Реферат по предмету "Педагогика"


Задачи психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учреждении

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Томский государственный педагогический университет

Отчет по комплексной психолого-педагогическойпрактике
(методическая папка студента-практиканта)
Студентки Воденицкой Жанны Викторовны
Специальность: Педагогика и психология
Факультет ФПСОР
Томск 2010

Содержание
Задание №1. Паспорт учреждения
Задание №2. Психодиагностическая работа
Задание №3. Психологическоеконсультирование
Задание №4. Развивающая и коррекционнаяработа
Задание №5. Просветительская работа
ЛитератураЗадание №1. Паспорт учреждения
1. Полное наименование учреждения Муниципальное ДошкольноеОбразовательное Учреждение «Теремок №56 » п. Краснобродского
2. Дата создания ноябрь 1984г.
3. Полный адрес 652640, Кемеровская обл., п. Краснобродский,ул. Западная, 18
4. Материальная база:
Типовые — группа раннего возраста — 3, группа дошкольного возраста- 10, приспособленные помещения;
спортивный зал, музыкальный зал, детские участки, спортивнаяплощадка, цветники;
кабинет заведующего, методический кабинет, секретаря, кабинетпсихолога, медицинский кабинет, кабинет специалиста по изодеятельности,
кабинеты завхоза, кастелянши, прачечная, кухня.
5. Основные направления учебно-воспитательной работы в МДОУосуществляются при решении следующих задач:
Ø  усвоение воспитанникамиобразовательных программ, реализуемых учреждением;
Ø  создание условийдля развития самостоятельной, творческой и здоровой личности, способной адаптироватьсяк изменяющимся условиям социума;
Ø  создание условийнаиболее полного раскрытия индивидуальности воспитанника как основы сохранения егофизического и психического здоровья, а также полноценного личностного и социальногоразвития;
Ø  обеспечениеобразования на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем личностиинтегрироваться в систему мировых и национальных культур;
дошкольное учреждение педагог психолог
Ø  взаимодействиес семьей воспитанника для полноценного развития личности.
6. Педагогический коллектив 35 человек, из них:
- психолог (1)
- воспитатель (26)
- специалист по изодеятельности (1)
- специалист по физкультурному оздоровлению (1)
- музыкальный руководитель (3)
- учитель — логопед (1)
- зам. заведующего по УВР (1)
- заведующий (1)
Образование:
- высшее педагогическое (6)
- незаконченное высшее (1)
- среднее профессиональное (педагогическое) (28)
Квалификационные категории:
- высшая (-)
- первая (5)
- вторая (30)
Стаж работы:
- 1-5 лет (3)
- 5-10 лет (3)
- 10-15 лет (4)
- 15-20 лет (5)
- свыше 20 лет (20)
Основная форма работы дневная
7. Количество детей: 240 детей из них:
- группа раннего возраст (60)
- группа дошкольного возраста (180)
8. Специфика деятельности психолога учреждения:
Функциональные обязанности психолога
Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников
Ø  Взаимодействуетс администрацией, воспитателями, социальным педагогом, фельдшером, педагогами-психологамидругих МДОУ и школ.
Ø  Проводит диагностикуэмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сферы воспитанников с цельюразработки индивидуальных рекомендаций.
Ø  Консультируетвоспитанников, родителей (лиц, их заменяющих) и педагогов по результатам проведенныхисследований, проблемам обучения и поведения.
Ø  Участвуетв работе психолого-педагогических консилиумов, в организации и проведении семинарови конференций по проблемам сопровождения.
Ø  Организуети проводит родительские собрания, информируя о возрастных особенностях детей, опроблемах воспитания и развития детей.
Ø  Оказываетпомощь детям в преодолении психоэмоциональных проблем в период адаптации.
Ø  Систематическиповышает свой профессиональный уровень.
Ø  Анализирует,обобщает и распространяет собственный опыт.
Ø  Ведет необходимуюдокументацию.Должностные обязанностипедагога-психолога
· Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранениепсихического и социального благополучия воспитанников.
· Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенциейо правах ребенка.
· Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает мерыпо оказанию детям различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационнойи консультативной).
· Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическомуколлективу в решении конкретных проблем.
· Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
· Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательскихработ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющим)в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
· Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
· Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционныхпрограмм образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностейвоспитанников.
· Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников,содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических,эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социальногоразвития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
· Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работникови родителей (лиц, их заменяющим), в том числе и культуру полового воспитания.
· Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии,способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей(лиц, их заменяющим).
· Соблюдает установленные правила, нормы и инструкции по охране труда.
· Следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования,приспособлений, инвентаря.
· Ежедневно перед началом работы осуществляет самоконтроль за соответствиемрабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимаетмеры по устранению выявленных отклонений от них.
· Проводит психолого-педагогическую диагностику детей, связанную с определениемуровня психического развития и подготовкой их к школе.
Должен знать:
Нормативные правовые документы сферы образования: Закон РоссийскойФедерации «Об образовании», Конституция Российской Федерации, прения ПравительстваРоссийской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования,Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребенка, нормативные документыпо вопросам воспитания и развития детей; нормативные документы, регулирующие вопросыохраны труда, здравоохранения.
Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику,психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию,социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию,основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, психологии труда, психологическогоконсультирования, психодиагностику, методы социально-психологического тренинга общения,современные индивидуальные и групповые методы диагностики и коррекции нормальногои аномального развития ребёнка.Основные направленияв работе
· Профилактика.
· Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
· Консультирование (индивидуальное и групповое).
· Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
· Психологическое просвещение и образование: формирование психологическойкультуры, развитие психолого-педагогической администрации образовательных учреждений,педагогов, родителей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
ü  предупреждениевозникновения проблем развития ребенка;
ü  помощь (содействие)ребенку в решении актуальных задач развития, социализации: нарушения эмоционально-волевойсферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями (лицами,их заменяющих);
ü  развитие психолого-педагогическойкомпетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей (лиц, их заменяющих),педагогов.Задание №2. Психодиагностическая работа
Тема: Определение уровня готовности детей к школе
Цель:
1. Определение отношения ребенка к школе и выявление характераориентации на школьно-учебную деятельность.
2. Выявление у детей школьно — необходимых функций в форме способностик произвольному поведению.
3. Исследование успешности овладения навыками письма и рисункаи способности к саморегуляции.
4. Исследование способности ребенка делать умозаключения по аналогиис предлагаемым образцом.
Диагностические задания:
№1. Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова)
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявлениежелания ребенка идти в школу, ориентация на школьно-учебную деятельность.
Материал: перечень вопросов, ручка.
Процедура проведения
Беседа проводится индивидуально. В ходе обследования ребенкузадаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентациив отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельностисвидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка
А — ориентация на содержание учебной деятельности — 2 балла
Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьнойжизни — 1 балл
В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия — 0баллов Вопросы беседы Варианты ответов Баллы 1. Хочешь ли ты идти в школу? А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу 2 1 0 2. Почему ты хочешь идти в школу?
А — интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б — интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала 2  1  0 3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?
А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б — приобретение формы, школьных принадлежностей В — занятия, не относящиеся к школе 2  1 0 4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе) А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно — физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе 2 1   0 5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А — занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными 2 1 0
 
Интерпретация результатов
Высокий уровень — 10-9 баллов — говорит о школьно-учебнойориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьникадостаточно сформирована);
Средний уровень — 8-5 баллов — свидетельствуют о преимущественноминтересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формированиявнутренней позиции школьника);
Низкий уровень — 4-0 баллов — ребенок не проявляет интересак школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
Вывод. При проведении методики «Беседао школе» о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школеполучила такие результаты: высокий уровень — 26,7%; средний — 53,3%; низкий — 20%.
/>
№2. Тест на определение уровня развития произвольной регуляциидеятельности
Цель: исследованиенавыков работы по инструкциивзрослого, внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.
Материал: тетрадь в клетку, ручка.
Процедура проведения
Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узориз геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжитьпо образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры поразмеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка),и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики"+" и палочки "!".
После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисоватьузор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигурунадо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке.Расстояние между фигурами — одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуетсяпервый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».
Образцы заданий:
1) квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +…
2) треугольник,!, квадрат,!, треугольник,!, квадрат,!.
3) +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат…
Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит издвух частей:
1) узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;
2) узор, выполняемый самостоятельно.
Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнениятрех заданий по первой части и по второй части складываются.
 
Оценка результатовКачество выполнения задания Балл Узор полностью соответствует заданному 2 Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов 1 Задание не выполнено
 
Интерпретация результатов
Результат 1-ой части: выполнение узора по инструкции взрослого:
Высокий уровень — 5-6 баллов — у ребенка достаточно сформированнавык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога иточно выполнять его задания.
Средний уровень — 3-4 балла — недостаточно хорошо. Необходимовыяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял,что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.
Низкий уровень — 0-2 балла — низкий уровень. Дети не имеютопыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы попошаговой инструкции.
Результат 2-ой части: самостоятельное продолжение узорапозволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способностипонимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельномвыполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже,чем первую.
4-6 баллов — высокий уровень.
1-2 балла — средний уровень.
0 баллов — низкий уровень.
Вывод. При проведении теста на определениеуровня развития произвольной регуляции деятельности детей подготовительной группыполучила следующие результаты: высокий уровень — 46,7%; средний — 43,3%; низкий- 10%.
/>
№3. Методика "Имитация написанноготекста" (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А. Кернаи И. Ирасека)
Выполнение заданий этой методикитребует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы,выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого родадействиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнениятакого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательнойкоординации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладениянавыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитииу ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно,что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателейпсихического развития.
Диагностическая процедура заключаетсяв предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: "Онел суп". Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенкупредлагается следующая инструкция: "Посмотри: здесь на листе что-то написано.Ты еще пока не умеешь писать. Нопопробуй — не смог (смогла) бы ты это написать?Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также".
Для каждого ребенка может быть приготовленотдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всехдетей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированнаяребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок можетпоследнее слово написать выше или ниже предыдущих.
/>
1.
2.
3.
4.
5.
Обработка результатов
Оценка результатов работы по даннойметодике проводится следующим образом.
1 балл — скопированную ребенкомфразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не болеечем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальнойлинии не должно превышать 30°.
2 балла — предложение ещеможно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.
3 балла — взаписиребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4 букв.
4 балла— на буквыобразца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминаетбуквы, письмо.
5 баллов— отдельныеили сплошные «каракули», среди которых нельзя выделить нечто, похожеена буквы.
По результатам данной методики можносделать следующие выводы.
Дети, получившие 5 баллов, нуждаютсяв дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании вначальный периодобучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя,освоением рисунка и письма.
Дети, получившие 3 балла, считаютсяготовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный периодобучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связаннаяс совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкимидеталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).
