Реферат по предмету "Педагогика"


Теоретический анализ влияния физических упражнений на детей дошкольного возраста с речевой патологией

Федеральноеагентство по физической культуре и спорту
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Педагогический факультет
Очное отделение
Кафедра медико-биологическихдисциплин

Курсоваяработа по дисциплине
«Теорияи организация адаптивной физической культуры»
Тема: Теоретический анализ влиянияфизических упражнений на детей дошкольного возраста с речевой патологией
по специальности 032102.65 –физическая культура для лиц с отклонениями здоровья
Брянск,2010

Оглавление
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1 Характеристика нарушений речи иих причины
1.2 Классификация врожденных пороковразвития лица, при которых нарушается речь
1.3 Развитие речи у детей
1.4 Особенности психоэмоционального ифизического развития детей с нарушением речи
1.5 Речедвигательная ритмика всистеме воспитания и обучения дошкольников
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формированиесенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Многиеисследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию кснижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, вособенности вербальной памяти [4, 10, 11, 19]. Дети с речевой патологией частозабывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им труднобыстро переключаться с одного вида деятельности на другой, путают, где право, агде лево. Нарушения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ребёнкадостаточно индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическомудиагнозу [20]. В большей степени они зависят от этиологии дефекта,сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) исоциального опыта ребёнка [6, 9].
Длядетей с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии,несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметнонесовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, чтотормозит формирование у детей грамотных навыков [5].
Специалиступо физической культуре необходимо не только понимание общих подходов вфизическому воспитанию детей с нарушениями речи и знание отдельных методикработы с ними, но и чёткое представление о технологии изменения содержанияфизического воспитания, в соответствии с особенностями их двигательного и психическогоразвития, обусловленных, как основным дефектом, так и сопутствующиминарушениями [7, 14].
Чемменьше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранениедвигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательнойактивности очень велико для развития и формирования биологической основы, накоторой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакцийчеловека [16, 21].
Двигательнаяактивность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональнойактивизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждойочередной физической нагрузки происходит не просто восстановление затраченнойорганизмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, тоесть фаза суперкомпенсации [2]. Поэтому роль физического воспитания всовременном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной,поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода кформированию основ его здорового образа жизни.
Цельисследования – изучить влияние физических упражнений на дошкольников, имеющихнарушения речи.
Объектисследования — физические упражнения в режиме дня дошкольников с нарушениямиречи.
Предмет– влияние физических упражнений на дошкольников с речевой патологией.
Гипотеза– предполагается, что комплекс упражнений окажет положительное влияние надошкольников с нарушениями речи.
 

ГЛАВА1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
 
1.1Причины возникновения нарушений речи
Причинанарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора илиих взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и безкоторых последнее не может возникнуть [11].
Причинамивозникновения нарушений речи могут быть:
I.Врождённые (травмы, полученные во внутриутробном периоде: травмы коры головногомозга, проводящих путей, периферических отделов ЦНС; токсикоз матери,злоупотребление матерью алкоголем и наркотиками, сильные стрессовые итравмирующие ситуации). Могут возникнуть следующие нарушения:
— органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие завоспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющиеартикуляционными органами) речевого аппарата (алалия, афазия, дизартрия,анартрия, заикание).
— функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата (ринолалия,нарушение голоса, дислалия).
Негативныефакторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести кнедоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частностиречевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
1)Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода.Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелаястадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериальногодавления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит,заболевания сердечно-сосудистой системы).
2)Инфекционные заболевания матери во время беременности.
3)Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы особенно вобласти живота — могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
4)Несовместимость крови матери и плода.
5)Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38недель) и переношенность (более 40 недель).
6)Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательновоздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте.
7)Алкоголь и наркотические вещества.
8)Прием лекарственных препаратов.
9)Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклоненийв развитии плода.
10)Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт схимически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения,например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних срокахбеременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервнойсистемы, органов зрения и кроветворной системы плода.
13)Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
II. Наследственнаяпредрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строенияречевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, формаприкуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба(расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга идаже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемымогут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются понаследству, но исключать такую возможность нельзя [9, 10, 11,].
III. Неблагоприятные родыи их последствия.Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредитьречевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери,наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться насвет).
IV.Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
1)Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепнымкровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестатьговорить.
2)Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенкунаучиться правильно, произносить звуки и слова.
3)Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннегоуха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевоеразвитие ребенка.
Важнымивопросами этиологии речевых нарушений являются:
— изучение причин систематических речевых расстройств коркового генеза (алалия,афазия) с учётом локализации, характера и времени поражения мозга.
— определение роли наследственного фактора в возникновении различных видовнарушений речи.
— детальное изучение причин и предрасполагающих условий к возникновению различныхформ заикания.
— изучение статистических сведений о распространении речевых нарушений и ихпричин.

