СодержаниеВведение1. Характеристика базы практики2. Диагностика детей на феномен агрессии и анализрезультатов3. Конспекты занятий с детьми4. Итоговая диагностика детейВыводы и рекомендацииЗаключениеСписок литературыПриложение 1Приложение 2Приложение 3
Введение
Цель даннойработы и производственной практики в целом – провести диагностику детей,разработать систему занятий по преодолению нарушений, изучить процессформирования новых качеств на примере повторной диагностики, разработатьсистему занятий с родителями и педагогами.
Задачи, которыерешались в процессе данной работы:
- освоить основные направления деятельности практического психологав образовательном учреждении;
- осуществить анализ системы деятельности практического психолога вобразовательном учреждении;
- принять активное участие в процедуре психодиагностическогообследования психического развития ребенка, оформить психологическое заключениепо результатам психодиагностики; спланировать и принять участие по возможностив осуществлении дальнейшей психологической работы с ребенком;
- развить навыки проведения комплексной психологическойдиагностики;
- расширить, углубить и закрепить теоретико-практические знания,полученные при изучении психолого-педагогических и медико психологическихдисциплин;
- организовать и осуществить эмпирическое исследование;
- разработать систему занятий, направленных на преодолениевыявленных нарушений;
- провести апробацию данных занятий (или консультаций);
- провести статико-математическую обработку результатовисследования;
- разработать систему работы с родителями.
1.Характеристика базы практики
В качестве базыдля прохождения производственной практики было выбрано МОУСОШ № 56 г. Новосибирска. В школе работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив,члены которого постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, о чемсвидетельствуют уровень профессиональной квалификации учителей школы, динамикаобучения педагогов на курсах повышения квалификации и обучающих семинарахвсех уровней.
Высокийобразовательный уровень ученики ежегодно подтверждают при поступлении в ВУЗы.
Руководство СОШсоздает благоприятные условия для карьерного роста педагогов. В-первую очередь,это естественно обязательное лицензирование и аккредитация учебного заведения.Во-вторых, обязательная аттестация учителей, которая позволяет подтвердить илиповысить уровень квалификации педагогов. Обязательное прохождение педагогамикурсов повышения квалификации, посещение семинаров и других мероприятий,способствующих профессиональному и личностному росту.
Школапредъявляет высокие требования, как к подготовке учеников, так и к подготовкепедагогов, и руководство делает все возможное, чтобы педагогический составсоответствовал необходимому уровню.
Школа имеетхорошее состояние материально-технической базы. Основная проблема школы — создание уровня повышенной подготовки, целью которого является всестороннее обучение,воспитание и развитие детей.
Цель МОУСОШ – входе воспитания и обучения сформировать у учеников:
- готовность к самопознанию, самоопределению, самореализации исаморазвитию;
- развить познавательные мотивы, навыки мыслительной деятельности;
- сформировать понимание своего гражданского долга иответственности за выполняемое дело, готовность к реализации своего личногопотенциала при выполнении различных социальных ролей; обеспечить продвинутыйуровень базовых знаний, необходимый для поступления в ВУЗы, т.е. обеспечитьвысокое качество воспитания и обучения детей.
Одним изосновных недостатков действующей системы обучения является чрезмернаяпереоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое времяроли осмысленного учения (и учащегося).
Переоценкапреподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь для жизни человекав неизменной природной и социальной среде. В современном мире,характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениямисовершенно необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания (спреподавателя) на учение (ученика), организовать само преподавание не кактрансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленногоучения, что возможно лишь в условиях полной индивидуализации в обучении.
Вторымнедостатком традиционной системы обучения является стандартизация многихмоментов обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всехвремя на овладение программой, единая для всех длительность урока, для 20-30учащихся единый темп ведения урока, обусловленный индивидуальностью учителя, ноне учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитиеиндивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностейи интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабаяучебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность ибеспомощность учеников, и результат всего этого — случайный выбор профессии ипутей продолжения образования.
Сегодня, выбираясвою педагогическую концепцию, коллектив школы не может не определиться вответах на мировоззренческие вопросы: каково назначение учителя, его место всовременном обществе, какие ценности должны быть положены в основу егодеятельности? Профессионализм, высокое развитие педагогических способностей,профессиональные и личностные ценности, установки и мотивысамосовершенствования, представление о своей миссии, целях и принципахпедагогической деятельности – вот основные «опорные» личностные характеристики педагогакак профессионала[1].
