Реферат по предмету "Педагогика"


Социальная работа образовательного учреждения по защите прав детей

Оглавление
Введение
1. Теоретическиеосновы социальной работы в общеобразовательном учреждении
1.1 Сущностьсоциальной работы в общеобразовательном учреждении
1.2 Особенностисоциальной работы в общеобразовательном учреждении
Выводк главе
II. Практическое исследование правовой защиты детей вобщеобразовательном учреждении
2.1Правовая защита детей как направление социальной работы
2.2Анализ деятельности общеобразовательного учреждения по правовой защите детей
2.1.1Закрепление прав учащихся в нормативных документах общеобразовательногоучреждения: анализ и комментарии
2.2.2Анализ состояние здоровья учащихся условиях образовательного процесса
2.2.3Дети, родители, школа
2.2.4Профилактическая и просветительская работа школы по защите прав ребенка
Выводк главе
Заключение
Литература
 

/>Введение
Отношение к проблеме прав детей в любомгосударстве определяет, какую школу мы имеем: устаревшую или цивилизованную,устремленную в будущее.
Нам хорошо известно, что сегодня всистеме школьного образования и в отношении общества к этой системе происходятположительные сдвиги. Однако на их фоне наблюдаются, к сожалению, случаи, когдаправа и свободы ребенка в школе реализуются не в полной мере или даженарушаются.
Объектом социальной роботы, прежде всего, является ребенок, а предметом –процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогикарассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха,социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения,выживания в обществе. Необходимость решения конкретных проблем современногоположения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международнымиобязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направлениягосударственной социальной политики, социальную, социально-правовую защитудетей и подростков.
Права ребенка (Rights of children) – это те права и свободы, которымидолжен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет)вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, местарождения, национального или социального происхождения, имущественного,сословного или иного положения.
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщейдекларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. Эти положениябыли положены в основу Конвенции ООН о правах ребенка, которые определяютследующие ориентиры для развития системы социально-правовой защитынесовершеннолетних:
-         несовершеннолетние ввидуумственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу,защиту;
-         несовершеннолетние обладаюткомплексом особых прав и возможностью их самостоятельного осуществления;
-         в решении вопросов взаимодействияребенка с любыми учреждениями приоритет отдается интересам ребенка;
-         особое внимание уделяетсянесовершеннолетним, находящимся в трудных(неблагополучных) условиях.
Базовый закон, закрепляющий права российских детей — Федеральный закон от24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации», определяет права детей на жизнь, охрану здоровья,развитие, образование. Конституция Российской Федерации статьей 38, ч. 1устанавливает, что детство, а также материнство, семья находятся под защитойгосударства.
Актуальностьтемы. В период экономическогокризиса, ведущего к всё большему расслоению нашего общества на двасоциально-противоположных класса: богатых и бедных, нельзя не заметить падениесоциально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей изблагополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи,уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков,недостаточно следят за состоянием их здоровья.
За последние пять лет заболеваемостьдетей до 14 лет увеличилась на 19,2%, 15 — 17 лет — на 20,2%. В настоящее времяне более 3 — 10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми.
Увеличилось число детей с недостаточнымуровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственнаяработоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями.
В этом период работа образовательного учреждения над созданиемблагоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказаниипомощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера,исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей, является оченьважной.
С начала 90-х гг., отвечая на потребности практики в защите прав детей,активизировались научные исследования по различным аспектам этой проблемы.Можно выделить несколько групп исследований, направленных на изучение:
-         социально-экономического положениядетей в мире и в России (А.А. Лиханов, Е.М. Рыбинский, Э.С. Соколова, С.Н.Щеглова и др.); п
-         роблемы правовой защиты детей(А.И. Беспалов, И.К. Городецкая, A.M. Нечаева, Р.В. Малярова, М.И. Несмеянова,Т.Я. Сафонова и др.);
-         медико-социальных проблем охраныздоровья детей и защиты детства (М.В. Андронова, Л.И. Аксенова, Б.Л. Альтшулер,А.А. Баранов, С.Я. Донецкий, А.А. Северный, Н.М. Иовчук и др.);
-         проблем жестокого обращения сдетьми (Н.В. Дмитриева, З.А. Маль-кова, Т.М. Миньковский, Е.М. Черкасова идр.); защиты детей от экономической эксплуатации (С.Н. Щеглова и др.);социальной помощи беспризорным детям (Е.Б. Бреева, Ю.П. Ветров и др.);
-         прав детей в системе образования(О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина, В.А. Шеланков); в семье (С.А.Сорокин); в обществе (С.А. Щеглова); в детском общественном объединении (Л.Н.Крупинина);
-         проблемы формированияэкономических и правовых знаний как средств обеспечения социальной защищенностиучащихся (С.К. Омаров);
-         правового воспитания учащихся(Г.А. Дмитриев, Т.В. Корчагина, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг).
-         основные направления и принципысоциальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н.Савинова, П.Д. Павленок и др.
Объектомисследования является работаобразовательного учреждения по правовой защите детей, предметом – формы,содержание, методы и технологии социальной работы образовательного учрежденияпо защите прав ребенка.
Цель исследования: выявить специфику социальной работы образовательного учреждения с детьмипо защите их прав.
Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:
-         изучить психолого-педагогическую,социологическую, юридическую литературу по теме работы;
-         обосновать сущностьпрофессиональной деятельности педагогического коллектива образовательногоучреждения по защите прав детей.
В ходеисследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа,анкетирование, изучение и анализ школьной документации, анализ и обобщениепередового социально-педагогического опыта.
Работасостоит из Введения, Главы 1, где рассматриваются теоретические основысоциальной работы в общеобразовательном учреждении, Главы 2, где данырезультаты практического исследования социально-правовой защиты детей вобщеобразовательном учреждении, Заключения и Списка литературы.

/>1.        Теоретические основы социальной работы в общеобразовательномучреждении
 
/>1.1     Сущность социальной работы в общеобразовательном учреждении
 
Социальнаяработа в системе образования еще только начинает свое становление как особоенаправление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогическиеаспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, вкоторых ей предстоит действовать:
— дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах,группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);
— работу смолодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации приподготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональнойориентации, работа с молодежными клубами)
— воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, созданиеусловий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);
— формы,содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование,социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейныеконсультации и т.д.);
— социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решенииповседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
— социальная работа в школе.
Специалистывыделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
— проблемадетей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб –детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей.Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: преждевсего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненныхпотребностей и решение сегодняшних проблем;
— проблеманеуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы истановится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальныхпроблем.
Количестводетей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьныетрудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группыфакторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
К числувнешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, икоторые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательногоплана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети непросто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но исущественно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешнимфакторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка, относятся: экологическиеусловия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний уродителей и т.д.
К числуэндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка,нарушения состояния здоровья.
Учитываякомплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективностьее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогови других специалистов в разработке теоретических основ.
Важнейшим аспектом социальной службышколы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученикаи использование всех позитивных возможностей для многогранного развитияличности.
Руководство социальной службой службыосуществляют:
• директор школы;
• зам. директора по УВР по старшей исредней школе;
• зам. директора по УВР по начальнойшколе;
• зам. директора по социальной защите;
• зам. директора по ВР;
• психолог;
• медицинская сестра;
• классные руководители;
• учителя – предметники;
• зам. директора по АХЧ;
• председатель профкома.
Главная задача службы — сконцентрироватьусилия всех уровней школьного коллектива по созданию условий положительнойсоциализации школьника.
