Содержание
Нормативная часть
Психология личности как наука о человеке
Исторические представления о характере и темпераменте
Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
Индивидуальная теория личности
Теории личности в эго-психологии
Диспозициональное направление
Гуманистическое направление
Феноменологическое направление
Типологические модели социальных характеров
Типологические модели индивидуальных характеров
Типологическая модель Э. Кречмера
Типологические модели акцентуаций характера и психопатий
Психоаналитические типологические модели (модель Лоуэна)
Творческая часть
“Психодинамическое направление в теории личности”
Топографическая модель уровней сознания
Структура личности
Движущие силы поведения
Психосексуальные стадии развития личности
Природа и типы тревоги
Защитные механизмы эго
Заключение
Список использованной литературы
Психология личности как наука о человеке
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера.
Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека.
Исторические представления о характере и темпераменте
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика (от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч. “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).
Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.
В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме.
Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для отечественной психологии не столько точностью наблюдений или содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.
В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу классификации им был положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.)
Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо. Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:
1. Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и стремление произвести на окружающих впечатление).
2. Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически меняется).
3. Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении.
4. Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи; склонность к ипохондрии).
5. Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость, послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и окружающим людям, большая привязанность в дружбе).
6. Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других. Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений со скоропалительными действиями.
7. Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении своих чувств).
8. Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте).
9. Истероидный тип (эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, выражена склонность к театральности, позерству).
10. Неустойчивый тип (повышенная склонность и тяга к развлечениям, а также к безделью и праздности, отсутствие серьезных интересов, они почти не думают о своем будущем).
11. Конформный тип (демонстрирует бездумное, некритическое подчинение авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к нарушениям и изменениям поведения личности.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”. Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь. “Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).
Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:
1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;
2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
4) социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).
Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.
Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у Фрейда.
Центральным для эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.
Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности: младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство (автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина); школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность – ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).
Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.
Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.
Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей.
Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по психологии женщины.
Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.
В завершение темы рассмотрю подход ещё одного представителя диспозиционального направления – Ганса Айзенка. Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов. Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго При этом Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.
Гуманистическое направление
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая: 1) физиологические; 2) безопасности и защиты; 3) принадлежности и любви; 4) самоуважение; 5) самоактуализации.
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.
Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).
Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности); сопротивление окультуриванию.
Феноменологическое направление
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.
С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия.
Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также среди характеристик полноценно функционирующего человека – креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.
Типологические модели социальных характеров
Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Фромм утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Фромму – в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.
Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе взглядов и преданности.
Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы характера: рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить), эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом), накапливающий (скупой, упрямый и ориентированный на прошлое) и рыночный (человек, определяющий себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; предельно отчуждённый от других). Продуктивный характер только один; согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.
Типологические модели индивидуальных характеров
Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из разных областей знаний: психологии, философии, археологии, мифологии, теологии, литературы.
Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и Фрейда. Также принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.
Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Чувство – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство – “приемлемо – неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.
Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной. Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их; его мышление носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. Мышление оказывается функцией подчиненной, как таковое обслуживая интересы чувственных взаимоотношений.
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”, а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” (Ростов-на-Дону, 1999).
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.
Типологическая модель Э. Кречмера
Существует целый ряд концепций, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Наибольшее распространение получила типологическая модель, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:
Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой; плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые;
Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;
Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;
Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строение; индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит 2 главных типа темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикническое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей “специальные дарования”, свойственные полноценным социальным вариантам темпераментов. Например, поэт-циклотимик для него “реалист, юморист”, а шизотимик – скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он он характеры исследователей и вождей.
Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия.
Типологические модели акцентуаций характера и психопатий
Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный). (Эта типология подробным образом описана в книге К. Леонгард. “Акцентуированные личности” М, 1989).
Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами, но и особенностями, индивидуальными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим сферам:
1) к сфере направленности интересов и склонностей;
2) к сфере чувств и воли;
3) к сфере ассоциативно-интеллектуальной.
Не всегда легко, считает Леонгард, провести разницу между акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.
При знании отдельных черт, можно проследить и их сочетаемость. Леонгард отмечает, что сочетание акцентуированных черт отличается явственными особенностями обычно в области характера.
Психоаналитические типологические модели
В завершение рассмотрю типологическую модель А. Лоуэна. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, а неврозы проявляются в телесном облике, в строении тела и движениях. Предпосылкой созданного Лоуэном биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.
