Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики начального образования

Курсовая работа
 
По теме:
«Дидактические игры как средство развития познавательного интересана уроках обучения грамоте»
Череповец 2008

Оглавление
Введение
1.Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у младшихшкольников через дидактическую игру
1.1Сущность понятия «познавательный интерес»
1.2Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
1.3Использование дидактических игр в начальном образовании
2. Опытно-экспериментальнаяработа по развитию познавательного интереса у младших школьников черездидактическую игру
2.1Диагностика развития познавательного интереса у младших школьников
2.2Педагогические условия использования дидактической игры как средства развитияпознавательного интереса у младших школьников
Заключение
Списоклитературы

Введение
Современному обществу, быстро развивающемусяв области науки, техники, нужны образованные, грамотные люди, которые могутсамостоятельно решать любые вопросы. Любое современное общество внутренненеоднородно по своему социальному составу, каждая из социальных групп имеетсвои особенности, пользуясь языком по-своему, в разных условиях и с разнымицелями, что не может не отразиться в их речи. Так формулируется социальныеварианты языка (страты). Эти подсистемы общенационального языка историческиизменчивы, подвижны, как подвижно и изменчиво само общество.
В последнее время определённые социальныегруппы негативно относятся к русскому языку, заметно снизилась грамотностьнаселения, их качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществестановится особенно актуальной. Всё чаще можно встретить людей, у которыхскудный словарный запас, не способных подобрать соответствующие слова для яснойпередачи своей мысли и затрудняющихся грамотно изложить полученную информацию.А что же поможет повысить качество знаний людей, их грамотность? Даннойпроблемой занимались и занимаются до сих пор многие педагоги и выдающиесяязыковеды: К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева,Ладыжинская и многие другие. Они считали, что незаменимую помощь в этом можетоказать изучение родного языка, так как язык служит человеку средствомоформления и выражения мысли, коммуникативным средством обслуживания членовобщества в их общении между собой, средством выражения чувств, настроений,получения знаний. Изучать свой родной язык люди должны раннего детства, ноособое внимание этому должно уделяется в начальной школе. Знания по русскому языку,полученные детьми в начальных классах, дадут им ключ к познанию, кобразованности, к подлинному развитию ума, обеспечат формированиематериалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления учащихся идающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических,орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качествазнаний, грамотности младших школьников, обеспечит качественное усвоение знанийв будущем.
Но в настоящее время преподавание русскогоязыка в начальной школе осуществляется в весьма сложных социокультурныхусловиях, отражающих неоднозначность общественных, политических иидеологических преобразований в России, что и сказывается на качестве знанийучащихся.
С одной стороны, происходит деформациярусского литературного языка, расшатывание его норм, сужение его внешних ивнутренних функций, Снижение речевой культуры и грамотности населения, падениеинтереса к изучению родного языка. Наблюдается тенденция к возрождению техпластов языка, которые связаны с обозначением морально-нравственных качеств исвойств человека, усиление внимания к произведениям отечественного словесногоискусства, воспевающим духовное начало личности, существенно повышается интересразличных социальных групп к иноязычному общению. С другой стороны, остро стоитпроблема повышения качества знаний по предметам, а особенно по русскому языку,так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности,формой мышления и средством его развития. Качество знаний по русскому языку – этосистема знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису,которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний, без хорошегоразвитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильновоспринимать, чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и статьполноценными членами общества. Всё вышесказанное говорит о том, что в настоящеевремя очень серьёзной проблемой является качество знаний по русскому языку.Этой проблемой занимались и занимаются многие методисты и педагоги: И.И. Срезневский,Е.В. Шамарина, Ф.И. Буслаев и др. Кроме того, наблюдается снижениеинтереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит,они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся кпознанию новых, ранее неизвестных языковых явлений, что приводит к снижениюуровня качества знаний по русскому языку. Чтобы повышать качество знаний попредмету, необходимо, чтобы уроки русского языка вызывали у детей интерес. Акак этого добиться?
Для того чтобы детям хотелось получатьзнания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работатьна уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русскогоязыка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развиваютпознавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, чтоспособствует повышению качества знаний по предмету. Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организацииусвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного образования,исходя из принципов целостности обучения и воспитания, обеспечивает: усвоениеосновного учебного материала; углубление и развитие знаний по отдельнымвопросам; развитие интереса учащихся к предмету. Интерес учащихся к предметуразвивается особенно активно, если используются такие формы организацииобучения: творческие задания, факультативные занятия для учеников старшихклассов, а для младших школьников – это использование на уроках игровых методовобучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенкамладшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именноона помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной, поэтомуученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровыеметоды обучения, но при обучении грамоте игровые методики используются недостаточно.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Развитие познавательного интереса на уроках обучения грамоте».
Проблема исследования вытекаетиз противоречия между необходимостью развития у младших школьниковпознавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиямииспользования дидактической игры с этой целью.
Цель исследования – выявить иобосновать педагогические условия развития познавательного интереса у младшихшкольников на уроках обучения грамоте.
Объект исследования – развитиепознавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования – педагогическиеусловия использования дидактической игры как средства развития познавательногоинтереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитиепознавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будетэффективнее при следующих педагогических условиях:
1) использование в процессе обучения комплекса дидактическихигр;
2) поддержание эмоционального тонуса вдеятельности учащихся;
3) применение системы поощрений.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятия «познавательный интерес» и сущность процессаразвития познавательного интереса у младших школьников на основе изученияпсихолого-педагогической литературы;
2) раскрыть понятие «дидактическая игра» и выявить особенностииспользования дидактических игр в начальном образовании;
3) определить критерии и показатели развития познавательногоинтереса у младших школьников, подобрать методы его исследования, датьколичественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся 1‑гокласса;
4) выявить и обосновать педагогические условия использованиядидактической игры как средства развития познавательного интереса у младшихшкольников;
5) составить комплекс дидактических игр для учащихся 1‑гокласса.
Методы исследования:
1. Теоретические:
· анализ психолого-педагогической литературы
· анализ понятийно – терминологической системы
· построение гипотезы.
2. Эмпирические:
·  анкетирование учащихся
·  проведение уроков
·  наблюдение за учащимися
База исследования: г. Череповец,МОУ «СОШ №18», 1 «А» класс
Структура работы. Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

