Реферат по предмету "Право"


Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности» Выполнил(а) студент(ка) 6 курса Глотова Наталия Николаевна


На базе высшего образования заочного отделения юридического факультета (подпись) Руководитель: Корсаненкова Алла Федоровна Ст.преподаватель (подпись) Рецензент: Кайтаева Халимат Исхаковна К.ю.н ст.преподаватель (подпись) Допущена к защите « » 200 г. Директор ЦСО РГСУ Рафалюк Т.А. (подпись) Москва – 2007 г. Оглавление Введение 3 1.


Теоретические основы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности 1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности 2. Функции пособия по временной нетрудоспособности 3. Принципы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности 2. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности 21 2.1.


Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности, их права и обязанности 2. Условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности 3. Порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан 3. Правила определения размера пособия по временной нетрудоспособности 1. Значение трудового стажа при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности 54 3.2.


Размеры пособия по временной нетрудоспособности 62 Заключение 75 Список использованной литературы 80 Введение Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст.7 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. , в


Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В настоящее время система социального обеспечения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы социальной


сферы, позволившая осуществить децентрализацию государственной системы социального обеспечения и управления социальной сферой, реализуется система обязательного социального страхования населения, введены новые формы социальной поддержки населения, проводится структурная перестройка отрасли, развиваются платные социальные услуги, новые формы комплексного социального обслуживания населения. Одним из основных видов обеспечения из средств со¬циального страхования, затрагивающего интересы абсолютного


большинства трудящихся, является пособие по временной нетрудоспособности. Действовавшая до 1 января 2007 года система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности сложилась в 80-е годы, то есть в предшествующем историче¬ском периоде, причем значительная часть правовых норм основополагающе¬го характера, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были установ¬лены в еще более ранние годы.


В целом прогрессивные для своего времени, сейчас эти нормы в своем большинстве устарели. В них отсутствуют правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечи¬вающих себя работой; действовавшие правила исчисления пособий ориентиро¬ваны на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях формирующейся рыночной экономики. Участие представителей застрахованных в обеспечении пособиями


по временной нетрудоспособности, расходовании средств социального страхования, носит урезанный и формальный характер; что же касается субъектов Российской Федерации, а также представителей работодателей (страхователей), то они полностью отстранены от решения данных вопросов. Это был единственный вид посо¬бий, правовое регулирование которого осуществлялось подзаконными актами, причем в основном актами профессиональных союзов, либо ведомственными актами


Фонда социального страхования. Указанные обстоятельства обусловили необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспо¬собности. С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» .


Данный закон направлен на установление нового правового регулирования в части предоставления пособия по временной нетрудоспособности. Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Итак, целью моей выпускной квалификационной работы является рас¬смотрение теоретических проблем правового регулирования пособий по вре¬менной нетрудоспособности, сравнительный анализ действовавшей системы обеспечения


пособиями по временной нетрудоспособности и введенной в действие с 1 января 2007 года, определение перспектив дальнейшего развития законодательства о пособиях. Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере действия права социального обеспечения, относящиеся к порядку назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Задачи определяются целью работы и состоят, в частности, в следующем: 1. Выявить специфические особенности и уточнить понятие пособий по временной нетрудоспособности.


2. Определить функции пособий по временной нетрудоспособности с определением приоритетных, сформулировать принципы соответствующего правового института, раскрыть их содержание и значение для совершенство¬вания законодательства. 3. Исследовать проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности в современный период. 4. Дать характеристику действующих нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение пособиями, наметить пути совершенствования законодательства о посо¬биях.


Методологической основой написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы, действовавшие и действующие в России, а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных авторов. 1. Теоретические основы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности 1.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности В области социального обеспечения в отдельный институт выделяется право граждан на получение пособий по обязательному социальному страхованию.


В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное государственное социальное страхование - это система социальной защиты населения от возможного изменения материального и (или) социального положения. Эта система включает в себя правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан,


а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.


В соответствии со ст.7 Федерального закона от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» одним из видов социальных страховых рисков является временная нетрудоспособность, а страховым обеспечением – пособие по временной нетрудоспособности (ст.8 Федерального закона от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Действующее законодательство РФ не дает определения понятия временной нетрудоспособности.


