Содержание
Введение
Глава 1. Развитие компьютерных сетейна современном этапе развития ИКТ
1.1 Современный этапразвития ИКТ
Глава 2. Образовательные возможностикомпьютерной сети
2.1 Электронная почта
2.2 Плюсы и минусы использованиясети
2.3 Использование глобальной сетиИнтернет в образовании
2.4 Использование локальной сети вобразовании
Заключение
Литература
Введение
Насовременном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности вспециалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Длясовременного учителя должно быть обычным делом: поиск необходимой информации,работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационнаякультура будущего учителя становиться частью его общей педагогической культуры.Интегральным показателем качества подготовки будущего учителя в контекстемодернизации образования следует рассматривать компетентность специалиста,которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, ахарактеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученныезнания и опыт. Профессионализм учителя включает в себя различныекомпетентности, в том числе и компьютерную. Одной из основных целей подготовкистудентов педагогических вузов в области информатики является формированиеинформационной культуры. Будущий учитель должен использовать в повседневной идальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерныесети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новыхдрузей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видетьих. Преподавателям вузов необходимо формировать систему познавательных ипрофессиональных мотивов, которые побуждают использовать полученные знания.Психологи (П.И. Божович, В.И. Ковалёв), в своих работах отмечали, что именномотивация является высшим регулятором деятельности, придает ей направленный,осмысленный, избирательный, динамичный характер. Несформированность тех илииных мотивов, влияет на качество усвоения материала. Особенностью российскихподходов к использованию локальных и глобальных компьютерных сетей, спутниковойи оптоволоконной связи, инструментального программного обеспеченияинформационного взаимодействия во Всемирной информационной среде, являетсяразработка педагогико-эргономических условий реализации возможностейинформационных и коммуникационных технологий в сфере образования. Современнаясистема общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления,так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать синформацией. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющихприоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особоевнимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работыучащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основнымстержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условияхинформационного общества, необходимым компонентом информационной культуры. Всвою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущихвыпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение учащимисязнаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использованиесредств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческогосамовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления,соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационныйпроцесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. Телекоммуникационные системы имеют первостепенное значение не только в системеобщего среднего образования, а играют основополагающую роль практически во всехсферах жизни общества. На уровне развития телекоммуникационного информационногопространства наиболее существенный отпечаток накладывают уровень развитияпервичных сетей связи и уровень развития сетевых информационных технологий,которые по праву можно рассматривать в качестве технологий передачи информации.
Под сетью связипонимают совокупность проводных, радио-, оптических и иных каналов связи,специализированной каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи,обеспечивающих функционирование данной сети. Практически во всех современныхсетях связи, используемых при создании информационных телекоммуникационныхсистем, одновременно присутствуют и работают совместно несколько различных посвоим характеристикам участков сети. Эти обстоятельства в значительной степениопределяют стратегию и тактику создания и использования сетевых информационныхтехнологий. Сетевые информационные технологии развивались одновременно сразвитием каналов связи. В начале прошлого века основу телеграфных и телефонныхсетей связи составляли аналоговые проводные и радиоканалы электросвязи, которыезатем с развитием микроэлектроники стали все больше заменяться цифровымиволоконно-оптическими линиями связи, обладающими существенно более высокимихарактеристиками по качеству и скорости передачи информации. Возникло понятиетелекоммуникационные технологии, которое объединяет способы рациональнойорганизации работы телекоммуникационных систем.
Телекоммуникационныесистемы, используемые сегодня в системе общего среднего образования, какправило, основаны на различных соединениях компьютеров между собой. Связанныемежду собой компьютеры можно рассматривать с разных точек зрения. С однойстороны, объединение компьютеров — это компьютерная сеть. С другой стороны, — это средство передачи информации в пространстве, средство организации общениялюдей. Именно благодаря этому свойству компьютерные сети все чаще называюттелекоммуникационными сетями, подчеркивая, тем самым, их предназначение, а неособенности их устройства.
Глава 1.Развитие компьютерных сетей на современном этапе развития ИКТ
1.1 Современныйэтап развития ИКТ
В настоящее времябольшинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере,но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетированияпреподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности какв обучении студентов, так и в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом.
Достаточно частопрепятствием для эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельностиявляется низкий уровень владения навыками пользователя. К числу наиболеетипичных проблем пользователей относятся:
· отсутствиенавыков десятипальцевого набора текста;
· незнаниевозможностей операционной системы;
· использованиеограниченного числа прикладных программ;
· использованиеограниченного набора функций, предоставляемых программами;
· незнание (иигнорирование) норм общения в электронной среде;
· отсутствиенавыков представления информации в электронном виде, который требует не толькоособого стиля изложения, но и использования средств визуализации текста(инфографики).
Причинытакого положения носят как объективный, так и субъективный характер. Среди них:
· недооценказначения навыков квалифицированного пользователя для эффективной работы;
· сложившаясяпрактика подготовки пользователей, ориентированная на обучение элементарнымнавыкам работы на компьютере и на интенсивное курсовое обучение, требующееусвоения больших объемов информации в ограниченный период времени;
· многофункциональностьпрограммных продуктов и не всегда доступный для пользователей язык интерфейсаресурсов и справочной информации;
· необходимостьпостоянной практики, поскольку приобретенные в процессе обучения навыкиутрачиваются, если те или иные программы или определенные функции программиспользуются нерегулярно;
· психологическаянеготовность к необходимости освоения новых ресурсов при возможности обращенияк специалистам;
· разный уровеньвладения различными программными продуктами, связанный с конкретными условиямидеятельности (например, отсутствием доступа в интернет, использованиемустаревшего оборудования).
Между тем отсутствиенеобходимых навыков использования ИКТ приводит к значительным потерям временикак самих пользователей, так и всех тех, кому приходится корректировать ихработу или восстанавливать «разрушительные» последствия их деятельности. Зарубежом в связи с этим были разработаны стандартизованные требования к уровнюподготовки пользователей, соответствие которым учитывается при приеме наработу. Международная сертификация пользователей получает все большеераспространение и в России (см. статью «Международные стандарты компьютернойграмотности пользователей», ИТО №3, с.11).
При разработке программы«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на ФПК постаралисьучесть указанные недостатки подготовки пользователей и предложить такуюорганизацию обучения, которая позволила бы сделать подготовку преподавателей вобласти ИКТ более эффективной и ориентированной на практические потребности иреальные условия деятельности преподавателей.
В структуруобразовательной программы входят следующие курсы:
· ИКТ впрофессиональной деятельности (2 уровня 144 час.);
· ИКТ впреподавании (на материале различных дисциплин) (72 час.);
· Дизайнучебно-методических материалов (72 час.);
· Проектированиеэлектронного учебника (120 час.).
