Введение
В настоящеевремя информатизация стала основой всех сфер жизни общества. Учитываясложившуюся реальность, обществу необходимо найти такую организациюобразовательного процесса, которая соответствовала бы естественному путикультурного самоопределения и способствовала бы дальнейшему развитию молодогопоколения в условиях формирования современных общественных отношений.
Учащиесяглубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатамии пытаются ответить на вопросы только в том случае, если эксперимент поражаетвоображение и сильно влияет на эмоциональную сферу. Но для того, чтобыэксперимент не приобрел развлекательный характер, учащимся с самого началадолжна быть ясна цель проводимых опытов. Эксперимент дает возможность не толькоустанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях учащихся.
1. Проблемныйразвивающий эксперимент на уроках химии
Некоторые«издержки» использования концентрического принципа в обучении могут бытьпреодолены с помощью применения проблемного эксперимента.
Условиемуспешности обучения является организация внутренне мотивированной деятельности,что требует развёрнутого содержания, сконструированного по восхождению отабстрактного к конкретному, где предметом содержания является не толькосодержание химического материала, но и способы его познания. Системаорганизации УПД помогает ученику выстраивать индивидуальную траекториюобучения.
Передучителем химии стоит задача не только дать учащимся определенный круг знаний,но и привить экспериментальные умения и навыки. Этого можно достичь, еслипостоянно учитывать индивидуальные особенности и подготовку учащихся. Вприменении к химическому эксперименту это означает, что процесс обучения долженбыть направлен на то, чтобы учащиеся умели не только правильно выполнятьхимический опыт, но и могли объяснять его сущность. Поэтому задачапреподавателя – научить школьников четко выполнять приемы или операции, вникатьв суть происходящих явлений, уметь правильно и логично объяснять увиденное.
Классификацияэкспериментальных умений и навыков, а также определение трех уровней ихформирования позволяет осуществлять в ходе проведения экспериментаиндивидуально-дифференцированный подход к учащимся в зависимости от ихпотенциальных трудовых возможностей.
Психолого-педагогическоеобоснование дифференцированного подхода при проведении химического экспериментаобусловлено следующими факторами:
– разнойтрудовой подготовкой учащихся к началу про ведения эксперимента;
— различнымотношением учащихся к труду;
– неодинаковымуровнем способностей школьников к изучению предмета «Химия»;
— различнымуровнем возможностей в усвоении тех или иных приемов, операций;
— различнымсостоянием темпа работы у учащихся;
— различнымуровнем самоконтроля и возможностями устранения неисправностей по ходувыполнения опыта.
Вопросы,связанные с формированием экспериментальных умений и навыков, а также развитиеммышления у учащихся, необходимо решать на основе всевозрастающей ихсамостоятельности, обеспечивающей активную работу школьников.
В этомнаправлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количествапредусмотренных программой практических занятий. Необходимо учитывать, что некаждое практическое занятие может обеспечить самостоятельное приобретениезнаний учениками в условиях творческого поиска.
Первыйуровень экспериментальных умений и навыков обучающихся. К первому уровнюотносятся типичные умения и навыки, необходимые для усвоения содержания учебнойпрограммы по химии всеми обучающимися. На этом уровне ученики выполняютпрактические работы и лабораторные опыты по инструкциям и еще нуждаются вконтроле и помощи преподавателя. По мере овладения обязательными уменияминеобходимо требовать от учащихся проявления при выполнении эксперимента всебольшей самостоятельности.
Организационныеумения и навыки
– составлениеплана эксперимента по инструкции;
— определение перечня реактивов и оборудования по инструкции;
–подготовка формы отчета по инструкции;
– выполнениеэксперимента в заданное время, использование знакомых средств, методов иприемов в работе;
–осуществление самоконтроля по инструкции;
— знание требований к письменному оформлению результатов эксперимента;
— отсутствие, как правило, чистоты и порядка на рабочем месте;
— потребность в систематическом контроле и помощи в работе со стороныпреподавателя.
Техническиеумения и навыки
– правильноеобращение с известными реактивами и оборудованием;
— сборка приборов и установок из готовых деталей по инструкции;
— выполнение химических операций по инструкции;
— соблюдение не всех правил безопасности труда.
