Содержание
1. О сущности процесса обучения и егоразвивающем характере
2. Вклад педагога в проблемусодержания школьного образования. Основные учебные умения и навыки младшихшкольников
3. Пути и средства трудового обученияв разработке Сухомлинского
4. О развитии у детей интереса кучебе и этической роли оценки
5. Формы сотрудничества учителей иродителей в процессе обучения младших школьников (теория и практический опытСухомлинского)
6. Значение дидактического наследияСухомлинского для современной теории и практики обучения
Список использованных источников
1. О сущности процесса обучения и егоразвивающем характере
Открываю настольную книгукаждого учителя «Как воспитать настоящего человека», созданную великимпедагогом Василием Александровичем Сухомлинским в последние годы его жизни.
Вот как начинается однаиз его статей: «Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо исчастье. У твоих дедов и прадедов не было этого счастья. Они могли толькомечтать о том, чтобы сесть за парту, взять в руки книгу, читать, писать,познавать мир. Твое детство, отрочество, ранняя юность – это дворец, озаренныйсветом знаний» [9, с.87].
Я считаю, что именно этообращение должен нести каждый педагог современной школы к своим ученикам. Ведьиз-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но иобязательным, в глазах многих людей оно перестало быть благом. Хуже того, длянекоторой части школьников учение является бременем. Учись, потому что учение –это благо и счастье. Эти слова произносятся в школах множество раз, но ихглубокий смысл далеко не всегда доходит до юных душ.
Педагог отмечает, что умственныйтруд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенкаконечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, каку взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственноготруда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Еслиэтот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть закнигой.
Личные опытыСухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер воспитания –постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков и спешки.
Подлинная школа – этоцарство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надо изучить 10страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишь тогда, когдасамостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.
В книге «Сердцеотдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк,пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми;исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами» [7, с.125].
Он отмечает, что«вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке — делозначительно более сложное, чем провести уроки». Так как на организациюэкскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организациюурока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии «спустярукава», не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать,что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.
Сухомлинский отмечает:«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово незабава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенкунужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения ондумает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивныйобъект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможностьпослушать, посмотреть, почувствовать» [8, с.215].
В работе важно и содержание материала, и тонразговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя,и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцахучеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудростьвоспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотойидейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошочувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждениювоспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое,прикрыть мрачное темными словами.
Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания какраз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в товремя, как это знамя никто не несет». Именно в этом Сухомлинский видитвысшее предназначение педагога.
Необходимо обратитьвнимание, что цель обучения, по В.А. Сухомлинскому, заключается в том, чтобыпроцесс овладения знаниями обеспечивал оптимальный уровень общего развития, аобщее развитие, достигаемое в процессе обучения, способствовало более успешномуовладению знаниями.
Испокон веков педагоги решаютдве пары взаимосвязанных проблем: «обучение — воспитание» и «обучение –развитие». Одни утверждали, что главное – знание, другие видели главное вразвитии, третьи говорили о единстве воспитания и обучения, обучения иразвития.
Сухомлинский же не представлялсебе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувствособственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю,трудолюбие. Нельзя учить, не воспитывая характер. Ничего не получится.
Сухомлинский делаетследующий шаг. Все его работы позволяют сделать вывод: для учителя на урокеесть еще одна пара проблем, такая же важная, как и две первых.
Учитель на уроке обучает,воспитывает и развивает. Но все это невозможно, если учитель одновременно невызывает страсть к учению (на каждом уроке!) и не учит ребенка учиться (накаждом уроке!).
«Я верю в могучую силувоспитания… Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мереоткроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатствестремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия…» [9, с.112].
Эти слова Сухомлинскогообращают нас к главной его мысли, – к мысли о полноте счастья ребенка. Ведьдуховную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннееобразование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радостьзнания. Ребенок не может быть счастливым, если в школе ему плохо или скучно.Сделать ребенка счастливым, — значит прежде всего помочь ему учиться.
2. Вкладпедагога в проблему содержания школьного образования. Основные учебные умения инавыки младших школьников
В. А. Сухомлинскийотмечает, что некоторые критики программ у учебных планов средней школы видятих недостаток в том, что они «перегружены гуманитарными предметами в ущербпредметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарныйматериал в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практическойдеятельности, устранить отрыв обучения от жизни.
Но мы с вами точно знаем,что если следовать этой критике, то можно прийти к выводу, что изучениепредметов гуманитарного цикла не имеет никакого отношения к воспитаниювсесторонне развитой гармонической личности. Это крайне примитивный взгляд. В.А. Сухомлинский отмечает, что «подготовка к жизни и деятельности неисчерпывается овладением узким кругом умений и навыков». И с этим нельзя несогласиться.