Обучение организовано помногоуровневой модульной системе с использованием гибкого графика занятий.Первый уровень курса «ИКТ в профессиональной деятельности» предназначен дляпреподавателей, не имеющих подготовки в области ИКТ или владеющих тольконачальными навыками работы на компьютере. Аудиторные занятия по данному курсу проводятсяв объеме 44 часов 23 раза в неделю; 28 часов отводятся на самостоятельнуюработу обучающихся.
Второй уровеньориентирован на подготовку квалифицированного пользователя персональногокомпьютера и формирование навыков эффективного использования возможностей ИКТ впрофессиональной деятельности. Обучающиеся могут согласовать с преподавателемграфик занятий в объеме 40 часов и выбрать необходимые для изучения темы.Тематический план курса второго уровня будет в ближайшее время размещен насайте ФПК. Для преподавателей, уже владеющих навыками профессиональногоиспользования ИТК, организуются обучающие семинары по новым программнымресурсам. Например, для заведующих кафедрами и деканов уже проведены семинары,на которых были представлены разработанная в ИДО система доставки учебныхкурсов и оболочка для создания сайтов преподавателей и кафедр. Кроме того,преподаватели могут посетить занятия по любому модулю программы,представляющему для них интерес, или предложить темы учебных семинаров длякафедры.
Особенности той или инойдисциплины диктуют специфику использования ИКТ в ее преподавании, поэтомуперспективным направлением представляется разработка курсов повышенияквалификации для преподавателей определенных дисциплин. Практика проведениятакого курса для преподавателей иностранных языков показывает, что дляорганизации подобных курсов целесообразны: интенсивное обучение на первомэтапе, последующие еженедельные семинары и консультации и обязательноепроведения занятий со студентами с использованием ИКТ, которые позволяютприменить полученные знания в реальном учебном процессе. Методическоеобеспечение всех курсов программы представлено печатными и электроннымиучебными пособиями и материалами. Для определения уровня владения тем или инымпрограммным ресурсом на ФПК разрабатываются бланки самооценки, которые включаютдетальные списки функций программных средств, которые должен уметь использоватьквалифицированный пользователь. Примеры подобных бланков и другие материалы дляобучения квалифицированных пользователей включены в специально подготовленноедля курсов учебное пособие Г.Б. Паршуковой и М.А. Бовтенко«Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя». В следующемсеместре материалы курсов программы будут представлены в электронном виде, чтопозволит преподавателем самостоятельно знакомиться со всеми учебными ресурсамикурсов и выбирать наиболее приемлемую для себя форму обучения – очную,комбинированную (очно-дистанционную) или дистанционную.
Обучение по программе«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» является одним извозможных вариантов повышения квалификации преподавателей НГТУ, которое,согласно новому Положению о повышении квалификации, разосланному на кафедры,будет учитываться при избрании на должность. Кроме того, факультет или кафедрамогут предложить темы обучающих семинаров и самостоятельно или с помощьюспециалистов ФПКП разработать собственную программу повышения квалификации длясвоих преподавателей. Если подобная программа будет включена в план ФПКП, то оплататруда специалистов, проводящих повышение квалификации, будет производиться изсредств ФПКП.
Глава 2.Образовательные возможности компьютерной сети
2.1 Электроннаяпочта
Наиболее распространеннойкоммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетяхстала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационныхсообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта(E-mail) — система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступк компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать покомпьютерным сетям любую информацию (текстовые документов, изображения,цифровые данные, звукозаписи и т.д.). Такая сервисная служба реализует:
редактирование документовперед передачей,
хранение документов исообщений,
пересылкукорреспонденции,
проверку и исправлениеошибок, возникающих при передаче,
выдачу подтверждения ополучении корреспонденции адресатом,
получение и хранениеинформации,
просмотр полученнойкорреспонденции.
Электронная почта можетбыть использована для общения участников учебного процесса и пересылкиучебно-методических материалов. Важным свойством электронной почты,привлекательным для общего среднего образования, является возможностьреализации асинхронного обмена информацией. Чтобы использовать электроннуюпочту, достаточно освоить несколько команд почтового клиента для отправки,приема и обработки информации. Заметим, что при коммуникации посредствомэлектронной почты возникает больше психолого-педагогических проблем, чемтехнических. Дело в том, что при непосредственном человеческом общенииинформация передается не только с помощью речи, здесь включаются иные формыкоммуникации: мимика, жесты и т.д. Конечно, для передачи эмоций при перепискеможно использовать «смайлики», но это не решает проблемуобезличивания общения. Тем не менее, переход к письменной речи воспитываеттакие положительные черты, как точность, краткость выражения мысли иаккуратность.
Электронная почта можетиспользоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ ипрофессионального общения с коллегами. Целесообразно также ее использование дляпроведения электронного занятия в асинхронном режиме, когда обучающимсяпредварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки изрекомендованной литературы и другие учебные материалы, а затем проводятсяконсультации по электронной почте.
Отличительнойособенностью и удобством электронной почты является возможность рассылать однои то же сообщение сразу большому числу адресатов.
Подобный принцип рассылкииспользуется другой службой сети Интернет под названием списки рассылки. Данныйсервис работает в режиме подписки. Подписавшись на список рассылки, абонент сопределенной периодичностью получает на свой почтовый ящик подборку электронныхсообщений по выбранной теме. Списки рассылки выполняют в сети Интернет функциипериодических изданий.
В системе общегообразования с помощью списков рассылки можно организовать так называемые«виртуальные учебные классы». В созданной учебной группе школьниковобъясняются правила и способы подписки, и она приступает к работе. Каждоесообщение, адресованное группе любым ее участником, автоматически рассылаетсявсем членом группы. Одним из участников такой группы может быть учитель.
Основными дидактическимивозможностями использования списков рассылки являются автоматическая рассылкаучебно-методических материалов и организация виртуальных учебных классов. Другимпопулярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетямии реализующим обмен информацией между людьми, объединенными общими интересами,являются телеконференции.
Телеконференцияпредставляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обменановостями по определенной тематике.
Телеконференция позволяютпубликовать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщенияможно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, пожеланию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения.Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер,поскольку сообщения хранятся небольшой период времени.
Наличие аудио- ивидеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного ккомпьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции, всеболее широко распространяемые в системе общего среднего образования. В отличиеот списков рассылки, основанных на применении электронной почты, некоторыетелеконференции и группы новостей работают в режиме реального времени. Разницазаключается в том, что в случае со списком рассылки обмен информациейосуществляется в режиме off-line путем автоматической рассылки электронныхписем. Сервер новостей публикует все сообщения на общей доске немедленно, исохраняет их в течение некоторого времени. Таким образом, телеконференциипозволяют организовать дискуссию как в режиме on-line, так и в отложенномрежиме. При организации учебных занятий целесообразно использование группновостей, модерируемых учителем.
