Реферат по предмету "Педагогика"


Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
²Амурскийгуманитарно-педагогический государственный университет² (ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)
Реферат
Тема: Обрядыжизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира
СпециальностьП-27 «Педагогика»
Выполнила: Сухоруких Антонина Павловна
Проверил: Брит М.В.
Комсомольск-на-Амуре2010

 
Содержание
 
1.        Обряды жизненногоцикла у осетин
2.        Обряды жизненногоцикла ункратлинцев
3.        Обряды жизненногоцикла евреев
4.        Обряды жизненногоцикла калмыков
Библиографический список

 
1.Обряды жизненного цикла у осетин
Из многочисленныхобрядов, совершаемых в семье, особо выделяют четыре обряда жизненного цикла.Ими отмечены основные вехи человеческого пути. Это обряды детские, связанные снаступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поминальные. Обрядов,знаменующих совершеннолетие, у осетин почти не сохранилось. Зато все остальныеоставались очень самобытными и яркими. О них и пойдет речь дальше. Детскиеобряды начинались еще до рождения ребенка. Это были обряды, призванныеобеспечить наступление беременности и разрешение от бремени сыном. Многие изтаких обрядов были паломничеством к святым местам, прежде всего, к святилищуМады Майраем – Матери Марии, Богоматери. Беременные женщины избегалипоказываться в общественных местах и в людных собраниях – на свадьбах илипохоронах. [1]
При первом купанииребенка в воду бросали щепотку соли, горстку угля и что-нибудь железное – всеэто, по поверьям, предохраняло новорожденного от возможного вреда. Бывало, чтосюда же добавляли воду, которой обмывали священную надочажную цепь. Воду, вкоторой купали ребенка, не полагалось выплескивать, чтобы не облить и неразгневать злых духов, или выливать туда, где она могла бы попасть под ногичужим людям. Нельзя было также выливать ее в темноте, когда духов больше, чемпри солнечном свете. Если у роженицы пропадало молоко, то считали, что виновата"æммæйон" («одномесячная») – женщина, котораярожала одновременно с ней. Поэтому старались узнать, не предстоят ли такиеодновременные роды и принять посильные меры. Как установила Т. 3. Бесаева, вэтих случаях в разных местностях совершались не одинаковые, но по сути дела сходныеобряды. Скажем, роженицы встречались за столом и ели из общей чашки, произносяритуальную формулу: «Пусть грудь будет пополам, чтобы у тебя не былонедостатка и у меня не было недостатка (молока. – Авт.)». Или встречалисьна дороге и, обсыпая друг друга солодом, говорили: «Твою грудь – тебе, моюгрудь – мне, никаких претензий ко мне больше не предъявляй». [1]
Считалось недопустимымкачать пустую колыбель, переносить ребенка через ее перекладину и т. д. и т.п.Приблизительно одновременно с укладыванием ребенка в колыбель роженицасовершала обряд поклонения Мады Майрæм. Обычно он приурочивался к пятницеи совершался с наступлением темноты. Молодая мать брала с собой ритуальныепироги и в сопровождении повитухи шла к святилищу. Существовали различные вариациимолитв и жертвоприношений, но, как правило, обряд включал в себя благодарностьза рождение мальчика или просьбу послать мальчика в следующий раз, а такжепросьбу об обильном грудном молоке для кормления ребенка. [1]
2. Обряды жизненного цикла ункратлинцев
В системе традиционнойсемейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальныеобычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальныеобычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи, связанные с поминками.[4-с.13]
Дляпохоронно-поминального цикла в целом характерна значительная исламизацияобрядности; вместе с тем в нем отражены и некоторые домусульманские воззрения,а также моральные установки, выработанные долгим опытом народной жизни,предписывающие правила поведения людей во время траурной церемонии.
Согласно народнымповерьям, предвестниками смерти ункратлинцы считали вещие сны самого больногоили его близких (например, видение умершего родственника), выпадение коренногозуба, пожар, появление трещины в доме на стене, в потолке. [4-с.13]
Около больного находилисьблизкие родственники. Не принято было до смерти оплакивать тяжело больного,чтобы он не терял надежду на выздоровление. О приближении смерти родственникидогадывались по землистому цвету лица, особому налету на нем, по бесцветным,тусклым глазам. До последнего дыхания умирающего мулла читал молитву«Ясин» (Сура 36 Корана). Он же после смерти поддерживал подбородок иподвязывал покойному челюсть, закрывал рот и глаза, выравнивал его. [4-с.13]
Покойника укладывали наматрас посередине комнаты. Лицо покойника обычно ориентировалось на юго-запад,т. е. в сторону Мекки. Возле покойника оставался человек, который читал молитвудо самых похорон. Умершего обязательно обмывали, после чего тело заворачивали всаван (мусру) из белой бязи в несколько слоев (у мужчин — три слоя, у женщин — пять). Женщину мыли женщины, мужчину — мужчины (в специальной рукавице). В этойпроцедуре принимало участие трое: один мыл, другой поливал, третий подавалнужное. Те лица, которые мыли покойника, получали его одежду. После обмываниятруп не трогали до выноса на кладбище. [4-с.13]
О смерти оповещали всехродственников. Узнав о случившемся горе, все спешили выразить своисоболезнования, которые выслушивал старший мужчина из числа близкихродственников. В доме покойного собирались мужчины и женщины, чтобы разделитьгоре с его семьей, оказать посильную помощь в устройстве похорон. Чем выше былсоциальный статус и авторитет покойного, тем больше съезжалось людей напохороны из соседних сел, обществ. [4-с.14]
Женщины шли в домумершего, чаще всего, собравшись вместе (2-3 и более человек). Неостанавливаясь во дворе, они входили в комнату, где уже сидели родственницыпокойного, обнимали их и плакали, затем здесь же усаживались.
Особо следует сказать обобычае оплакивания и причитания, отражающем древнейшие верования. [4-с.14]
Он не связан с исламом,более того, и шариат не одобряет оплакивание умершего. Однако искусныеплакальщицы, восхваляя деяния покойного, устраивают причитания в честьусопшего. [4-с.14]
У мусульман принятосовершать похороны в день смерти до заката солнца. Если же он умер во второйполовине дня, погребение переносится на следующее утро. Исключение составляетчетверг, когда хоронят и после полудня. [4-с.15]
Поминки устраивали насороковой день и в годовщину. Для раздачи «садакъа» (араб,«подаяние») специально режут скот, пекут хлеб. [4-с.15]
Траур соблюдаютродственники, односельчане и кунаки. Семья умершего, близкие родственникисоблюдают траур в течение сорока, а односельчане — семи дней: носят траурнуюодежду черного цвета, мужчины отпускают бороды до сорока дней. Для женщиныношение траурной одежды длится от одного до трех лет, пока кто-нибудь изстарших не разрешит снять черное. Вся близкая родня умершего в период ношениятраура избегала каких бы то ни было увеселений, и односельчане на известноевремя (до сорока дней) прекращали во всем ауле песни, танцы, свадьбы. [4-с.15]
Для увековечения памятиумерших повсюду на могилах возводят памятники (после сороковин, годовщины). Напрямоугольной стеле выбивают надпись и даты жизни. Ее украшают геометрическим ирастительным узором. Проходя мимо кладбищ, односельчане останавливаются ипоминают молитвой усопших. [4-с.16]
В заключение следуетсказать, что в погребально-поминальном цикле XIX и XX вв., в отличие отбрачно-семейного и детского цикла, шариат вытеснил местные традиции, и он былпочти полностью исламизирован. [4-с.16]

