Реферат по предмету "Педагогика"


Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения

Министерствовысшего образования Российской Федерации
Костромскойгосударственный университет им. Н.А. Некрасова
Институтпедагогики и психологии.
Курсовая работа
Предмет: Коррекционно-развивающее обучение
на тему: «Причины неуспеваемости младших школьников и пути ихпредупреждения»
 
Выполнилстудент 3 курса
Заочногоотделения Института
Педагогики ипсихологии
Специальность:«Педагогика
и методиканачального
образования»
Кострома,2005 г.

Содержание
 
Введение
I Теоретическая часть
Неуспеваемость учащихся ипути ее преодоления
1.1   Неуспевающие дети. Ктоони?
1.2   Причинынеуспеваемости детей
1.3   Неуспеваемостьглазами психолога
1.4   Неуспеваемостьглазами педагога
1.5   Пути преодолениянеуспеваемости
II Практическая часть
Использованиедиагностических методик при проведении уроков
2.1 Методика «Веселые картинки»
2.2 Методика «Лабиринт»
2.3 Методика «Палочки»
2.4 Методика «Змейка»
2.5 Тест НИИ дефектологии
Заключение
Приложение
Литература

Введение
«Нынешняя школа делает ребенка способным и умелым, но так, что онсам этого не замечает. Но возможна школа, в которой ребенок не только замечаетсвою умелость и неумелость, но сам стремится стать умелым… А поддержать его вэтом благом стремлении — дело педагогической техники»
Г. Цукерман.
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 10 — 15 лет назад,не нуждается в доказательствах. И уже не секрет, что год от года растет числодетей с различными видами аномалий. Поэтому вопросы, связанные с изучениемумственной отсталости в настоящее время относятся к числу наиболее актуальныхдля любого учителя начальных классов. Внимание к проблеме детей-олигофренов,т.е. детей, имеющих различные поражения центральной нервной системы, вызванотем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается, а все большевозрастает (об этом свидетельствуют данные по всем странам мира). Кроме того, впоследнее время отмечается значительный рост числа учащихся массовых школ,отстающих в учебе. В общем педагогическом веселье как-то вдруг замелькалиполустанки вариативности, инновационные школы, как острова легендарныхпедагогических успехов, программы развития всего, что только может развиваться,- и хорошо, но «там за туманами» вдруг во всю полноту открылась страшнаяправда: реальная предметная неуспеваемость учащихся. Неуспеваемость учащихся — бич школы. Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, — это школа,выпускающая брак. Неуспевающие учащиеся — кандидаты на второгодничество. Школанесет ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо она не сумеладать им нужное воспитание и образование, она сделала их неудачниками и темсамым искалечила их дальнейшую судьбу. Школа несет ответственность передродителями неуспевающих учащихся, ибо родители отдали своих детей в школу внадежде, что она воспитает их как нравственных, культурных, творчески активныхи социально зрелых личностей. Неуспеваемость учащихся по тому или иномупредмету ложится тяжелым бременем на учителя. Ведь он должен уделять имдополнительное внимание и время, проводя и организуя для них дополнительныезанятия и консультации. Учитель должен специально для них готовить особыезадания, неоднократно повторять пройденный материал. Учитель, несомненно,чувствует свою вину и перед самими неуспевающими учащимися и их родителями, ибоон не сумел найти такие средства и методы работы с этими учащимися, чтобы онине отставали в овладении его учебным предметом. Неуспеваемость учащихся — большое зло со всех точек зрения. Но, к сожалению, среди учителей довольношироко распространено мнение, что это неминуемое зло, что неуспеваемостьучащихся всегда была и будет. Они видят причины неуспеваемости в них самих (вучащихся), в их плохой подготовке, слабом психическом развитии, плохих семейныхусловиях, в их нежелании учиться и т.д. Еще в то время, когда я училась вшколе, встречались учащиеся, которые не успевали по тому или иному учебномупредмету. В нашем классе тоже были такие ученики. Многие из таких учениковвынуждены были покинуть школу. Но почему? Неужели нельзя было ничего сделатьили хотя бы как-то помочь этим детям? Я уверена, что можно! Но почему же тогдаучителя не хотят оказать помощь такому ребенку? Легко, конечно, сказать, чтоэтот ребенок «дебил» и поэтому не способен учиться вместе с остальными детьми.Но что сделал учитель, чтобы разобраться в тех причинах, которые порождаютнеуспеваемость учащихся? Когда я вторично столкнулась с такими детьми уже вовремя практики пробных уроков, то я решила для себя, что обязательно узнаю тепричины, которые лежат в основе неуспеваемости. Возможно, именно поэтому явыбрала данную тему. Я поняла, что так не должно быть и так не будет, есликаждый учитель будет делать, постарается сделать все возможное, чтобыпредотвратить неуспеваемость или второгодничество, которое так возросло в нашейстране.
Теоретическая часть
Неуспеваемость учащихся и пути ее преодоления
1.1 Неуспевающие дети. Кто они?
Представление, что число нервных людей в наш век с его напряженнымритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается тем, чтоисследования в разных странах показывают безусловное нарастание частотыневрозов, наиболее распространенного нервного заболевания. Итак, «нервныйребенок». Что же это такое? Весьма нередкое заблуждение, когда нервным считаюттолько внешне раздражительного, возбудимого ребенка, т.е. того, которыйсрывается по мелочам, излишне и бурно на них реагирует, волнуется тогда, когдадля этого, кажется окружающим, нет никаких серьезных оснований. Почти в каждомклассе среди ребят, впервые пришедших в школу, найдется один--два ученика сотставанием в общем развитии. Учиться им трудно с самого начала. Из десяти предложенныхим слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократномповторении. Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могутзапомнить условие. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, имэто не под силу. Таких детей немало (от 12 до 22 процентов). Если объяснитьтакому ребенку математику и заодно вспомнить, как пишется та или иная буква, неудивляйтесь, когда он в ответ скажет или напишет нечто несуразное. Он не успелпереключиться. Он просто не может сходу ответить на неожиданный вопрос. В этомслучае может показаться, что он вроде и не слышит учителя. Отчасти это так: неслышит, потому что еще занят решением предыдущего задания! Среди учениковпервого класса сразу выделяются один-два, которые после звонка на урок долго немогут привести себя в рабочее состояние, продолжают находиться в сфере иных,внеучебных интересов. Они долго устраиваются на парте, роняют какие-то вещи.Постепенно они собираются и готовы работать вместе с классом. Однако умственноенапряжение скоро утомляет их, на вопросы учителя они не умеют дать быстрый иправильный ответ, в тетради они не могут работать в нужном темпе, вернорасположить запись. Неудачные попытки выполнить задание, замечание учителя,неодобрение одноклассников вместе с переутомлением приводят к тому, что этидети выпадают из общего хода урока, у них возникает вспышка раздражения либореакция безразличия. В некоторых случаях такие дети вместо учебной деятельностипереключаются на игровую. [5, 93]
