СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z Введение… PAGEREF _Toc84823112 h 3
Глава 1. Задачи детскогосада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром… PAGEREF _Toc84823113 h 5
Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников… PAGEREF _Toc84823114 h 9
2.1. Развитие образной речина основе произведений. PAGEREF _Toc84823115 h 9
2.2. Развитие образной речина основе фольклорного жанра. PAGEREF _Toc84823116 h 16
Глава 3. Методикапроведения занятий по развитию образнойречи в старшей группе… PAGEREF _Toc84823117 h 36
Заключение… PAGEREF _Toc84823118 h 40
Список использованнойлитературы… PAGEREF _Toc84823119 h 42
Приложение 1. PAGEREF _Toc84823120 h 44Введение
Художественная литератураи фольклор — важные средства формирования личности ребенка и развития речи,средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклорвлияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, навоспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Произведения литературы ифольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка,обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образнымивыражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному,используя готовые языковые формы.
Мы живем в интересное исложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое зановооткрываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому,которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало итревожило русских людей, чем они занимались, как, трудились, о чем мечтали,рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на этивопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа,человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека,его мысли, чувства, переживания.
Роль художественнойлитературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А.Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественнойлитературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А.Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович
Для решения задачвсестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личностиребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественныхпроизведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам,разработанным на основе общих положений эстетики. Литературное произведениедолжно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. бытьсредством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема художественногочтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. Вразработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу вобласти детской книги.
В работах педагоговрассматриваются разные стороны методики художественного чтения: методикаознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияниеиллюстрации на понимание литературного произведения (Т.А. Репина).
Важным качеством речи является выразительность. Линии развитиявыразительной речи рассмотрены С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект этойпроблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрастедети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Онапрослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.
Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников спомощью произведений и фольклорного жанра.
Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:
- раскрытьосновные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями ифольклорным жанром;
- показатьособенности развития образной речи на основе произведений;
- показатьособенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;
- показатьосновные приемы развития образной речи в старшейгруппе.Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей спроизведениями и фольклорным жанром
Искусство слова отражаетдействительность через художественные образы, показывает наиболее типичное,осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познаватьжизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения,раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, каксвои, радости и горести героев.
Детский сад знакомитдошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целыйкомплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развитияэстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, чтохудожественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может ужев 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятияребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старшихдошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемыхобстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героямисказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты,чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости[1].
Художественноепроизведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но исмысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могутдать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своихсуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человекав обществе. Прямое сопереживаниегероям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных впроизведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенкусравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а кконцу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровеньразвития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, какбасни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого[2].
Исследователямиустановлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могутпонимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольноговозраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способныувидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти внем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, дажевспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Задачи детского сада поознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренныхвыше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время впедагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженнуюэстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельностьдетей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятиемлитературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных формсловесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованныхстрок), а также образности и выразительности речи.
В соответствии с«Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе сбольшим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечитьусвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важнаязадача.
Воспитатель формирует удетей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ(стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но ипережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно такжеучить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенкаформируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (егосодержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметьопределить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать своеотношение к ним (кто нравится и почему); определить жанр произведения(стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образностиязыка (определения, сравнения и др.).
Часть программныхпроизведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорныежанры), часть—уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того,ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, вигре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач —формировать самостоятельность детей в художественно-речевой итеатрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать удетей избирательное отношение к художественным произведениям, умениеориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книгеи чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованноотвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматриватьиллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратногообращения с книгой.
В дошкольной педагогике ив детской литературе на основе общих положений разработаны требования кхудожественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) иоформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.
В «Программе воспитания вдетском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, вкоторых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народовРоссии и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весьрекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года сучетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временномотрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этимипроизведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбортекстов, но не исчерпывают его.
Воспитателям нужно знать,с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах,чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущейгруппы и наметить материал для повторения.
