План
Введение
1. Понятиеобразовательных технологий
2. Классификациятехнологий обучения (Суртаева, Епишева, Селевко)
3. От многообразиявыбора к авторским технологиям
4. Практическаячасть
Заключение
Список литературы
Введение
Технологические идеиобразования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказалещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», тоесть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом,сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизмобучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменскийназвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средствадостижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Таким образом,вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования– результат. Это ядро любой технологии в образовании. В дальнейшем элементыпедагогической технологии можно найти в работах Песталоцци.
В основе технологическогоподхода лежат теория учебной деятельности и деятельностный подход в обучении(А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который впоследнее время все больше сочетается с концепцией личностно ориентированногообучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д.Смирнов и др.). Работы этих авторов и других были использованы в даннойконтрольной работе.
Цель контрольной работы –раскрыть понятие образовательных технологий и рассмотреть некоторые из них.
1. Понятиеобразовательных технологий
Проблемы образовательныхтехнологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ иучителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Образовательнойтехнологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представленияпланируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состоянияобучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели дляданных конкретных условий.
Рассмотрениеобразовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделитьдва яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний яруссоставляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополненличностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты,отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что этоискусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваемименно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научилисьпередавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения». [1, с.385], [3,с.8-9]
Для традиционногопроцесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технологияобучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподавательпользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения,с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки,представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны,технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя настудента в процессе обучения с использованием необходимых технических илиинформационных средств.
Первоначально термин«технология обучения» был связан с применением технических средств об учения исредств обучения и методов программированного обучения в связи с развитиемметодов программирования процесса обучения акцент перешел на собственнотехнологию обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче,переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникациисущественно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» всторону системного анализа и проектирования процесса обучения.
В структуру технологииобучения входят:
· концептуальнаяоснова;
· содержательнаячасть (цели, содержание обучения);
· процессуальнаячасть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельностиучащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом,диагностика учебного процесса).
Таким образом, в понятии«технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупностьсведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебногопроцесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение. Технологияобучения является составляющей образовательной технологии.
Таким образом, понятие«технология» является одним из самых популярных в современной науке обобразовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на самувозможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу,так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления,изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессепроизводства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципуиндивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствиеединого подхода к определению сущности понятия «образовательная технология»,«технология обучения».
2. Классификациятехнологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко)
Модернизация российскогообразования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается,прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализацииличностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективнымиспользование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированнуюнаправленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении ролии удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этихтехнологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации идифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю исамооценке результатов обучения.
Классификациятехнологий обучения по Г.К. Селевко:
по уровню применения(общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));
по философской основе(материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)
по ведущему факторупсихического развития (биогенные, социогенные, психогенные);
по научной концепции;
по организационнымформам:
· классно-урочные
· альтернативные
· академически-клубные
· индивидуальные
· групповые
· дифференцированноеобучение;
по типу управленияпознавательной деятельностью:
· классическо-лекционный
· обучение спомощью ТСО
· система«консультант»
· обучение по книге
· система «малыхгрупп»
· компьютерноеобучение
· система«репетитор»
· программированноеуправление;
по подходу к обучаемому:
· авторитарные
· личностно-ориентированные
· гуманно-личностные
· дидакто-социо-антропо-педоцентрические
· технологиисотрудничества
· свободноговоспитания
· эзотерические(эмоционально-психологическое воздействие);
по преобладающему методу:
· догматические(репродуктивные)
· объяснительно-иллюстративные
· развивающееобучение
· проблемныепоисковые
· творческие
· программированноеобучение
· саморазвивающееобучение
· игровые. [6]
Истинные новации вобласти педагогики — редкое явление; как правило, это рассмотрение на новомвитке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытыхпедагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другойинтерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной,культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогическихтехнологиях.
Классификация технологийобучения по Епишевой О.Б.:
· группапредметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактическогоусовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь вучебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И.Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ(укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом цикловпознания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. Втехнологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер,С. Курганов) — на переконструирование содержания образования в направленияхдиалектизации, культорологизации и интеграции.
· технологиидифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанныес ними групповые технологии — основной акцент сделан на дифференциацию постановкицелей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающиеспециализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
· технологииразвивающего обучения — ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта,взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапыдеятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитиеличности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации котороговыделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин — В. Давыдов), индивидуальныйопыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И.Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой жегруппе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитанияграмотности — А. Кушнир, саморазвития — М. Монтессори); их основная идея — вопоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться,если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимоучитывать прежде всего сенситивность — наивысшую восприимчивость к тем или инымвнешним явлениям.
· технологии,основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин,Н. Суртаева и др.) — обучение происходит путём общения в динамических парах,когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организациирабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
· технологии наоснове личностной ориентации учебного процесса — технология развивающегообучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А.Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификациидеятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированноеобучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).Последние с использованием для предъявления информации языков программированиятранслируют её на машинный язык.
· технологиясовершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) — основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей вшколе — плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта — недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебныхумений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность ипостоянное поддержание достигнутого уровня умений.
· альтернативныетехнологии — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда(С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технологиямастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативуклассно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогикуотношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся отурока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающихакцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников,метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельностьучащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различныхшкольных дисциплин, цель которых — создать у учащихся в результате образованияболее отчётливую единую картину мира и мироощущения.
· технологииавторских (инновационных) школ — школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б.Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров,Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков). [4]
Парацентрическаятехнология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобыони общались со средствами обучения, друг с другом используя методическиеинструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогикитребований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку,единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет учить безнапряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся, строитьобразовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учитьсязнать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направлениявыделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу отпедагогике требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу кребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.
Для нее характерныследующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность;мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность;контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельностьдеятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); инаяфункция педагога (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставлениеправа выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными всовременной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные взаконе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.
Парацентрическуютехнологию Н.Н.Суртаевой, с точки зрения ее отношения к ребенку со сторонывзрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоитличность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасностиусловий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматриватькак особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением новогопедагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной меревходящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Таким образом, кнастоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждаетк теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выборуоптимальных.
3. Отмногообразия выбора к авторским технологиям
Технологии авторских(инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, какправило, понятны из их названия. Это – школа адаптирующей педагогики (Е.Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И.Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков) имногие другие. Рассмотрим некоторые из них.
Школа-парк — образовательная система, авторомкоторой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан(1927-2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральнымиэкспериментальными площадками: на базе московского «Школы самоопределения»(1995-2007; А.Н. Тубельский, О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова) и на базеекатеринбургских школ № 95 и 19 (1993-2003; А.М. Гольдин).
Образовательная система«Школа-парк» основана на модели знания-органа, в которой развитие знанияпроисходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационнойи предметной средой. Содержанием образования является совокупность способовдеятельности индивида, приводящая к развитию его знания-органа (усложнениюпредметностей этой деятельности, то есть индивидуальной картины мира и наружнойсферы деятельности).
В таком подходепреодолевается социоцентризм, т.е. понимание культуры как надличностного«взрослого» феномена, подлежащего «усвоению» или «присвоению» ребенком. Впротивоположность традиционному классно-урочному представлению о содержанииобразования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук»,накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельностиили априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в школе-паркесодержанием образования является система способов и предметностей совместнойдеятельности учащихся и педагогов, направленной на увеличение членораздельностииндивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации. [6, с.234-236]
Организационно школа-парк- это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией понимаетсясвободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения.При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихсяучителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий неявляется постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения нарынке образовательных услуг.
Учащиеся парк-школы неделятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению ккаждой студии: либо он является её постоянным членом (членом «команды»), либоклиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школыдобровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждыйученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор влюбое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии безограничений.
Каждая студия в течениенедели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своимипостоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница междуклиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии,в то время как гость лишь наблюдает за её работой. Кроме того, у каждогоучителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья —ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами иликлиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус поотношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постояннымчленом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем);возможно изменение статуса и в обратную сторону.
