Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 11» города Абакана.
Темаразработки:
Формированиесоциальной среды как фактора, способствующего росту гражданской активностиобучающихся.
Авторразработчик:
АбышеваНаталья Владимировна,
заместительдиректора
повоспитательной работе МОУ
«СОШ № 11» г.Абакана
Абакан, 2006
Формированиесоциальной среды как фактора, способствующего росту гражданской активностиобучающихся.
Пояснительная записка:
Школа не можетсуществовать отдельно от нужд и потребностей жителей окружающего ее сообщества,именно она может стать инициатором развития этого сообщества.
/>Представление о внешнем окружении, о силе его воздействия нашколу и осознание сложности учета взаимодействия школы с внешней средойявляется необходимым условием совершенствования управления школой.
Прежде чем начатьформирование социальной среды ОУ, способствующей росту гражданской активностиобучающихся мы рассмотрели несколько подходов.
Можно выделить следующиеподходы к анализу внешней среды:
1. Процессный подходк анализу среды, согласно которому каждая организация вовлечена в три основныхпроцесса:
— получение ресурсов извнешней среды (вход);
— превращение ресурсов впродукт (преобразование);
— передача продукта вовнешнюю среду (выход).
В качестве входа всистему школьного образования рассматриваются социальный и государственныйзапросы, образовательные ожидания родителей как элементы внешней среды. Врезультате деятельности образовательного учреждения на выходе внешняя средавоспринимает выпускника учебного заведения как человека, владеющего способами исредствами развития и сохранения в себе личности с потребностями в творческомсаморазвитии.
Мы хотим видетьвыпускника, обладающего следующими качествами и характеристиками:
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Стремление к высоким духовно-нравственным началам />
Толерантность и эмпатия /> /> />
Понимание условий реализации своих возможностей в конкретной профессиональной сфере /> /> />
Умение работать в команде />
/>
2. Параметрическийподход позволяет оценить среду по трем параметрам:
— по изменениям, которыевоздействуют на различные аспекты текущей стратегии организации;
— по угрозам для текущейстратегии организации;
— по возможностям длядостижения целей организации.
Нельзя отрицатьвозможность применения такого подхода к изучению внешней среды образовательногоучреждения. Для этого необходимо определить параметры внешней среды школы:
– изменения:перестройка микрорайона, приток беженцев, изменение социального состава вмикрорайоне;
— угрозы:демографический спад, экономический кризис, экологический кризис, политическийкризис;
— возможности:строительство новых жилых домов, появление в микрорайоне школы новых учрежденийдополнительного образования, появление в микрорайоне школы новых культурных испортивных сооружений.
3. Факторный подходв теории управления предполагает определение факторов среды прямого икосвенного воздействия. К факторам в среде прямого воздействия можнопредположительно отнести дошкольные учреждения, средние школы, средниеспециальные и высшие учебные заведения, учреждения управления образования,законодательные органы. Среда косвенного воздействия обычно сложнее средыпрямого воздействия. К таким факторам можно отнести уровень образованностинаселения, образовательный потенциал родителей и их образовательные ожидания,социокультурные факторы, отношения с внешкольными общественными организациями
В педагогике подсоциально – педагогическими условиями функционирования школы как педагогическойсистемы понимают «устойчивые обязательства, определяющие ее состояние иразвитие». Их принято подразделять на две основные группы: общие испецифические. К общим относят: социальные, экономические, культурные,национальные, географические. К специфическим – особенности социально-демографическогосостава, местонахождение школы, материальные возможности школы.
4. Системный подход являетсяинтегративным по сравнению с перечисленными выше.
Несомненно, чтообразование и общество неотделимы и образуют единую систему, при этом любыесколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум,цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования.
В рамках каждого подходаможно построить модель социума образовательного учреждения.
«Государство признаетдетство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетнойподготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у нихобщественно-значимой и творческой активности, воспитания в них высокихнравственных качеств: патриотизма и гражданственности» — декларируетФедеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Социальные иэкономические проблемы в российском обществе на данном этапе развитиясущественно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Поэтомуогромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагоговобразовательных учреждений, ведь большую половину своего времени дети проводятименно в школе.