В юридической энциклопедии и юридическом энциклопедическом словаре дается следующее определение данного понятия: «временная нетрудоспособность - невозможность по состоянию здоровья выполнить работу в течение относительно небольшого промежутка времени». В учебной литературе временная нетрудоспособность понимается, в зависимости от тех признаков, которые авторы считают сущностными, по-разному: как невозможность для больного по состоянию здоровья выполнять работу вообще или хотя бы возложенные на него по трудовому


договору (контракту) обязанности ввиду нарушения функций организма, патологических изменений, препятствующих продолжению трудовой деятельности в течение относительно непродолжительного времени; как удостоверенная больничным листком временная невозможность фактического выполнения лицом своих трудовых обязанностей из-за болезни и иных, установленных в законе, случаев; как неспособность выполнять свою трудовую функцию в связи с болезнью или увечьем работника либо в связи с осуществлением ухода за больными членами семьи,


нахождением на карантине, на лечении в санатории (на курорте) или при протезировании . Временная нетрудоспособность – это невозможность выполнения работником своей обычной работы в виду нарушения функций организма или стечения жизненных обстоятельств в относительно непродолжительный период времени , которая характеризуется благоприятным медицинским и трудовым прогнозом. Невозможность выполнять работу в силу заболевания, травмы или иных причин носит преходящий, обратимый


характер и может быть устранена в ходе лечения или социально-профилактических мероприятий. Таким образом, временная нетрудоспособность как основание выплаты пособия является собирательным понятием. Она может иметь ме¬сто как фактически, то есть по причинам физиологического состояния ор¬ганизма работника (болезнь, трудовое увечье, профзаболевание, временный перевод на другую работу по состоянию здоровья, протезирование с поме¬щением в стационар протезно-ортопедического предприятия), так и в силу стечения


определенных жиз¬ненных обстоятельств, признаваемых уважительными (уход за больным чле¬ном семьи, карантин, санаторно-курортное лечение). Однако и для этих слу¬чаев характерным является преходящий характер нетрудоспособности. Как было отмечено выше, в государственной системе социального обеспечения одним из видов выплат в денежной форме являются социальные пособия, причем это гарантированные законодательством денежные выплаты, которые компенсируют временно утраченный заработок. Пособие - денежная выплата, назначаемая гражданам ежемесячно,


периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи . С учетом сказанного, пособие по временной нетрудоспособности – это денежная выплата, предоставляемая работнику или другому лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию, с целью возмещения утраченного заработка (дохода) в случае болезни и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам,


и выплачиваемая за счет специально для этого предназначенных средств обязательного социального страхования. Пособие по временной нетрудоспособности является основным в системе социального обеспечения, так как назначается всем работающим по найму (т.е. на основании трудового договора) независимо от места работы, ее характера, системы, порядка оплаты труда, а также иным лицам (например, адвокатам, старателям, членам кооперативов, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, и др.), если


они в период работы подлежали обязательному социальному страхованию. Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется в определенных случаях и в качестве компенсации утраченного в связи с этим дохода, т.е. является отдельным, самостоятельным видом пособия по праву социального обеспечения. Нормы, регулирующие порядок и условия предоставления пособий по временной нетрудоспособности, обладают отно¬сительной законодательной обособленностью и однородностью, в своей совокупно¬сти обеспечивают


комплексное, достаточно завершенное регулирование. Подтверждением законодательной обособленности пособия по вре¬менной нетрудоспособности является то, что регулирующие их правовые нормы объединены законодательно. До 1 января 2007 года - это самостоятельная глава Положения о порядке обеспе¬чения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного


Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6. (в ред. на 15.04.1992г.) , а с 1 января 2007 года - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». В реальной жизни нет государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности без соответствующих правоотношений. Все правоотношения по социальному обеспечению – это система конкретных


юридических связей субъектов права социального обеспечения. Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие юридические связи с органами социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект – гражданин (семья) – правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект – орган социального обеспечения – обязан его предоставить.