1.2Классификация врождённых пороков развития лица, при которых нарушается речь
Причинамивозникновения нарушений речи могут быть врождённые пороки развития лица [11]:
1)расщелина верхней губы – (заячья губа) щель в мягких тканях верхней губы.
2)расщелина нёба – (волчья пасть) расщелина в мягком и твёрдом нёбе.
3)двойная губа – складка слизистой оболочки, располагающаяся параллельно верхнейгубе, напоминает дополнительную губу.
4)макростомия, микростомия – чрезмерное увеличенная, уменьшенная ротовая щель.
5)прогнатия – выступление верхней челюсти (выпирает челюсть, зубы).
6)макроглоссия – увеличение языка с выраженной складчатой слизистой оболочкой.
7)пороки зубов – аномалия количества, размеров, форм, положения зубов.
8)добавочный язык – у корня языка добавочный слизисто – мышечный выступ.
9)дислалия – нарушение звукопроизношения, при сохранной иннервации речевогоаппарата.
10)ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленноеанатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
11)дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата, речь становится вялой,непонятной, смазанной.
12)заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленноесудорожным состоянием мышц речевого аппарата.
13)алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического пораженияречевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитияребёнка.
14)афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениямиголовного мозга.
15)анартрия – отсутствие речи.
 