Дети, получившие 1-2 балла, считаютсязрелыми для школьного обучения.
Следует отметить, что при использовании результатов данной методикив целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяютсяобратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное- 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная системаоценок: чем успешнее — тем большее количество баллов начисляется.
Высокий уровень — 1-2 балла
Средний уровень— 3 — 4 балла.
Низкий уровень— 5 баллов.
Вывод. По результатам методики «Имитация написанноготекста» успешность овладения навыками письма и рисунка 36,6% детей имеют высокийуровень; средний — 46,7%; низкий — 16,7%.
/>
№4. Методика «Умозаключения»
Данная методика (Э. Замбацявичене,Л. Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключенияпо аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированностиумения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностикаумения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения междупонятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенныепризнаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии,что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методикипозволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такомупоказателю как логическое действие — «умозаключение».
Обследование проводится в индивидуальнойформе, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психологне должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданийнапечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание,ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.
Задание выполняется в несколько этапов.На первом этапе ребенку сообщается следующее: «Сейчас мы с тобой будем подбиратьслова друг к другу. Например, огурец — овощ. Надо подобрать к слову „гвоздика“такое, которое подходило бы так же, как слово „овощ“ к слову „огурец“.Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Второй этап (после паузы).»Давай попробуем: огурец — овощ; гвоздика — ?". После паузы зачитываютсявсе слова. «Какое слово подходит?» — спрашиваем ребенка. Дополнительныхвопросов и пояснений давать не следует.
При выполнении заданий возможна стимулирующаяпомощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подуматьеще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чембыстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, темвыше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритмрешения задачи и может действовать по образцу.№ образец задание оценка 1 Огурец: овощ Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля 2 Огород: морковь Сад: забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 3 Учитель: ученик Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства 4 Цветок: ваза Птица: клюв, чайка, гнездо, перья, хвост 5 Перчатка: рука Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка 6 Темный: светлый Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 7 Часы: время Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач 8 Машина: мотор Лодка: река, маяк, парус, волна, берег 9 Стол: скатерть Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди 10 Стул: деревянный Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
Обработка результатов
Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом.
1 балл — выполнение задания с первого предъявления;
0,5 балла — задание выполнено со второй попытки, послетого, как психологом была оказана помощь.
Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данныхЛ. Переслени, Е. Мастюковой, Л. Чупрова.
Высокий уровень — 7 и более баллов: у детей сформированатакая мыслительная операция, как умозаключение.
Средний уровень — 5 — 7 баллов: выполнение мыслительнойоперации осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития». В процессеобучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные заданияпо развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.
Низкий уровень — менее 5 баллов: у детей практическиотсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитиюу них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Вывод. По результатам методики «Умозаключение»на выполнение мыслительной операции получила следующие результаты: высокий уровень- 16,7%; средний — 53,3%; низкий — 30%.
/>
 

Анализ проведенного исследования№ Ф.И. ребенка Результаты выполнения диагностического задания Уровень готовности   №1 №2 №3 №4 1 Максим А. Н Н Н Н Н 2 Кирилл А. С В С С С 3 Саша Б. С В С С С 4 Яна В. С В С С С 5 Лена В. Н С Н Н Н 6 Женя Г. С В В С В 7 Влад Г. Н Н Н Н Н 8 Игорь Г. В В В С В 9 Рустам Д. С В С Н С 10 Диана Д. Н С С Н Н 11 Даша Е. В В В С В 12 Данил З. В В С В В 13 Никита З. С С С Н С 14 Юля И. Н Н Н Н Н 15 Сергей И. С С С С С 16 Полина К. С В В В В 17 Антон К. С С В С С 18 Ваня К. С С С С С 19 Настя М. В В В В В 20 Ульяна М. С С В Н С 21 Илья Н. С С С С С 22 Витя Н. Н С С Н Н 23 Данил Р. В В В С В 24 Юля С С В С С С 25 Кирилл С. В С Н С С 26 Жанна С. С С В С С 27 Ваня Т. В В В В В 28  Вика Т. В В В В В 29 Алина Я. С С С С С 30 Карина Я. С С С С С
 
Для определения уровня готовности к школе детей дошкольного возрастая использовала методику (№1)«Беседа о школе» (Т.А. Нежнова), тест (№2)на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности, методику (№3)«Имитациянаписанного текста» (А. Керн и И. Ирасек) и методику (№4)«Умозаключения»(Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.).
Мои исследования показали (рис.1), что детей с высоким уровнем- 30% (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована), средним уровнем — 50% (начальная стадия формирования школьника), низким — 20% (внутренняя позицияшкольника).
/>
Рис.1. уровень готовности детей к школе.
В целом дети имеют удовлетворительные показания, считаются готовымик обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения.У них достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, они способнывнимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.
Результаты уровня готовности (ориентировочно) позволяют психологуохарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнутьпроблемы с учебой.
Рекомендации
Особое внимание следует уделять детям,как с высоким, так и с низким уровнем готовности: у них можно ожидать снижения учебноймотивации. У одних — в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у других- из-за из сложности.
В качестве развивающей процедуры детям может быть предложенаработа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу,занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание,рисунок).
В качестве занятий, направленных на формирование умения действоватьпо инструкции, могут использоваться дидактические игры со своими четкими правилами,игра в школу, конструирование из кубиков либо в словесной форме, либо с помощьюсхем. Строя занятие, надо специально учить ребенка анализировать образец, соотноситьего элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки. Чемразнообразнее будут занятия, тем больший эффект они дадут. Занятия должны проводитьсячерез день.