1.2 Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всегоприводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития такихдетей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание,перенесенное в раннем детстве. Какое именно — не суть важно. Важно, что онобыло достаточно продолжительным. Плохое или даже не столь уж сильно сниженноезрение ограничивает ребенка в движениях, затрудняет ориентировку впространстве, делает его неловким, препятствует участию в общих играх. Такогорода неудачи действуют и на настроение малыша, сказываются на его характере.Наличие слабо выраженных нарушений центральной нервной системы препятствуетнормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременноеразвитие. Негативное влияние на развитие ребенка может оказать тяжелоесоматическое заболевание, происшедшие в первые годы жизни.
Если в семье имеются осложняющие моменты, то включаетсяцелая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? Напервое место здесь должен быть поставлен дефицит общения. Особенно досаднымиявляются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всехконтактов с ребенком, кроме «деловых». Если у вас есть ребенок, то общение сним должно быть поставлено на одно из первых мест в кругу ваших семейныхобязанностей. Вот что пишет по этому поводу В.А. Сухомлинский: «Если ребенок впервые 2-3 года своей жизни не открывает через самого близкого, самого дорогогоему человека — мать — весь мир человеческий в том объеме, в каком он доступендетям в этом возрасте, если вместе с ласковым, заботливым, тревожным, мудрымвыражением материнских глаз он не слышит тончайших эмоциональных оттенковродного слова, — умственная жизнь его пойдет совсем не так, как она пошла быпри условии правильного материнского воспитания». [8; 48]. Вторымнеблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающемся на их развитии,являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугубленыалкоголизмом родителей. Жизнь такого ребенка напоминает жизнь затравленногозвереныша. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована.
Особую трудность представляют отклонения в умственном развитииребенка. Эти отклонения различаются и по степени тяжести, и по причинам ихвызывающим. Небольшое отставание в познавательной деятельности ребенка можетбыть нестойким и вначале не очень заметным. Однако постепенно, если не обращатьвнимания на умственную пассивность малыша, оно станет сказываться все резче, авпоследствии и затруднит обучение в школе. У всех детей наблюдаются недостаткипамяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного ипроизвольного, кратковременного и долговременного. Одна из основных причиннедостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ЗПР — их низкаяпознавательная активность. Развитие непроизвольной памяти не прекращается вмладшем школьном возрасте. Она продолжает совершенствоваться на следующихэтапах онтогенеза. Между тем по мере взросления ребенка на передний план всебольше выступает произвольная память, реализующаяся как особая формадеятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможнополноценное обучение. Известно, что в младшем школьном возрасте наглядныйматериал усваивается лучше вербального. Оказывается, что форма предъявленияматериала особенно важна для отстающих детей. Значительное отставание исвоеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Этовыражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумениивыделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развитияабстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организоватьсвою умственную деятельность. Серьезные проблемы возникают при изученииматематики. В исследованиях В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой указывают нанедостатки речевой регуляции действий, что объясняет характерную длядеятельности этих учащихся неорганизованность, отсутствие целенаправленности.Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости — недостаточноеразвитие у школьников мышления, неготовность этих детей к напряженномуинтеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятогонеуспевающего ученика это основная причина слабых знаний, и устранить ее поройбывает очень трудно.
Другой распространенной причиной неуспеваемости — нежеланиеученика учиться. Из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимуловк самому процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разныхповодов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик неумеет, не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождаетсяобъективной трудностью предметом для ученика. В этом случае всеми доступнымисредствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания ипреодоление трудностей, внутреннюю красоту предмета. Нежелание ученика учитьсяможет быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету.Ученик может быть способный, ему легко учиться, при желании он мог бы неплохоуспевать. Однако он равнодушен лишь к этому предмету. Здесь следует искать инайти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика достоинстваизучаемого предмета. Отсутствие интереса к учебе начиная с первых шаговобучения чревато еще одной неприятностью в будущем. Очень хорошо написал обэтом учитель А. Новиков: «Мы сажаем ребенка, который бегло читает, хорошо пишети рисует в первый класс только потому, что ему семь лет. Он «проходит» азбуку ипишет палочки вместе со всеми, учеба сразу оказывается для него унылым,однообразным делом, не требующим труда. К четвертому классу, когда начинают емувстречаться непонятные вещи, он уже не справляется с ними, так как не привыкработать и все еще наивно уверен, что учеба в школе — пустяк. Вот причинарезкого снижения успеваемости многих 11-12-летних детей, блиставших своимиуспехами в начальных классах. Они не умеют, не привыкли открыть книгу, найтинужную тему, вчитаться, подумать, что-то выписать, задать вопрос по теме. Имэтого ничего не требовалось до сих пор.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированностьотдельных учеников. Их число пополняется в широких пределах, увеличиваясь встарших классах. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для нихнайти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне него, то онипостепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом,работой во внеурочное время определяет успех борьбы с недисциплинированностью.