Социальнаяработа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках,на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применивальтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современнойроссийской школы, можно определить следующие цели социальной работы в школе:
— способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессесоциализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
— развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всехучащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансамив обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическомувосприятию этих перспектив;
— способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов настадии обучения и выбора профессии;
— участиев педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.
Школаявляется весьма значимым социальным институтом, а потому организует, как идругие институты общества, систему социальных связей и социальных норм,объединяет общественные ценности и процедуры, которые способны удовлетворитьосновные нужды людей. Т.е. школа, как социальный институт обеспечивает обществоосновными привычками и установками, определяя конкретные нормы, устанавливаясвои общественные рамки, в том числе и на территории микрорайона.
Руководство социальной службой школыосуществляет заместитель директора по социальной работе, который подчиняетсядиректору и Совету КСПК.
Социальные педагоги курируюттерриториальную службу, жилые дома, объекты соцкультбыта.
В методической работе социальные педагогиобъединены в кафедру социальной педагогики, где, опираясь на достижения науки иопыт работы, решают проблемы формирования единых педагогических позиций школы исемьи.
В соответствии с целями заботы о детях всоциальной службе создаются подразделения, направленные на непосредственнуюработу с детьми, их семьями и социальным окружением:
·         территориальная социальная служба, которую осуществляютсоциальные педагоги;
·         внутришкольная служба социальной заботы о детях (классныеруководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы по ступеням); — служба всеобуча, попечительства и опеки;
·         психологическая служба (психологи и логопед);
·         медицинская служба (врач и медсестра).
Каждое из этих подразделений выполняетсвои задачи.
Территориальная служба, представленнаясоциальными педагогами, организует социально значимую деятельность по местужительства среди детей, подростков и взрослых, создают условия для разумногопроведения досугового времени, выявляют и защищают интересы детей, оказываютпомощь семьям в развитии их воспитательных возможностей, предупреждают иразрешают трудности и конфликты, оказывают поддержку детям, нуждающимся в опекеи попечительстве, привлекают к работе с детьми государственные учреждения иобщественность.
За каждым социальным педагогом закрепленыдом или подъезд и часть прилегающей территории микрорайона.
/>1.2     Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении
Социально — педагогическая служба школы — открытой воспитательной системы — ориентирована на объединение педагогическихвоздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизацииважнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательныйпотенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия,народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничествашкольной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальныхструктур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощишкольнику в процессах становления и развития его личности.
Принципами деятельности социальной службыявляются следующие.
Личностный подход к ребенку, реализуемыйо формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Оптимистическая гипотеза — вера вребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа «сделайсебя личностью сам».
Объективность подхода к ребенку — знаниемногообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждойличности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностейличности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).
Коммуникативность — способность кбыстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всемисубъектами социального воспитания (администрации школы, педагогов, родителей,врачей, психологов, юристов, местными и федеральными властями) для быстрогонахождения средств квалифицированной помощи.
Неразглашение информации о ребенке и егосемье.
Определим основные функции социальнойслужбы образовательного учреждения.
Диагностическая функция: изучение иоценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива,школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, в которыхучаствуют учащиеся данной школы, степень и направленность влияния микросреды,особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источникинегативного влияния на детей и подростков.
Прогностическая функция: составление наоснове наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивныхсторон социальной ситуации, группы, личности.
Консультативная функция: разработкасоветов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.
Профилактическая функция: разработкакомплекса мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих ихвлияние на личность, коллектив, учебно-воспитательный процесс в школе.
Защитная функция: обеспечение мероприятийпо охране и защите прав детей и подростков. Представление интересов детей вразличных инстанциях (суд, прокуратура и т.д.)
Опекунская функция: организация питания,медицинского обслуживания, выравнивающей компенсационной работы с определеннойгруппой учащихся, продление времени пребывания детей в школе (продленнаягруппа), в окружении детей заботой в каникулы, опекой нуждающихся в различныхформах материальной, медико-педагогической помощи.
Организаторская функция: организациясоциально-значимой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытойсреде. Включение семьи и общественности в воспитательный процесс. Построениедемократической системы отношений детей и взрослых.
Отсюда складывается внутришкольнаяструктура социальной службы образовательного учреждения.
/>
На территории микрорайона школы действует«Социально-педагогический центр», работа которого регламентируетсяспециальным положением. Классные руководители, воспитатели ГПД берут на себязначительную часть опекунской функции школы: организацию детского питания,помощь малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи наребенка, связь и общение с родителями учащихся класса (консультации,организация помощи), индивидуальную работу с " трудными" детьмикласса.
Классные руководители и социальныепедагоги (каждый в своей среде деятельности) помогают друг другу лучше понятьребенка, сочетать индивидуальные и коллективные методы воспитания.
Психологическая служба. Психологипроводят диагностику интересов и способностей, прогноз и конструированиеиндивидуального развития, коррекцию обучения и воспитания, психотерапевтическуюпомощь, психологическое просвещение и консультирование. Психологи участвуют впланировании и анализе общешкольных мероприятий, всех педагогических советов,ведут учет и диагностику трудновоспитуемых, выходят на проблемы созданияблагоприятного психологического климата в коллективе.
Медицинская служба ставит своей задачейотслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Проводятсяуглубленные осмотры учащихся, формирование физкультурных групп, заполнениелистов здоровья в классных журналах, создание групп корректирующей гимнастики,контроль за санэпиднадзором учащихся, проверка уроков физкультуры, уроковтруда, ГПД, питания учащихся в столовой, наблюдение за карантинными классами,санпросветработа с детьми, родителями, учителями.
Психологи имеют материалы: годовой планработы (диагностика, прогнозирование педагогического процесса, консультативнаяработа с учащимися, педагогами, родителями, коррекционная работа с учащимися);
психодиагностическая документация(инструментарий, результаты).
Классный руководитель ведет:
·         регулярное отслеживание воспитанности школьников (картавоспитанности, заполненная ребенком, родителями, классным руководителем);
·         учет активности школьников;
·         анализ родительских собраний, воспитания на уроке и вовнеклассной работе.
Социальныйпедагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы,общественности, для оказания помощи ребёнку.
Внастоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписаниеобразовательного учреждения имеется необходимая нормативная база. Всоответствии со статьёй 55 закона " Об образовании" ставкасоциального педагога – организатора, как и социального педагога, составляет 36часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарныхдня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).
В отличие от учителя – предметника местосоциального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьномклубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, гдеможно наблюдать за детьми, влиять на ребенка. Только здесь, во в неучебнойобстановке, он может выявить детей: лидеров, аутсайдеров, детей с девиантнымповедением, испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни. Внеформальной обстановке может изучить их личностные особенности и определитьвозможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания,правонарушения среди подростков – обычное явление, учреждение должностисоциального педагога очень актуально.
Основными задачами деятельности школьногосоциального педагога являются:
1.        Создание здорового климата в коллективе;
2.        Гуманизация межличностных отношений;
3.        Содействие реализации способностей каждого;
4.        Защита интересов личности;
5.        Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
6.        Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;
7.        Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
8.        Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослымимежду семьей и государственными службами, организациями и учреждениями,призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;
9.        Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением,влияние на взаимодействие между организациями и институтами социальноговоспитания.
Социальный педагог, объединяясь в своейвоспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебноговремени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых,туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогическогоколлектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой иобщественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектившколы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и овозможных путях оказания ему помощи, руководит подготовкой и составлением планасоциальной работы школы.