1. Психолого-педагогические основы развития познавательногоинтереса у младших школьников через дидактическую игру
 
1.1 Сущность понятия «познавательныйинтерес»
Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов,художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиямнаукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интересвозникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающаясреда, воспитание, образование.
Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности.Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе,музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, подеятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Всезначительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые приблагоприятных условиях развиваются в склонности.
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическомурешению проблемы интереса считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670).Великий педагог создал учебники, в основе которых лежит принцип интереса вобучении, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызватьстремление к подражанию». Идея гуманизма, глубокой веры в нравственные иумственные возможности, заложенные, по мнению Коменского, в природе каждогоребенка, помогла ученому решительно отбросить старые методы воздействия,средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика,выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.
Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.д.Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интересаи взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, безкоторой он далеко не уйдет».
Современные педагоги тоже уделяли большое внимание воспитаниюинтересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Сухомлинскийотмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учительпробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.
Основные характеристики интереса:
· Положительная эмоция по отношению к деятельности;
· Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радостипознания;
· Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности,то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься,независимо о т других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатываеториентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Длятого, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходимаинтеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность впознавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению.Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживатьребенка на каждом этапе его развития.
1.2 Особенности развития познавательногоинтереса у младших школьников
 
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учетвнутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация наактивное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способовпознавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младшихшкольников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будутсозданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебнойи внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапамипознавательной деятельности младших школьников; будет организованавзаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей,способствующая развитию познавательной мотивации.
Особая роль в формировании познавательной активности отводиться начальнойшколе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрастезакладываются основы осознанной познавательной деятельности: развиваетсяпроизвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция.Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видомдеятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированиюактивной познавательной позиции, является гуманистический, творческий,позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.
Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обученияграмоте. Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственныхопераций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен взанимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы. Сознательноеусвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил – значительныйэтап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развитияпознавательных интересов школьников в процессе обучения есть множестворазнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит егозанимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательностина уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебномпроцессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметьправильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни вдругую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которыепо-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающиезанимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте вначальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений инавыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различныезанимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучениипервоклассников русскому языку, особенно грамоте.
Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихсяможно выделить:
1) Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки»,диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку,разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных,диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
2) Логические задачи – отгадывание загадок; чтение логического рассказа – загадки иответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов;решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
3) Творческие задания:
· Творческие рассказы – сюжетный рассказ на основе непосредственноговосприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний,описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ– сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности – передачасобственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, темарассказа требует размышления.
· Творческие задания с использованием музыки и живописи –сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определениехарактера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картинык нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемогомузыкального произведения к нему;
· Учебно-ролевые игры – создание воображаемой ситуации и еёразыгрывание, игры – диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и ихразыгрывание.
4) Создание проблемных ситуаций
При использовании занимательности в процессе обучения следуетучитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенностиучащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отборузанимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательныезадания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства,другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности,умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другойлитературой.
Активизация познавательной деятельности становится выше в томслучае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся впознании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то естьорганизуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имелвозможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавалиусловия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источникамиактивности личности.
В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскомуязыку широко используются:
· Игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней ибыстрей?», «Не зевать!» и др.)
· Игры-задачи («Найди…»)
· Игры-предположения («Что произойдет если…»)
· Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли,которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действийучастников, обусловленных ролью).
Дидактические игры и занимательные упражнения применяются дляповышения эффективности учебного процесса.
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности,занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности,удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительнойдеятельности.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети взначительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимносебя проверяя.
1.3 Использование дидактических игр в начальном образовании
 
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложныйи ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживаютпсихологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенкапроисходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети занятыпреимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебнойдеятельностью.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельностисостоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполнесамостоятельной – ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своемуусмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебнаядеятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делатьто, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана нанавыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебнойчасто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Какже помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальныепсихологические условия для успешного развития личности младшего школьника.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игране умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованногоиспользования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считатьполноценным.
Игра как способ переработки полученных из окружающего миравпечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенокиграет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающаявсю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоенияигровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление кобщественно-значимой учебной деятельности.
Игры, которые используются в начальной школе, делятся на двебольшие группы – ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Дляролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровыхвзаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Например, ролеваяигра «Встречаем гостей». В начальной школе этот вид игр в последние годыстановится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значенияв развитии у младших школьников воображения, творчества, навыков общения.Дидактические игры – более привычный для учителя метод обучения и вид игровойдеятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные,в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетныеигры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не толькорешают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.
Цель данной главы – показать значение и сущность дидактическойигры, которая используется на уроках обучения грамоте.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышаетсяпознавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урокстановиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируетсяучебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительнаямотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игрыпредставляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайноеё называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, исредством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра – это методобучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательныезадачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения,выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, скоторой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая играможет применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, всередине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников илизакрепления и систематизации новых понятий.
Во время игры ученик – полноправный участник познавательнойдеятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для негодидактическая игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющийотдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познаниеокружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычноеобучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд наизвестные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений,установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самоеважное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся вовремя игр происходит многократное повторение материала в его различныхсочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования,заставляет школьника не просто механически припоминать известное, амобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасыватьнесущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют вседети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, укого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнеереагировать на игровые ситуации.
Сущность данного вида игр представлено на рисунке-схеме:/> /> /> /> /> /> /> /> />
Структурные элементы дидактической игры   /> /> /> /> /> /> />
 