К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногдавстречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь,неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождаютнеуспеваемость. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителюнайти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить и исправитькакой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношенияхучителя и ученика не было никакой фальши. Всякая неискренность только ухудшитвзаимоотношения.
Часто встречающаяся причина неуспеваемости — так называемая профилактическаядвойка. Иногда учитель ставит за отказ ученика отвечать. Такой подходвыглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие двойки скапливаются,то они, как правило, перерастают в личном плане ученика в новое качество — состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно, такиеученики получают за четверть три, но четыре им получить просто нельзя. Такмнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе,нежелание работать и, как следствие, новые двойки! [14; 99]
Неуспеваемость может быть связана с проблемой улицы. Отдых,игры на свежем воздухе, конечно, необходимы. Однако часто соблазнов так много,а контроля родителей и прилежания учащегося так мало, что не очень радивыеученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличнымиприятелями. Поскольку учебная программа предполагает систематическую работудома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.
Одна из бед любого человека (а учителя, может быть, вдвойне) — вконсервативности, стабильности образов тех, с кем он общается. Однаждысложившись, этот образ в своей первоначальной форме застывает, чуть ли ненавсегда. В любой отдельный момент жизни детей сказать о любом из них толькокак о «способном, но ленивом», «прилежной девочке» — значит ничего не сказать.Тем более мешает застывший образ ученика взаимодействию с ним на протяжениидлительного времени. Стабильные представления создают определенную атмосферу вклассе; ученик оказывается накрыт, как сетью, системой ожиданий учителя иодноклассников. Дети, плохо успевающие с первых лет школьного обучения, обычнотак и остаются на этом уровне успеваемости. Низкая оценка учителя подкрепляетобщие отрицательные ожидания, а ожидания порождают соответствующие результаты иоценки… Получается своего рода порочный круг неуспеха — и на все болеенисходящем уровне. Известно, как сказывается этот неуспех на развитии:снижается самооценка, исчезают учебные интересы. Не имея возможностиутвердиться в учебе, особом знании какого-либо учебного предмета, общейэрудиции, — в том, что уважают в классе, — подросток, отрицая все школьныеценности, бунтует, нарушает дисциплину, находит друзей и помогающеесамоутвердиться дело вне стен школы, в компаниях. Увы, это знакомо всем — вкаждом классе, в каждом дворе найдутся неблагополучные школьники, от которыхничего хорошего уже не ждут.
Обычно к учебной деятельности школьника побуждают многие мотивы.Однако один два мотива среди них доминируют. Раннее формирование школьныхинтересов, а также широких социальных, в том числе и престижных, повышаетактивность учебной деятельности школьников. Негативное отношение к школе,боязнь наказания отрицательно влияют на тонус учебной деятельности. Обычнотакие мотивы формируются у школьников с низкой успеваемостью, и прикоррекционной работе с ними очень важно повлиять на мотивационную сторону ихличности. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою,но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. Апри наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы.
Дети с синдромом дефицита внимания.
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, посколькуони резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Такое поведениехарактерно для детей с так называемым гиперкинетическим, или гиперактивнымсиндромом. Одной из специфичных его черт является чрезмерная активностьребенка, излишняя подвижность. В последнее время специалистами показано, чтогиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений,отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостатком механизмоввнимания и тормозящего контроля. Поэтому подобное нарушение более точноклассифицируют как «синдром дефицита внимания». Поступление в школу создаетсерьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебнаядеятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицитавнимания у детей:
1.      беспокойные движения в кистях и стопах
2.      неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется
3.      Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы
4.      Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди
5.      неумение сосредоточиться
6.      Частые переходы от одного незавершенного действия кдругому
7.      неумение играть тихо, спокойно
8.      болтливость
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезнымивторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относится слабаяуспеваемость в школе. Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивныхдетей. Она обусловливается особенностями их поведения, которые не соответствуютвозрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включенияребенка в учебную деятельность. [5; 142]
1.3 Неуспеваемость глазами психолога
младшийшкольник неуспеваемость
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можнообъединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательнойдеятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационнойсферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех случаях,когда школьник плохо понимает, не способен усвоить качественно школьныепредметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Средипсихологических причин первой группы выделяют следующие три:
— несформированность приемов учебной деятельности
— недостатки развития психологических процессов, главным образом мыслительнойсферы ребенка