Эти отношения являются двусторонними, оба субъекта имеют права и обязанности, но право по обеспечению – на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению – у органа социального обеспечения. Правоотношения по обеспечению пособием по временной нетрудоспособности – это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на пособие по временной нетрудоспособности, изъявившие желание это право реализовать,


обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право, своим решением о назначении пособия, обязан его в установленном законом размере и сроки выплатить. Субъектами данных правоотношений являются граждане, работающие по трудовому договору. Другим субъектом выступает соответствующий орган социального обеспечения. Примени¬тельно к отношениям по поводу обеспечения пособиями по временной не¬трудоспособности им выступает


Фонд социального страхования РФ. Объектом указанных правоотношений является пособие по временной нетрудоспособности. Правоотношения по обеспечению пособием по временной нетрудоспособности носят распределительный характер, целевая направленность данных отно¬шений обеспечение материальных условий для восстановления трудоспособности застрахованных. Нормы обеспечения пособиями имеют императив¬ный характер и не могут изменяться по соглашению сторон. Наряду с отношениями распределения правовое регулирование посо¬бий по временной нетрудоспособности


включает в себя также и отношения по поводу формирования и управления средствами Фонда социального стра¬хования РФ, являющегося источником выплаты пособий. Правовое регулирование пособий по времен¬ной нетрудоспособности включает в себя правоотношения, возникающие непосредственно в организациях - страхователях по поводу формирования и расходования, в пределах установленного норматива, средств социального страхования на выплату пособий, а также правоотношения по поводу управления


и контроля за расходованием этих средств. Кроме правовых норм, регулирующих матери¬альные и организационные отношения необходимо выделить процедурные нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с разрешением инди¬видуально-конкретных дел по поводу обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Данные отношения являются средством установления материальных правоотношений и имеют по сравнению с ними вторичное, служебное значение . Необходимо отметить, что для пособий по временной нетрудоспо¬собности


характерным является неурегулированность правовыми нормами многих процедурных отношений. Так, правовыми нормами не урегулирован порядок принятия реше¬ний администрацией организации-страхователя о назначении пособия. Ча¬ще всего данная процедура осуществляется на основе сложившихся в орга¬низации обыкновений. В то же время в ряде организаций в порядке локально¬го нормотворчества принимаются "Положения о прохождении больнич¬ных листов", содержащие процессуальные нормы по вопросам прохожде¬ния


документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. И Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» не внес ясности в регулирование процедурных отношений, возникающих с момента представления работником больничного листка до момента расчета размера пособия.


Согласно данному закону работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы, который на многих предприятиях отсутствует. Так же необходимо отметить тесную связь и взаимодействие пособия по временной нетрудоспособности с трудовым правом, прояв¬ляющиеся, в частности, в определении размеров пособия в зависимости от заработка, в возникновении и существовании права на пособие одновременно с трудовыми отношениями.


1.2. Функции пособия по временной нетрудоспособности При исследовании понятия пособия по временной нетрудоспособно¬сти важное значение имеет рассмотрение вопроса о его функциях. Функции пособий по временной нетрудоспособ¬ности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социаль¬ного обеспечения. В правовой литературе выделяют следующие основные функции социального обеспечения: экономическая,


политическая, производственная, социально-реабилитационная, демографическая, духовно-идеологическая, защитная. Большинство из названных функций присущи по¬собию по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства. Экономическая функция социального обеспечения отра¬жает основные его задачи:


 замещение заработка (дохода) связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу возможных жизненных обстоятельств;  в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами;  в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Примени¬тельно к пособию по временной нетрудоспособности экономическая функция проявляется в определения круга лиц, имеющих право на получение пособия, кон¬кретных страховых


случаев, дающих право на получение денеж¬ных выплат из специального фонда оп¬ределения условий, порядка предоставления и размеров пособий по временной нетрудоспособности. Экономической основой функциониро¬вания распределительного механизма пособия по временной нетрудоспособности является специально созданный Фонд соци¬ального страхования РФ, аккумулирующий страховые взносы и распределяю¬щий денежные средства согласно установленным нормативам


и фактическим расходам страхователей по выплате пособий . Достаточность средств в этом фонде и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От состояния, объема этих средств зависит экономическая основа обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. В настоящее время уровень данных средств не отвечает требованиям многих международных норм, например конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения.


Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Эта функция призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Данная функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Так, в 1999г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения


в виде государственной социальной помощи – бедность. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения


еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения. Социальное обеспечение тесно связано с общественным производством и влияет на него. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Производственная функция социального обеспечения служит укреплению и развитию производства, так как


усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работников. В литературе отмечается, что нормы права социального обеспечения влияют на производство косвенным образом, воздействуя на поведение людей путем регулирования условий и уровня материального обеспечения и обслуживания за счет специальных общественных фондов потребления. Однако в случае пособия по временной нетрудоспособности влияние производственной функции является прямым.


Зависимость размера пособия от заработка ра¬ботников, непосредственно воздействуют на их производственную деятель¬ность, стимулируя непрерывный производительный труд. Кроме того, обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности имеет и превен¬тивное значение, состоящее в предупреждении профессиональных заболева¬ний и иных нарушений функций организма, могущих повлечь стойкую утра¬ту трудоспособности с прекращением или ограничением трудовой активно¬сти.


Социально-реабилитационная выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению правового статуса престарелых и нетрудоспособных граждан и охране здоровья всех граждан. Применительно к пособию по временной нетрудоспособности данная функция организовывает восстановление фи¬зических и иных способностей нетрудоспособных, так как выплата посо¬бия создает условия для восстановления способности к общественно по¬лезной трудовой деятельности.


Демографическая функция реализуется посредством воздействия на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, рождаемость. Данная функция находит проявление в правовых нормах, направ¬ленных на материальное стимулирование семьи (выплата пособий по уходу за больным ребенком, предоставление льгот при исчислении непрерывно¬го трудового стажа и определении размеров пособий многодетным и одино¬ким родителям, круглым сиротам). Духовно-идеологическая функция включает в себя идеологическую, моральную и социально-психологическую


подфункции. В основе существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала, которые входят в содержание принципов социального обеспечения. Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагопри¬ятных последствий жизненных ситуаций, в данном случае - временной не¬трудоспособности. Именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо их защита в трудной жизненной ситуации, помощь в решении


различных проблем являются основным назначением социального обеспечения. В нашем случае это происходит путем выплаты пособия за время нетру¬доспособности. Анализ указанных функций приводит к выводу о том, что примени¬тельно к пособиям по временной нетрудоспособности они имеют различную значимость. Как представляется, ведущая роль должна принадле¬жать тем функциям, которые непосредственно вытекают из целевого на¬значения пособий по временной нетрудоспособности.


Основная цель пре¬доставления пособий - создание для застрахованных достаточных материаль¬ных условий для восстановления трудоспособности. Именно в этом состоит их экономическое и социальное назначение. Исходя из этого, превалирующими из названных функций в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности являются экономическая, защитная, социально-реабилитационная функции. 1.3. Принципы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности


Под правовыми принципами в юридической науке понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов меняются. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного


закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Таким образом, правовые принципы - закре¬пленные в нормах права основные руководящие положения, начала, устои или идеи, характеризующие наиболее существенные черты правового регу¬лирования. Основой для разра¬ботки совокупности принципов правового института пособий по временной нетрудоспособности могут служить принципы права социального обеспечения.


В связи с отсутствием общего кодифицированного акта, регулирующего социально-обеспечительные отношения, четко выделить принципы права социального обеспечения не возможно. В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых признаков: общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые. Общеправовые выводятся из положений Конституции РФ 1993г.


