Реферат по предмету "Педагогика"


Средства обучения и их применение на уроках производственного обучения

Задание на выпускную (курсовую) работу слушателя группы:
Корсаковой Фаины Ивановны.
Тема работы: «Применение средств обучения на урокахпроизводственного обучения»
Срок сдачи законченной работы с рецензией__________________
Требуется детально разработать вопросы использования ТСО науроках п/о, изучить их классификацию и выполняемые функции, показатьиспользование ТСО на уроке п/о.
Отчет должен содержать: реферат, введение, теоретическуючасть, практическую часть, заключение, дидактический материал, списокиспользованных источников.
Перечень иллюстрационного материала: карточки-задания,тестовые задания, кроссворды и эталоны к ним, инструкционные карты,технологические схемы.
Консультанты по разделам работы___________________________
Дата выдачи задания_______________________________________
Руководитель____________________________
Задание принял к исполнению______________

Содержание
Введение
1. Применение средств обучения на уроках производственногообучения
1.1 Классификация средств обучения
1.2 Задачи и функции средств обучения
1.3 Характеристика средствобучения
1.3.1 Печатные средства
1.3.2 Экранные средства
1.4 Звуковые средства
1.3.3 Объемные средства
2. Пикировка сеянцев капусты
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Реферат
Отчет о выпускной (курсовой) работе содержит 29 страниц,список использованной литературы, дидактический материал к уроку в видеприложения и состоит из следующих частей: введения, теоретической ипрактической частей, заключения.
Ключевые слова:
Умение.
Навык.
ТСО — технические средства обучения.
Мастерство.
Дидактические средства обучения.
Мотивация.
В теоретической части представлены краткие теоретическиесведения о средствах обучения, их применение на уроках производственногообучения.
Практическая часть представлена планом и планом-конспектомурока производственного обучения на тему: «Пикировка сеянцев капусты».
Проработано семь литературных источников.
Работа снабжена дидактическим материалом и может бытьиспользована преподавателями сельскохозяйственных дисциплин, мастерамипроизводственного обучения при проведении уроков.
Введение
Молодежь, осваивающая сегодня профессиональное мастерство,будет трудиться в условиях более высокого уровня развития техники и технологии.Все это потребует постоянного роста профессионального мастерства.
Жизнь предъявляет все более жесткие требования кпрофессиональному, образовательному и культурному уровню всех тружеников общества.Поэтому необходимо уделять первостепенное внимание развитию индивидуальныхспособностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии ихзапросами и склонностями. В связи с этим особую значимость приобретает проблемаформирования профессионального интереса.
Практика, однако показывает, что еще у многих учащихсяотсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности,разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной ипрофессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Причины названныхнедостатков различные.
Поэтому вся деятельность мастера и учебная ипроизводственная, и воспитательная должны быть объединены единой стержневойидеей — формированием интереса к избранной профессии.
В условиях реализации реформы общеобразовательной ипрофессиональной школы развернулись активные поиски совершенствованияучебно-воспитательного процесса.
Одним из путей является широкое внедрение в учебный процесссредств обучения.
1. Применение средств обучения на урокахпроизводственного обучения1.1 Классификация средств обучения
К средствам обучения относят такие предметы, которыеиспользуются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организациипознавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью наразличных этапах урока.
Средства обучения способствуют рациональной организациисамостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процессаобучения и его тесной связи с жизнью.
Особенно большое значение они имеют при ознакомленииучащихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами трудановаторов производства.
Независимо от содержания предмета или профессии все средстваобучения можно подразделить на четыре группы:
печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки,сборники задач и упражнений, инструкции, инструкционно-технологические карты иконтролирующие программы),
экранные (видеозаписи, кинофильмы, транспаранты, диафильмы),
звуковые (аудиозаписи),
объемные (натуральные образцы, модели, макеты и муляжы,отвечающие требованиям, предъявляемым к демонстрационному оборудованию).