Измерительные уменияи навыки
– работас измерительными приборами в соответствии с инструкцией;
— знание и использование методов измерений по инструкции;
— обработка результатов измерений по инструкции.
Интеллектуальные уменияи навыки
– уточнениецели и определение задач эксперимента согласно инструкции;
— выдвижение гипотезы эксперимента с помощью преподавателя;
— отбор и использование теоретических знаний по указанию преподавателя;
— наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов по инструкции;
— сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщениеполученных результатов и – формулировка выводов под руководством преподавателя.
Конструкторскиеумения и навыки
– исправлениепростейших неполадок в оборудовании, приборах и установках по инструкции подконтролем преподавателя;
— пользование готовым оборудованием, приборами и установками;
— изготовление простейшего оборудования, приборов и установок под руководствомпреподавателя;
– изображениеоборудования, приборов и установок в виде рисунка.
Второй уровеньэкспериментальных умений и навыков обучающихся.Второй уровень предполагает приобретение учащимися таких умений и навыков,которые позволяли бы им выполнять химический эксперимент без подробныхинструкций, в измененных условиях, пользоваться алгоритмическими предписаниямик опытам, а в работе проявлять самостоятельность. При этом в контроле и помощипреподавателя такие ученики нуждаются эпизодически.
Организационныеумения и навыки
— составление плана эксперимента без подробной инструкции;
— определение перечня реактивов и оборудования без подробной инструкции;
— подготовка формы отчета без подробной инструкции;
— рациональное использование времени, средств, методов и приемов в ходевыполнения работы;
– осуществлениесамоконтроля без инструкции;
— письменное оформление результатов эксперимента с привлечением справочной литературы,с рисунком или схемой;
— содержание рабочего места в чистоте и порядке;
— эпизодическая потребность в контроле и помощи в работе со стороныпреподавателя.
Техническиеумения и навыки
– правильноеобращение с различными реактивами и оборудованием;
— сборка приборов и установок из готовых деталей по рисунку или схеме безподробной инструкции;
– установлениеочередности выполнения операций без подробной инструкции;
— постоянное соблюдение всех правил безопасности труда.
Измерительные уменияи навыки
— работа с измерительными приборами без подробной инструкции;
— знание и использование методов измерений без подробной инструкции;
— обработка результатов измерений без подробной инструкции.
Интеллектуальныеумения и навыки
– определениецели и задач эксперимента без подробной инструкции;
— выдвижение гипотезы и определение содержания эксперимента с незначительнойпомощью преподавателя;
– использованиетеоретических знаний по аналогии;
— наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов безподробной инструкции;
– сравнение,анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение полученныхрезультатов и формулировка выводов с незначительным участием преподавателя.
Конструкторскиеумения и навыки
– осуществлениеремонта оборудования, приборов и установок по указанию преподавателя;
— внесение некоторых изменений в конструкцию оборудования, приборов и установок;
— изготовление простейшего оборудования, приборов и установок по инструкции;
— изображение оборудования, приборов и установок в виде схемы.
Третий уровеньэкспериментальных умений и навыков обучающихся.Третий уровень составляют умения и навыки, характерные для учеников,проявляющих глубокий интерес к химии, самостоятельность и творческий подход привыполнении химического эксперимента. В контроле и помощи преподавателя такиеученики не нуждаются.
Организаторскиеумения и навыки
– самостоятельноепланирование эксперимента и теоретическое его обоснование;
— самостоятельное определение перечня реактивов и оборудования;
— внесение изменений в форму отчета;
— экономное расходование времени и отбор наиболее эффективных средств, методов иприемов в процессе выполнения работы;
— увеличение количества критериев самоконтроля;
— письменное оформление результатов эксперимента с привлечением справочной инаучной литературы, чертежей;
— содержание рабочего места в чистоте и порядке в течение всего эксперимента;
— самостоятельное выполнение эксперимента.
Техническиеумения и навыки
– правильноеобращение с различными реактивами и оборудованием и замена одних другими;
– сборкаприборов и установок из готовых деталей по чертежу;
— самостоятельное составление очередности всех операций и выполнение их впроцессе эксперимента;
– строгоесоблюдение всех правил безопасности труда.