Дидактическая игра содержиттри компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.
Дидактическая цельопределяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить,какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Игровое правило – этоусловие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правилоопределяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафноеочко.
Игровое действиепредставляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может бытьлюбое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-томанипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающуюзадачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствамсовпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебногоматериала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаютсяправила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её вготовом виде.
Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает двестороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; аучащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания,умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. Вначальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.
Главным условием для проведения любых игр с правилами являетсяналичие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры.Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучениятемы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуетсяпроверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения,выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, скоторой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая играможет применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, всередине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников илизакрепления и систематизации новых понятий.
Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебнойдеятельности?
Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужнорешить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных,этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире,учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один итот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры справилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительныйрезультат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компонентыучебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.
Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должназанимать определенное место в начальном образовании, так как она положительновлияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствуетформированию новой ведущей деятельности – учебной.
Главное значение этих игр в следующем:
1 Значительно повышается познавательный интерес младших школьников кобучению грамоте;
2 Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоциональнонасыщенным;
3 Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
4 Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание,увеличивается работоспособность.
Выводы:
1. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети взначительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимносебя проверяя.
2. Приемы и формы работы на уроках обучения грамоте возможны самыеразнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.
3. Использование игр в процессе обучения превращает их в категориюдидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активностьобучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

2. Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательногоинтереса у младших школьников через дидактическую игру
Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году набазе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А»класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» подредакцией В.Г. Горецкого.
Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать:
все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основноеотличие.
Должны уметь:
ü Вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
ü Различать гласные и согласные звуки и буквы;
ü Правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
ü Определять место ударения в слове;
ü Вычленять слова из предложений;
ü Устно составлять 3–5 предложений.
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме мыустановили цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования заключаласьв выявлении и обосновании педагогических условий, которые являются эффективнымсредством развития познавательного интереса младших школьников при обученииграмоте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· Выявить уровень познавательной активности младших школьников при обученииграмоте.
· Изучить и подобрать соответствующие игры.
· Апробировать игровые методы, способствующие повышению учебнойактивности.
· Проанализировать и обобщить полученные данные.
В соответствии с целью и задачами были определены и использованыследующие методы исследования:
· Теоретический анализ методической литературы по теме исследования.
· Методика изучения развития познавательных процессов личности.
· Педагогическое наблюдение.
· Анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило в 3 этапа.
На 1 этапе изучался уровень развития познавательного интересапервоклассников;
2 этап был направлен на экспериментальное апробирование игровыхметодов, используемых при обучении грамоте.
На заключительном 3 этапе оценивалась эффективность мероприятий.
2.1 Выявление уровня сформированности познавательной активности
 