Особого внимания требуют от социальногопедагога дети, переведенные из других школ. Социальный педагог помогает имадаптироваться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет школьников,работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу. При этом наместе работы подростка проверяет выполнения трудовых норм, в том числе егооплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, вчисле которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортныхрасходов.
Социальный педагог ведетисследовательскую работу: выявляет социально — демографическую структурумикрорайона, наличие семей " группы риска", подростков –правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия,праздники для больных детей и детей – сирот.
Подросток часто не знает социальных нормповедения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальнуюзащиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях приобучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормахиспользования труда подростков и молодежи в условиях рынка.
Под социальными гарантиямипредполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия,право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право нажилище и отдых.
Работа школьного социального педагога сдокументацией. На начальном этапе работы в школе социальный педагог должен:
-         ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельностиобразовательного учреждения, в котором предстоит работать;
-         изучить нормативные документы, определяющие деятельностьучреждения (структуру, устав, программы, концепции);
-         изучить социально – демографический паспорт микрорайона школы(тип микрорайона, контингент семей, условия для развития личности иосуществления социально – педагогической работы и т. д.), определение формвзаимодействия со службами социальной защиты района, города;
-         ознакомиться с содержанием деятельности школьного социальногопедагога; ознакомиться с должностными инструкциями;
-         составить перспективный план работы на год, утвердить его удиректора школы.
Социальный педагог обязан знатьконтингент тех семей, с которым предстоит работать.
В начале каждого учебного года социальныйпедагог предоставляет списки в различные службы.
В центр помощи семье и детямнаправляются:
-         статистические данные по всем категориям малообеспеченных семей;
-         развернутые списки, содержащие все данные по каждой категориисемей.
В инспекцию по делам несовершеннолетнихпредоставляются:
-         списки учащихся школы, состоящих на внутришкольном контроле, вКПДН, ИДН;
-         списки неблагополучных семей;
-         план совместной работы социального педагога и ИДН.
Методисту в территориальный отделобразования в начале учебного года направляется следующая документация:
-         план работы социального педагога на год;
-         списки неблагополучных семей;
-         списки учащихся школы, находящихся на учете в школе, КПДН, ИДН.
Для сбора полной и точной информации осемьях социальный педагог обращается к классным руководителям с просьбойзаполнить паспорт класса. Обычно такую работу социальный педагог проводит вначале учебного года.
В работе социального педагога очень важнаинформация. Информацию социальный педагог получает из: ИДН, КПДН, кабинетаохраны детства, ЦПП «Семья», комитета по делам молодежи приадминистрации и т.д. Важно поддерживать связь с этими службами и обязательнопосещать мероприятия, проводимые для социальных педагогов.
Социальный педагог образовательного учреждения— это небольшое звено в системе социальной службы города, успех его работынапрямую зависит от тесного сотрудничества со всеми его подструктурами.
Городские проекты, акции, направленные насоциализацию подростков, защиту их прав, являются для социального педагогаодной из форм работы, направленную на профилактику здорового образа жизни,создание ситуации успеха, сплочения ученического коллектива.
Привлечение к работе в школе новых людейиз городского социума, тоже вносит разнообразие в школьную жизнь, несет новыеидеи, расширяет горизонты окружающего мира, способствует формированиюгражданской позиции у ребенка.
Социально-педагогическая деятельностьшколы и социального педагога в частности направлены на развитие данных качеств,и напрямую зависят от наличия действенного механизма педагогическогорегулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой,осуществление которого предполагает следующие направления:
1.        Изучение условий социального развития ребёнка.
2.        Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой.
3.        Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка.
4.        Организация социально-профилактического пространства в образовательномучреждении.
5.        Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы впроцессе социализации.
6.        Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей.
7.        Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих всоциальном окружении подростка.
Социальный педагог выступает для своихвоспитанников в различных, профессиональных ролях:
-         в качестве посредника между растущей личностью и различнымислужбами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и правребенка;
-         в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детейпо педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальнуюподдержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложныхжизненных обстоятельствах;
-         в качестве исследователя проблем социального развития детей.
Деятельность социального педагогаявляется важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения,основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей иподростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии.
Социальный педагог является субъектом(носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой являетсядвусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становленияличности и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Нельзя переоценитьзначение работы педагогического коллектива по защите прав с учащимися,состоящих на педагогическом учете или на учете в ИДН.
Мы исходим из того, что самоуправляющий механизм личности ивзаимодействующая с ним направленность личности, являются мотивационной основойповедения подростка в существующей социально-правовой ситуации, т.е.предпосылкой формирования отклоняющегося поведения может являться нарушениеправ ребенка НА
-         адекватное его природным задаткамразвитие и реализацию природных способностей в естественных условияхсуществования;
-         своевременное получение всехнеобходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне;
-         учет микросоциумом (со всей егоинфраструктурой, государственными институтами) потребностей ребенка, егоконкретных психофизиологических, этнических и культурных особенностей;
-         защиту детей от различных формнасилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье имикросоциуме, так и в государственных учреждениях.
Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенканезамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности,становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Такое «неадекватное» поведение различается учеными и практикамипо направленности, степени общественной опасности, по содержанию и характеруотклонения, по его типу и уровню. Механизм формирования отклоняющегосяповедения может быть представлен схемой.
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактикисостоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении,применяя меры административно-правового характера по социальному контролю иограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка.
С этой точки зрения всистеме предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно выделить:
-         раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств,отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних ипредотвращение их перехода на преступный путь;
-         установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретныхправонарушений несовершеннолетних;
-         предупреждение рецидива.
На всех этих уровнях предупрежденияправонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитаниянесовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов,участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом оцеленаправленной работе по установлению недостатков в области семейного,школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, атакже по повышению эффективности органов.
В работе социального педагога школы этонаправление деятельности — самое важное. Защищая права несовершеннолетних,состоящих на педагогическом, административном учете, как в школе, так и в ИДН,он, также, защищает права и других членов ученического коллектива (Конвенция оправах ребенка, ст. 19).
В деятельности попредупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится нараннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильнойорганизации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнямипрофилактической деятельности, так как направлена на предотвращение илиустранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков,не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она можетдать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимостьприменения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Раннюю профилактику, на наш взгляд, можноопределить как совокупность мер, осуществляемых социальным педагогом и другимислужбами, с тем чтобы:
-         оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних вслучаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
-         пресечь и установить действия источников антиобщественноговлияния;
-         воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения вповедении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам ипривычкам.
Основными направлениями мер по защитеправ и ранней профилактике являются:
1. Выявление и установлениенеблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились наповедении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактикиздесь — окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и средадосуга, а содержание составляют меры, направленные:
-         на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье,оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установлениеопеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
-         на осуществление контроля за соблюдением запретительных иограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развитияподростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах,запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т.д.);
-         на то, чтобы предотвратить формирование контингентов сослабленными позитивными социальными связями;
-         на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов,занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересовнесовершеннолетних;
-         на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц,воспитывающих детей и подростков.
2. Выявление иустранение (нейтрализация) источников отрицательных
влияний на подростков, могущих сформироватьантиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. Этонаправление предполагает:
-         применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейноговоспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
-         изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подросткаобстановки;
-         применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающимподростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;
3.        Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков ссоциально отклоняющимся поведением.
4. Наряду с оказанием, в случаенеобходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейноговоспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детскийдом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организацииконтроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактическойработы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначениешефа, общественного воспитателя и т. д.).
Социальный педагогсоставляет индивидуальный план работы на каждого ребенка, состоящего напедагогическом учете, работает по его осуществлению в тесном контакте с семьейученика, педагогическим коллективом, работниками ИДН, другими социальными службами.
