Реферат по предмету "Педагогика"


Школы-пансионы: зло или благо?

Школы-пансионы:зло или благо?
В последнее10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почтипонятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардныхметодов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитанияи обучения детей – школу-пансион. С каждым годом число российских подростков,которые учатся и живут в таких школах, увеличивается.
Настольколи новая эта система воспитания ребенка вдали от дома? Что хорошего в этихзагадочных образовательных учреждениях? Как могут родители расставаться сосвоими любимыми детьми, отдавая их в руки пусть профессионалов, но чужих людей?
Чтобыответить на все эти вопросы, было проведено специальное исследование, прочитаноогромное количество отчетов и статей, написанных разными общественными,международными, социологическими организациями, но за основу этой статьи быливсе же взяты исследования и аналитические выкладки, сделанные канадскими ианглийскими ассоциациями и объединениями, занимающимися проблемами развитияобразования.
Школы-пансионыупоминались еще во времена Древней Греции, но наибольшую популярность такаясистема воспитания и образования получила в Англии. Многие английские школы-пансионыимеют многовековую историю, которой гордятся, иногда даже тем, чем не следовалобы. В США школы-пансионы стали появляться практически с начала 19 века, ноделились они в основном на две категории: школы для детей с достатком и школыдля детей с проблемами в поведении. Школы-пансионы до сих пор отличаютсяразными направлениями в методиках обучения и воспитания: религиозные, военные,специализированные, для мальчиков, для девочек или смешанные. Но школы-пансионынегласно еще делятся на те, которые принимают детей с проблемами в поведении ина тех, которые принимают только «шелковых» учеников, не желая тратить время навозможные проблемы подростков.
По даннымМеждународного Канадского Агентства Разработок при Общественной Ассоциации Сервисадля Иностранцев интерес к школам-пансионам ежегодно возрастает, что объясняетсяследующими факторами:
·    Чащевсего школы-пансионы – это частные учебные заведения, где четко сохраняютсятрадиции, обозначенные концепциями  и Уставами школ;
·    Большинствотаких школ относит себя к элитным учебным заведениям; это заставляетадминистрацию таких школ набирать небольшие классы и больше внимания уделятькаждому учащемуся, проводить дополнительные творческие и спортивные занятия сдетьми после уроков;
·    Такиешколы быстрее реагируют на изменения в образовательных программах, так как обычноони лучше оборудованы и имеют попечительские советы.
Когдачитаешь выкладки из отчетов вышеупомянутой Ассоциации о школах-пансионах,начинаешь подозревать, что эта ассоциация имеет какой-то живой интерес впропаганде школ-пансионов. Появляются новые вопросы и подозрения: неужели детямлучше учиться в закрытой школе, чем жить дома рядом с мамой и папой? Как детине страдают от отсутствия родительской заботы и ласки?
Ответ былнайден в рапорте Христианской Организации Международного Взаимодействия:оказывается, психологами даже придуман термин, которым характеризуют ребенка,учащегося в школе-пансионе. Термин, при расшифровке, дает следующее значение:ребенок третьей культуры. Объясняется такой феномен следующими причинами:Ребенок третьей культуры  — это человек самостоятельный и независимый, умеющий принимать решения; Учащиеся адаптированы к любой незнакомой обстановке; Связь между студентами сохраняется в течение многих лет; У детей третьей культуры развито чувство здорового соперничества между собой не только в учебе, но и в творчестве, без страха быть униженным или осмеянным в силу того, что все хорошо знают друг друга и живут рядом; Большой выбор дополнительных кружков, секций, клубов побуждает детей третьей культуры пробовать себя в различных областях и сферах; Строгие правила и отработанная система контроля не только в часы утренних занятий, а круглосуточно не дает ребенку третьей культуры находиться в изоляции или бездействии; Система общежития учит ребенка нести ответственность за себя и свою комнату, за своих друзей и за школу вообще; Организация постоянного контроля и помощи со стороны преподавателей и воспитателей, помогает ребенку переживать кризисы подросткового возраста, решать проблемы с учебой и поведением.
Взаключение утверждается, что практически 90 процентов выпускниковшкол-пансионов гордятся своими школами и действительно считают себя людьмиособенными и приспособленными к жизни. Кастовость, можно сказать.
Начитавшисьтаких статей, хочется бежать бронировать место для своего любимого ребенка вближайшей школе-пансионе, боясь, что он один останется без должного образованияили необходимого ему ухода. Но как только начинаешь искать информацию о такихшколах, тут же теряешься не только в названиях, академических программах, но ив количестве стран, где эти самые школы есть.
Интернетпестрит самыми негативными отзывами о таких школах: в Ирландии- наркомания; вАнглии – менингиты и  безобразная еда; у нас – драки, мат и охранники вклассах. Конечно, от такой парадоксальной нестыковки между статьями в Интернетеи документами различных ассоциаций и организаций, анализирующих работушкол-пансионов, становится не по себе. Кому верить? В такой ситуации нормальныйчеловек отложит все эти новомодные идеи подальше, а ребенка оставит дома,поближе и на глазах.
Но«на глазах» ли наши дети? Что делает подросток, пока родители работают? Какойдорогой он идет из школы домой, а от дома к репетитору? Действительно ли онгуляет с собакой во дворе, а не стоит в соседнем подъезде с неизвестнымидрузьями? От этих вопросов хочется уволиться с работы, быть всегда дома иводить любимого и родного ребеночка за руку в школу, обратно из школы, следить,в какие компьютерные игры играет и с кем в чате общается, какие DVD смотрит. Блаженны те, кто можетсебе это позволить.
Понятно,что в ситуации, когда работа – это не роскошь, а средство выживания, снованачинаешь задумываться о вариантах, при которых и ребенок был бы под контролеми материальный достаток оставался стабильным.
Тутхочется привести отрывок из очень информативной статьи, опубликованной газетой«Известия» 18 ноября 2002 года:
Неизбежна и другая проблема: дажедружеская атмосфера и самые комфортные, но казенные условия проживания незаменят ребенку родительской любви, домашней обстановки.