Таблица 1
Развернутаяформа SWOT-анализа
Список сильных сторон:
Высокий профессиональный уровень кадров
Хорошее материально-техническое обеспечение
Курсы и кружки дополнительного развития учащихся
Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив
Многоступенчатая система обучения
Высокий статус образовательного учреждения и хорошая репутация
Список слабых сторон:
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров
Своевременное выделение одаренных детей из учеников
Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня
Для создания эффективной системы контроля качества труда необходимо использовать эффективную кадровую политику;
Для развития возможности бюджетного финансирования Гимназии нужно использовать репутацию школы, высокий уровень подготовки персонала и учеников
Для возможности материальной поддержки со стороны родителей учеников нужно ввести дополнительные платные услуги, полученные средства расходовать на нужды школы
Список возможностей:
Эффективная система контроля качества труда
Возможность бюджетного финансирования Гимназии
Возможность материальной поддержки со стороны родителей учащихся Развитие возможности бюджетного финансирования Гимназии позволить снизить нехватку средств на повышение квалификации персонала и создание системы, позволяющей увеличить мотивацию персонала; эффективная система контроля качества труда позволит выявлять одаренных детей и обучать их по индивидуальной программе Поддержание высокого уровня образования, использование материально-технической базы, дополнительное развитие учащихся поможет избежать падения спроса на услуги и конкуренции со стороны других учреждений
Список угроз
Новые законы об образовании, препятствующие развитию системы повышения квалификации
Падение спроса на образовательные услуги
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива
Конкуренция со стороны других образовательных учреждений
Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения
Таким образом, основными проблемами МОУСОШ являются недостаточное финансирование и нехваткасредств для осуществления намеченной стратегии, недостаточная мотивацияперсонала, проблема с выявлением одаренных учеников и внедрение индивидуальногообучения.2. Диагностикадетей на феномен агрессии и анализ результатов
Феномен агрессиии ее связь с адаптацией часто выступает предметом теоретического анализа вклассических трудах по психологии. Одни исследователи (такие как Хорни,Роджерс, Маслоу) утверждают, что агрессия это проявление не адаптивныххарактеристик невротической личности. Другие утверждают, что агрессия являетсяпроявлением наследственно заложенных программ, и, следовательно, изначальнонесет в себе адаптивную функцию (Фрейд, Лоренц). Несколько иной подход можновстретить у Э. Фромма. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности»,он пишет, что агрессия может носить как адаптивный характер(«доброкачественная» агрессия), так и дезадаптивный («злокачественная»агрессия). Доброкачественная агрессия определяется, тем, что проявляет лишь вситуации фрустрации и не сохраняется после завершения ситуации. Но, несмотря натакое обилие теорий, в этой области эмпирические исследовании представляютчрезвычайную редкость
На основаниивышесказанного, было проведено исследование, целью которого было определениеспецифики взаимосвязи агрессии и характеристик социально-психологическойвзаимосвязи. Участниками исследования стали учащиеся 9 классов.
Использовалисьследующие психометрические методики: диагностика агрессивности Басса-Дарки;экспресс-диагностика неврозов Хека-Хесса; Полученные в результате тестированияданные были подвергнуты анализу.
1. Методикадиагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого)[2].
Данная методика является простой в обработке данных и наиболее информативной среди применяемыхв настоящее время психологических методик для диагностики агрессивногоповедения школьников.
Методикадиагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько шкал:
- физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся вдраках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий начеловека,
- вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме:крики, сплетни, злословие и т.д.,
- косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное илинаправленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),
- негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия,демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,
- раздражительность,
- подозрительность,
- обида,
- чувство вины (аутоагрессия),
ИА – индексагрессии (обобщенный показатель агрессии).
ИВ – индексвраждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколькоиндивид враждебно относится к своему окружению.
Текст методики приведен в Приложении 1.
Ключ к методикеА.Басса и А.Дарки:
Возможно четыреварианта ответов, которые суммируются по парам: «да» + «пожалуй, да»,«пожалуй, нет» + «нет». Ответ на вопрос со знаком «-» регистрируется спротивоположным знаком. Сумму баллов по шкале необходимо умножить на коэффициент(К) для данной шкалы.
«1» — физическаяагрессия: 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ (К=11)
«2» — вербальнаяагрессия: 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- (К=8)
«3» — косвеннаяагрессия: 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ (К=13)
«4» — негативизм: 4+, 12+, 20+, 28+, 36- (К=20)
«5» — раздражение: 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+ (К=9)
«6» — подозрительность: 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- (К=11)
«7» — обида: 5+,13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58 (К=13)
«8» — чувствовины: 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+ (К=11)
Индексагрессивности (ИА): Сумму баллов по шкалам («1», «2», «3») разделить на 3.
Индексвраждебности (ИВ): Сумму баллов по шкалам («6», «7») разделить на 2.
2. Методикаэкспресс-диагностики невроза (К Хек и Х Хесс)
Данная методикапозволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков,которое может проявляться, в том числе в агрессивном и аутоагрессивномповедении. Текст анкеты приведен в Приложении 2.
Ключ к методике.
За каждый ответ«да» дается один балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов.
Можно говорить оналичие невроза, если подросток набрал 24 и более баллов.
3. ОпросникСилбергера по оценке агрессии[3].