Содержание обучения раскрывается через учебный план,программу и систему средств обучения, которая служит основой для организации иуправления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороныпреподавателя (мастера).
Поэтому обеспечение учебных заведений средствами обученияимеет немаловажное значение в подготовке квалифицированных кадров.
Под комплексным методическим обеспечениемучебно-воспитательного процесса понимается разработка и создание оптимальнойсистемы учебно-методической документации и средств обучения, необходимой дляполного и качественного изучения предмета (профессии) в рамках отведенного времени.1.2 Задачи и функции средств обучения
Применение средств обучения коренным образом изменятструктуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебноговремени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечитьбыстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации иконтроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительностьсамостоятельной работы учащихся на уроке.
Средства обучения расширяют границы опыта и наблюденийучащихся, открывают возможности для более глубокого понимания основных законовразвития природы и общества, активизации процесса обучения и его тесной связи сжизнью, для организации разнообразной самостоятельной работы на уроке.
Они лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений,помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними.
Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения даютвозможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был быдоступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль впроцессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности.
Таким образом, применение средств обучения на урокепозволяет преподавателю (мастеру) решить следующие дидактические задачи:
более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов,явлений и процессов,
наиболее полно реализовать в процессе обучения основныепринципы дидактики,
лучше организовать учебно-познавательную деятельностьучащихся на всех этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков,
установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основаниикоторых можно осуществлять корректировку процесса обучения.
Одно время считалось, что применение технических средствобучения может радикально изменить всю систему обучения. Однако, мнение о том,что ТСО могут заменить преподавателя и мастера п/о не оправдались.
Как показала практика, средства обучения являютсяспецифическими средствами педагогического труда, умножающими возможностипреподавателя и мастера в организации учебно-познавательной деятельностиучащихся на уроке и во внеурочное время.1.3 Характеристика средств обучения1.3.1 Печатные средства
Учебники, сборники задач и справочники с помощью текста и графическихизображений передают самую разнообразную информацию.
При очной системе обучения учебник служит средством длясамостоятельной работы учащихся по усвоению знаний, во внеурочное время или науроке, когда преподаватель дает задание изучить не очень сложный материал безпредварительного объяснения и т.п. особую роль играют учебники на начальномэтапе освоения умений и навыков.
Преподаватель может использовать учебник в процессеизложения материала, воспроизводя на экране с помощью эпипроектора рисунок,чертеж, график или текст, если для этого нет других средств обучения.
Он может дать учащимся задание по учебнику:законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментироватьсодержание отдельных абзацев параграфа и т.д.
Большое значение для получения знаний имеет умение учащихсяработать со справочной литературой. Это позволяет учащимся собственными силамирешать определенные технологические задачи, которые неизбежно встанут передними на производстве.
Учебные плакаты могут передавать образную, графическую,схематическую, символическую и текстовую информацию, содержать справочный,инструкционный, инструкционно-технологический и другой текстовый материал,сообщения о недоступных для непосредственного наблюдения объектах и процессах.Его можно использовать в сочетании с другими средствами обучения.
Плакат должен занимать в кабинете одно из самых удобных мести быть доступным для учащихся и преподавателя (мастера).
Применение плакатов в учебном процессе позволяет экономитьвремя на уроке, быстро подавать необходимую информацию. С помощью учебногоплаката можно организовать самостоятельную работу учащихся на урокахтеоретического и производственного обучения.
Учебные плакаты дают возможность организовать коллективнуюработу с группой, обсуждение их содержания всеми учащимися способствуетсозданию проблемной ситуации.
Инструкционная карта представляет собой руководство, спомощью которого учащиеся самостоятельно могут изучить устройство и действиекакого-либо объекта.
Ею пользуются на лабораторных работах и урокахпроизводственного обучения.
В сочетании с плакатом она является эффективным средствомобучения при изучении натуральных объектов, т.к помогает теснее увязатьабстрактные представления с конкретными понятиями.
Инструкционно-технологическая карта отличается отинструкционной тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся вусловиях мастерских или производства.