1.3 Развитие речи у детей
дошкольник физическое упражнение речевая патология
Вовторой половине первого года у нормально развивающегося ребёнка обычнопоявляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками,интонациями и становится постоянным ответом на готовое обращение взрослого.Отсутствие или бедность лепета у ребёнка настораживают, так как это можетсвидетельствовать о нарушении у ребёнка слуха, артикуляционной моторики, одетском церебральном параличе, о том, что дальше у ребёнка выявится тяжёлоенедоразвитие речи по всем речевым компонентам [9, 20]. К году у нормальноразвивающегося малыша появляется предметно-действенное общение. Контакт сребёнком устанавливается с помощью ярких игрушек, манипулируя ими. У ребёнкапоявляется интерес к новым игрушкам, отмечается избирательное отношение к ним.При отставании в психическом развитии у ребёнка отсутствует адекватная реакцияна незнакомого человека, нет интереса к игрушкам, познавательные иэмоциональные реакции на новизну отсутствуют. У ребёнка до года выявляетсяреакция на речь взрослых, он выполняет отдельные просьбы («дай», «принеси»,«покажи», «где?» и др.), правильно реагирует на слово «нельзя» (перестаёттянуться к предмету) и т.п. Особенностью этого возраста является появлениеобщения ребёнка со взрослыми при помощи звукосочетаний. Одновременно появляетсяинтерес к рассматриванию книг с картинками. Постепенно начинают узнаватьзнакомые картинки, показывает некоторые при назывании взрослыми и пытаетсяназвать сам лепетными словами. Развивается интерес к ритмам песен. Отсутствие вэтом возрастном периоде понимания и попыток собственного называниясвидетельствует об имеющемся у ребёнка отставании в психическом развитии, хотяиндивидуальные колебания в развитии речи в этом возрасте достаточно велики изависят от индивидуального варианта развития ребёнка и от степени активностивзрослого в общении с ребёнком [11, 20].
Важнаяроль в психическом развитии ребенка принадлежит речи. Речевое недоразвитиечасто сочетается с задержкой психического развития ребёнка.
Вразные возрастные периоды выявляется преобладание разных форм общения: в 6-9месяцев при общении с взрослыми у ребёнка ориентировочная реакция, котораясменяется реакцией ожидания знакомого лица, оживления при его появлениипостепенно формируется познавательный интерес, от наличия которого зависитинтенсивность психического развития. Появляются элементы общения с помощьюжестов: ребёнок тянет руки к тому, что хочет получить, отворачивается от того,что ему не нравиться. Отсутствие стремления ребёнка к общению настораживает,свидетельствуя о какой-то неполноценности. В 2-4 года основная форма общения –эмоционально-практическая; в 4-6 лет преобладает ситуативно-деловое общение, в6-7 лет основной является – внеситуативно-деловая форма общения [10, 20]. Основными признаками коммуникативной активности являютсямотивированность и целесообразность высказывания, его необходимость, быстрота.
1.4Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями речи
Примоторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях неотмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишьнезначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально –волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность.Интеллектуальное развитие – находится в норме. В речевой функциональной системенаблюдается дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата:губ, нижней челюсти, мягкого нёба, нарушения фонетической и фонематическойсторон речи [2, 9].
Приринолаллии в неречевых психических функциях имеются нарушения слухового изрительного восприятия, общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики,физиологического дыхания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитиеабстрактно – логического мышления. В речевой функциональной системе грубострадают все отделы периферического речевого механизма: дыхание (асинхронияротового и носового дыхания), фонация, артикуляция; недоразвитиелексико–грамматической стороны речи, выражены стойкие расстройствафонетико–фонематической системы. Дети с ринолалией физически плохо развиты,ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость,снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений [10, 11, 15].
Патологияпремоторных зон коры вызывает эфферентную моторную алалию, которая оформляет нетолько картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребёнка- трудности контакта с окружающими, лёгкую заторможенность в новой, непривычнойобстановке, склонность к образованию стереотипии, отрицательное отношение кновому, трудное переключение с одного вида деятельности на другой,медлительность всех психических процессов, скованность, неловкость моторики.Отмечается нарушение координации, переключаемости, общих движений, тонкойпроизвольной моторики рук, пальцев [4, 7].