Содействие ребенку вреализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдениемзаконодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних,формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказаниесоциально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся вней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, сцелью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящиеперед педагогическим коллективом сегодня.
Формирование устойчивойсоциальной среды, предотвращение социальных конфликтов – одна из важнейшихзадач нашего образовательного учреждения
Но только одинпедагогический коллектив обособленно от других учреждений и организаций,занимающихся вопросами детства, не сможет решить наболевшие проблемы. Поэтомувстает необходимость в формировании социальной среды образовательногоучреждения, которая, в свою очередь, будет оказывать положительное воздействиена несовершеннолетних со всех сторон.
Выделяют организованные инеорганизованные среды. К первой относятся семьи учеников, трудовые коллективывзрослых, учреждения культуры и быта, учебные заведения и внешкольныеучреждения, различные клубы, объединения по интересам, радио и телевизионнуюсеть. К неорганизованной относятся улица, предметная среда, природная среда.
В настоящее время в связис нарастающим влиянием среды на становление личности необходимо рассматриватьшколу и социум на основе интеграции, взаимного дополнения.
Семьи учащихся,предприятия промышленности, строительства, все население прилегающегомикрорайона, внешкольные воспитательное и культурные учреждения, ДОУ,предприятия службы быта и составляют социальную среду, взаимодействие которойспособствует развитию социокультурного потенциала, взаимодействию школы исоциальных институтов.
Образовательноеучреждение, являясь педагогически гибкой системой, постоянно обмениваетсяинформацией, социокультурными нормами с окружающей средой. Однако, массоваяшкола создает недостаточно полноценную культурную среду для развитияшкольников, педагогов, родителей, поэтому необходимы специальные мероприятия вкаждой школе и сфере образования для активизации социокультурного потенциалашколы.
Традиционно выделяют двауровня социальной среды: Макросреду и микросреду. Макросреда – это общественныеусловия в самом широком смысле (экономические условия, общественные отношения,культура общества). Микросреда – это ближайшее окружение человека, с которым оннепосредственно взаимодействует (семья, друзья, конкретные учреждения ипредприятия, место проживания, учебы).
При моделированиисоциальной среды нашего образовательного учреждения мы учитывали следующиефакторы:
· влияниенегативных средовых факторов на школу, в результате которых ухудшаетсякультурно-нравственная атмосфера в массовой школе;
· необходимостьвосполнения для личностного роста детей и подростков в семье и среде проживаниянедостающего им положительного социального и нравственного опыта;
· психологическуюпотребность детей и подростков в устранении дисгармонии, деформации,возникающих под воздействием экстремальных условий жизни, восстановление эмоциональногоравновесия у детей и подростков;
· потребность вповышении роли школы как компенсирующего культурного механизма в личностномразвитии детей, педагогов, родителей.
Таким образом, школастановится одним из важнейших социальных институтов, осуществляющих социальнуюи правовую защиту человека, обеспечивающих активное развитие личности,способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество совсеми элементами микросоциума.
Связи с социумом можноустановить:
1. приспосабливая организациюк развитию общества;
2. способствуя принятиюполитики школы социумом;
3. формируясодержание обязанностей школы по отношению к социуму;
4. улучшая имиджшколы в социуме;
5. способствуяустановлению коммуникаций между школой и референтными социальными группами.
Актуальность проекта:
Глобальные перемены,происходящие в обществе в направлении демократизации и обновления формсобственности, порождают потребность во всестороннем развитии личностигражданина.
Сегодня, кроме школы, нетдругой организации, которая была бы способна выполнить задачу формированияграждански зрелой, социально активной личности школьника.
Реализация данногопроекта изначально должна быть нацелена на обучение личности школьникагражданскому действию и навыкам общественной самоорганизации внутри социальныхгрупп и местных сообществ, на воспитание у нее ценностей, стимулов и стандартовгражданственности, патриотизма, позитивно ориентированной общественнойактивности, благотворительности и социально ответственной инициативы. Одним из условийэтого является выстраивание школой системы социального партнерства, котороепредполагает создание внутри и вокруг школы новой социальной реальности,воспитывающей и учеников, и всех участников образовательного процесса.