В процессе работы с инструкционной иинструкционно-технологической картами у учащихся появляется большая возможностьпроявить индивидуальные особенности, а у мастера — оказать конкретную помощькаждому их них.
Карточки формулируют задания (задачи), которые учащиесядолжны выполнять на основании ранее усвоенного материала. Эти задания иногданосят и проблемный характер.
Информация в карточках передается с помощью текста, чертежа,схемы или рисунка.
Применение карточек позволяет преподавателю (мастеру) впроцессе самостоятельной работы учащихся установить внешнюю обратную связьодновременно со всей группой, вести индивидуальную работу и осуществлятьформами обучения, контроля и управления.
Карточки, содержание которых разработано в комплексе сдругими средствами обучения, могут служить для закрепления нового материала иликонтроля ранее изученного.
Карточки могут применяться в процессе текущего и игровогоконтроля.1.3.2 Экранные средства
Экранные средства должны быть взаимосвязаны с другимисредствами обучения, применяемыми при изучении данного вопроса программы.Материал, не связанный непосредственно с программой или темой, если он не имеетспециального назначения, в содержание экранных средств включать не следует.
Диапозитивы могут передавать образную, графическую,схематическую, символическую и текстовую информацию. Автоматическиедиапроекторы позволяют сделать это быстро, заменяя один кадр другим,возвращаясь к ранее просмотренному и т.д. Значительные размеры изображения наэкране дают возможность детально рассмотреть каждый элемент.
Диапозитивы можно использовать на всех этапах урока,определяя оптимальный для данной группы учащихся темп подачи информации и еепоследовательность.
Диапозитивы применяются для создания на уроке проблемнойситуации, руководства самостоятельной работой, повторения материала и т.д. Онихорошо сочетаются с другими средствами обучения, особенно с записью намагнитной ленте.
Воздействую на учащихся эмоционально, диапозитивы играютбольшую роль в воспитательной работе, помогают расширить кругозор учащихся.
Диафильмы, как и диапозитивы используют в качестве источникаинформации. Зрительный ряд диафильма должен дополнять учебник, дублируярисунок, помещенный в нем, лишь в тех случаях, когда изображение необходимораскрыть в нескольких кадрах, акцентируя внимание на отдельных деталях.
Диафильм — наиболее удобное средство передачи информациитеоретического характера.
Целостность, логическая обоснованность содержащейся вдиафильмах информации делают их весьма серьезным средством управленияпознавательной деятельностью учащихся.
Учащиеся во время просмотра могут делать записи в тетради,вычерчивать простые схемы или графики. Преподавателю легче организоватьфронтальное обсуждение увиденного.
Транспаранты — это средство обучения, предназначенное дляпроекции на экран с помощью графопроектора визуальной информации в видерисунка, чертежа, схемы, графика или текста, выполненных типографским способомили фломастерами на одном или нескольких листах прозрачной пленки размером 250на 250 мм.
В транспаранте должен содержаться такой материал, которыйнельзя передать другими средствами обучения, например, с помощью диапозитиваили диафильма. Тип транспаранта определяется в зависимости от содержанияучебного материала.
Учебные кинофильмы характеризуются прежде всего тем, чтопередаваемая ими информация динамична, объекты, явления и процессы показываютсяв движении, развитии.
При этом динамика объектов и событий на экране существенновлияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов или явлений, помогаетсделать содержание более наглядными, упорядочивая факты и выделяя главныеаспекты.
Учащиеся рассматривают объект в разных ракурсах и планах,сопоставляя увиденное и устанавливая взаимосвязь отдельных элементов с общейструктурой предмета изучения.
В практике обучения часто встречаются ситуации, когдапреподаватель или мастер не может рассказать, объяснить то, что можно показать.Учебный кинофильм позволяет глубже выявить сущность происходящих процессов иустановить причинно-следственные связи между ними.
Рассматривая предмет в целом, можно одновременно проследитьза изменением тех его элементов, которые интересуют нас в настоящий момент,обратить внимание на самое главное и существенное.