С развитием техническихсредств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Этопозволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовымисообщениями, но и передавать на значительное расстояние звук ивидеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение черезсеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта InternetExplorer. MS NetMeeting является средством информатизации, реализующимвозможности прямой связи через Интернет.
Следует отметить, что дляреализации звуковой связи необходимо соответствующее техническое оборудование:звуковая карта, микрофон и акустические системы. Для передачи видеоизображениянужно видеоплата и камера, или только камера, поддерживающая стандарт Video forWindows.
Основными направленияиспользования MS NetMeeting в учебном процессе являются:
· организациявиртуальных учебных занятий и консультаций в реальном режиме времени, включаяголосовое общение и передачу видеоизображений участников;
· обмен информациейв текстовом и графическом режиме;
· организациясовместной работы с учебной информацией в режиме on-line;
· пересылкаучебно-методической информации в виде файлов в реальном режиме времени.
Одной из важнейшихтелекоммуникационных технологий является распределенная обработка данных. Вэтом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения иприменения информации. Если они соединены каналами связи, то это даетвозможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферамдеятельности и изменить технологию обработки данных в направлениидецентрализации.
В наиболее сложныхсистемах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различныминформационным службам и системам общего назначения (службам новостей,национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных ибанкам знаний и т.д.).
Чрезвычайно важным дляобщего среднего образования сервисом, реализованным в компьютерных сетях,является автоматизированный поиск информации. Используя специализированныесредства — информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найтиинтересующие сведения в мировых информационных источниках.
Основными дидактическимицелями использования подобных ресурсов, получаемых по телекоммуникационнымканалам, в обучении школьников являются сообщение сведений, формирование изакрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контрольусвоения и обобщение.
Использование имеющихсяна сегодняшний день образовательных информационных ресурсов, большинство изкоторых опубликовано в сети Интернет, позволяет:
· организоватьразнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению ипредставлению знаний;
· применять весьспектр возможностей современных информационных и телекоммуникационныхтехнологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, втом числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации,интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов,функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальномуоборудованию) и др.;
· использовать вучебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых игипермедиа систем;
· диагностироватьинтеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений,навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
· управлятьобучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности,тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости отинтеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений,навыков, особенностей его мотивации;
· создавать условиядля осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, длясамообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования,самореализации;
· работать всовременных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационнымипотоками.
Таким образом,компьютерные телекоммуникации — это не только мощное средство обучения,позволяющее обучать работе с информацией, но, с другой стороны, компьютерныетелекоммуникации — это особая среда общения людей друг с другом, средаинтерактивного взаимодействия представителей различных национальных,возрастных, профессиональных и других групп пользователей независимо от ихместа нахождения.
К сожалению, многиесуществующие методики эффективного использования телекоммуникационныхтехнологий в процессе обучения школьников до сих пор не в полной мереиспользуются учителями. Современный учитель должен помимо умения работать сновейшими компьютерными технологиями иметь представление о возможных способахих использования в учебном процессе. Опыт теоретического и практическогоосвоения учителями различных методик использования телекоммуникационныхтехнологий в процессе обучения мог бы стать основой для повышения эффективностии качества обучения, формирования и дальнейшего совершенствования своегопрофессионального мастерства.
2.2 Плюсыи минусы использования сети
Быстрое и стремительноеразвитие IT структуры в России открывает перед институтом образования новыеперспективы и возможности. Колоссальный потенциал данной отрасли был отмечен ина самых высоких уровнях правительства. Как сказал бывший президент РФ В.В.Путин «К 2008-2010 году мы и Интернет установим во всех школах и каждуюоснастим компьютерами. Это особенно касается села»
А настолько ли необходимИнтернет для образовательного процесса, как об этом пишут? Настолько ли оннужен школьнику и студенту как об этом в унисон твердят прогрессивные умыгосударства? Настолько ли широк спектр обучающих возможностей открывающихсяперед среднестатистическим учеником?
Чтобы было прощеразобраться в этом вопросе, предлагаю выделить основные плюсы и минусыиспользования в образовании локальных и глобальных сетей, в частности Интернет.Бесспорно, Интернет и локальная сеть дает большие возможности в плане массовогообразования.
К значительным плюсам можноотнести
1. Возможность быстрогополучения информации при этом от различных источников данных.
Вследствие чего очевидна следующаявозможность: возможность сравнения полученных данных и делание соответствующихвыводов. Соответственно при этом увеличивается коэффициент полезного действияучащегося и расширяется круг его мировоззрения
2. Огромная возможностьдемонстраций презентаций и других учебных материалов и пособий.
Данная возможность делаетпроцесс обучения более наглядным и доступным, особенно это эффективно, еслиучитывать что согласно исследованиям ученых основа людей используют визуальнуюрепрезентативную систему.
3. Возможность получатьредкие документы в том числе картины итд
Эта возможность с огромнымиперспективами, позволяет получить доступ обычному ученику к изучению ценныхстарых и т.п документов в тех случаях которые физически невозможны приотсутствии сети.
4. Возможность быстрого обмена информацией
В 21 веке всезначительные достижения в науке возможны только при коллективном ираспределенном подходе. Данная возможность значительно облегчает процесскоординирования и согласования групп ученых сообществ по каким бы то ни былопроектам.
5. Дистанционноеобучение.
Возможность позволяющаядаже самым отдаленным уголкам страны быть в курсе всех новостей. А так жеознакамливаться с трудами писателей ученых и т.д
6. Возможность языковойпрактики с носителями языка
На сегодняшний деньИнтернет один из самых дешевых способов связи с зарубежными странами. Длямногих учащихся это единственный способ общения с иностранцами.
Все было бы идеально ифантастически выгодно, если бы не некоторые недостатки сетей. А к ним относятсяследующие:
1. Нередко источники данныхнедостоверны Антипод первого положительного довода в пользу использования ЛС вобразовании. На сегодняшний день страна до сих пор находиться на переломноммоменте становления идей и культурных ценностей. И переосмысление культурногонаследия продолжается по сей день. В результате чего мы узнаем, что отрядгенерала Власова не преступники и предатели, а патриоты и во Второй МировойВойне победу над фашистской Германией одержала Америка, а наши героиосвободители стали оккупантами и захватчиками. Встает вопрос: а не стыдно литакому Великому народу за такую историю? А ведь Интернет как способ доведения информациидо несформировавшегося читателя очень мощное средство.