Значение художественнойлитературы в воспитании детей определяется ее общественной, а такжевоспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа.Глава 2. Развитие образной речи старшихдошкольников2.1.Развитие образной речи на основе произведений
В старшей группе у детейпродолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительноусложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестогогода жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способностьзамечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать своеотношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
Дошкольников учат такжевыразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдатьсмысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниямгероев. Примерные планы занятий даны в Приложении 1.
Сказки. В соответствии спрограммой в течение года воспитанников знакомят с двенадцатью сказками. В ихчисле русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страхаглаза велики», «Заяц-хваста»,«Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина[3];сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «Усолнышка в гостях» (словацкая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр.Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева[4].
Таким образом, беседа посодержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышаннуюсказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем ещераз представить (показать) ее во всей целостности.
Рассмотрим приемы,которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можноразделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, иприемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языксказки.
Приемы первой группы:
1.Вопросы. Они должны бытьразнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнееохарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнитьим соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу,поступок персонажа.
—Какая лиса в сказке«Лисичка-сестричка и серый волк»? — спрашивает педагог.
—Хитрая, умная, жестокая,— говорятдети.
—И только-то? — удивляется педагог изачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазавголову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще инаходчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящаяактриса.
Другие вопросы должныпомочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив увоспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительнойинтонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Таккак же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?»(сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо.Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей.Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторилипоговорку, которая заключена в концовке сказки[5].
Для того чтобы дети лучшепочувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такоготипа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты,типичные для сказок?» и т. п.
2.Рассматривание иллюстраций инакапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художниковпомогают понять произведение.
Демонстрация рисунков(аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони испрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке«Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этогодерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками.Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста.Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам вэто время заменяет первый рисунок другим — с волшебной яблоней.
С помощью этого приемадошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, егокостюма уже при первом чтении сказки.
3.Словесные зарисовки. Детямпредлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать,какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей,педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь(«Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, какже Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.)[6].
В свободное от занятийвремя дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитательраздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие,делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают вбиблиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показываютдетям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы второй группы:
1.Повторное чтение отрывков из текстапо заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественныедостоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средствавыразительности.
2.По просьбе воспитателя детиприпоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самомстрашном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особеннозапомнились.
3.Воспитатель напоминает один изэпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок,при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провестисоревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?»
4.Драматизация отрывков, наиболееинтересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например,диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки«Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» идр.
Стихотворения и рассказы.В старшей группе для чтения детям программа рекомендует 17 поэтическихпроизведений и 25 рассказов (т.е. 1—2 произведения в неделю). Небольшие пообъему и простые по содержанию произведения читают вне занятий, например,рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полянке» Г. Скребецкого, «Медвежонок»Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я.Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик потерялся» З. Александровой.
Можно объединять на одномзанятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа«Торопливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствиемслушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весеннихминут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение«Веревочка» А. Барто[7].
Беседы по содержаниюрассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены прианализе бесед по сказкам.
Рассмотрим приемы,которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы:
1.Воспитатель показывает детям портретписателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опоройна наглядность). Такое вступление целесообразно делать на занятиях попроизведениям В. Маяковского, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, З.Александровой, Е. Благининой, П. Воронько. Оно даст ребенку возможностьвоспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду другихсозданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, ихпредставления о его творчестве становятся полнее.
1. Воспитательрассказывает детям о действительных событиях, фактах, которые нашли отражениев данном художественном произведении. Тогда авторский текст приобретает дляребенка значимость и весомость.
3.Педагог выясняет, какиепредставления имеются у детей о профессии, описанной в рассказе(стихотворении). А после прочтения интересуется, что нового для себя они узналиоб этой профессии (например, о службе милиционера-регулировщика — рассказ«Едет, спешит мальчик» М. Коршунова).
4.С дошкольниками рассматриваюткартины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей,о которых рассказано в произведении («Медвежонок» Е. Чарушина, «На леснойполянке» Г. Скребицкого и др.).
Рассматривая иллюстративныйматериал, дети делятся друг с другом своими наблюдениями, педагог уточняет иконкретизирует их высказывания.