Поэтому я полностьюсогласна с великим педагогом в том, что гуманитарные предметы должны бытьважнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников,помогающим им осмыслить себя в этом мире.
В. А. Сухомлинскийотмечает, что музыка есть могучий источник мысли. Без музыкального воспитанияневозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыкиявляется не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир,мышление, речь.
Василий Александрович пишет, что задача школы не простопередать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самымтрудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где онможет достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источникачеловеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».
Современность, как считал Сухомлинский, наиболее обеспечиваетразвитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому –знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслилсяи переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» долженстать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.
Великий педагог говорит отом, что «истинная, настоящая радость в учении, истинный успех и самое ценноедля педагога переживание – в труде мысли».
Вся методикаСухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить,научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, ктруду мысли.
И вот мы вновь стоимперед вопросом: как? Как научить ребенка труду мысли?
Многие ребята не знаютрадости внезапного пробуждения мысли.
Мне очень близка точказрения педагога о том, что мысль ребенка начинает работать, если повести классв лес, на луг, в поле, и там задавать детям тысячу вопросов «почему?», и тамждать на них ответа и добиваться его.
Я иногда пробую такиепрогулки с детьми в собственной практике, и только тот педагог, который знает,что это такое, никогда не спутает ни счем истинный вкус эмоциональной радости исовместного переживания красоты. Ведь именно совместное стремление понять идают это желанное пробуждение мысли – «эмоциональное пробуждение», как говоритСухомлинский.
Труд мысли невозможен,если нет творчества. Дети у Сухомлинского начинают складывать сказки еще дотого, как выучиваются писать, пишут огромное количество маленьких сочинений спервого класса и до окончания школы. А если подростку, считает Сухомлинский, недать возможности делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться.
Я думаю, что Сухомлинский был прав, когда говорил, что каждыйучитель должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке«личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богачечеловеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности,поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теориейпедагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, которыйсоединяет теорию и практику воедино.
3. Пути исредства трудового обучения в разработке Сухомлинского
В. А. Сухомлинскийогромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимостьпроизводительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной,завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которыхвоспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого трудазначительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьникиприходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают делов «пожарном порядке»… а ведь труд необходим человеку так же, как пища, ондолжен быть регулярным, систематическим.
Поэтому педагогическийколлектив Павлышской школы стремился, чтобы в школьные годы воспитанники непросто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные видыработы, переживали все этапы трудового процесса – от осознания цели… доглубокого удовлетворения его результатами.
Великий педагог говорил:«Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если,повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время,когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное,внутреннее влечение». И с этим нельзя не согласиться, но при условии, что это естьнеизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной надостижение поставленной цели. Ведь по мнению В. А. Сухомлинского «внутреннепобуждение к труду является дисциплинирующей силой, которая воспитываетсятолько в процессе выполнения продолжительного трудового задания».
Все мы знаем о том, что заставитьребенка трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физическизначительно легче. В сочетании же физического и умственного труда Сухомлинскийвидел «решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихсядетей, которых родители никогда не заставляли трудиться».
Педагог говорил: «Такихучеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда,постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то – пусть вначаленезначительному – познанию, подчинению сил природы. Если человек сталотноситься к физическому труду как к средству достижения общественной иинтеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитаниютрудолюбия уже открыт».
Мне особенно близка идеяпедагога о том, что «необходимо добиваться того, чтобы каждый воспитанникпоработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд –счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда – это азбукасамовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, стремитсябыть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становитсяактивной формой участия в духовной жизни общества».
Я вспоминаю собственныешкольные годы и начинаю понимать, насколько важно участие педагога в привитии уребенка чуткого отношения к труду. Ведь педагогическое руководство трудовойсамодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собойвдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом дляученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимымчеловеком.
Мне показалась оченьзамечательной и ценной идея великого педагога о том, что «нет в мире такогоравнодушия, такого безразличия к делу, которое могла бы устоять передтворческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд».Если педагог видел, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто неинтересует, он начинал раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надосблизить этого трудного ребенка. А ведь именного с этого начинаетсяиндивидуальный подход к ребенку.
Бесспорно, чтоисключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд водинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываютсядетские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. В.А. Сухомлинскийпишет: «Весной мы вместе с детьми пересаживаем цветы, ухаживаем за ними, сажаемдеревья. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учительумеет сделать прививку плодового дерева, сделать красивую цветочную клумбу.Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка.Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочихкомнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми –это самые радостные часы нашего педагогического труда».
В заключении хотелось быотметить, что так важно помнить эти золотые слова великого педагога. Ведь цельюкаждого учителя является воспитание личности, готовой трудиться на благообщества с полной самоотдачей и благоговением перед самим процессом созидания.