2. Использование не по назначению
Не редко локальная иглобальная сеть в ходе учебного процесса используется не для обучения, а сцелью развлечения. Вследствие чего возникает потребность ввысококвалифицированном персонале для обслуживания ЛВС способном не толькоограничить поток информации, защищать сеть от вирусов и т.п., но и выступать вкачестве цензуры для ученика.
3. Отрицательное влияние наздоровье.
Огромные проблемы,возникшие в здравоохранении за последние 10-15 лет свидетельствуют о том, что вздоровье молодого поколения в стране резко ухудшается, а компьютер – один изнаиболее мощных факторов отрицательно влияющий на зрение человека и егоиммунную систему в целом.
4. Воспитание агрессии иненависти
Слишком большоеколичество бесконтрольной агрессивной информации выплескивается на посетителейсети Интернет. И не всегда учащийся способен адекватно и критично оценивать еёотрицательное влияние. Вследствие чего воспитывается общество со смещеннымиценностными ориентирами и асоциальной нормокультурой, а к чему это приведетстрана увидит еще не скоро.
5. Отсутствие живого социальногообщения
Бывает что человек послепериодического посещения Интернет становиться более скрытым и замкнутым и т.п.Этот минус может привезти к огромным социальным проблемам. С массовымпоявлением телефона и компьютера человек разучился естественным путемвоспринимать мир кинестетической репрезентативной системой. Что в свою очередьприводит к отсутствию красивых духовных взаимоотношений между людьми. И встаеточередной вопрос: неужто цель жизни человека – развитие ради развития. Из всего вышеописанного необходимо сделать некоторые выводы. В учебные годыидет зарождение и становление- индивидуальности человека. На данный момент фактически невозможноотследить какие сайты с каким содержанием посещают ученики. Ведь ежедневнопоявляются сайты с сомнительным содержанием. Последствия воздействия (влияния)Интернета на конкретного обучающегося будут видны в будущем, и не исключено чтокогда совсем не сложно найти материал, пропагандирующий насилие,межнациональные конфликты и падение нравственных принципов, произойдеточередной всплеск преступности в России. А такие примеры есть, причем даже вразвитых странах: массовые самоубийства в Японии и расстрелы людей на улицах ив учебных заведениях в США. Данную проблему необходимо предупреждать, принимаяпривинтвиные меры, потому как разгребать последствия порой оказываетсязначительно сложней.
Под- воздействием как положительных так иотрицательных факторов может сформироваться как самодостаточная сильнаяразвитая личность так и инфантильное зомби способное на безрассудное выполнениечужой воли. При этом надо учитывать, что сильным стать всегда сложней. Иочевидный вывод который можно сделать проанализировав все за и против – страненужны плюсы локальных и глобальных компьютерных сетей, но не нужны их минусы. Адля этого необходимо отработать как минимум следующие вопросы
1. Нужна системавсеобъемлющего контроля трафика обучающихся
2. Нужна процедура допускаученика к сети
3. Нужна системаответственности преподавателя за предоставленную информацию
4. Нужна альтернативнаяИнтернет система поиска информации. В лучшем случае Интернет должен служитьдополнительным источником информации, но никак не основным.
5. Необходима общегосударственнаяпрограмма воспитания общечеловеческих норм и ценностей
Заключение
6 Доводов за 5 доводовпротив. Любой человек способен дополнить и развернуть этот список. Но реализуяи популизируя идею «Интернет в массы» всегда следует помнить слова великойпесни «Ничто на земле не проходит бесследно»
2.3.Использование глобальной сети Интернет в образовании
Современныеподходы к использованию компьютерных сетей предполагают реализациюинформационного взаимодействия участников образовательного процесса в различныхрежимах работы Всемирной информационной среды. Интернет-технология обеспечиваетсовременных пользователей всеми ресурсами глобальных телекоммуникаций,позволяет организовать учебную деятельность с использованием прикладных иинструментальных программных средств и систем, доступных современномупользователю. В этой связи перспективным направлением является разработканаучно-педагогических основ создания и использования Глобальной информационнойсреды непрерывного образования на основе создания Единого образовательногопространства, (информационно-предметной среды) регионального/глобального масштаба.
При всеммногообразии информационных и телекоммуникационных технологий, а также способоворганизации данных при их пересылке по каналам связи всемирная информационнаякомпьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Более того, насегодняшний день, это практически единственная глобальная телекоммуникационнаясеть, повсеместно используемая в системе общего среднего образования. Этому вомногом способствуют высокая скорость и надежность передачи через Интернетданных различных форматов (текст, графические изображения, звук, видео и пр.).Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебнымматериалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников(электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерныхмоделей, виртуальных учебных сред и т.д. Количество пользователей иисточников информации сети Интернет непрерывно увеличивается. Кроме того,происходит постоянное улучшение качества предоставляемых телекоммуникационныхуслуг. Благодаря этому, высококачественный доступ к Интернет получают не толькопредприятия и организации, работающие в экономической и других сферах, но иучреждения общего среднего образования.
Современный Интернетхарактеризуется наличием серьезной проблемы организации глобального поискаинформации. Разработаны, так называемые, поисковые системы, которые по нужномуслову или сочетанию слов находят ссылки на те страницы в сети, в которыхпредставлено это слово или сочетание. Вместе с тем, несмотря на наличиесуществующих поисковых систем, пользователю приходится тратить большоеколичество времени как на процесс поиска информации, так и на обработку исистематизацию полученных данных.
В образовании даннаяпроблема ощущается особенно остро: образовательные информационные ресурсы еслии представлены в сети, то, как правило, представлены не системно. Отсутствиесистемного подхода к размещению подобных ресурсов, а также отсутствиеединообразия в решении психолого-педагогических, технологических, эстетических,эргономических и ряда других проблем при разработке и эксплуатацииобразовательных ресурсов сети Интернет приводит к практическому неиспользованиюпреимуществ телекоммуникационных средств в целях повышения качестваобразовательного процесса.
Информатизация являетсяодним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться.Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, которыйпостепенно из простого транслятора знаний превращается в организаторадеятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.Существенным средством информатизации являются образовательные информационныересурсы, опубликованные в сети Интернет. Неслучайно их корректное,своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими всистеме общего среднего образования, является залогом эффективности подготовкишкольников.
Рассмотрим работу сраспределенными информационными ресурсами компьютерных сетей более подробно.
Подобные средства ИКТпозволяют привнести в работу учреждения общего среднего образования:
· использованиеинформации, размещенной на учебных и научных сайтах сети Интернет (Web-сайтах),для подготовки учебно-методических материалов. Рефератов и сообщений;
· организациюпредставительства учебного заведения в сети Инетрнет;
· создание сайта,посвященного содержанию школьной дисциплины и размещение его в сети Интернет;
· размещение личныхWeb-сайтов учителей и школьников.