С самого начала обучения необходимо формировать познавательнуюактивность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младшихшкольников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательнойдеятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которыхформирование интереса к предмету, активизация учащихся, развитие мыслительныхопераций. Активизацию учащихся на уроках обучения грамоте можно достичь черезинтересные сюжеты игр, личным участием детей в играх, проявлением творческих иинтеллектуальных способностей учеников, поддержание эмоционального тонуса вдеятельности учащихся; использование в процессе обучения комплекса дидактическихигр; применение системы поощрений.
Для определения уровня познавательной активности младших школьниковна уроках обучения грамоте мы использовали метод наблюдения.
Цель: определить уровеньпознавательной активности младших школьников, динамику интереса к обучениючтению и письму.
Ход проведения.Планирование последовательности наблюдения, порядка и способа фиксированиярезультатов. Занесение данных в таблицу.
Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное,многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от пониманиясущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельностивыявляется её основные критерии и параметры:
1. Отличается прилежанием к учению.
2. Проявляет интерес к предмету.
3. На уроках эмоционально активен.
4. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
5. Интерес направлен на объект изучения.
6. Проявляет любознательность.
7. Самостоятельно выполняет задание учителя.
8. Проявляет устойчивость волевых устремлений
Низкий уровень – 0–2 балла – ребенокориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступныорганам чувств.
Средний уровень – 3–5баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойстваокружающего мира, находить и использовать эти обобщения.
Высокий уровень‑6–8баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственноговосприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желаниеиспользовать эти знания в своих действиях.
В ходе наблюдения получены следующие данные: (+ – проявляется, – непроявляется или проявляется слабо)
Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Баева Д + + - - + - - - 2. Бердов А. + - - - - - + + 3. Белоликова И. + - + - + + + + 4. Верещагина Е. + - + - + + + + 5. Гулмуродов А. + - + - - + + + 6. Денисенко А. - - - - - + + - 7. Ерохин М. - - - - - + - - 8. Зубкова Т. + + + + + + + + 9. Ивановский П. - + + + - + + - 10. Калининская А. - - + - - + - - 11. Кирикова В. + + - - - + + + 12. Кривошеин А. + + + + - - + + 13. Маркелов Д + + - - - + - - 14. Петров С. - - - - - + - - 15. Пашкова У. + + - - - - + - 16. Рогов Д. - - + + + + + + 17. Саперов П. - + + + + + - - 18. Семенов Р. - + - - + + + + 19. Тищенко А. - + + + - + - - 20. Туманова Ю. + + - - + - - - 21. Устинов П. + + + + + + + + 22. Федорова Ж. + - - - + + + + 23. Шумов С. + - - - - + - - 24. Щукина Н. + + + + + + + + 25. Яблокова О. + + + + + + + + 26. Яговкин С. + + + + + + + +
Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: в классе 9человек имеют высокий уровень познавательной активности, 11 человек имеютсредний уровень, 6 человек показали низкий уровень. В процентах это выглядитследующим образом:
Высокий уровень – 35% учащихся
Средний уровень – 42% учащихся
Низкий уровень – 23% учащихся.