Измерительныеумения и навыки
– самостоятельнаяработа с различными измерительными приборами;
— использование различных методов измерения;
— привлечение к обработке результатов измерений вычислительной техники, таблиц,справочной литературы и др.
Интеллектуальныеумения и навыки
– самостоятельноеопределение цели и задач эксперимента;
— самостоятельное выдвижение гипотезы и составление алгоритма про веденияэксперимента;
– самостоятельноеиспользование теоретических знаний в новых условиях;
— самостоятельное наблюдение и установление характерных признаков явлений ипроцессов;
– самостоятельноеосуществление синтеза, анализа, установление причинно-следственных обобщений,
– формулировкаи сопоставление выводов с целью и задачами эксперимента.
Конструкторскиеумения и навыки
– самостоятельноепроведение ремонта оборудования, приборов и установок;
— усовершенствование конструкции оборудования, приборов и установок;
— изготовление приборов по чертежу;
– изображениеоборудования, приборов и установок в виде чертежа.
Способысоздания проблемных ситуаций
· Использованиепротиворечий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которыхучащиеся высказывают неправильные суждения.
· Построениегипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.
· Нахождениерационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель
· Использованиепринципа историзма.
· Демонстрацияили сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют дляобъяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний
2. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении свойств гидросульфита натрия
Гидросульфит натрия может проявлять вхимических реакциях свойства восстановителя или окислителя. Такая возможностьобусловлена промежуточной степенью окисления атомов серы в молекулах этоговещества. Поскольку степень окисления атомов серы в гидросульфите натрия равна+4, то в определенных условиях в химических реакциях она может повышаться дозначения +6 или понижаться, например, до 0.
Проведенная научно-исследовательскаяработа позволила разработать эксперименты, характеризующие гидросульфит натрияне только как восстановитель, но и как окислитель. Это новые проблемныеэксперименты, которые предлагаются именно для школьных условий с учетомвозможностей школьного химического кабинета и его материальной базы.
Характеристикуокислительно-восстановительных свойств гидросульфита натрия целесообразноначинать с проведения экспериментов, устанавливающих восстановительную функциюэтого соединения в химических реакциях, так как она наиболее типична длясоединения серы, в которых атомы серы находятся в данной степени окисления.
Раствор гидросульфита натрия готовитучитель, растворяя 10 г. пиросульфита натрия в 90 мл дистиллированной воды. Прирастворении образуется раствор кислой соли:
/>
2.1 Восстановительные свойства гидросульфитанатрия
Опыт 1. Взаимодействие гидросульфита натрия сгидроксидом меди(П)
Реактивы и оборудование: 10%-ный раствор сульфата меди(П), 10%-ныйраствор гидроксида натрия, раствор гидросульфита натрия; пробирки, спиртовка,фарфоровая чашечка. Выполнениеопыта. В пробирку с 3 мл раствора гидросульфитанатрия добавляют такой же объем раствора сульфата меди(И) и затем постепеннопри перемешивании содержимого пробирки по каплям добавляют 1 мл растворащелочи. Выпадает желтый осадок При нагревании пробирки цвет осадка изменяетсяна темно-красный. Осадок вместе с раствором сливают в фарфоровую чашечку,отделяют осадок от раствора и рассматривают полученный осадок.
Обсуждение опыта и вывод. Эксперимент по своим результатам сходенс известным опытом восстановления гидроксида меди(П) глюкозой. Но в данномслучае используют неорганический восстановитель – гидросульфит натрия. Как жеобъяснить полученные результаты?
Возникающая при проведении опытапроблемная ситуация требует от учащихся выдвижения достоверной гипотезы. Онидолжны предположить, что сначала протекает обменная реакция между растворомсульфата меди(Н) и раствором щелочи, но так как в пробирке находится ещевосстановитель – гидросульфит натрия, то протекает иокислительно-восстановительная реакция. Получающийся в ходе экспериментагидроксид меди(П) сразу восстанавливается, поэтому выпадает не синий осадок, ажелтый. Нагревание полученного осадка способствует его разложению собразованием темно-красного оксида меди(Г).