Данный опросникпредназначен для определения уровня агрессии, диагностируется агрессия каксостояние, как черта, как темперамент, как реакция, а также аутоагрессия,гетороагрессия и контроль агрессии.
Инструкцияпредлагает испытуемому ответить на вопрос следующими выражениями: «совершенно верно»,«немного», «умеренно» или «очень». Текст опросника приведен в Приложении 3.
Ключ к методике.
1. Агрессия – состояние 10,84+2,27
2. Агрессия – черта 18,52+3,75
3. Агрессия – темперамент 7,67+2,58
4. Агрессия – реакция 9,02+2,91
5. Аутоагрессия 15,18+4,24
6. Гетероагрессия 15,75+3,71
7. Контроль агрессии 21,9+4,93
Результатыанкетирования выявления уровня тревожности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результатыанкетирования№ Фамилия, имя Методики Уровень Басса-Дарки Хека-Хесса Силбергера ИА ИВ 1 2 3 4 5 6 7 1 Балакова С. П П 30 П высокий 2 Бочаров А. Н П 22 СР средний 3 Воробьев С. Н П 17 СР средний 4 Гамбург Е. П П 29 П высокий 5 Гамбург К. П П 34 П высокий 6 Горст Д. П П 30 П высокий 7 Гуляева Н Н Н 10 Н низкий 8 Дольников Ю П П 35 П высокий 9 Ильиных С. Н Н 20 СР средний 10 Илюшин В. П Н 20 СР средний 11 Калюжный М. Н П 31 П высокий 12 Карстов В. Н Н 14 СР средний 13 Колунов К. Н Н 9 Н низкий 14 Кулаков Д. П П 26 П высокий 15 Курганская Н. Н Н 7 Н низкий 16 Линева М. Н Н 19 СР средний 17 Митина И. Н Н 22 СР средний 18 Михаэль Л. П П 29 П высокий 19 Могутов Д. П П 27 П высокий 20 Найденов А. П П 31 П высокий 21 Салматов И. П П 30 П высокий 22 Юрина Е. Н Н 11 Н низкий 23 Якушев А. П П 26 П высокий
П – повышенный уровень агрессии
Н – низкий уровень агрессии
СР – средний уровень агрессии (как правило связан спереходным периодом)
Таким образом, высокий уровеньагрессии – 12 человек (52%);
средний уровень – 7 человек (30%);
низкий уровень – 4 человека (18%).
Таким образом, впроцессе выявления уровня агрессии, были получены данные, которые показали, чтоболее половины учеников класса имеют высокий уровень агрессии. Для преодоленияагрессивности нами были разработаны занятия, которые должны снизить этотуровень.3. Конспекты занятийс детьми
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся,по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии[4].
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
- стиль воспитания в семье (гипер- игипоопека);
- повсеместная демонстрация сценнасилия;
- нестабильнаясоциально-экономическая обстановка;
- индивидуальные особенностичеловека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
- социально-культурный статус семьии т. п.
Можно с большой уверенностью предполагать, чторешающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейнаясреда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формыповедения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступкии действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы сагрессивным ребенком… Если его родители ведут себя агрессивно (вербально,физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениямагрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными истанут постоянной чертой характера ребенка.
Агрессивность может быть физически и психическиобусловленной:
1) агрессивные реакции характерны для детей из-занесформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнаниянравственных правил и норм;
2) агрессивность нельзя воспринимать однозначноотрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранениякак физического, так и эмоционального.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появлятьсяв период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка ивзрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и оннуждается в помощи окружающих (табл. 3).
Таблица 3
Причиныагрессивности детей и методы их коррекцииПричина Методы коррекции 1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки
- подвижные игры
- «минутки радости» между занятиями 2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии
- беседа с родителями
- наблюдение за поведением ребенка
- налаживание эмоционального контакта с ребенком 3. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье - беседа с родителями 4. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ)
- аретопсихотерапия
- ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц
- давать способы и образцы миролюбивых способов общения
- обсуждать книги, предусмотренные программой Причина Методы коррекции 5. Низкий уровень развития коммуникативных навыков
- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение
- обучение приемам саморасслабления
- разработка программ обучения коммуникативным навыкам
Одной из причин появления агрессивных реакций можетбыть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников,особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяетсяцелым рядом факторов:
- внешняя привлекательность,аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т.д.
И еслисверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергаютего, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будетнаправляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своегобедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка«плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Иногдаагрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее —неудовлетворенная потребность в общении и любви. Агрессивность может выступатьи формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностейребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
Коррекционнаяработа с ребенком велась параллельно с работой со взрослыми, его окружающими,родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе совзрослыми необходимо было делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку напозитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов черезразвитие их коммуникативных умений.
Независимо отпричины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих поотношению к нему.
1. Если этовозможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед ихпроявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
2. Показатьребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальнойагрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такогоповедения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуютдовольно эффективно.
3. Установитьчеткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставитьдетям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии,сопереживания.
5. Обучатьконсультативным способам выражения гнева как естественной присущей человекуэмоции.
Задачамипсихокоррекционной работы с агрессивными детьми были:
- развитие умения понимать состояние другого человека;
- развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемойформе;
- обучение ауторелаксации;
- обучение способам снятия напряжения;
- развитие навыков общения;
- формирование позитивного самовосприятия на основе личностныхдостижений.
Детям важнодавать выход своей агрессивности. Им было предложено:
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этимрисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стол надувным молотком и т. д.
В своей работе вцелях коррекции агрессивного поведения детей были использованы:
- занятия психогимнастикой;
- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
- этюды и игры релаксационной направленности;
- игры и упражнения на развитие осознания ими отрицательных чертхарактера;
- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения[5].
Анализ программ, предназначенных для коррекции иразвития личности ребенка, свидетельствует о том, что большинство их нихиспользует элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику.Представленная далее программа не стала исключением, в ней используютсяследующие методические приемы:
- словесные и подвижные игры;
- психогимнастические этюды;
- рисование (тематическое исвободное);
- беседы и проблемные ситуации.
Выбор данных методов и приемов не является спонтанным,он — следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личностиребенка в рамках отечественной психологии.
Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействияна детей и взрослых с использованием игры. Данное понятие включает в себя многометодик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциалвлияния личность и взрослого, и ребенка. Главная особенность игры —двуплановость — способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться,сделать что-то неправильно. Это, в свою очередь, обусловливает развивающийэффект игры. В практике детской психотерапии игра впервые использована 3.Фрейдом. С развитием психологической науки фактически все направлениязарубежной психокоррекционной практики в рамках своих школ выработали подходы кигротерапии. В отечественной психологической практике применение игры кактерапевтического средства основывается на теории игры Л. С. Выготского[6],А. Н. Леонтьева[7], Б. Д. Эльконина[8].В психокоррекционной работе мы опирались на труды Л. Абрамяна[9],А. Захарова[10], А. Спиваковской[11].
Следующий метод, используемый в нашей программе, —психогимнастика. Этот метод, при котором участники проявляют себя и общаютсябез помощи слов. Психогимнастика родилась на стыке практической психологии иактерского искусства выразительных движений. Часто вербальные сигналы являютсяпомехой в истинном понимании другого человека. Невербальные же сигналы (наклонголовы, поза, движения рук и губ, выражение глаз, походка) позволяют умеющему«читать» их человеку получать гораздо более достоверную и полную информацию одругих людях. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение имышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучатьауторелаксации.
Сам термин «психогимнастика», по мнению А.А. Осиновой,имеет широкое и узкое значения. В широком смысле психогимнастика — это курсспециальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторонпсихики человека. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, воснове которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главногосредства коммуникации[12].
Следующий метод, используемый нами в работе иотносящийся к арттерапии, — проективное рисование. Рисование, само по себе,несет множество развивающих функций:
- требует согласования большогоколичества психических функций, развивает чувственно-двигательную координацию;
- координирует конкретно-образноемышление;
- выступает способом постижения ипреобразования своих возможностей и окружающего мира;
- является способом выраженияразличного рода эмоций.
Психологи-практики рассматривают детский рисунок,прежде всего как проекцию личностных особенностей ребенка, его символическогоотношения к миру. В связи с этим в процессе работы необходимо дифференцироватьособенности рисунка, связанные со степенью овладения ребенком графическимиумениями, и особенностями рисунка, обусловленными личностными характеристикамишкольника. Имеет значение и анализ активности ребенка, а также способовиспользования художественных материалов.
И, наконец, еще один метод, используемый нами впрограмме, — метод беседы и постановки проблемных ситуаций. Проблемные ситуациипозволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мненийдругих детей по тому или иному поводу.
При разработкесодержания программы коррекции и развития мы ориентировались на положение ороли социальных эмоций в нравственном воспитании детей. Формированиепредставлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценностидоброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяетспроектировать и прочувствовать свое поведение. Программа направлена на то,чтобы предметом внимания детей стали эмоциональные и физические состояниялюдей. Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена нетолько на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновенияэмоционального дискомфорта у детей, создание благоприятной атмосферы,характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимымусловием эффективности программы, по нашему мнению, является активное участие вней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программареализуется в трех направлениях:
I.Педагог-психолог — родители.
II.Педагог-психолог — педагоги класса.
Ш.Педагог-психолог — дети.
О первом и втором направлениях работы речь пойдет в 5главе, поэтому на них подробно не будем останавливаться.
Содержание работы в направлении «педагог-психолог –дети» заключалось в реализации коррекционно-развивающей работы в формеспециально организованных занятий. Цели программы:
1. Коррекция негативных тенденцийсоциально-эмоционального развития детей.