 
3. Обряды жизненногоцикла евреев
В иудаизме сохранилось множество обрядов и обычаев, которые восходят кэпохе родового строя, и не имеют рационального объяснения. Они вырабатывались иосвещались веками в разных местностях, поэтому невозможно полностью дажеперечислить их, поскольку они варьируются от эпохи к эпохи и от страны кстране. Самые важные из них являются особыми символическими действиями,воплощающими общепризнанные религиозные и нравственные идеи, объединяющие всеиудейские общины независимо от места и времени проживания. [5-с.95]
Браки развод:
Свадьбасовершается под большим балдахином, называемым хупа. Раввин произносит благословения.Жених надевает кольцо науказательныйпалец правой руки невесты и произносит фразу наеврейском языке: Ты этим кольцом посвящаешься мне позакону Моисея и Израиля. Потом раввин зачитывает текст брачногоконтракта кетубу. В завершение ритуала разбивают бокал из-подвина, выпитого за счастье молодых. Есть толкование,что этим напоминается о разрушении Храма, о котором не следует забыватьдаже в радости.Согласноиудейскому каноническому праву, вступление в брак является мицвой — религиозной заповедью, и от ееисполнения освобождались только больные люди. Безбрачие считалось несчастьем ипозором. Семьи были, как правило, многодетными, поскольку аборты и контрацепциясчитались величайшим грехом. Кроме того, был страх перед бездетностью иотсутствием в таком случае заупокойных молитв, которые должен читать сын породителям целый год после их смерти ежедневно и раз в год в годовщину их смертивсю свою жизнь. [2-с.200] Развод считается в иудаизме большим несчастьем. Дляего получения было необходимо желание одного из супругов, если поведениедругого нарушало одно из многочисленных требований, предъявляемых религиозными законами для вступивших вбрак.Правда, муж сохранял право развода пособственному желанию,вручив женеоговоренную на этот счет письменным брачным контрактом денежную сумму иразводное письмо. Для усложнения процедуры развода раввинат разработал весьмасложнуюформу гета и процедуру его вручения.Нарушение хотя бы однойдеталиразвода делало развод недействительным.Послевручения по соответствующему ритуалу гета жене раввин сообщает ей, что онаснова может выйти замуж через 90 дней. [3-с.35]
Отсутствиепо какой-либо причине у замужней женщины разводного письма превращало ее в агуну. По религиозному закону, агуна,вышедшая замуж, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака —незаконнорожденными. С другой стороны, считается крайне аморальным, если мужотказывает жене в разводе, когда ее требование имеет законныеоснования.[3-с.35]
4. Обряды жизненного цикла калмыков
Калмыкипридавали большое значение обряду создания семьи. Предстоящее бракосочетаниеобсуждалось в кругу близких родственников, которые не только присутствовали прибракосочетании, но и участвовали в расходах для «всего, что требует обычай».Калыма, то есть освященного обычаем фиксированного выкупа за невесту, не было.Устройство кибитки для молодых (они жили отдельно от родителей) стоило дорого,и расходы на нее родители делили поровну. Семья жениха готовила само жилье, асемья невесты – внутреннее убранство и предметы обихода. Расходы на свадебноепиршество тоже были немалыми, и если семья бедняка не в состоянии была устроитьпир на должном уровне, по договоренности между семьями и самими брачующимисяимитировалось похищение невесты. [6-с.204]
Обрядубракосочетания предшествовали три этапа: предварительное сватовство, повторноеобсуждение и формальный сговор. Каждый приход сватов выливался в своеобразныйпраздник, главной частью которого было обрядовое пиршество. Все это происходилов значительной мере под надзором и руководством священнослужителей. Зурхачи(астролог) определял по гороскопу, будет ли благоприятен брак новой пары, иназначал счастливый день и час главного обряда. Полный его цикл продолжался неменее трех дней.[6-с.204]