Учитель подтверждает гипотезу и предлагаетучащимся составить уравнения последовательно протекающих химических реакций:
/>
Сравнение данного эксперимента с опытомпо восстановлению гидроксида меди(П) глюкозой, который обычно проводится вкурсе органической химии, позволяет сделать вывод, что разные по своей природевосстановители – глюкоза (органический восстановитель) и гидросульфит натрия(неорганический восстановитель) – могут сходным образом взаимодействовать принагревании с гидроксидом меди(П), восстанавливая этот гидроксид.
Опыт 2. Восстановление серебра растворомгидросульфита натрия
Реактивы и оборудование: аммиачный раствор оксида серебра,раствор гидросульфита натрия, 2%-ный раствор едкого натра; пробирки, спиртовка,водяная баня.
Выполнение опыта. В пробирку, предварительноподготовленную для проведения реакции «серебряного зеркала» (обезжиренную ипропаренную), наливают раствор аммиаката серебра, затем добавляют по 2–3 каплираствора щелочи и раствора гидросульфита натрия. Пробирку нагревают на водянойбане. Наблюдают образование на стенках пробирки серебра в виде зеркальногоналета.
Обсуждение опыта и вывод. Восстановление серебра происходитпримерно так же, как и в опыте с глюкозой. Необычность протекания реакции с гидросульфитомнатрия создает проблемную ситуацию. Поиск ее решения учащиеся могутосуществлять уже самостоятельно, опираясь на сведения, полученные приобсуждении эксперимента по восстановлению гидроксида меди(Н).
Проведенный эксперимент доказывает ужена другом примере проявление гидросульфитом натрия восстановительных свойств.
Уравнение реакции можно составить в двухвариантах.
Первый вариант – упрощенный:
/>
В случае если учащиеся имеют необходимуюпредварительную подготовку, уравнение составляют в более точной форме:
/>
После обсуждения и составления уравненийреакций делают вывод о том, что гидросульфит натрия – достаточно сильныйнеорганический восстановитель.
Опыт 3. Взаимодействие гидросульфита натрия сиодом
Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, раствориода; пробирки.
Выполнение опыта. В пробирку с разбавленным водойспиртовым раствором иода прибавляют раствор гидросульфита натрия. Окраскараствора иода сразу изменяется, он становится бесцветным.
Обсуждение опыта и вывод. Моментальное изменение цвета раствораиода означает, что иод сразу окисляет гидросульфит натрия и в ходе реакцииобразуются новые бесцветные соединения. Возникает проблемный вопрос: почемускорость данной химической реакции очень большая? От учащихся требуется такжеправильно составить уравнение наблюдаемой реакции, учитель предлагает имответить на поставленные вопросы самостоятельно.
Анализируя ход протекающей реакции,учащиеся должны выдвинуть предположение о том, что в этом эксперименте иод проявляетпо отношению к гидросульфиту натрия сильные окислительные свойства. Гипотезуучащихся подтверждает учитель и дополнительно разъясняет, что такие сильныеокислители, как галогены, очень легко и быстро окисляют гидросульфиты, вотличие, например, от кислорода, который окисляет их медленно и постепенно.
На этом свойстве – легком окислениигидросульфитов галогенами – основано применение гидросульфита натрия впромышленности в качестве «антихлора» (средства для удаления хлора изотбеленных тканей).
Составляют уравнение протекающейреакции:
/>
Затем делают вывод: сильные окислителилегко окисляют гидросульфит натрия до высшей степени окисления атомов серы(+6).
Опыт 4. Окисление гидросульфита натрияперманганатом калия
Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия,разбавленный раствор перманганата калия, 10%-ный раствор серной кислоты;пробирки.
Выполнение опыта. В пробирку с раствором перманганатакалия сначала добавляют раствор серной кислоты для создания кислотной среды.Затем к подкисленному раствору перманганата калия добавляют растворгидросульфита натрия. Красно-фиолетовая окраска раствора сразу изменяется: онстановится бесцветным.