— неадекватное использование ребенком своих индивидуальныхтипологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Если рассмотреть особенности неуспевающих школьников, отличающихсянесформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихсяможно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность,как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами.Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новуюдля себя учебную деятельность часто не в состоянии самостоятельно найтиадекватные способы работы. Если его не обучать специальным необходимым навыками приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будутправильные и эффективные навыки и приемы. К числу наиболее распространенныхнеправильных и малоэффективных способов учебной деятельности можно отнеститакие, как заучивание без предварительной логической обработки материала,выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующихправил. Если специально не обратить внимание на неправильные навыки и приемыучебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставаниюшкольника в учебе. Постепенно, закреплению их в учебной деятельностиспособствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкостьучебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использоватьмалоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых,отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работыученика. Неуспеваемость учащихся характеризуется недостаточной сформированностьюосновных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемостиявляется более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки ипромахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способамработы, а так же к особенностям памяти и внимания. Мышление является важнейшимсреди психологических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именнонедостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считаютв школе, является распространенной психологической причиной неуспеваемостишкольников. Психолог И.И. Мурачковский проводил опыты с целью исследованияпамяти и внимания неуспевающих учащихся. Он установил, что слабоуспевающиеученики не имеют рациональных приемов запоминания: но эти недостатки памятинеразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Низкая концентрациявнимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей мышления невовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому науроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застаютих врасплох. Неадекватное использование учениками своих устойчивыхиндивидуально-психологических особенностей. Согласно современным представлениямсвойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смыслепонимаются как практически неизменяемые, стабильные характеристики человека.Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя несчитаться с индивидуально типологическими особенностями и не учитывать их впедагогическом процессе. Среди основных свойств нервной системы можно выделитьсилу и подвижность, которые больше всего влияют на обучение человека. [8; 64]
1.4 Неуспеваемость глазами педагога
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости илинеудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, вкоторой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным идидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученикимеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениямианализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогическойзапущенности, под которой понимают комплекс негативных качеств личности,противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное иопасное с моральной, социальной, экономической позиции. Педагогическизапущенные часто бросают школу, пополняют группу риска. Исследования установилитри группы причин школьных неудач:
1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи,неблагоприятная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотностьродителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях.
2. Причины биологического характера — наследственные особенности,способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются отродителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основезадатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцамиприблизительно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной,семейной среды и воспитания.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всегоявляется результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работаучителя — решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут кпсихической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногдаспециального психотерапевтического вмешательства. Исследования показали болееконкретные причины неудач в учебе:
— жесткая унифицированная система обучения, содержаниеобразования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей.
— единообразие, стереотипность в методах и формах обучения,интеллектуализм, недооценка эмоций.
— неумение ставить цели обучения и отсутствия эффективногоконтроля за результатами.
— пренебрежение развитием ученика, практицизм, натаскивания.Дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет кнеудачам в учебе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такиесредства:
1. педагогическая профилактика — поиск оптимальной педагогическойсистемы, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогическихтехнологий.
2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценкарезультатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеютсябеседы учителя с учениками, родителями, проведение тестов и т.д.
3. Педагогическая терапия — меры по отстранению отставаний вучебе. Дополнительные задания, занятия.
4. Воспитательное воздействие — индивидуально планируемая работа сдетьми, которая включает и работу с семьей. Развитие человека — очень сложный,длительный и противоречивый процесс. Представители различных философскихтечений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Развитиечеловека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный. Развитие человекафаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить неможет — это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистическойфилософии. Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важныхзависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и егорезультатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой.Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. Требовалось, преждевсего ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают разногоуровня развития, от каких условий зависит этот процесс и результат? Длительныеисследования позволили вывести общую закономерность: развитие человекадетерминировано внутренними и внешними условиями. Какими же причинамиопределяется развитие личности? Установлено, что процесс и результатычеловеческого развития детерминируются совместным воздействием трех факторов — наследственности, среды и воспитания. Педагоги всего мира признают, что можетбыть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностейнаследственность. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детскомвозрасте, оказывает домашняя среда. В семье проходят первые, решающие длястановления, развития и формирования годы жизни человека.
 