Патологияпостцентральных зон коры головного мозга обуславливает моторную афферентнуюалалию. У детей нарушена глубокая проприоцептивная чувствительность, в силучего дефектно формируется артикуляционное представление действия; сочетается снедоразвитием всего представления действий: общего, ручного, пальчикового,мимического. У детей имеется потребность в речевом общении с окружающими [5,9].
Увсех детей с моторной алалией разнообразная неврологическая симптоматика,которую следует учитывать при речевых и двигательных нарушениях: повышаетсявнутричерепное давление, лёгкая сглаженность носогубной складки, слабостьлицевого, подъязычного и в целом черепно-мозговых нервов, что обуславливаеткартину центральных параличей и парезов артикуляционной мускулатуры. Симптомыпирамидной недостаточности (изменений тонуса) и недоразвитие моторикивыражаются в нарушениях походки, сутуловатости, слабости правой руки (многиедети пользуются левой рукой). Дети проявляют неуравновешенность и суетливость вповедении, двигательно беспокойны, невнимательны, не доводят игру до конца.Приобретая на логопедических занятиях определённый запас слов, детисамостоятельно не используют его в игре [1, 3].
Удетей с сенсорной алалией происходят нарушения двигательной сферы — общеедвигательное беспокойство; нарушения высших психических функций: неустойчивостьи истощаемость внимания (наступает через 5минут после начал работы), снижениеинтеллекта.
Приафазии нарушается двигательная сфера – неспособность перехода от однойартикуляционной позы к другой. В сенсорной системе происходят нарушениянеречевого слуха, более выраженные на левое ухо, чем на правое; может бытьдвусторонний слуховой дефицит для частот 25-1000Гц или двусторонняя частичнаяглухота в части тоновой шкалы, которая связана с частотой разговорной речи. Вцелом нарушения элементарного слуха не постоянны и зависят от общего поражениямозга. В эмоционально-волевой сфере – у одних больных наблюдается угнетениепсихики, состояние заторможенности; страха, смена настроения, негативизм, удругих – повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольствоокружающими; у третьих – безразличие к своим близким, апатия, безволие, они невыражают желания понравиться, вернуться к активной деятельности [10, 11].
Узаикающихся имеются свои особенности нарушения моторики [3, 11, 12]:
1)общая напряжённость мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливается прилогофобии.
2)нечёткость координации движений.
3)расхождение в моторике и речи: речь или запаздывает, или опережает движение.Речь запаздывает – когда задание надо выполнить после неожиданного сигнала –заикающийся не может вовремя произнести слово. Речь опережает – движение узаикающихся с чрезмерным напряжением мышц тогда, когда движение является дляних неожиданным, неавтоматизированным.
4)уловки, вспомогательные движения.
5)неровность воспроизведения ритма. Так как перед началом отстукиванияритмического рисунка возникает торможение в кисти руки (тонус); у других – рядпредварительных добавочных, многократных движений. Не доводят действие до концаи улавливают только зрительно.
6)заикающимся замедление моторного темпа даётся сравнительно легче, чемзамедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого.Связь между темпом речи и темпом движений можно создать атмосферу спокойствия иоблегчить больному переход к плавной, слитной речи.
7)у заикающихся отмечаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах– неустойчивость внимания, памяти, лёгкая отвлекаемость. Им не всегда удаётсявыполнить задание, состоящие из разных движений, которые выполняютсяодновременно. Они не могут запомнить большого числа движений.
Темповаязадержка речевого развития чаще всего возникает, если ребенок часто болеет,ослаблен, родители неправильно воспитывают его (например, почти неразговаривают с ним, игнорируют его, когда он хочет общаться). Ребеноклюбознателен, проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира.Поскольку такой малыш не может задавать вопросы, чтобы получить нужнуюинформацию, он часто подводит взрослого к интересующему его предмету, показываетна него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность [3,10].
Ребенокс темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно,без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников.Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовойречи. Чаще всего это происходит летом, когда ребенок получает большоеколичество новых впечатлений, а его организм крепнет. Однако многим детям нужен«пусковой толчок», чтобы они начали говорить. Таким стимулом могутстать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить,занятия по развитию речи у логопеда [1, 3, 11].
 
