Балтийский Русский Институт Лиепайское отделение. Морское право Реферат Тема Правовой режим внутренних и территориальных вод. Студентка 31 ТДн курса Евгении Можгиной Студ. удост. L 01038 Специальность Правоведение Преподаватель 2003 г. Содержание Введение 1. Классификация внутренних морских вод4. 2.
Правовой режим внутренних вод и путей3. Важнейшие внутренние водные пути международного значения Европы.4. Понятие и значение территориального моря5. Граница и ширина территориального моря6. Мирный проход иностранных судов через территориальное море.7. Права и обязанности прибрежных государств.8. Список использованной литературы 17. Введение. Внутренние воды и территориальное море являются государственной территорией, а экономическая
зона - морское пространство, на которое государство может распространять лишь только функционального характера суверенные права, так как оно не является составной частью его государственной территории. 11 И. Бергхольцас, Морское право публичное. Рига-1997г. стр. 62. Известно, что водные пространства обычно подразделяют на - морские пространства, у которых имеется прямая связь с Мировым океаном -морские пространства, не имеющие связи с
Мировым океаном - водные пространства, имеющие правовой статус государственной территории, но с международно-правовым и национально-правовым режимом - территории, состоящие из вод, имеющих различный правовой статус - покрытые льдом районы Мирового океана - части открытого моря за пределами экономической зоны и др. Пространства морей и океанов, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, называются открытым морем. Они находятся в общем пользовании всех государств.
Понятие территориальное море, или территориальные воды, возникло в один и тот же исторический период, что и понятие свободное море, или открытое море. Три обстоятельства послужили основанием для распространения суверенитета прибрежного государства на примыкающий к его берегам морской пояс, называемый территориальным морем. Классификация внутренних морских вод Всем известно, что морские пространства, входящие в состав государственной территории, определяются Конвенцией
ООН 1982г. как - морские воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями акватории морских портов воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 миль - исторические воды А также моря, побережье которых и оба берега соединения с другим морем являются государственной территорией одного и того же государства, не исключая тех, которые полностью окружены сухопутной территорией государства
или нескольких государств. Морские воды считаются внутренними, если они расположены в сторону берега от исходной линии территориального моря, а также находящиеся между прямыми исходными линиями, от которых производится отсчет территориальных вод, и берегом.11 Конвенция ООН по морскому праву 1982. Ст. 7. В Морском кодексе дано общее, отсылочное понятие вод Латвии, под которыми понимаются воды, находящиеся в соответствии с международно-правовыми нормами в
юрисдикции Латвии. В законе О государственной границе Латвийской Республики от 10 ноября 1994г.2 определено, что внутренними водами являются воды портов, ограниченные прямой линией, которая соединяет точки гидротехнических и других сооружений, расположенных на противоположных сторонах конкретного порта, и которые наиболее выдвинуты в сторону моря. Правовой режим внутренних вод. Правовой режим внутренних вод и путей устанавливается национальным законодательством
прибрежного государства. Используя над внутренними морскими водами полный суверенитет, государство устанавливает свой порядок и правила рыболовства, а также судоходства, научных исследований и другой морской деятельности. Единственным исключением является право мирного прохода иностранных судов через те части внутренних вод, которые раньше были частью территориального или открытого моря. Это означает то, что любое иностранное судно может заходить во внутренние морские воды другого государства,
если от него получено разрешение. Государство может и запретить это. Исключениями по этому вопросу являются чрезвычайные обстоятельства. Иностранные военные корабли, находясь во внутренних водах другого государства, не теряют своего иммунитета, но обязаны соблюдать национальное законодательство о судоходстве и порядке пребывания в этих водах. Для внутренних морских вод правовой режим определяется национальным законодательством прибрежного государства,
а вот для территориального моря - национальными правовыми актами с соблюдением международно-правовых требований, а также с учетом потребностей и интересов прибрежного государства. Важнейшие внутренние водные пути международного значения Европы. В январе 1996 года, было подписано Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения. Это соглашение представляет собой план развития и строительства сети внутренних
водных путей международного значения, который должен был осуществляться на основе специальных программ в Европе, включая внутренние водные пути государств и порты международного значения. Все водные пути в Европе разделяют на З категории магистральный путь их 9, другие основные пути 18 и ответвления более 80. Понятие и значение территориального моря Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. территориальное море это прибрежный морской пояс шириной
до 12 морских миль, который входит в состав территории прибрежного государства и находится под его суверенитетом с учетом общепринятых норм международного права. III Конференции ООН сыграла важную роль в деле закрепления 12-мильного предела ширины территориального моря. В ст. 3 Конвенции сказано, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии
с настоящей Конвенцией. На территориальное море, на воздушное пространство над ним, а также на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства. Исходя из этого, оно имеет право в территориальных водах на защиту своей безопасности вправе устанавливать законы и правила в отношении безопасности судоходства и регулирования движения судов защиты навигационных средств и оборудования защиты кабелей и трубопроводов сохранения ресурсов моря предотвращения нарушения
рыболовных, таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил прибрежного государства, сохранения окружающей среды правил, касающихся морских научных исследований и гидрографических съемок. В свою очередь, иностранные суда, уважая суверенитет прибрежного государства в территориальных водах, обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства не должны нарушать мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Для прибрежных государств территориальные воды представляют важный
источник морских богатств, главным образом рыбы, которая является существенным продуктом питания для населения. Территориальные воды являются также путями судоходства. Вместе с тем они служат интересам безопасности прибрежных государств, являясь для них защитным поясом со стороны моря. Следовательно, для прибрежных государств территориальные воды имеют важное хозяйственно-экономическое и военно-оборонительное значение. Граница и ширина территориального моря.
Начальная линия отсчета территориального моря практически одинаковым образом определена как в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, так и в Конвенции ООН по морскому праву, в ст. 5 которой предусматривается, что нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега или в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. При проведении таких исходных линий не допускается заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой
территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод. Система прямых исходных линий не может применяться государство м таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря. Наиболее выдающиеся в море портовые сооружения, являющиеся составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Но прибрежные установки и искусственные острова нее считаются постоянными
портовыми сооружениями. Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море. Конвенция ООН по морскому праву предусматривает, что острова имеют собственное территориальное море. Это означает, что если, например, расстояние, отделяющее остров от континентальной или островной территории
одного и того же прибрежного государства, превосходит двойную ширину территориального моря этого же государства, то территориальное море острова будет отделенным от территориального моря континентальной или другой островной территории. Два пояса будут соприкасаться, если такое расстояние будет равно двойной ширине, и они частично перероют друг друга, когда это расстояние будет меньше двойной ширины. Если острова расположены на атоллах или их окаймляют рифы, то исходной линией для измерения ширины
территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих
государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 1212 мили, определяется международными договорами. Мирный проход иностранных судов через территориальное море Права прибрежного государства в территориальном море являются следствием его суверенитета над этим пространством и потому по своей природе не могут рассматриваться иначе, как суверенные. Следовательно, деятельность иностранных государств и их граждан в территориальном море может иметь
место, как правило, с согласия прибрежного государства и под его исключительным контролем. Однако объем суверенных прав, принадлежащих прибрежному государству и осуществляемых им над территориальным морем, является менее полным, чем объем суверенных прав, которыми оно пользуется в своих внутренних морских водах. Из суверенных прав прибрежного государства над территориальным морем допускается на законном основании исключение право мирного прохода иностранных судов.
Это право может осуществляться при условии соблюдения иностранными судами соответствующих юридических положений. Прибрежное государство не вправе препятствовать мирному проходу через свое территориальное море иностранных судов, не нарушающих это положение. Право мирного прохода через территориальное море появилось и долго развивалось как международный обычай. Оно обязано своим возникновением постоянно возраставшей потребности государств в использовании исторически
сложившихся международных морских путей. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод или Пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения.11 Конвенция ООН по морскому праву 1982. Ст. 18. В соответствии с п. 1 ст. 19 Конвенции 1982 года проход является мирным, если только им не нарушается
мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Проход иностранного судна считается немирным, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности Угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушении принципов международного права, воплощенных в уставе ООН Любые маневры или учения с оружием любого вида
Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства Любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства Погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным,
фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства Любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции Любую рыболовную деятельность Проведение исследовательской или гидрографической деятельности Любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства Любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.11
Конвенция ООН по морскому праву 1982. П. 2, ст. 19. Следует отметить, что согласно ст. 20 Конвенции 1982 г. в территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг. Права и обязанности прибрежных государств В конвенции 1982 года разумно решается вопрос о праве прибрежного государства, вытекающем из его суверенитета, регулировать мирный проход.
Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море всех нижеследующих вопросов или некоторых из них Безопасности судоходства и регулирования движения судов Защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок
Защиты кабелей и трубопроводов Сохранения живых ресурсов моря Предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства Сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения Морских научных исследований и гидрографических съемок Предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил прибрежного государства.
При применении положений Конвенции или любых законов и правил, изданных в соответствии с нею, прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права или допускать дискриминацию ни по форме, ни по существу в отношении судов, перевозящих грузы в любое государство, из него или от его имени. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами только за проход их через территориальное море.
Прибрежное государство как суверен в своем территориальном море может принимать необходимые меры для сохранения мира и доброго порядка и обеспечения соблюдения своих законов и правил, принятых в соответствии с действующими по этому вопросу нормами международного права и относящихся к мирному проходу. Т.е. прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Такие меры принимаются тогда, когда иностранное судно осуществляет в
момент прохода через территориальное море деятельность, нарушающую мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Иначе говоря, они применяются в ответ на деятельность, уже совершенную. Кроме вышеупомянутых выше прав прибрежного государства Конвенция 1982 года по морскому праву в ст. 22 предусматривает еще следующие 1 Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать
от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов. 2 В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.
Эти положения являются новыми в международном морском праве. Их нет в Конвенции 1958 года. Они потребовались сейчас ввиду возросшей интенсивности судоходства по морским путям и в связи с появлением новых видов судов и новых видов грузов, что в свою очередь связано с результатами научно-технической революции. Устанавливая морские коридоры и предписывая схемы разделения движения, прибрежное государство, тем не менее, принимает во внимание рекомендации компетентной международной
организации, любые пути, которые обычно используются для международного судоходства, особые характеристики конкретных судов и путей и интенсивность движения судов. Оно ясно указывает такие морские коридоры и схемы разделения движения на морских картах, которые должным образом опубликовываются. Прибрежное государство в определенных случаях осуществляют на борту иностранного судна, проходящего через его территориальное море, уголовную и гражданскую юрисдикцию.
Конвенция 1982 года предусматривает, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия преступления распространяются на прибрежное государство или преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном
море или же капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи. Уголовная юрисдикция может осуществляться также для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Пункт 2 ст. 27 Конвенции 1982 года сохраняет за прибрежными государством право ареста и расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после
выхода из внутренних вод. Такое право является обоснованным, поскольку оба эти морские пространства находятся под суверенитетом прибрежного государства. Иначе дело обстоит с правом ареста и расследования в связи с преступлением, совершенным на судне, не заходившем во внутренние воды или до его входа в территориальное море. Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное
море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды. Такой запрет является логичным, поскольку в данном случае речь идет о преступлении, совершенном за пределами действия суверенных прав прибрежного государства.
Конвенция 1982 года предусматривает некоторые исключения, дающие прибрежному государству право принимать меры для ареста какого-либо лица или производства расследования за нарушение законов и правил прибрежного государства, касающихся рыболовства в экономической зоне, и нарушения в экономической зоне законов и правил прибрежного государства или применимых международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов. Гражданская юрисдикция прибрежного государства в отношении
иностранных судов, находящихся в территориальном море, также ограничена запрещается останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя
этим судном во время или для прохода через территориальные воды. Данные положения применяются также в отношении иностранных судов, стоящих на якоре, если остановка или стоянка не связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности либо терпящим бедствие. Положения о гражданской юрисдикции прибрежного государства применяются, согласно
Конвенции 1982 года и Конвенции 1958 года, к государственным торговым судам и частновладельческим судам. Следовательно, эти конвенции не освобождают торговые суда, являющиеся собственностью государства или эксплуатируемые государством, от действия местной юрисдикции. Непризнание иммунитета за государственными судами противоречит международному обычаю, относящемуся к данной области правового регулирования. Список используемой литературы 1.
И. Бергхольцас, Морское право публичное. Рига-1997г. 2. И. Бергхольцас, Балтия. Социально- экономическое развитие, мореходство и международное частное морское право, часть 1. Рига-2001 г. 3. И. Бергхольцас, Балтия. Социально- экономическое развитие, мореходство и международное частное морское право, часть 2. Рига-2001 г. 4. И. Бергхольцас, Балтия. Национальное и международное экологическое право, часть 1.
Рига 2000. 5. Конвенция ООН по морскому праву 1982.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |