Реферат по предмету "Педагогика"


Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Мониторингвоспитательного потенциала семьи

Актуальностьпроблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастаниемв современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегическивыстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. Внастоящее время задача поддержки семьи выдвинута в разряд первостепенных, чтопозволяет надеяться на активизацию исследований в этой области.
Формированиеактивной семейной политики предполагает тщательное изучение таких вопросов, какповышение ценности семейного образа жизни, родительства, укрепление социальныхнорм семьи и брака. Это невозможно без достоверной информации о реализациисемьей своей воспитательной функции.
Приходитсяпризнать, что в изменяющихся социальных условиях российской действительностиэффективность выполнения семьей воспитательной функции снизилась. Растетудельный вес неполных семей, имеющих детей до 18 лет (23,3%), увеличиваютсячисло разводов, количество детей, родившихся вне зарегистрированного брака (до30%), возрастают масштабы социального сиротства и подростковых девиаций (вчастности, безнадзорность несовершеннолетних, подростковая преступность,алкоголизм и наркомания). Доля несовершеннолетних правонарушителей составляет12,4% от общей численности лиц, совершивших преступления (2004 г.). По данным опросов ВЦИОМ, 36% респондентов полагают, что к довольно распространеннымявлениям следует отнести плохое воспитание детей, их заброшенность ибеспризорность [1].
Получилираспространение социально обусловленные заболевания подростков, которыеприводят к хроническому нарушению здоровья и преждевременной смерти. С 1993 г. у детей регистрируются и устойчиво растут к 2004 г. алкоголизм (в 2,2 раза), токсикомания (в3 раза), наркомания (в 20 раз), сифилис (в 65 раз). Среди школьников IX—XI классов 70% употребляют алкоголь, 11% формируют «группуриска», около 40% курят, 6—10% — хотя бы один раз пробовали наркотики.Число болезней, передающихся половым путем, у девочек до 14 лет за 1990—2002гг. увеличилось в 87 раз, что объясняется ранним опытом половых отношений ивовлечением девочек в проституцию [2, с. 53].
Лабораториейпроблем семейной политики ГНИЙ семьи и воспитания ведутся научные исследованияв области мониторинга воспитательного потенциала российской семьи, разработанынаучно-методологические рекомендации для его проведения, сформирована программаи инструментарий социологических исследований в этой области [3]. Осенью 2006 г. по заданию Московского правительства было проведено социологическое исследование«Московская семья 2006». Оно позволило оценить влияние социальных идемографических процессов, а также внутрисемейных отношений как детерминантвоспитательного потенциала семьи и определить перспективы его развития.Результаты исследования могут послужить научным обоснованием приоритетныхнаправлений и путей совершенствования государственной политики в отношениисемьи и детей.
Преждечем обратиться к анализу сущности воспитательного потенциала семьи, остановимсяна подходах к определению понятий воспитание и воспитательная функциясемьи. В контексте нашего исследования воспитание понимается в широкомсоциальном смысле: оно включает в себя целостное воздействие общества начеловека, т.е. отождествляется с социализацией.
Воспитание— процесс сознательного, целенаправленного и систематического формированияличности, осуществляемого в рамках и под воздействием социальных институтов (вчастности, института семьи) в целях ее подготовки к выполнению социальныхфункций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики(профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной,семейно-бытовой и др.). При этом особенно важно, что формирование и развитиеличности идет под воздействием всей совокупности объективных и субъективныхфакторов, с которыми индивид находится или находился в контакте. Подвоспитательной функцией семьи понимается осуществление первичной социализацииребенка и воспитание детей в семье вплоть до достижения ими социальнойзрелости. Учитывая тот факт, что в семье воспитываются и взрослые, и дети,необходимо признать наиболее важным ее влияние именно на подрастающеепоколение.
Можновыделить следующие аспекты воспитательной функции семьи:
— познавательные, связанные с передачей ребенку родителями и ближайшими членамисемьи знаний об окружающем мире;
— опекунские,обеспечивающие всем членам семьи опеку и оказание услуг в различных жизненныхситуациях;
— социализации детей и подростков, имеющей целью передачу членам семьи основныхнорм и принципов поведения, принятых в данном обществе, а также обычаев итрадиций, сформировавшихся в процессе исторического развития народа;
— подготовки к творческой жизни и будущей профессии;
— стимулирования развития интересов, увлечений и способностей детей;
— организациидля ребенка воспитательных ситуаций в семье и вне ее;
— удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка в безопасности, любви ипризнании.