Лоуэн выделил пять типов человеческого характера, основываясь на тех физических и психологических проявлениях, которые можно заметить, если человек принимает защитную (в психологическом смысле) позицию.
Для “шизоидного” типа характера характерна слабая связь мысли с чувствами; их энергия блокирована в центре тела; они испытывают затруднения в спонтанных действиях, имеют пониженную самооценку, не чувствуют связи с телом.
Люди с “оральным” характером нуждаются в поддержке от окружающих; они нетвердо стоят на ногах в прямом и переносном смыслах; склонны к депрессии.
“Психопатический” характер даёт владельцу стремление доминировать и озабоченность социальным имиджем; энергетический потенциал у них смещён к голове; они часто испытывают беспокойство из-за стремления сохранять контроль над людьми и обстановкой.
Человек с “мазохистским” характером – вечный страдалец, неспособный к активным действиям при решении проблем. Они энергетически заряжены, но стремятся сдерживать чувства. Тело их пребывает в постоянном напряжении.
Наконец, “ригидный” характер свойственен людям с большими амбициями и реалистичным взглядом на мир. Для них характерен контроль над собственным поведением; в качестве самозащиты они используют высокомерие; им сложно раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Для их эмоций характерны свобода возникновения и ограниченность выражения.
Творческая часть
“Психодинамическое направление в теории личности”
Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.
Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик – например, психоанализа.
Топографическая модель уровней сознания
Сначала я рассмотрю взгляды Фрейда на организацию психики, т.н. “топографическую модель”. Согласно этой модели, в психике выделется три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Сознание вмещает в себя малый процент всей информации, хранящейся в мозге, которая быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.
Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, который не является востребованным прямо сейчас, но который способен вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.
Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.
Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при этом Фрейд был склонен считать их скорее процессами, чем структурами. Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория»
Термин Ид происходит от латинского “оно” и означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности (сон, еда, дефекация, копуляция), а также наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, сдерживание которой приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также “оно” играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.
Фрейдом были описаны два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия (например, кашель в ответ на раздражение дыхательных путей) и первичные процессы (которые формируют психические образы, непосредственно связанные с удовлетворением основной потребности). Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго.
Эго (от латинского “я”) – это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. С целью преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, эго черпает из “ид” часть энергии, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует стратегии осмысления и восприятия в своем стремлении удовлетворять желания и потребности “оно”. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии.
Происхождение понятия суперэго можно проиллюстрировать цитатой из “Лекций по психоанализу”, где Фрейд пишет, что “Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя… Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время. Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией”.
Итак, суперэго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.).
Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Важно отметить – принцип самоконтроля не служит принципу реальности: суперэго направляет человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, пытаясь убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.
Движущие силы поведения
Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Трактуя закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. Каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Количество инстинктов неограниченно, но Фрейд делил их на две группы: инстинкты жизни и инстинкты смерти.
Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо (энергия либидо) – термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении. Но т.к. сексуальные инстинкты разнообразны в проявлении, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.
Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти (Танатос), которые лежат в основе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.
Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник – это состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.
Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества или домашних конфликтов из-за проблем на работе. По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.
Психосексуальные стадии развития личности
Одна из предпосылок психодинамической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие происходит в неизменном порядке и присуще всем людям вне зависимости от культуры.
Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом: фрустрация, сверхзаботливость, регрессия и фиксация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия. Регрессия – это возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Наконец, фиксацией называется задержка или остановка развития на определенной стадии.
Теперь я рассмотрю стадии психосексуального развития подробнее.
Оральная стадия длится от рождения примерно до 18 месяцев. В этот период ребёнок полностью зависим от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейдом определены два типа личности при фиксации на этой стадии: орально-пассивный и орально-агрессивный. Орально-пассивный весел и оптимистичен, ожидает “материнского” отношения к себе, характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Орально-агрессивный выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.
Анальная стадия начинается в возрасте 18-ти месяцев, продолжаясь до третьего года жизни. В течение периода дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии. В результате фрустации в этот период возможно формирование анально-удеживающего типа личности (во взрослом возрасте он чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям). Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий тип (склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и временами жестокость).
Между тремя и шестью годами интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. По предположению Фрейда, дети имеют смутное представление о сексуальных отношениях и понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплексом Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.