Большинствоинформационных ресурсов сети Интернет представлено так называемымиWeb-страницами, организованными по принципам гипермедиа.
Web-страница — этодокумент, содержащий:
· форматированныйтекст;
· мультимедийныеобъекты (графика, звук, видеоклипы);
· ссылки на другиеWeb-страницы или другие информационные ресурсы;
· активныекомпоненты, способные выполнять работу на компьютере по заложенной в нихпрограмме.
Как правило, Web-страница- это достаточно сложный документ, состоящий из целой группы файлов.
В рамках одной страницытрудно изложить все необходимые сведения, поэтому, чаще всего, информациюпредставляют в виде набора из нескольких десятков или сотен Web-страниц,связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимнымигипертекстовыми ссылками. Такой набор называется Web-сайтом или Web-узлом.
Каждый Web-сайт имеетсвою стартовую страницу, которая называется начальной или домашней.
Обычный Web-узелотправляет запрошенный документ только по обращению клиента. СуществуютWeb-узлы, способные самостоятельно передавать обновленную информацию приусловии регистрации и подписки клиента.
Многочисленные Web-сайтыи Web-страницы хранятся на огромном множестве так называемых WWW-серверов, тоесть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение.
Пользователи, имеющиедоступ к сети, получают и просматривают информацию с Web-страниц при помощипрограмм-клиентов для всемирной паутины, которые получили специфическоеназвание Web-браузеров (броузеры, обозреватели).
Для получения страницыбраузер посылает по компьютерной сети запрос Web-серверу, на котором хранитсянеобходимый документ. В ответ на запрос сервер высылает программе просмотратребуемую Web-страницу или сообщение об отказе, если она по тем или инымпричинам недоступна. Взаимодействие клиент-сервер происходит по определеннымправилам, или, иначе говоря, по прикладному протоколу.
Web-документ можетсодержать форматированный текст, графику и гипертекстовые ссылки на различныересурсы сети Интернет. Чтобы реализовать все эти возможности и обеспечитьнезависимость информационных ресурсов от системного программного обеспеченияперсонального компьютера, на котором они будут просматриваться, был разработанспециальный язык. Он получил название HyperText Markup Language (HTML) или Языкразметки гипертекста.
Каждый файл в сетиИнтернет также имеет свой уникальный адрес. Он называется URL. URL (UniversalResource Locator, универсальный указатель ресурсов) — адрес любого файла всети. В URL содержится название протокола, по которому нужно обращаться кфайлу, адрес компьютера с указанием, какую программу-сервер запустить на нем, иполный путь к файлу.
До недавнего времениосновными конкурентами по выпуску комплекта программ-клиентов для работы синформационными ресурсами сети Интернет являлись две крупных фирмы — NetscapeCommunications и Microsoft. Продукт первой фирмы называется Netscape Communicator,в его состав входит популярная программа-браузер Netscape Navigator. Пакетклиентского программного обеспечения для сети Интернет от фирмы Microsoftназывается Internet Explorer. Браузер в данном комплекте получил одноименноеназвание.
По мере развития сетиИнтернет и увеличения числа опубликованных в ней информационных ресурсов всебольшее значение приобретает проблема поиска необходимых ресурсов. Для системыобщего среднего образования она заключается в поиске таких информационныхресурсов, опубликованных в сети, которые смогли бы на практике повыситьэффективность системы подготовки школьников.
Подобный поиск основан навзаимодействии с информационными ресурсами, опубликованными во всемирнойтелекоммуникационной сети Интернет.
Путь к огромномуинформационному багажу человечества, хранящемуся в библиотеках, фонотеках,фильмотеках, лежит через карточки каталогов. В Интернете существуют аналогичныемеханизмы для нахождения требуемой информации. Речь идет о поисковых серверах,служащих отправной точкой для пользователей. С содержательной точки зрения оних можно говорить как о еще одной специальной службе сети Интернет.
Поисковые серверадостаточно многочисленны и разнообразны. Принято различать поисковые индексы икаталоги. Сервера-индексы регулярно прочитывают содержание большинствавеб-страниц сети Интернет («индексируют» их), и помещают их полностьюили частично в общую базу данных. Пользователи поискового сервера имеютвозможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используяключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поискаобычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и ихадресов (URL), оформленных в виде гиперссылок. Работать с поисковыми серверамиэтого типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно хочешь найти.
Каталоги выросли изсписков интересных ссылок, закладок (bookmarks). По сути дела они представляютсобой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу«от общего к частному». Иногда ссылки сопровождаются краткимописанием информационного ресурса. Как правило, возможен поиск в названияхрубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам. Каталогамипользуются тогда, когда не вполне четко знают, что именно ищут. Переходя отсамых общих категорий к более частным, можно определить, с каким именномультимедиа-ресурсом сети Интернет следует ознакомиться. Поисковые каталогиуместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами,словарями-тезаурусами или биологическими классификациями животных и растений.Ведение поисковых каталогов частично автоматизировано, но до сих порклассификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.
Поисковые каталоги бываютобщего назначения и специализированные. Поисковые каталоги общего назначениявключают в себя информационные ресурсы самого разного профиля.Специализированные каталоги объединяют только ресурсы, посвященные определеннойтематике. Им часто удается достичь лучшего охвата ресурсов из своей области ипостроить более адекватную рубрикацию.
В сети Интернетсуществует достаточно много каталогов и порталов, собирающих ресурсы,использование которых было бы целесообразным в системе общего среднегообразования.
Использование такихкаталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:
· оперативногообеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной идостоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
· организацииразных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладениемзнаниями;
· применениясовременных информационных и телекоммуникационных технологий (технологиймультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) вучебной деятельности;
· объективногоизмерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставлениярезультатов учебной деятельности школьников с требованиями государственногообразовательного стандарта;
· управленияучебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков,а также особенностям его мотивации к учению;
· создания условийдля индивидуального самостоятельного обучения школьников;
· постоянного иоперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышениеэффективности обучения;
· организацииэффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии спринятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.
Целесообразными киспользованию в общем среднем образовании могут оказаться самые разныеинформационные ресурсы сети Интернет. Среди таких ресурсов можно выделитьобразовательные Интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов,сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронныепредставления бумажных изданий, электронные учебные средства и средстваизмерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления исредства для общения участников образовательного процесса.