Прианализе процесса воспитания ребенка в семье исследователь неизбежносталкивается с необходимостью изучения причин и факторов, позитивно илинегативно влияющих на реализацию воспитательной функции. Для решения такой задачивводится понятие воспитательный потенциал семьи. Потенциал характеризуетсявозможностями реальными, конкретными, фиксированными, сформированными впроцессе какой-либо деятельности и в настоящее время находящимися в готовом иреальном виде. Если же рассматривать это понятие по отношению к отдельномучеловеку или к семье, то оно выражает реальные способности к использованиюимеющихся ресурсов для достижения намеченной цели.
Входе исследования определены сущность воспитательного потенциала семьи и подходык анализу его структуры и факторов. Воспитательный потенциал представляет собойкомплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Онобъединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи,развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, а такжевключает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовуюатмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.
Эффективностьреализации воспитательного потенциала семьи обусловлена многими социальными(политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторамиобъективного и субъективного характера. К ним относятся: образ жизни и системаценностей; характер взаимоотношений в семье; образовательный уровень членовсемьи, их педагогические навыки; бюджет времени (ресурсы времени);распространенность социальных аномалий; социально-экономическое положение(уровень жизни, жилищные условия, занятость, социальная инфраструктуражизнедеятельности семей); социально-демографические факторы (структура семьи).Совокупность факторов, детерминирующих формирование и реализациювоспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы:
1) объективногодействия макросоциального характера, внешние по отношению к семье;
2)внутрисемейные, субъективного свойства, связанные с общекультурным иобразовательным уровнем членов семьи, потребностями и установками, а также свнутрисемейными отношениями.
Врамках исследования нами был проведен анализ действующих форм мониторингаобразовательных и воспитательных систем, выявлены требования к источникаминформации, проведена классификация существующих видов мониторинга. Любой изних должен отвечать следующим требованиям:
1) иметьцелевую направленность;
2)обеспечивать максимальную достоверность информации и формулируемых на ееосновании выводов;
3) обеспечиватьнепрерывность и систематизированность наблюдений, а также регулированиеобновления тематики и инструментария.
Под мониторингомвоспитательного потенциала семьи понимается специально организованная ипостоянно действующая система сбора, хранения и анализа статистической исоциологической информации с целью оценки воспитательных возможностей семьи,перспектив их развития и выработки рекомендаций по семейной и социальной политике.
Проведениемониторингового исследования осуществляется в несколько этапов. Выделимнаиболее важные из них:
1) определениецелей;
2) подготовкаинструментария исследования, включающего: а) выбор показателей и критериев,характеризующих результаты реализации воспитательного потенциала семьи; б)разработку средств для получения этих показателей (данные переписей населения,официальной статистики, результаты проводимых исследований, специальноорганизованное социологическое исследование);
3)выделение и качественный анализ факторов, которые предположительно могутоказывать влияние на формирование и реализацию воспитательного потенциаласемьи;
4)выбор математико-статистических методов для проверки выдвинутых гипотез наоснове данных, которые предполагается получить в ходе мониторинга;
5)определение объема выборочной совокупности для проведения специальногосоциологического исследования;
6)практическая организация и проведение исследования, сбор количественных данных;
7) статистическаяобработка данных и проверка гипотез;
8)качественный анализ и интерпретация полученных в ходе мониторинга результатов иформулирование итоговых выводов по реализации воспитательного потенциала семьи;
9)принятие управленческих решений на основе результатов мониторинга.
Организациямониторинга преследует в качестве основной цели получение достовернойинформации о состоянии всех аспектов воспитательного потенциала семьи на основеобоснованных индикаторов.
Мониторингвоспитательного потенциала семьи ориентирован на решение следующих задач:
1)непрерывное наблюдение и анализ динамики изменения структурных элементоввоспитательного потенциала семей;
2) анализ противоречий вовнутренней структуре и формах реализации воспитательного потенциала семьи,всестороннее исследование причин и факторов, порождающих эти противоречия;
3)разработка стратегии и механизмов реформирования социальной политики вотношении семьи, профилактика и диагностика негативных процессов (разработкапредложений, направленных на оптимизацию соответствующей системыгосударственного управления);
4)прогнозная оценка на основе выявленных тенденций перспектив воспитательногопотенциала семей разных типов.
Объектоммониторинга являетсясемья как социальный институт. Проводимые Росстатом обследования позволяютвыделять следующие типы семей, на которые необходимо ориентироваться припроведении мониторингового исследования воспитательного потенциала семьи: а)полные семьи: супруги с 1—2 детьми; супруги с 1—2 детьми и другимиродственниками; супруги с 3 и более детьми; супруги с 3 и более детьми идругими родственниками; б) неполные семьи: с 1—2 детьми; с 1—2 детьми и другимиродственниками; с 3 и более детьми; с 3 и более детьми и другимиродственниками.
