Реферат по предмету "Педагогика"


Современные воспитательные системы

Современные воспитательные системы

Содержание
Введение
Глава 1. Воспитание современной личности
1.1 Понятие личности
1.2 Воспитание личности
1.3 Индивидуальный подход к личностиребенка в воспитательной работе
1.4 Современные воспитательные системы
Глава 2. Проблемы развития и воспитанияличности в коллективах
2.1 Система воспитания как условие развития личности
2.2 Разработка в педагогике проблемразвития и воспитания личности
2.3 Роль активности самой личности в собственном развитии
Список используемой литературыВведение
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организациипедагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций- в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитаниявыдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировкивоспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективногои индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и школы, т.е. коллектива неразрывносвязаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровняразвития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другойстороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития,их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны членыколлектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.Помимо этого, в современном образовательном учреждении большее внимание уделяютпредметной подготовке нацеленной в первую очередь не на овладение знаниями учеников,а на общую успеваемость класса или школы в целом. Поэтому тема данной курсовой работыактуальна.
Развитие творческой индивидуальности подростков взаимосвязанос уровнем их самостоятельности и творческой активности в школе. Чем самостоятельнееученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективеи тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус,тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы.Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми.Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей иобщения выражает общественную, коллективную силу человека.
Цель данной работы — рассмотреть процесс формирования личностныхкачеств в школе.
Задачи работы:
охарактеризовать понятие личности
изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллективаи личности;
показать процесс воспитания личности в коллективе;
описать формирования коммуникативных личностных качеств
привести примеры воспитательной работы в современных школах
Глава 1. Воспитание современной личности1.1 Понятие личности
Личность — система социально значимых качеств индивида, мераовладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens- представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личностисвязано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальныхкачеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальнымиспособностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания,соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь,определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляютсявозможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу,к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношенийи их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способностьк реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностейчеловека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальныхкачеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характероми т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природнойоснове.
воспитательная система личность
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречиямежду постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностямиих удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностейи формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями.Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловленыв основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развитияличности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений.1.2 Воспитание личности
Личность человека формируется и развивается в результате воздействиямногочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутреннихи внешних.
В современной педагогике существует ряд идей, которыми можноруководствоваться в организации воспитательной работы:
воспитание — это органическая часть целого, т.е. «образованияличности», оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации,и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);
процесс воспитания — это взаимодействие (сотрудничество взрослыхи детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательногопроцесса;
«реализм целей воспитания» означает не всестороннее,а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основаниемдля разработки содержания воспитания;
идея жизненного самоопределения личности воспитанника становитсяосновополагающей для гуманистической ориентации педагога;
участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должнобыть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательногопроцесса;
коллективная творческая деятельность («коммунарская идея»)- это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающейгуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.
Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократическогосознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ «Об образовании»в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личностикак цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности исвобода выбора занятий.
Движение школ по пути реформы со всей очевидностью обнаружилореалистичность, возможность осуществления воспитательного идеала, который можнообозначит так: «Свобода и саморазвитие личности!»
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленныйхарактер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознаниеих конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достиженияэтих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками,которое провозглашает то или иное сообщество.
В мировой педагогической теории и практике давно уже сложилосьмнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурныхситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуютлюди, стоящие ныне у власти.
Воспитание подрастающего поколения — это слишком серьезное дело.
Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях.Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанныеи проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.1.3 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательнойработе
Каждый человек — есть личность, каждая личность это целый огромныймир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.
Человек это:
1) индивид,
2) личность,
3) субъект,
4) индивидуальность,
5) уникум.
Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам тритысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из егоучеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым,уникальным миром.
Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитанияновой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всехсферах жизни.
Из этой цели возникают следующие задачи:
1) Выявление сущности личности.
2) Изучение появления различных сторон личности, особенностипротекания психических процессов, особенности психического состояния, психологическиесвойства личности.
3) Познать законы формирования личности.
4) Определить воспитание можно как воздействие на человека, нодля развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничествовзрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человекаумения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Чтотребует от обращения человека «внутрь себя», к своим истокам. Воспитаниеесть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построениянравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотноситсяс поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочуот жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в еешироком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного,творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизньюдругих людей.
В статье «Всех начал начало», народный учитель ГалинаДанилова пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человеканеобходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, бытьблагодарным людям за их труд».
К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительнораздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, — писал он, — что воспитание,совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственныхи нравственных.
Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического,нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовногоразвития человека.
Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде ипродолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшемвозрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становленияличности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период — это один из сложнейшихэтапов жизни человека.