К ним относятся: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность


государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и др. Межотраслевые принципы вытекают из общеправовых принципов. К межотраслевым принципам относятся те, которые наиболее характеры для отраслей, близких друг к другу по содержанию своих правовых норм, регулирующих общественные отношения. Право социального обеспечения наиболее близко соприкасается с такими отраслями права как трудовое,


семейное. Поэтому общими для этих отраслей являются такие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество. Наиболее удачными представляется формулировка и разработка принципов


права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой:  осуществление социального обеспечения за счет средств как страховых платежей, так и средств бюджета;  дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;  обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;  гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек


нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;  многообразие видов социального обеспечения;  участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Принципы всеобщности (универсальности) социального обеспечения, всесторонности и многообразия его видов применительно к пособию по временной нетрудоспособности реа¬лизуются в принципе обязательности обеспечения


пособием всех застрахованных во всех случаях утраты ими трудоспособности. Принцип доступности реализуется в двух аспектах: условия обеспечения реально достижимы и законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Принцип осуществление социального обеспечения за счет средств как страховых платежей, так и средств


бюджета реализуется в том, что источником выплаты пособия по временной нетрудоспособности является специально образованный Фонд социального страхования Российской Федерации. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав бюджетов всех уровней и подлежат использованию исключительно на цели социального страхования.


Отраслевой прин¬цип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового вклада и некоторых других обстоятельств проявляется в зависимости размеров пособия от заработка. Дифференциация размеров пособия в зависимости от причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств, с принятием ФЗа, утратила свое значение. Данный закон отменил предоставление льгот по выплате посо¬бий по временной нетрудоспособности многодетным и одиноким родителям, а также другим категориям граждан.


Принцип обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума означает, что пособие по временной нетрудоспособности не может быть ниже прожиточного минимума. В настоящее время данный принцип не реализован, так как согласно Разъяснения Минтруда РФ от 24 декабря 2003г. №5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004г.» пособие по временной нетрудоспособности


за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Принцип гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми, выражается в том, что государство признает социально-значимым временную потерю человеком трудоспособности и свою обязанность по предоставлению социальной помощи. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности


свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в принципе участия общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. До настоящего времени на многих предприятиях сохранились общественные органы - комиссии по со¬циальному страхованию, избираемых трудовыми коллективами предприятий – которые выполняют функцию общественного контроля за правильностью назначения и выплаты пособий.


Также данный принцип может быть реализован на уровне предприятий в коллективном договоре путем отмены ограничения максимального размерам пособия. 2. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности 2.1. Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности, их права и обязанности Страховой характер и цель пособия предопределяют «свой» круг лиц имеющих право на данное пособие. Право на получение пособия есть только у застрахованных работников.


Отличительной чертой социального страхования, как известно, является его тесная связь с трудовыми отношениями страхуемых лиц. Социальное страхование и возникло как коллективная форма защиты трудящихся масс, в первую очередь рабочих, на случай риска потери заработка вследствие болезни или несчастного случая на производстве. В статье 6 Федерального закона от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определен круг лиц, на которых распространяется обязательное социальное страхование.


Это граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования. Таким образом, можно говорить о трех группах лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности. Рассмотрим каждую группу более подробно.


В статье 20 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ дано определение понятия «работник» - это «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем». В качестве основания возникновения трудовых отношений в абз.1 ст.16 Трудового кодекса РФ указан трудовой договор: «Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим


Кодексом». В первую очередь пособие по временной нетрудоспособности получают лица, работающие по трудовому договору. Помимо лиц, работающих по трудовому договору, обязательное социальное страхование распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, при условии уплаты ими или за них страховых взносов. Одним из источников поступлений средств в Фонд социального страхования согласно ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»


являются страховые взносы и (или) налоги. Согласно Налогового кодекса РФ взносы (страховые) в Фонд социального страхования включены в состав единого социального налога и в соответствии со ст.235 Налогового кодекса РФ налогоплательщикам являются индивидуальные предприниматели, в т.ч. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, адвокаты. Соответственно к самозанятому населению относятся следующие категории лиц: &


#61485; индивидуальные предприниматели, основным отличием которых является обязательная государственная регистрация в данном качестве без образования юридического лица, (ч.1 ст.23 Гражданского кодекса РФ ). При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (ч.2 ст.23 Гражданского кодекса


РФ);  другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, но не подлежащие государственной регистрации в этом качестве. Ко второй группе лиц относятся члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности на условиях членства, индивидуальные предприниматели при условии уплаты за себя страховых взносов страховщику, лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие


государственной регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе адвокаты, нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.), при условии уплаты ими или за них страховых взносов страховщику, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин, коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, при условии уплаты главами этих хозяйств