Защита прав и интересов таких учащихся ведется социальным педагогом вразличных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений ипреступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.)
Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности всфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ееорганическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания.

/>Вывод к главе
Из всеговышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школепредназначена для организации активного сотрудничества как школьнойадминистрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешнихсоциальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной,квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям иучителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
Социальная работа в школе — это системасоциальной помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. Всодержание социальной работы включаются организационно-управленческие,правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии.Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит вобеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, вдинамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координациюусилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогическойфункции в деятельности современного образовательного учреждения, являясьспециалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемысоциальной жизни.
/>II.Практическое исследование правовой защиты детей в общеобразовательном учреждении
Планисследование правовой защиты учащихся в образовательном учреждении:
1.        Изучить нормативно-правовые акты,регламентирующие защиту прав учащихся: Устав МОУ, локальные акты, приказы,Годовой отчет МОУ СОШ № за 2009-10 уч. год и др.;
2.        Проанализировать защиту правучащихся по основным направлениям Статей Конвенции о правах ребенка (1989г.).Методы: знакомство с документацией, анкетирование, беседа, наблюдение.
3.        Сделать заключение об уровнезащиты прав ребенка в данном образовательном учреждении./>2.1 Правовая защита детей как направление социальной работы
 
Одним из основополагающих документов повопросу защиты прав ребенка является Конвенция о правах ребенка, принятая в1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Основные статьи этого документа:
Статья 9. Дети имеют право на воспитаниев семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучшийуход.
Статья 24. Дети имеют право на достойноепитание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугамиздравоохранения и средствами лечения болезней.
Статья 26, 27. Дети имеют право наприемлемый уровень жизни.
Статья 23. Дети-инвалиды имеют право наособую заботу и обучение.
Статья 31. Дети имеют право на отдых.
Статья 28. Дети имеют право на бесплатноеобразование.
Статья 19. Дети имеют право на безопасныеусловия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Статья 32. Дети не должны использоватьсяв качестве дешевой рабочей силы.
Статья 30. Дети имеют право говорить насвоем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Статья 12, 13, 15. Дети имеют правовыражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Кроме Конвенции о правах ребенка существуетещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка.Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностямродителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, ЗаконРФ " Об образовании", Федеральный закон РФ №124, Закон РФ " Озащите прав детей", Декларация прав ребёнка и другие. Каждый региониздаёт свои законы, постановления, направленные на защиту прав детей. Рассмотримпредпосылки для защиты прав учащихся в данном образовательном учреждении.
Характеристика кадрового обеспеченияобразовательного процесса:Показатели Кол-во педагогов Всего 41 Педагоги, имеющие образование: 4 Среднее специальное, всего 3 Незаконченное высшее, всего 1 Высшее педагогическое, всего 38 Педагоги, имеющие стаж: до 5 лет 3 от 5 до 10 лет 3 от 10 до 20 лет 17 свыше 20 лет 18 Возрастная категория педагогов: 20-30 лет 5 30-40 лет 3 40-55 лет 24 55 и более 9 Квалификационная категория Высшая категория 5 I категория 30 I I категория 6

Возрастной состав работающих учителейможно считать продуктивным для функционирования и развития учреждения, так какпозволяет сочетать энергию молодости с мудростью и опытом: 12% педагоговсоставляют молодые педагоги до 30 лет, 66% — в возрасте от 31 до 50.Стабильность и «вес» школе обеспечивают учителя старше 51 года -22%.Характеристику коллектива по возрасту, квалификации и стажу работы можносчитать благоприятной для организации эффективного ОП.
Здание школы типовое, рассчитано на 720учащихся. Количество учащихся за последние три года составило: 764, 740, 777человек, что превышает допустимые санитарные нормы. Наполняемость классов недолжно быть выше 25 человек. В школе в 9 классах количество учащихся от 26 до30. Это создает предпосылки для ущемления прав учащихся на получениекачественного образования и сохранность их здоровья.
В школе один спортивный зал. По базисномуплану в каждом класссе в неделю должно проводится по 3 часа уроков физкультуры.Пропускная способность зала не позволяет это делать. Это создает предпосылкидля нарушения прав учащихся на получение качественного образования и угрозы ихздоровью.
Основным документом школы является Уставмуниципального образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы№ (в ред. от 27 июня 2005 г.). В Уставе прописаны Права и Обязанности всехчленов образовательного процесса согласно Конституции РФ, Закона РФ «Обобразовании». Также в образовательном учреждении прописаны должностныеобязанности всех работников школы, в которых предусмотрены статьи по защитеправ учащихся.
В школе есть Общешкольный родительскийкомитет, Совет старшеклассников, Совет учащихся.
Рассмотрим работу данногообразовательного учреждения по защите прав ребенка согласно основным законамдетства.
2.2Анализ деятельности общеобразовательного учреждения по правовой защите детей2.1.1 Закрепление прав учащихся внормативных документах общеобразовательного учреждения: анализ и комментарии
Для целей исследования ограничимся сравнительныманализом Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденнымПостановлением Правительства от 30 декабря 2005 года и Уставом школы.
В указанных нормативных документахимеются специальные разделы, посвященные правам участников образовательногопроцесса: обучающихся, педагогических работников, родителей или законныхпредставителей детей. Наличие таких разделов в Уставе обязательно ипредусмотрено ст. 13 Закона РФ «Об образовании».
Каталог прав школьников, предусмотренныхв нормативных документах общеобразовательных учреждений в целом соответствуетКонвенции ООН о правах ребенка и федеральному законодательству и примерноодинаков. Пожалуй, Типовое положение об общеобразовательном учреждении посодержанию более лаконично и абстрактно и не отражает всех гражданских правребенка, определенных международными документами.
В изучаемом нами документе (Устав МОУСОШ) наиболее тщательно прописано право детей на образование, а также те права,что связаны с целевым назначением общеобразовательного учреждения:
право на получение общедоступного ибесплатного общего образования (начального, основного, полного среднего) всоответствии с государственными образовательными стандартами;
право на выбор различных форм обучения, втом числе по индивидуальному учебному плану;
право на ускоренный курс обучения; правона получение дополнительных образовательных услуг (в т. ч. платных).
Изучив эти статьи, хотелось бы заметить,что некоторые положения прописаны более детально. Так, согласно ст. 3.9 Уставашкола в соответствии с примерным государственным базисным учебным планомсамостоятельно разрабатывает годовой учебный план, календарный учебный график ирасписание учебных занятий, а также, определение учебной нагрузки на ребенка,режим учебы, наполняемость классов и т. д. По желанию и запросам родителейшкола может организовать группы продленного дня. С учетом интересов родителей идетей по согласованию с Учредителем в школе могут быть открыты классыкоррекционно-развивающего обучения. В Уставе детально определены положенияежегодной промежуточной и итоговой аттестации и другие вопросы,конкретизирующие право ребенка на образование и условия, гарантирующие этоправо, а также охрану и укрепление его здоровья. Нам кажется, что права детейна бесплатное образование освещены очень подробно.
Детальную регламентацию в Уставе школыполучило право на получение дополнительных образовательных услуг. Всоответствии со ст. 3.33 и ст. 3.34 Устава школы, на бесплатной основе школаоказывает дополнительные образовательные услуги в рамках учебного плана:
-         курсы по выбору;
-         дополнительные уроки, факультативные занятия, спецкурсы;
-         занятия кружков, творческие объединения по интересаммастер-классы, научные и творческие мастерские.