Приопределении информационной базы мониторинга необходимо учитывать, что егообъект динамичен, находится в постоянном развитии. Семья подвержена влияниювнешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в еефункционировании. Реализация мониторинга предполагает организацию повозможности постоянного слежения (оценка, изучение) за объектом,предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежениеосуществляется путем непосредственного измерения или описания параметровобъекта. Потребителями результатов мониторинга могут быть: конкретный орган (органы)управления (на федеральном, региональном уровне), ответственный за разработку иреализацию семейной, образовательной и воспитательной политики; отдельные, какправило, социально-профессиональные группы; общество в целом. Опросы экспертовпо определенным проблемам функционирования и развития воспитательногопотенциала семьи позволяют взглянуть на выявленные населением черезсоциологические опросы проблемы с другой стороны, дать им объективную оценку.
Научноеобеспечение мониторинга объединяет две группы критериев, основанных на статистическойинформации или на результатах социологических исследований. Основнымпреимуществом первой можно назвать ее доступность, информативность, полноту икачество. Однако необходимо отметить, что для решения задач мониторингавоспитательного потенциала семьи только статистической информации недостаточно,так как она не может охватить все стороны жизнедеятельности семей и всефакторы, на нее влияющие.
Социологическаяинформация представляет собой данные опросов семей. Только она может бытьисточником сведений о мотивации и поведении членов семей, каких-либо личностныхих особенностях, оказывающих значительное влияние на воспитательный потенциал.
Приразработке рекомендаций по проведению специального социологического исследованияуделялось внимание необходимости сбора информации, характеризующей: составсемьи; социально-экономическое положение семьи и его оценку семьей, наличиематериальных и/или жилищных проблем, отрицательно сказывающихся навоспитательном потенциале семьи; уровень образования родителей и желаемоеобразование для детей; оценку существующих сложностей в воспитании детей;требования, предъявляемые к детям; характер и степень контроля за поведениемдетей; самооценку членами семьи своих возможностей в воспитании детей; единствовзглядов в семье на воспитание детей; уровень педагогической культуры родителейи иных членов семьи; удовлетворенность воспитанием детей; такие аспектывоспитательного процесса в семье, как воспитание трудолюбия, готовности ктруду, подработка детей и отношение к этому родителей; развитие творческихспособностей детей, сферы их интересов, взаимодействие семьи с другимиинститутами воспитания.
Важнымиданными, позволяющими охарактеризовать воспитательный потенциал семьи иподлежащими мониторинговому отслеживанию, выступают формирующаяся в семьесистема ценностей, в том числе ориентация на семейный образ жизни, совместноепроведение досуга, характер и содержание свободного времени, коммуникативного(внешнего) и личностного (творческого) общения, соответствующие потребности,интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др.,возможности «социального участия» семьи в делах общества игосударства.
Изнеобходимости анализа социально-экономических факторов воспитательного потенциаласемьи вытекает потребность при проведении мониторинга в следующейстатистической информации: данных о доходах и расходах семей (в том числе одоле расходов на услуги социальной инфраструктуры, распределении семейныхинвестиций в образование, расходах на питание и его структуре), обеспеченностипредметами длительного пользования, занятости членов семьи, в том числеотдельно о занятости матери и отца, видах и объемах помощи и льгот. Помимоэтого весьма важна и социологическая информация, получаемая на основеразработанного инструментария, об оценке семьей своего материального положения,обеспеченности жильем, товарами длительного пользования, возможностиудовлетворения потребностей.
Значимуюинформацию о реализации воспитательного потенциала семьи дают данные озанятости и бюджете времени родителей. Родительское поколение, которое несетглавную нагрузку по воспитанию детей в семье, поставлено в такие условия, когдалюди вынуждены много работать, часто на двух, трех работах, чтобы прокормитьдетей и стариков. В таких условиях на воспитание ребенка не остается нифизических и моральных сил, ни времени.
Большоезначение имеет исследование социальной инфраструктуры жизнедеятельности семьи,развитие которой является необходимым условием успешной реализации воспитательнойфункции. Статистическими показателями, характеризующими этот параметр, могутстать данные о состоянии и развитии:
— системы дошкольного воспитания;
— российской системы образования (общего начального, среднего и высшегопрофессионального образования);
— сферы культуры (включая показатели посещаемости учреждений культуры);
— сферы досуга, отдыха, физкультуры и спорта, учреждений оздоровления детей иподростков;
— системы социального обслуживания семей (центров социальной помощи семье идетям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностямиздоровья, социальных приютов для детей и подростков и пр.).
Немаловаженанализ макроэкономических показателей, характеризующих развитие социальнойинфраструктуры и, прежде всего, бюджетных расходов на образование, организациюдосуга и отдыха и социальное обслуживание семей и детей, уровень и динамику ценна услуги перечисленных отраслей социальной инфраструктуры.