В наше время играет большую роль такая наука как валеология.
Эта наука тесно связана с педагогикой, психологией, медициной.Валеологи устанавливают перед собой множество педагогических проблем и методы ихустранения.
Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение ввоспитание этого раздела убеждает воспитанника в нужности этой проблемы.
Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги развитию гуманных,нравственных и эстетических чувств человека.
Л.С. Володский говорил:». Акт искусства есть творческийакт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но если самое важноев искусстве сводится к бессознательному и к творческому — значит ли это, что всякиесознательные моменты и силы вовсе из него устранены?"
Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит,что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению.
В соответствии с современными представлениями об эстетическомвоспитании как обеспечивающем в конечном счете участие человека в социально-культурныхпроцессах искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связываяего с миром.
В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того,как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчасже ввиду очень быстрых научно — технических, культурных, бытовых изменений воспитательнаясистема может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежьсамостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не былои не могло быть в жизни их родителей.
Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи некак к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что,в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежнойполитики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии- требование понимания.
Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитыватьсубъективные " свойства " молодых людей.1.4 Современные воспитательные системы
Что представляет собой современная школа? Современная школа- это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там,в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы,и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальнойбазы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллективаучителей и учащихся, и от мастерства педагогов…
В современных условиях больших изменений в политике, экономике,социальной жизни общества, коренным образом должна измениться школа, другим долженстать учитель-воспитатель.
Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно новогопредставления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передовогопедагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.
Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную,но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должнаиметь свою воспитательную систему.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:
· цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, дляреализации которых она создается);
· деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержаниевоспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
· отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектв некую общность;
· среда системы, освоенная субъектом;
· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную системуи развитие этой системы.
(Такое внутреннее строение воспитательной системы предлагаетакадемик Л.И. Новикова).
В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:
1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе,человеке.
2. Формирование гражданского самосознания.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей италанта.
5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной средыдля развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию,самореализации и самоутверждению.
Для их решения используются разнообразные формы, приемы, методыпедагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствуетоб эффективности воспитательной системы.
Характер целевых ориентиров может служить основанием для определениятипа воспитательной системы. Если система ориентирования на личность ребенка, наразвитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальнойзащищенности и творческого содружества субъектов системы: детей, педагогов, родителей,то она является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезноепредъявление требований, на воспитание послушания, а дисциплина — цель и главноевоспитательное средство, то такая система — антигуманна. Воспитательная системаесть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности.И это естественно, т.к. идет быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколениедолжно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое, новое.Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спадыи подъемы, периоды стабильности, характерны и регрессивные явления, когда системакак бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, отношениях,творчестве. Этого не надо боятся, необходимо это знать и анализировать причины,последствия явлений, происходящих в системе.
В современной теории и практике получают развитие гуманистическиевоспитательные системы. Обозначив специфику гуманистической педагогики как системывоспитания, укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания.Это:
воспитание доверием, заботой и уважением;
воспитание ответственностью;
воспитание творчеством;
воспитание через здравомыслие,
воспитание через обучение этическому исследованию и процедурампринятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений,
воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых)проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчествасмыслов.
Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждаетребенка самому пережить эти чувства и состояния — доверия, ответственности,творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловыхситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя«над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить этисостояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренниймир.
Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркиваютнеобходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности.Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями — не враги ему,а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязыватьсвое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог долженпостоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встатьему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, приниматьрешения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование — двустороннийпроцесс, не должна предаваться забвению.
Приверженцы гуманизма — психологи, философы и педагоги — неоднократноподчеркивали, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашейжизни. Так, например, Куртц утверждает, что ценности возникают там, где происходитсознательный процесс выбора, где люди живут и действуют. Ценности суть то, что предпочтительно,т.е. глубоко уважается. О важности работы по формированию интересов и ценностейпишет теоретик и практик гуманистической психологии Маслоу. Он утверждает, что лучшимспособом подвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать«лучшей особью», является удовлетворение базовых потребностей человекаи его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости,порядке и т.д.). Помочь их осознать и сделать внутренними ценностями — задача гуманистическойпедагогики. Если образование сумеет побудить человека к осознанию и актуализациисвоих высших нужд, оно тем самым послужит сохранению его психического здоровья,поможет ему уберечься от так называемых «болезней расчеловечивания». Маслоуназвал такие «болезни» метапатологиями и составил их каталог. В него вошлиотчужденность, бессмысленность, безразличие, скука, тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальныйвакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество, чувство бесполезности, отказ отжизни, бессилие, утрата свободы воли, цинизм, вандализм, бесцельная деструктивностьи т.д.
Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечьчеловека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизациинового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.
Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическаяпедагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания — забытое искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важнымфактором совершенствования личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любитьсильнее, чем ее смысл. Это — условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни.Вот почему гуманисты-психологи как знатоки парадоксов чувственной жизни человекачасто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньшеоставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастьедолжны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут.«Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями»- деньгами, славой, властью — само по себе не может быть ни основным принципом,ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток «поймать птицусчастья» становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим.Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеюточень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем,а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачиваетсявкус к жизни.
Глава 2. Проблемы развития и воспитания личности в коллективах2.1 Система воспитания как условие развития личности
Воспитание растущего человека как формирование развитой личностисоставляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формированиедуховно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершаетсяавтоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются какна создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и нареализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственногосовершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развитиячеловека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовныхресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решаетзадачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического,базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процессавоспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целеваяустановка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человекасделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей,не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлятьи расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политическойжизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей,центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений,способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики;и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие наребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действиякоторых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечиваетприсвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовныхориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средстваи способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей новогокруга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системывоспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящейдеятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясьобъектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянногои сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания,преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразованиясложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическоезнание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры натакое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивноговоздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизмв подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенкавыражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процессавоспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательногопроцесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления,определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка наоснове исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, атворческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобывоспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитаниепутем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитательможет и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный- путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собойне приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия,не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанныхформ и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентациидетей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственныхпроблем. “Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанноепринятие детьми содержания и целей деятельности”.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждогорастущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечиваниероста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построениетакой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточномсостоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.“Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с однойстороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощаеттребования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимальногоразвития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С. Выготский, “учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействияс каждым учеником”.
Такой подход к построению процесса воспитания — как активногоцеленаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкойна оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественныхфилософов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуюто том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходитдейственная выработка программ социального поведения человека, формируется человеккак личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-историческийхарактер.
Но социально-историческое формирование личности не представляетсобой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатомобщественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия,сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленнойдеятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируетсяв человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благедругого.
Показательно, что накопительница психологического опыта литератураустами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так,Л.Н. Толстой полагал, что признание права “другого” непросто на участие в “борьбеза существование”, а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственнойжизнью бытия этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностныхотношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса.". Допустивтолько возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ,- писал он в трактате “О жизни”, — человек не может не видеть и того, что это — то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение целидеятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества”.
По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировалсяна борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведениясущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших — это его нравственно-этическаясфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различныхразновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н. Толстой сгениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.
На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил передвсем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что жепроисходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни(труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, состраданиек человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Чтоже такое эта самая “цивилизованность" современного человека, если благодаряей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самымварварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писателькак предчувствовал, какие чудовищные формы примет в “массовом" сознании обывателяXX столетия эта “эмансипированная" стихия “животности”.
Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н. Толстой вскрыл противоречиянравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причинаутраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившемдуховно-ценностную природу познания.
Отвергая представление о существовании человека исключительнокак биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностьюне отрицал власть “природы” над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованиючеловеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно,что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижениюсмысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясьна него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческиеоснования бытия, по убеждению Л.Н. Толстого, есть единственный критерий осмысленностиее жизни.
Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результатеполного порабощения человека “плотью”, служит, по Л.Н. Толстому, самым главным препятствиемна пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под еевласти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческомусуществу — Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности,которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования,и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступенкаждому человеку.
Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому,однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этойцели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению,разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в. Данное положение позднее подверглоськритическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемымим знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философови педагогов фактом.
Просветительская ориентация в педагогике уступила место болеереалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знаниякак такового в процессе духовного развития личности.
Однако нравственное формирование личности не равно нравственномупросвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенкавозникает не как итог некоторых “педагогических воздействий" или даже их системы,а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организацияобщественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко.Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такомутипу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутыйуровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коеймере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуетсярешение задачи преобразования сознания человека.
В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходятиз того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детскогоразвития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать “завтрашнемудню детского развития”. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическомуразвитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новыеструктуры личностных ценностей растущих людей.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленноепостроение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуетсяпедагогами, вводящими детей в “зону ближайшего развития”. Это означает, что на определенномэтапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководствомвзрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагаетее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствиис индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологическиеи психологические особенности. Не может быть колебаний, писал А.С. Макаренко, — стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливыхи лживых.
При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительныхсил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляетсявозможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитаниячерез специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослымдеятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляетформы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствиис нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельностьи регулирующих взаимоотношения детей.
“Искусство воспитания”, приходит к обоснованному выводу, заключаетсяв использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильногосочетания “понимаемых мотивов" и мотивов “реально действующих”, а вместе стем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности,чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющихжизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественноответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемуюдеятельность превращает эти “понимаемые" мотивы в реально действующие.
Главная цель развития личности — возможно более полная реализациячеловеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полноесамовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей,они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляциии противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающегоих активное соучастие в этом процессе.
Таким образом, основными психологическими качествами, лежащимив основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себяи сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данногочеловека ценности, убеждения, потребности.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитиепотребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черти качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессевоспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственногодостоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовностьк социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативностьи дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательностьк себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать,смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужногориска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этимподчеркивается, что нет качеств “абсолютных”. Самое лучшее качество должно уравновешиватьпротивоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и личнодля него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только притаких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность,он способен стать полноценным и полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единойличности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно- потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремленийи побуждений человека.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформироватьу растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что вмотивационно — потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социальнополезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входитьпредставление об обществе, о другом человеке.2.2 Разработка в педагогике проблем развития и воспитанияличности
Как показано в предыдущей главе, основной целью воспитания являетсяформирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Отдельные же авторы,как бы забывая об этом, пытаются особо подчеркнуть, что воспитание в современныхусловиях должно носить личностно ориентированный характер. Подобное подчеркиваниелишено какого-либо научного смысла, ибо и предметом педагогики, и целью воспитанияявляется их направленность на личностное развитие учащихся и, следовательно, неличностно ориентированным оно быть не может. Другое дело, что в этом отношении онодолжно отличаться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь,естественно, вопросы есть. Для их успешного решения необходимо знать, что же такоеличность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какими должны бытьтеоретические и методические подходы к ее формированию.
Проблемы развития личности активно разрабатываются из философии,общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключаетнеобходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основногопредмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием.Вот почему педагогические аспекты формирования личности так или иначе находят своеотражение как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслейпо этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервсга, К.Д. Ушинского,П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснениесамого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношениинаходится это понятие с родственным ему понятием человек. Попытаемся подойти к раскрытиюэтих вопросов генетическим путем.
В общем развитии человека обычно наблюдаются дне взаимосвязанныелинии — биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратитьсяк процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок,то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать,что родилась личность. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процессфункционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развиваетсяскелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологическогосозревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведенияи находит свое выражение и специфических биологических чертах детства, отрочества,возмужалости и старости.
Однако процесс биологического развития человека такимм образомсочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств,которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячноговозраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью,приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения свещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять теили иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваиваетморальные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к болееуспешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь иразнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываютсяу детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовыхусловиях, бывают различными. Это показывает, что названные социальные свойства икачества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.
Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессесвоей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойстви качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматриваетсяв науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо историческойдеятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет)в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.
Понятие же личность включает в себя только социальные свойстваи качества человека, к которым, как показано выше, относятся речь. сознание, различныепривычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Биологическая характеристикачеловека в данное понятие не входит. Вот почему в философии отмечается, что сущностьличности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природакак таковая, а ее социальное качество. Свойство быть личностью связано не с физическимбытием человека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод:понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначаетсовокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполнепонятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других — слабее.Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?
Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуетсятаким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлятьсобственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступкии отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признакличности.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристикличности относил:
1) разумность,
2) ответственность,
3) свободу,
4) личное достоинство,
5) индивидуальность.
Существенной характеристикой личностности человека является такжеее общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов иубеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своихидеологических и моральных принципов и т.д.
Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятиетакже с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не являетсяличностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а такжепсихически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своихкачествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнеевыражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческийхарактер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятиеминдивидуальность.
Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человекаот другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяетсяособыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремленныйчеловек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий можетотличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторскимподходом к делу. В такой же мере индивидуальность учителя может выражаться в егоглубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям,творческом устремлении, характеризующем учебно-воспитательную работу, и т.д. Иначеговоря, понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одинчеловек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красотуи неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Для полноты характеристики человека как общественного существанельзя обойти также понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводена русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителячеловеческого рода безотносительно к его качествам.
Такова сущность понятия личность и связанных с ним родственныхнаучных категорий. Но поскольку, как показано выше, личностные качества развиваютсяи формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятийразвитие и формирование
Развитие прежде всего означает процесс количественных измененийв свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, отмечается увеличениеего отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарныйзапас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыкови привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личностии человека.