и общин за себя и других членов хозяйств и общин страховых взносов страховщику. Особенности обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности данной категории граждан установлены Федеральным законом от 31 декабря 2002г. №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий


граждан" . В соответствии с данным Законом гражданам, работающим по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, пособие выплачивается за счет средств:  Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную


систему налогообложения, в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с 1 сентября 2006г. 1100 рублей);  средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда. Законодательством предусмотрено, что работодатель вправе включить эти расходы в состав средств на оплату


труда. Работодатели, применяющих специальные налоговые режимы, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (далее - страховые взносы) по тарифу в размере 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части 2 Налогового кодекса РФ соответствующей категории плательщиков и в порядке, установленном


Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003г. №144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . При уплате работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью


за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В том случае, когда страхователь оплачивает пособие по временной нетрудоспособности, сумма, подлежащая перечислению в Фонд социального страхования России, определяется как разность между суммой начисленных страховых взносов и расходами по оплате больничных. В том случае, когда сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности превышает сумму


начисленных страховых взносов, Фонд социального страхования РФ в общеустановленном порядке выделяет страхователю недостающие средства. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002г. №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий


граждан" адвокаты, индивидуальные предприниматели (в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств), физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (занимающиеся частной практикой нотариусы, частные детективы, частные охранники, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера добровольно вступают в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной


нетрудоспособности. При этом они должны уплачивать страховые взносы соответственно за себя либо за членов указанных общин. Право на получение пособия по обязательному социальному страхованию они получают при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев. Размер страховых взносов составляет 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с гл.24 ч.2 Налогового кодекса


РФ для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003г. №144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». К иным категориям граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в


соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования относятся: осужденные к лишению свободы лица, привлеченные к оплачиваемому труду; неработающие граждане. Указанная категория осужденных получила право на пособие по временной нетрудоспособности с 1 ноября 2001 г когда вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 15.10.2001 г. №724 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному


страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» . Это пособие выплачивается за счет единого социального налога (взноса), перечисленного в Фонд социального страхования РФ организациями, в которых трудятся осужденные. Есть определенные особенности по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц:  право на пособие по временной нетрудоспособности имеют только те заключенные,


которые привлекаются к оплачиваемому труду (осужденные могут привлекаться и к обязательному неоплачиваемому труду);  пособие по временной нетрудоспособности может выдаваться только в одном случае - в случае заболевания (травмы), связанной с утратой трудоспособности, в отличие от общего порядка. К неработающим лицам, имеющим право на пособие по временной нетрудоспособности, относятся лица, официально зарегистрированные в качестве безработного. В соответствии со статьей 28


Закона РФ от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гарантируется выплата пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработного. Права и обязанности лиц, имеющие право на получение пособия по временной нетрудоспособности, установлены Федеральным законом от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Так, согласно ст.10 данного Закона, застрахованные лица имеют право:


1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и условиях, которые установлены федеральными законами; 2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде; 3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; 4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; 5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам


и в Правительство РФ. Застрахованные лица обязаны: 1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования; уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством


РФ о налогах и сборах. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» определяет следующий перечень граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности: 1) лица, работающие по трудовым договорам; 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;


3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с


Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"; 4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами,


при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом право возникает только у граждан Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих обязательному социальному


страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Таким образом, данная норма обобщила установленный законодательством РФ круг лиц, имеющих право на получения пособия по временной нетрудоспособности, дополнив перечень следующей категорией - государственные гражданские и муниципальные служащие. До 1 января 2007 года, согласно п.3 Положения о порядке обеспе¬чения пособиями по государственному


социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6 (в ред. на 15.04.1992г.) , право на пособие по временной нетрудоспособности возникало у работника в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения. При этом в соответствии с п.12 Положения лицам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, клиническую ординатуру либо профессионально-техническое учебное заведение,


направленным на работу в установленном порядке, пособие выдавалось и в тех случаях, когда временная нетрудоспособность наступила у них до начала работы. Выплачивалось пособие со дня, назначенного для явки на работу. У уволенных граждан возникновение права на пособие по временной нетрудоспособности зависело от следующих моментов: временная нетрудоспособность должна была наступить в течение одного месяца после увольнения;


