Реферат по предмету "Педагогика"


Задачи, особенности, содержание и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

КУРСОВАЯРАБОТА
Задачи,особенности, содержание и методика физического воспитания детей дошкольноговозраста

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1. Общаяхарактеристика двигательной активности детей 3-7 лет и механизмов ееобеспечения
1.1 Физическое развитиедошкольника
1.2 Содержание физическоговоспитания
Глава 2. Особенностиметодики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет
2.1 Специфика задачфизического воспитания детей 3-7 лет
2.2 Специфика средстввоспитания детей 3-7 лет
Выводы
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитаниедетей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачейобщественного воспитания. Успешное решение этой задачи определяется уровнемподготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений,возможностью использовать в своей работе лучший опыт физического воспитания.
Для решения задачфизического воспитания нужно знать особенности детского организма в возрасте от3 до 7 лет, и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения ивоспитания. Очень важно понять, что под влиянием различных средств физическоговоспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физическихупражнений) укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируютсядвигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия дляосуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Для этого необходимоовладеть и методикой проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики,подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию дошкольников испланировать их проведение.
Планирование работы пофизическому воспитанию и учет ее результатов позволяют проверить эффективностьфизических упражнений, методов обучения в решении поставленных задач.
Физическое воспитаниедетей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в соответствии с «Программойвоспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразныи тесно связаны между собой, а также с музыкальным и эстетическим воспитанием,развитием речи и т.д. Их цель заключается в совершенствовании основныхдвижений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать вколлективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.
Для успешного физическоговоспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитыватьособенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений наорганизм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зренияфизиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировкуупражнений.
Как известно,двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервнойдеятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль средикоторых принадлежит факторам физического воспитания.
У детей дошкольноговозраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательногоанализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, нозакрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются.Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются,поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональныйхарактер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возрастапроцессы возбуждения преобладают над торможением.
 Следовательно, детямэтого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательныхумений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способностьориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развиватьактивное торможение.
Задачи курсовойработы:
1. Раскрыть общиеположения по воспитанию двигательной активности детей 3-7 лет.
2. Выявить методическиеособенности занятий физической культурой детей 3-7 лет.
методика воспитаниефизкультура дошкольник

ГЛАВА 1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-7ЛЕТ
 
1.1ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКА
 
У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условныесвязи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность,совершенствуются психофизические качества.
Таким образом, понимание особенностей развития нервной системыребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять исовершенствовать его нервную систему.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяютсяпоказатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, груднойклетки.
За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.
Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению смассой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалогоребенка.
Окружность грудной клетки при рождении 32-34 см. В течение первых 3-4месяцев жизни она увеличивается на 2,5 -3 см в месяц, затем прирост ееснижается.
В конце года она составляет около 0,4-0,5 см в месяц, за первыйгод окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см. Примерно такжепроисходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного возраста.
Величина окружности грудной клетки зависит от физического развитияи подготовленности ребенка.
Окружность головы при рождении ребенка примерно 34—35 см. В течениепервых 9 месяцев она увеличивается на 3—3,5 см в квартал.
В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2— 3года жизни на 1—1,5 см в год (Э.Я.Степаненкова, 2001). Изменение окружностиголовы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Подвоздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитиеребенка, его телосложение, но и развитие, и совершенствование массы головногомозга.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие,гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным,так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуютвнимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви всоответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет.Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного возраста. В этот периодформируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника.Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет наформирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов,дыхательную и нервную системы. 8-образный изгиб позвоночника предохраняетскелет от травм при выполнении физических упражнений.
В дошкольном возрасте происходит формирование свода стопы. Ононачинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенкомходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играютфизические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитиеммускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.
Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно,она составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенкаувеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Подвоздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.
В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше,чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бываютнеправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей,увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 — 4кгв младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15кг к 7 годам. С 4 летпоявляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительноувеличивается становая сила — сила мышц туловища.
на увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17 кг 3—4года. Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцыжизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннемвозрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.
Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение дляформирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный«мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Этоявляется результатом, как регуляторного функционирования центральной нервнойсистемы, так и положительным воздействием физических упражнений. Присистематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечнойнагрузки у детей от 4 до 7 лет происходит более интенсивное развитиедвигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности. Свозрастом отмечается увеличение тонуса напряжения мышц спины и живота, чтоявляется результатом не только улучшения регуляторной функции центральнойнервной системы, но и положительного влияния тренировки физическимиупражнениями.
По мере того, как улучшается мышечный тонус, совершенствуетсярефлекторная регуляция расслабления и напряжения отдельных групп мышц, которыепридают телу определенную позу, у ребенка вырабатывается осанка.
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпеваетморфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у3—4-летнего до 92,3г — у 6—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений,повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление: на первомгоду жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно ужев пределах 80/50— 110/70 мм рт.ст.
По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первогогода жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего —25 — 30, а в 4—7 лет —22—26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Этосвидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессеразвития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности:повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствованиеорганизма.
В процессе возрастного развития ребенка установлены критическиеэтапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных отсмежных возрастов. Происходящая в текущем столетии акселерация (ускорение)роста и развития коснулась и детей дошкольного возраста: дети этого возраста ианатомически и функционально как бы старше своих сверстников прежних лет. Раньшепроисходит смена молочных зубов на коренные. Если несколько десятилетий назадначало прорезывания постоянных зубов приходилось на возраст 6 лет 2 месяца-6лет 4 месяца, то в настоящее время уже в 5 лет около 40% детей имеют по 1—4постоянных зуба (Э.Я.Степаненкова, 2001).