Однако главными в развитии человека являются изменения качественные.Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствованиепознавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненныемнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуютформированию мировоззрения. Реактивные формы поведения все более и более уступаютместо активно-преобразующей деятельности. Повышается способность к самостоятельностии управлению собственным поведением. Все эти — количественные и качественные — измененияи характеризуют процесс развития человека. Значит, под развитием следует пониматьвзаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходятв анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системыи психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении егомировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.
Формирование же выступает как результат развития личности и обозначаетее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать- значит «придавать форму чему-нибудь. устойчивость, законченность, определенныйтип».
Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальнымявляется вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источникии факторы этого развития. По-разному отвечают на эти вопросы представители различныхметодологических направлений в науке.
/>2.3 Роль активности самой личности всобственном развитии
Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитииличности и персонификации воспитания.
Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания.Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитанияв этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влиянийи воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагогики,то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главнымобразом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенкабез учета тех его внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями.Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивныйпродукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессеона придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовыми воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различныхнаправлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиватьсяв направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последнийобиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызыватьу учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях,когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного откликаво внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.
Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия ивлияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить надве группы — внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитаниеотносятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения,а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влияниемвнешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитиеи формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности толькопри условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулированиеее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремлениерастущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяютего развитие.
Чтобы данные положения сделать более понятными, обратимся к примерам.Всем известно, как трудно бывает заядлому курильщику бросить эту дурную привычку.Внешние стимулы: разъяснение вредности курения, увещевания, различные запреты идругие подобного рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А делов том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительноеэмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину.Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимулглубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у неговозникает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освободиться от дурноговлечения, и он начинает проявлять в этом направлении необходимую активность. Самособой понятно, каким Мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должноотличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного Педагогического влиянияна личность.
В равной мере это относится и к другим сторонам деятельностив формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы,поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находятположительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние императивыего активности в овладении знаниями и личностном формировании в целом.
Получается — и это необходимо подчеркнуть, — что процесс этотпо существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле.Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево.Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет. Оп толькорыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые.внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само жеразвитие происходит по своим внутренним законам.
В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитииличности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов,но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызываюту нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственнуюактивность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификациивоспитания (от лат. persona — личность, facere — делать).
Под персонификацией воспитания понимается «сложныйи противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующихи регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психическихи идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностныймодус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления).Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренниммеханизмом ее осуществления».
Если перевести данную дефиницию (от лат. dcfmicio — краткое определениекакого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что всевнешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия)способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуютс внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно,с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на нихположительное влияние. Понять роль и функционирование этого взаимодействия всаморазвитии личности — значит уяснить глубинную сущность процесса воспитания.
Существенным прежде всего является то, что, поскольку источникиразвития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляетсяпо социальной программе, появляется возможность путем совершенствования общественныхусловий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное формирование человека.
Большое значение имеет положение о том, что развитие личности,будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогическихвоздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Только опираясьна положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуявлияния негативные, воспитание в состоянии играть действительно определяющую рольв формировании личности.
Не менее важным является и третье положение. Выступая в качествевнешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только приусловии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формированияучащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активнойработе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Наконец, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитаниени в коем случае не может допускать нивелировки и «уравнительности» вих личностном формировании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерноеразвитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностейи склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразияи индивидуальности.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Артель, 1999. — 243с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева. — М.: Астрель, 2001. — 314с.
3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности/ А.Г. Асмолов. — М.: Академия, 1986.- 197с.
4. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе./ Л.В. Байбородова — Ярославль: Школьник, 1991. — 293с.
5. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействияв разновозрастных группах учащихся. Автореф. дис. док. пед. наук. — Казань, 2007.- 319с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова- М.: Академия, 2003. — 482с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности./ Л.И. Божович — М.: Слово, 1995. — 573с.
8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистическихтеориях и системах воспитания: Учеб. пособие. / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.- Ростов-н/Д.: Компас, 1999. — 112с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / Зимняя И.А. — М.: Проспект, 1999.- 289с.
10. Кривцова С. Какие же они, современные подростки? /С. Кривцова // На сторонеподростка. — 2001. — №1.
11. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьномвозрасте / [под ред. И.В. Дубровиной]. — Екатеринбург: Каро,2005. — 342с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. — М.:Аст, 1998. — 226с.
13. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. / Д.И. Фельдштейн. — М.:Чайка, 1994. — 417с.
14. Педагогика / [под. ред. В.А. Сластенина]. — М.: Академия, 2003. — 567с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.