— Я считаю, это порочная система, когда состоятельные родители не занимаютсявоспитанием собственных детей, — говорит Наталья Куинджи, профессор, главныйнаучный сотрудник Института гигиены и охраны детей и подростков. — Я бы никогдане отдала своего ребенка в подобное учреждение. Просто сейчас многим родителямзаниматься своими детьми некогда и неохота.

— С другой стороны, бывает, что родители — депрессивно настроенные люди, аребенок попадает в школу-пансион, где создана доброжелательная атмосфера.Конечно, он все равно будет скучать по дому. Но все же утверждать, что в любойсемье лучше, чем в самом прекрасном пансионе, нельзя, — считает докторпсихологических наук Анна Варга.

Пожалуй, я больше соглашусь с мнением доктора Варга, особенно наблюдая засвоими знакомыми и их манерой воспитывать. Люди, имеющие достаток, чаще всеголюди авторитарные, нервные и не терпящие никаких возражений ни от сотрудников,ни тем более от своих малолетних детей. Понятно, что все мы люди, а не роботы.Устаем, находимся в постоянном напряжении. Часто после стрессового трудовогодня, не остается никаких сил качественно проводить время с собственным, дорогимребенком. Срывы на собственных детях развивают в нас чувство вины, котороепотом мы – взрослые – пытаемся загладить подарками или карманными деньгами. Такобразовывается порочный круг любви и недостатка времени, вины и чувстванеудовлетворенности собой и достижениями собственных детей. Жалко смотреть натакое домашнее воспитание. В голову приходит такая мысль: почему, чтобы водитьмашину, нас заставляют учить теорию, сдавать практику, получать права, а чтобывоспитывать ребенка ни от кого не требуется ни знания психологии ребенка, ниэлементарных норм в этике поведения?  Можно до какого-то момента воспитыватьили думать, что воспитываешь юного гражданина общества способами домостроя, норебенок не будет всю жизнь бояться или соглашаться: в один прекрасный день онперейдет барьер страха и ответит, к сожалению, теми же методами, которымипытались воспитывать его родители. Самое страшное, что все мы живем нафундаменте нашего детства, а как сказал Оскар Уальд, если хотите выраститьхорошего человека, то сделайте ребенка счастливым.
Счастье– вещь призрачная и всеобъемлющая, но если кратко выразить элементы его составляющие,то всегда получается, что счастлив человек, когда он спокоен, когда онвостребован и когда он получает необходимую долю уважения к себе как личности.Это рецепт Карла Юнга, но спорить с ним или придумывать что-то новое не имеетсмысла.
Перечитавснова все плохое и хорошее о школах-пансионах, отбросив явно заказные статьи излобные выкрики, начинаешь уже понимать, что к чему.
ВАнглии есть великолепные школы-пансионы, где налажена не только системаконтроля, обучения и воспитания, но где созданы человеческие условия дляпроживания детей в нормальных санитарных условиях. Школа «Дрэгон»- Дракон,кстати, именно в этой школе учится девушка Эмма Уотсон больше известная какГермиона из «Гарри Поттера», находится в городе Оксфорд. Это дорогая школа,очень, но  и уровень подготовки, который показывают дети, заставляетудивляться.
ВСеверной Ирландии — «Королевская школа», которая в отличие от многих ирландскихшкол, готовит детей к английскому варианту выпускных экзаменов, а не кирландскому сертификату, который часто потом не принимается университетами вЕвропе без дополнительных тестов, тоже заслуживает внимания.