Некоторый рост отмечается и по ряду функциональных показателей.Известно, что, чем дети старше, тем меньше у них частота сердечных сокращений идыхания. И если раньше пятилетним детям была свойственна частота пульса 98—100ударов в минуту, то теперь средняя частота — 97 ударов. Средней частотойдыхания в шестилетнем возрасте признавалась 26 вдохов в минуту, сейчас — 23.
Соответственно возросли и показатели развития двигательныхкачеств. Так, если скорость бега на 30 м у детей пятилетнего возраста в 50-хгодах составляла 3,55м в секунду, то в 1968—1970 гг. она составляла уже 3,7 или4,00м в секунду.
Центральная нервная система. Развитие высшей нервной деятельности удетей внешне проявляется их поведением, психическими реакциями, овладениемкультурно-гигиеническими навыками, статическими и двигательными.
В 3 года ребенок активно знакомится с окружающей средой, у негоразвивается самосознание, он говорит о себе уже в первом лице. Ребенок ужехорошо различает все цвета и узнает предметы по картинкам. Заметно усиливаетсяориентировочная реакция, которая проявляется множеством вопросов об окружающихпредметах. В этом же возрасте вырабатываются особенности поведения ребенка,создаются привычки и начинают формироваться некоторые элементы характера(Г.П.Юрко, Р.Г.Сорочек и др.; 1963). В соответствии с развитием мышления идет иразвитие речи. Быстро увеличивается словарный запас ребенка, он говорит сначалапростыми, а затем и сложными фразами. На 3-4 году, запоминая речевые шаблоны,ребенок начинает правильно ставить падежи, речь принимает осмысленный характер.
Ребенок активно проводит время своего бодрствования, причемзначительная его часть проходит в творческих играх. В этом возрасте значительноулучшаются и двигательные умения ребенка.
На 4-5 году жизни совершенствуется вторая сигнальная системаребенка: улучшается не только понимание чужой речи, но и собственная речь,чистота произношения. В знакомстве с окружающим, в поведении и поступкахребенка большое значение имеет подражание, но продолжает развиваться итворческая деятельность по собственному замыслу. Благодаря сравнительнобыстрому образованию условных связей при разнообразных, специально создаваемыхили случайных, ситуациях у ребенка возникают различные навыки и привычки.Полезность и целесообразность этих навыков и привычек определяется условиямибыта и воспитанием. На 5-6 году жизни появляется способность к обобщениюконкретных образов, к логическому развитию мысли.
Исследования морфологии центральной нервной системы показывают,что дифференцировка клеток коры головного мозга в основном заканчиваетсяпримерно к 7 годам и дальнейшее совершенствование реакций нервной системыпроисходит главным образом за счет образования новых условных связей.
Период бодрствования детей дошкольного возраста становится ещеразнообразнее: он включает в себя индивидуальные и коллективные игры, занятияпо развитию речи, счету, рисованию, лепке, конструированию, музыке, а такжеобязательные занятия по развитию движений. В этом возрасте детям особенносвойственна большая физическая активность: они неусидчивы, нуждаются в частойсмене видов деятельности. Быстро совершенствуются движения, особенно припроведении систематических занятий.
В поведении детей дошкольного возраста находят отражениетипологические особенности высшей нервной деятельности. Главными критериями,определяющими тип нервной системы, являются свойства процесса возбуждения ипроцесса торможения и их сила, подвижность и уравновешенность.
Сила нервных процессов выражается в преобладании бодрогонастроения, решительности поступков, умении сосредоточиться на занятиях, впрочности приобретенных навыков, большой выносливости, хорошей адаптации вновых условиях, устойчивости к неблагоприятным условиям. Показателями слабостинервных процессов являются преобладание грустного настроения ребенка,чрезмерная боязливость, нерешительность, плохая способность к сосредоточениювнимания на определенном действии, слабое усвоение навыков, быстраяутомляемость, пониженная сопротивляемость неблагоприятным влияниям.
Но и независимо от акселерации функциональные возможности детейдошкольного возраста — и умственные и физические — выше, чем было принятодумать. И это нужно учитывать, чтобы обеспечить оптимальное развитие детей,искусственно его не ускоряя и не тормозя.
За дошкольный период происходит выраженная перестройкадеятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный иэффективный уровень функционирования, в связи, с чем возрастают функциональныевозможности детей при выполнении мышечной деятельности.
 В процессе тренировки совершенствуются ответные реакциидыхательной системы. При мышечных нагрузках увеличение легочной вентиляциипроисходит за счет углубления дыхания, а не его учащения. Те же объемыпотребления кислорода обеспечиваются при меньшей легочной вентиляции.
При этом отмечается более экономная деятельность основныхэнергообеспечивающих систем — сердечно — сосудистой и дыхательной, котораяопределяется не только особенностями возрастного развития, но и повышениемфункциональных возможностей при занятиях физическими упражнениями (А.В.Кенемах,Д.В.Хухлаева; 1978).
Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до25—30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза.Физическая работоспособность детей с 4 до 7 лет при пробе степ-тест(восхождение на ступеньку) увеличивается почти в 2 раза.