1.5Речедвигательная ритмика в системе воспитания и обучения дошкольников
Речедвигательнаяритмика – совокупность движений тела и речевых органов, способствующая снятиюнапряжения и монотонности речи [3, 15].
Раскованностьи непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений(корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и надвигательные свойства речевых органов [].
Раннееобучение и воспитание способствуют не только успешному исправлениюсуществующего дефекта, но и могут предупредить появление вторичных дефектов [8,13, 18].
Речедвигательнаяритмика предполагает использование связи движений и речи. Имеется в видувключение речедвигательной ритмики в любую реабилитирующую методику воспитанияи обучения детей, как развивающихся в норме, так и с различными отклонениямипсихофизического развития, с речевой патологией [1, 3, 5, 7].
Речедвигательнаяритмика занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучениидетей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекциидвигательной сферы. Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляюткостно–мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильнуюосанку, походку, грацию движений [1, 14, 16].
Этаритмика способствует формированию двигательных умений и навыков,пространственных представлений и способности произвольно передвигаться впространстве относительно других людей, развитию ловкости, координациидвижений.
Сиспользованием речедвигательной ритмики развиваются внимание и память,оптико-пространственное представление, темпоритмическая переключаемость икоординация движений, а так же развитие и коррекция речи: воспитание ритма итемпа дыхания и речи [5, 6].
Важнейшейзадачей, определяющей особую значимость речедвигательной ритмики как одного иззвеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей сречевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания,перевоспитания и устранения речевых нарушений [15, 16].
Результатынаучных исследований позволяют более полно учитывать психофизиологическиеособенности людей разного возраста, имеющих нарушения речи: возможностиработоспособности, реабилитационный двигательный потенциал, степеньутомляемости, интересы и потребности, уровень речевого общения. В соответствиис этим речедвигательная ритмика разрабатывает содержание логоритмическоговоспитания в комплексе с речевыми коррекционными методиками илечебно-оздоровительными мероприятиями [3, 7, 12, 14, 15].
Вовсех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда имузыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребёнка, на егоперевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорнойсферах, на развитие или восстановление речи. Обращается внимание на овладениевзрослыми и детьми двигательными навыками, на умение ориентировать вокружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активнопреодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Развитиедвижений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостныйвоспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций идальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка (взрослого)собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развитияпамяти [1, 5, 8, 15, 20].
Средствамиречедвигательной ритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях;упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующиемышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения;речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующиечувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувствомузыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре намузыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыминарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческойинициативы; заключительные упражнения [1,3]
Средстваречедвигательной ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихсяритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий,лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевойдеятельности людей с речевой патологией [5, 15].
Упражненияна развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильноедиафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Ихможно сочетать с движениями рук (вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – напояс, вверх на голову и т.д.), туловища (вправо – влево, наклоны вперёд,круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты) [5, 15, 17].
Вупражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый навыдохе [17].
Вработе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделитьобщеразвивающие и коррекционные упражнения.
Общеразвивающиеупражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцыспины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. Похарактеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки,мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются силадвижений, ловкость, чёткость, быстрота реакций, глазомер. Особое вниманиеследует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие(при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле),малые (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движенияхчередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжении с мышц,когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка [1, 2, 5, 7, 13].
Коррекционныеупражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития,формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лёжа наживоте, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастическойстенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничнойпирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку.Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходедругих упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры(дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска,скамейка), по подвижности (мостик – качалка), по расположению в пространстве(горизонтальная или наклонная доска или скамейка). Эти упражнения выполняютсяпод спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на началои окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесияиспользуется следующее: кружение на месте переступанием, с последующимприседанием по звуковому сигналу, а так же остановка во время ходьбы и бега позвуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание черезпредметы (кубики, палки, рейки, канат) [5, 16].
Положительнымиособенностями применения физических упражнений является:
1)универсальность (в организации нет ни одного органа, который не реагировал бына движение).
2)отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальныхфизических нагрузок).
3)возможность длительного применения, которое не имеет органического перехода излечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯИССЛЕДОВАНИЯ
2.1Задачи исследования
Длярешения поставленной цели были определены следующие задачи:
1)оценить значимость влияния физических упражнений на логопатологию.
2)разработать комплекс упражнений, способствующих уменьшению речевой патологии.
 