Школа-пансион«Терзак» во Франции готовит по программе Международного Бакалавриата, что являетсяполноценной альтернативой английскому диплому GCE(A), тем более что этот вариант академическойпрограммы кажется даже немного сложнее, чем GCE(A) – английский сертификат о полном среднемобразовании.
НаМальте – Русская школа-пансион – RBSM,вообще уникальное учебное заведение. Эта школа с почти десятилетней историей, свеликолепной материальной базой, прекрасными, даже роскошными условиямипроживания детей, предлагает еще и соединение двух академических программ:российской и английской: часть предметов изучается на русском языке, а часть — на английском. Замечательно еще и то, что после окончания школы дети получаютдва документа: наш аттестат и диплом английского образца – RBSM, что дает возможность ребенкупродолжать учебу либо в России, либо в Европе – по выбору. Идеальное место длятого, чтобы ребенок плавно адаптировался к жизни в другой стране.
ВШвейцарии очень понравилась «Американская школа-пансион Лейзин», где естьвозможность выбрать академическую программу, по которой ребенок будет учиться:по американской системе или по программе международного бакалавриата, а такжезаниматься такими видами спорта как горные лыжи, сноубординг, даже альпинизм.
Последнийважный аспект, который нельзя обойти вниманием и который так часто слышишь отродителей, которые уже отправили или почти готовы отправить своих детей учитьсяза границу: а много ли в школе русских?
Чемрусские русским мешают, остается исторической загадкой, но это дело взрослых –разбираться, почему нам друг с другом всегда мало места: то ли аура у нас, урусских большая, то ли в воспитании проблемы, что общаться не можем с себе жеподобными. Но когда дело идет о ребенке, который еще не имеет ни опыта, нипсихологической силы противостоять давлению незнакомой среды, а вдобавок, чащевсего не знает языка, чтобы суметь защититься и отстоять свое мнение, то вопросо наличии русских кажется садистским по отношению к собственному ребенку.
Еслиребенок оказывается в другой стране, то в любом случае он оказывается в другойязыковой среде, есть ли там русские, нет ли там нас, (а мы есть везде, неправда ли?) Сама культура, быт и окружение вокруг будут иностранными. Глуподумать, что ребенок, отправленный изучать язык в глухую деревню, домой вернетсягением в лингвистике. Да, ребенок будет запоминать фразы, повторять их ииспользовать в нужном месте, в нужный час, копируя произношение и манерыжителей, например, английской деревни,  но это будет не понимание и изучение, азаучивание и повторение. Самое интересное, что, изучая иностранный языкизолированно от грамматики родного языка, дети теряют связь между этими двумяязыками и получается еще один феномен: ребенок может сказать фразу наиностранном языке, но не может перевести ее на родной русский и наоборот.Изоляция при изучении иностранных языков хороша, когда у человека уже есть знаниеграмматики и практика перевода, тогда идет шлифовка произношения, интонации,расширение словарного запаса. Все современные коммуникативные методики изученияиностранных языков рассчитаны на то, чтобы научить вас говорить на бытовыетемы, но они не ставят своей задачей подготовить вас к учебе в университете, кнаписанию конспектов или огромных рефератов. Из всего этого получается, чтохорошо бы нашу методику преподавания да в другую страну, чтобы и ребенок здорови цел был, и знания получил соответственно международным требованиям. Такая вотсложная дилемма.
Решайтеэтот злободневный вопрос во благо ребенка так, чтобы не образ Шарикова, а ПрофессораПреображенского стал типичным для России.
(Эльзе Айнштайн)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.