Применение физических упражнений требует от организмазначительного напряжения и согласованности действий всех основных систем,поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать особенности развития,соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строгодозировать физическую нагрузку (например, длительность физкультурных занятий,число повторений упражнений, их трудность и т. д.).
Знание особенностей морфофункционального развития детей на каждомвозрастном этапе позволит более эффективно использовать средства физическоговоспитания для совершенствования организма ребенка и повышения физическойработоспособности.
Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый иседьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но исущественная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличаетсянаибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития,формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимостисоздания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у негоосновы физической культуры. Важную роль здесь играют воспитание и обучение.
 
1.2СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3—7 ЛЕТ
 
Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется всоответствии с «Программой воспитания в детском саду». 3адачи физическоговоспитания многообразны. Они тесно связаны между собой, с музыкальным,эстетическим воспитанием, развитием речи и т. д. Одна из задач заключается всовершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованностидвижений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укрепленииздоровья.
Формы работы по физическому воспитанию различны: организованные занятия,утренняя гимнастика, физические упражнения во время подвижных игр, спортивныхразвлечений и т. д. В режиме дня детского сада для занятий по физическомувоспитанию отведено определенное время.
Вся работа по физическому воспитанию проводится воспитателями групп,которые должны иметь специальную подготовку. План занятий воспитатель согласуетс музыкальным руководителем, чтобы сочетать музыкальное и физическоевоспитание. Во время музыкальных занятий широко используются движения подмузыку в виде игр, упражнений, плясок и т. д.; на занятиях по развитию движенийупражнения также могут проводиться под музыку (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек,В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).
Для успешного решения задач физического воспитания детейдошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастнойфизиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детейдошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологическихвозможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений, атакже методически правильно организовать занятия. Как известно, двигательнаяактивность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности именяется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которыхпринадлежит факторам физического воспитания.
У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие исовершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этоговозраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенкавначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в кореголовного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво,ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Крометого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают надторможением.
Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения дляразвития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичныедвижения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве,совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.
В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такиедвижения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др. Развитие основных движенийу детей дошкольного возраста исследовалось Е. Г. Леви-Гориневской. Она делаетпопытки теоретически обосновать развитие двигательных навыков и связывает его свлиянием внешней среды. На основании этих данных приводим показатели развитияосновных движений у детей дошкольного возраста.
Ходьба. В возрасте 3—4 лет дети еще сохраняют многие черты ходьбы детейясельного возраста. У них еще отмечается неравномерный темп, и недостаточнаячеткость движений, трудности при соблюдении указанного направления. Остаютсятакие вспомогательные движения, как боковые раскачивания, разведение рук длясохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты. Согласованноедвижение рук и ног при ходьбе у детей 3 лет отмечается уже в 25%, к 4 годам оноотмечается более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной.
В возрасте 5—6 лет координация движений улучшается, согласованноедвижение рук и ног отмечается более чем у 70% детей, увеличивается длина шага,он становится более равномерным. Но еще отмечается неравномерность в темпедвижения.
К 7 годам почти у 100% детей отмечается согласованное движение руки ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, увеличиваетсяскорость ходьбы на расстояние.
Бег. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается удетей быстрее, чем при ходьбе. Так у детей 3 лет она отмечается в 30%, а 4 лет— у 70—75%. В возрасте 3—4 лет отрыв от почвы («полетность») во время бега наблюдаетсяв единичных случаях (как указывает Е. Г. Леви-Гориневская). Только в возрасте 4—5лет, особенно при наличии тренировки, «полётность» встречается в 20% случаев. Вто же время приведенные автором наблюдения циклографическим методом указывают наналичие «полетности» в более раннем возрасте, когда на глаз она еще не заметна.Эти данные подтверждаются исследованиями других авторов, которые указывают напоявление «полетности» в беге спустя год после начала ходьбы. К 7 годам«полетность» при беге отмечается более чем у 70% детей. К этому же возрастуболее чем у 90% детей появляется хорошая согласованность движений рук и ног прибеге, бег становится более равномерным. Постепенно с возрастом длина шагаувеличивается, а темп становится менее частым, нарастает скованность бега.
Прыжки. К 3 годам большинство детей умеет спрыгивать с высоты 15см иподпрыгивать на месте, но отрыв ног от почвы у них небольшой. Сравнительнолегко дети 3—4 лет справляются с прыжком в длину с места, двумя ногами черезпалку или шнур, лежащие на полу. С возрастом быстро увеличивается длина прыжка.Почти у 50% детей имеется неплохой толчок и приземление на полусогнутые ноги, уостальной части отталкивание от почвы слабое, приземляются они на всю стопу, напрямые ноги. У детей 3—4 лет, как правило, отсутствует взмах рук при прыжке.Трудности для них представляет прыжок в высоту с места. К 4 годам небольшаячасть детей может прыгать на одной ноге.
В возрасте 5 лет дети уже хорошо справляются с подпрыгиванием наодной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка сместа, дети овладевают прыжком в длину с разбега. В этом возрасте дети ещенедостаточно используют при прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногдаприземляются на всю стопу и прямые ноги. Наибольшие трудности представляетпрыжок в высоту с разбега, при этом прыжке правильное приземление отмечаетсяреже.
К 6-7 годам дети свободно и хорошо справляются с подпрыгиванием,прыжками на месте и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками вглубину до 50см. Им вполне доступны прыжки в длину с места и с разбега, прыжокв высоту. Они уже умеют правильно использовать взмах рук при отталкивании,более чем в 70% случаев дети приземляются правильно (на полусогнутые ноги,легко).