2. Развитие социально-эмоциональногоблагополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости,автономности.
Задачи программы:
1. Развитие гибкости поведения, способностиадекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
2. Формирование установки «Я — хороший, ты —хороший».
3. Формирование способности эмоциональнойсаморегуляции.
4. Овладение ребенком «языком» эмоций какспособом выражения собственного эмоционального состояния.
Принципы программы:
1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоциявыступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и егопсихологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка надругого человека.
2. Принцип активности и свободысамовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля исаморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия.Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказываетподдержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Программа была составлена для работы с детьми подросткового возраста и с учетом их психологических характеристик. Общее числозанятий: 20, три раза в неделю. Продолжительность занятия: 35 минут. Количестводетей в группе: 6—7 человек. Отбор детей производится на основедиагностического обследования. В занятиях принимали участие все дети. С детьми,нуждающимся в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительнопроводилась индивидуальная работа.
Система занятийпредставлена в таблице 4.
Таблица 4№ Тема Программное содержание Методические приемы Обеспечение
1 2 3 4 5
1. Каждый привлекателен по-своему
Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности,
своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей
1. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
2. Рисование. Автопортрет.
3. Беседа по рисункам.
Краски, карандаши,
мелки на выбор.
Бумага разного формата
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу
1. Беседа о том, как можно показать другому, что он
хороший.
2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
3. Игра «Газета».
Цель: развитие тактильного контакта детей группы,
преодоление барьеров общения.
Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей — как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете. Газета
Бумага, карандаши, доска, мел
№ Тема Программное содержание Методические приемы Обеспечение
2 3 4 5
2. Я + Ты = Мы Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия
1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения:
помогай друзьям;
делись с ними;
умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее;
не срывай злость на других;
не ссорься по пустякам.
2. Беседа по рисункам.
3. Игра «Прикосновения» Бумага, карандаши, доска, мел
1. Игра «Комплимент».
2. Игра «Колокольчик». Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
3. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их — передают ток.
Создание коллажа «Наш класс». Рисование карандашами
3. Волшебные средства понимания Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей
1. Игра «Я чувствую...» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
2. Игра «Молекула».
3. Интонационные этюды. Карточки с изображением эмоций по количеству детей
1. Беседа о средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.
2. Изготовление масок.
3. Игра «Маски». Ход: ребенок, надев маску, передает настроение этой маски. Бумага, краски, карандаши, мелки
1. Игра «Руки». Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: — познакомиться руками, — поссориться руками, — помириться руками.
2. Игра «Ниточка с иголочкой». 3. Игра «Я чувствую...»
4. Настроение Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей 1. Игра «Лото настроение». 2. Рисование «Мое настроение». 3. Беседа по изображениям эмоций. Краски, бумага; карточки-лото; карточки с изображением эмоций
1. Упражнение «Возьми себя в руки!»
2. Упражнение «Лев».
3. Игра «Создай марионетку».
. Волшебная линия Обогащение опыта эмоционального реагирования. Упражнение в регулировании эмоций
1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.
2. Создание картины с помощью линий. Бумага, краски
1. Беседа по рисункам.
2. Игра «Нехочуха».
3. Игра-релаксация «Волшебный сон».
6. Я — хороший, я — плохой Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера
1.Игра «Наоборот».
2. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки. Мяч
1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть.
3. Рисование цветка. Мяч, воск, бумага, краски 7. Любимые сказки Развитие понимания себя и других Преодоление барьеров в общении. Реагирование собственных чувств.
1. Игра «Назови героя».
Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.
3. Рисование. Мяч, воск, бумага, краски 8. Вместе веселее Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. 1. Игра «Бумажные развалы». Ход: дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. Старые газеты, бумага
1. Игра «Клубок».
2. Игра «Найди пару».
3. Игра «Зеркало».
9. Хорошо и плохо Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.
1. Сценка «Вместе и порознь».
2. Обсуждение сценки.
1. Игра «Вежливые слова».
2. Игра «Гамак».
3. Игра «Гусеница».
1.Коллективное сочинение сказки.
2. Игра «Колокольчик».
3. Игра-релаксация,
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Методические приемы, используемые в программе:
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение ипередачу различных эмоций и чувств.
3. Рисование (тематическое и свободное).
4. Беседы, направленные на знакомство сразличными эмоциями и чувствами.
5. Проблемные ситуации.
В программе элементы игротерапии используются в форметерапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживаниеотношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формыработы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Содержание программы.
Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений:
- представления о языке эмоций какзнаках, подаваемых человеком о себе;
- знания о средствах выраженияразличных эмоциональных состояний;
- понимание ребенком значенияэмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, каквлияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
- умения регулировать своиотрицательные эмоции.
Блок 2. Обучение этически ценным формам и способамповедения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтовили их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты,сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной формеделиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Блок 3. Формирование нравственного поведения вповседневной жизни. Формирование положительных черт характера. Обогащениеспособами преодоления негативных черт характера.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие.