5.С детьми проводят целевую прогулку(прогулки), в процессе которой дошкольники приобретают впечатления, позволяющиеглубже понять содержание произведения, его идею. Так, перед чтением «Почты» С.Маршака с детьми совершают экскурсию в ближайшее отделение связи, где онизнакомятся с правилами приемки и отправки писем.
Заучивание наизусть. Встаршей группе занятия по данному виду работы проводятся ежемесячно (однозанятие в месяц). С новым стихотворением детей можно знакомить или непосредственнона занятии, или заранее. Большинство произведений, рекомендованных программой,не требует специальной подготовительной работы. Однако в ряде случаев онавсе-таки нужна.
Например, передзаучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать, если естьтакая возможность, это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени. На занятии,демонстрируя осенние пейзажи, воспитатель предлагает определить, о какомдереве сказано: «Одела осень могучего богатыря в медную броню» (Г. Скребицкий).И, показав дубовую ветку с осенними листьями (натуральную), предлагает сравнитьих цвет с цветом медной монетки.
Перед чтениемстихотворения «Песня о весне» С. Маршака желательно весной организоватьпрогулку с целью показать воспитанникам сережки вербы, серебристые, бархатные.Если прогулку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.
Чтобы воспитанникам былолегче понять смысл строчек «Как, февраль, не злися, как ты, март, нехмурься...» («Ласточка» А. Майкова), можно проанализировать с ними календарьпогоды в рисунках детей за февраль и март. Тогда они сами подметят, что февраль— месяц вьюг и ветров («злится февраль»), а в марте небо то засияет изаголубеет, предвещая теплые и ясные дни, то вдруг «нахмурится»: наплываюттемные тучи, валит мокрый снег и т. д.
Для того чтобы помочьдетям запомнить стихотворение, воспитатель может использовать следующие приемы[8]:
1.Предложить воспитанникам назватьотрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей,выполнив 3—4 заявки.
2.Заранее продумать вопросы в видецитат из текста, требующие от ребенка повторения («Оля, скажи, «и помчитсянаша песня за леса и за моря?» — спрашивает воспитатель. «И помчится нашапесня за леса и за моря»,—отвечает девочка). Обычно этот прием используется втех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминаютс трудом или искажают при чтении («По Москве весенней улицей зеленой все несутна площадь красные знамена» — З. Александрова; «Росой окропились цветы наполях, стада пробудились на мягких лугах» — А. Пушкин; «Туча небо кроет,солнце не блестит» — А. Плещеев; «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной» —И. Суриков и др.).
Вопросы могут бытьадресованы одному ребенку, группе детей, отдельно мальчикам, отдельно девочками т. п.
3.Чтение детьми отрывков (5—6выступлений). Воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряетпоиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминаюттекст.
4.Если позволяют возможностипроизведения, организовать чтение по частям («Зима» И. Сурикова, «Осенью» А.Плещеева), в лицах («Песня о елке» С. Маршака, «Сельская песня» А. Плещеева),драматизацию («Есть в лесу под елкой хата...» П. Воронько).
Чтобы помочь детям понятьнастроение стихотворения (лиричное, сказочное, веселое и озорное,праздничное), разобраться в его содержании, воспитатель может использовать следующие приемы:
1.Предложить детям охарактеризоватьстихотворение. Если им это трудно, самому дать 3—4 определения, из которых детивыберут наиболее подходящее.
2.Заранее продумать и предложить детямвопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и другихвыразительных средств («Платон Воронько называет медвежонка «капризулякосолапый». Может быть, это дразнилка?» — размышляет педагог. «Похоже» —соглашаются дети. Однако, подумав, приходят к выводу, что автор не осуждаетмедвежонка, а симпатизирует, сочувствует ему. И они начинают читать эти строчкипо-иному — мягко, задушевно, сочувствуя малышу).