Технология выстраиванияна базе школы системы государственно-общественного сотрудничества заключается впроектировании, организации и развитии необходимых организационно-правовыхструктур внутри и вне школы, разработке и освоении процедур их успешногофункционирования.
Система такогогражданского воспитания должна развиваться вне школы за счет организационного ифункционального включения в нее большей части представителей местногосообщества, структурных подразделений, учреждений и служб органов местногосамоуправления, коммерческих организаций и самоорганизованных социальныхсообществ (некоммерческих, общественных организаций), оказывая обучающее ивоспитательное воздействие на всех участников процесса и создавая не тольковнутри, но и вокруг школы единое воспитательное пространство гражданскойинициативы и общественной деятельности.
В этой системе реальныесоциально-экономические местные проблемы должны стать «наглядными пособиями» ипрактически материалом для обучения и развития гражданской, общественнойактивности учеников, их родителей и педагогов, других вовлекаемых членовместного сообщества. Расширяя круг задач и решаемых социальных проблем изсписка реальных проблем местного, окружающего школу сообщества, в качествеобучающего практического материала такая система развивается в системугосударственно-общественного социального партнерства. Но центром такойорганизационной системы государственно-общественного управления делами местногосообщества и ее организующим элементом является школа и ее воспитательнаясистема. При этом расширяются возможности школы по привлечению внебюджетныхфинансовых средств и иных дополнительных ресурсов как на нужды образования, такна развитие организационных структур местного сообщества.
Основная идея проекта:
Современное образованиедолжно обеспечивать понимание и знание школьниками действующих в обществезаконов, закономерностей общественного развития, способов самореализации вобществе, умении противостоять негативным влияниям социума, быть юридически исоциально-защищенным для себя и окружающих, коммуникабельным, умеющимконтролировать жизненные обстоятельства, обладающим лингвистическойкомпетентностью.
В связи с этим возрастаетпотребность смоделировать и проверить в практической работе содержаниегражданско-правового образования, сориентированного на формирование увыпускников школы способности к гражданской активности, готовности юридическойи социальной защищенности для себя и окружающих.
Наша школа ставит своейцелью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитиесообщества, привлечение родителей и жителей микрорайона к решению социальныхпроблем, стоящих перед школой и перед сообществом.
В школьном возрастеформируется гражданское мировоззрение ребенка. Учащимся необходимо дать знания,которые в дальнейшем позволят им ориентироваться в демократичном обществе иделать правильный выбор. В целях гражданского воспитания в школе создается ученическоесамоуправление. Однако созданная в школе гражданская микросреда резкоотличается от реальной действительности. Формирование социальной среды школыпозволит учащимся применять теоретические знания на практике.
Для того чтобы всевышесказанное осуществить, необходимо перестроить систему деятельностиобразовательного учреждения определенным образом. В реализацию проектавключаются заинтересованные организации, люди, но за школой остается лидирующаяроль.
Цель проекта:
Создание организационнойи педагогической модели общеобразовательной школы, обеспечивающей болеевысокую, чем в массовой практике, гражданскую активность выпускников, ихправопослушное поведение в социуме, уровень проявления качествчеловека-гражданина, путем формирования социальной среды ОУ.
Задачи предстоящегоэтапа реализации проекта:
· определение целейи задач углубленного изучения учебных предметов и интегрированных курсовгражданского образования, разработка соответствующих учебных программ (иливнесение обоснованных корректив в имеющиеся) и образовательных стандартов,проектирование т проверка в практике необходимых учебно-технологическихкомплексов, осмысление и технологическое обобщение формирующегося при этомопыта;
· создание системывнеучебной воспитательной работы, актуализирующей личностно-значимые компонентыготовности обучающихся к гражданской активности и правопослушному поведению;
· разработка ивнедрение модели социального партнерства в местном сообществе;
· установлениетесного контакта с партнерами:
— формирование управляющихсоветов, благотворительных фондов;
— общение членов управляющегосовета и благотворительных фондов;
— совместная разработкапроектов благотворительной деятельности;
· организация и проведениеакций, конкурсов, проектов;
· анализ ипопуляризация проекта.