1.5 Пути преодоления неуспеваемости
По данным различных исследований количество учеников начальныхклассов, испытывающих затруднения в обучении составляет в последние годы от 7до 10%. У половины учащихся диагностирована задержка психического развития. Дляэтих детей характерны нарушения познавательной деятельности. Возникает вопрос:«Можно ли так организовать жизнь и обучение учащихся в школе, чтобы в ней небыло неуспевающих учеников?» Оказывается, можно! Прежде чем описывать различныевиды организации процесса обучения, обеспечивающей полную успеваемостьучащихся, нужно рассмотреть те теоретические положения, на основе которых можностроить такой процесс обучения. Первой такой основой являются цели школы, ибоорганизация процесса обучения определяется главной целью школы. Единственнымпоказателем, по которым судили о работе школы и учителей, был процентуспеваемости учащихся и о самом ученике судили лишь по его успеваемости,отождествляя с оценкой его личности: «отличник», «хорошист», «троечник» и«двоечник».
Школа имеет не одну цель, а несколько различных целей. Большинствоошибок и заблуждений учителей происходит в силу именно неосознания, непониманияглавной цели школы. Каждый учитель, независимо от того, какой учебный предметон преподает, должен быть воспитателем личности своих учеников. Если учительдействительно хочет, чтобы его педагогическая деятельность была успешной, чтобыона предотвращала всякую неуспеваемость учащихся и в наибольшей степениспособствовала осуществлению главной цели современной школы. Как же может учительв процессе обучения воспитывать своих учащихся как высоконравственныхличностей? Какими средствами обладает учитель, чтобы в процессе обученияосуществлять указанную цель? Этим средством в первую очередь являетсянравственная организация самого учебного процесса. Этот процесс может бытьорганизован по-разному. Он может быть организован на авторитарных началах.
А можно организовать учебный процесс как гуманное взаимодействиемежду учителем и учащимися. Вторым средством, которым располагает учитель, — это включение учащихся в проведение учебного процесса не только как объектовпедагогических воздействий учителя, но и как субъектов этого процесса. Третьимсредством, которым располагает учитель для воспитания учащихся в нравственномдухе, является его личный пример. Прием детей в школу надо проводитьзаблаговременно, желательно в апреле-мае. При этом, с каждым ребенком,поступающим в школу, нужно провести медицинское обследование для выявления егофизической готовности к обучению в школе и индивидуальное собеседование дляустановления его психологической готовности к обучению. Комплектование первыхклассов может быть осуществлено двумя способами: гетерогенное комплектование,когда в один и тот же класс принимают детей разного возраста, с разным уровнемразвития и подготовленности к школе.
Положительные стороны такого комплектования состоят в том, что втаком классе имеются все возможности для организации помощи слабым ученикамсильными, для создания обстановки, когда слабые ученики тянутся за сильными,стремятся избавиться от своих слабостей. Гомогенное комплектование первыхклассов (если в школе комплектуется несколько первых классов). Помощь слабымдетям должна быть следующих видов: организация и проведение специальных занятийпо общему развитию детей. Если у ученика выявляется пробел в знаниях и умениях,к нему прикрепляется сильный ученик-консультант для ликвидации этого пробела.Для того чтобы предотвратить неуспеваемость в начальной школе, необходимообучение в начальных классах проводить так, чтобы: детям в школе, на уроках небыло скучно; у них не иссякало, а, наоборот, возрастало желание учиться. Ввосьмидесятые годы Министерство просвящения издало ряд приказов, предписывающихсоздание специальных школ для детей с ЗПР, а затем, как компромиссный вариант классывыравнивания при общеобразовательных школах, так как число открытыхспециализированных школ не могло обеспечить необходимую помощь нуждающимсядетям. Достаточно распространенной причиной стойкой неуспеваемости младшихшкольников является задержка психического развития детей, обусловленнаяотклонениями в их нервно-психическом и физическом здоровье.
Для таких детей развертывается сеть специальныхобщеобразовательных школ-интернатов, школ с продленным днем и классоввыравнивания. Создание этих специальных учреждений является одной из формработы, направленное на качественное улучшение деятельности общеобразовательнойшколы в связи с осуществлением требований ее реформы. Учебный план школ иклассов выравнивания по содержанию и количеству обязательных недельных часовполностью совпадает с учебным планом общеобразовательной школы. Однако в немдополнительно предусмотрено время для индивидуальных и индивидуально-групповыхзанятий. Эти занятия направлены на коррекцию индивидуальных отклонений впсихологическом и физическом развитии учащихся, на развитие их внимания,памяти, на ликвидацию пробелов в дошкольных и школьных занятиях, а также наисправление недостатков речи.
Сюда же включают занятия ритмикой, которые имеют большоекоррекционное значение для развития двигательной сферы детей, формированияпространственных представлений, координации движений, исправления осанки. Ввоспитательной работе большое значение имеют преодоление негативного отношениядетей к школе, создание доверительных отношений учеников со взрослыми,формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика кактивной общественной полезной деятельности. Трудности обучения наиболее частоотмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушений поведения. Умногих учителей просто опускаются руки. «Он никогда не сидит на месте! Онизводит меня!» — вспоминает учительница про одного из своих учеников. Среди различныхмер педагогической коррекции таких детей полезно предложить им различные видыдеятельности, требующих больших физических затрат. Иногда бывает легче отвлечьребенка, давать ему «важное» поручение. Среди разнообразных направлений,концепций и теорий причин школьной неуспеваемости и возможных путей еепреодоления можно выделить следующие основные подходы: биосоциологический,психологический, педагогический, комплексный. Уделяя большое внимание вопросамклинической дифференциации неуспевающих школьников, исследования еще в 30-егоды подчеркивали большое значение организации специального обучения ивоспитания детей с «пониженным общим развитием». При психолого-педагогическомподходе к решению данной проблемы выдвигают необходимость дифференцированногоподхода к их обучению. Пути преодоления неуспеваемости зависят от типанеуспевающего школьника и требует большой индивидуальной работы с ребенком.
