Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие образной речи старших дошкольников на основе произведений и фольклорного жанра

СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-3» h z Введение… PAGEREF _Toc84823112 h 3
Глава 1. Задачи детскогосада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром… PAGEREF _Toc84823113 h 5
Глава  2. Развитие образной речи  старших дошкольников… PAGEREF _Toc84823114 h 9
2.1. Развитие образной речина основе произведений. PAGEREF _Toc84823115 h 9
2.2. Развитие образной речина основе фольклорного жанра. PAGEREF _Toc84823116 h 16
Глава 3. Методикапроведения занятий по  развитию образнойречи в старшей группе… PAGEREF _Toc84823117 h 36
Заключение… PAGEREF _Toc84823118 h 40
Список использованнойлитературы… PAGEREF _Toc84823119 h 42
Приложение 1. PAGEREF _Toc84823120 h 44Введение
Художественная литератураи фольклор — важные средства формирования личности ребенка и развития речи,средство эстетического и нравственного воспитания детей. Лите­ратура и фольклорвлияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, навоспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Произведения литературы ифольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка,обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образнымивыражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному,используя готовые языковые формы.
Мы живем в интересное исложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое зановооткрываем и пере­оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому,которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо­тило, радовало итревожило русских людей, чем они занима­лись, как, трудились, о чем мечтали,рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на этивопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа,человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека,его мысли, чувства, переживания.
Роль художественнойлитературы во всестороннем вос­питании детей раскрывается в работах Е.А.Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественнойлитературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А.Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович
Для решения задачвсестороннего воспитания детей сред­ствами литературы, формирования личностиребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художе­ственныхпроизведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам,разработанным на основе об­щих положений эстетики. Литературное произведениедол­жно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. бытьсредством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема художественногочтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. Вразработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу вобласти детской книги.
В работах педагоговрассматривают­ся разные стороны методики художественного чтения: методикаознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияниеиллюстрации на пони­мание литературного произведения (Т.А. Репина).
Важным качеством речи является выразительность. Ли­нии развитиявыразительной речи рассмотрены С.Л. Ру­бинштейном. Педагогический аспект этойпроблемы осве­щен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрастедети способны улавливать и воспроизводить эле­менты выразительных средств. Онапрослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.
Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников спомощью произведений и фольклорного жанра.
Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:
-                      раскрытьосновные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями ифольклорным жанром;
-                       показатьособенности развития образной речи на основе произведений;
-                       показатьособенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;
-                       показатьосновные приемы развития образной речи в старшейгруппе.Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей спроизведениями и фольклорным жанром
Искусство слова отражаетдействительность через художест­венные образы, показывает наиболее типичное,осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку позна­ватьжизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе­ственные произведения,раскрывая внутренний мир героев, застав­ляют детей волноваться, переживать, каксвои, радости и горести героев.
Детский сад знакомитдошкольников с лучшими произведения­ми для детей и на этой основе решает целыйкомплекс взаимосвя­занных задач нравственного, умственного, эстетического воспи­тания.
Процесс развитияэстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, чтохудожественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может ужев 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного вос­приятияребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старшихдошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемыхобстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героямисказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты,чувство облегчения, удовлетворения при победе справед­ливости[1].
Художественноепроизведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но исмысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могутдать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своихсуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человекав  общест­ве. Прямое сопереживаниегероям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных впроизведении, с те­ми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенкусравнительно быстро и правильно понимать реалистические рас­сказы, сказки, а кконцу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровеньразвития отвлеченного мышле­ния затрудняет восприятие детьми таких жанров, какбасни, по­словицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого[2].
Исследователямиустановлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могутпонимать основные разли­чия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольноговозраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способныувидеть един­ство содержания произведения и его художественной формы, найти внем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, дажевспомнить образные средства, исполь­зованные другими поэтами.
Задачи детского сада поознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренныхвыше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время впедагогике для определения речевой дея­тельности, имеющей ярко выраженнуюэстетическую направлен­ность, принят термин «художественно-речевая деятельностьдетей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос­приятиемлитературных произведений и их исполнением, вклю­чающая развитие начальных формсловесного творчества (приду­мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованныхстрок), а также образности и выразительности речи.