Наибольшее количествоинформационных ресурсов нацелено на использование учителями и школьниками входе учебного процесса. Часть таких ресурсов предназначена для использования втрадиционной системе обучения в соответствии с государственнымиобразовательными стандартами и примерными программами по каждой учебнойдисциплине. Другие образовательные ресурсы предназначены для внеучебной ивнеурочной работы школьников, углубления знаний и самостоятельного изучения(для школьников и абитуриентов). Выделяются ресурсы справочного иэнциклопедического характера, а также средства измерения, контроля и оценкирезультатов учебной деятельности.
Используя информационныересурсы сети Интернет, педагоги смогут более эффективно управлятьпознавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результатыобучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышениюуровня обученности и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствоватьпедагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемойинформации учебного, методического и организационного характера. Педагоги,занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретаютдополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов,опубликованных в сети, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.
Доступ учащихся кинформационным ресурсам сети Интернет обеспечит школьников основным идополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнениязаданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга.Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативнознакомиться с новостями, узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах,консультироваться, общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут винформационных ресурсах сети Интернет информацию, необходимую для продолженияобразования — сведения об институтах, университетах и академиях, сроки иусловия поступления, учебные и методические материалы, необходимые дляподготовки к вступительным испытаниям.
Родители школьников ипредставители общественности, воспользовавшись информационными ресурсами сетиИнтернет, смогут узнать больше о развитии и функционировании федеральной ирегиональных систем образования, познакомиться с учебными планами, программамии рекомендациями педагогов, оказать посильное влияние на повышение качестваобщего среднего образования.
Используя информационныересурсы сети Интернет, администрация образовательных учреждений сможетпринимать эффективные управленческие решения, соотнося их с действующимзаконодательством и нормативными документами, объективно оценивать деятельностьпедагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысив общий уровеньпланирования и администрирования деятельности учебного заведения.
Основную частьинформационных ресурсов целесообразно задействовать для повышение эффективностиобучения школьников по всем дисциплинам образовательной программы общегосреднего образования.
Важно понимать, чтоиспользование информационных ресурсов сети Интернет должно быть предварительносоотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системыобучения — целями, содержанием, методами, организационными формами иприменяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в этусистему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.
Особое внимание должнобыть уделено подбору и разработке методов обучения с использованиеминформационных ресурсов сети Интернет. В числе таких методов могут бытьпредложены поиск и использование школьниками учебной информации, значимой сточки зрения целей обучения, проектно-исследовательская деятельность обучаемых,основанная на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использованиекоммуникационных компонентов таких ресурсов для учебного общения учащихся ипедагогов.
Подключение школ к сетиИнтернет порождает ряд проблем, требующих немедленного разрешения. В их числеподготовка и переподготовка педагогов к осуществлению профессиональнойдеятельности с использованием телекоммуникаций, обеспечение системы образованиякачественными информационными ресурсами, опубликованными в сети Интернет, атакже информирование педагогов и обучаемых о способах доступа к таким ресурсам.
В этом направлении ужемногое сделано. Сформирована система подготовки учителей в областиинформатизации образования, созданы образовательные порталы, разработаны иопубликованы в сети электронные образовательные ресурсы практически по всемшкольным дисциплинам.
Образовательные порталы,создаваемые в сети Интернет, оказывают все большее влияние на повышениеэффективности использования средств ИКТ в обучении школьников.
В предыдущих разделахнастоящего электронного издания уже отмечалось, что отсутствие системногоподхода к размещению информационных ресурсов в сети Интернет, а такжеотсутствие единообразия в решении психолого-педагогических, технологических,эстетических, эргономических и ряда других проблем при разработке ииспользовании образовательных информационных ресурсов приводит к практическомунеиспользованию преимуществ телекоммуникационных средств в целях повышениякачества образовательного процесса в системе общего среднего образования.
Частично разрешениеданной проблемы может быть осуществлено на основе разработки и внедрениякомплексных информационных образовательных порталов (интегрированныхWeb-систем). В этом случае такие порталы, объединяя в себе основныеинформационные ресурсы, имеющие высокую образовательную ценность, могли быстать «точкой входа» в современные телекоммуникационные системы длявсех лиц, так или иначе связанных с образованием.
Использование системыпорталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку напорталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используяих, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным иметодическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучитьособенности классификации информационных ресурсов сети Интернет.
Полезными могут оказатьсясобранные на порталах ссылки на ресурсы, содержащие контактную информацию обучреждениях образования и отдельных педагогах, новости сферы образования, объявленияоб олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в которыхрегулярно принимают участие учителя и школьники.
Большинство наиболеекачественных информационных ресурсов, использование которых повысило быэффективность общего среднего образования каталогизировано на образовательныхИнтернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационнаясхема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. Ворганизационную схему создания системы образовательных порталов включаются:
· горизонтальныйпортал «Российское образование» (www.edu.ru),
· профильныевертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный,естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский,сельскохозяйственный и др.,
· специализированныевертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др.
Горизонтальный портал«Российское образование» обеспечивает:
· навигацию по всемвертикальным порталам;
· поискмультимедиа-информации в области образования в Интернет;
· персонификацию иперсональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственнойкатегории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) иуказанием уровня образования, так и путем конструирования собственногоинтерфейса;
· формирование ипредоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования;
· хранение ипредоставление информации в области образования (законодательство, приказы,нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплектучебников, база данных вузов и др.);
· публикациюежедневного обзора прессы по вопросам образования;
· новостную ленту вобласти образования;
· организациюпроведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки.
Профильные вертикальныепорталы должны содержать материалы для всех уровней образования: начальнойшколы, средней школы, начального профессионального образования, среднегопрофессионального образования, высшего образования, дополнительногообразования, послевузовского образования.
Специализированныевертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисыдля решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всехвертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правилапополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоватьсясправочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, егопоисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса.
Распределенная системаобразовательных порталов строится на множестве российских порталов:горизонтальных, вертикальных и корпоративных.
Порталы разделяются наобщероссийские, межрегиональные и региональные.
Корпоративныепорталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательныхорганизаций (ассоциаций, консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебныхзаведений.
Таким образом, вформируемой российской системе образовательных порталов возможно выделениенескольких основных уровней.
Верхний уровеньпредставлен ведущим горизонтальным порталом «Российское образование»,предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах.Общая структура и сервисы портала «Российское образование» и егокопий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того,что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты имультимедиа-ресурсы. Наполнение этого портала осуществляется объединеннойредакцией под управлением объединенного редакционного совета, которыйосуществляет также общее методическое руководство редакционными советамивертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.
К верхним портальнымуровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательныепорталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащиеассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала «Российскоеобразование».
Образовательныегоризонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов:профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталыобслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежныхдисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенныхфункций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал длятестирования). Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироватьсяна нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в ихсостав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильнымиредакциями под управлением соответствующих редакционных советов.
На следующем уровнерасполагаются региональные образовательные порталы, которые являютсягоризонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней — порталы и сайты вузов,школ и других организаций.
Важными элементами всистеме являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые врамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.
Описанный подходобеспечивает полноту системы образовательных порталов, а также доступ к ней прииспользовании информационных ресурсов и информационного наполнения на всехуровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным, что должноучитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы и эксплуатациимультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов.
Первоочередныминаправлениями разработок образовательных информационных ресурсов дляформирования общероссийского и специализированных образовательных порталовявляются:
· тематикадисциплин, преподаваемых в системе общего среднего образования;
· экономика,менеджмент и социология;
· юридическиенауки;
· история ифилософия;
· физика, химия,биология;
· гуманитарныенауки;
· информационнаяподдержка единого государственного экзамена (ЕГЭ);
· информационнаяподдержка процессов обучения в странах СНГ.
При разработкеобразовательных информационных ресурсов, нацеленных на последующее вхождение всодержательное наполнение образовательных порталов, как правило, учитываютсяосновные нормативные документы, в числе которых:
· государственныеобразовательные стандарты;
· примерныепрограммы дисциплин;
· перечниобязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонентагосударственных образовательных стандартов образования.
Во многих случаях,используя системы поиска, рубрикации и каталогизации, которые имеютсяпрактически на любом образовательном портале, педагоги и школьники могутсущественно упростить поиск информационных ресурсов, требуемых дляобразовательного процесса. Поиск ресурсов с помощью порталов надо осуществлять,учитывая то, что на портале используется единый профессиональный подход кформированию:
· размещениясходных функциональных элементов;
· функционального ихудожественного дизайна информационных страниц;
· системырегистрации и аутентификации посетителей и редакторов;
· новостных лент;
· сервисапубликации материалов;
· механизмаприсоединения файлов и дополнительной гипермедиа-информации к публикуемымматериалам;
· технологииконтекстного поиска и предоставления информации для корректной работы общейпоисковой системы образовательного портала;
· индексациизаданного набора сайтов;
· механизмпоследовательной детализации информации;
· правил и приемоввключения в информационные ресурсы и образовательный портал дополнительныхподразделов и рубрикаторов.
Используя порталы, учителядолжны понимать, что выработка единой политики в формировании портала, а темболее в разработке предназначенных для него информационных ресурсов являетсясложнейшей проблемой, которая все еще до сих пор не решена. Данная проблемаосложняется еще и тем, что формирование порталов благодаря преимуществамсовременных средств телекоммуникаций распределено в пространстве и во времени:средства ИКТ разрабатываются в разное время различными творческимиколлективами, после чего готовая продукция интегрируется в портал путемпересылки данных по телекоммуникационным каналам. В результате педагоги иобучаемые, являясь основными пользователями образовательных порталов, теряютсяв большом количестве неоднородной разнотипной информации, в основеструктуризации которой лежат различные критерии, а принципы ее передачи,обработки и представления подчинены различным технологическим приемам.
Нередки случаи, когдаучастникам образовательного процесса приходится ничем не оправданно овладеватьновыми дополнительными приемами оперирования с компьютерной техникой ипрограммным обеспечением для каждого отдельного информационного ресурса,входящего в образовательный портал.
Использование аудио- ивидео-информации, получаемой с помощью сети Интернет (с использованиемобразовательных порталов или без них) имеет свои особенности. В некоторыхслучаях воспроизведение такой информации может оказать вред здоровью школьниковили привести к снижению эффективности учебного процесса.Современные педагогидолжны знать и предвидеть негативные моменты, возникающие при примененииинформационных ресурсов, получаемых из Интернет в системе общего среднегообразования. В частности, некоторые школьники не способны воспользоваться тойсвободой, которую предоставляют образовательные средства ИКТ. Часто запутанныеи сложные способы представления могут стать причиной отвлечения, как педагогов,так и школьников от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К томуже, нелинейная структура мультимедийной информации в Интернет-ресурсахподвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам,что может отвлечь обучаемого от основного русла изложения учебного материала.
С каждым днем все большеучителей начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсови других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если дажеучитель и не занимается собственными разработками, то он может использовать ужесозданные Интернет-ресурсы, качество, педагогическая эффективность и эргономикакоторых во многих случаях не выдерживают никакой критики. И в том, и в другомслучае учителя должны овладеть основными требованиями, предъявляемыми кобразовательным Интернет-ресурсам с точки зрения минимизации вреда, наносимогоздоровью и психике обучаемых.
Педагог, работающий вшколе, должен знать, что художественное решение, положенное в основу оформленияиспользуемого или создаваемого Интернет-ресурса, должно определяться предметнойнаправленностью ресурса. При этом оформление средства ИКТ должно строиться настилистических решениях, преемственных по отношению к отечественным традициямоформления учебной и детской литературы, используемой в школе и соответствующейтребованиям здоровьесберегающей среды, а в случае заимствования визуальныхрешений, принятых в иностранных мультимедийных ресурсах, необходима ихадаптация к отечественным культурным традициям.
Учитывая важностьвопросов минимизации вреда, наносимого психике учеников, следует учитывать, чтопри разработке и использовании образовательных Интернет-ресурсов недопустимоиспользование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию,агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов. ОформлениеИнтернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такиересурсы используются как учителем, так и школьниками. При необходимости всоставе образовательных Интернет-ресурсов должны быть выделены разделы,оформление которых ориентировано на детское восприятие с учетом возрастнойгруппы, которая будет работать с данным изданием. В то же время, оформлениеразделов, предназначенных, в первую очередь, для работы учителя при подготовкек уроку, не должно содержать сложные шрифтовые решения, перегруженный фон,анимированные объекты и другие аналогичные элементы, отвлекающие от работы сИнтернет-ресурсами.
Важно, чтобы оформлениеИнтернет-ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие школьникамитекстовой и графической информации, являющейся основным содержанием данногоэлектронного издания. При разработке оформления информационных страниц следуетизбегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовойинформации. Набор гарнитур, используемых для отображения основной текстовойинформации, должен быть ограничен шрифтами, обеспечивающими более легкоевосприятие при чтении с экрана. Начертание шрифтов должно обеспечиватьодновременно и легкое распознавание полного набора символов как множестваотдельных элементов, и восприятие любого слова или текстового блока как единоговизуального образа.
С точки зренияформирования единого здоровьесберегающего пространства школы, включающего, втом числе, и минимизацию отличий образовательных электронных ресурсов и обычныхучебных книг, важно, чтобы верстка текстовых образовательных Интернет-ресурсовбыла выполнена в соответствии с правилами, принятыми в полиграфии.