2.2 Проведение экспериментальной работы по развитиюпознавательного интереса
 
На основании диагностики уровня познавательной деятельностимладших школьников на уроках обучения грамоте мы пришли к выводу, чтонеобходимо применять такие формы и методы работы с детьми, которые будутспособствовать её активизации и актуализации.
Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужнопостоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнатькак можно. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной иутомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мирзнаний. Мы считаем, что сильнейшим фактором для активизации познавательнойдеятельности является дидактическая игра.
Описанные ниже занимательные упражнения и дидактические игрыиспользовались в работе над некоторыми разделами программы по русскому языку.
В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, какпредложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводитьих.
Игры этого периода помогают усвоить деление слова на слоги,составление слова из слогов, выделение звуков в словах и слогах.
Деление слова на слоги и составление слов из слогов.
· Благодатным материалом для деления на слоги являются имена детейданного класса. Выбрав какое-нибудь имя, например, Шура, учитель по слогампроизносит его имя по слогам: Шу-ра. Дети определяют на сколько частей учительразделил слово, какая первая часть, какая вторая. – Можно ли разделить на слогиимя Вера? – спрашивает учитель. С помощью учителя дети и это слово делятна слоги. Затем дети делят на слоги каждый свое имя.
· В этом упражнении дети учатся различать и выделять слоги водносложных и трехсложных словах – именах детей. Учитель называет сначалапервые два слога, дети говорят третий. (Ма-ри., на).
· Материал: набор картинок, изображающих любимые игрушки детей, идругие знакомые детям предметы. Слова, обозначающие названия предметов, должнысодержать от одного до трех слогов. Дети сами загадывают друг другу первый слогили первые два слога, глядя на картинку. Учитель вывешивают одну из картинок.Дети молча рассматривают ее, затем кто-нибудь один или все хором называютпредмет. Если в слове один слог дети поднимают один палец, если три – трипальца. Для этого упражнения можно использовать цветные счетные палочки, атакже карточки с цифрами. Учитель проверяет каждый раз всех детей, а потомпредлагает сказать слово по слогам. Дети скандируют: ба-ра-бан, ку-би-ки.Сказав слово шар, они замолкают, ясно ощутив особенность односложного слова.
Букварный период.
Особая роль слога в формировании у детей правильного навыка чтенияи письма обязывает с первых шагов уделить должное внимание этой единице чтения.
· Материал игры: серия картинок, изображающая хорошо известные детямпредметы, названия которых начинаются с гласных звуков, и отдельные гласныебуквы. Дети рассматривают картинки и называют нарисованные на них предметы.Учитель распределяет карточки между детьми, у себя оставляет буквы. Играпротекает следующим образом: учитель кладет на стол одну букву, дети находятсоответствующую картинки. Картинки могут быть следующие: арбуз, астра, утка,утюг, ослик, овощи. В игру также можно включать фотографии детей.
· Учитель показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинаетсяслово.
· Учитель показывает знакомую букву. Дети, имена которых начинаетсяна эту букву, встают.
· Материал игры: карточки со словами, обозначающими звукоподражанияи восклицания; картинки с изображениями соответствующих персонажей. Ход игры: ребенокподбирает соответствующее изображение к звукоподражанию, громко читает; учительпроверяет.
· Для самостоятельных упражнений учеников, особенно тех, кто слабоуспевает, необходимо иметь следующий дидактический материал: 1) набор картинок,изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в составслова; 2) набор картинок с подобранными к ним слогами; 3) набор картинок ицелые слова.
· Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждыйполучает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громкоего читает и, положив его перед партнером, говорит: «Переставь слоги. Какоеновое слово получилось». Партнер должен положить рядом с первым словом новоеслово из тех же слогов. Затем роли меняются.
· Какое слово получишь, если переставишь буквы? Используютсяодносложные слова, двусложные. Процесс игры такой же, как в игре «Переставьслоги».
Актуализация познавательных возможностей осуществлялась с помощьюадаптации заданий и форм деятельности к индивидуальным познавательным стилямучащихся, предоставления свободы выбора, творческого использования на урокахдифференцированной групповой работы.
Для развития у учащихся познавательных мотивов, эмоциональной иволевой сферы использовались задания, требующие применять знания внестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательнойдеятельности, поощрение инициативности и индивидуального своеобразия впознавательной деятельности учащихся. Включая эти и подобные игры в контекстурока, мы повышаем познавательную активность младших школьников, детистановятся более заинтересованными в процесс обучения, задают больше вопросов,пытаются на них ответить. В ходе целенаправленной работы по формированию умладших школьников активной познавательной позиции через внедрение системыдидактических игр у большинства учащихся отмечен рост познавательнойактивности, расширение и углубление познавательных интересов, желания испособности учиться.
Для диагностики мы использовали методику изученияпознавательной активности на уроках обучения грамоте.
Цель: определить степеньпознавательной активности младших школьников.
Ход проведения. Учащимсяпредлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с ихсодержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен:
2 – трудно сказать;
1 – не согласен:
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. На уроках мне нравится выполнять игровые задания учителя.
3. Когда на уроке учитель дает занимательные задания, я чувствую себялегко и свободно.
4. Мне интересно задавать вопросы нашему учителю.
5. Если у нас проводиться игра, то на уроке я становлюсь активней.
6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моихспособностей.
Обработка полученных данных.Показателем активности учащихся (А) является частное от деления общей суммыбаллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если А > 3, томожно констатировать высокую степень активности, если же 2 > А
После обработки данных мы получили следующий результат:
А=770/208 =3,4…, что соответствует высокому уровню познавательнойактивности младших школьников.
Также было продолжено наблюдение за активизацией познавательнойдеятельностью учащихся, эти данные занесены в таблицу.Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Баева Д + + + + + - + - 2. Бердов А. + - - - - - + + 3. Белоликова И. + - + + + + + + 4. Верещагина Е. + - + - + + + + 5. Гулмуродов А. + + + - - + + + 6. Денисенко А. - - - + - + + - 7. Ерохин М. - - + + - + + - 8. Зубкова Т. + + + + + + + + 9. Ивановский П. - + + + + + + - 10. Калининская А. - - + + - + + - 11. Кирикова В. + + - - - + + + 12. Кривошеин А. + + + + - - + + 13. Маркелов Д + + - + + + + - 14. Петров С. - - - - - + - - 15. Пашкова У. + + - - - - + - 16. Рогов Д. - - + + + + + + 17. Саперов П. - + + + + + - - 18. Семенов Р. - + - - + + + + 19. Тищенко А. - + + + - + - - 20. Туманова Ю. + + - - + - - - 21. Устинов П. + + + + + + + + 22. Федорова Ж. + - - - + + + + 23. Шумов С. + - - - - + - - 24. Щукина Н. + + + + + + + + 25. Яблокова О. + + + + + + + + 26. Яговкин С. + + + + + + + +