В соответствии с«Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе сбольшим количеством произ­ведений детской художественной литературы. Обеспечитьусвое­ние ребенком содержания произведений, правильное их понима­ние — важнаязадача.
Воспитатель формирует удетей умение воспринимать литера­турное произведение. Слушая рассказ(стихотворение и др.), ре­бенок должен не только усвоить его содержание, но ипережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно такжеучить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенкаформируют также некоторые эле­ментарные умения анализировать произведение (егосодержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок дол­жен уметьопределить основных героев (о ком говорится в произ­ведении), высказать своеотношение к ним (кто нравится и поче­му); определить жанр произведения(стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образностиязыка (определения, сравнения и др.).
Часть программныхпроизведений дети должны выучить наи­зусть (стихотворения, малые фольклорныежанры), часть—уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того,ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, вигре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач —формировать самостоятельность детей в художественно-речевой итеатрально-игровой деятельности, раз­вивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать удетей избирательное отношение к художественным произведениям, умениеориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книгеи чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение орга­низованноотвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, вни­мательно рассматриватьиллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратногообращения с книгой.
В дошкольной педагогике ив детской литературе на основе об­щих положений разработаны тре­бования кхудожественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) иоформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.
В «Программе воспитания вдетском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, вкоторых представ­лены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки наро­довРоссии и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весьрекомендуемый материал равномер­но распределен по кварталам учебного года сучетом воспитатель­но-образовательной работы, которая проводится на каждом вре­менномотрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этимипроизведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбортекстов, но не исчер­пывают его.
Воспитателям нужно знать,с какими произведениями знако­мились дети в предыдущих возрастных группах,чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу пре­дыдущейгруппы и наметить материал для повторения.
Значение художественнойлитературы в воспитании детей определяется ее общественной, а такжевоспитательно-образователь­ной ролью в жизни всего народа.Глава 2. Развитие образной речи  старшихдошкольников2.1.Развитие образной речи на основе произведений
В старшей группе у детейпродолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительноуслож­няются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестогогода жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способностьзамечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать своеотношение к ге­роям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
Дошкольников учат такжевыразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдатьсмысловые паузы, ин­тонации, соответствующие характеру произведения, пережива­ниямгероев. Примерные планы занятий даны в Приложении 1.
Сказки. В соответствии спрограммой в течение года воспитан­ников знакомят с двенадцатью сказками. В ихчисле русские на­родные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страхаглаза велики»,  «Заяц-хваста»,«Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина[3];сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «Усолнышка в гостях» (словац­кая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр.Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева[4].
Таким образом, беседа посодержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышаннуюсказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем ещераз представить (показать) ее во всей целостности.
Рассмотрим приемы,которые являются наиболее эффектив­ными в беседах по сказкам. Условно их можноразделить на прие­мы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, иприемы, способствующие более полному проникновению в об­разный строй и языксказки.
Приемы первой группы:
1.Вопросы. Они должны бытьразнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнееохаракте­ризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнитьим соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу,поступок персонажа.
—Какая лиса в сказке«Лисичка-сестричка и серый волк»? — спрашивает педагог.
—Хитрая, умная, жестокая,— говорятдети.
—И только-то? — удивляется педагог изачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазавголову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще инаходчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящаяактриса.
Другие вопросы должныпомочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив увоспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопроси­тельнойинтонацией цитирует фразу из текста, в которой заклю­чена мораль сказки: «Таккак же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?»(сказка «Крылатый, мох­натый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо.Воспи­татель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персо­нажей.Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторилипоговорку, которая заключена в концовке сказки[5].
Для того чтобы дети лучшепочувствовали особенности дан­ного жанра, можно предложить им вопросы такоготипа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты,типичные для сказок?» и т. п.
2.Рассматривание иллюстраций инакапливание у дошколь­ников представлений о том, как рисунки художниковпомогают понять произведение.
Демонстрация рисунков(аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони испрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке«Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этогодерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками.Педагог в подтверждение их слов зачи­тывает соответствующее описание из текста.Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам вэто время заменяет первый рисунок другим — с волшебной яблоней.
С помощью этого приемадошкольников приучают вслушивать­ся и запоминать описание внешности героя, егокостюма уже при первом чтении сказки.
3.Словесные зарисовки. Детямпредлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать,какие кар­тинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей,педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь(«Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, какже Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.)[6].
В свободное от занятийвремя дошкольникам предлагают на­рисовать задуманные картинки. Воспитательраздает им листы бу­маги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает луч­шие,делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Само­дельную книгу помещают вбиблиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показываютдетям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы второй группы:
1.Повторное чтение отрывков из текстапо заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественныедостоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средствавыразительности.
2.По просьбе воспитателя детиприпоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самомстрашном; пере­сказывают описания природы, поступки героя, которые им особен­нозапомнились.
3.Воспитатель напоминает один изэпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отры­вок,при этом дети договаривают отдельные слова. Можно пред­ложить им провестисоревнование: «Чей рассказ окажется инте­реснее (подробнее) ?»
4.Драматизация отрывков, наиболееинтересных в плане обо­гащения и активизации словарного запаса. Например,диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказ­ки«Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» идр.
Стихотворения и рассказы.В старшей группе для чтения де­тям программа рекомендует 17 поэтическихпроизведений и 25 рассказов (т.е. 1—2 произведения в неделю). Небольшие пообъему и простые по содержанию произведения читают вне заня­тий, например,рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полян­ке» Г. Скребецкого, «Медвежонок»Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я.Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик поте­рялся» З. Александровой.
Можно объединять на одномзанятии 2 произведения, ориен­тируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа«Тороп­ливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствиемслушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весеннихминут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение«Веревочка» А. Барто[7].
Беседы по содержаниюрассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены прианализе бесед по сказ­кам.
Рассмотрим приемы,которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы:
1.Воспитатель показывает детям портретписателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опоройна наглядность). Такое вступление целесообразно делать на заня­тиях попроизведениям В. Маяковского, К. Чуковского, С. Мар­шака, А. Барто, З.Александровой, Е. Благининой, П. Воронько. Оно даст ребенку возможностьвоспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду другихсозданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, ихпредставления о его творчестве становятся полнее.
1.               Воспитательрассказывает детям о действительных собы­тиях, фактах, которые нашли отражениев данном художествен­ном произведении. Тогда авторский текст приобретает дляребенка значимость и весомость.
3.Педагог выясняет, какиепредставления имеются у детей о профессии, описанной в рассказе(стихотворении). А после прочтения интересуется, что нового для себя они узналиоб этой профессии (например, о службе милиционера-регулировщика — рассказ«Едет, спешит мальчик» М. Коршунова).
4.С дошкольниками рассматриваюткартины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик пер­сонажей,о которых рассказано в произведении («Медвежонок» Е. Чарушина, «На леснойполянке» Г. Скребицкого и др.).
Рассматривая иллюстра­тивныйматериал, дети делятся друг с другом своими наблюде­ниями, педагог уточняет иконкретизирует их высказывания.
5.С детьми проводят целевую прогулку(прогулки), в про­цессе которой дошкольники приобретают впечатления, позволяю­щиеглубже понять содержание произведения, его идею. Так, пе­ред чтением «Почты» С.Маршака с детьми совершают экскурсию в ближайшее отделение связи, где онизнакомятся с правила­ми приемки и отправки писем.
Заучивание наизусть. Встаршей группе занятия по данному виду работы проводятся ежемесячно (однозанятие в месяц). С новым стихотворением детей можно знакомить или непосред­ственнона занятии, или заранее. Большинство произведений, ре­комендованных программой,не требует специальной подготови­тельной работы. Однако в ряде случаев онавсе-таки нужна.
Например, передзаучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать, если естьтакая возможность, это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени. На занятии,демонстрируя осенние пейзажи, воспитатель предлагает опре­делить, о какомдереве сказано: «Одела осень могучего богатыря в медную броню» (Г. Скребицкий).И, показав дубовую ветку с осенними листьями (натуральную), предлагает сравнитьих цвет с цветом медной монетки.
Перед чтениемстихотворения «Песня о весне» С. Маршака же­лательно весной организоватьпрогулку с целью показать вос­питанникам сережки вербы, серебристые, бархатные.Если прогул­ку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.