увольнение производилось по уважительным причинам; временная нетрудоспособность длилась свыше одного месяца; выплата пособия была возможна только при болезни (травме) самого бывшего работника. С 1 января 2007 года согласно ч.2 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» пособие по временной


нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. 2.2. Условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности


Пособие по временной нетрудоспособности – это денежная выплата, предоставляемая работнику или другому лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию, с целью возмещения утраченного заработка (дохода) в случае болезни и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам, и выплачиваемая за счет специально для этого предназначенных средств обязательного социального страхования. Право на пособие по временной нетрудоспособности - юридическая гарантия реализации конституционного


права каждого гражданина на социальное обеспечение, которое предоставляется ему только при наличии юридических фактов, указанных в законодательстве (частичная утрата трудоспособности, принадлежность к категории застрахованных и др.) До 1 января 2007 года действовали «Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию», утвержденные постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984г. №191 (с последующими изменениями и дополнениями) и


Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984г которые по многим пунктам не могли применяться, т.к. противоречили позднее принятым актам Российской Федерации, что вызывало определенные затруднения в правоприменительной практике. В соответствии со статьей 8 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию пособие по временной нетрудоспособности выдавалось при наступлении следующих страховых случаев:


а) при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности; б) при санаторно-курортном лечении; в) при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним; г) при карантине; д) при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием; е) при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности являлся выданный в установленном


порядке больничный листок (листок нетрудоспособности). Другие документы не могли служить основанием для выплаты пособия. Для выплаты пособия по временной нетрудоспособности в день выхода на работу после окончания болезни работник предъявлял администрации предприятия больничный листок. Пособие по временной нетрудоспособности выдавалось с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления


или до установления врачебно - трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время рабочий или служащий был уволен. При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдавалось в случае восстановления на работе со дня вынесения решения о восстановлении на работе. Во время следования к месту работы пособие выдавалось, если за это время работник имел право на заработную плату или суточные, или оплату расходов по переезду.


В период временной приостановки работы, во время военного учебного или поверочного сбора либо дополнительного отпуска, предоставленного в связи с обучением в учебных заведениях без отрыва от производства, пособие выдавалось со дня, когда рабочий или служащий по окончании указанного периода должен был приступить к работе. Если временная нетрудоспособность наступала в период временной приостановки работы предприятия, его подразделения или в период вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, то пособие за


время приостановки не выдавалось. Однако исполнительные органы Фонда социального страхования РФ с учетом фактических обстоятельств и материального положения застрахованного лица могли в виде исключения в таких случаях принимать решение по выплате пособия по временной нетрудоспособности длительно болеющим. Истец Лысов В.В. обратился в Верховный суд РФ с иском о признании частично недействительным п.13 «Основных условий обеспечения пособиями по государственному


социальному страхованию», утвержденных постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984г. №191, предусматривающий, что в случае наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы, во время военного учебного или поверочного сбора либо дополнительного отпуска, предоставленного в связи с обучением в учебных заведениях без отрыва от производства, пособие выдается со дня, когда работник по окончанию указанного периода должен был приступить к работе.


Заявитель оспорил данный пункт в части слов «наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы», ссылаясь при этом на то, что указанное лишение работника, являющегося временно нетрудоспособным, права на получение социального пособия в период временной приостановки работы, нарушает конституционное право этого работника на социальное обеспечение в случае болезни и противоречит ст.ст.1939 Конституции РФ и ст.ст. 237, 239 КЗоТ РФ. Решением


Верховного суда РФ от 17 ноября 2001г. №ГКПИ-01-1442 данная норма была признана недействительной. На данное решение Правительством РФ была подана кассационная жалоба. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002г. №КАС 02-53 решение вышеуказанное решение Верховного суда РФ было отменено по следующим мотивам:  условия выдачи и размеры пособий


по государственному социальному страхованию устанавливаются законом, а законодательство РФ об обеспечении граждан по временной нетрудоспособности на данный момент отсутствует;  Конституция РФ не устанавливает условия выдачи пособий, а лишь указывает на наличие гарантии на социальное обеспечение, предоставив право на установление соответствующего социального пособия законодателю путем принятия специального закона;  согласно нормам


