КУРСОВАЯ РАБОТА
«Невербальноеобщение как средство коммуникации при ЗРР у детей третьего года жизни»
Тюмень 2010
Введение
Речьвозникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всегонормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однакоречь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития однихбиологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условииобщения ребенка с взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка сэмоционально близким для него взрослым (матерью). Потребность в общенииформируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Раннийвозраст является наиболее важным в развитии речи и всех психических функций.Проблемой развития речи занимались такие исследователи, как М.И. Запорожец,Г.В. Грибанова, А. Катаева, Е.А. Стребелева, Л.П. Носкова идр. [19]
Известно,что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Этообуславливает необходимость поиска новых эффективных подходов к диагностике икоррекции их развития (Т.А. Власова, И.А. Коробейников, М.С. Певзнер,В.Г. Петрова, Б.П. Пузанов, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, Л.Ф. Обухова,С.Г. Шевченко и др.) [32]
Особоезначение в последнее время приобретает проблема задержки речевого развития(ЗРР) (Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова,Т.Б. Филичева и др.) [32]
При этомважной задачей является ранняя диагностика и своевременная коррекция отклоненийэтой категории детей (А.И. Захаров, Я.Н. Шапиро, Л.М. Шипицына идр.) [24]
Поэтомувесьма актуальным является исследование ЗРР в возрасте трех лет, на рубежераннего и дошкольного детства (B.C. Мухина, Е.А. Стребелева, Н.М. Щелованов,А.А. Павлова и др.) [23]
Коррекционноевоздействие предусматривает систему мероприятий, направленную на раннеепреодоление отклонений в развитии речи и предупреждение вторичныхпсихоэмоциональных нарушений.
В связи сэтим программы коррекции отклонений в интеллектуальном, речевом и эмоциональномразвитии детей третьего года жизни и их реализация имеют особое значение дляполноценного воспитания и обучения.
Цельисследования заключается в изучениипроявления невербальных средств общения у детей третьего года жизни с задержкойречевого развития и подборе диагностических методик для их выявления.
Объектисследования – средства общения у детейтретьего года жизни с задержкой речевого развития.
Предметисследования – спектр литературы и диагностическихметодик по изучению невербальных средств общения у детей с задержкой речевогоразвития.
ОтсюдавытекаютЗадачи исследования:
ознакомиться с литературой по этому вопросу,
изучить и осветить:
1) основные мотивы и формы общения детей;
2) норму и патологию в развитии речи у детей 3-х лет,
3) вопросы невербального общения как средства коммуникации при ЗРР,
4) диагностические методики по выявлению невербальных средств общенияу детей данной категории.
1.Теоретическое обоснование необходимости изучения невербальных средств в общениидетей с задержкой речевого развития
1.1 Мотивы и формы общения
общение невербальный ребеноккоммуникация
Речьотносится к числу психических функций, принципиально отличающих человека отдругих представителей животного мира.
Речь обычноопределяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюсяформу общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Помимокоммуникативной функции, речь имеет отношение и к другим явлениям. Она обладаетфункцией, способствующей переводу информации в регистры первичной и вторичнойпамяти, и это происходит при непременной ее вербализации. [5]
Также, речьимеет непосредственное отношение к сознательным формам психической ипроизвольной деятельности (регулирующая функция). Установлена непосредственнаясвязь речи и мышления (мыслительная функция).
Принято считать,что речь является одним из показателей умственного и психического развитияребёнка. [4]
Речьформируется в первые годы жизни. При этом, процесс становления речи оченьиндивидуален и зависит от многих факторов: социальной среды, пола ребенка(принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек),психологического контакта с матерью, физиологического развития ифункционирования головного мозга. (Т.А. Власова,И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назаров,М.С. Певзнер и др.). [2]
Л.С. Выготскийподчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т.е.направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-топозвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться – добиться внимания, участияматери, отца, няни и для этого начинает очень рано использовать речь. [3]
Проблема мотивации общения,и, как следствие, формирование речевых навыков ребёнка, рассмотрены М.И. Лисиной.[15]
Анализируя результатыэкспериментальных работ, автор приходит к выводу, что мотивы, побуждающиеребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главнымипотребностями: это 1) потребность во впечатлениях, 2) потребность в активнойдеятельности и 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым, считаетМ.И. Лисина, составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка ивзрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.