Во всех занятиях надо добиваться полного и точного выполненияребенком задания. Как только ребенок начинает уклоняться в сторону, придумыватьчто-то свое, противоречащее поставленной задаче, нужно возвращать его к исходномузамыслу.
К способам повышения ценности занятий в глазах ребенка относятся:
· использование любимых видов деятельности;
· использование новых интересных материалов (большого набора цветныхфломастеров, привлекательных игрушек), причем этот материал не должен даваться ребенкуни в каких других ситуациях, не должен стать для него обыденным;
· привлечение внимания окружающих к полученным результатам (показ другимчленам семьи сооружения из кубиков, размещение на стене аппликации).
Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческомупоиску, формируя умение выполнять указания взрослого, параллельно нужно проводитьзанятия, направленные на развитие самостоятельности, воображения. Эта работа должнавестись в форме свободных игр.
При несформированности положительного отношения к школе необходимона занятиях ребенку уделять внимание как можно больше. Общение должно быть непосредственным,эмоционально насыщенным. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правилшкольной жизни, нельзя ругать и наказывать за их нарушения, что может привести кпоявлению отрицательного отношения к школе, к учению и учителю. Нужно дождаться,пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своейновой роли школьника и вытекающих из него требований к поведению. В процессе обучения,в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитиюмыслительных операций, оказывая минимальную помощь.Задание №3. Психологическое консультирование
В детском саду к психологу обращаются родители с разными проблемамии вопросами.
Вопрос: Наш ребенок (ему 5,5 лет) во время совместныхпрогулок задает очень много вопросов. Не дослушав ответ на один, тут же задает другой.Надо ли торопиться отвечать на все его вопросы или поступить как-то по-другому?
Ответ: Прежде всего надо порадоваться тому, что Ваш ребенокпроявляет интерес к окружающему миру, умеет удивляться и стремится поделиться этимс Вами. Но разобраться с тем, почему ребенок не дослушивает Ваши ответы, нужно.В данном случае нам необходимо обратиться к двум важнейшим сферам жизни ребенка:общения и познания. Бывает так, что вопросы ребенка и не направлены на то, чтобыполучить ответ. Они задаются исключительно для того, чтобы привлечь внимание взрослого,насладиться общением с ним: «Неважно, что отвечает взрослый, важно, что онобщается со мной, уделяет мне внимание». Все это вполне естественно. Вместес тем, именно от взрослого, его позиции зависит, чтобы такое общение стало еще болееполезным и наполняло познавательный опыт ребенка, готовящегося к школьной жизни,новым содержанием.
Известно, что ребенок — дошкольник не готов слушать долгий монологвзрослого и очень стремится к диалогу с ним. Попробуйте привлечь самого ребенкак ответам на его же вопросы. Подумайте вместе, порассуждайте, задавая ребенку встречныевопросы. Возможно, нужно вместе понаблюдать, выделяя самое важное. Поиск ответанепременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать речь. Порадуйтесьвместе с ребенком найденному ответу, сделанному откровенно. Если ответ не найден- это повод обратиться к книге, другому человеку и т.д. Важно учить ребенка слушатьи слышать другого человека. Задача эта очень непростая, но, вместе с тем, и чрезвычайноважная. К этому нельзя принуждать, но нужно приучать.
Многое зависит от того, умеете ли Вы выслушать ребенка, помочьему высказать свою мысль, отношение. Уважайте вопросы, мнения, суждения ребенка(даже если они ошибочны или чем-то Вас не устраивают). Помните, что вопросы — показательпознавательной активности, любознательности. Общение с ребенком по поводу познания- важнейшее средство развития мышления и речи, памяти, воображения, внимания, эмоциональнойи волевой сферы. Не отмахивайтесь от вопросов детей — Вы рискуете потерять их доверие.
Вопрос: Что можно сделать, чтобы воспитать внимание,сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Ответ: Рассеянность — это психическое состояние, для которогохарактерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделятьглавное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованными исполнительным.
Обычно рассеянность — это результат неправильного воспитания.Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привыкзаканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родителипозволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расцениваюткак мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность ирассеянность. Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянномушкольнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснение учителя, может невыполнить задания. Поэтому, прежде всего не следует упрекать дошкольника и наказыватьего за несобранность, забывчивость, неаккуратность.
Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении,учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режимдня. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируютего действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственноотноситься к различным обязанностям.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируетсяв игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки),рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат настоле. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежитпод ней.
Или еще одна игра. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрываетглаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения. Исчезает одна изигрушек, добавляется новая, меняется их расположение. Открыв глаза, ребенок долженсказать, что изменилось. Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временнымослабление всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка,наладить его питание и отдых.
Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением.Это уже зависит от обстановки в семье.
Вопрос: У меня очень послушная девочка, мы в семьес ней не испытываем трудностей. Но когда мы приходим в гости, то она замыкается,краснеет, волнуется. Все дети читают, что-то рассказывают, поют, а наша дочь елелепечет, просит нас поскорее уйти домой. Ей уже 7-й год, скоро идти в школу, а онатакая робкая, тихая, сторонится общения. Мы ей уже не раз говорили — нельзя бытьтакой. Как сделать, чтобы она свободно общалась и со сверстниками, и со взрослыми.Нас волнует, как же она в школе будет общаться и учиться?"