Парк-школа работает 5 или6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2-3 академических часа,соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельныйбюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями (понятно,что у учебного плана парк-школы и у традиционного школьного учебного планаобщее только название — учебный план школы-парка лишь распределяет время междустудиями, никак не детерминируя «обязательные» недельные объемы посещениястудий учащимися в зависимости от классов — последних в школе-парке попростунет), и график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии втечение недели. График составляется так, что во время каждого блокаодновременно работает несколько студий; при этом в нем отражается работа каждойстудии в двух режимах: на некоторых блоках — только для своих постоянныхчленов, в закрытом режиме, на остальных блоках — в открытом режиме обслуживанияклиентов и гостей.
Из принципа открытостистудий следуют следующие параметры образовательного процесса парк-школы:
Состав студий на каждомзанятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром наработу, не знает заранее, кто придёт к нему сегодня в студию (кромеединственного случая, когда студия работает в закрытом режиме), и чем они будутзаниматься.
В этих условиях«проходить школьные программы» становится попросту невозможным — мало того, чтовсе дети разного возраста (и с разным личным знанием), так ещё и любой ребенокможет в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из неё.Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующиеразновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из неёв любое время.
Учитель в принципе неможет написать заранее «план урока»; он фиксирует итоги работы (личные учебныедостижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективноепланирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективныманализом.
Александр Католиков основал уникальную агрошколу-интернатв Сыктывкаре, признанный в Коми и России педагог. Интернат создавался в 1956году для детей из малообеспеченных семей. В 1973 году его возглавил народныйучитель А.Католиков, а тремя годами позже заведение получило статусшколы-интерната для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегоднятам воспитывается более 200 детей. Школа стала целым комплексом со своимдошкольным отделением, поликлиникой, музыкальным и спортивным залами, бассейном,сауной. Сегодня в распоряжении интерната 264 гектара угодий. Более 463выпускников школы заняты в аграрном секторе республики.
Цель агрошколы: датьдетям общее среднее образование, обучить основам ведения крестьянскогохозяйства, обеспечить разностороннее развитие и подготовить их к активнойсамостоятельной жизни.
Для достижения этой целиагрошкола выполняет следующие задачи:
· созданиеоптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развитиявсех учащихся и для реализации каждого из них;
· профессиональнаяориентация учащихся на сельскохозяйственные и другие специальности;
· начальноепрофессиональное обучение по профессии «животновод»,«растениевод», «тракторист», «водитель»;
· социальная защитаучащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшие и средние учебныезаведения;
· развиватьпотребность в здоровом образе жизни, забота о своем здоровье;
· воспитание основнационального и гражданского самосознания.
Таким образом, можносделать вывод, что существует много авторских технологий обучения.
4. Практическоезадание
1. Совместимы литехнология и творчество в деятельности педагога? Дайте обоснование.
Педагогическаядеятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которойреализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной идуховной культуры. Педагог, являясь субъектом деятельности, управляетучебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный,воспитывающий и развивающий характер. Педагогические технологии – это система,в которой последовательно реализуется заранее спроектированныйучебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогическойнауки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенныхзадач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантироватьего высокий уровень. Следовательно, организация различных видов педагогическойдеятельности предполагает использование вариативных технологий на уровнетворчества и мастерства. Педагогическое творчество рассматривается каксостояние педагогической деятельности, при котором происходит созданиепринципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решениинаучно-практических проблем. Педагогическая деятельность – это проявлениепостоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие уучителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств,исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность иактивность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартномыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализуучебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельностьсуждений и выводов.
2. Известныйлитературовед и философ М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находитсяв голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущимиистину, в процессе их диалогического общения» (Проблемы поэтики Достоевского. –М., 1979. – С.126). Какие выводы, связанные с организацией и технологиейобучения, можно сделать из этого высказывания?
Решение задачи развития истановления коммуникативной культуры ставит перед необходимостью организациитаких особых коммуникативных взаимосвязей в образовательном процессе, которыемогут быть охарактеризованы как диалог. Образование и воспитание духовноразвитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог какособый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека вглубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способностькритически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия длявзаимодействия понимающих сознаний.