Проблема актуальности,достоверности и этичности информации, опубликованной в компьютерной сети. Отборэффективной информации. Формирование критического мышления у школьников.
2.4Использование локальной сети в образовании
Развитие средстввычислительной техники, а особенно появление персональных компьютеров привело ксозданию нового типа информационно-вычислительных систем под названиемлокальная вычислительная сеть (ЛВС).
ЛВС нашли широкоеприменение в системах автоматизированного проектирования и технологическойподготовки производства, системах управления производством и технологическимикомплексами, в конторских системах, бортовых системах управления и т.д. ЛВСявляется эффективным способом построения сложных систем управления различнымипроизводственными подразделениями. ЛВС интенсивно внедряются в медицину,сельское хозяйство, образование, науку и др.
Локальная сеть — (LAN — Local Area Network), данное название соответствует объединению компьютеров,расположенных на сравнительно небольшой территории (одного предприятия, офиса,одной комнаты). Существующие стандарты для ЛВС обеспечивают связь междукомпьютерами на расстоянии от 2,5 км до 6 км (Ethernet и ARCNET,соответственно).
ЛВС — набор аппаратныхсредств и алгоритмов, обеспечивающих соединение компьютеров, другихпериферийных устройств (принтеров, дисковых контроллеров и т.п.) и позволяющихим совместно использовать общую дисковую память, периферийные устройства,обмениваться данными.
В настоящее времяинформационно-вычислительные системы принято делить на 3 основных типа:
— LAN(Lokal Area Network) — локальная сеть в пределах предприятия, учреждения, однойорганизации;
— MAN (MetropolitanArea Network) — городская или региональная сеть, т.е. сеть в пределах города,области и т.п.;
— WAN (WideArea Network) — глобальная сеть, соединяющая абонентов страны, континента,всего мира.
Информационные системы, вкоторых средства передачи данных принадлежат одной компании и используютсятолько для нужд этой компании, принято называть Сеть Масштаба Предприятияили Корпоративная Сеть (Enterprise Network). Для автоматизации работыпроизводственных предприятий часто используются системы на базе протоколов MAP/TOP:
MAP (ManufacturingAutomation Protocol) — сеть для производственных предприятий, заводов(выполняется автоматизация работы конструкторских отделов и производственных,технологических цехов). МАР позволяет создать единую технологическую цепочку отконструктора, разработавшего деталь, до оборудования, на котором изготавливаютэту деталь.
TOP (Technical and OfficeProtocol) — протокол автоматизации технического и административного учреждения.
МАР/ТОР системы,полностью автоматизирующие работу производственного предприятия.
Основное назначение ЛВС — в распределении ресурсов ЭВМ: программ, совместимости периферийных устройств,терминалов, памяти. Следовательно, ЛВС должна иметь надежную и быструю системупередачи данных, стоимость которой должна быть меньше по сравнению состоимостью подключаемых рабочих станций. Иными словами, стоимость передаваемойединицы информации должна быть значительно ниже стоимости обработки информациив рабочих станциях. Исходя из этого ЛВС, как система распределенных ресурсов,должна основываться на следующих принципах:
— единой передающейсреды;
— единого методауправления;
— единых протоколов;
— гибкой модульнойорганизации;
— информационной ипрограммной совместимости.
Локальные сетираспространены в сфере образования. Большинство школ и других учебных заведенийимеет компьютеры, связанные в локальную сеть. В тоже время современныетехнологии позволяют связывать отдельные компьютеры, находящиеся не только вразных помещениях или зданиях, но находящиеся на разных континентах. Неслучайноможно встретить учебные заведения, имеющие филиалы в разных странах, компьютерыкоторых объединены в локальные сети. Более того, локальные сети могутобъединять и компьютеры разных учебных заведений, что позволяет говорить осуществовании локальных сетей сферы образования.
Заключение
Школьный учитель долженучитывать необходимость повышения мотивации подростков к получениюучебно-познавательной информации из сети. Руководствуясь интересами школьников,можно направить их увлечения ресурсами сети на повышение эффективности освоенияшкольных дисциплин, уменьшая или ликвидируя при этом вред, наносимыйпсихическому здоровью.
Учитывая необходимостьформирования адекватного отношения школьников к информационным ресурсам сетиИнтернет, в числе мер здоровье сбережения можно отметить:
выработку уменийперерабатывать и представлять информацию;
выработку пониманияадресной направленности информации;
формирование навыковкритического осмысления информации;
формирование навыковобоснования альтернативных позиций;
формирование навыковинтерпретации информации;
выработку умений хранитьи использовать в обучении и в повседневной жизни информацию, полученную изресурсов телекоммуникационной сети.
Для достижения этих мерметодика обучения должна быть построена таким образом, чтобы школьники получалипредставление обо всем спектре информационных ресурсов сети Интернет. Занятиядолжны продемонстрировать учащимся, что в достаточно популярных и известныхресурсах сети может находиться неточная, недостоверная и некорректнаяинформация. Учитель должен акцентировать внимание школьников на опасностирекламной информации, которая часто содержит умышленные ошибки и достаточновольное обращение с фактами. Как правило, все примеры недостоверной и неточнойинформации должны сопровождаться соответствующими комментариями и пояснениями,как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
Существуютпредпочтительные методы обучения при изучении и использовании информации,размещенной в сети Интернет. Наивысшая эффективность достигается, еслисоответствующие занятия проводятся в малых группах, когда каждый учащийся имеетвозможность работать с компьютером, подключенным к Интернет, а учитель лишьнаправляет действия школьников, не подавляя возможности их общения с ресурсамии средствами телекоммуникационной сети. Общение обучаемых в малых группах носитхарактер взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развитиясвоих творческих способностей. Вред, наносимый психическому здоровью школьниковиспользованием ресурсов сети Интернет, становится минимальным.
Важно также учитывать ито, что для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речьучителя, которую Интернет и опубликованные в сети ресурсы заменить не могут.Чтобы достичь эффективности восприятия, учитель должен говорить со школьникамина понятном им языке. Существенным элементом методики должны стать устныевыступления школьников, в ходе которых они бы описывали все, что изучают,комментировали бы основные содержательные элементы используемых ресурсов сетиИнтернет и возможные технологии работы с ними.
Списоклитературы
1. www.astera.ru/pr/29359
2. www.osp.ru\nets\1996\06\46.htm
3. www.citforum.ru\nets\ito\14.shtml
4. www.bilim.com\koi8\xylan\wp\fr\00_fr.htm
5. kr-tgtu.narod.ru/kom_set.html