Ответ: Возможно, Вы очень строги с Вашей дочерью дома,постоянно ругаете за промахи, возможно и замечания в ее адрес делаете в присутствииее друзей, взрослых. Девочка чувствует от этого свою неуверенность, а может бытьстрах, что она сделает что-то не так. Здесь, очевидно, надо изменить характер взаимоотношенийс дочерью — побольше хвалить, выполнять какую-то совместную домашнюю работу, говоритьей, что ее помощь была очень кстати. Ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки,а только показывать, как их исправлять, чтобы результат был хорошим. Тон разговорас ребенком должен быть доброжелательным, участливым. И ни в коем случае — ни с кемее не сравнивать, а дать ей понять, что Вы ее любите такой, какая она есть.
Желательно чаще приглашать в дом сверстников дочери, очень возможно,что у нее недостаточный опыт общения с ними. В домашней обстановке, в роли хозяйкиона будет чувствовать себя увереннее. Снять робость, скованность лучше всего поможетсовместная игра, общее дело.
Идя в магазин, поручите дочери подойти с чеком к продавцу и попроситьвзвесить или подать товар. Если бываете в музее, в театре и других местах, незаметноорганизуйте опыт общения ребенка с разными малознакомыми взрослыми.
Вопрос: Недавно купили компьютер и теперь об этомочень жалеем. Сын увлекся компьютерными играми и не хочет слышать ни о каких другихзанятиях. А ведь нам через полгода в школу. Посоветуйте, что делать в такой ситуации.
Ответ: Нельзя не согласиться с тем, что компьютерные игрыочень увлекают. И даже взрослые люди могут, забросив все свои дела (бывает, чтои в рабочее время), часами просиживать у экранов компьютеров. Не опасен ли компьютерребенку? Не мешает ли он нормальному развитию? Эти и другие вопросы волнуют современныхродителей. Тревога их естественна и понятна. Но ответы специалистов на подобныевопросы неоднозначны и могут удивить родителей.
Общение с компьютером может принести как вред, так и пользу.Все дело в разумной организации такого общения. Если Вы сами купили в дом компьютер,то это уже реальность, и запрещать ребенку работать с ним — противоречить самимсебе. Как всякое другое занятие — компьютер требует времени и правильного применения.Конечно, сидеть перед экраном компьютера часами не рекомендуется. И даже для непродолжительногообщения лучше иметь защитный экран. Ребятам 6-7 лет желательно не играть у компьютераболее получаса в течение дня.
Самое важное для нас, что одна из функций компьютерных игр — обучающая: она способствует развитию интеллекта детей, улучшает восприятие, памятьи внимание, развивает моторную координацию, координацию совместной деятельностизрительного и моторного анализаторов.
В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенныеклавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Правильность решения игровой задачизависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши(т.е. руки) провести изображение на экране в нужном направлении. При правильномподборе игр можно не только развивать, но и корректировать зрительно-моторную координацию.
Если Ваш ребенок станет заниматься русским языком, математикой,конструированием вместе с компьютером, то заинтересованность его в этих занятияхбудет неизмеримо выше. Игры на компьютере не воспринимаются детьми в качестве занятий,но удовлетворяют их потребность в игре. Таким образом, «игровая мотивация»может помочь ребенку усвоить те знания, которые несут компьютерные игры. Можно суверенностью сказать, что формированию готовности к школе способствуют практическивсе компьютерные игры. Кроме того, существуют специальные программы, например, дляформирования у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). Большое значениедля развития имеют конструкторские игры, развивающие образное мышление детей-дошкольников.Специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике станут вашиминезаменимыми помощниками.
Итак, дело в том, что при разумном подходе компьютер станет Вашимнадежным помощником. «Уход» ребенка от Вас к компьютеру связан не толькос его привлекательностью, но и с Вашими отношениями с ребенком, стилем общения.Нужно помнить, что дети испытывают потребность в строительстве своего собственноговоображаемого мира, который помогает компенсировать неуверенность и слабость, зависимостьот взрослых в реальном мире. Компьютер дает возможность перенести в другой мир,сделать его вещественным (его можно не только увидеть, с ним можно и поиграть).Серьезный «уход» ребенка справедливо вызывает тревогу родителей. И какмы уже указывали выше, это чаще всего следствие неправильных отношений ребенка совзрослыми.
Выступление психолога на родительском собрании по теме:"Как выявить тревожного ребенка. Профилактика тревожности"
Критерии определения тревожности у ребенка.
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один изкритериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующийопросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т. М.)
"Признаки тревожности".
Тревожный ребенок:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общийбалл тревожности.
Высокая тревожность — 15-20 баллов.
Средняя — 7-14 баллов.
Низкая — 1-6 баллов.Профилактика тревожности (рекомендации родителям).
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимыхдля него людей.
Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают!Бабушку лучше слушай!»
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенкубез всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, чтоони не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет,лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейшихуспехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким,какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться,выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и онне чувствовал себя ущемленным.Правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобыон знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
 Задание №4. Развивающая и коррекционная работа
Программа по развитию моторно-двигательного вниманиядетей дошкольного возраста (6-7 лет)
Устойчивость внимания может коррелироватьс низкими способностями к математике. На успеваемость по русскому языку большоевлияние оказывает уровень развития распределения внимания и меньшее — объем внимания.Успешность чтения больше всего связана с устойчивостью внимания, обеспечивающейточность воссоздания звуковой формы слов.