Да, из собственного опытамогу сказать, что на современном этапе развития образования намного меньшевнимания уделяется данной теме, а ведь труд – это самой главное в жизничеловека. Поэтому считаю необходимым обратить внимание всех педагогов еще разобратиться к бессмертным словам В.А. Сухомлинского, прочитать его работы иполностью переоценить свой подход к трудовому обучению в школе.
Свое понимание роли труда В.А. Сухомлинский перенес в областьпедагогики, воспитания: “От нас… в огромной мере зависит, чтобы маленький ребенокстал мыслителем, понимающим и переживающим великое человеческое право на жизнь,счастье, радость.… Эта сфера духовной жизни требует большого такта, глубокогоуважения человеческого права на счастье” [3, с.22]. Правильно выбрать жизненныйпуть, найти свое призвание, утвердить человеческое достоинство – значит, найтисвое счастье. В этом смысле счастье – это стремление к нему, способностьизменить обстоятельства к лучшему, достижение его, это стремление к жизни,наполненной глубоким смыслом.
4. Оразвитии у детей интереса к учебе и этической роли оценки
Как бы хорошо ни былорганизован учебный процесс, в нем всегда есть известное однообразие.
Сухомлинский подсказываетнам, педагогам, говоря о том, что возможные отрицательные следствия этогопредупреждаются тем, что перед учениками ставится далекая, увлекательная цель. Дляэтого надо выделить из учебного труда какой-то законченный этап, совершенноясный для учащихся. Ведь одной из причин, порождающих равнодушие и отвращение кучению является то, что учение представление учащимся скучнейшим делом,которому нет конца.
Учащихся влечет труд, вкотором открываются возможности для постоянного совершенствования, движениявперед.
В своей монографии“Разговор с молодым директором школы” В.А. Сухомлинский писал: “…опытныеучителя на практике осуществляют классическое правило Аристотеля – мышлениеначинается с удивления.… Почему это так происходит? Чувство удивления – могучийисточник желания знать”.
Свою работу с 6-леткамиСухомлинский описал в книге: «Сердце отдаю детям», «Школа радости»; «Воспитаниегражданина» – 2-ая книга; «Письма к сыну». Сборник «Павлышская средняя школа»«Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Родительскаяпедагогика», «Трудные судьбы» и т.д.
Я полностью согласна спедагогом, говоря, что главная задача школы – воспитать интерес к учению. Ведь секретуспеха учителя лежит в успехах детей. Нужно научить детей учиться, научить ихмыслить. Источник желания учиться лежит в самом характере детского ума.Нежелание учиться – это неумение работать.
А ведь любое желание мы, педагоги можем отбить наказанием – а наказание, это простая низкая оценка.
Поэтому наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».
Сухомлинский говорит: «Правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей».
Здесь необходимо просто категорично заявить: «учитель, который не любит детей, не может быть вообще допущен к детям, в школу».
Ведь учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание — хорошо учиться — озаряет весь смысл школьной жизни детей.
Возьмем хотя бысовременную «оценочную» политику – любой балл сегодня трактуется какдемонстрация уровня успешности ученика. В Павлышской же средней школевоспитание без наказания является основным принципом работы всего педколлективауже полвека!
В. А. Сухомлинскийрассматривал оценку как «вознаграждение за труд, а не наказание за лень». Онуважал детское «незнание».
Очень глубоким по своейсути я нахожу утверждение педагога о том, что «сознание ребенка – это могучая,но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость».
Поэтому педагог оченьспокойно относится к тому, если у ребенка что-то не получается: «у ребенка можетдолго что-то не получаться, но придет время, и он обязательно научится».
Я считаю, что вера вребенка, в его силы – это одно из ценнейших качеств педагога на любой стадииразвития общества.
5. Формысотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников(теория и практический опыт Сухомлинского)
«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукойдля всех – и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителюминимум педагогических знаний».
Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организованародительская школа, куда родители записывались за два года до поступления ихребенка в школу. Курс психологии и педагогики в родительской школе был рассчитанна 250 часов. (Кстати, это значительно больше, чем любой университетский курс).Сухомлинскому удалось добиться того, что родительскую школу посещали 98 %родителей. Примерно из 25% семей на занятия приходят и мать и отец.
А как учителя мы с вами, конечно же, знаем, что к большомунашему сожалению не всегда удается пообщаться с родителями каждого своего ученика.А притом еще и вместе с папой и мамой ребенка.
Здесь я считаю необходимым отметить, что идея единства семьии школы всегда проходила красной нитью через учебно-воспитательный процесс. Нонеобходимо признать, что не всегда работа с родителями ученика ведется в нашихшколах в полном объеме. Сейчас все меньше и меньше наблюдается единствовзглядов педагогов и родителей на процесс обучения, на его сущность и цели.
Как часто мне приходится слышать от родителей фразу: «Ах,какой несносный ребенок! И в кого он такой? И как с этим бороться?»