Кино может показывать не только внешние признаки объекта, нии его внутреннюю структуру, проникать в глубину происходящих процессов.
Большая информационная емкость кинофильма позволяетсократить время на изложение учебного материала и увеличить продолжительностьработы по его усвоению.
Кинофильмы рекомендуется просвещать четко определенной теме,требующей для демонстрации не более 10 мин. В отдельных случаях можно создаватькинофильмы с целостным построением и временем демонстрации до 30 мин. (обобщающего,исторического, общественно-политического, художественного содержания и т.д.).
Видеозаписи находят все большое применение в практикепрофтехобразования. Сама по себе видеозапись может зафиксировать лишь внешнююсторону объектов и процессов по заранее разработанному сценарию. Это даетзначительный педагогический эффект, когда надо проанализировать действиеучащихся или ознакомить их с новым производственным оборудованием. Кроме того,с помощью видеомагнитофона можно зафиксировать на пленку последовательностьопераций по приведению в действие оборудования и работы на нем.
Видеозаписями с изложением теоретического материала и другойинформацией, полезно воспользоваться во внеурочное время, если учащиесянедостаточно хорошо поняли материал на уроке или пропустили занятия.
С помощью видеомагнитофона на пленку рекомендуетсязаписывать технологические или трудовые процессы, отдельные фрагментытелепередач и кинофильмов.1.4 Звуковые средства
Содержанием звуковых средств обучения является учебнаяинформация, которая может быть передана посредством слова, музыки или другихзвуковых сигналов.
Учебные радиопередачи, грамм — и магнитные записи обладаютмаксимальными дидактическими возможностями при передаче по предметамгуманитарного цикла.
Объем радиопередачи и звукозаписи, предназначенных дляурока, зависит от характера материала, формы его подачи и учебных целей.Продолжительность большинства из них не должна быть более 20 минут учебноговремени.
1.3.3 Объемные средства
Этот вид средств обучения включают в себя натуральныеобъекты: макеты, модели, муляжи, тренажеры.
Натуральные объекты — это предметы реальной действительности,изучение которых предусмотрено учебной программой. К ним можно отнестидемонстрационное и лабораторное оборудование, техническое оборудование учебныхмастерских, рабочие материалы, образцы деталей, коллекции минералов, гербарий ит.д.
Они позволяют ознакомить учащихся с взаимодействиемотдельных элементов, выполнять упражнения по преображению навыков и умений,следить за характером протекания производственных процессов и т.д.
Рассматривая натуральные объекты, учащиеся получаютправильное представление о форме, цвете, величине и других признаках предмета.
Натуральные объекты являются основными средствами дляформирования профессиональных трудовых умений и навыков. Применение их вучебном процессе дает возможность подготовить учащихся к продуктивной работе напроизводстве.
Модель — это объемное средство обучения, изоморфноизображающее основные свойства, строение, функционирование связей и отношенийнатурального объекта, как правило, измененного в масштабе и изготовленного издругих материалов.
По конструкции модель может быть действующей инедействующей, разборной и неразборной.
Модели чаще всего используются при изложении материала вкачестве источника информации, для управления процессом обучения и контролязнаний и значительно реже — как средство для приобретения умений и навыков.
Применение моделей на уроке повышает интерес учащихся кпредмету. Они могут рассматривать модель длительное время и наблюдать заизменением расположения частей в процессе демонстрации.
Макет от модели отличается тем, что с его помощью нельзяпередавать информацию о движущихся элементах объекта, и его изготовление можетпредшествовать появлению самого предмета.
Макет отображает лишь внешнюю сторону натуральных объектов,не затрагивая их внутреннего содержания.
Муляжи в информационном плане не отличаются от макетов. Онипередают форму предметов, строение их поверхности.
Макеты и муляжи в учебном процессе применяют гораздо реже,чем модели, т.к они отображают незначительное количество объектов, изучаемых впрофтехучилищах.