Метание. У детей 3—4 лет еще нет настоящего навыка метания. У нихотсутствует хороший замах рукой, правильный поворот туловища при метании. Легчеим удается ловля мяча. При метании в даль расстояние невелико до 2—2,5 м, частоне выдерживается правильное направление броска. Дети еще хорошо не умеютподбрасывать мяч и ловить его. В метании тренированность играет особенно важнуюроль, в связи с чем, навык правильного метания у детей при тренировкеразвивается быстро. Уже у детей 5 лет в большинстве случаев имеется правильныйзамах рукой и поворот туловища. Метание вдаль является для детей более простойформой, чем метание в цель. Значительная разница в качестве выполнения метанияи в количественных показателях наблюдается при метании правой и левой рукой(худшие показатели при метании левой рукой). В развитии этого навыка у детейболее четко выявляются половые различия: лучшие показатели у мальчиков уже в4—5 летнем возрасте, чем у девочек.
Лазание. У детей 3—4 лет еще отмечается приставной шаг при лазании, невсегда движение рук сочетается с движением ног, но при наличии соответствующейтренировки уже у детей 4 лет появляется лазанье чередующимся шагом. Дети 5 летполностью овладевают навыком лазания переменным шагом по гимнастической стенке.
В связи с улучшением координации движений у детей в возрасте 4—5лет обеспечивается возможность выполнения упражнений на равновесие. Дети хорошосправляются с ходьбой на пятках и носках, стоянием на одной ноге.
Ходьба и бег по уменьшенной площади опоры (между линиями,нарисованными на полу, по скамейке, бревну на различной высоте). Для детей 6—7лет доступно применение более сложных упражнений в равновесии: на месте, в движении,на уменьшенной площади опоры, с выполнением различных упражнений и заданий.
Спортивные развлечения. В возрасте 4 лет для детей доступно катание сгорки на санках, ходьба на лыжах, катание на трехколесном велосипеде, купание иигры в воде. К 5 годам при соответствующем обучении дети достаточно хорошоовладевают ходьбой на лыжах, ездой на двухколесном велосипеде, самокате,различными подготовительными упражнениями к плаванию, скользят по ледянымдорожкам. В 6—7 лет дети уже свободно катаются на двухколесном велосипеде,ходят на лыжах, катаются на коньках, плавают.
Развитие основных движений у детей происходит при самостоятельнойдвигательной деятельности и в играх, а также при проведении организованныхзанятий физическими упражнениями. В связи с этим для педагога имеет большоезначение знание уровня развития основных движений у детей для назначениясоответствующих упражнений.
Игры. Одним из важных средств физического воспитания детей дошкольноговозраста является игра. Подвижная игра должна использоваться для развития удетей основных движений, закрепления двигательных навыков, развития ловкости,быстроты, умения действовать в коллективе. Подвижные игры с детьми должныпроводиться ежедневно, в свободное от занятий время, во время прогулки, а такжеони входят в план обязательных занятий по развитию движений и могут включатьсяв утреннюю гимнастику.
Характерными особенностями игры детей младшего дошкольноговозраста является то, что коллектив детей не разделяется на команды, простотасюжета, чередование подвижных и спокойных моментов. С детьми младших групп восновном проводятся игры, в которых одновременно выполняются одинаковыедействия для всех детей. У детей среднего и старшего дошкольного возраста ужеприменяются игры с элементами соревнования, требующие выполнения правил. Выборигры и методика ее проведения зависят от возраста, степени подготовленностидетей и должны быть направлены на осуществление основных воспитательных задач.
Для выбора игры имеет значение и время года. Так, зимойприменяются игры большей подвижности и с использованием зимних условий(бросание снежков, бег по снежному валу и т. д.). Нужно учитывать и местопроведения игры — участок или помещение. Проведение игр на открытом воздухесодействует закаливанию детского организма (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек,В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).
Подвижные игры повышают эмоциональный тонус детей, укрепляютнервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем, повышают окислительные процессы в организме, укрепляют и тренируютмышечную систему.
Организованные занятия физическими упражнениями (гимнастикой) являютсяосновной формой обучения детей движениям. Эти занятия проводятся по плану всоответствии с «Программой воспитания в детском саду». Программой рекомендуетсяпроводить обязательные занятия с детьми, начиная с третьего года жизни один разв неделю. Нельзя согласиться с этим положением, так как известно, чтообразование определенных двигательных навыков и закрепление двигательногостереотипа требуют определенной повторности и последовательности примененияраздражителей.
При развитии двигательных умений у детей такими раздражителямиявляются физические упражнения. В связи с тем, что у детей дошкольного возрастаусловные связи образуются быстро, но они не прочны, одно занятие в неделю неможет обеспечить усвоения и закрепления основных двигательных умений, даже прииспользовании других форм занятий физическими упражнениями. В связи с этимнеобходима большая повторяемость занятий.
При обучении детей дошкольного возраста основным движениям должнаучитываться характерная для них недостаточная дифференцированность движений,неумение самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений.Физические упражнения для детей дошкольного возраста должны быть динамичные иохватывать по возможности большое число мышечных групп, в, них должны приниматьучастие главным образом крупные мышцы.