Обсуждение опыта и вывод. Как и в предыдущем эксперименте,изменение цвета раствора окислителя происходит очень быстро. Учащимсяобъясняют, что для эффектного протекания реакции к раствору перманганата калиядобавляют раствор серной кислоты, поскольку в кислой среде перманганат калияпроявляет окислительные свойства наиболее сильно. Сравнивая протекание реакцийв этом и предыдущем опытах, учащиеся убеждаются, что и с другим сильнымокислителем – перманганатом калия – реакция протекает с большой скоростью.
В этом случае проблема будет заключатьсяв правильном составлении уравнения реакции. Учитель разъясняет, что в кислотнойсреде перманганат-ион восстанавливается до Mn2+. Об этом свидетельствует обесцвечиваниераствора перманганата калия. Если бы реакция протекала в другой среде, топо-другому изменялся бы и цвет раствора: в щелочной среде – до зеленой окраскивследствие образования манганата калия, а в нейтральной среде выпал бы осадококсида марганца (IV) бурого цвета.
Далее учащиеся могут самостоятельносоставить уравнение наблюдаемой реакции:
/>
Делается вывод: поскольку перманганаткалия в кислотной среде сильный окислитель, реакция окисления гидросульфитанатрия протекает очень легко.
Опыт 5. Окисление гидросульфита натрия хлоридомжелеза(Ш)
Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, 10%-ныйраствор хлорида железа; пробирки, спиртовка.
Выполнение опыта. В пробирку с раствором хлорида железадобавляют раствор гидросульфита натрия. Интенсивность окраски растворазначительно возрастает. При нагревании полученного раствора цвет постепенноизменяется: сначала окраска ослабевает, а затем раствор становится бесцветным.
Обсуждение опыта и вывод. Выполнение этого эксперимента ставитперед учащимися следующие проблемы.
• Почему не происходит сразуобесцвечивание раствора окислителя, ведь хлорид железа достаточно сильныйокислитель?
• Почему в начале опыта окраска растворазначительно усиливается?
• Почему желтовато-коричневая окраскараствора хлорида железа исчезает только при нагревании?
Ответы на эти вопросы могут бытьполучены при проведении эвристической беседы с учащимися. В самом началевыполнения опыта они могли предположить, что данный окислитель не окисляетгидросульфит натрия, поскольку окраска раствора хлорида железа(Ш) при окислениидолжна ослабевать. Усиление окраски раствора до темно-коричневой приводит их внедоумение. И только нагревание раствора, сопровождающееся ослабеванием окраскии последующим ее исчезновением, вносит определенные коррективы в рассужденияучащихся.
Для получения правильных ответов на всевозникшие вопросы необходимо, чтобы учащиеся актуализировали свои знания изразных разделов курса химии.
Повышение интенсивности окраски раствораозначает, что сначала происходит смещение равновесия гидролиза соли в сторонуего усиления:
/>
Растворы солей железа, подвергшихсязначительному гидролизу, окрашены в темно-коричневый цвет. Значит, в начале опытапри добавлении к раствору хлорида железа раствора гидросульфита натрия идет неокислительно-восстановительная реакция, а преимущественно гидролиз соли. Принагревании раствора между этими двумя веществами протекаетокислительно-восстановительный процесс, так как нагревание способствуетусилению окислительных свойств хлорида железа.
Уравнение протекающей окислительно-восстановительнойреакции:
/>
В завершение обсуждения формулируетсявывод: хлорид железа (III) окисляет гидросульфит натрия только при нагревании,поскольку при этом условии его окислительная способность более высокая.
2.2 Окислительныесвойства гидросульфита натрия
Опыт 6. Окисление сульфата железа(П)гидросульфитом натрия
Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, 10%-ныйраствор сульфата железа, раствор гексацианоферрата(И) калия; пробирки.
Выполнение опыта. В пробирку с 3 мл раствора гидросульфитанатрия постепенно добавляют бесцветный раствор сульфата железа(И) до появленияжелтовато-коричневой окраски, характерной для растворов солей железа. С цельюподтверждения образования сульфата железа(Ш) к полученному раствору добавляютнесколько капель раствора гексацианоферрата калия. Выпадает в осадокмалорастворимая соль синего цвета – берлинская лазурь.
Обсуждение опыта и вывод. Проведение данного опыта ставит перед учащимисяновую проблему. Выясняется, что гидросульфит натрия вступает во взаимодействиене только с солью железа, но и с солью железа. Изменение цвета раствора нажелто-коричневый в опыте с раствором соли железа и подтверждение образования соли железа(Ш) врезультате реакции означают, что происходит процесс окисления соли железа(И).