Тренажеры — это устройства, моделирующие реальные условиятрудовой деятельности, предназначенные для формирования профессиональныхнавыков и умений на основе внутренней обратной связи.
Применение тренажеров в учебном процессе резко повышаетэффективность обучения, т.к дает возможность создать условия, приближенные кпроизводственным, и подготовить учащихся для работы на промышленномоборудовании.
Работа на тренажерах тесно связана с основами теоретическихзнаний специальных дисциплин и, способствуя их закреплению, развиваетлогическое мышление и активизирует сенсомоторную деятельность.
Воспитательное значение использования средств обучения вучебном процессе.
Обдумывая организацию урока, следует помнить, что как бы онни был построен, он повлияет в той или иной степени на личные качества ученика.
У ученика в процессе обучения либо возникает интерес кучению, либо утверждается равнодушие, он стремится к знаниям илиразочаровывается в учении. Во всех случаях формируется настойчивость впреодолении трудностей, целеустремленность, добросовестность, жажда к знаниям иумениям.
Таким образом, обучение всегда активно, оно не бываетнейтральным, т.к воспитывают не только учитель, учебный материал, но и самисредства и способы обучения, характер и взаимоотношения его участников, всядуховная и материальная обстановка.
Комплексное использование средств экранизации и звукозаписейпозволяет вызвать у учащихся иллюзию присутствия, ощущения реальности того, чтоони видят и слышат.
Воздействуя с большой силой на воображение, эти средстваспособствуют созданию у учащихся ярких образов, которые помогают им глубжепроникнуть в суть рассматриваемых явлений и процессов, учение делаетсяэмоциональным, развиваются чувства, воображение, мысль. Таким образом. Учебныйпроцесс делается эмоционально насыщенным, интересным.
Сотрудниками лаборатории учебного кино, радио и телевиденияустановлено, что к моменту прихода учителя к уроку психологически подготовленатолько половина учащихся. На подготовку остальных к восприятию учебногоматериала, уже в присутствии учителя обычно расходуется в среднем до 3 минут.Если же урок начинается с использования экранных средств или звукозаписей, товремя на подготовку учащихся сокращается.
Через 18-20 минут после начала урока, если не используютсятехнические средства, часть учащихся постепенно отвлекается и преподавательвынужден делать замечания им, отвлекая от работы весь класс. Если же на урокеприменяются экранные или звуковые пособия, устойчивость внимания сохраняется напротяжении всего урока, время для учащихся течет незаметно.
Установлено, что особое благоприятное влияние на вниманиеучащихся и соответственно качество усвоения учебного материала оказываетдемонстрация коротких кинофрагментом (прослушивание коротких звукозаписей всочетании со статическими кадрами из диафильмов, слайдов кодоскопа.
Весьма эффективным средством формирования внимания являетсясамостоятельная работа учащихся со специально подготовленным текстом,содержащим указания: «покажи», «обведи», «рассмотри».
Многолетние наблюдения показали, что при комплексномиспользовании ТСО в процессе учебной деятельности создаются условия, прикоторых учащиеся работают с большим подъемом и интересом, в таких условияхвнимание поднимается на уровень послепроизвольного.
Труд, выполняемый на уровне послепроизвольного внимания,увлекает человека своим содержанием и способом выполнения, доставляетнаслаждение своеобразностью сплетения физических и интеллектуальных сил. Этимобъясняется высокая продуктивность и воспитательная сила такого труда. Все этоповышает интерес к избранной профессии.
Применение ТСО на уроках обеспечивает внутреннюю готовностьучащихся к восприятию новой информации, мобилизирует их внимание.
Сознательная учебная активность учащихся на уроке являетсяважнейшим показателем целесообразности процесса обучения и, следовательно,воспитательного воздействия на учащихся. Само общение с техническими средствамиобучения способствует общему развитию учащихся.
Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебногопредмета, возраста, подготовленности учащихся, мастерства преподавателя икомплекса используемых пособий, а также других условий, определяющих ходучебного процесса.
2. Пикировка сеянцев капусты
План урока
Тема программы: «Выращивание овощных культур дляоткрытого грунта».