Библиографическийсписок
 
1.        http://svlourie.narod.ru
2.        Вихнович В. Л. Иудаизм — СПб Питер, 2006 — 224 с. ил— (Серия Религии мира).
3.        ГасратянС.М. История иидеология еврейского религиозного движения XIX-XX вв. М., 1999. — 127с.
4.        Сергеева Г. А.Похоронные обряды народов Дагестана: традиции и современность //Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993. С. 230.
5.        Шифман Л. От текста к традиции. М.; Иерусалим,2002. – 286с.
6.        Кукушин В.С.Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство Московскогопсихолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2002. – 304с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие психологии в России
Реферат Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. Человек в информационно-техническом мир
Реферат Охрана поверхностных и подземных вод
Реферат Аничит на севере с Виноградовским и Плесецким районами, на востоке с Верхнетоемским районом, на западе с Няндомским, на юге с Вельским и Устьянским районами
Реферат Закономерности маркетинговой деятельности спорта
Реферат Расчет насадочной ректификационной колонны непрерывного действия по разделению смеси хлороформ-бензол
Реферат Учёт на предприятии
Реферат Киев и Киевская земля в 1167-1173 гг
Реферат Разработка управленческих решений в условиях психической напряженности
Реферат 1. Вид учебного заведения
Реферат Илларион Меркулов - символ ратной славы России
Реферат Роль ТНК в развитии новых форм МЭО
Реферат German Problems 19181933 Essay Research Paper German
Реферат To Rent Or Not To Rent Essay
Реферат Декоративное озеленение интерьера