Чтобы воспитанникам былолегче понять смысл строчек «Как, февраль, не злися, как ты, март, нехмурься...» («Ласточка» А. Майкова), можно проанализировать с ними календарьпогоды в рисунках детей за февраль и март. Тогда они сами подметят, что февраль— месяц вьюг и ветров («злится февраль»), а в марте небо то засияет изаголубеет, предвещая теплые и яс­ные дни, то вдруг «нахмурится»: наплываюттемные тучи, валит мокрый снег и т. д.
Для того чтобы помочьдетям запомнить стихотворение, вос­питатель может использовать следующие приемы[8]:
1.Предложить воспитанникам назватьотрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей,выполнив 3—4 заявки.
2.Заранее продумать вопросы в видецитат из текста, тре­бующие от ребенка повторения («Оля, скажи, «и помчитсянаша песня за леса и за моря?» — спрашивает воспитатель. «И помчит­ся нашапесня за леса и за моря»,—отвечает девочка). Обычно этот прием используется втех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминаютс трудом или искажают при чтении («По Москве весенней улицей зеленой все несутна площадь красные знамена» — З. Александрова; «Росой окропились цветы наполях, стада пробудились на мягких лу­гах» — А. Пушкин; «Туча небо кроет,солнце не блестит» — А. Плещеев; «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной» —И. Суриков и др.).
Вопросы могут бытьадресованы одному ребенку, группе де­тей, отдельно мальчикам, отдельно девочками т. п.
3.Чтение детьми отрывков (5—6выступлений). Воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряетпоиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминаюттекст.
4.Если позволяют возможностипроизведения, организовать чтение по частям («Зима» И. Сурикова, «Осенью» А.Плещеева), в лицах («Песня о елке» С. Маршака, «Сельская песня» А. Пле­щеева),драматизацию («Есть в лесу под елкой хата...» П. Воронько).
Чтобы помочь детям понятьнастроение стихотворения (лирич­ное, сказочное, веселое и озорное,праздничное), разобраться в его содержании, воспитатель может  использовать следующие приемы:
1.Предложить детям охарактеризоватьстихотворение. Если им это трудно, самому дать 3—4 определения, из которых детивыберут наиболее подходящее.
2.Заранее продумать и предложить детямвопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и дру­гихвыразительных средств («Платон Воронько называет медве­жонка «капризулякосолапый». Может быть, это дразнилка?» — размышляет педагог. «Похоже» —соглашаются дети. Однако, подумав, приходят к выводу, что автор не осуждаетмедвежонка, а симпатизирует, сочувствует ему. И они начинают читать эти строчкипо-иному — мягко, задушевно, сочувствуя малышу).
3.Прочитать стихотворение, не сообщаядетям его название. Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмыш­лять,какое название ему можно дать. Подкрепить аргументы де­тей строчками изстихотворения. Затем сообщить название и попросить запомнить его и фамилиюавтора.2.2.Развитие образной речи на основе фольклорного жанра
Поставив задачу знакомитьдетей с устным народным твор­чеством, мы хорошо понимали, что это будетзнакомство с важной ча­стью духовной культуры народа, с объективными законамикра­соты.
Особое место занимализанятия по составлению с детьми за­гадок о предметах старинного русского быта.Мы старались ра­скрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он про­исходитот слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение,умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытымсмыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со­ставитьзагадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую формувыражения. И наоборот, раз­гадать загадку — ее метафорические образы заменитьобразами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-пер­вых, дляэтого нужно обладать хорошо развитым образно-ассо­циативным поэтическиммышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолетьнарочито создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно бы­лопоказать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат —составленные детьми загадки.
В дошкольном возрасте киграм и песням прибавляются упражнения ребёнка в овладении родным языком.Успехи развития ребёнка в языке за этот сравнительно короткий период жизни дошколы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского языка, ещё задолго доУшинского писал: «Отечественным языком обладает уже в некоторой степени дажесемилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосан вместе смоло­ком матери; дитя даже не может существовать без него»[9].
