соответствии с предписаниями, установленны¬ми ч. 4 ст. 223 УПК РФ, в необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, дальнейшее продление сро¬ка дознания может иметь место по решению прокурора района, города, приравненных


к ним военных прокуроров и их замести¬телей до 6 месяцев. Согласно правилам, содержащимся в ч. 5 комментируемой статьи, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, установ¬ленном в ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен проку¬рором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.


Из этого следует, что возможность продления сро¬ка производства дознания до 12 месяцев закон связывает только с исполнением запроса о правовой помощи, направленного доз¬навателем компетентным органам или должностным лицам ино¬странного государства для производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника


подраз¬деления дознания. В соответствии со статьей 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел, в рамках которых по объему выполняемой ими (органами дознания) процессуальной деятельности на ведущих позициях остает¬ся милиция. В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился указанием на критерий отнесения их к органам дознания.


Таким критерием указывается наличие у соответствующего органа пол¬номочий по осуществлению ОРД. К таким органам относятся: федеральная служба безопасности, таможенная служба и других, на которых традиционно возлагается проведение дознания, сюда же следует относить теперь и подразделения Федеральной службы исполне¬ния наказания (начальники исправительных учреждений, СИЗО). Федеральным законом от 14.03.2009 № 38-ФЗ к органам до¬знания отнесены органы


Федеральной службы судебных приставов. Принадлежность к службе в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах обусловила наделение их ру¬ководителей (начальников) функциями органа дознания. Также в число органов дознания включены органы государственного по¬жарного надзора федеральной противопожарной службы. Выше перечисленные органы проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование).


При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, предусмотренных статьями УК, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. Количество уголовных дел, расследуемых органами доз¬нания, имеет тенденцию к существенному увеличению, так как с вступлением в силу Федерального закона от 06.06.2007 № 90-ФЗ им предстоит расследовать все дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, а не только те из них, которые были возбуждены в отношении конкретных лиц,


так как указанное ог¬раничение исключено из текста ч. 2 ст. 223 УПК. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дозна¬ния может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести. В то же время по письменному указанию прокурора уголовные дела, ука¬занные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК (перечень дел о преступлениях, по которым производится дознание), могут быть переданы


для про¬изводства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150). Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания — выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предва¬рительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков престу¬пления,


по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело, проводит неотложные следственные действия, после которых и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.[1] Д. В. Наметкин делает вывод о том, что производство неотложных следственных дей¬ствий не является ни дознанием, ни предва¬рительным следствием, а представляет ка¬кую-то особую процессуальную форму уголовного


судопроизводства.[2] Таким образом, в науке выделяют еще третью форму предварительного расследования – смешанное расследование. Смешанное расследование отличается от предварительного следствия лишь тем, что начинается оно деятельностью органа дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Предварительное расследование в этом случае состоит из двух элементов: • неотложные следственные действия органа дознания • предварительное следствие, начавшееся после передачи, дела следователю.


После того как к смешанному расследованию приступил дознаватель, его характеристика полностью совпадает с характеристикой предварительного следствия.[3] 3. Проблемы и перспективы совершенствования дознания и предварительного следствия. Изменения, вносимые в уголовно-процессуальный закон, направлены прежде всего на совершенствование производства по уголовным делам в целях обеспечения более качественного и оперативного раскрытия и расследования


преступлений. Эту задачу и были призваны решить Федеральные законы от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ и от 6 июня 2007 г. №90-ФЗ. Вместе с тем в действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ всё еще много проблем, которые или никак не решаются законом, или решаются весьма спорным образом. В ст. 6 УПК РФ «Назначение уголовного судопроизводства» закрепляет следующие задачи уголовного судопроизводства: 1) Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;


2) Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. В то же время многими практиками и учеными такая формулировка в действующем уголовно-процессуальном законе задач уголовного судопроизводства видится слишком узкой, в связи, с чем предлагается дополнить данную статью УПК РФ. Например, по предложению А. А. Бессонова ч. 1 ст. 6 УПК РФ следует изложить в такой редакции: «Уголовное судопроизводство имеет своим


назначением: 1) Защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) Охрану и защиту интересов общества и государства от преступлений, обеспечение мира и безопасности человечества; 3) Быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений, а также их предупреждение путем уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания; 4) Отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и полная реабилитация;


5) Строгое и неуклонное соблюдение требований Конституции РФ, настоящего Кодекса, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» Также возникают вопросы относительно процессуальной самостоятельности следователя. В доктринальном плане внесенные в УПК РФ изменения являются отражением спора сторон¬ников усиления независимости следствия, прежде всего от прокурорского надзора и приверженцев сохранения активного прокурорского


надзора за органами расследования. С одной стороны, в юридической литературе высказывались предложения об ограничении полномочий начальника следственного отдела только лишь организационными возможностями, не ставящими его в положение процессуального руководителя следователя. Данные предложения основывались на невозможности эффектив¬ного сочетания процессуальных и организацион¬ных полномочий (как имеющих различную пра¬вовую природу).


При таком сочетании возникает реальная опасность превалирования организаци¬онных (ведомственных) интересов над процессуальными и использования последних для решения ведомственных задач. С другой стороны, при отсутствии необходи¬мой уверенности в должном уровне компетентно¬сти следственного аппарата иных, кроме прокуратуры, структур, процессуального руководства только лишь прокурора, который, как правило, организационно и территориально от них обособ¬лен, может оказаться недостаточно.


На настоящий момент, однако, одержала верх точка зрения сторонников создания относитель¬но независимых от прокурора следственных орга¬нов. Внесенными в УПК РФ изменениями процес¬суальные полномочия прокурора были перерас¬пределены в пользу руководителя следственного органа. В отношении следствия у прокурора те¬перь остаются полномочия, связанные с выявле¬нием нарушений закона и правом требовать их устранения, а в отношении производства дозна¬ния — все имевшиеся ранее


надзорные полномо¬чия, за некоторым исключением, и связанная с ними возможность по-прежнему осуществлять руководство дознанием и уголовным преследова¬нием. В тоже время ряд авторов предполагают, что на практике эти изменения не достигнут своей цели - освободить следователя процессуального руководства прокурора. Право прокурора возвратить уголовное дело для производства дополнительного следствия, делает маловероятными


ситуации несогласия следователя и руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, предъявляемыми в ходе предварительного следствия. Таким образом, резко усилив процессуальные полномочия административного начальника следователя - руководителя следственного органа, законодатель оставил и прокурорам рычаги, позволяющие эффективно влиять на ход предварительного следствия. По мнению Григорьева В.


Н Победкина А. В Калинина В. Н. по действующему УПК РФ следователь поставлен под тройной процессуальный надзор и контроль: руководителя следственного органа (ведомственный процессуальный контроль), про¬курора (процессуальный надзор) и суда (судебный контроль). [1] Этой же точки зрения придерживается Е. А. Новиков.[1] Кроме прокурора на процессуальную самостоятельность следователя оказывает влияние и руководитель следственного


органа. По мнению Е. А. Новикова, в целях сохранения процессуальной самостоятельности следователя необходимо: 1) в п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ предусмотреть право руководителя следственного органа отменять лишь незаконные или необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, об отмене остальных постановлений следователя ходатайствовать перед прокурором; 2) в ч. 3 ст. 39 УПК РФ предусмотреть, что исполнение любых указаний руководителя следственного органа,


обжалованных следователем вышестоящему руководителю следственного органа, приостанавливается (в перспективе право руководителя следственного органа давать указания следователю должно быть упразднено); 3) отказаться от согласия руководителя следственного органа как условия обжалования вышестоящему прокурору решения нижестоящего, принятого в порядке п.2 ч.1 ст.221 и ч. 4 ст.146 УПК РФ. [1] Существуют проблемы, касающиеся в такой форме предварительного расследования как


дознание. Мичурина О. В. приходит к выводу, что современная модель дознания после ряда корректив уголовно-процессуального закона (увеличение срока, возможность его продления, отказ от критерия очевидности) в большей мере стала отвечать потребностям правоприменительной практики. Дознанию удалось сохранить свои процедурные особенности, различающие его с предварительным следствием, а именно сокращенный срок производства, исключительные случаи его продления, особый момент появления


в ходе расследования подозреваемого и обвиняемого, а также особенности применения мер пресечения, производства отдельных следственных действий, приостановления дознания, его возобновления и окончания. Однако отдельные проблемы еще нуждаются в законодательном разрешении, для чего предлагается: Однако отдельные проблемы еще нуждаются в законодательном разрешении, для чего предлагается: 1) изменить способ законодательной техники в регламентации порядка производства дознания, не перечисляя


в ч.1 ст.223 УПК РФ необходимые для этого главы, указать, что порядок производства дознания определяется общими условиями предварительного расследования и правилами, установленными настоящим Кодексом для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ; 2) исключить из ч.1 ст.223.1 УПК РФ требование о сроке, в течение которого дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения, так как это необоснованно усложняет процедуру дознания;