Распределение нагрузки должно быть равномерным на все мышечныегруппы конечностей и туловища, для этого необходимо проводить упражнения изразличных исходных положений: стоя, сидя и лежа. При выполнении физическихупражнений необходимо приучать детей правильно дышать. Углубленное дыханиеестественно наступает при выполнении различных упражнений, бега, прыжков и т.д. Однако надо следить, чтобы при выполнении упражнений дети не задерживалидыхания, правильно сочетали вдох и выдох с движениями (З.С.Уварова,Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).
В группе детей четвертого года жизни занятия проводятся со всейгруппой, продолжительность их 20—25 минут. При планировании должна учитыватьсяпредшествующая подготовленность детей в ясельном возрасте. Физическая нагрузкадля детей этого возраста увеличивается. Вводная и подготовительная частизанятий занимают 5—6 минут, продолжительность основной части 12—14 минут,заключительной—3—4 минуты.
Занятия с детьми пятого года жизни проводятся длительностью 25—30минут. При планировании занятий учитывается предшествующая подготовленностьдетей. Подготовительная часть занятий занимает 6—8 минут, основная —15—16минут, заключительная— 4—5 минут. Физическая нагрузка занятий в даннойвозрастной группе увеличивается за счет большей продолжительности занятия,усложнения и большего числа повторений общеразвивающих упражнений, а также усложненияматериала по развитию основных движений и подвижной игры.
В этом возрасте обучать детей ходьбе следует в сочетании снесложными движениями рук и бегу по доске шириной 15см, поднятой на высоту30—35 ем; совершенствовать ходьбу по бревну со стесанной поверхностью шириной12см, ходьбе и бегу по наклонной доске шириной 15 см; учить прыгать в длину сместа на расстояние 30—50 см, спрыгивать с высоты 25—30 см. При метании следуетучить правильно делать замах и занимать правильное положение при броске; попадатьв горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1,5—2 м; совершенствоватьлазание чередующимся шагом по гимнастической стенке высотой 2м (З.С.Уварова,Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).
На шестом и седьмом году жизни занятия проводятся длительностью30—35 минут. Продолжительность подготовительной части 8—10 минут, основной—18—20 минут, заключительной—4—5 минут. Как и в предыдущие возрастные периоды,при занятиях с детьми необходимо учитывать предшествующую их подготовленность,в связи с чем, к ним можно предъявлять более высокие требования. Занятиягимнастикой с детьми шестого и седьмого года жизни проводятся в объемепрограммного материала, который в данном возрасте соответствует физиологическимвозможностям детей.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИМЕТОДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Обучение – составнаячасть целостного педагогического процесса, направленного на формированиегармонически развитой личности ребенка.
Известно, что ребенокрождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью – всемунаучиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительноевнимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым наборомдвижений. Он осваивает их в процессе жизни.
Обучение движению имеет своюспецифику. Она выражена:
— в выработке у ребенкасистемы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;
— в передаче накопленногопредшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национальногодвигательного опыта;
— в двусторонностипроцесса обучения (Э.Я.Степаненкова, 2001).
Важная роль в этомпроцессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразныеметоды и приемы обучения, осуществляется поиск оптимизации их, с другой –каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У негоформируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.
Обучение оказываетвлияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств,эмоциональности ребенка, то есть на его внутренний мир – чувства, мысли,нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны дляздоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствуетгармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических,интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.
Содержание обучениясоставляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры,подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Обучаясь движениям,ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые дляего сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт егореализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслитьспособствует реализации потенциальных природных способностей ребенка.Многолетние исследования педагогов показали успешность развития творческойдеятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.
Обучение носитвоспитательный характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь кфизической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью,личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходомзаинтересовывает ребенка.
Важную роль впедагогическом процессе играет понимание взрослыми психофизиологическихособенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед нимновые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладениюдвигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств.
Обучение движениямспособствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самогосебя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственнойприроды, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самыеразные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В немпробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение,удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различныхформ активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могутрождаться устремления как самоценные проявления активности.
Итак, обучение движениюспособствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности,приобщает к национальной культуре, пробуждает к самосовершенствованию. Учет закономерностей формирования двигательных умений инавыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе вотдельности.
Первый этап характерен начальным разучиванием двигательногодействия;
второй этап — углубленным разучиванием;
третий этап — закреплением и совершенствованием двигательногодействия,
На первом этапеначального разучиваний ставятся следующиезадачи: ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостноепредставление обо всем двигательном акте и начать его разучивать до овладенияим, выполняя в общих чертах.
Дляосуществления поставленных задач следует обеспечить ребенку всестороннеевосприятие задания, оказать воздействие на всеосновные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать егосознание, создать представление о двигательном акте в целом.
Методика начального разучивания. Исходя из постав ленных задач,воспитатель пользуется совокупностью различных приемов примерно в такойпоследовательности.
1. Правильный, безукоризненно четкий показ образца. Онэмоционально выполняется воспитателем в надлежащем темпе, от начала до конца,что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике,заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.
2. Расчлененный показ двигательного действия в более медленномтемпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Например, воспитательговорит: «Посмотрите, дети, еще раз: я поднимаю палку вверх и смотрю на нее,потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: «На колено», носок у меняоттянут вниз». При таком расчлененном показе никогда не следует пользоватьсясчетом (раз, два, три и т. д.): счет не помогает сознанию и не создаетнеобходимой предварительной ориентировки у ребенка; в то же время слова,воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательскийрефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление одвижении частей собственного тела (поднять руки, опустить на согнутое колено идр.).