2.2 Методы исследования
Длярешения поставленных задач нами были использованы следующие методыисследования: проба «Ромберга». Она применятся для оценивания статическогоравновесия. Используются два положения: 1)«пяточно-носочное»; 2) усложнённое«аист».
Схематестирования:1) поза «пяточно-носочная» — испытуемый должен стоять так,чтобы его ступни были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носкадругой, глаза закрыты, руки вытянуты в стороны. Определяется время устойчивостив этой позе. 2) поза «аист» — испытуемый должен стоять на одной ноге, другаясогнута в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорнойноги, руки вытянуты вперёд, глаза закрыты. Определяется время устойчивости вэтой позе.
Динамометриярук.Она позволяет определить степень развития силовых качеств кистей удетей с нарушением речи. Схема тестирования: испытуемый должен стоятьровно, выпрямив спину. При этом, держа сначала в правой, а затем выпрямленной всторону руке динамометр. Затем выполняет сдавливание динамометра.

2.3Организация исследования
Изучениевлияния физических упражнений на дошкольников с речевой патологией проводилосьна базе центра развития ребёнка «Гармония» в период с октября 2009 г. по март2010 г. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста в количестве6 человек.
Детямбыл предложен комплекс упражнений речедвигательной гимнастики, который проводился4 раза в неделю по 15 минут на логопедических занятиях (приложение 1).Упражнения проводились в игровой форме.
Исследованиепроводилось в 3 этапа:
Напервом этапе (октябрь — ноябрь 2009) осуществлялся анализ научно – методическойлитературы. Были собраны сведения, позволяющие установить реальное состояниеизучаемого вопроса. На основании этого была разработана цель, задачи и методыисследования.
Навтором этапе (ноябрь 2009 — март 2010) проводилось педагогическое тестирование,с интервалом между первым и вторым тестированием в 5 месяцев.
Натретьем этапе (март 2010) изучались результаты исследования, проводиласьобработка данных, анализ и обобщение полученных результатов, формулировалисьвыводы исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Дляизучения влияния физических упражнений, в частности речедвигательнойгимнастики, на дошкольников, имеющих речевую патологию, была исследованастепень развития силовых показателей у детей с логопатологией.
Результатыисследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Степеньразвития силовых показателей у детей с нарушениями речиФ.И.О. Динамометрия правой руки, кг Динамометрия левой руки, кг До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Иван Н. 9,5 10,1 7,6 8,9 Антон Ш. 9,9 10,4 8,4 9,7 Матвей Л. 7,5 8,3 6,5 7,7 Глеб П. 8,6 9,1 7,3 8,4 Сергей Ш. 8,9 9,8 7,9 8,7 Егор С. 8,4 9,0 7,3 8,5
Первоначальноетестирование показало, что уровень развития силовых показателей детей слогопатологией находится на низком уровне. Отмечено, что сила правой кистибольше, чем сила левой кисти. Возможно, это обусловлено тем, что у детейведущей является правая рука.
Послеприменения комплекса упражнений речедвигательной гимнастики показателидинамометрии улучшились, как правой руки, так и левой. У двух детей показательразвития кистевой динамометрии на правой руке улучшился на 0,6 кг, у одногомальчика – на 1 кг, у двух детей сила правой кисти увеличилась на 0,7 кг.Прирост показателя силы правой кисти составил 0,65 кг (рис. 1).
/>
Рис.1. Степень развития силовых показателей правой кисти у детей с нарушениями речи
Показателидинамометрии левой кисти показали больший прирост по сравнению с показателемдинамометрии правой кисти (рис. 2).
/>
Рис.2 Степень развития силовых показателей левой кисти у детей с нарушениями речи
Так,у трёх детей из шести сила левой кисти увеличилась на 1,3 кг, у двоих – на 1,2кг, у одного ребёнка показатель улучшился на 1,1 кг. В среднем приростпоказателя силы левой кисти в данной группе детей составил 1,15 кг.
Сравниваярезультаты степени развития силовых показателей у детей с нарушением речи до ипосле проведения комплекса речедвигательной гимнастики, можно констатировать,что произошло увеличение динамометрии правой и левой кисти на 7% (0,65 кг) и15,3% (1,15 кг) соответственно (рис. 3).
/>
Рис.3 Средние показатели степени развития кистевой силы у детей с нарушениями речи
Дляоценивания статического равновесия детей с речевыми нарушениями использовали«пробу Ромберга» в двух положениях: «пяточно-носочное» и усложнённое «аист».
Первоначальноетестирование (табл. 2) показало, что уровень развития статической координации удетей с нарушениями речи очень низкий. Пяточно-носочная проба вызвалазатруднение в выполнении упражнения. Среднее значение показателя теста доэксперимента составило 1,5 с. Проба «аист» затруднений в выполнении не вызвала,однако показатель статической координации также невысокий – в среднем 1,3 с.
Послепроведения речедвигательной гимнастики показатели статической координациинемного улучшились, но не у всех детей произошло улучшение показателя.
Таблица 2
Уровеньразвития статической координации
удетей с нарушениями речиФ.И.О. Проба Ромберга, пяточно-носочная, с Проба Ромберга, «аист», с До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Иван Н. 2 2 1 2 Антон Ш. 1 2 1 2 Матвей Л. 1 1 1 1 Глеб П. 2 3 2 3 Сергей Ш. 2 2 2 2 Егор С. 1 2 1 2
Впяточно-носочной пробе только у троих детей из шести показатель улучшился на 1с. У остальных детей разница между первичным и повторным тестированиемотсутствует. Среднее значение показателя теста после эксперимента составило 2с. Прирост показателя составил 0,5 с.
Впробе «аист» двое детей из шести не улучшили своих результатов по сравнению спервоначальным тестированием (табл. 2). Это те же дети, которые впяточно-носочной пробе не улучшили результат тестирования. Четверо детей улучшилипервоначальный результат на 1 с. После эксперимента среднее значение показателя– 2 с. В пробе «аист» прирост показателя составил 0,7 с.
Сравниваярезультаты тестирования статической координации у детей с нарушением речи до ипосле проведения комплекса речедвигательной гимнастики, можно констатировать,что произошло небольшое увеличение показателя. Возможно, это связано не толькос возрастными особенностями дошкольников, но и с наличием у детей данной группыречевой патологии, которая выражается в нарушениях координации,переключаемости, общих движений [14, 16].
Входе проведения занятий речедвигательной гимнастикой были отмеченыположительные тенденции в коррекции речевой патологии. Координация движенийстала приобретать четкость. Снизилось расхождение в моторике и речи. Замедлениеречевого и моторного темпа способствовало переходу к плавной, слитной речи.
 