Федерального закона «Об основах обязательного страхования» неправомерно считать страховым случаем наступление лишь самой временной нетрудоспособности у работника, без того, что в связи с этой нетрудоспособностью он лишился всего или части заработка;  при наступлении временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы обязанность предприятия по выплате пособия не наступает, так как работодатель после приостановки работы не по вине работника обязан согласно действовавшей ранее ст.94


КЗоТ РФ оплачивать время такой приостановки из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки. При этом после приостановки работы работодатель обязан оплачивать время простоя всем работникам, независимо наступает или не наступает впоследствии у них временная нетрудоспособность. Статьей 1 Федерального закона от 22 декабря 2005г. №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по


обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» установлено, что в 2006 году пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивалось застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств


Фонда социального страхования РФ. Таким образом, пункт 14 Положения - при бытовой травме пособие выдается начиная с шестого дня нетрудоспособности – не применялся как противоречащий законодательству Российской Федерации. Если временная нетрудоспособность работника наступала вследствие заболевания (травмы) во время пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске, то пособие выдавалось за все дни освобождения от работы, удостоверенные


больничным листком. В данном случае отпуск продлевался на число дней нетрудоспособности. Однако если в период отпуска у работника заболел член семьи или ребенок, то пособие не выдавалось. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы либо отпуска по уходу за ребенком пособие не выдавалось. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска без сохранения заработной платы либо


частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, то пособие выдавалось со дня, когда работник должен был приступить к работе. Пособие в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности выдавалось за первые 3 дня временной нетрудоспособности. В случаях операции по искусственному прерыванию беременности по медицинским показаниям и при самопроизвольном аборте, а также женщинам, заработная плата которых не превышала законом установленного минимального размера, пособие выдавалось за весь период временной


нетрудоспособности на общих основаниях. В остальных случаях, если нетрудоспособность в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности продолжается свыше 10 дней, то пособие выдавалось, начиная с одиннадцатого дня нетрудоспособности. Пособие при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечении выдавалось, если очередного и дополнительных отпусков рабочего или служащего недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования


бесплатно или с частичной оплатой ее стоимости. Одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет, пособие выдавалось на весь период санаторного лечения ребенка - инвалида (с учетом времени на проезд в санаторий и обратно) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним. Пособие по уходу за заболевшим членом семьи выдавалось не более чем за три календарных дня.


Продление срока выдачи пособия сверх 3 календарных дней производилось лишь в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки и не более чем до 7 календарных дней в общей сложности. Пособие при карантине выдавалось, если рабочий или служащий был отстранен от работы органами санитарно - эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его. При помещении в стационар протезно-ортопедического предприятия пособие выдавалось за все время


нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно. Работающим инвалидам пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, выдавалось не дольше 2 месяцев подряд и не более 3 месяцев в календарном году. Работающим инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального


заболевания, выдавалось до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году. В пределах этих же сроков выдавалось пособие инвалидам, которым инвалидность установлена в связи с аварией на Чернобыльской АЭС или с выполнением работ по ликвидации ее последствий. Если временная нетрудоспособность у работающего инвалида наступила от трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдавалось до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности в связи с трудовым


увечьем или профессиональным заболеванием. Работающим инвалидам (за исключением признанных инвалидами от заболевания туберкулезом) при наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания туберкулезом пособие выдавалось до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом, но не дольше 10 месяцев подряд и не более 12 месяцев в общей сложности в течение двух календарных лет. Рабочим и служащим, признанным инвалидами вследствие заболевания туберкулезом, пособие по временной


нетрудоспособности при обострении этого заболевания выдавалось не дольше 4 месяцев подряд и не более 5 месяцев в календарном году. Особые условия выплаты пособия были установлены в случае ухода за больным ребенком в зависимости от его возраста, характера заболевания, условий лечения (амбулаторное или стационарное). В некоторых случаях допускалась выплата пособия за весь период пребывания вместе с ребенком в стационаре (по уходу за ребенком, инф



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.