После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слушаяуказания воспитателя, т. е. проверяют практически сложившийся у них образдвижения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание.
Все эти приемы должны обеспечивать образование временных связей вкоре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию ребенком всейпоследовательности двигательных элементов, составляющих данное движение,объединению их в целостный, двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.Однако если при этом появляется какое-либо несоответствие движений детейзаданию, они уточняются путем разъяснения или показа воспитателя.
Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. Чтокасается двух младших групп детского сада, то в обучении детей этого возрастапреимущественно используются игровые приемы или показ с одновременнымобъяснением воспитателя и включением в такие же действия детей. Выполнениепоказываемых движений, поощрение воспитателя создают у детейэмоционально-положительное состояние, определяющее успех начального этапаформирования правильных двигательных навыков.
На втором этапе углубленного разучивания движений задачизаключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техникиразучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добитьсяправильного выполнения двигательного действия в целом.
Учитывая механизм образования условных рефлексов, педагог долженвосстановить в сознании и мышечном ощущении последовательность элементов данногодействия, конкретность ощущений.
В процессе сознательного повторения движения постепенно развиваетсядифференцированное торможение, повышается роль второй сигнальной системы (А.В.Кенемах,Д.В.Хухлаева; 1978). Иррадиирование возбуждений в коре головного мозгапостепенно сменяется все большей их концентрацией. Возбуждение устремляется кнервным клеткам, которые соответствуют характеру раздражителя, подкрепляемоговоспитателем. В то же время благодаря его указаниям, носящим характертормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепеннозатормаживаются, отпадают; Закрепляются только те движения, которыесоответствуют действительному показу или подкрепляются словом воспитателя.
Постепенно движения упорядочиваются, уточняются в силу все болееразвивающегося дифференцированного торможения. «При последующемдифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессируетдифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковыеочаги, затормаживая все неподкрепляемые связи».
Методика углублённого разучивания. Учитывая физиологическиймеханизм процесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения,воспитатель отбирает соответствующие методические приемы.
В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемыхими действий и поощряет их. Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребенком,воспитатель проверяет их по колоннам. В таком случае он может подходить котдельным детям и словом, и мягким исправлением позы ребенка помочь каждомуиндивидуально. Дети, стоящие в других колоннах, тоже слушают указаниявоспитателя и видят практически, к чему надо стремиться.
На втором этапе обучения двигательные действия всегда детямзнакомы, поэтому воспитатель при выборе приемов учитывает степень сложностикаждого данного движения. Простые по содержанию и структуре движенияцелесообразно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь нагляднымпоказом. При этом у них активизируются внимание, мысль и желаниесамостоятельного выполнения. Если движение более сложное, целесообразноиспользовать конкретное напоминание — показ движения с пояснением (метание вцель, прыжок в высоту и др.).
В выборе приемов на основе анализа сложности движений и будетпроявляться необходимая целесообразность их применения, включающая ребенка впосильное умственное и физическое напряжение.
На третьем этапезадача заключается в том, чтобы закрепитьи совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательногодействия, стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом исоздать возможность применения его в играх и в жизни.
Методика закрепления и совершенствования. На третьем этапеобучения ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует,но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание егососредоточивается главным образом на качестве.
Воспроизведение правильно разученного двигательного действиядетьми на третьем этапе является результатом их усилий за все предыдущее время.Движения детей отличаются четкостью, уверенностью, эмоциональностью, поэтомувоспитатель в большинстве случаев ограничивается лишь словесным заданием,используя для этого название упражнения. У детей по одному только названиюзнакомого им действия в сознании и представлении возникает вся егопоследовательность, и они выполняют его быстро и четко.
Чтобы движения всех детей при самостоятельном выполнениикакого-либо упражнения были согласованными, воспитатель регулирует их отдельнымисловами. На данном этапе ребенок готов к самостоятельному использованиюусвоенного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданийтворческого порядка. Учитывая имеющийся опыт и некоторую приобретенную техникувыполнения упражнений, ему предлагают творческие задания: внести какое-либоизменение в известное ему упражнение и создать его вариант, скомбинировать иззнакомых элементов новое, придумать свое, оригинальное (А.В.Кенемах,Д.В.Хухлаева; 1978).
Таким образом, методика обучения, использующая указанные вышезадания, воспитывает ребенка важное для его дальнейшей жизни творческоеотношение к своей деятельности.
Таким образом, формирование у детей правильных двигательныхнавыков происходит в процессе закономерно следующих друг за другом ивзаимосвязанных стадий на протяжении трех основных этапов обучения. Учетхарактера каждой стадии в связи с особенностями высшей нервной деятельностипозволяет педагогу целесообразно намечать практические задачи и методикуобучения детей.
 
2.1СПЕЦИФИКАЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждения определяютсяобщей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждомвозрастном периоде.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи.
Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физическое развития,функциональное совершенствование и повышение работоспособности организмаребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами. Это обусловленотем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны,слаборазвиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятнымусловиям внешней среды, чаще болеют. С учетом этих особенностей задачиукрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе.
Костная система, связки, суставы обеспечивают, как положение тела, так ивозможность движения его частей в разных направлениях; многие кости защищают отударов и повреждение спинной и головной мозг, а также внутренние, органы.Правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставовобеспечивает нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем.При искривлениях позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются условияработы важных органов, что может привести в дальнейшем к их заболеванию. Удетей костная система относительно слабая, так как содержит значительноеколичество хрящевой ткани; суставы очень подвижны, связочный аппарат легкорастягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. В связи с этим возникаетнеобходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированиюизгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилийсвязочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитиюправильного соотношения частей тела
(пропорций), регулированию роста и массы костей.
Мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенномположении и изменяет это положение, т. е. производит движения, сохраняяравновесие, а также выполняет защитную функцию — защищает от ударов,повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь20—22% массы тела. Особенно слабые у новорожденных мышцы рук и ног. В первыемесяцы грудного возраста преобладает тонус (напряжение) мышц сгибателей надтонусом разгибателей. Мышцы у детей богаче водой и беднее белковыми веществами,жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрастенеобходимо развивать все группы мышц (Д.В.Хухлаева; 1984). Особое вниманиеследует обращать на укрепление слабо развитых групп мышц-разгибателей.
Сердечнососудистая система начинает функционировать раньше других систем. Кмоменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшейзрелости. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связис этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется отнапряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейсядеятельности. Пульс у маленьких детей очень частый — 140—160 ударов в минуту.Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95—85 ударов в минуту.Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, атакже стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению притока кровик сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способностьприспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.
Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительноузкие, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами,при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резконарушается. Ткани легких очень нежные. Подвижность грудной клетки ограничена.Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатурыобусловливают частое неглубокое дыхание. Поверхностное дыхание ведет к застоювоздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив,легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимостьукреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки,способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха,устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того,следует научить детей дышать через нос. При дыхании через нос воздухсогревается и увлажняется. Следуя по носовым ходам, воздух раздражает особыенервные окончания, в результате чего лучше возбуждается дыхательный центр,усиливается глубина дыхания. При дыхании же через рот холодный воздух можетвызвать переохлаждение слизистой носоглотки (миндалин), их заболевание и, крометого, в организм могут проникнуть болезнетворные бактерии. Если ребенок дышитчерез нос, ворсинки на слизистой оболочке задерживают пыль с содержащимися ввоздухе микробами, таким образом, воздух очищается.
Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, ещенедостаточно развита.
Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельностькишечника мала и легко расстраивается. Нужно укреплять гладкие мышечные волокнакишечника, способствовать правильному его функционированию.
Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в нихмикроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие втерморегуляции и дыхании. Она богата чувствительными нервными окончаниями,которые воспринимают раздражения внешней среды и передают их в центральнуюнервную систему, вызывая ответные реакции на посылаемые сигналы. Кожа у детейнежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранятькожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций(терморегулирующих и защитных).
Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточноготова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативнаянервная система.
Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбужденияи торможения, малая подвижность их, преобладание возбуждения над торможением. Всвязи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервныхпроцессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора,органов чувств (Д.В.Хухлаева; 1984).
Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраставызывает необходимость повышения сопротивляемости организма неблагоприятнымусловиям внешней среды, т. е. закаливания.
Образовательные задачи.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возрастанеобходимо решать и образовательные задачи: формирование двигательных навыков иумений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки,навыков гигиены, освоение специальных знаний.
 Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки иуменияформируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба,бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми вобычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой испособствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к темпредметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющиепередвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега,ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.
Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет наразвитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательныенавыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делаетупражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной, энергиина его выполнение. Использование прочно сформированных навыков и уменийпозволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процесседвигательной, особенно игровой, деятельности.
В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатываетсяспособность легко овладевать более сложными движениями и различными видамидеятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет,составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчаютовладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высокихрезультатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формироватьнавыки выполнения упражнений основной гимнастики, спортивные упражнения. Объемдвигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детейдошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он можетбыть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях,подготовленности детей, квалификации воспитателей.
У детей с раннего возраста необходимо развивать физическиекачества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу,выносливость и пр.). С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина,высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая,выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния (Д.В.Хухлаева;1984). Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках,соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошегоглазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоряуже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в тойили иной степени основные физические качества.
У детей дошкольного возраста необходимо формировать умениесохранять правильное положениетела, когда они сидят, стоят, ходят.Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всехвнутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит отразвития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременноформировать.
В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют такжезнания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественнойжизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физическиеупражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома.Объем знаний с возрастом детей расширяется.
Воспитательные задачи.
С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку кстрогому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиямфизическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этимиупражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать ипроводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своимисверстниками и малышами.
 У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес крезультатам своих занятий и к достижениям спортсменов.
В процессе физического воспитания имеются большие возможности дляосуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физическоговоспитания в подготовке к труду.
Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствуетумственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия длянормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в своюочередь помогает лучшему восприятию и запоминанию (Д.В.Хухлаева; 1984).
На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются всепсихические процессы. Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоватьсяприобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляяактивность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое,жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолеватьотрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительныеэмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма,обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетическоговоспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развиватьспособность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту,изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов,физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление кэстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому вдействиях, словах, поступках.
В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду.Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения,площадки, с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря, суходом за ним. Дети также принимают участие в непосредственной подготовке кзанятиям помещения и площадки, расставляют и собирают физкультурный инвентарь назанятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки посамообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также по оказаниюпомощи воспитателю в проведении закаливающих процедур (Д.В.Хухлаева; 1984).Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитываетсяуважение к труду взрослых.
 Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста долженстроиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные ивоспитательные задачи.