Этапы реализациипроекта:
(предполагается, что всяработа будет происходить поэтапно, последовательно, комплексно).
Первый этап (2006-2007гг.):
· Подборпедагогических кадров, участвующих в инновационном поиске, освоение ими идей,целей, задач.
· Библиографическийпоиск по проблеме, накопление необходимых материалов.
· Разработканормативно-правовой документации.
· Формирование базыи предпосылок для реализации проекта
· Подготовкадиагностических методик для измерения уровня готовности личности к гражданскойактивности и соблюдению норм права.
· Анализвозможностей для формирования личности человека-гражданина в условиях школы и микросоциума.
· Оценка перспективусовершенствования учебного плана и содержания отдельных курсов и предметов всвязи с реализацией проекта.
· Пробное введениепедагогических новшеств и определение эффективности проводимыхучебно-воспитательных мероприятий.
· Изучениеотечественного и зарубежного опыта по проблеме гражданско-правового образованияи воспитания.
Второй этап(2007-2008гг.)
· Отработкаучебного плана, учебных программ.
· Моделированиесистемы внеучебной воспитательной работы, сориентированной на обеспечениеготовности выпускников начального, среднего и старшего звенаобщеобразовательной школы к владению нормами права и человека-гражданина сучетом недостатков, выявленных на первом этапе реализации проекта.
Третий этап(2008-2009гг.)
· Формированиепланируемой модели школы.
· Оформлениеучебно-технологических комплексов.
· Подготовкаитогового отчета о реализации проекта и обобщение результатов проектнойдеятельности.
Работа по формированиюсоциальной среды началась с 2006-2007 учебного года. Имеем следующиерезультаты:
Партнеры:
· Кирдяева ГалинаВасильевна,
староста микрорайона«Западный»;
· ЛавриненкоМаргарита Владимировна,
председатель территориальнойизбирательной комиссии;
· Ковалев АлександрОлегович,
начальник транспортногоотдела ОАО «АЯН»;
· Кит ЕвгенийАлександрович,
вице-президентРегиональной общественной организации «Регбийный клуб «Заря»;
· Ким ВячеславСпартакович,
Адвокат;
· Ауль ИринаЕвгеньевна,
кандидат социологическихнаук;
· КальченкоСветлана Даниловна,
директор Центра психолого-педагогическойи медико-социальной помощи;
· Ваньков АнатолийИванович,
начальник государственногоунитарного предприятия РХ «Автоколонна 2038».
Наработки:
· сформированУправляющий совет школы, в состав которого входят: представитель ГУО, директоршколы, 3 педагога, 4 родителя, 2 учащихся старших классов;
· школа являетсябазовой площадкой территориальной избирательной комиссии г. Абакана;
· осуществляется поддержкашколы со стороны близлежащих предприятий и организаций.
Механизм выполнения проекта:
Проект охватит следующиекатегории граждан:
· Руководство школы(директор, администраторы)
· Учителя.
· Жители местногосообщества.
Предполагается заключениедоговоров о сотрудничестве с ВУЗами, ПУ, колледжами, ДОУ, ОКЦМ, предприятиями иотдельными лицами на разработку и подготовку новшеств и материалов, необходимыхдля успешной реализации проекта.
Трудности:
· неполноеосознание у предполагаемых партнеров роли школы в организации сотрудничества;
· реальныефинансовые затруднения организаций и предприятий – предполагаемых партнеров
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результатыпроекта будут представлены следующими компонентами:
· учебным планом«Школа – центр гражданского образования», внесением корректив в содержание исроки изучения федеральных учебных предметов, отработка интегрированного курсагражданского образования как системообразующего элемента учебного плана;
· «пакетами»технологий гражданско-правового образования;
· наборомнеобходимых дидактических и диагностических учебных пособий, учебно-технологическихкомплексов;
· описанием опытаподготовки выпускников общеобразовательной школы в сфере правового образования;
· системойподготовки кадров по проблемам гражданско-правового образования;
· системойразнообразных по содержанию и форме воспитательных линий, направленных навоспитание патриотизма, гражданственности, чувства любви к своему родному краю,национальному историко-культурному духовному наследию России;
· воспитательнойсистемой школы, направленной на разработку, освоение и внедрение в практику эффективныхвоспитательных технологий, формирование эффективной системы управления иразвитие ученического самоуправления.