Предлагаемая программа разработанадля развития свойств внимания у дошкольников.
Программа состоит из серии специальноорганизованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развитиядетей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие свойстввнимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи программы:
способствовать развитию моторно-двигательноговнимания;
способствовать повышению познавательногоинтереса.
Программа должна быть реализованасовместно с воспитателями детского сада.
Возможно привлечение заинтересованныхродителей воспитанников с трудностями в обучении к дополнительным занятиям дома.Воспитатель во время занятий проводит рекомендованные психологом упражнения.
В группу отбираются 8-10 человек с трудностями в обучении, какдевочки, так и мальчики.
Программа включает в себя 6 занятий по 30 минут, которые проводятся2 раза в неделю.
 № и тема занятия Цель Упражнения 1. Знакомство
1. Психогимнастика.
2. Развитие устойчивости и объема внимания.
3. Развитие моторно-двигательного внимания.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики.
6. Развитие объема и произвольности внимания.
7. Развитие переключения и распределения внимания.
1. Игра «В магазине зеркал»
2. Игра «Найди игрушку»
3. Игра «Кто летает?»
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Выкладывание узора из мозаики по образцу.
6. Упражнение «Что изменилось?»
7. Упражнение «Расставь значки» 2. Час можно
1. Психогимнастика.
2. Развитие произвольного внимания.
3. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Развитие внимания, выдержки.
6. Развитие внимания.
7. Развитие переключения и распределения внимания.
1. Игра «В магазине зеркал»
2. Игра «Смотри на руки»
3. Выкладывание узора из мозаики по образцу.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Игра «Совушка-сова».
6. Игра «Съедобное — несъедобное»
7. Упражнение «Расставь значки» 3. Мы художники
1. Психогимнастика.
2. Развитие внимания.
3. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Развитие моторно — двигательного внимания.
6. Развитие внимания, скорости реакции.
7. Развитие концентрации и переключения внимания.
1. Игра «В магазине зеркал»
2. Игра «Съедобное — несъедобное»
3. Выкладывание узора из мозаики по образцу.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Игра «По новым местам»
6. Игра «Кого назвали, тот и ловит»
7. Корректурная проба. 4. Ловкие и умелые
1. Психогимнастика.
2. Развитие произвольного внимания.
3. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Развитие внимания, скорости реакции.
6. Развитие моторно — двигательного внимания.
7. Развитие переключения и распределения внимания.
1. Игра «В магазине зеркал»
2. Игра «Зеваки»
3. Выкладывание узора из мозаики по образцу.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Игра «Кого назвали, тот и ловит»
6. Игра «По новым местам»
7. Упражнение «Расставь значки» 5. Поиск внимательного
1. Психогимнастика.
2. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики.
3. Развитие произвольного внимания.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Стимулирование внимания, развитие скорости внимания.
6. Развитие объема внимания.
7. Развитие концентрации и переключения внимания.
1. Игра «Слушай команду»
2. Выкладывание узора из мозаики по образцу.
3. Игра «Слушай хлопки»
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Игра «Будь внимателен»
6. Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
7. Корректурная проба. 6. Какие мы?
1. Психогимнастика.
2. Развитие внимания.
3. Развитие моторно-двигательного внимания.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Развитие внимания, слухового и двигательного анализаторов.
6. Развитие устойчивости внимания.
7. Развитие концентрации и переключения внимания.
1. Игра «Слушай команду»
2. Игра «Съедобное — несъедобное»
3. Игра «Кто летает?»
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Игра «Четыре стихии»
6. Упражнение «Постройте дорожку»
7. Корректурная проба.
 
Описание игровых упражнений
В магазине зеркал
Описание: воспитатель (а затем ребенок) показывает движения,которые за ним в точности должны выполнять все игроки.
Инструкция. Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку.Представьте себе, что вы попали в магазин, где много больших зеркал. Туда вошелчеловек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала,что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. Обезьянки ей в ответ состроилиточно такие же рожицы. Обезьянки в точности повторяли ее движения.
Начнем играть: «Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».
Слушай команду
Описание: каждый ребенок должен выполнять движения в соответствиис командой воспитателя, произнесенной шепотом. Команды даются только на выполнениеспокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точновыполняют движения.
Инструкция
Мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг друг за другоми двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, надо остановитьсяи внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду и все должнывыполнить эту команду. Будьте внимательны!
Совушка — сова
Описание: "совушка — сова" (водящий) стоит вцентре круга, остальные произвольно двигаются. По команде «Ночь наступает»все останавливаются и замирают. Совушка вылетает на охоту. Заметив пошевелившегосяигрока, сова уводит его в «гнездо». По сигналу «День» — всеснова начинают двигаться.
Зеваки
Описание: держась за руки и двигаясь по кругу под музыку,дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильноевыполнение сигнала удаляются из игры.
Занятие в подготовительнойгруппе (6-7 лет)
Тема: Я ХОЧУ, МОГУ И УМЕЮ
Цель. Развитие мелкой моторики,координации рук и глаз, зрительного и слухового внимания.
Задачи.
1. Развивать умение работать по образцу, умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.
3. Формировать умение выполнять указания воспитателя.
4. Формировать умение осознавать свои достоинства, положительное принятие себяи других детей.
5. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Методические приемы: словесные — вопросы, объяснение,напоминание, повтор, поощрение, художественное слово; наглядные — показ; игровые- сюрпризный момент, физминутка.
Оборудование: мячикd=8см, образец из палочек «Кораблик», счетныепалочки и изображение аквариума с рыбками на каждого ребенка, кукла Фея.
