Реферат по предмету "Общая психология"


Профессионально-психологические требования к личности работника

1. Психологический потенциал работника органов правопорядка и его основные структурные компоненты
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в числопрофессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Уставблагочиния или полицейский", значительную часть которого составлял "Наказ управе благочиния". В "Наказе управе благочиния"были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника):
1) здравый рассудок;
2) добрая воля в отправлении порученного;
3) человеколюбие;
4) верность к службе императорского величества;
5) усердие к общему добру;
6) радение о должности;
7) честность и бескорыстие.
Можно говорить о психологическом потенциале работника органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации профессиональныхфункций. Структурно такой психологический потенциал образуется из:
1) индивидуальной профессиональной концепции;
2) морально-психологических качеств;
3) познавательных и интеллектуальных качеств;
4) эмоционально-волевых качеств;
5) коммуникативных качеств.
1. Индивидуальная профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональнаяконцепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания,способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном видераскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.
2. Морально-психологические качества. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речьидет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другомучеловеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга;профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдениезаконности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д.
3. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получить достаточнуюинформацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т. д. Профессиональная память работника на лица, внешностьчеловека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и т. д. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышлениеработника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др.
4. Эмоционально-волевые качества. Деятельность работника органов правопорядка связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Средистресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности,связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотелбы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своейдеятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат впрофессиональном коллективе и др. Работнику следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность,настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др.
5. Коммуникативные качества. Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия:
* организованность;
* уверенность;
* независимость;
* скромность;
* установка на сотрудничество;
* готовность к помощи;
* сочувствие;
* обязательность;
* владение техникой общения;
* чуткость; отзывчивость;
* заботливость;
* справедливость;
* искренность в общении;
* активность в совместной деятельности;
* общительность;
* последовательность;
* тактичность.
Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества:
* скептицизм;
* застенчивость;
* покорность;
* сверхконформность;
* переоценка своих возможностей;
* агрессивность;
* стремление к доминированию;
* самодовольство;
* обособленность;
* вспыльчивость;
* обидчивость;
* недоверчивость;
* подозрительность;
* робость;
* грубость;
* снисходительность;
* замкнутость;
* скрытность.
2. Профессиональная деформация работников органов правопорядка, ее профилактика и преодоление
Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника правопорядка под влиянием рядаотрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействиес правонарушителями нередко содержат в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника органа правопорядка. При отсутствии у работникадостаточного уровня психологической и нравственной устойчивости развитие его профессиональной деформации является часто наблюдаемой тенденцией. При этомследует отметить, что профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.
В психологической литературе выделяют три группы факторов (Буданов А. В. ,1992), ведущих к образованию профессиональной деформации: факторы,обусловленные спецификой деятельности органов правопорядка; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера. К факторам,обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:
* детальную правовую регламентацию деятельности, чтонаряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализацией деятельности, элементам бюрократизма;
* наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в их злоупотреблении и необоснованном использовании;
* корпоративность деятельности, которая может служить причиной изоляции органов правопорядка и их отчуждения от общества;
* повышенную ответственность за результаты своей деятельности; психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил и т. д.;
* экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и т. д.);
* необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использованию уголовных жаргонов, обращение по кличкам и т. п.).
Среди факторов, отражающих особенности сотрудников правопорядка, следует назвать:
* неадекватный возможностям работника уровень притязанийи завышенные личностные ожидания;
* недостаточную профессиональную подготовленность;
* специфическую связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности работника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);
* профессиональный опыт;
* профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушений закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, "глобальной" подозрительности и т.п.);
* особенности социально-психологической дезадаптации личности работника органов правопорядка, приводящее к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и т.п.;
* изменение мотивации деятельности /потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и т.п./.
К факторам социально-психологического характера обычно относят:
* неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
* конфликтные отношения и моббинг в общении сотрудников органа правопорядка;
* неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и т.д.);
* низкую общественную оценку деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов правопорядка, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в нужности своей профессии.
Таким образом, можно заметить, что профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение справонарушителями, решение задач, применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношенияс руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Основные проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка. Первая группа проявлений связана с деформацией индивидуальнойпрофессиональной концепции работника и появление в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ееорганизационной структуре.
Исследования позволили выявить 6 подобных стереотипов. (См. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты.Авт. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук - М.: Академия управления МВД России,1998, с.20-21). Стереотип "начальник должен быть жестким, твердым,настойчивым". Этот стереотип меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приоритетностиприказного общения перед иными формами контактов, деформирует систему управленческих воздействий.
Стереотип "начальник всегда прав". Проявления этого стереотипа отрицательно влияют на самостоятельность решений и суждений работника,формируют безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
Стереотип догматического следования приказам. Установка на бездумное выполнение любого приказа начальника, не задумываясь о его последствиях, частоведет к внутриличностным конфликтам при условии наличия своего собственного мнения о необходимости действовать по другому.
Стереотип "маленького человека". Этот стереотип прямо связан с самооценкой и уровнем притязаний работника. Часто он ведет к снижению своейпрофессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию своих собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
Стереотип "оптимального" ролевого поведения. Он часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям иконкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого,проявления настойчивости в аргументации единственной версии преступления, выдвинутой работником и т.д.
Стереотип "нахождения виновного". Этот стереотип оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказания и т.п. При этом работа повыявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план и ее недостатки остаются неизвестными.
Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействии с объектом деятельности (правонарушителем) идругими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешнейсреде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:
1) уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;
2) наличие установки на "обвинительный уклон" по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценкедругих людей, их действий и поступков;
3) "правовой нигилизм", который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольномтолковании закона и подзаконных нормативных актов;
4) "правовой ригоризм", представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мернаказания безотносительно к особенностям его личности и ситуации совершенного правонарушения;
5) стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;
6) перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;
7) усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своейдеятельности;
8) "упрощение делового общения", выражающиеся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на "ты", применениивыражений, оскорбительных для других людей и т.п.;
9) наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологическоговлияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.
10) педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.
Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:
1) "потеря инициативы в работе", выражающейся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньевуправления и забвения своих личных должностных обязанностей и ответственности;
2) установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности,"имитация активной деятельности";
3) переоценка "старых", привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
4) установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;
5) профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающийрезультаты совместной деятельности.
Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности:рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорблениязадержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.);изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации работников органов правопорядка. Профилактика профессиональной деформации представляет собойсовокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого,воспитательного) характера.
К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести:
* выработку у сотрудников профессионального иммунитета ивысокой культуры в работе;
* развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;
* формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;
* совершенствование стиля и методов управления персоналом;
* формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10
3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. "Энергия", 1902
4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:Академия управления МВД России,1998
5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986
6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2
8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995
9. Джемс У. Психология - М.:1922
10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова- М.:"Юрист",1995
11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979
12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК",1994
13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.