Школа может оказывать на договореннойоснове физическим и юридическим лицам платные дополнительные услуги, непредусмотренные соответствующими образовательными программами игосударственными стандартами. В Уставе подробно расписываются виды такого родаобразовательных услуг детям. Получило в Уставе школы свое конкретное выражениеи право ребенка на обучение по индивидуальному плану, когда школа обеспечиваетзанятия на дому с учащимися, имеющими медицинское заключение о состоянии ихздоровья. Прописана процедура таких индивидуальных занятий.
Однако ни в Типовом положении, ни вУставе школы не отражена гарантия прав детей на поступление в 1 класснезависимо от результатов тестирования и иных форм проверки знаний и навыковдетей. Право ребенка и его родителей на свободу выбора учебного заведения инедопустимость отказа в приеме здесь могут нарушаться, что может усилитьнапряженность в микрорайоне школы в связи с поступлением детей в наиболеепрестижные школы.
В Уставе школы мы не нашли отражениедругие правовые нормы этого закона, предусматривающие гарантии отдельных группучащихся: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей изсемей эмигрантов, детей из малоимущих детей и т. д. Безусловно, вопросысоциального обеспечения этих групп школьников составляют компетенцию органовгосударственной власти города и органов местного самоуправления, но и школа неможет не учитывать особенности социального положения таких детей.
Федеральным законодательствомустановлено, что привлечение учащихся образовательных учреждений без ихсогласия, согласия их родителей и согласия образовательных учреждений к труду,не предусмотренному образовательной программой запрещается. В Типовом положенииоб образовательном учреждении и Уставе школы закреплено, предусмотренноеКонвенцией ООН о правах ребенка, его право на защиту от экономическойэксплуатации и от выполнения работы, которая может представлять опасность дляего здоровья или служить препятствием для его обучения, либо наносить егофизическому, умственному, моральному и социальному развитию. В Уставе непредусмотрено право детей на участие в свободное от учебы время вобщественно-полезном, производительном труде в составе добровольных объединенийшкольников, а также в порядке индивидуального трудоустройства в соответствии сзаконодательством о труде.
В Уставе школы закреплено право детей набесплатное пользование библиотечно-информационным фондами; право на свободноепосещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; право ребенка назащиту от всех форм физического или психического насилия.
Также в Уставе школы закреплены праваучащихся на управление. Так в ст. 4.8 Устава школы это право включаетвозможность избирать и быть избранными в органы школьного самоуправления, в томчисле в Управляющий Совет школы; право присутствовать на заседаниях любогооргана школьного управления, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросови принятии решений, участие в выработке и принятии Устава школы и другихлокальных актов, регулирующих жизнь школы, участие в организации и деятельностиобщественных ученических организаций, добровольных обществ и иных объединений.Кроме того, в школе предусмотрена деятельность органов детского самоуправления,а также родительских комитетов, конференций родителей (законных представителей)учащихся, чьи права и обязанности также четко прописаны в Уставах другихобразовательных учреждений.
В случае конфликтной ситуации учащийсявправе обратиться к администрации школы, в органы школьного и ученическогосамоуправления и получение от них своевременной помощи и поддержки. Родители, всвою очередь, также имеют право на защиту законных прав и интересов ребенка,письменного обращения с заявлением к директору школы, другому руководителю илиорган управления школы, которые обязаны не позднее чем через месяц датьписьменный ответ.
В случае конфликта между родителем иучителем по поводу объективно выставленной оценки приказом директора создаетсянезависимая комиссия из числа специалистов-предметников, которая проверяетзнания ученика и выставляет соответствующую оценку. Названные правовые нормы,закрепляющие организационные гарантии прав школьников на достойное обучение изащиту своих прав содержатся в Уставе школы.
Во всех рассмотренных нормативных актах втой или иной мере закреплены и личные права школьников, реализация которыхзависит от организационных и педагогических норм, действующих в школе. Однаколичные права детей в школьном уставе фиксируются очень кратко, одним-двумяпунктами, где они только перечисляются. Кроме того, в них подтверждается лишьчасть личных прав ребенка, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка ифедеральным законодательством.
Так в ст. 49, п. «е» Типовогоположения об общеобразовательных учреждениях право учащегося на уважениечеловеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободноевыражение собственных взглядов и убеждений. В более полном виде личные праваучащихся фиксируются в школьных уставах, где в ст. 48 закрепляется правоучащегося на уважение и защиту прав, чести и достоинства, личнуюнеприкосновенность, независимость духовной и личной жизни, свободу совестиинформации, свободное выражение своих взглядов и убеждений, а также право научастие в конкурсах, смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других формахкультурной и творческой жизни.
Указанные личные права школьников вУставе школы только формально фиксируются. Для их реализации здесь непредусмотрено конкретных форм, организационных и педагогических условий.Например, право на свободу мысли, взглядов и убеждений неразрывно связано сприменением в образовательном процессе педагогических технологий, критериевоценки образовательной деятельности детей и т. д.
Кроме того, о многих личных правах детей,в реализации которых заинтересована школа, в Уставе вообще не упоминается. Ктаким личным правам относятся: право ребенка на жизнь, на имя, на сохранениесвоей индивидуальности, право на личную жизнь, на неприкосновенность егожилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного вмешательства ипосягательства на честь и репутацию ребенка, право участвовать в играх иразвлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.2.2.2 Анализ состояниездоровья учащихся условиях образовательного процесса
Мы проанализировали отчеты медицинскихработников школы за последние три года.
Основная тревога медиков – это нарушениеосанки. Одной из наиболее распространенных причин нарушения осанки у детей,особенно в период усиленного роста, некоторые исследователи считаютнедостаточное развитие мускулатуры и длительную статическую нагрузку в условияхнеправильного положения тела. Длительное сидение при выполнении школьных идомашних заданий способствует этому. При неправильной позе во время сиденияувеличивается грудной кифоз или возникает боковое искривление позвоночника.Из-за несоответствия высоты парты длине тела увеличивается поясничный лордоз.Многие специалисты рассматривают состояние ОДА как критерий показателя здоровьяв целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системывсего организма.
Анализируя акты проверки санитарных нормза 2009-2010 годы, мы увидели, что повторяются следующие замечания:
понижение уровнейосвещенности на рабочих местах из-за несвоевременной замены вышедших из строяисточников света (до 12,3% неработающих ламп), не оборудованы софитами от 20%до 58% классных досок. Это увеличивает нагрузку на зрительный анализатор ипровоцирует неправильную позу во время сидения;
удельный вес измеренийшкольной мебели, которая не соответствует росту учеников, составляет в среднем17,4%.
Вместе с медицинским работником нами былипроанализированы карты индивидуального развития 186 учащихся, а также отчетнаяформа 12 (уровень и структура заболеваемости детей) школы. Вот результаты:

/>
Мы попробовали провести исследованиепричин такого высокого процента заболеваний ОДА.
По результатам проводимого опроса сталоясно, что абсолютное большинство учащихся в 1 – 5 классах носят ранцы ирюкзаки, имеющие равномерное распределение тяжести по плечевому поясу. В 9 – 11классах – 30 % носят рюкзаки, 35 % — кульки, а остальные 35 % носят сумки надлинных широких ремнях, то есть идет перераспределение тяжести на одно плечо,что способствует нарушению осанки. Масса сумок у большинства учащихся начальнойшколы 2,5 – 3,5 кг, плюс сменная обувь, физкультурная форма или дополнительныеаксессуары по специальным предметам. К этому еще прибавить зимнюю одежду, вкоторой ходят в течение 4−5 месяцев и вес получается значительный.Поэтому ходят дети, наклонившись вперед и ссутулив плечи, что конечноотражается на их осанке. Анализ школьной обуви учащихся третьей ступени (15−17лет) показал, что школьная обувь девушек третьей ступени не соответствуетгигиеническим требованиям и вместе с ношением тяжелых сумок в одной руке можетявляться одним из условий развития неправильной осанки. Юноши во всех классахносят обувь без каблука, что соответствует гигиеническим требованиям.