Из общей картины наблюдения можно выделить отдельные стороны: послеобработки данных выявлено, что высокий уровень познавательной активности теперьу 50% учащихся, средний уровень у 36%, а низкий уровень имеют12% младших школьников. Как мы видим, в ходе эксперимента показателиулучшились.
Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в нейученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детейсформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Этачерта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательныхпроцессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способамидеятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательнойцели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности являетсяпоощрение. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые внастоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшейплодотворной работе.
Применение поощрений обязывает выполнение следующих требований:
· Поощрение должно применяться в системе, объективно;
· Наиболее эффективно использование двух или нескольких поощрений. (аплодисменты,открытка с надписью «Молодец!», написание на доске имен детей и др.)
· Идти о занимательных поощрений к наиболее сложным – деятельности.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений развиваетсяинтерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы науроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливаетсястремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу вих поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не боятьсяошибок, помогают друг другу.
2.3 Анализ констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание кспособам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогаетрешить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельностидетей и их развитии.
В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в процесс обученияна уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности,расширение и углубление познавательных интересов, желание и способностиучиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям,повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.
Улучшению результатов способствовало внедрение в процесс обученияигровых методик. Отбор игрового материала осуществлялся на основе существенныхпризнаков рассматриваемого понятия. Занятия строились таким образом, чтобыразные аспекты знаний получали логически последовательное развитие. Обучениечтению в форме игры способствуют развитию эмоциональной отзывчивости,активизации мыслительной деятельности, побуждают к личному участию в решениипроблем.
Экспериментально доказано, что такие элементы познавательногоинтереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поискпутей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности,увлеченность, активность, самостоятельность при применении игровых методик впроцессе обучения формируются гораздо быстрее.
Обучающая роль игр заключается в том, что позволяет в игровойситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительныеэмоции, возникающие в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки,обеспечивают коммуникативные и интеллектуальные умения.
Школьник становился активным, заинтересованным, мотивы учебнойдеятельности делались значимыми для детей.
Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитиидетей. В процессе их формируются такие положительные качества, как интерес иготовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и дляподготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечныйрезультат, но и сам процесс участия детей в познании.
Важнейшим результатом применения поощрений стало формирование потребностисамой деятельности, развития познавательного интереса.
Следовательно, в поощрении заключается факт признания и оценкадостижений ребёнка, при необходимости коррекция знаний, констатация настоящегоуспеха, стимулирующая к дальнейшей деятельности. Поощрение развивает внимание,память, мышление и формирует познавательный интерес.
Выводы:
1. Использование на уроках игровых методик является важным средствомвоспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученикиначинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес кчтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большиеспособности, инициатива, изобретательность.
2. Как удалось установить, введение в процесс обучения игрспособствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебнойдеятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задачиспользования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы,развитие познавательной активности младших школьников.
3. Экспериментальная работа показала повышение уровня познавательной активностимладших школьников при использовании метода игры на уроках обучения грамоте,(высокий уровень изменился в положительную сторону на 15%, а детей со средним инизким уровнем познавательной активности стало на 6% и 11% меньшесоответственно), что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.
4. В результате успешного применения поощрений развивается интерес кпознавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке какследствие повышения внимания и хорошей работоспособности.

