Московский Государственный ПедагогическийУниверситет
им. Шолохова
Курсовая работа:
Роль детского сада в воспитаниии развитии ребенка.
Выполнила
студентка 2 курса
факультета психологии
.
Руководитель:
кандидат психологических наук
.
Москва 2006
План.Введение…………………………………………………………………………2
I.Описание ситуации в системедошкольного образования………………….3
II.Роль детского сада ввоспитании и образовании ребенка………………...4
III.Влияниевоспитателей на развитие ребенка в детском саду……………..6
IV. Влияние детского коллектива наразвитие ребенка……………………….9Заключение……………………………………………………………………..10
Списоклитературы…………………………………………………………….11
Введение
От того, в каких условиях будетразвиваться ребенок зависит его будущее. В период дошкольного возраста оченьважно развить основные психические процессы такие как память, восприятие, мышление, речь.
В этот период у ребенка непрерывнообновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас,перенимает культурно-исторический опыт. Первым социальным институтом в жизниребенка является семья.Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получаетсвои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка являетсядетский сад. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникаетпредставления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем вблизком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущейвзрослой (социальной ) жизни.
Основнаяфункция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказыватьпедагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а такжекомпенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна придоверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников детского сада. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения в детскомсаду, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учиться с ними взаимодействовать, усваивает правила общения.
В этом плане детский сад играетнезаменимую роль. Это первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Тамон с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы ипринципы общения.
I. Описаниеситуации в системе дошкольного образования
Согласно данным управления дошкольногои общего образования Департамента образования правительства г. Москвы в столицеживет 450 тысяч детей в возрасте от 8 месяцев до 6 лет, однако в рукивоспитателей родители отдают лишь 200 тысяч из них. Это 0,05 процентов малышейв возрасте 8 месяцев до 1 года, 9,6 процентов — 1-2 лет,33,6 процентов — 2-3лет. В садики ходят 67 процентов ребятишек 3-4 лет,75 процентов — 4-5 лет и 79процентов москвичей 5-6 лет.
Но за последние 15 лет Москва лишиласьпочти тысячи детских садов. Об этом на заседании столичного правительствазаявил руководитель департамента имущества Владимир Силкин.
«В 1991 году мы имели 2924 детскихсада. Сейчас в городе работают 1984 дошкольных учреждения, то есть за 15 лет мыпотеряли почти 1000 детских садов и из города, имеющего профицит мест длядетей, мы стали городом, который не может предоставить места для 10 процентовдетей», — сказал чиновник. Главной причиной сокращения является незаконнаяприватизация детских садов, что привело к их сокращению.
В данный момент проводится работа повозращению государству детских садов, так же проводиться строительство новыхдошкольных учереждений. В настоящее время в Москве в очереди в государственныедошкольные образовательные учреждения числятся 11 тысяч 482 ребенка. По даннымДепартамента образования Москвы, очередь на места в детские сады расписана до2009 года.
Наряду с сокращением числа детскихсадов идет и сокращение педагогических кадров. Число воспитателей с высшимобразованием в дошкольных учреждениях резко сократилось после появлениянегосударственных детских садов.Так как выпускники педагогических вузов неориентированны на практическую работу с детьми в системе практическогодошкольного образования, основную часть работников детских садов составляютспециалисты со средним специальным образованием… И в связи с этой тенденциеймы можем говорить о том что качество дошкольного образования может неудовлетворить многих родителей. Исходя из этого, мы частично можем объяснитьнедовольство родителей системой воспитания и образования. Анализ содержанияпрограммы по подготовке специалистов показывает, что они не отвечаютпотребностям и состоянию современной практики дошкольного воспитания. Наконец,нужно отметить низкий уровень материального обеспечения педагогическихработников в системе дошкольного воспитания.Это ведет к снижению материальногои социального статуса работника дошкольного учреждения.Низкая престижностьэтой профессии среди специалистов (психологов и дефектологов) затрудняетпопытку привлечь новых специалистов, в которых так нуждаются детские сады. Также низкий социальный статус дошкольного воспитателя привел к тому, что надошкольных факультетах в педагогических университетах, не только нет конкурса,но и существует постоянный недобор абитуриентов.
II. Роль детскогосада в воспитании и образовании ребенка.
Во времена нашего детства родителипрактически всегда отдавали ребенка в детский сад потому что как правило,ребенка было не с кем оставить.Но сейчас ситуация выглядит немного иначе: после принятия закона о увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком(с двух месяцев до трех лет), значительная часть матерей отдала предпочтениевоспитывать своих детей в домашних условиях, а потом отдавать в детский сад.Сейчас в дошкольных учреждениях количество детей младше трех лет резкосократилось.
Сейчас мы можем говорить о том, что вдетских садах произошло изменение возрастной структуры контингента. В этойсвязи можно говорить о намечающейся тенденции все большей специализациидошкольных учреждений на воспитании детей старшего дошкольного возраста.Однимиз возможных последствий этой тенденции будет все большая специализациясистемы дошкольного воспитания и по своим целям, и по своему содержанию, и пометодам работы на подготовку детей к школе.И все таки, подобная специализациядовольно опасна, потому что на второй план отодвигаются ключевые психолого-педагогическиеаспекты возрастного развития, например, полноценное усвоение игровойдеятельности.
Главным доказательством эффективностидетского сада является поступление ребенка в школу. Ведь в последнее времяусловия школ по приему первоклассников несколько изменились, а программыобразования в детском саду остаются пока на уровень ниже школьных.
Насколько хорошо воспитатели подготовятребенка в детском саду к школе зависит его будущее. Смогут ли они развитьспособности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы уребенка было желание учиться.
И теперь очень многие родители принимаярешение отдать ребенка в детский сад, ориентируются, прежде всего на то, чтоможет детский сад дать их детям? Насколько хорошо ребенок будет подготовлен кшколе после посещения детского сада?
III. Влияниевоспитателей на развитие ребенка в детском саду
Перед тем как отдать ребенка в детскийсад многие родители интересуются уровнем профессиональнойквалификациивоспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке,который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли онребенку, — очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку,возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколькоон профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?
Давайте рассмотрим данные опроса из книги «Социология семейного воспитания» (В.С.Собкин, Е.М.Марич, Москва 2002,247 стр.).
Данныеполученные в ходе опроса свидетельствуют о том, что 68,8% родителейудовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей вразной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. Приэтом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, такихродителей 1%.
Данные этого опроса говорят о том, чтобольшинство родителей доверяют воспитателю, что они полагаются на егопрофессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главнымисточником знаний для ребенка.
В детском саду воспитатель заменяетребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга.Иногда бывает так, что взрослые, отдавая ребенка в детский сад, таким образомснимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают этуответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, чтовоспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Этоможет быть и хорошо, потому что у воспитателей, как правило, большой опытобщения с детьми и всегда есть ответы на типичные «детские» вопросы .
Но как показывает практика, большинствородителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются отобязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность навоспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкиевзрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому, чторебенок будет быстрее получать знания и умения и перениматькультурно-исторический опыт.
Д.Б. Эльконин пишет: «В процессесовместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанныеспособы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуютдеятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля заходом формирования этих действий...».
IV. Влияниедетского коллектива на развитие ребенка.
Стремление к общению заложено в природечеловека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенкудостаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются иусиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может.Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и чтоделать решает взрослый.
Взрослыйсам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компаниисверстников и общаясь с ними, ребенок
общаетсясо сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищейравных по интеллекту, силе , детей со схожими интересами. Вместе они выбираютправила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям другихдетей.
К тому же, родителям не так часто, какребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстникамиребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии,поэтому ребенку в их компании играть намного интересней, чем с быстроутомляемым взрослым.
С помощью игры ребенок развиваеткоммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учитьсясчитаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близкимвзрослым. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка а сверстники жеплохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтомумаленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают,как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:
· Деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности) ,
· Познавательные (другой человек как источник информации),
· Личностные (интерес к другому человеку как к личности).
(По М. И. Лисиной.)
Очень часто взрослые, наблюдая за темкак тяжело наладить ребенку общение со сверстниками, принимают решение неотдавать ребенка в детский сад. Но рано или поздно ребенку придется столкнутьсяс этой проблемой. И чем раньше он ее решит, тем легче ему будет общаться сосверстниками в будущем.
Заключение
В данной работе была сделана попыткакратко рассказать о роли детского сада в развитии дошкольника. Мы рассмотрелиосновные проблемы государственных дошкольных учереждений г.Москвы:значительное уменьшение муниципальных детских садов, снижение количествапедагогических кадров, недостаточное обеспечение населения такими учреждениями, снижение престижности профессии воспитателя и детских садов в целом.
Так же мы попытались подробнеерассказать о роли воспитателя в учебном процессе, о влиянии коллектива наразвитие ребенка.
В целом можно сделать вывод, что нахождениеребенка в детском саду положительно сказывается на его развитии, и что детскийсад является самой приемлемой средой для получения знаний и умений.
Но чтобы дать более раскрытое описаниеситуации сложившейся в детский садах на данный момент, нужно провести болеедетальное
Список литературы
1.В.С.Собкин, Е.М.Марич,«Социология семейного воспитания.», М.,2002 г.,247 с. 2.Поливанова К.Н. «Психологиявозрастных кризисов»М,2003, 3.Е.О.Смирнова, «Детская психология», М,2003 г.368с.
4.ЭльконинД.Б.»Детская психология»М,1960г.
5.ЛеонтьевА.Н. »Психическое развитиеребенка в дошкольном возрасте», М,1948 г.
6.Л.С.Выготский «Детская психология»М,1984,433 с.
7.В.С.Собкин, П.С. Писарский «Типырегиональных образовательных ситуаций
в Российской Федерации» М ,1998,96 с.