Одним из важнейших условий успешного обучения являетсясоответствие между имеющимся у школьника фондом действенных знаний итребованиями к нему. Более сильные учащиеся далеко выходят за пределыпрограммы, решая задачи повышенной трудности; слабые вполне овладеваютнеобходимым минимумом. Так выполняется еще одно психологическое требование — индивидуализация обучения. Обязательно всем то, что доступно каждому, аостальные виды работ выполняют по выбору. Вполне соответствует особенностям психическиотстающим в учении школьников широкое использование в учебном процессе игровыхситуаций, как средства активизации мышления. Игра вызывает у детейположительную эмоциональную реакцию, снимает страх перед неудачей, чтопозволяет преодолеть их умственную пассивность. Следует также при набореучащихся в первый класс проверять их готовность к учению и для части из нихорганизовать летом занятия. Необходимо проявить очень большой такт, чуткость,терпение, чтобы доказать учащимся полную возможность и необходимостьсистематически работать, ликвидировать пробелы в знаниях. Посильностьпредъявляемых требований в значительной мере снимает обычный для отстающих вучении школьников страх перед низкой оценкой. В еще большей мере этот страхснимается тем, что в новой системе отметка «два» отменяется. Вместо нее «воткрытых листах контроля», вывешиваемых на стене класса, остается незаполненнаяклеточка. Позднее, во внеурочное время, школьник должен ее закрыть, ответивустно материал. При этом ему ставится та отметка, которая соответствуеткачеству ответа.
Такая система контроля создает «психологический комфорт» — благоприятные условия для полноценного усвоения знаний без «провалов» в них,характерных для обычной системы. Может ли один педагог, даже очень хорошо знающийи любящий детей, свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из30-35 своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому чтоединственный ответ — «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей«неспособных», «неуспевающих» и неуспевающих не потому, что их нельзя научить:ведь учиться может практически любой ребенок, не имеющий грубых нарушенийпсихического развития, а потому, что разных детей нужно учить по-разному. Одинбудет труднее осваивать письмо, другой математику.
Насколько эффективными могут быть родительские усилия, еслиотставание уже наметилось? В этом отношении в высшей степени поучителен опытВ.А. Сухомлинского. Свою задачу он видел в помощи им прежде всего не в освоениишкольной программы, а в обогащении их интеллектуальной и эмоциональной жизни,стараясь наверстать упущения в общем развитии. Он организовывал для ребятспециальные уроки, проводившиеся не в классе, а на лоне природы. Болеенеэтичной можно признать ситуацию, когда слабый и сильный поставлены водинаковые условия. Если хотите, чтобы человек стал личностью, заметил один изумных философов, поставьте его с самого начала, с детства, в такие условия, прикоторых он мог быть ею. Могут ли высокие ожидания учителя «подтягивать»ученика, делать его учебную работу более качественной и успешной? Безусловно,да. Самый известный из них — так называемый «эффект Пигмалиона», связанный сименем Р.Розенталя. Учитель, верящий в ученика, подобен мифическому Пигмалиону,создавшему статую — прекрасный образ — и вдохнувшему в нее жизнь. Живительностьвысоких ожиданий учителя особенно ярко видна, когда они не вполне соответствуютдействительности — когда ребенок еще «не дорос» до них.
Суть же этого эксперимента такова. В начальной школе психологиопределяли уровни умственного развития учеников и сообщали учителям, чтонесколько детей (на самом-то деле ничем не примечательных) должны датьинтеллектуальный скачок в течение учебного года. Так ожидания непременногопрогресса в учебной работе и высоких достижений школьников и особое отношение кним учителя воодушевляли обе стороны. И большинство выбранных детей,действительно выказывали незаурядные успехи и заметно «оторвались» отсверстников. Слабоуспевающие школьники, в отличие от хорошо успевающих,характеризуются неравномерностью развития отдельных показателейинтеллектуальной и двигательной сфер, что и является в большинстве случаевпричиной их отставания в учебе.
Система учебно-коррекционных воздействий и должна быть направленав первую очередь на устранение выявленных недостатков, при этом опиратьсяследует на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегосяразвиты лучше. Какие же стороны психической деятельности были исследованы? Впервую очередь нужно исходить из важной роли операций анализа и синтеза впроцессе усвоения знаний, ибо степень развития этих операций определяетпродуктивность запоминания и мышления. Продуктивность памяти зависит от степенивовлечения мыслительных операций анализа и синтеза в процесс запоминания. Входе эксперимента были изучены как произвольная, так и непроизвольная память.Произвольная память изучалась как опосредствованная процессами мышления(методика «Пиктограммы»), а непроизвольная память рассматривалась как результатмыслительной обработки воспринимаемого материала (методика «Веселые картинки»).От степени развития у учащегося аналитико-синтетической деятельности мозгазависит, в какой степени ученик способен анализировать воспринимаемуюинформацию, затем интегрировать ее и на этой основе формировать целостное представлениеоб изучаемом материале. Эта сторона интеллектуальной деятельности изучалась спомощью методики «Лабиринт».
Следующей причиной школьной неуспеваемости может являтьсянедостаточная сформированность процессов саморегуляции интеллектуальнойдеятельности, проявляющаяся в умении анализировать и воспроизводить данныйобразец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу. Эта сторонапсихической деятельности изучалась с помощью методик «Палочки» и «Домик». И,наконец, выявлялась степень развития умения тонко, координированно управлятьмикромоторикой (методика «Змейка»).

