Реферат по предмету "Педагогика"


Организация и управление дистанционным обучением

--PAGE_BREAK--Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. ― на Центральном телевидении в г. Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.
Однако до начала 90-х гг. новые информационные технологии как в дистанционном, так и в традиционном обучении не использовались в должной мере из-за недостаточно высокого уровня развития компьютерных технологий и средств телекоммуникации. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами.
Поэтому, четвёртый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми гг. ХХ в., т.к. он, в первую очередь, характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудиоконференц-связи и т.д.
Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа, по убеждению автора, состоит в том, что для организации и проведения этого обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет[7].
Использование Интернета и слияние преимуществ дистанционного обучения и возможностей телекоммуникаций позволили по-новому подойти к решению вопросов обучения на основе целостного личностного опыта с помощью инновационных моделей обучения и мирового опыта в сфере образования. Залог эффективности данной формы обучения состоит в том, что оно должно сопровождаться структурными изменениями личностного опыта студентов. Определяющим механизмом такого изменения является преобразование смысловых ориентиров личности.
Ключевыми чертами современной модели дистанционного обучения являются:
·                    обеспечение преподавателей и обучающихся открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов;
·                    решение проблемы интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся, педагога и учебной группы, отдельного студента и учебной группы;
·                    осуществление постоянного контроля за степенью усвоения учебного материала;
·                    развитие у учащихся навыков самостоятельного обучения;
·                    создание условий для развития интеллектуальных способностей студентов и творческого труда преподавателей;
·                    обеспечение вариативного обучения посредством смодулированного материала учебных курсов;
·                    использование индивидуальных образовательных программ;
·                    расширение содержания обучения применительно к конкретной профессиональной деятельности;
·                    интегрирование отечественной и зарубежной систем образования с предоставлением учащимся возможности получить образование как в России, так и за её пределами;
·                    возможность обучения независимо от возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удалённости от центра обучения и т.д.[8]
Сегодня модели дистанционного обучения, основанные на использовании интернет-технологий, предлагают высшие учебные заведения как в технической, так и в гуманитарной сферах.

Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением 2.1 Технологизация дистанционного обучения Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями[9].
Основная черта технологических разработок ― последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа ― общих образовательных установок ― на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе[10].
В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования:
·                    построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
·                    внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;
·                    повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
·                    системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.
Как уже отмечалось, сегодня дистанционное обучение ― это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Последний может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися[11].
Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в России являются следующие:
·                    значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;
·                    возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;
·                    реальность получения образования без отрыва от основного места работы;
·                    способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых и т.д.
Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются относительно низкая первоначальная стоимость обучения благодаря унификации курсов; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе дистанционного обучения, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.
Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе образования потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения[12].
С точки зрения форм и методов организации обучения выделяют шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике.
1.      Обучение по типу экстерната — ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.
2.      Университетское обучение (на базе одного университета) — представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации.
3.      Сотрудничество нескольких образовательных организаций — в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими.
4.      Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых.
5.      Автономные обучающие системы — обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
6.      Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ и функций — ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное.
Исходя из этого, можно предположить, что создание системы дистанционного обучения имеет перед собой две основные задачи: организационную и методическую.
Организационная — решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д.
Методическая задача состоит в необходимости разработки учебно-информационного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Основополагающими для современного развития технологического подхода, получившего название «педагогическая технология», являются следующие принципы: сведение теории и практики в русло программного обучения; использование основ социального менеджмента в рамках системного анализа; выбор жёсткой формы обучения с использованием заданных эталонов и принятых жёстких стандартов[13].
Организация системы дистанционного обучения с инновациями информационных технологий должна предусматривать:
·                    разработку принципов и механизмов педагогических технологий коллективной работы распределённых групп пользователей для организации учебного процесса;
·                    создание региональных центров коллективного пользования в ре-жиме удалённого доступа;
·                    обеспечение интерактивности процесса обучения;
·                    разработку и внедрение многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах и т.д.
Рассматривая вопросы информатизации дистанционного обучения, нельзя забывать и о его качественной эффективности, которая зависит от следующих составляющих:
·                    творческого взаимодействия преподавателя и обучаемого;
·                    используемых при этом педагогических технологий;
·                    рациональности разработанных методических материалов и способов их доставки;
·                    многофункциональности обратной связи;
·                    эффективности процессуально ориентированного обучения[14].
Другими словами, успешность и эффективность дистанционного обучения в большой мере зависят от используемых средств для его организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
2.2 Специфика применения Интернет-технологий Проблема повышения эффективности системы образования и обеспечения её новой научно-технической и научно-методической информацией требует современного информационного и технического оснащения учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и других видов образовательной деятельности.
Наступление XXI в. обозначило начало нового периода развития цивилизации этапом становления информационного общества, который характеризуется развертыванием новейших информационно-телекоммуникационных средств, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера. Организационно-технологической основой ин-формационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет сеть Интернет[15].
Развиваясь с середины 60-х ― начала 70-х гг. ХХ в. в рамках компьютерной программы Национального Научного Фонда США, впитав лучшие научные и компьютерные разработки, обрастая новыми службами и сервисами, сегодня Интернет ― это объединение более 160 тыс. глобальных сетей из 235 стран мира и свыше 20 млн. серверов, соединённых различными каналами связи.
Современная модель дистанционного обучения органично впитывает в себя как традиционные, так и инновационные, в т.ч. компьютерные и интернет-технологии обучения. В России, с её огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах, особенно актуальна организация дистанционного обучения на базе компьютерных коммуникаций и служб Интернета.
Современные учёные выделяют следующие положительные особенности подобного обучения:
·                    отсутствие временных ограничений ― учебные материалы могут быть получены и изучены в любое удобное время; преподаватель и учащиеся могут контактировать без привязки к строгому расписанию;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.