Реферат по предмету "Педагогика"


Организация и управление дистанционным обучением

--PAGE_BREAK--Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. ― на Центральном телевидении в г. Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.
Однако до начала 90-х гг. новые информационные технологии как в дистанционном, так и в традиционном обучении не использовались в должной мере из-за недостаточно высокого уровня развития компьютерных технологий и средств телекоммуникации. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами.
Поэтому, четвёртый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми гг. ХХ в., т.к. он, в первую очередь, характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудиоконференц-связи и т.д.
Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа, по убеждению автора, состоит в том, что для организации и проведения этого обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет[7].
Использование Интернета и слияние преимуществ дистанционного обучения и возможностей телекоммуникаций позволили по-новому подойти к решению вопросов обучения на основе целостного личностного опыта с помощью инновационных моделей обучения и мирового опыта в сфере образования. Залог эффективности данной формы обучения состоит в том, что оно должно сопровождаться структурными изменениями личностного опыта студентов. Определяющим механизмом такого изменения является преобразование смысловых ориентиров личности.
Ключевыми чертами современной модели дистанционного обучения являются:
·                    обеспечение преподавателей и обучающихся открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов;
·                    решение проблемы интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся, педагога и учебной группы, отдельного студента и учебной группы;
·                    осуществление постоянного контроля за степенью усвоения учебного материала;
·                    развитие у учащихся навыков самостоятельного обучения;
·                    создание условий для развития интеллектуальных способностей студентов и творческого труда преподавателей;
·                    обеспечение вариативного обучения посредством смодулированного материала учебных курсов;
·                    использование индивидуальных образовательных программ;
·                    расширение содержания обучения применительно к конкретной профессиональной деятельности;
·                    интегрирование отечественной и зарубежной систем образования с предоставлением учащимся возможности получить образование как в России, так и за её пределами;
·                    возможность обучения независимо от возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удалённости от центра обучения и т.д.[8]
Сегодня модели дистанционного обучения, основанные на использовании интернет-технологий, предлагают высшие учебные заведения как в технической, так и в гуманитарной сферах.

Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением 2.1 Технологизация дистанционного обучения Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями[9].
Основная черта технологических разработок ― последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа ― общих образовательных установок ― на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе[10].
В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования:
·                    построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
·                    внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;
·                    повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
·                    системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.
Как уже отмечалось, сегодня дистанционное обучение ― это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Последний может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися[11].
Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в России являются следующие:
·                    значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;
·                    возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;
·                    реальность получения образования без отрыва от основного места работы;
·                    способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых и т.д.
Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются относительно низкая первоначальная стоимость обучения благодаря унификации курсов; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе дистанционного обучения, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.
Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе образования потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения[12].
С точки зрения форм и методов организации обучения выделяют шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике.
1.      Обучение по типу экстерната — ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.
2.      Университетское обучение (на базе одного университета) — представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации.
3.      Сотрудничество нескольких образовательных организаций — в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими.
4.      Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых.
5.      Автономные обучающие системы — обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
6.      Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ и функций — ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное.
Исходя из этого, можно предположить, что создание системы дистанционного обучения имеет перед собой две основные задачи: организационную и методическую.
Организационная — решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д.
Методическая задача состоит в необходимости разработки учебно-информационного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Основополагающими для современного развития технологического подхода, получившего название «педагогическая технология», являются следующие принципы: сведение теории и практики в русло программного обучения; использование основ социального менеджмента в рамках системного анализа; выбор жёсткой формы обучения с использованием заданных эталонов и принятых жёстких стандартов[13].
Организация системы дистанционного обучения с инновациями информационных технологий должна предусматривать:
·                    разработку принципов и механизмов педагогических технологий коллективной работы распределённых групп пользователей для организации учебного процесса;
·                    создание региональных центров коллективного пользования в ре-жиме удалённого доступа;
·                    обеспечение интерактивности процесса обучения;
·                    разработку и внедрение многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах и т.д.
Рассматривая вопросы информатизации дистанционного обучения, нельзя забывать и о его качественной эффективности, которая зависит от следующих составляющих:
·                    творческого взаимодействия преподавателя и обучаемого;
·                    используемых при этом педагогических технологий;
·                    рациональности разработанных методических материалов и способов их доставки;
·                    многофункциональности обратной связи;
·                    эффективности процессуально ориентированного обучения[14].
Другими словами, успешность и эффективность дистанционного обучения в большой мере зависят от используемых средств для его организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
2.2 Специфика применения Интернет-технологий Проблема повышения эффективности системы образования и обеспечения её новой научно-технической и научно-методической информацией требует современного информационного и технического оснащения учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и других видов образовательной деятельности.
Наступление XXI в. обозначило начало нового периода развития цивилизации этапом становления информационного общества, который характеризуется развертыванием новейших информационно-телекоммуникационных средств, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера. Организационно-технологической основой ин-формационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет сеть Интернет[15].
Развиваясь с середины 60-х ― начала 70-х гг. ХХ в. в рамках компьютерной программы Национального Научного Фонда США, впитав лучшие научные и компьютерные разработки, обрастая новыми службами и сервисами, сегодня Интернет ― это объединение более 160 тыс. глобальных сетей из 235 стран мира и свыше 20 млн. серверов, соединённых различными каналами связи.
Современная модель дистанционного обучения органично впитывает в себя как традиционные, так и инновационные, в т.ч. компьютерные и интернет-технологии обучения. В России, с её огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах, особенно актуальна организация дистанционного обучения на базе компьютерных коммуникаций и служб Интернета.
Современные учёные выделяют следующие положительные особенности подобного обучения:
·                    отсутствие временных ограничений ― учебные материалы могут быть получены и изучены в любое удобное время; преподаватель и учащиеся могут контактировать без привязки к строгому расписанию;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование выполнения плана реализации продукции и ее финансовых результатов
Реферат Искусство создания характера. По повести А.И.Солженицына Один день Ивана Денисовича
Реферат Pierre And Marie Curie Essay Research Paper
Реферат Лабруст, Пьер Франсуа Анри
Реферат Salvador Felipe Jacinto Dali Essay Research Paper
Реферат Особенности культуры Древнего Рима
Реферат Общая теория глобализации
Реферат Академічний курс Підручник для вищих навчальних закладів За загальною редакцією академіка нан україни Ю. С. Шемшученка удк 349. 6 Ббк х625. 9 Е зо
Реферат Изучение принципов микропрограммного управления
Реферат Вивчення економічного потенціалу регіону Житомирської області та виявлення можливих напрямків комерційної
Реферат Romance Essay Research Paper Should the man
Реферат Понятие законности и правопорядка соотношение этих понятий
Реферат Sexually Transmitted Diseases STDs Essay Research Paper
Реферат Понятие и виды представительства доверенность
Реферат Управління мережевими ресурсами