Федеральное агентство по образованию
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Кафедра «Политологии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Политология»
На тему: «Политическая власть»
УФА-2009
Содержание
Введение
1. Политическая власть как объект политологического анализа
2. Типология политической власти
3. Легитимность власти
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Власть — весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида — власти политической, или государственной.
Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.
1. Политическая власть как объект политологического анализа
Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.
Власть— это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.
Власть— это политическое господство над людьми.
Власть— это система государственных органов.
Власть— это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Власть— это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.
Власть — одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни — в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.
Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».
Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).
Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.
Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.
Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.
Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.
Принуждение— это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.
В Конституции Российской Федерации утверждается, что "… Россия есть демократическое федеральное правовое государство...". Задача правового государства — строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.
Характерные признаки власти:
доминирование властной воли;
наличие особого аппарата управления;
суверенитет органов власти;
монополия на регламентацию жизни общества;
возможность принуждения в отношении общества и личности.
Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:
право;
авторитет;
убеждение;
традиции;
манипуляции;
принуждение;
насилие.
В чем же заключается необходимость политической власти?
Во-первых,власть инклюзивна (от лат. «инклюзере» — включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.
Во-вторых,власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.).
В-третьих,власть необходима для организации общественного производства.
В-четвертых,власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.
В-пятых,поддерживает целостность и единство общества как социального образования.
В-шестых,власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.
Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:
анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
репрессивная функция — надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными — воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.
К отличительным признакам политической власти относятся:
легальность в использовании силы;
верховенство — обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.
2. Типология политической власти
Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном. --PAGE_BREAK--
Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как следующие функционально действующие уровни:
Макрополитическая система высших инстанций (правительство и его органы, высшие партийные органы и т.п.).
Мезовласть— власть среднего звена.
Микроуровень власти — власть внутри малых групп; самоуправление.
Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типологию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования.
Типология политической власти по следующим признакам:
По степени институциализациивласть различают:
Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;
Неинституционная, неформальная власть — власть в малых неформальных группах.
По объему прерогатив власти различают:
международная власть всемирных организаций;
международная власть союзов, блоков стран;
власть государства во внешнеполитических отношениях;
государственная власть;
ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).
По субъекту власти:
личная (царская, королевская, президентская и т.п.);
коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);
парламентская;
правительственная;
судебная.
По структуре правящего субъекта власть различается:
единоличная (монарх, диктатор);
единоначальная (президент, премьер-министр);
полиархическая (группа власти, олигархия).
По применяемым методам выделяются:
власть-господство;
власть-насилие;
власть-авторитет;
харизматическая власть и др.
По режиму правления:
демократическая;
авторитарная;
деспотическая;
тоталитарная;
бюрократическая и др.
По социальному типу:
рабовладельческая;
феодальная;
капиталистическая;
социалистическая.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.
3. Легитимность власти
Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами:
•благодаря традиции
• в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой политики пришли к власти
• на базе харизмы, т.е. веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства.
Общество не может существовать без власти, то устанавливается определенный властный режим (от лат. «режиме» — управление).
Политический режим (от лат. «режим» — порядок управления) — это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.
Политология выделяет четыре основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, либеральныйи демократический(таблица 1).
Таблица 1 — Характеристика политических режимов
Критерии
Режимы
Демократический
Тоталитарный
Авторитарный
Законодательство
Развитая система демократических законов
Система законов минимальна
Система законов мало разработана
Полномочия главы государства
Строго ограничены законом
Фактически не ограничены
Практически не ограничены
Представительные органы
Имеют широкий круг полномочий
Марионеточны
Марионеточны или отсутствуют
Принцип разделения власти
Реализован
Формально признается
Отвергается
Полномочия местных органов власти
Максимальные
Формально широкие
Минимальные
Партии
Многопартийность
Правящая партия огосударствленна
Одна массовая политическая партия
Идеология
Политический плюрализм
Господство одной идеологии
Одна официальная идеология
Права и свободы
Разрешено все, что не запрещено законом
Запрещено все, что не разрешено законом
Разрешено все, что не имеет отношения к политике
Карательные органы
Строго регламентированы законом
Осуществляют массовые политические репрессии
Осуществляют тайный политический сыск
Оппозиция
Действует легально
Запрещена
Отрицается
Либеральный и демократический режимы похожи, поэтому в таблице дана характеристика лишь демократического режима. Принципиальная разница заключается в том, что либеральная власть позволяет обществу и социальным группам влиять на принимаемые решения, а демократическое общество само выбирает носителей власти.
С этими положениями тесно связано понимание легитимности власти. Что же такое легитимность (от лат. «легитимус» — законный)?
Легитимность(применительно к власти) — это общественное признание, одобрение, законность власти.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз выделить основное данной работы. Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений.
Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.
Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.
Список использованной литературы
1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. – М.: Юнити-Дана, 2007.
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – Новосибирск: Изд-й центр «Академия» 2005.
3. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. – М.: Наука, 2007.
4. Политология. Учебное пособие / Под ред. М.А. Василика. – СПб.: Питер, 2007.
5. Федосеев А.А. Введение в политологию. – СПб.: Питер, 2004. Ссылки (links):
www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/termin.htm#l3