3) в ч.3 ст.153 УПК РФ указать, что соединение уголовных дел в ходе дознания осуществляется по постановлению прокурора; 4) регламентировать возможность обеспечения в ходе дознания безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц в случаях, предусмотренных ч.9 ст.166 УПК РФ, включив как отдельное положение в ст.223 УПК РФ; 5) предусмотреть, что производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого


объема может быть поручено на основании постановления прокурора группе дознавателей в порядке, установленном ст.163 УПК РФ. Бессонов А. А в своей работе указывает на то, что законодатель обошел вниманием начальника органа дознания и его процессуальный статус. В то же время начальник органа дознания возлагает на дознавателя полномочия по осуществлению предварительного расследования в форме дознания (п. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 41УПК РФ), ему вправе дознаватель обжаловать указания начальника подразделения дознания


в случае несогласия с ними (ч. 4 ст. 401 УПК РФ), он также полномочен, давать дознавателю указания по уголовному делу (ч. 4 ст. 41 УПК РФ), продлевать дознавателю сроки проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Тем самым Бессонов А. А. предлагает дополнить УПК РФ статьей 402 «Начальник органа дознания», которую изложить следующим образом: «Начальник органа дознания уполномочен: 1) возлагать на лицо органа дознания полномочия по осуществлению предварительного


расследования в форме дознания; 2) давать начальнику подразделения дознания и дознавателю поручение о производстве дознания, а также подчиненным подразделениям органа дознания поручение о производстве неотложных следственных действий 3) отменять незаконные или необоснованные постановления и указания начальника подразделения дознания; 4) осуществлять иные полномочия, предусмотри настоящим Кодексом».[1] Заключение Предварительное расследование, основанное на законе, принципах и общих условиях


уголовно-процессуального производства, способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов. И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований, так же как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, является грубейшим нарушением законности, приносящим большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических


и юридических лиц. Список литературы. 1. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. – 2 е изд перераб. и доп./ Л. Н. Башкатов [и др.]; отв. ред. И. П. Петрухин. – М.: Проспект, 2009. – 672 с. 2. Рыжаков, А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков 3-е изд. испр. и доп М.: Изд-во НОРМА,


2004. – 704 с. 3. Енаева. Л. Н. Уголовный процесс: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования, обуч. по спец. правоведческого профиля / Л. К. Енаева Москва: Форум: Инфра-М , 2005 304 с. 4. Смирнов А. В Калиновский К. Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. В. Смирнова. СПб.: Питер, 2004 – 704 с.


5. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебе¬дева ; науч. ред. В. П. Божьев. — 6-е изд перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; Юрайт-Издат, 2010. — 1210 с. 6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями на 29 декабря 2009 г.) //


Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г N 52 (Часть I), ст. 4921 7. Ефимичев С. П Ефимичев П. С. Задачи предварительного расследования//Журнал российского права. – 2006 №9. 8. Григорьев В.Н Победкин А.В Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 832 с. 9. Безлепкин


Б. Т. Уголовный процесс России. – М.: ООО «ТК Вебли», 2003 – 480 с. 10. Мичурина О. В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: автореф. дис. д-ра юр. наук: 08. 10. 08./ О. В. Мичурина; Московский университет МВД России. – М 2008. – 60 с. 11. Наметкин Д. В. Взаимодействие органов предварительного расследования


как одна из предпосылок их процессуальной самостоятельности//Следователь. – 2006 №9. 12. Григорьев В. Н Победкин А. В Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007г.//Государство и право. – 2008 №6 13. Новиков Е. А. Руководитель следственного органа в российском уголовном судопроизводстве: процессуальные и организационные аспекты: автореф. дис. кандидата юр. наук:


12.00.09./ Е. А. Новиков; Московский университет МВД России. – М 2009. – 24 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение спроса на грузовые перевозки и особенности их планирования по видам транспорта
Реферат Charles Lindbergh Essay Research Paper Charles LindberghShortly
Реферат Psychology Of Edvard Munch Essay Research Paper
Реферат Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (краткая биография)
Реферат iMac
Реферат Налоговый щит. Показатель средневзвешенной стоимости капитала. Стоимостная оценка нематериальных активов
Реферат Валентиниан II
Реферат Нравственное и духовное воспитание современной молодежи
Реферат Расчет комбинированной газо-паротурбинной установки ГПТУ содержащий топку с кипящим слоем
Реферат Функциональные системы в нейрофизиологии
Реферат Победно-патриотические оды Гавриила Державина
Реферат Narcolepsy Essay Research Paper Miranda was walking
Реферат Обращение с огнестрельным оружием
Реферат Психоаналіз - один з найважливіших і дискусійних напрямів ХХ століття
Реферат Субъект преступления и его признаки