Программой воспитанияподразумевается, что выпускники школы будут знать нормы различных отраслейправа, способы правовой защиты, уметь анализировать политико-правовую ситуациюв обществе, большинству выпускников будут присущи качества человека-гражданина.
Практическиерезультаты, достижение которых предполагается проектом:
У выпускников будутсформированы:
· знание нормразличных отраслей права, охраняющих здоровье человека, его честь, достоинство,имущественные и другие интересы;
· знание способов итактики правовой защиты для себя и других в различных ситуациях;
· умение владетьсовременными информационными средствами, используемыми для ведения переговоров,диспутов, дискуссий;
· умения владеть ианализировать ситуацию в обществе.
Большинству выпускников будутприсущи такие гражданские качества, как — критичность,
— конструктивность,
— толерантность,
— правовая культура,
— гражданская активность,
— глобальноеобщечеловеческое мышление,
— патриотизм.
Инновационныйпотенциал:
Вопросы организацииучебно-воспитательного процесса с учетом проблем гражданско-правовогообразования актуальны сегодня для современного образовательного учреждения.Реализация нашего проекта – необходимый шаг в достижении этой цели.
Результаты реализацииданного проекта могут быть внедрены в практику работы учителей, методическихобъединений различных ОУ. Научная обоснованность и экспертная оценкапедагогических разработок станут гарантией достижения заявленных результатовдля последователей опыта.
Научно-методическоеобеспечение проекта:
· инструктивно-методические,нормативные документы и материалы Министерства образования РФ;
· научно-популярнаяи методическая литература по проблеме;
· Программа развитияМОУ «СОШ № 11» города Абакана;
· концепциявоспитательной системы и программа ее реализации «Разработка и апробациявоспитательной системы гражданского образования»;
· модель выпускникашколы.
Литература.
1. «О гражданскомобразовании и изучении Конституции Российской Федерации». Письмо Министерстваобразования Российской Федерации от 6 февраля 1995 года №151/11
2. «Огражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учрежденияхРоссийской Федерации». Письмо Министерства образования от 19 марта1996 года №391/11
3. «О повышенииправовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права иизбирательного процесса». Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 7 апреля 1995 года №385/11
4. Болотов В.А.Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования.Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования.Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая2002 года М., 2002
5. Володина С.И.Правовые знания в современном обществе: значение и актуальность. Проблемыправового образования в общеобразовательных учреждениях. МатериалыВсероссийской научно-практической конференции. 12-13 апреля 2000 года М.,2000
6. Гайнер М.Л.Правосознание подростков. М., 1998
7. Гомлешко Б.М. Каквызвать интерес ребят к вопросам права? Правовое просвещение и воспитаниешкольников (Материалы областной научно-практической конференции. Майкоп, 1977
8. Дмитренко Л.,Тузов А., Пригодич Е.Г. Значение школьного правового опыта для формированиягражданских учений и качеств для будущего России. Перемены, №2, 2000
9. Королькова Е.С.Правовое образование во внеурочной деятельности школы.Организация внеурочнойработы по праву М.2002
10. Правовое образование:организация внеурочной работы. Региональный опыт. Сборник материалов. Вып.2. —М,: Новый учебник, 2002. – 208 с
11. Система правовогообразования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап — основнаяшкола. (под ред. Н.И.Элиасберг) СПб, 1999
12. Участие библиотекв правовом воспитании населения и юридическом образовании. Материалысеминара-совещания Санкт-Петербург, 29-30 октября 1998 г. СПб, 1998