А вот одну из лекций во всех отделениях родительской школы В.А. Сухомлинский специально посвящал вопросу: как ребенок повторяет старших.Педагог отмечал: «Очень большой интерес для родителей представляет показ того,как отдельная черточка родителя, казалось бы незаметная, в новых условияхгипертрофируется, превращается в определенную черту характера ребенка. Вот этоткропотливый анализ, — что откуда берется, как передается, как развиваются чертынравственного облика младших, — и представляет собой содержание повседневнойработы с родителями – как коллективной, так и индивидуальной».
Думаю мы с вами тут полностью согласимся с ценностью данноймыли, ведь очень важно для достижения единства педагогических воздействий школыи семьи добиться, чтобы родители видели в своих детях самих себя, понималидиалектику развития ребенка.
Читая книгу Сухомлинского, встретились мне очень интересныестроки, от которых я была поражена до глубины души. Вот они.
«В зимние вечера к нам в школу частенько приходят отцы. И мы,педагоги, ведем с ними особый разговор – о высокой миссии мужчины в семье.этому разговору придается важное значение, потому что роль отца в делевоспитания особенная».
Тут хотелось бы просто задать вопрос нашим педагогам: какчасто к вам на родительские собрания или, тем более, просто так, приходят отцываших учеников. Всех ли пап вы видели за несколько лет обучения своих питомцев.Думаю, что ответ будет не особенно замысловатым. Потому что мы с вами знаем,что 90% присутствующих на родительском собрании, либо участвующих вродительском комитете – это наши дорогие женщины, наши мамы.
А между тем вот что дальше говорит нам великий педагог: «Всамом деле, как хочется ребенку, чтобы отец его был личность сильной, ярковыраженной, умеющей быть ответственной. Если бы каждый отец знал и понимал, какуюогромную потребность в нем испытывает ребенок, как он хочет, чтобы рядом былмудрый, мужественный мужчина! На занятиях, которые проводятся отдельно сотцами, рассказываем, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость,как проявлять твердость воли, настойчивость воспитании».
А в заключении хотелось бы сказать прекрасными словами В. А.Сухомлинского: «Пришло время (я в это глубоко верю) создавать идеальную семью,идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями. Ятвердо убежден в том, что семья – это та сказочная пена морская, из которойрождается красота…» А дальше я полностью согласна с мыслью педагога о том, что«… если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школывсегда будет сводиться к перевоспитанию».
6.Значение дидактического наследия Сухомлинского для современной теории ипрактики обучения
Отличительной особенностью педагогической системы В. А.Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов,жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвитияличности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная системастроилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, уменииподходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей истимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств.
На основе теоретических разработок и опытно-экспериментальнойработы В. А. Сухомлинский показал, что в современных условиях на первое место«выдвигается тонкая и сложная воспитательная задача: утвердить в юных душахжажду знаний, неутолимую и неискоренимую потребность на всю жизнь в пополнениизнаний. Дух радости познания – вот та идейная и интеллектуальная атмосфера,которая должна сейчас царствовать в школе». Педагог трактовал понятие «радостьпознаний» как мировоззренческую категорию, ибо она стимулирует более полное ипродуктивное овладение духовными и материальными богатствами жизни.
В.А. Сухомлинский призывал педагогов: «Будем учить ребенкадумать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшуюрадость – радость познания».
В работе «Сердце отдаю детям» он отмечает, что важнодостижение успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости,собственного достоинства – это первая заповедь воспитания и обучения. В нашихшколах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, чтоони ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутреннихсил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Педагог советовал учителям: «умейте открыть перед ребенком вокружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл переддетьми всеми красками радуги». Он также писал: «буду заботиться о том, чтобыкаждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шагпознания облагораживал сердце и закалял волю».
«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудновспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смыслечеловеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считалиглавной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа.«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовьк детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердцеотдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот,а чистая правда.
В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской среднейшколы, уже смертельно больной, В. А. Сухомлинский так говорил юношами девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела.Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Немолчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, статьсильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой,когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».
Как ценны эти словадолжны быть для каждого педагога, ведь в них столько истины, столько духовнойсилы и простой веры в силу человеческого духа… в силу каждого педагога ивоспитателя…
Списокиспользованных источников
1. Равкин З.И. Мифыи реалии в истории отечественной школы. // Педагогика. – 1991. — № 10. – С.110-117.
2. Родчанин Е.Г.,Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М.: Педагогика, 1991.
3. Руденко Ю.Д.Народная педагогика и В.А. Сухомлинский. // Советская педагогика. – 1991. — №2. – С. 103-106.
4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.Т.1, М.: Педагогика. 1989.
5. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем., М., 1986.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании., М., 1979.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984г.
8. Сухомлинский В.А.Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979.
9. Сухомлинский В.А.Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. – М.:Педагогика, 1990.