ВЫВОДЫ
 
1. Анализнаучно-методической литературы показал, что речевая деятельность накладываетотпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевойсферы детей, а роль физического воспитания в современном дошкольном образованиистановится всё более значимой и актуальной.
2. Разработанныйкомплекс упражнений речедвигательной гимнастики создает благоприятныепредпосылки для коррекции физических качеств детей дошкольного возраста снарушениями речи.
3. Сравниваярезультаты степени развития силовых показателей у детей с нарушением речи до ипосле проведения комплекса речедвигательной гимнастики, можно констатировать,что произошло увеличение динамометрии правой и левой кисти на 7% (0,65 кг) и15,3% (1,15 кг) соответственно.
4. Результатытестирования статической координации у детей с нарушением речи до и послепроведения комплекса речедвигательной гимнастики, показали, что произошлонебольшое увеличение показателей – 0,5 с и 0,7 с для пяточно-носочной пробы ипробы «аист» соответственно.
5. Были отмеченыположительные тенденции в коррекции речевой патологии — координация движенийстала приобретать четкость, снизилось расхождение в моторике и речи, замедлениеречевого и моторного темпа способствовало переходу к плавной, слитной речи.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Алябьева, Е.А.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2005. – 170 с.
2. Велитченко, В.К.,Физкультура для ослабленных детей. – М.: Терра-спорт, 2000. – 166 с.
3. Воронова, А.Е.Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 205 с.
4. Волкова, Г.А.Методика обследования нарушений речи детей. – СПб.: Речь, 1993. – 70 с.
5. Волкова, Г.А.Логопедическая ритмика: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
6. Горбунова, О.В.Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходеэксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивнаяфизическая культура. — 2008. — №3 (35) – С.45
7. Дмитриев, А.А.Физическая культура в специальном образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.
8. Климова, Е.В.,Гребенникова, И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми,имеющими нарушения осанки и дефекты речи //Адаптивная физическая культура. –2009. — №2 (38) – С.6
9. Коррекционнаяпедагогика: Основа обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов,С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. — 3-е изд., доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.
10.  Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основыдефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.
11.  Логопедия: Учеб. для студ. дефектол.фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
12.  Макаренко, О.И., Саратова, Д.Н.Изучение системы ценностных ориентаций учащихся с нарушением речи // Адаптивнаяфизическая культура. — 2008. — №2 (34) – С. 12
13.  Метельская, Н.Г. 100 физкультминутокна логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
14.  Мишарина, С.Н., Саратова, Д.Н. Оценкапсихофизического развития и двигательной подготовленности заикающихся издоровых дошкольников 5-6 лет // Адаптивная физическая культура. — 2007. — № 2(30) – С. 34
15.  Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмикав системе воспитания и обучения ребенка // ЛФК и Массаж. — 2003. — №2 (5) –С.32
16.  Соловьева, Т.В.Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями сдошкольниками, имеющими нарушения речи // Адаптивная физическая культура. — 2006. — №3 (27) – С.57
17. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.
18.  Технологии физкультурно-спортивнойдеятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие /Авторы-составители О.Э.Аксёнова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. – М.:Советский спорт, 2004. – 296 с.
19.  Теория и организация адаптивнойфизической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История иобщая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
20.  Хрестоматия по возрастной психологии[Текст]: учеб. пособ. – 2-е изд., испр. – М. Изд. МПСИ; Воронеж; Издат. НПО«МОЖЭК», 2003. – 400с.
21.  Черник, Е.С. Физическая культура вовспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,1997. – 320 с.

Приложение1
 
Упражнение«Ёжик»
Гонит ветер в небе тучки
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Тащит ёж к своей норе.
Дети поднимают руки над головой и выполняют ими движения вправо-влево. Взгляд направлен в левый верхний угол стены на картинку с изображением неба в тучах.
Выполняют движения вправо-влево вытянутыми вперёд руками: Взгляд направлен в правый нижний угол на картинку с изображением осенних листьев.
На вертикально поставленный кулачок одной рукой опустить округлённую ладонь другой. Затем поменять руки. Взгляд – в левый нижний угол на картинку с изображением гриба.
Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих руку соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки. Взгляд – в правый верхний угол стены на картинку с изображением ежа.
 
Упражнение«Падают, падают листья»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья.
В воздухе вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Поднимают дети руки вверх и медленно опускают их, быстро шевеля пальцами.
Кружатся с поднятыми руками.
Ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы (головка птицы). Помахать кистями рук с сомкнутыми или разведёнными пальцами (крылья).
Бегают по кругу на носочках,
помахивая, отведёнными в стороны, руками, словно крыльями.
 

Упражнение«Осенью в лесу»
Заходи в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые стоят,
Под берёзами грибочки
На нас глядят –
В корзинку прыгнуть хотят.
Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Поднимают руки вверх.
Приседают и на вертикально поставленный кулачок одной рукой опускают округлённую ладонь другой. Затем поменять руки.
Встают и пальцы переплетают «замочком». Ладони поворачивают вверх и слегка округляют, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).
 
Упражнение«Репка»
Расти большая, репка,
Вырастай крепкая,
Сладкая да белая,
Чтоб детвора поела!
Дети приседают и медленно поднимаются.
Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.
Ладошки прижимают друг к другу, пальцы переплетают; несколько раз сжимая и разжимая пальцы.
Хлопают в ладоши.
 
Упражнение«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он — один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердится на нас, беда,
Разбегайтесь, кто куда!
Округляют ладони дети, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга.
Сжимают и разжимают кулачки, а затем показывают один указательный палец.
Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих руку соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть.
Ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы (головка птицы). Помахать кистями рук с сомкнутыми или разведёнными пальцами (крылья).
Предплечье поставить вертикально, ладони под прямым углом к ним. Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу и опираются кончиками на подушечку большого пальца.
Средний и безымянный пальцы слегка согнуть и соединить с большим пальцем. Указательным и мизинец поднять вверх. Можно выполнить сразу двумя руками.
Сплетают и разъединяют пальцы рук.
Разводят руки в стороны.
Подносят ладони к щекам и качают головой.
Разбегаются в разные стороны.
 