Тема урока: «Пикировка сеянцев капусты».
Цель — овладеть приемами пикировки сеянцев капусты.
Задачи:
дидактические:
освоить приемы пикировки сеянцев капусты,
научиться сортировать сеянцы и рассаду капусты,
воспитательные:
воспитать чувство коллективизма, готовности к общению,
воспитать ответственность, дисциплинированность.
развивающие:
сформировать умение систематизировать материал,
развивать память и внимание.
Тип — урок по изучению трудовых приемов.
Вид — практический: демонстрация приемов работы мастера,самостоятельная работа учащихся.
Методы:
обучения — алгоритмический,
преподавания — инструкционный,
учения — практический.
Дидактическо-материальное оснащение: инструкционные карты,технологические схемы, плакаты, дидактический материал, инструменты (грабли,трамбовка, зубовые маркеры, пикировальные колышки, лейки, рыхлители), мед.аптечка, образцы рассады, эталоны посадочного материала.

План урока№№ Структурные элементы Время, мин 1.
Организационный момент:
проверка явки учащихся,
проверка внешнего вида,
проверка готовности к уроку (наличие дневников) 3 2.
Подготовка учащихся к изучению учебного материала:
сообщение темы программы и урока,
целевая установка на урок,
мотивация учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний, умений и навыков
25
1
1
1
22 3. Вводный инструктаж 25 4. Текущий инструктаж 5 часов 5. Заключительный инструктаж 5 6. Выдача домашнего задания 2
Итого: 6 часов
План-конспект урока№№ Этапы урока Действие мастера Действие учащихся 1 2 3 4 1. Организационный момент -3 мин.
Приветствие учащихся, проверка явки учащихся (с отметкой в журнал),
проверка внешнего вида,
проверка готовности к уроку (наличие дневников). Приветствие мастера п/о, доклад дежурного о готовности к уроку, выяснение причин неявки учащихся 2. Подготовка учащихся к изучению учебного материала — 25 мин.
Сообщение темы программы и урока.
Сообщение цели урока.
Мотивация учебно-познавательной деятельности путем объяснения значения изучаемых вопросов урока.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков (проверка домашнего задания):
выдача карточек-заданий,
выдача тестовых заданий,
выдача кроссвордов,
заслушивание рефератов на темы: «Капуста — древний овощ», «Пищевое значение капусты».
Дополнения и замечания по проверке д/з.
Внимание на мастера п/о.
Выполнение заданий в виде карточек, тестов, кроссвордов.
Зачитывание докладов по рефератам. 3. Вводный инструктаж — 25 мин.
Объяснение темы урока по плану (план написан на доске).
Сообщение правил техники безопасности и организация рабочего места.
Задавание вопросов учащимся по т/б. Объяснение неясных моментов по т/б.
Демонстрация приемов пикировки с использованием инструкционной карты.
Предоставление возможности учащимся выполнить пробные упражнения.
Наблюдение за работой учащихся, исправление ошибок и неточностей.
Внимание на мастера п/о, на доску, записывание темы и плана урока в дневник по п/о.
Ответы на вопросы по т/б.
Выяснение непонятных вопросов по т/б.
Роспись в журнале по т/б.
Выполнение пробных упражнений (по двое учащихся из бригады).
Выяснение неясных моментов при выполнении упражнений. 4. Текущий инструктаж — 5 часов
Выдача, объяснение заданий с использованием инструкционной карты.
Определение нормы выработки.
Целевые обходы, контроль за выполнением заданий.
Выявление ошибок, неточностей. Самостоятельная работа. 5. Заключительный инструктаж — 5 мин.
Анализ типичных ошибок, анализ итоговой работы (выполнена ли норма, качество работы), достигнута ли цель урока.
Выставление оценки за урок в журнал по п/о. В дневник учащимся. Вопросы и пожелания мастеру. 6. Выдача домашнего задания — 2 мин.