Какую же роль играетв этом эксперименте гидросульфит натрия? Учащиеся приходят к выводу, что вданной реакции гидросульфит натрия выступает окислителем.
В предыдущих опытахгидросульфит натрия проявлял свойства восстановителя, легко окисляясь сильнымиокислителями (иод, перманганат калия и др.). Новый проблемный экспериментпоказывает, что гидросульфит натрия может проявлять противоположные свойства – окислителя.
Учащиеся должныобратить внимание на то, что степень окисления атомов серы в гидросульфитенатрия – промежуточная между высшей и более низкими значениями. Следовательно,если подобрать для химической реакции определенный восстановитель, тогидросульфит натрия может проявить в ходе нее и свойства окислителя.
После этогообсуждения учитель предлагает учащимся составить уравнение протекающей реакции.Сделать это им будет непросто, но разъяснение учителя, что восстановление серыгидросульфита натрия происходит до образования ее в мелкодисперсном виде, дастправильное направление рассуждениям.
Учащиеся составляютуравнение реакции:
/>
Составляется такжеуравнение реакции, подтверждающее образование соли железа(Ш):
/>
Теперь можно сделатьвывод: гидросульфит натрия в водном растворе может проявлять свойства не толькосильного восстановителя, но и окислителя.
Опыт 7. Окисление иодида калия гидросульфитомнатрия
Реактивы иоборудование, раствор гидросульфита натрия, 10%-ный раствор иодида калия,10%-ный раствор серной кислоты; пробирки.
Выполнение опыта. В пробирку сраствором иодида калия добавляют немного раствора серной кислоты (дляподкисления) и затем раствор гидросульфита натрия. Наблюдают появлениежелтовато-коричневой окраски вследствие выделения иода.
Опыт можно провести итак. В пробирку с 3 мл раствора гидросульфита натрия добавляют смесь растворовиодида калия и серной кислоты. Полученный раствор приобретаетжелтовато-коричневую окраску.
Обсуждение опыта ивывод. Данный эксперимент снова ставит проблему и позволяет уже на другомпримере проверить сделанный в предыдущем опыте вывод. Поскольку проведениенового проблемного опыта доказывает, что иодид калия окисляется с образованиемиода, то учащиеся уже могут предсказать роль гидросульфита натрия в этомэксперименте.
При обсуждении опытаотмечают, что, как и сульфат железа(П), иодид калия можно использовать вкачестве восстановителя в реакциях с гидросульфитом натрия.
На основе этихрассуждений учащиеся делают вывод, что в проведенной реакции с иодидом калиягидросульфит натрия выступает окислителем.
Уравнение реакциисоставляют по аналогии с предыдущим примером:
/>
Послепроведения всех проблемных опытов учащиеся могут самостоятельно сделать обобщающийвывод, опирающийся на экспериментальные и теоретические данные гидросульфитнатрия в водном растворе проявляет достаточно ярко выраженные кислотныесвойства, он может выступать в роли сильного восстановителя, а в некоторыхслучаях – окислителя.
Литература
1. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностныйподход в обучении химии. // Химия в школе. – 2007.– №2
2. Герус С.А., Пустовит С.О. Методикаформирования компетенций: опыт, теория, перспективы. // Химия в школе. –2007.– №10
3. Трофимова И.В. Проблемыпроблемного обучения. // Химия в школе. – 2005. – №6.
4. Сурин Ю.В. Развивающийэксперимент: программное обеспечение школьного курса. // Химия в школе. –1998. – №5.
5. Сурин Ю.В. Методикапроведения проблемных опытов по химии. – М.: Школа-Пресс, 1998.
6. Сурин Ю.В. Проблемно-развивающийэксперимент в обучении химии. // Химия в школе. – 2005.– №5
7. Шалашова М.М. Ключевыекомпетенции учащихся: проблема их формирования и измерения. // Химия вшколе. – 2008. – №10.
8. Шаталов М.А. Оспособах решения учебных проблем. // Химия в школе. – 2002. – №8.