2. Беседа или проблемная ситуация.
3. Развивающая игра, психогимнастическийэтюд, тематическое или свободное рисование.
4. Подвижная игра.
5. Прощание.4. Итоговаядиагностика детей
После проведениявсех занятий было применено анкетирование, которое состояло из тех же методик,которые использовались на констатирующем этапе. Результаты анкетированияпредставлены в таблице 5.
Таблица 5 Результатыанкетирования№ Фамилия, имя Методики Уровень Басса-Дарки Хека-Хесса Силбергера ИА ИВ 1 Балакова С. П Н 23 П средний 2 Бочаров А. Н П 22 СР средний 3 Воробьев С. Н П 17 СР средний 4 Гамбург Е. П П 29 П высокий 5 Гамбург К. Н П 24 СР средний 6 Горст Д. П П 30 П высокий 7 Гуляева Н Н Н 10 Н низкий 8 Дольников Ю П П 35 П высокий 9 Ильиных С. Н Н 20 СР средний 10 Илюшин В. П Н 20 СР средний 11 Калюжный М. Н П 31 П высокий 12 Карстов В. Н Н 10 СР низкий 13 Колунов К. Н Н 9 Н низкий 14 Кулаков Д. П П 26 П высокий 15 Курганская Н. Н Н 7 Н низкий 16 Линева М. Н Н 14 СР низкий 17 Митина И. Н Н 22 СР средний 18 Михаэль Л. П П 29 П высокий 19 Могутов Д. П Н 23 СР средний 20 Найденов А. П П 31 П высокий 21 Салматов И. П Н 21 СР средний 22 Юрина Е. Н Н 11 Н низкий 23 Якушев А. Н П 20 СР средний
П – повышенный уровень агрессии
Н – низкий уровень агрессии
СР – средний уровень агрессии (как правило связан спереходным периодом)
Таким образом, высокий уровеньагрессии – 7 человек (30%);
средний уровень – 10 человек (43%);
низкий уровень – 6 человека (27%).
Сравнительныеданные на начало и конец эксперимента приведены в гистограмме 1.
/>
Гистограмма 1. Уровень агрессии наразных этапах эксперимента
Выводы и рекомендации
Для уточненияполученных данных используем статико-математическую обработку результатов спомощью U – критерия Манна – Уитни.
Несмотря на то,что по данным таблиц и данным гистограмм заметно, что уровень агрессии иневрозов детей различается, математическая обработка результатов показала, чтоданные, полученные в результате эксперимента можно считать достоверными, нонельзя говорить о том, что различия являются значимыми. Это обусловлено, впервую очередь, небольшим количеством времени, которое было посвященоформирующему этапу. Можно сказать о том, что если продолжать работу в данномнаправлении в течение еще 4 – 5 недель, то это принесет более ощутимыерезультаты.
О проводимой работе с детьми сказано выше, поэтомусейчас остановимся на остальных двух: направление: педагог-психолог — родителии направление педагог-психолог — педагоги класса.
I.Педагог-психолог — родители. Содержание работыпедагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителямпсихологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первымшагом было налаживание контакта с родителями. Затем, в процессе индивидуальныхконсультаций, были объяснены родителям особенности их ребенка, а также помощьпринять его таким, какой он есть.
II направление (педагог-психолог — педагоги группы).Содержание работы в данном направлении заключалось в оказании психологической иинформационной помощи педагогам. Приоритетные задачи, которые ставились впроцессе работы:
- ознакомить педагогов сособенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей;
- обучить адекватным способамвзаимодействия с детьми с определенными трудностями;
- помочь создать условия,способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующиеразвитие положительных сторон личности ребенка.
Нами были выявлены следующие эффективные формы работыс педагогами:
1. Индивидуальные консультации поознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегиивоспитания.
2. Семинары-практикумы, тренинга. Тематикаможет варьироваться, но наиболее актуальны на наш взгляд следующие:
- «Разговор как психотерапевтическоесредство»;
- «Особенности взаимодействияпедагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы»;
- «Эффективное педагогическоеобщение»;
- «Личностно-ориентированноевзаимодействие педагогов и детей. Трансактный анализ общения»;
- «Развитие коммуникативных навыков.Вербальное общение. Средства невербального общения»;
- «Развитие навыков самоконтроля исаморегуляции».
3. Необходимо систематически проводитьрелаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, рекомендуетсяиспользовать различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку,упражнения-медитации, медитации-визуализации. Это будет способствоватьповышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно будетвлиять и на повышение чувства комфорта у детей.
Важным условием эффективной работы программы являетсяактивное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса,особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместнаядеятельность педагога и детей».Заключение
Неустойчивостьсоциально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни,кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовойинформации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания,кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивныхпроявлений среди детей и подростков. С одной стороны, в молодежных группировкахнасилие над другой личностью становится нормой, демонстрируемой со страницгазет и экранов телевидения – с другой стороны, отмечается рост аутоагрессии,проявляющейся в суицидальных исходах подростков. Резкое увеличение числаподростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентовраспространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальнойпроблемой для педагогов и школьных психологов.