Выдача домашнего задания
в виде повторения темы «Уход за овощными культурами капустной группы» по учебнику «Овощеводство» С.Ф. Ващенко. Записывание д/з в дневник.
Заключение
ТСО являются надежным помощником преподавателя,эффективность которых зависит от умения применять их в комплексе.
Под комплексным применением ТСО в учебном процессепонимается научно-обоснованное, системное сочетание новой дидактической техникис традиционными формами и методами обучения, которые при активной работеучащихся под руководством преподавателя обеспечивают оптимальное решениеучебных и воспитательских задач.
Какое бы место в структуре занятия не занимали бы ТСО,следует помнить, что они должны органически вписываться в систему построенияурока.
Анализируя этот момент, необходимо отметить взаимосвязь ТСОс другими средствами обучения, используемыми на уроке, наличие логическихпереходов от одного средства обучения к другому.
Совместная деятельность преподавателя и учащихся в учебномпроцессе с использованием ТСО может протекать следующим образом:
ТСО используются в качестве иллюстрации к излагаемомупреподавателем учебному материалу — такой метод носит названиенаглядно-иллюстративного,
ТСО служит источником нового учебного материала. В этомслучае преподаватель организовывает самостоятельную познавательную деятельностьучащихся — такой метод носит название познавательно-активного.
Тот или иной метод избирается преподавателем в зависимостиот ряда факторов: познавательной сложности изучаемого материала,подготовленности учащихся, содержания аудиовизуальных учебных пособий, времени,отводимого на изучение учебного материала.
С методами использования ТСО на учебных занятиях очень тесносвязаны приемы.
Прием использования на уроке ТСО — это часть метода, егоструктурный элемент. Причем одни и те же приемы могут использоваться приприменении различных методов.
Аудиовизуальные пособия являются очень гибкими учебными средствами.Их можно использовать на уроке полностью, частями, отдельными кадрами, всочетании с другими средствами обучения.
Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО назанятиях разноплановым, интересным и более эффективным.
Организация познавательной деятельности учащихся на занятияхс использованием ТСО является одним из наиболее значительных факторов, влияющихна эффективность учебного процесса, проводимого в условиях применения ТСО.
При работе с ТСО всегда следует помнить, что сами по себеаудиовизуальные пособия не могут повысить познавательную активность обучаемых,если для этого не будут приложены усилия педагога.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся вусловиях использования ТСО могут быть самыми разнообразными, но объединяет иходно: необходимость психологической установки на восприятие.
Для ее обеспечения используются следующие педагогическиеприемы:
внимание слушателей обращают на главное в фильме, радио илителепередаче,
дают указание обучаемым самим выделить главное, существенноев сообщаемой информации,
перед обучаемыми ставят проблемные вопросы, чтобы направитьих восприятие в нужное русло,
просят обучаемых обратить внимание на отдельный эпизод илифрагмент, сравнить данную информацию с предыдущей и т.д.,
предлагают им самим сделать определенные выводы, датьрекомендации.
Указанные цели просмотра, постановка определенной задачи,обсуждение просмотренного или прослушанного материала — обязательное условие,обеспечивающее организацию самостоятельной познавательной активностислушателей.
Подбор комплекса ТСО на урок должен производиться с учетомпедагогических и выразительных возможностей отдельных видов ТСО, с соблюдениемэмоционального ряда.
Под комплексом ТСО следует понимать набор средств,позволяющих наиболее рационально решать образовательно-воспитательные задачиучебного процесса.
Комплекс ТСО — это не простое суммирование специфическихособенностей отдельных средств обучения, а новое дидактическое средство,обладающее интегративными свойствами.
Содержание учебного материала не должно дублироватьсяотдельными элементами комплекса, а должно раскрывать изучаемый материал сразных сторон и точек зрения.
При анализе правильного подбора комплекса средств дляпроведения занятия необходимо ответить на вопросы:
нельзя ли было достаточно убедительно донести до учащихсяизучаемый материал вербальным путем.