Комплексы эти развиваются по-разному у мальчиков и девочек. У мальчиков он проявляется следующим образом. С момента рождения главным источником удовлетворения для ребёнка является фигура матери. Мальчик хочет обладать матерью, выражать свои эротические чувства точно так же, как делают старшие. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Из-за соперничества или вражды с отцом мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Разрешение эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания и начинает идентифицировать себя с отцом. Ребёнок приобретает ценности, моральные нормы и модели полового поведения. Мальчик может удержать мать путём замещения, ибо он обладает теми же качествами, что и отец. Главным моментом является усвоение родительских норм и запретов, что создаёт почву для развития совести (суперэго).
Версия эдипова комплекса у девочек называется комплексом Электры. Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. По Фрейду, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся во враждебности к матери, в упреках, что та родила её без пениса. (Некоторые представители психодинамического направления не согласны с такой трактовкой – например, Карен Хорни). Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Разрешение комплекса Электры у девочек идёт тем же путем что у мальчиков –а именно идентификацией с матерью.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы, добиваются успеха (символическую победу над родителем), “донжуанский” стиль поведения. Фаллическая фиксация у женщины приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.
Согласно психодинамической теории, неразрешённые комплексы могут вести к невротическим моделям поведения.
Возвращаясь к психосексуальным стадиям развития. В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста находится фаза сексуального затишья, латентный период. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.
Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Их результатом является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворения сексуального инстинкта. Нормальное развитие приводит к выбору брачного партнера и созданию семьи.
Генитальный характер – идеальный тип личности в психодинамической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Согласно Фрейду, для формирования нормального генитального типа характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворения давались легко.
Природа и типы тревоги
Фрейд заявлял, что тревога является функцией эго. Её предназначение состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дать возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать соответствующим образом. Психодинамическая теория выделяет три типа тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза.
Реалистическая тревога – это эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира. Она выполняет функцию самосохранения.
Невротическая тревога – это эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, но когда возникает реальная возможность импульсам ид прорваться через контроль эго, возникает тревога невротическая.
Возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания эго со стороны суперэго. Моральная тревога возникает тогда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины и стыда.
Защитные механизмы эго
Основная функция тревоги – избежание неприемлемых проявлений инстинктивных импульсов и поощрение их удовлетворения в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя способами:
* блокированием выражения импульсов в сознательном поведении;
* искажением их, чтобы их интенсивность снизилась или отклонилась в сторону.
Ниже я рассмотрю только некоторые основные защитные стратегии.
Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, являясь также основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или “мотивированное забывание” представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и явления типа “козла отпущения”, поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления. Замещение происходит, когда проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Рационализация – это способ справиться с фрустрацией и тревогой путём искажения реальности. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит разумным. Реактивное образование действует в две стадии: неприемлемый импульс подавляется, далее в сознании проявляется противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений. Регрессия – когда происходит возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Отрицание включается, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом. Наконец, сублимация как механизм защиты даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.
Все защитные механизмы эго, помимо сублимации, искажают картины наших потребностей, поэтому эго теряет энергию и гибкость. Согласно Фрейду, генезис серьёзных психологических проблем – в искажении реальности.
Заключение
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое. Фрейд был привержен идее неизменяемости, будучи убеждён, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения, происходящие изменения в поведении взрослого человека не глубинные и не затрагивают изменения структуры личности. Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя.
Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой и по сей день.
Список использованной литературы:
1. Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.
2. “Психология и психоанализ характера” / Хрестоматия. Самара, 1998.
3. Ю. Гиппенрейтер. “Введение в общую психологию”. М, 1996.
4. Р. Робертсон. “Введение в психологию Юнга”. Ростов-на-Дону, 1999.
5. “Психотерапевтическая энциклопедия”. СПб, 1998.
6. Р. Мэй. “Искусство психологического консультирования”. М, 1999.
7. “Психология индивидуальных различий. Тексты” / Хрестоматия. М, 1982.
8. З. Фрейд. “Психология бессознательного”. М, 1990.
9. З. Фрейд. “Лекции по психоанализу”.
10. К.Г. Юнг. “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М, 1995.
11. “Общая психология” /Состав. Е.И. Рогов. М, 1995.
12. Е. Соколова. “Тринадцать диалогов о психологии”. М, 1995.
13. К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М, 1997.