Ход занятия
Игровое упражнение «Послушныймячик» (на сплочение группы)
Дети встают в две шеренги. По сигналуперекатывают мяч из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки, стоящему слева,при этом называет положительное качество этого ребенка. Нельзя передавать мяч повоздуху.
Воспитатель. — Ребята, какие вы сегоднянеобычайно симпатичные. У вас очень добрые, теплые и ласковые улыбки. Когда я вижувас такими, мне сразу же хочется сделать для вас что-то необыкновенное. Как вы думаете,что обычный человек может сделать необычного для другого человека?
(Дети предполагают).
Да, правильно, сделать какой-нибудьсюрприз, обрадовать, приятно удивить, рассмешить.
Есть такая страна «Заниматика»и поможет нам туда отправиться Фея.
(Воспитатель ведет речь от лицакуклы Феи).
Ф е я. В мою страну могут попастьвсе люди. Но есть одно условие: нужно быть внимательным, уметь замечать прекрасноев окружающих, выполнять задания по правилам, уважать друзей, взрослых. Будем учитьсяэто делать?
Игра «Мой пропуск в волшебнуюстрану»
Нужно выполнить несколько заданий.
1. Выкладывание узора из палочек по образцу " Кораблик"
/>
2. Упражнение «Слушай хлопки» (физминутка)
Дети двигаются по круг, по сигналувоспитателя, принимают позы: один хлопок — поза Аиста" (стойка па одной ноге,руки в стороны); два хлопка — поза «Лягушки» (присесть, пятки вместе,носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.
3. Упражнение «Назови, сосчитай, сравни».
Предлагается детям рисунок, на которомизображен аквариум с рыбками.
Надо найти одинаковых рыбок, посчитатьвсех.
/>
Фея. Все дети попадают в волшебнуюстрану самых замечательных мальчиков и девочек.
Игровое упражнение «Комплименты»
Дети стоят в кругу, взявшись заруки.
Воспитатель. Мне нравится в тебе.(называет качества ребенка).
Ребенок (кивает головой и отвечает).Спасибо! Мне очень приятно!
Упражнение продолжается по кругу.
Проводится заключительная беседао том, что чувствовали участники, что нового узнали о себе, понравилось ли им даритькомплименты; о том, как много умеют дети делать сами, какими замечательными умениямиони обладают. Фея говорит о том, что именно эти замечательные качества она и хотелаподарить каждому и прощается до следующей встречи.Задание №5. Просветительская работа
Родительское собрание в подготовительной группе
Тема: А вам пора в школу?
Цель. Раскрытие сущности понятия " готовности детейк школе".
Задачи.
1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детейна пороге к школе.
2. Обсудить точку зрения родителей на роль семьи в предшкольныйпериод жизни ребенка.
Оборудование: ТСО (слайды), карточки-задания, бланки стекстом теста для родителей, ручки.
Предварительная работа.
· Выполнение детьми методики «Беседа о школе».
· Выполнение родителями теста: «Какой Вы родитель?».
· Приготовление для родителей пригласительных на собрание.
· Оформление памятки для родителей " Чаще говорите детям…".
Ход мероприятия
I. Открытие собрания. Воспитатель приветствует родителей, сообщает тему, цельи программу собрания.
II. Выступление психолога по теме в форме дискуссии.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность к школе — это и есть желание учиться.Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьнойжизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах существует своясобственная), учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своегоребенка в магазин за такими покупками — доставите ему огромное удовольствие. Правда,со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвитьсяна перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает в интереск получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.
Других детей привлекает возможность узнать ЧТО-ТО новое. Нередкоим бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию недают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываютсяи теряют познавательный интерес к учебе.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школезаключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позициишкольника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнениюс дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностнаяготовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебнойдеятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе
Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить назанятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности
Правильно воспринимать ситуации урока, правильно восприниматьистинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключенынепосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы(вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовыев этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Ситуация 1. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительнуюоценку и спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметкаплохая».
У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к немунесправедлив, придирается. Почему возникла такая ситуация?
Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когдаучитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности,а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложенапричина нарушений отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.
Ситуация 2. Проводилось исследование отношения учениковк школе. Первый замер проводился за 2 недели до поступления в школу, а второй — после 2 мес. обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось.Но ухудшилось по-разному, в зависимости от стиля деятельности учителя — в большеймере у учителей авторитарного стиля.
Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?Решение. Ухудшение отношения к школе связанно не столько с трудностями школьнойжизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.
Отношение к сверстникам
Должны быть развиты такие качества личности, которые помоглибы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствахи не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского обществаи совместно действовать с другими детьми.
Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родителипостоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалосьпредставление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствуето возникновении завышенной самооценки.
Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьномклассе.
Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется снепривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (далеко не всегдаположительной) оценкой его деятельности и личности в целом.
То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особымвниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность,несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это можетспособствовать развитию отклоняющегося поведения.
Отношение к родным и близким
Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительноеотношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику,его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чемигра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своейдеятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку
Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечанияучителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учительзлой» и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенкаобеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Ситуация.Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольниковсвидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу. Принадлежит ли вашребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе. Хотелбы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает? Почему так важно беседоватьс ребенком о школе?
Решение. Даже при наличии у ребенка необходимого запасазнаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему труднобудет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные,так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение- стать школьником, понять и принять важность школьного обучения, уважения учителя,товарищей по школе. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублениемпредставлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношенияребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней. Сообщаемыйдетям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.
Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественнуюлитературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, таки его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенкаположительную установку на учебу в школе.
Ситуация. Родителям важно знать как их ребенок готов кпринятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего круг важных обязанностейи прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.Выясните, как ребенок относится:
а) к школе,
б) учебной деятельности,
в) учителям,
г) к самому себе.
Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа,учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенныевопросы типа «Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошелбы ты в школу?»
Решение. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец идругие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то,что в школе учится друг.
Важно, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью- учением: желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть,как папа.
Мотивационная готовность.
Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек.Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочестьсказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас большехочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностьюк школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, которыйеще не готов учиться, предпочтет продолжить игру.
Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу — обратитевнимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают рольученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированнойучебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в походв столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
Волевая готовность.
Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Дляуспешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю — ему понадобитсяумение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действоватьпо устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительномуобразцу.
Волю можно тренировать в игре — пусть ребенок срисовывает изображенияс картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимособлюдать правила, и подвижные, например «зеркало»: стоя напротив, ребеноквыполняет все движения одновременно с вами, словно он — ваше отражение.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженнотрудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенокдолжен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное времявыполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральныхвопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевыхдействий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевогодействия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые целине всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительностиего выполнения: достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял,но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
направлять, помогать в достижении цели;
приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолеватьих;
воспитывать стремление к достижению результата своей деятельностив рисовании, играх-головоломках и т.п.
У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организоватьрабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочемместе в ходе учебной работы.
Ситуация. Исследования нейропсихологов показали, что лобныеотделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное,управляемое поведение ребенка затруднено. Как наиболее разумно использовать этотпериод развития мозговых структур мозга ребенка для его развития?
Решение. Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное,нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физическиеспособности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скоростьв играх, беге, прыжках, метаниях и т.д.
Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания,для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретаетпервичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться,страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности. На основе общего развитияребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения.Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек, он направляет и учитконтролировать поведение.
Ситуация. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживатьсвои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этомтребуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватаетвнимания. Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самогоначала ученической жизни?
Решение. В этом деле большая роль отводится родителям.Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает — ладно,красиво делать научится потом — и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентироватьребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощиродителям, выполнении задания и т.д.
Надо приучать ребенка думать о результате, а не побыстрее разделаться,дописать, дочитать, добежать и все забыть. Ребенок должен стремиться к хорошемурезультату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентироватьна то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня.
Учеба — это постоянное совершенствование навыков, к этомунадо приучать ребенка с первых дней в школе.
Познакомить с результатами проведенных методик с детьми.
В целом дети имеют удовлетворительные показания, считаются готовымик обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения.У них достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, они способнывнимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.
Результаты уровня готовности (ориентировочно) позволяют психологуохарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнутьпроблемы с учебой.
Познакомить родителей с результатами теста "КакойВы родитель?"
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которыеВы часто употребляете в общении с детьми. Вопросы Баллы 1. Сколько раз тебе повторять? 2 2 Посоветуй мне, пожалуйста. 1 3 Не знаю, что бы я без тебя делала. 1 4. И в кого ты только такой уродился?! 2 5. Какие у тебя замечательные друзья! 1 6 Ну на кого ты похож (а)? 2 7 Я в твои годы. 2 8. Ты моя опора и помощник (ца). 1 9. Ну что за друзья у тебя? 2 10. О чем ты только думаешь?! 2 11. Какая (какой) ты у меня умница! 1 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1 13 У всех дети, как дети, а ты. 2 14 Какой ты у меня сообразительный (ая)! I
 
Ключ к тесту. Теперьподсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живетес ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас.Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаютсянекоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попыткиперенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше. Вы непоследовательныв общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитиеподвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишьнамек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никтолучше Вас самих.
Подведение итога собрания.
Родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном собрании.Им выдаются памятки.
Памятка для родителей: «Чаще говорите детям. „
Возраст четырех-шести лет — активный период становления личностиребенка. Можно предположить, что в это время определяется, каким он будет. Не датьсейчас возможности ребенку развиваться так, как свойственно только ему, — значитне дать проявиться его индивидуальности. Поэтому важно относиться к ребенку особеннобережно, чтобы не растоптать нежные ростки его индивидуальности.
Дети для успешного развития нуждаются в том, чтобы чаще слышатьот родителей следующие слова:
Ø  Ты мне нравишьсятаким, какой есть!
Ø  Когда ты ещене родился, мы с папой (мамой) ждали именно тебя.
Ø  Мне интереснотвое мнение.
Ø  Как ты считаешь,что лучше для тебя?
Ø  Я понимаютебя.
Ø  Ты прекраснорастешь! Мне нравится!
Ø  Мне понятнотвое волнение (беспокойство).
Ø  Ты можешьбыть сильным и в то же время попросить о помощи, когда это нужно.
Ø  Я покажутебе, но не буду делать этого за тебя.
Литература
1. Богомолов В. Тестирование детей: Психологический практикум. — Ростов н/Д:Феникс, 2003.
2. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: Психологический практикум.- Изд.2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогическойдиагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедови психологов. — СПб.: КАРО, 2004.
4. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.:Айрис-пресс, 2005.
5. Нижегордцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенкак школе. — М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
7. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. — М.: ВАКО, 2009.
8. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическоепособие. — М.: АРКТИ, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.