Наиболееприемлемыми для определения наличия, вида и уровня агрессивности школьникаявляются методы наблюдения, экспертных оценок и анкетирования.
Метод наблюденияявляется ведущим. Наблюдения психолога и педагога за поведением детей на урокахи во время внешкольных мероприятий дает богатые данные. При наблюденииповедения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработалиамериканские психологи М. Алворд и П. Бейкер. Если в течение не менее чем 6месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных нижепризнаков, можно предположить, что ребенок агрессивен.
Признаки наличияагрессии у ребенка:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих(детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Метод экспертныхоценок позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения заним различными экспертами. Экспертами могут являться люди, работающие с ребенкомили тесно общающиеся с ним и имеющие возможность наблюдать за его поведением вразличных ситуациях. Это могут быть учителя – предметники, классныйруководитель, тренер спортивной секции, руководитель кружка, родители, старшиебратья и сестры и т.д.
Задача школьногопсихолога и педагога — расширить поведенческий репертуар ребенка, научить егоуправлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время вприемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть ипонимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологическихтренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующиеситуации.
Как видно изпредшествующего обзора проблемы становления агрессивного поведения,коррекционная работа требует деятельности педагога и психолога не только ссамим подростком, но и изучения и иногда и работы с его социальным окружением.
Итак, значимымифигурами для анализа являются следующие:
1. Родители подростка. Необходимо изучить жизненную историю и сложившийся кнастоящему моменту стиль их взаимоотношений с ребенком, между собой, ихсобственное состояние и стереотипы реагирования на жизненные проблемы,ценностно-оценочное отношение к агрессии как способу разрешения проблем,конфликтов, достижения желаемого, проявления собственного состояния.
2. Считают ли они своего ребенка агрессивным? Видят ли в этом проблему?
3. Какова семейная ситуация: кто живет вместе, материальное состояниесемьи, уровень образования, социальный статус.
4. Учителя. Необходимо выяснить, не являются ли действия учителейпровокационными. Как разные педагоги оценивают данного ребенка?
5. Подросток. Исследование его личности, агрессивности, ее причинразличными методами.
6. Одноклассники и другие значимые сверстники. Взаимодействие с ними поможетпонять некоторые причины агрессивного поведения ребенка.
Наиболеераспространенным является психоаналитический взгляд на агрессию и агрессивноеповедение как выражение внутреннего ситуативного дискомфорта или наличияглубинных личностных проблем. Соответственно, коррекция агрессивного поведениястроится как индивидуальная терапия. Основными компонентами такой терапиистановятся осознание и реагирование агрессии в воображаемом плане, игровойситуации или на неживых объектах. Однако в настоящее время уже существуютфакты, которые говорят о том, что уровень агрессии не снижает, а скорееусиливает вымещение гнева на неодушевленных предметах, вербальные атаки.
Снижению общегоуровня тревожности и раздражения способствуют следующие практические занятия:
- работа с глиной, песком, водой
- рисование
- активное физическое движение
- релаксация
Можнопредложить различные групповые упражнения для снятия напряжения, повышениядоверия ребенка к группе, снятия агрессии, развития навыков сотрудничества ит.п. Эти упражнения могут использоваться как отдельные, а могут быть частьютренинговой программы.
Для подростковразработаны и рекомендуются тренинговые программы по управлению своим гневом,формированию навыков общения и сотрудничества и т.п. Их можно использовать взависимости от того, какие конкретные причины агрессивного поведения подросткаудалось установить.
При проведениитренинговой работы по социализации агрессии психологу необходимо помнить онеобходимости разделения ответственности за результаты тренинговой работы сподростками. Такая позиция взрослого мобилизует школьников на плодотворнуюработу. Сделать это наиболее оптимально на первом занятии во время принятияправил и высказывания ожиданий от тренинговой работы.
/>Список литературы
1. АбрамянЛ. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоцийдошкольников // Игра и самостоятельнаядеятельность в системе воспитания. – Таллин: Прима, 1984
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль впсихическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1996. — №6.
3. ГайдаВ.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2004.
4. ГейциЭ.Д. Психодиагностика. – Новосибирск: Наука, 2001.
5. ГуровичК.М., Борнеева Е.М. Введение в психодиагностику – М.: Просвещение, 1998.
6. Захаров А. И. Психотерапияневрозов у детей и подростков. – СПб.: Питер, 1999.
7. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск:Селена, 1996.
8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – СПБ.:Питер, 2000.
9. Леонтьев А.Л. Избранныепсихологические произведения. В 2-х т. — М.: Просвещение, 1983.
10. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1996.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ВЛАДОС, 2000.
12. Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб.:Питер, 1999.
13. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М.: Просвещение, 1988.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: ВЛАДОС, 2001.
/>Приложение 1
Методикадиагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
5. Не всегда получаю то, что мне положено.
6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушитьего.
13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятныеобстоятельства.
14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее,чем я ожидаю.
15. Часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему.
18. В раздражении хлопаю дверьми.
19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Думаю, что многие люди не любят меня.
23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они незазнавались.
29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы ихщелкнули по носу.
34. От злости иногда бываю мрачным.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я неогорчаюсь.
36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на неговнимания.
37. Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Обижаюсь, когда получается не по-моему.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»
46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о немдумаю.
47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
50. Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, скоторым нелегко ладить.
52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делатьприятное для меня.
53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Дерусь не реже и не чаще других.
56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что ломал первуюпопавшуюся в руки вещь.
57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперьэтому не верю.
60. Ругаюсь только от злости.
61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, яприменяю ее.
63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Не умею человека поставить на место, даже если он этогозаслуживает.
67. Часто думаю, что живу неправильно.
68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко в голову приходит мысль о том, что люди пытаютсяразозлить или оскорбить меня.
71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы висполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить./>
Приложение 2
Методикаэкспресс-диагностики невроза (К. Хек и Х. Хесс)
1. Считаете ли вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
3. Я чувствую себя легкоранимым.
4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли без особых причин у вас возникает чувство безучастностии усталости.
6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критическирассматривают.
7. Часто ли вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят изголовы, хотя вы стараетесь от них избавиться?
8. Я довольно нервный.
9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно раздражительный.
11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы болееуспешно.
12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин?
16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
17. Легко ли изменить ваше настроение?
18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать своей застенчивости.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, каким кажутся другие люди.
20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьезнойпричины или без нее?
22. Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствииреальной опасности?
23. Критика или выговор меня очень ранят.
24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть наодном месте.
25. Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из-за незначительныхвещей?
26. Я часто испытываю недовольство.
27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо заданияили работы.
28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей частью я счастлив.
30. Я недостаточно уверен в себе.
31. Я страдаю от чувства неполноценности.
32. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
33. Часто я чувствую себя просто скверно.
34. Я много копаюсь в себе.
35. Иногда у меня все болит.
36. У меня бывает гнетущее состояние.
37. У меня что-то с нервами.
38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.
40. Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
/>Приложение 3
ОпросникСилбергера по оценке агрессии
Часть 1. Как Ясебя чувствую СЕЙЧАС
1. Я разъярен
2. Я чувствую себя раздраженным
3. Я зол
4. Я чувствую, что мне хочется накричать на кого-нибудь
5. Я чувствую, что мне хочется разбить что-нибудь вдребезги
6. Я взбешен
7. Я чувствую, что мне хочется стукнуть по столу кулаком
8. Я чувствую, что мне хочется кого-нибудь ударить
9. Я готов взорваться
10. Я чувствую, что мне хочется ругаться
Часть 2. Как Ясебя ОБЫЧНО чувствую
1. Я легко завожусь
2. Я человек огненного темперамента
3. Я вспыльчивый человек
4. Меня злит, когда мне приходится действовать медленнее из-за чужихошибок
5. Меня раздражает, если моя хорошая работа остается незамеченной
6. Я – взрывчатый человек
7. Когда я взбешен, я говорю очень неприятные вещи
8. Я впадаю в ярость, когда меня критикуют в чьем-то присутствии
9. Когда я сильно неудовлетворен чем-то и никак не могу сделать, чтохочу, мне хочется кого-нибудь ударить
10. Меняприводит в ярость, если я делаю хорошую работу, а ее плохо оценивают
Часть 3. Когда язол или разъярен
1. Я контролирую свой гнев
2. Я проявляю свою злость
3. Во мне накапливается возбуждение не находя разрядки
4. Я терпелив с окружающими
5. Я угрюмый и хмурый
6. Я отдаляюсь от людей
7. Я делаю едкие замечания окружающим
8. Я не даю выход гневу
9. Я могу хлопнуть дверью
10. Моя злость не находит выхода и я надолго остаюсь раздраженным
11. Я контролирую свое поведение
12. Я ругаюсь с окружающими
13. Я склонен копить обиды, о которых никому не говорю
14. Если меня что-то или кто-то взбесит, я этого просто так неспускаю
15. Я могу удержать себя от потери самообладания
16. Я затаиваю обиду
17. Я гораздо более злой, чем это обычно признаю
18. Я все сдерживаю внутри
19. Я говорю гадкие вещи
20. Ничто не заставит меня показать свою злость
21. Я раздражаюсь гораздо в большей степени, чем окружающие этозамечают
22. Я теряю самообладание
23. Если кто-то меня раздражает, я готов высказать ему или ей, что ячувствую
24. Яконтролирую свое чувство гнева