По мнениюавтора, познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в периодстановления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальнойжизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и теснопереплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная рольизменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речьидет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а обособенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детейсоответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группымотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражаетособенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности,степень самостоятельности.
Полученные М.И. Лисинойфакты показали, что в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей свзрослыми является личностный мотив. Он олицетворяется в «персоне взрослого какласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектомпознания и деятельности детей» [15].
Начиная совторого полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становитсяделовой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнерапо игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. Враннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются егопохвалам, но на первое место у них выдвигается стремление к совместнойдеятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из негохорошего партнера в этом деле. «Пустая, ни с чем не связанная ласка обычнораздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвалаза успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий еепоиск отношения взрослого», пишет М.И. Лисина.
Большойинтерес представляет изучение различных форм общения и последовательности ихразвития у детей. Т. Слама-Казаку (Румыния) проводила наблюдения над тем,какие формы речевого общения характерны для детей в разные возрастные периоды. [4]
Слама-Казакузаписывала на магнитофонную ленту разговоры детей на прогулке, во времяумывания, еды и специально проводившихся игр. Ей было выявлено три основныеформы речевых реакций у детей:
1.Речевые реакции в отсутствии партнера – это наиболее элементарная форма.
2.Монолог – форма общения, при которой один из детей говорит в присутствиидругих, которые являются как бы аудиторией.
3.Диалог, когда в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами,просьбой, второй отвечает, в свою очередь задает вопросы и т.д. Это болеевысокая форма речевого общения.
2. Характеристика речевогоразвития детей третьего года жизни
2.1 Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапыразвития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина,М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С.,Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенкатретьего года жизни.
К 3 годампроизносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаютсянекоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов состечением нескольких согласных. Отсутствие большинствазвуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточночистая и внятная.
Дети этот возраста невсегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, немогут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говоритьтихо, когда того требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приемапищи). Следует отметить, что к 3 годам некоторые дети могут усвоить иправильно произносить большинство звуков языка, кроме «Р» и шипящих и даже произносить все звуки.
На третьем году жизнипроисходит интенсивное накопление ребенком словаря. Объём словаря ребенка 3лет от 800 до 1000 слов. Происходит интенсивное развитие фразовойречи. В своих высказываниях ребёнок употребляетпочти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родногоязыка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет),начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простыепредложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями иситуативной речью. В общении с взрослыми – все реже и реже используютсязвукоподражательные слова, однословные предложения.
Одновременно с развитиемречи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, он нередкосопровождает действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте великасклонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развитияактивной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминаетих; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляетартикуляционный аппарат.
На основеданных, приведённых в литературе по психологии детского возраста (Шостак В.И.)[33], отметим некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста:
– Показателемразвития детской речи раннего возраста является не правильноезвукопроизношение, а своевременное развитие у ребенка способности использоватьслова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитиеспособности соединять слова в предложения.
– Характернойособенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родногоязыка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Этопроисходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, апостепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова,состоящие из доступных звуков:
а) раннегоонтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с,– йот;
б) среднегоонтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончениевсех согласных, л';
в) позднегоонтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка),л, ц.
– Первыеслова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание вразличных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятсяпонятными только благодаря ситуации и интонации.
– Чемменьше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова,правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем большийпроцент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить какфизиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведениювновь усваиваемых им трудных слов.
– Послепоявления 5–6 слов возможна остановка развития словаря на 4–6 месяцев. Любое отставаниев этих темпах можно классифицировать как задержку речевого развития.
2.2 Задержкаречевого развития
Задержкаречевого развития (ЗРР) – термин, применяемый в логопедии по отношению к детямдо 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервныхструктур, ответственных за речь, но которые могут, хотя и с задержкой. [31]
Причинывозникновения задержки развития речи описаны многими авторами (В.Г. Петрова, Б.П. Пузанов, У.В. Ульенкова,О.Н. Усанова, Л.Ф. Обухова, С.Г. Шевченко и др.):
1. Невостребованностьречи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все егожелания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать своитребования и эмоции словами
2. Замедленныйтемп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (что чаще всего обусловленогенетическими особенностями)
3. Заболеванияи поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания,перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
4. Нарушенияслуха. Речь формируется на основе услышанного, и если у ребенка есть проблемысо слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
Отдельно можно выделить ещё две категории:
· Пол ребёнка. Существует мнение о том, что мальчики начинаютговорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но,тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.
· Левшество.Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Вследствие так называемогодекстра-стресса происходит задержка – как в действиях, так и в их озвучивании.При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенокразвивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее времяпреобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково. [28]
3. Обзор диагностических методик для изучения проявленияневербальных средств общения у детей третьего года жизни с задержкой речевогоразвития3.1 Диагностика задержки речевого развития ипроявления невербальных средств общенияДиагностика задержки развития речиосуществляется для того, чтобы как можно раньше определить и откорректироватьотклонения. Существуют возрастные нормативы, а также описаны возможныеотклонения, помогающие ориентироваться при постановке диагнозов, связанных снарушениями речевого развития.
Впедиатрической литературе (Шабалова Н.П., Шабалов Н.П., Арсентьев В.Г.,Гончар Н.В., Девяткина С.В.) [21, 24] выделяют следующие признакизадержки речевого развития у ребенка 2–3 лет:
· Ребенокимеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» вданном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скореепринадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки«Ба» должны всегда означать «бабушка».
· Произноситслова так невнятно, что понятна только половина из них.
· Неиграет и не взаимодействует с другими детьми.
· Непонимает или не может ответить на простые вопросы.
· Неможет узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
· Неможет назвать кого-то из членов семьи.
Наиболеезначимые признаки задержки речевого развития ребёнка третьего года жизниотражены в таблице 1 [4].
Таблица 1. Признакизадержки речевого развития у детей 2–3 летВозраст ребёнка Признаки ЗРР 2 года Использует несколько отдельных слов; не пытается повторять слова 2.5 года Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо. находящееся вне поля зрения: не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай молока»): ребенка часто неправильно понимают 3 года Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
Чтобынаиболее точно определить наличие или отсутствие речевой задержки, такженеобходимы:
· оценка слуха,
· оценка общего психического развития (денверский тестпсихомоторного развития, шкала раннего речевого развития (Early LanguageMilestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scalesof Infant Development) [21,23,27],
· сбор данных анамнеза,
· беседа с родителями, сведения о домашнем окружении ребенка и егообщении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития,
· сравнение понимания и воспроизведения речи,
· наблюдение, – c помощью которых выясняют, каким образом ребенок сообщает о своихпотребностях.
В результатеоценки этих параметров, выявляется, что в отличие от общей задержки развития иаутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенныхрасстройствах речи – дети способны выражать свои нужды[20]. Это характерно идля детей с задержкой речевого развития.
Какотмечала М.И. Лисина, начиная со второго полугодия жизни ребёнка и вплотьдо 2,5–3 лет, ведущим становится деловой мотив общения. «Он воплощается в лицевзрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта пооценке умений и знаний ребенка» [15].
Детис ЗРР общаются с взрослыми, как дома – в семье, так и в условиях ДОУ – с педперсоналоми сверстниками. И на помощь детям приходит активное использование невербальныхформ общения, характерное для раннего речевого онтогенеза.
Невербальноеобщение, по определению, данному Поваляевой М., Рутер О., – этокоммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов(передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику,пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковыхсредств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментомтакого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазономсредств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себявсе формы самовыражения человека. [22]
Средстваневербального общения можно распределить в 4 группы, представленные в таблице 2:
Таблица2. Невербальные средства общенияТипы и виды коммуникаций Невербальные приемы и средства 1. Фонационные средства Вздох; плач; кашель; тон; интонация 2. Оптико – кинетические средства мимика; жесты; позы; направление взгляда, длительность и частота 3. Тактильные средства, осязание, слух Прикосновения, слуховое восприятие звуков 4. Пространственно-временные средства Расположение собеседников и дистанция
3.2Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальныхсредств
Диагностикадетей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речидетей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,) [5]. В основе проведения диагностики по выявлению задержкиречевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры:
· выявлениеуровня восприятия речи взрослого;
· выявлениеобъема активного и пассивного словаря;
· выявлениеиспользования детьми невербальных средств.
1.Работа с семьёй.
Исходяиз положения Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной о том, что обратимыеформы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиямиокружения, воспитания и различными формами депривации, необходимо провестианализ социальных условий речевого развития детей данной категории.
Дляреализации этой задачи можно провести анкетирование родителей, или беседу,целью которой будет выявление:
· вступленияребёнка в контакт с родителями;
· уровнянаблюдательности и степени познания ребенка;
· наличияили отсутствия речевых реакций (обращения, просьбы и др.)