Заключение
Система образования наряду с другимисоциальными институтами сегодня активно включается в решение глобальнойпроблемы современности – проблемы грамотности населения, являющейся нормойкультурного развития человека, содержание и уровень которой меняется с каждымгодом, являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особуюактуальность приобретает в современной России. В обществе большое внимание уделяетсяповышению грамотности народа, так как в процессе овладения ею человек познает основымировоззрения, овладевает культурой общества. Грамотность, в первую очередь,определяется знанием родного языка, который выступает как уникальное явление:он является средством познания жизни, средством общения людей, средствомпередачи мысли, переработки и хранения информации, новых знаний. Русский язык –это «ключ» к познанию мира, всех сфер жизни общества. Поэтому школа должнастать важнейшим фактором формирования языковых знаний, качества их усвоения.
Русский язык имеет чрезвычайно важноезначение в подготовке к жизни младших школьников: он заключает основылингвистического образования, а так же служит базой формирования языковых иречевых умений и навыков орфографии и пунктуации.
Вследствие огромного значения русского языкав подготовке подрастающего поколения к жизни, в развитии культурных ценностей,необходимо большое внимание уделять повышению качества знаний по даннойдисциплине. Эти вопросы рассматривали такие учёные, как К.Д. Ушинский, М.Р. Львов,Т.Г. Рамзаева, Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков и другие. В их работахуказывалось на то, что основа грамотности зависит от уровня сформированностикачества знаний по русскому языку в начальной школе.
Выявленная ими система методов по решениюданной проблемы оказалась приемлемой лишь в условиях общеобразовательной школы.Одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательногопроцесса и преодоления школьной неуспеваемости, поиска методов обучения,которые бы учитывали реальные возможности учащихся
Изучение психолого-педагогической иметодической литературы по данной проблеме позволило выявить, что усвоениематериала на уроках русского языка зависит от форм его подачи, интереса кизучаемому материалу.
Для младших школьников недостаточносоздавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся вактивную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Такое положение позволяютрешать дидактические игры.
Таким образом, использование дидактическихигр в период обучения грамоте является наиболее эффективным средством повышениякачества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следуеткаждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладатьтворческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данноесредство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика кзнаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочногоусвоения языковых знаний.
Анализ педагогической и методическойлитературы и практического опыта позволяет предположить, что процессактивизации познавательного интереса у первоклассников будет более эффективнымпри организации и проведении дидактических игр по предмету. Для подтвержденияположения была проведена опытно – экспериментальная работа.
В ходе эксперимента были реализованыпедагогические условия, которые способствовали более эффективному повышениюкачества знаний учащихся. Для этого был разработан и проведён комплексдидактических игр. После его проведения было замечено, что дети стали активнееотвечать на вопросы, самостоятельнее выполнять задания и упражнения, проявлялиинициативу и заинтересованность.

Литература
1.  Александрович Н.Ф. Внекласснаяработа по русскому языку. – Минск.: Народная АСВЕТА, 1983. – 116 с.
2.  Блехер Ф.Н. Дидактические игры изанимательные упражнения в первом классе. – Москва «Просвещение» – 1964.-184с
3. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. ‑М., 1975
4.  Панов Б.Т. Внеклассная работа порусскому языку. – М.: Просвещение, 1986. – 264 с.
5.  Ушаков Н.Н. Внеклассная работа порусскому языку. – М.: Просвещение, 1975. – 223 с.
6.  Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочнаяработа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985. – 173 с.
7.  Ушаков Н.Н. Занимательныематериалы к урокам русского языка в начальных классах. – М. – Просвещение,1986. – 83 с.
8.  Ушаков Н.Н. Кружковая работа порусскому языку. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.
9. Щукина Г.И. Проблемапознавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971. – с. 32–38.
10. Чаклин А.В., Милевская И.Л. «Сохранить здоровьесмолоду», М.: «Педагогика» 1987
11. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1988


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.