Таким образом, диалог,выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становитсяприоритетным принципом образования. Диалогизация образовательного процессаможет быть охарактеризована особыми взаимопересекающимися коммуникационнымисвязями, являющимися одновременно иерархически обусловленными уровнями общения.
Вывод первый: Я-образкультуры (учитель-содержание, ученик-содержание) прослеживается на уровнесубъекта и содержания и предполагает диалог образов культуры. Диалог как методстановится ведущим, приоритетным — задача учителя предоставить ученику собеседника,обеспечить учащимся включение в культуру через вступление в диалог.Диалогизация содержания образования на этом уровне реализуется:
· черезобращенность образования к целостной картине мира, и, прежде всего — миракультуры, мира человека, через «очеловечевание» знаний, формированиегуманитарного мышления как мышления системного;
· через наполнениешкольного образования гуманитарными знаниями и выстраивание смысловых иценностных контекстов;
· черезпереориентацию содержания образования на проблемы человеческой жизни;
· через интеграциюестественно-научного и социогуманитарного знания. Какие бы составляющие знанийо человеке не рассматривались, в них обязательно будет присутствовать элементсоциальности. Представляется, что с сегодняшних позиций необходим единый подходпо критерию природное (социальное;
· через расширениесистемы знаний о человеке (обогащение и переструктурирование учебногосодержания), через социально-психологическое просвещение (по Е.А. Климову).Присвоение учащимися социально-психологических знаний. Знания о человеке(содержание учебных дисциплин, предметы: валеология, ОБЖ, история, литература идр.); знания о самом себе, о способах адекватного взаимодействия с другимилюдьми;
· черезпереориентацию вектора образования от обращенности к прошлому, к обращенности ксегодняшнему дню и к будущему (ученика, страны, всего человечества).
Вывод второй: Я-другой(ученик-ученик, учитель-ученик). На этом уровне акцентируется личностноеотношение учителя к ученику, учитель должен также умело создаватьпсихолого-педагогические условия для возникновения личностных контактов вгруппе учащихся, что требует от него владения технологией организациипродуктивного взаимодействия. Это предполагает:
· применение вобразовательном процессе гуманитарных технологий;
· обогащение опытаобщения как личностно формирующего фактора, через приобретение опыта общения сосверстниками в различных группах на уроке и школьных сообществах;
· гармонизациюпринципов индивидуализма и коллективизма посредством реализации истиннойчеловеческой солидарности в организации школьной жизни;
· организациюспециальной деятельности по отработке коммуникативных навыков и умений (игры,тренинги социально приемлемого поведения).
Вывод третий: Я-сам(учитель, ученик). Управление подразумевает овладение и учащимся и учителемспециальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (пониманиесигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладениедиагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон,корректировка и приемы моделирования позитивного имиджа).
Сегодня образование всеболее начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, влучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам как никогданужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культураработников образования. Реализовать лучшие идеи реформирования образованияможет только учительство, понимающее и принимающее задачи образования насовременном этапе. Таким образом, утверждение приоритетов учебного диалога вобразовательном пространстве современной школы, продуктивных формпедагогического общения способствует овладению учащимися коммуникативнойкультурой, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтомупредставляет собой актуальную проблему современного этапа развития российскогообразования и нашего общества в целом.
Заключение
В нынешней системеобразования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предметаосуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет егоиндивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилосьмного авторских образовательных программ, направленных на реализациюпоставленных целей (личностно ориентированные технологии).
В современной педагогикеи психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественныхпсихологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогическойнауки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Поэтомупредполагается, что разработка технологии обучения преподавателем – этотворческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий ванализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения,обеспечивающих реализацию целей и возможностей.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г.Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. — М.:Касталь, 1993.
2. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Гузеев В.В.Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
4. Епишева О.Б. Основныепараметры педагогической технологии: Лекция для слушателей III Сибирскихметодических чтений // mat.1september.ru/2000/no08_1.htm
5. Кларин М.В.Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
6. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народноеобразование, 1998. – 256 с.
7. Смирнов С.И.Технологии в образовании // Высшее образование в России. – № 1. – 1999. – С.109– 112.
8. Современныетехнологии обучения: Тез. докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.
9. Уман А.И.Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. – Орел.:ОГУ, 1997. – 208 с.