1. Изучениемедицинской документации.
Анамнестическиесведения должны включать:
· данныео здоровье родителей;
· наличиеречевой патологии у членов семьи или у родственников;
· протеканиебеременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерскихманипуляций и т.п.);
· общегораннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических илипсихических травм);
· сведенияо раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное;
· срокипоявления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз;
· состояниеслуха, зрения и интеллекта.
Далеедля изучения развития речи детей 2–3 лет с ЗРР и проявления невербальныхсредств общения, могут быть использованы следующие методики.
Методика1. «Изучение понимания речи».
Цель:выявить уровень восприятия речи взрослого в ходе индивидуальной работы сребёнком.
Материал:кукла, чашка, погремушка, собачка.
Сутьметодики в том, чтобы в процессе 6 созданных ситуаций оценить:
· Отзываетсяли ребенок на свое имя.
· Способенли ребенок указывать на называемый предмет.
· Можетли показать какую-либо часть лица или тела куклы.
· Сможетли найти аналогичную часть лица или тела у себя.
· Подаётли ребёнок называемый предмет.
· Выполнениезаданных действий с предметом (положить кубики в коробку).
Обработкаданных. 1балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания).
Трактовкарезультатов. Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровеньпонимания речи. От 6 до 10 баллов – Средний уровень понятия речи, от 0 до 5 баллов– низкий уровень понимания речи.
Методика2. «Кто это?».
Цель:выявить объем активного словаря.
Материал:предметные картинки.
Дляоценки словарного состава ребенка предлагается картинный материал, куда входятслова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: 1. Одежда(шапка, шарф, рубашка, юбка), 2. Овощи (капуста, морковка, картофель, редиска),3. Домашние животные (кошка, собака, попугай), 4. Транспорт, 5. Игрушки, 6. Птицы.
Обработкаданных.
1балл – наличие правильного ответа.
0баллов – неправильный ответ.
Выводыоб уровне объема словаря.
10баллов – высокий уровень объема словаря,
7–9– баллов – средний уровень,
0–6балла – низкий уровень,
Методика3 «Назови и покажи»
Цель:оценить состояние глагольного словаря детей и варианты использованияневербальных средств общения.
Материал:предметные картинки с видами действий (мишка пляшет, кукла спит, девочкасмотрит книгу, мальчик гуляет). (Приложение 2)
Уребёнка спрашивается, что делает персонаж картинки. Оценка ответа связана свариантом ответа – жестовый, словесный или др.
Обработкаданных.
· Словесныеответы – 4 балла
· Сочетаниесловесных ответов с жестовыми – 1, 2, 3 балла
· Невербальныеформы ответа – 0 баллов
Методика4 «Определение частотности использования детьми невербальных средств общения»
Цель:определить частотность и виды наиболее часто встречающихся при общенииневербальных средств.
Вариантприменения: наблюдаем сколько раз за определённый отрезок времени (15 минут)ребёнок задействует те, или иные невербальные средства общения.Средства коммуникаций Невербальные приемы и средства Использует (кол-во раз) Не использует 1. Фонационные средства Вздох; плач; тон; интонация; кашель; 2. Оптико – кинетические средства мимика; жесты; позы; направление взгляда, длительность взгляда, частота взгляда, 3. Тактильные средства, осязание, слух Прикосновения, слуховое восприятие звуков (прислушивается) 4. Пространственно-временные средства Расположение собеседников (дистанция) Близко На расстоянии
Врезультате данной методики наблюдения можно получить представление о том,использует ли ребёнок невербальные средства, как часто, и какие.
Выводы
Для реализации поставленных в работе цели и задач мы ознакомились с литературой по этому вопросу, нами были подробно рассмотрены мотивыи формы общения детей в 1 главе работы; развитие речи у детей 3-х лет во 2-ойглаве, в 3 главе освещались методики по изучению проявлений невербальногообщения как средства коммуникации при ЗРР. Нами было выявлено при этом, чтоневербальными средствами общения у детей 2–3 лет явились:1. Фонационные средства: вздох; плач; кашель; тон; интонация. 2. Оптико – кинетические средства: мимика; жесты; позы; направление взгляда, длительность и частота. 3. Тактильные средства: прикосновения. 4. Пространственно-временные средства: расположение собеседников и дистанция.