Ребёнок усваивает роднуюречь, прежде всего подражая жи­вому разговорному языку окружающих, который онслушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языкаоткрывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих про­изведениях устногонародного творчества. Совершенные образцы его—пословицы, загадки,сказки—ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в егоязык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника — живойразговорный язык и произведения устного народного творчества — теснопереплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но на­блюдается одназакономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народногословесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. Всемье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражне­нийязык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большойстепени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способныобразовать, язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влиянияна язык ре­бёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предста­нетперед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва этаоказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.
Е. И. Тихеева, которая совсей остротой первая после Ушинского поставила вопрос о роли родного языка вдошкольном вос­питании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищ­ницунашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться еёсокровищами»[10].    
Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравни­мымикачествами в точности и образности. Богатство слов и обо­значений соответствуетразнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становитсяточным. А. М. Горький об­ратил внимание на то, как разнообразно можно выразитьв слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неис­черпаемыхвозможностях обогащения языка детей в связи с раз­нообразием их деятельности.Например, дети практически могут усвоить обозначение словом таких действий,как: шить, зашить, пришить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить.Дети практически выполняют все эти разнообразные действия — они и шьют, исшивают, и пришивают, но для обозначения пользуются в лучшем случаеодним-двумя-тремя словами. Всё дело в том, что пока дети занимаются шитьём иликакой-либо другой работой, их языковое развитие не стоит в поле зрениявоспитательницы, она не использует деятельность детей для развития их языка.Упу­скается самый драгоценный момент—ведь тогда, когда ребёнок выполняет ту илииную работу, ему легче всего усвоить слово, её обозначающее.
Народная речь отличаетсяобразностью. Образность есть опре­деление в слове самых характерных,существенных черт пред­мета, явления. Предельно скупо и вместе с темвыразительно даются эти черты. Блестящим примером образности языка яв­ляетсяязык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказы­вают своё влияние наязык ребёнка и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает онгармонию слова. Однако обыч­ная разговорная речь воспитательницы с детьми(рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо притщательной работе над своим языком.
Мы призываемвоспитательниц совсем не к тому, чтобы подго­нять свой язык к языку сказок,подражать, ему при живой беседе (это и невозможно, и ненужно), а мы призываемискать таких определений, выражений, в которых точнее, выразительнее, а сле­довательнои лучше всего, можно передать существенное.
В русском языке сложилсяряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живойразговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них,ста­новятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алыйцвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц,травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буряналетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явленияприроды и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны снациональными образами, с явлениями родной природы.
В народном языке эти выражениянасыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета во­роновакрыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бро­сится в глаза егоиссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будетобозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Болеевсего надо осте­регаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при упо­треблениинародных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность,нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Употребление пословиц,поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; кместу сказанные воспитательницей при тех или иных обстоятельствах жизни ре­бенка,они будут служить свою службу. Нужно только всемерно остерегаться искусственности,что неизбежно произойдет, если употреблять их будут нарочито, лишь для приданияречи «краси­вости».
Вот воспитательница — онахорошо владеет речью, в запасе у неё много разнообразных выражений, которые нето что легко при­ходят ей на память, а просто свойственны её языку. «Ясныймесяц появился», — ласково встречает она ребёнка, пришедшего в дет­ский садпосле болезни, и это звучит у неё так же просто, как другой сказал бы обычноеприветствие.
У взрослых такой запасобычно создаётся в результате слуша­ния и чтения сказок, народного эпоса,художественной литера­туры, под влиянием речи окружающих. Плохо, если будутзара­нее «планировать» употребление пословиц, поговоро


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Свобода как фактор социального прогресса
Реферат Кабінетні методи маркетингових досліджень
Реферат Республика и две основные её формы
Реферат Роль государства в управлении обществом
Реферат Внешнеторговая политика Германии
Реферат Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях
Реферат Лев Платонович Карсавин
Реферат Способы выравнивания когнитивного диссонанса в переводе поэтических произведений на материале со
Реферат Реализации генерального плана Ост на территории Белоруссии
Реферат Stalin Essay Research Paper Iosif Vissarionovich Dzhugashvili
Реферат Уголовное законодательство Англии
Реферат Пути урегулирования политических конфликтов
Реферат Республика Алтай - субъект Российской Федерации
Реферат Значение комедии Бригадир в русской драматургии
Реферат РСДПР (июнь – октябрь 1917 года)