3.Прочитать стихотворение, не сообщаядетям его название. Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмышлять,какое название ему можно дать. Подкрепить аргументы детей строчками изстихотворения. Затем сообщить название и попросить запомнить его и фамилиюавтора.2.2.Развитие образной речи на основе фольклорного жанра
Поставив задачу знакомитьдетей с устным народным творчеством, мы хорошо понимали, что это будетзнакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законамикрасоты.
Особое место занимализанятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.Мы старались раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходитот слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение,умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытымсмыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составитьзагадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую формувыражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменитьобразами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, дляэтого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическиммышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолетьнарочито создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно былопоказать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат —составленные детьми загадки.
В дошкольном возрасте киграм и песням прибавляются упражнения ребёнка в овладении родным языком.Успехи развития ребёнка в языке за этот сравнительно короткий период жизни дошколы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского языка, ещё задолго доУшинского писал: «Отечественным языком обладает уже в некоторой степени дажесемилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосан вместе смолоком матери; дитя даже не может существовать без него»[9].
Ребёнок усваивает роднуюречь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который онслушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языкаоткрывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устногонародного творчества. Совершенные образцы его—пословицы, загадки,сказки—ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в егоязык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника — живойразговорный язык и произведения устного народного творчества — теснопереплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одназакономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народногословесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. Всемье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражненийязык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большойстепени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способныобразовать, язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влиянияна язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предстанетперед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва этаоказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.
Е. И. Тихеева, которая совсей остротой первая после Ушинского поставила вопрос о роли родного языка вдошкольном воспитании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищницунашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться еёсокровищами»[10].
Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимымикачествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствуетразнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становитсяточным. А. М. Горький обратил внимание на то, как разнообразно можно выразитьв слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неисчерпаемыхвозможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их деятельности.Например, дети практически могут усвоить обозначение словом таких действий,как: шить, зашить, пришить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить.Дети практически выполняют все эти разнообразные действия — они и шьют, исшивают, и пришивают, но для обозначения пользуются в лучшем случаеодним-двумя-тремя словами. Всё дело в том, что пока дети занимаются шитьём иликакой-либо другой работой, их языковое развитие не стоит в поле зрениявоспитательницы, она не использует деятельность детей для развития их языка.Упускается самый драгоценный момент—ведь тогда, когда ребёнок выполняет ту илииную работу, ему легче всего усвоить слово, её обозначающее.
Народная речь отличаетсяобразностью. Образность есть определение в слове самых характерных,существенных черт предмета, явления. Предельно скупо и вместе с темвыразительно даются эти черты. Блестящим примером образности языка являетсяязык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние наязык ребёнка и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает онгармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитательницы с детьми(рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо притщательной работе над своим языком.
Мы призываемвоспитательниц совсем не к тому, чтобы подгонять свой язык к языку сказок,подражать, ему при живой беседе (это и невозможно, и ненужно), а мы призываемискать таких определений, выражений, в которых точнее, выразительнее, а следовательнои лучше всего, можно передать существенное.
В русском языке сложилсяряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живойразговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них,становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алыйцвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц,травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буряналетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явленияприроды и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны снациональными образами, с явлениями родной природы.
В народном языке эти выражениянасыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета вороновакрыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза егоиссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будетобозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Болеевсего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблениинародных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность,нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Употребление пословиц,поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; кместу сказанные воспитательницей при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка,они будут служить свою службу. Нужно только всемерно остерегаться искусственности,что неизбежно произойдет, если употреблять их будут нарочито, лишь для приданияречи «красивости».
Вот воспитательница — онахорошо владеет речью, в запасе у неё много разнообразных выражений, которые нето что легко приходят ей на память, а просто свойственны её языку. «Ясныймесяц появился», — ласково встречает она ребёнка, пришедшего в детский садпосле болезни, и это звучит у неё так же просто, как другой сказал бы обычноеприветствие.
У взрослых такой запасобычно создаётся в результате слушания и чтения сказок, народного эпоса,художественной литературы, под влиянием речи окружающих. Плохо, если будутзаранее «планировать» употребление пословиц, поговоро