Такжебыла рассмотрена проблема ранней диагностики задержки речевого развития, ивыявление ведущих в общении детей этой категории невербальных средств каккомпонента речевого недоразвития.
Воснову проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей 2–3лет с ЗРР легли такие параметры, как: выявление уровня восприятия речивзрослого; выявление объема активного и пассивного словаря; выявлениеиспользования детьми невербальных средств. Обзор диагностических методиквключил в себя методы работы с семьёй, работу с медицинской документацией, атакже – ряд специальных методик для изучения проявления невербальных средствобщения у детей данной категории.
Списоклитературы
1. Бёдёр Е. Комплексное изучение детей с временными задержкамиразвития и вопросы их обучения. Дефектология. – 1975; №4 www.pedlib.ru/
2. Возрастная и педагогическая психология. Гамезо М.В., Петрова Е.А.,Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Избр. психолог.исследования. www.gumer.info/bibliotek
4. Галигузова Н., Смирнова Е. Ступени общения: от 3 до 6 /http://www.it-med.ru/library/
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, М.: Детство-Пресс,2007, с. – 472
6. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить.55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: «Техинформ», 1997/http://www.pedlib.ru/
7. Диагностика и развитие речи детей раннего возраста – основаэффективного развития дошкольника / ст. Чигридова Н.В.festival.1september.ru/
8. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., Развивающие занятия сдетьми. Материалы для самостоятельной работы студентов. М.: Институтобщегуманитарных исследований, 2001 – 80 с.
9. Задержка речевого развития / www.rusmedserver.ru/
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика,М.: Академия 2000, -416 с.
11. Кольцова М. «Ребенок учится говорить» М.: У-ФАКТОРИЯ, 2006 – 177 с.
12. Коррекционно-диагностическая программа для детей младшегодошкольного возраста с недоразвитием речи Городничева Е.И., Гусева Н.А.,Козлова О.Н., Курдвановская Н.В., Лопская Р.Ю., Опарина С.А.,Ранний возраст /http://www.logoped-sfera.ru/
13. Кукшина В.С. Коррекционная педагогика, М.: Издательскийцентр «МарТ», 2004 – 302 с.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология». М.,УРАО, 1998 – 464 с.
15. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 318 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Подред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998. – 680 с.
17. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение впсихофизиологию: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология»;М, МПСИ «Спинта», 1997 – 339 с.
18. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитаниедетей с отклонениями в развитии. Серия: Учебное пособие для вузов, 2003 – 408 с.
19. Матвеева Н.Н. Методика диагностики коммуникативнойдеятельности детей 2–3 лет с задержкой речевого развития. /http://www.pedlib.ru/
20. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная испециальная педагогика, М.: Форум Инфра-М, 2007 – 144 с.
21. Педиатрия. Учебник. / ред. Арсентьева В.Г., Гончар Н.В.,Девяткиной С.В.; 4-е изд./ www.pedlib.ru/
22. Поваляева М.А., Рутер О.А., Невербальные средстваобщения, М.: Феникс 2004 – 352 с.
23. Потапчук А.А. «Диагностика развития ребенка: Физическоеразвитие; Биологическое развитие; Нервно-психическое развитие и др.: Шкалы итесты оценки уровня здоровья детей и подростков». Волгоград, Изд.: Речь 2007 – 154 с.
24. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб, заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольскаяи др./ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: «Академия», 2003 – 320 с.
25. Психолог о задержке речевого развития у детей до 3 лет / det-psyholog.ru/pages/12/
26. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск:Аверсэв, 2006 – 28 с.
27. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическаядиагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, М: Просвещение, 2009– 184 с.
28. Стребелева Е.А. Методические рекомендации кпсихолого-педагогическому изучению детей (2–3 лет) / www.pedlib.ru/
29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речидетей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
30. Ушакова О.С. – Придумай слово. Развитие речи. М.: 2009 – 208 с.
31. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основылогопедии. М., 2003 – 240 с.
32. Хрестоматия по логопедии/ ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И.в 2-х томах М.: Владос 1997 – 560 с., 656 с.
33. Шостак В.И. Физиология психической деятельностичеловека: Учеб. Пособие по психофизиологии / В.И. Шостак, А. Лытаев. –СПб.: ДЕАН, 1999. – 124 с.
34. Янушко. Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2007 – 232 с.