Практическая часть
Использование методик при проведении уроков
 
На практике я использовала следующие методики:
1. методика «Веселые картинки» (изучение непроизвольной памяти). Ученикупоказывали одновременно двадцать картинок с изображениями предметов, которые ондолжен был сгруппировать по четыре-пять картинки так, чтобы их можно былоназвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать теизображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное словоученик получал один балл.
2.      Методика «Лабиринт» (выявление степени развитияаналитико-синтетической деятельности). Ученик с закрытыми глазами обводилпальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации,вырезанной в картоне. Задача состояла в том, чтобы представив себе эту фигуру,нарисовать ее затем на листе бумаги. Оценка качества выполненного рисунказависела от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации.
3.      Методика «Палочки» (выявление особенностей саморегуляцииинтеллектуальной деятельности). На листе бумаги в линейку ученику надо написатьсистему палочек и черточек между ними (I-II-III-I-II-III). Выполняя задания,ученик должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе неразрывать группу палочек, писать палочки через строчку. Наилучший результатоценивался 10 баллами.
4.      Методика «Змейка» (изучение особенностей зрительномоторной координации). На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм.Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки,не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивалось по числукасаний. Лучший результат оценивался 0 баллов, за каждое касание начислялся 1балл. Для определения кратковременной памяти использовала методику 10 слов — стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак (нормальныйуровень 5-6 слов). Для определения смысловой памяти я предлагала запомнить парыслов (5 пар): шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь(называется 1-ое слово — ребенок вспоминает второе). Использовала тест НИИдефектологии (выявить уровень словесно-логического мышления). I субъект.Осведомленность. «Выбери нужное слово и закончи предложение».
1.      У сапога всегда есть… — шнурок, пряжка, подошва, ремешки,пуговицы.
2.      В теплых краях живет… — медведь, олень, волк, верблюд,пингвин.
3.      В году… — 24мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес..
4.      Месяц зимы… — сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.
5.      В нашей стране не живет… — соловей, аист, синица, страус,скворец.
6.      Отец старше своего сына… — часто, всегда, никогда, редко,иногда.
7.      Время суток… — год, месяц, неделя, день, понедельник.
8.      У дерева всегда есть… — цветы, плоды, корень, листья,тень.
9.      Время года… — август, осень, суббота, утро, каникулы.
10.    Пассажирский транспорт… — комбайн, самосвал, автобус,экскаватор, тепловоз.