не достаточно ли было для решения поставленной проблемытолько одного какого-то пособия,
учтена ли при подборе комплекса сила эмоциональноговоздействия на учащихся,
не перегружено ли занятие ТСО
Немаловажным фактором, способствующим эффективномуприменению ТСО в учебном процессе являются условия, в которых они используются.Имеются ввиду учебно-материальные, организационно-технические исанитарно-гигиенические условия.
Под учебно-материальными условиями следует понимать учебноеоборудование и учебные средства. К их выбору следует подходить из требованийоптимальности.
Эти требования предполагают, что при минимальном числе и заминимальное время, а также при минимально необходимых экономических затратахучебно-материальные средства должны обеспечивать максимальную эффективность икачество усвоенного учебного материала.
К организационно-технических условиям относится подготовка кзанятию с применением ТСО класса, аппаратуры, средств обслуживания учебногопроцесса, а также отладка способов управления ТСО.
К санитарно-гигиеническим условиям относится качестводемонстрирования учебных пособий и факторы, обеспечивающие наилучшее восприятиеэкранно-звуковой информации.
Технические средства обучения комплексно воздействуют натакие анализаторы, как слух, зрение. Оптимальное восприятие, переработкаинформации, а также сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся напродолжении всего урока зависят от ряда факторов: яркости, контрастности,четкости изображения на экране, чистоты, громкости и разборчивости звука,просмотровых зон, продолжительности демонстрации, места урока в расписаниизанятий, учебного предмета. Все эти факторы должны учитываться при анализеурока.
В заключении анализа урока, проводимого с использованиемТСО, следует сделать вывод о влиянии применяемых аудиовизуальных средств наповышение эффективности урока. Здесь следует исходить из критериев оптимизацииучебного процесса, которые сводятся, в конечном счете, к тому, чтобы приминимальных необходимых затратах времени, материальных средств, усилий учащихсяи преподавателя получить максимально возможные результаты обучения.
Список использованной литературы
1.        Вадюшин В.А. ТСО в профессионально-технических заведениях — М.: Высшаяшкола, 1983.
2.        Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства — М.: Высшая школа, 1988.
3.        Клементьев В.А. Методические рекомендации по применению видеомагнитофонапри обучении учащихся в учебных заведениях профтехобразования иквалифицированных рабочих на производстве. — М: Высшая школа, 1981.
4.        Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процессасредствами обучения. — М.: Высшая школа, 1986.
5.        Новиков А.М. Применение ТСО в учебно-воспитательном процессе. — М.:Высшая школа, 1989.
6.        Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе сприменением ТСО: Методические рекомендации. — Л.: Лен. издат-во, 1989.
7.        Шостак Я.Е. Комплексное применение ТСО в учебном процессе. — М.: Высшаяшкола, 1983.
Приложения
Карточка-задание №1: Назвать, под каким номером находятсябракованные сеянцы.
Эталоны ответов: 5,6.7,8,9.
Карточка-задание №2: Назвать причины брака при пикировке.
Эталоны ответов: б) — перегиб стебля, в) — кореньнедостаточно обжат землей, г) — завышенная посадка.
Тестовое задание №1 на тему: «Пикировка сеянцев капусты».
Эталоны ответов:
Двулетнее.
10-12 г.
Тепло, свет, вода, подкормка.
Усилить рост кочана.
Светолюбивое.
Амагер, Крюмон, Зимовка, Слава.
Тестовое задание №2 на тему: «Пикировка сеянцев капусты».
Эталоны ответов:
Пикировка.
Капустные.
Холодостойкое.
Усилить развитие листьев.
10-12 дней.
Июньская, Номер первый Грибовский, Казачок.
Кроссворд №1 по теме: «Пикировка сеянцев капусты».
Эталоны ответов:
Подкормка.
Парник.
Капуста.
Посев.
Маркер.
Уход.
Урожай.
Кроссворд №2 по теме: «Пикировка сеянцев капусты».
Эталоны ответов:
Пикировка.
Рассадник.
Полив.
Удобрения.
Рассада.
Трамбовка.
Маркер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.