Какуже отмечалось, серьезной проблемой выступает измерение воспитательногопотенциала семей, так как здесь в качестве объектов измерения выступаютсубъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различнымиаспектами воспитания в семье. В этом случае для регистрации различныхсубъективных составляющих воспитательного потенциала чаще всего используютсятак называемые номинальные или ранговые шкалы. Процедурно замеры таких объектовосуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениямчеловека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторомуупорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковомпространстве.
Сложнойметодологической проблемой является оценка результатов реализациивоспитательного потенциала семьи. Мониторинг должен строиться на четкихоснованиях для измерения и сравнения. Таковыми становятся соответствия покакому-либо эталону-требованию, стандарту, закону; сравнительные данные длядвух или нескольких сходных по характеристикам систем; временные динамическиеряды, характеризующие развитие объекта мониторинга. В рамках проводимогоисследования формируется методология ведения динамического мониторинга —отслеживания на основе ряда количественных и качественных показателей измененияна макроуровне воспитательного потенциала российских семей с течением времени.Моделирование идеальной, эталонной семьи как основания для мониторинга —сложная задача, являющаяся предметом отдельного исследования. Кроме того,вызывает сомнение возможность разработки одного стандарта в сфере семейноговоспитания в мультикультурном обществе.
Вкачестве критерия выполнения воспитательной функции предлагаетсяиспользовать наличие у детей и подростков адекватного поведения в различныхсферах жизнедеятельности (содержащего внутренний механизм совершенствования) всоответствии с нормами морали, требованиями общества. С точки зрениявозможности отслеживания результатов на основе четких критериев, нужно говоритьо таких результатах воспитания, когда деятельность сформировавшейся личности ненаносит вреда социальной системе.
Крометого, возможно использование и такого субъективного критерия, какудовлетворенность родителей своими способностями, возможностями и результатомвоспитания своих детей. Для его измерения может быть предложена пяти- илисемибалльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкойиндивидом того, в какой степени он удовлетворен педагогическими способностями.Для оценки системы воспитания в семьях предлагается применять такие критерии:время, уделяемое воспитанию детей, и его динамика; наличие и характер проблем,связанных с воспитанием детей; подработка детей и отношение к этому; характер истепень контроля за поведением детей; формы проведения досуга детей;представления о воспитании детей; значимость детей для родителей; требования,предъявляемые к детям; уровень педагогической культуры родителей; самооценкавозможностей в воспитании детей и ее мотивы; оценка сложности воспитания детей;противоправное поведение детей и подростков; уходы детей и подростков из дома.
Успешностьреализации программы мониторинга зависит от сочетания полноценнойстатистической информации и достоверных результатов социологического опросасемей. В этом случае мы получаем картину воспитательного потенциала семьи на макроуровне.В рамках исследования разработана анкета для проведения выборочногосоциологического опроса родителей в семьях с детьми.
Какуже было указано выше, представленная методология мониторинга воспитательногопотенциала семьи была апробирована при проведении социологического исследования«Московская семья 2006», давшего интересные результаты. В целом,большинство респондентов тратят на воспитание детей меньше времени, чем имхотелось бы (или считают, что необходимо уделять времени больше), причем ярчевыражена эта тенденция у родителей из неполных семей и у мужей из полных.
Важнейшимичертами, воспитание которых необходимо у детей, родители призналиответственность, трудолюбие, порядочность, здоровый образ жизни, умение строитьвзаимоотношения с людьми.
Большоезначение москвичи придают успешной социализации ребенка. Подавляющеебольшинство респондентов ответило, что дети должны ходить в детский сад иучиться жить в коллективе.
Преобладающаяформа обучения для детей респондентов — общеобразовательная школа. Приоритетотдается государственным школам с углубленным изучением какого-либо предмета,включая школу, прикрепленную к вузу. Речь, по-видимому, идет о сочетаниикачества и доступности образования. Наиболее популярный вид дополнительногообразования, которое семьи хотели бы дать своим детям — это изучениеиностранных языков. Притязания респондентов по поводу уровня образования детейвесьма высоки; около 80% хотели бы, чтобы их дети получили высшее ипослевузовское образование.
Наиболеечасто возникающие сложности в воспитании связаны с чрезмерным увлечением детейтелевизором, видео, компьютером. Серьезной проблемой для семей являетсяневозможность контролировать поведение ребенка, что связано с повышеннойзанятостью родителей.

Списоклитературы
1. О развитиичеловеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. М., 2002.
2. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А.,Петрякова О.Л., Синельников А.Б. Программа и инструментарий проведениямониторинга воспитательного потенциала семьи. М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2006. Рукопись. — 4 п.л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.