Заключение
В законе Российской федерации об образовании предусматриваетсясоздание в общеобразовательных школах классов компенсирующего обучения какформы дифференцированного, коррекционно-развивающего обучения для детей группыриска. Индивидуальное внимание к каждому ученику дало мощный толчок к ихразвитию. Учитель вдохнул веру и надежду на успех, и ребенок поверил в себя. Вдело вступили мощные компенсирующие возможности психики ребенка. Подробноизучив эту тему, я открыла для себя много нового и интересного, что навернякапригодится в моей профессиональной деятельности. Я познакомилась с трудамивыдающихся педагогов-новаторов. Я поняла, что именно мы, учителя, можем сделатьтак, чтобы наша школа не выпускала «брак», чтобы не было неуспевающих учеников.Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будемстремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизньего станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всегочеловеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. У человекатысячи граней, каждая из которых вспыхнет, загорится давней красотой, если толькоприкоснуться к этой грани умело и тонко шлифовщику, воспитателю. Мучительнаясложность, вся трудность и радость воспитания заключается в том, чтобы каждомунайти именно его грань. Важнейшая задача со школой, семьей и общественностью — заключается в том, чтобы дети вошли в жизнь людьми стойких убеждений, людьмивозвышенных идеалов, горячего сердца, ясного ума, умеющего жить большойгражданской жизнью.

Приложение
 
Анализ и обработка результатов диагностических работ учащихся
/>
Методика «Палочки», направленная на выявление особенностейсаморегуляции интеллектуальной деятельности показала, что у большинства детей,а именно: у Антонюк Яны, Волкова Игоря, Коротковой Оли, Лабазова Алеши, МироновойНади, Тарбеевой Тани, Гавриловой Иры и Уварова Коли — саморегуляция развита наочень низком уровне. Лишь у двух детей саморегуляция достигает среднего уровняи у одного — высшего уровня.

/>
Результаты диагностики показали, что аналитико-синтетическаядеятельность развита на низком уровне у следующих проверенных детей: ГавриловойИры (2 кл), Трофимова Андрея (1 кл), Уварова Коли (3 кл). На среднем уровнеаналитико-синтетическая деятельность развита у Волкова Игоря (3 кл) и МироновойНади (3 кл). Высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности уТарбеевой Тани (3 кл).
/>
По таблице видно, что непроизвольная память у детей развита насреднем уровне. Самый высокий уровень развития непроизвольной памяти средидругих учащихся у Мироновой Нади и Сойниковой Наташи. Чуть ниже среднего уровнянепроизвольная память развита у Антонюк Яны, Волкова Игоря и Гавриловой Иры.
/>
По таблице также видно, что кратковременная память у детей развитана крайне низком уровне. На среднем уровне развита кратковременная память уСойниковой Наташи.
/>
Тест был направлен на выявление словесно-логического мышления,одним из субъектов которого была осведомленность учащихся. Тест показал, чтословесно-логическое мышление развито на низком уровне у троих детей, у троих — на высоком уровне, у двоих — на среднем.
По большинству проведенных диагностик видно, что развитиенаходится на низком уровне у Волкова Игоря, Трофимова Андрея, Гавриловой Иры.

Литература
 
1.     К. В.Бардин Подготовка ребенка к школе // издательство Знание №5, 1983г.
2.     Безруких,Ефимова. Знаете ли вы своего ученика. Издательство Москва, 1991г.
3.     ГавриловаТ.П. Учитель и семья школьника. — М., 1988г.
4.     ГаврилычеваГ.Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа, №10, 1989г.
5.     Дубровина«Рабочая книга школьного психолога. — М., 1991г.
6.     ЕвропинаА.С. Больше внимания слабоуспевающим ученикам. // Начальная школа, №9, 1988г.
7.     ЗоринаЛ.Я. Системность — качество знаний. — М., 1976г.
8.     КалмыковаЗ.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.// ИздательствоЗнание №3, 1982г.
9.     КумаринаГ.Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников. // Советскаяпедагогика. — №2, 1986г.
10.   Лукоянов. Если вашему ребенку трудно учиться. // Издательство Знание №5, 1980г.
11.   МорозоваЛ.В. Зрительное восприятие и школьные трудности. // начальная школа, №8, 1994г.
12.   Невский И.А. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющимотклонения в поведении. // Начальная школа, №9, 1985г.
13.   Овчарова Практическая психология образования
14.   Пидкасистый «Педагогика»
15.   Подласый Педагогика. — М., 1996г.
16.   Сулимцев И. Профилактика нарушения зрения. // начальная школа, №10, 1989г.
17.   Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. — М.,1988г.
18.   Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогическиеаспекты. -М., 1999г.
19.   Школаи психическое здоровье учащихся. // Под ред. проф. С.М. Громбаха. — М., 1988г.
20.   ЦетлинВ.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. — М., 1977г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.