Ввиду большой загруженности учащихся всехклассов на уроке, физкультурные пятиминутки не проводятся, хотя в Распоряжениидиректора школы это есть. Это нарушение прав детей на здоровье. Медицинскиеработники на педагогическом совете и заседании Общешкольного родительскогокомитета этот вопрос не поднимали.
Задача учителя – следить, чтобы всесветильники в классе горели, и сразу требовать у администрации заменыперегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы люминесцентные лампы жужжали, дажеслабо. Это тоже не всегда делается своевременно.
Не нашли мы в медицинской картотекесведений о состоянии здоровья детей-инвалидов. Их в школе 6 человек. Как намобъяснили, эти дети состоят на учете в детской поликлинике, на школьныемедосмотры они не приходят. Вся работа школы с этими детьми сводится к тому,что к ним прикрепили учителей для занятий на дому. Эти дети и их семьи неполучают социально-психологической поддержки, практически изолированы отобщества.
Мы обратили внимание при анализемедицинских карт на высокий процент школьников с пониженным слухом. Шум вшколе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели. Отчрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменахшкольное здание гудит, на уроке, в связи с наполняемостью классов и создаваемымшумом, детям приходиться напрягать слух. Учителю также приходиться работать сповышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума вшколе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младшихклассов – основного " источника" шума. А до этого времени напеременах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики.В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно уставшими.
Для того, чтобы узнать мнения самихучащихся о вреде «школьного шума» нами была разработана анкета. Входе работы совместно с медицинским работником было проведено несколькоопросов, в котором приняло участие 83 человека.
По результатам опроса, было выявлено, чтоболее 60% учащихся считают шум «невидимым убийцей». На вопрос: "Где на территории школы повышенно акустическое загрязнение?" 78%опрощенных ответило, что на 1 этаже (классы начальной школы). 83% винят шум всвоей рассеянности и отвлеченности, а 25% вынесли приговор капающим кранам,именно они не дают ученикам впитывать знания.
Некоторые аспекты, касающиесянеблагоприятного воздействия шума на учащихся, связаны с воспитательнымизадачами. Очевидный вред слуху и здоровью школьников наносит постоянноепрослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости.Характер прослушиваемых произведений и качество звучания часто приближают звукв наушниках к шуму с сильным ритмическим компонентом. В сочетании с повышеннымуровнем шума в школе, а нередко и дома это приводит к сильной перегрузкеслухового анализатора, а, следовательно, к перевозбуждению центральной нервнойсистемы, изменениям психического состояния, снижению адаптационных ресурсов организма.Задача учителя, классного руководителя – донести до сознания учащихся, ихродителей потенциальный вред для здоровья от такого сильного звуковоговоздействия. Такие беседы не проводились.
В школе работает школьная столовая, гдеучащиеся могут получить завтраки, обеды. Все учащиеся школы обеспечены горячимпитанием (см. диаграмму). В начальном звене организована работа двух групппродлённого дня.
/>

/>
Эти данные представляют характеристикупитания тех учеников, кто пользуется школьной столовой. Мы заметили, чтогорячими завтраками и обедами в школе питаются преимущественно учащиесямладшего и среднего звена. Учащиеся 9-11 классов покупают в школьной столовойвыпечку. Это притом, что они проводят в школе от 5-7 часов и более. Отсюда умногих наблюдается заболевание желудочно-кишечного тракта. Причиной отказапитаться в столовой они назвали скудный ассортимент, отсутствие овощного меню.Вопросы питания старшеклассников поднимались на родительских собраниях, ноперемены не произошли.2.2.3 Дети, родители, школа
В настоящее время родители испытываютсерьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Многих беспокоятнепослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызываютотчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехиребенка в школе. Родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Сегодня в обществе активно обсуждаетсяпроблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения сдетьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают образовательныхучреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своихучеников.
В чем же причина нарушения прав ребенка?Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительномиспользовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знаютКонвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализоватьеё статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, занаилучшее его обеспечение.
В школе социальный педагог знакомитродителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинствребенка. Делается это родительском собрании, конференции, на праздниках, насовместных занятиях с детьми, на заседаниях родительского клуба, путёмвывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами классныйруководитель совместно с социальным педагогом проводят ролевые,театрализованные и дидактические игры, викторины, беседы.
Задача педагогов, социальных работников –вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которыхвозможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защитеправ и достоинства детей.
Для повышенияпедагогической культуры родителей в школе осуществляется:
организацияпедагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание– это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей(в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей,постоянное общение с детьми с позиции гуманности;
привлечение родителейв качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочнаявнешкольная деятельность, участие в управлении школой);
во избежание насилия,жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формироватьправовую культуру родителей;
проведениеконтрольно-коррекционной работы с родителями из группы риска (анкетирование,тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальныебеседы и т.д.);
совместно с психологомшколы проводить тренинги для родителей, детей, учителей.
Одним из самых сложныхи важных направлений работы школы является работа с трудными учениками: дети сдевиантным поведением, дети, уклоняющиеся от учебы.
Анализируя семьиучащихся с девиантным поведением, мы получили следующие результаты:
Анализ семейноговоспитания в семьях учащихся девиантного поведения
Чувства родителей:
60% — чрезмернаягиперпротекция;
80% — недостаточнаятребовательность к ребенку;
30% — родительскаянеуверенность в воспитательных способностях;
Чувства детей:
25% — учащихся ощущаютсебя в семье неуютно;
5% — испытываютсоциальную дезадаптацию;
33% — испытываютвысокий уровень тревожности.
/>
Рис. 1. Анализсемейного воспитания в семьях учащихся девиантного поведения
С этими семьямисоциальная служба школы готова работать, но все родители приходят в школу:вызов у них ассоциируется с нравоучениями и упреками. Эти родители вбольшинстве своем педагогически неграмотные люди.
С семьями «группыриска», учащимися с девиантным поведение работает Совет профилактики школы.Изучив протоколы заседания Совета, мы пришли к выводу:
1)        Совет заседает один раз в месяц;
2)        на заседание Совета приглашаются ученики и их законные представители(семья) по нескольким причинам: низкая успеваемость (пропуски занятий),нарушение дисциплины на уроках, внеклассных мероприятиях;
3)        решение Совета направлено, прежде всего, на помощь ученику: назначениедополнительных занятий, приглашение на консультацию к школьному психологу.Также совет выносит решение в адрес родителей ученика, если те уклоняются отвоспитания ребенка. Все решения имеют характер порицания (выговор,предупреждение). Ни разу не было попытки привлечь родителей к уголовнойответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей повоспитанию, хотя по материалам заседания школа обязана была это сделать.
4)        Совет не ведет профилактической работы, ограничивая последнюю толькозаседаниями.
Какие методики ещёиспользует педагогический коллектив в школе для работы с этим контингентомучеников?
В школе считают, что безделье порождаетмного проблем в подростковом возрасте. Летом 2010 года в школе былоорганизованно по два трудовых отряда в июле и августе месяцах, где работалиученики из малообеспеченных семей и проблемные подростки.
Основной задачей трудового отрядаявлялось благоустройство города. Подростки в возрасте ежедневно в утренние часыубирали дворы, скверы от мусора, сажали цветы, белли деревья, красили детскиегорки, качели и т. д. под присмотром вожатого.