2.2 СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ 3-7ЛЕТ
Для решения задачфизического воспитания дошкольников используются различные средства:гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения идругие. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействуетна организм, способствует физическому воспитанию детей.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическомвоспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования,питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурныхснарядов и пособий.
Здоровье человеканевозможно без правильно, научно-обоснованного, полноценного питания. От этогозависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме.Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно,гармонично.
Достаточно длительный,здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Правильное освещение,соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушениеосанки.
Соблюдение режима дня идвигательная активность приучают ребенка к организованности,дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режимработы и отдыха (Э.Я.Степаненкова,2001).
Естественные силыприроды (солнце,воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособностьорганизма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировкемеханизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании сфизическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные изащитные функции организма ребенка.
Физические упражнения – специфическое средство физическоговоспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных ивоспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разныепериоды жизни человека.
Движения, входящие в различные видыдеятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, еслисоблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Массаж, воздействует на кожу, влияет навесь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончанийвозникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливаетсякровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж можетпредохранить организм от перегревания в жаркую погоду.

ВЫВОДЫ
Анализ литературы,используемой при подготовке написания курсовой работы, подтвердил, что всеавторы едины во мнении:
1.Для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольноговозраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии.Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возрастапозволяют научно обосновать выбор и дозировку упражнений, а также методическиправильно организовать занятия. Как известно, двигательная активность детей зависитот уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влияниемусловий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторамфизического воспитания.
Детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основныхдвигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатыватьспособность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций иразвивать активное торможение. В этом возрасте быстро развиваются исовершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание идр. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста исследовалось Е. Г.Леви-Гориневской.
Организованные занятия физическими упражнениями (гимнастикой)являются основной формой обучения детей движениям. Эти занятия проводятся поплану в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом основойдля составления программного материала, должны являться показатели развитияосновных движений у детей.
К ним можно отнести:
— ходьбу на расстояния или с переменным темпом;
— бег на различные дистанции;
— прыжки в длину, в высоту;
— метание мяча вдаль или цель;
— лазание по скамейке, бревну, гимнастической стенке;
— спортивные развлечения (ходьба на лыжах, езда на велосипеде,коньках, санках); — подвижные игры.
Обучениефизическим упражнениям требует от ребенка значительных физических и психическихусилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оноразвивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенокзаинтересован обучением; образную – при восприятии наглядного образца движенийвоспитателя и выполнения упражнений; словесно – логическую – при осмыслениизадачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания идействий в подвижной игре; двигательно-моторную – в связи с практическимвыполнением упражнений; произвольную – без которой невозможно сознательноесамостоятельное выполнение упражнений (Э.Я.Степаненкова, 2001). Осуществляясамые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В немпробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение,удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различныхформ активности.
2.Методика проведения занятий физической культурой с детьми3-7лет включает несколько этапов:
первый этап характерен начальным разучиванием двигательногодействия;
второй этап — углубленным разучиванием;
третий этап — закреплением и совершенствованием двигательногодействия. В процессе физического воспитания детей этого возраста решаютсяоздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Таким образом, физическое воспитание детей 3-7 лет имеет рядприсущих только этой возрастной группе особенностей и направлено на укрепленияздоровья, улучшение физического и нервно-психического развития,совершенствование деятельности организма в целом и отдельных его органов исистем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физическоговоспитания детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие для студентов пед.институтовпо спец. «Дошкольная педагогика и психология».- М.: «Просвещение», 1978.
2. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитаниядетей дошкольного возраста. – М., 1985 – 114-116с.
3. Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детейдошкольного возраста.- М., 1978 – 86-88с.
4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста./. – М.,1942 – 57-60с.
5. Теория и методика физического воспитания./Под редакциейМатвеева Л.П., Новикова А.Д., «ФиС» – М., 1982- 70-74с.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитанияи развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр «Академия», 2001.- 59-61с., 64-66с.
7. Сорочек Р.Г., Спирина В.П., Уварова З.С., Юрко Г.П.Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста. М:, 1963.- 213-222с.
8. Развитие движений ребенка-дошкольника./ Под редакциейФонарева М.И.- М.: «Просвещение»,1975.- 112-170с.
9. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольныхучреждениях: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ по спец.№2010 «Воспитание вдошкольных учреждениях» и №2002 «Дошкольное воспитание». — М.: «Просвещение»,1984 – 15-24с.
10. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего идошкольного возраста. «ФиС» – М, 1978- 110с.
11. Янаис С.В. Методические принципы и методы физического воспитания.Теория и методика физического воспитания. Под общей редакцией Харабуги Г.Д. –М., Физкультура и спорт, 1974 – 93, 100с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структуры экономического дискурса во французском языке. Роль коннекторов в построении аргументац
Реферат Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми
Реферат Колониальная экспансия Габсбургской монархии
Реферат Why Cells Are Small Essay Research Paper
Реферат Personal Profile Essay Research Paper PURPOSE In
Реферат Pulp Fiction Film Review Essay Research Paper
Реферат Материально-техническая база общественного питания
Реферат Себестоимость
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины экономическая география по направлению 080400. 62 Управление персоналом очной формы обучения
Реферат Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов
Реферат Научающиеся организации — новое поколение успешных компаний
Реферат Казанский университет
Реферат Культура Киевской Руси 3
Реферат Организация выставочных мероприятий в Геленджике
Реферат Псевдотуберкулез