Упражнение «Федорино горе»
…И бежит, бренчит, стучит сковорода:
— Вы куда? Куда? Куда?
Куда? Куда?
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Дети прыгают на месте. Руки слегка согнуты в локтях и вытянуты вперёд, пальцы переплетены, ладони повернуть к себе («сковорода»).
Правой рукой изображают вилку: большой палец и мизинец скрещены и прижаты к ладони, остальные пальцы выставлены вперёд.
Неплотно сжатые кулачки поочерёдно ставят один на другой.
Руки вытянуть вперёд ладонями вверх.
Слегка округлить их, мизинцы прижаты друг к другу, затем разъединяют ладони и вытягивают вперёд двумя «ковшиками».
Подскакивают на месте.
 
Упражнение«В магазине»
Мы пришли в магазин.
Мы купили: торт – один,
Плюшек – две,
Ватрушек – три,
А киви купили –
Сразу четыре!
Дети выполняют ходьбу на месте.
Вытягивают вперёд слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой. Показывают один палец.
Хлопают в ладоши 2 раза и показывают два пальцы, затем хлопают в ладоши 3 раза и показывают три пальца.
Вертят кулачками и показывают четыре пальца.
 
Упражнение«Мальчик строит дом»
Он увлечён своим трудом:
Из камня мальчик строит дом.
Сердитый ветер налетел,
Шёл град, но дом остался цел.
Лил дождь, был гром –
Не рухнул дом!
Дети постукивают кулачком о кулачок, держа сверху то один, то другой.
Ладони соединить под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх (труба).
Покачивают руками над головой.
Барабанят пальцами одной руки по ладони другой. Ладони соединить под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх (труба).
Поднимают дети руки вверх и медленно опускают их, быстро шевеля пальцами.
Ладони соединить под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх (труба).
 
Упражнение «Зайчик»
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку – бух!
А в ямке заинька сидит
И ушами шевелит.
Дети ходят друг за другом. Руки на поясе.
Прыгают с продвижением вперёд.
Приседают.
Округляют ладони, соединив большие пальцы у груди, а остальные – с внешней стороны.
Пальцы сжаты в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушками».
 
Упражнение«Хитрая лисичка»
Хитрая лисичка
Вышла погулять. Дети ходят по кругу;
Захотелось ей
Кого-нибудь поймать – Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в «замок». Или птичку, или рыбку, Ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы (головка птицы). Помахать кистями рук с сомкнутыми или разведёнными пальцами (крылья). Ладони поставить на ребро, сложить их вместе. Пальцы плотно сомкнуть. Шевелить плотно прижатыми кистями из стороны в сторону (рыбка плывёт). Или зайку, или мышку, Пальцы сжаты в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушками». Кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.
Но
Птички улетают,
Рыбки уплывают,
Зайки убегают,
Разводят руки в стороны.
Ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы (головка птицы). Помахать кистями рук с сомкнутыми или разведёнными пальцами (крылья). Двигая скрещенными руками по кругу.
Пальцы плотно сомкнуть. Шевелить плотно прижатыми кистями из стороны в сторону (рыбка плывёт). Движения рук от себя.
Пальцы сжаты в кулачок, а затем, выстави Мышки прячутся в нору.
в вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушками». Движения рук от себя.
Кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам. Хлопают в ладоши за спиной.
 
Упражнение «Строители»
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит.
Тот чего-нибудь да стоит!
Дети грозят указательным пальчиком.
Отряхивают с одежды воображаемую пыль.
Ударяют кулачком о кулачок поочерёдно то сверху, то сбоку.
Хлопают в ладоши, затем выбрасывают вперёд руки с поднятыми большими пальцами.
 
Упражнение«Шофёр»
Качу, лечу во весь опор,
Я сам – шофёр,
Я сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
Дети ходят по кругу и крутят воображаемый руль.
Вращают руками, сжатыми в кулачок, на уровне груди («мотор»).
Нажимают ногой на воображаемую педаль.
Выполняют лёгкий бег по кругу.
 
Упражнение«Хитрые грибы»
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзинку взял с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под берёзовые пни.
Ох, и хитрые грибочки!
Где же прячутся они? ...
Поставить ладони на ребро параллельно друг другу. Плавными движениями вправо-влево водить ладони вперёд.
Поднимают руки вверх, расставив пальцы.
Ладони поворачивают вверх и слегка округляют, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).
Вытягивают вперёд слегка согнутые в локтях руки, пальцы сцеплены в «замок».
Приседают, заглядывая под воображаемые пни и кочки.
на вертикально поставленный кулачок одной рукой опускают округлённую ладонь другой. Затем поменять руки.
Разводят руки в стороны, качая головой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.