Когда погодные условия не позволяютзаниматься социально-полезной деятельностью, то работа подростков посвящаетсянаписанию, оформлению и изданию медиа – бригадой газеты трудового отряда,проведению занятий с детьми на летних площадках, организованных при молодежныхцентах города, посещению кинотеатров, боулинга и т. д.
Кроме заработка и трудовых навыков, уподростков изменяется в положительную сторону отношение к природе, развиваютсякоммуникативные навыки и познавательная активность, снижается конфликтность иагрессивность в поведении.
В этом году при поддержке городской целевойпрограммы «АнтиСПИД» начало функционировать молодежное волонтерскоедвижение по профилактике ВИЧ-инфекции. Школьники и студенты проходятспециальную подготовку по программе «Равный обучает равного», послечего самостоятельно проводят занятия с ровесниками, придумывают и организуюттематические акции (конкурсы, дискотеки, ролевые игры и т. д.) по профилактикеВИЧ/СПИДа. В рамках этой программы к работе волонтеров были привлечены 35учащихся школы во главе с социальным педагогом. Привлекательность проектазаключается в том, что знания о ВИЧ/СПИДе приходят в те группы, где онинеобходимы, а источником правдивой информации становятся сами подростки. А ведьчаще всего подростки ищут ответы на тревожащие их вопросы (о взаимоотношенияхполов, о ЗППП, ВИЧ/СПИДе, курении, наркотиках) не у родителей, не у врачей илиучителей, а у своих друзей. При этом в среде сверстников циркулирующаяинформация малодостоверна. Потому очень важно суметь донести достоверную икачественную информацию по всем значимым для молодежи вопросам через наиболеепривычный для них информационный канал, что и делается в рамках программы «Равныйобучает равного».
Подростки-волонтеры, прошедшиеспециальное обучение, владеющие не только знаниями по проблеме, но и навыкамииндивидуальной и групповой работы, имеют большой потенциал для осуществленияпрофилактической работы среди своих сверстников. Участие в волонтерской работепомогает подросткам реализовать свое потенциальное стремление к лидерству,проходя обучение и обретая опыт общения со сверстниками.
Работа волонтером позволяет подросткам накакое-то время получить права и функции, которые традиционно принадлежатвзрослым. Так, волонтеры самостоятельно планируют свою деятельность, реализуютее, проводят самооценку и несут ответственность за результаты своей работы.Такой стиль работы формирует у подростков ответственность за происходящеевокруг, помогает им выработать гражданскую позицию в отношении общественнозначимых проблем.
Таким образом, участие молодых людей вволонтерском движении, на наш взгляд, наполняет их жизнь новым смыслом,формируя социально-полезные жизненные установки, идеалы и принципы, помогаетсамореализоваться и внести свой вклад в изменения общества к лучшему.
/>
Рис. 2.Участие волонтеров в жизни школы2.2.4 Профилактическая ипросветительская работа школы по защите прав ребенка
Как показало проведенное нами изучениеработы МОУ СОШ №, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей передшкольным коллективом, является использование правовых и педагогическихвозможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка.
Педагогический коллектив школы понимает,что успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав детей, имеетсущественное значение не только для совершенствования российской школы в целом,повышения ее конкурентоспособности в современном мировом образовательномпространстве, но и для становления в России гражданского общества. Позиция ребенкакак равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения вповседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс вчастности новой системы межличностных отношений, — системы, основанной нагуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности. Однакосделать это только путем принятия правозащитных законов невозможно. Не менееважным условием является осознание всеми членами общества, всеми участникамиобразовательного процесса необходимости признания ребенка самоценной личностью,имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы.
В этой сложной и многоплановой работепринимает участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая рольпринадлежит директору, социальному педагогу, психологу и заместителю директорашколы по воспитательной работе. В школе понимают, что только в том случае, еслиэта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно исинхронно, можно добиться желаемого результата. Рассмотрим работу по защите правучащихся на конкретных примерах. Директор школы выступает с инициативой впроведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивациюответственного отношения к ее выполнению. Объясняют, что права ребенка, являясьнеотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятсянациональные системы воспитания и образования в любой стране мира. Поинициативе директора в прошедшем учебном году был проведен Круглый столучащихся " Школа и права ребенка", результаты которого были обсужденына педагогическом совете школы.
Библиотека школы приобретает для изученияв коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, атакже региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:
законы, принятые законодательнымиорганами субъектов РФ;
постановления (распоряжения) органовисполнительной власти.
Администрация школы осуществляетраспределение функциональных обязанностей между сотрудниками и оформляют их вписьменном виде. Формирует мотив ответственного отношения к выполнениюдолжностных обязанностей.
Ориентацию сотрудников на уважение правдетей рассматривают как одну из значимых задач управления, без решения которойразличные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата.
Совместно с педагогическим коллективомопределяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогическихработников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключаетсядоговор между учредителем и образовательным учреждением, между учреждением иродителями. Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защитыправ детей и родителей от административного и педагогического произвола(проводят анонимное анкетирование родителей и сотрудников и др.). Особоезначение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений оправах человека у учеников, начиная с первого класса. Используютсяразнообразные средства и методы: этические беседы, чтение художественнойлитературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогическихи игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций,проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор,индивидуальная работа и т.п. В школе оборудован постоянный стенд, на которомвывешен текст «Права ребенка с момента рождения и до совершеннолетия»,выдержки из Устава МОУ СОШ № «Права и обязанности ученика», «Праваи обязанности учителя», «Права и обязанности опекуна (родителя) вшколе». На стенде есть место для информации «На вопросы отвечает школьныйсоциальный педагог (психолог)». Каждый ученик знает, к кому он можетобратиться за защитой в случае, если считает, что его права ущемлены.Выводк главе
В целом в образовательном учрежденииведется работа по соблюдению прав ребенка и их защите.
Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждыйимеет право на образование. В школе это право предоставляется не в полной мереотносительно детей-инвалидов, детей, кому было отказано в приеме в школу.
Школа несёт ответственность за жизнь издоровье детей во время учебного процесса.
Здесь тревогу вызывает увеличение числаучащихся сверх положенной нормы, согласно проекту здания школы, влечет за собойтравматизм детей, снижение слуха, отсюда — снижение качества обучения.Нарушения осанки являются одним из наиболее встречающихся заболеванийопорно-двигательного аппарата школьников. Одной из наиболее распространенныхпричин нарушения осанки у детей, особенно в период усиленного роста, этонедостаточное развитие мускулатуры и длительная статическая нагрузка в условияхнеправильного положения тела. Недостаточный уровень освещенности увеличиваетнагрузку на зрительный анализатор и провоцирует неправильную позу во времясидения. Удельный вес измерений школьной мебели, которая не соответствует ростуучеников, составляет в среднем 17,4%. Среди учащихся за последние три годанаблюдается рост заболеваний опорно-двигательного аппарата. Работа школы в этомнаправлении ведется малоэффективно.
Наблюдается снижение слуха учащихся,педколлектива из-за превышающего норму шума на переменах. работа в этомнаправлении не ведется.
Образовательное учреждение ведет работупо предупреждению правонарушений школьников. На наш взгляд здесь многоинтересных и эффективных наработок: работа «трудных» детей в трудовыхотрядах, волонтерское движение.
Ведется работа с «трудными»детьми по защите их прав. Но эффективность этой работы снижена по причинеуклонения школы законодательно воздействовать на семьи, где родители уклоняютсяот воспитания детей.
В образовательном учреждении многоделается в направлении правового просвещения учащихся, родителей и учителей.
Для эффективности в направлении правовойзащиты детей в социальной работе общеобразовательному учреждению необходимообеспечить наиболее раннюю профилактику девиантного поведениянесовершеннолетних.
Деятельность специалистовсоциально-педагогической службы представлена не просто суммой разнообразныхметодов диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы сдетьми. В школе она определяется комплексной технологией сопровождения, какособой культурой помощи ребенку в решении задач его возрастного и личностногоразвития, социализации. Работа ведется совместно с педагогами, родителями,другими социальными институтами.

/>Заключение
Состояние современной общеобразовательнойшколы, процесса формирования и развития школьников, состояние среды ихсоциализации в условиях нынешней России актуализировали формирование механизмовсоциальной защиты детей.
Возросла необходимостьсоциально-педагогической и медикопсихолого-педагогической поддержки детей иподростков для защиты их прав и интересов, профилактики и коррекции школьной исоциальной дезадаптации, обеспечивающей их оптимальное биологическое исоциальное развитие.
В этой связи значительно возросласоциальная роль общеобразовательной школы, перед которой выдвинулись новыезадачи:
а) формирование социальных знаний иумений; б) социально-педагогическая коррекция поведения и социальных связей;
в) социально-педагогическая профилактиканегативного поведения;
г) программирование поведения идеятельности, адекватное возможностям ребенка;
д) организация взаимодействия социальныхинститутов.
Забота о реализации права ребенка наполноценное и свободное развитие была и остается неотъемлемой цельюдеятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы.Само понятие качества образования тесно связывается с такими категориями, какздоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современныетенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость вдальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.Социально-психологическая служба призвана гарантировать сопровождение иподдержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу егоразвитию и здоровью.
Для эффективности по правовой защитедетей в социальной работе общеобразовательному учреждению необходимо обеспечитьнаиболее раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.Государство, семья, школа, внешкольные образовательные учреждения, органы опекии попечительства, должны быть ответственны за судьбу каждого ребенка, попавшегов их поле зрения, Следовательно, необходимость скорейшего законодательногоурегулирования взаимодействия органов профилактики безнадзорности иправонарушения несовершеннолетних, так как это будет способствовать наиболеерезультативной их работе.
Сфера ответственности системысоциально-педагогического сопровождения включает в себя задачи сохранения иукрепления психологического здоровья, защиты прав детей и подростков,обеспечения психолого-педагогических условий для успешной социализации,самостоятельной, ответственной, социально мобильной личности с позитивнымиценностями.
В нашей работе была исследована социальнаядеятельность образовательного учреждения по защите прав учащихся. Не все в этомнаправлении у работников школы получается. Есть категории детей, которые лишеныправовой защиты (дети-инвалиды), есть направления, где нарушения прав детейзаметны наглядно (здоровье учащихся, в частности, рост уровня заболевания ОДА).Но в целом, по нашему мнению, учащиеся получают социальную защиту в школе.
/>Литература
Законодательные акты:
1.        Декларация прав ребенка (1959 г.). М.- 1999.
2.        Конвенция о правах ребенка [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.1989г: вступила в силу для СССР 15.09.1990]
3.        Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература»,2005., –56с.
4.        Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации:[федер. закон: принят Гос. Думой 8 декабря 1995г.: опубликован 29 декабря1995г.: ред. от 30.06.2008г: с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008]
5.        Федеральный закон " Об образовании"(1992г.).
6.        Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998г.:опубликован 24 июля 1998г.: ред. 17 декабря 2009г.]
7.        Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007г. №79-р " Обутверждении федеральной целевой программы " Дети России" на 2007 — 2010 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации — 5 февраля2007г. — № — Ст. 787.
8.        Указ Президента РФ от 14.09.1995 №942 " Об утверждении основныхнаправлений государственной социальной политики по улучшению положения детей вРоссийской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересахдетей) // Собрание законодательства Российской Федерации – 18 сентября 1995г. — №38 — Ст. 3669.
9.        Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон: [принят Гос. 20 ноября 2009г.:опубликован 2 декабря 2009г.: 1001300 Федер. целевая программа «ДетиРоссии» на 2007 — 2010 годы].
10.     Устав муниципального образовательного учреждения – средней общеобразовательнойшколы № (в ред. от 27 июня 2005 г.).
Использованная литература:
1.        Василькова Ю.В. Методика и опыт работысоциального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.,Издательский центр «Академия», 2006. –160 с.
2.        Богданова, Г.В. Права иобязанности родителей и детей / Г.В. Богданова. — М.: Кн. сервис, 2006. –108с.
3.        Возрастно-психологический подход вконсультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т.В. Бурненская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.:Издательский центр " Академия", 2002. – 416с.
4.        Вульфов В.3. Социальный педагог всистеме общественного воспитания // Педагогика. — 2004., С.23-29.
5.        Гуров В.Н. Социальная работа школыс семьей. — М.: Пед. о-во России, 2002. –191 с. — (Шк. в микросоциуме).
6.        Дементьев И. Работа школы и группыриска // Воспитание школьников.-2006.,№3-4., С.43-47.
7.        Зайцев Е., Семина Л. Права,обязанности и ответственность детей, родителей и работников образовательныхучреждений. Правозащитник. №2 М.: " Права человека",1997. –211с.
8.        Здоровье,обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международногоконгресса.- М., 2004.- Ч. 1−3., С.211-239.
9.        Иванцова А. Социальный педагог иинспектор по делам несовершеннолетних/ Воспитание школьников. –2006.-№,С.23-29.
10.     Каюмова Л.Н.Социально-педагогическая поддержка детства как компонент воспитательногопроцесса. /Дополнительное образование №10, 2003г., С.87-89.
11.     Кузнецова Л.П. Основные технологиисоциальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. –92 с.
12.     Кураев Г.А., Сергеев С.К., ШленовЮ.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России //Валеология. 2006. –№ 1., С.87-89.
13.     Никитина Л.Е. Социальный педагог вшколе. – М.: Акад. Проект. 2003. –157с.
14.     Мои права: справочник для учащихсяначальной школы/ [О.В. Манихин, Л.И. Саитова, Е.А. Певцова, В.Л. Терёхин.; подобщ. ред. Е.А. Певцовой].- М.: Новый учебник, 2008.- 77 с.
15.     Овчарова Р.В. Справочная книгасоциального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 480с.
16.     Пишкова О. Права ребенка вРоссийской Федерации сегодня и перспективы на будущее/ О. Пишкова //Защитименя!- 2007.- № 1. – С. 6-8.
17.     Система работы по профилактикеправонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. //Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006. –217с.
18.     Система работы школы по защитеправ и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П.,Волгоград, 2007.-256с.
19.     Словарь справочник по социальнойработе /Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2003. –429 с.
20.     Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ. ред. Галагузовой М.А. –М.: Владос.2004. – 415с.
21.     Социальный педагог в школе (изопыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007
22.     Специальныйдоклад о соблюдении прав детей-инвлидов в Российской Федерации. 10 мая 2006. //http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_128903.html
23.     Технология социальной работы: Учебноепособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2004., –102с.
24.     Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В.подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11классы. М., 2006. Щепетов В.В. Девиантное поведение подростков: причины испособы преодоления// Классный руководитель.2008. –№3., С.29-32.
25.     Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б.Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи /Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкина. – М, 2005., –198с.
26.     Шнекендорф З.К. Путеводитель поКонвенции о правах ребенка. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997., –250 с.
27.     Яковлева, Н.А. Первоочередные меры позащите прав детей и детства/ Н.А. Яковлева// Основы безопасности жизни.- 2002.– № 3.- С.34-38.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.