Реферат по предмету "Педагогика"


Внедрение информационных технологий в учебный процесс на уровне Чувашской Республики

Введение
Всовременном информационном обществе основой развития цивилизации выступаютинформационные процессы, в которых широкое применение находятинформационно-коммуникационные технологии. Внедрениеинформационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человекаспособствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. Всвою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования,которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизациисистемы отечественного образования, так как именно в сфере образованияподготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новуюинформационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать вэтой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообществавсе большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, котораярассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развитияцивилизации.
Проблемыинформатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальнойпроблемой ХХI века в силу следующих основных причин:
· стремительноеразвитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общейзакономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистинеглобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, втом числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многиевесьма радикальные, социальные изменения. Она существенным образом изменяетпрактически все стороны жизни людей;
· функциональныевозможности и технические характеристики средств информатики,информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительнобыстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства всеболее доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что этивозможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленностиобщества, который требуется для их эффективного использования, и это порождаетеще одну социальную проблему — проблему развития новой информационной культурыобщества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
· дальнейшеестремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкоевнедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенноновой информационной среды общества, которую современные философы называютинфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационногообщества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитыхстранах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всемумиру.
Достиженияв области компьютерных технологий и телекоммуникации, массовая компьютеризацияи развитие эффективных информационных технологий привели на пороге третьеготысячелетия к качественному изменению информационной составляющей развития сферпроизводства, науки, социальной жизни. Информация, тесно связанная суправлением и организацией, превратилась в глобальный ресурс человечества,многократно увеличивающий его потенциальные возможности во всех сферахжизнедеятельности. В связи с этим информатизация общества является сегодняактуальнойзадачей.
Цельданного исследования: рассмотреть основные направленияуправления информатизацией образования на современном этапе, выявить путиразвития этой деятельности на уровне Чувашской Республики.
Поставленнаяцель обуславливает решение следующих задач:
1. Обосноватьактуальность исследуемой проблемы.
2. Изучитьнормативно-правовые документы по теме исследования.
3. Изучитьотечественный опыт и опыт Чувашской Республики по проблеме работы.
4. Предложитьвозможные пути управления информатизацией школьного образования в ЧувашскойРеспублике.
Структура аттестационной работы. Структура и объем работысоответствуют цели и задачам аттестационной работы и включает: введение, триглавы, заключение, список источников и литературы, использованных в процессеисследования и приложения.

ГлаваI. Информационное общество и образование
 
1.1Задачи и тенденции развития информатизации образования
информатизация образование электронная учительская
Человечествовступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, вкотором информация и информационные процессы становятся одной из важнейшихсоставляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающимив нем процессами глобальной информатизации различных сфер деятельности обществаи человека.
Использованиеинформационных технологий позволяет резко усилить инструментальные,технологические и интеллектуальные возможности человека, высвободить творческийпотенциал личности за счет экономии времени при обработке информации различноготипа, передачи компьютеру выполнения некоторых видов рутинной работы человека.Процессы информатизации играют основополагающую роль в становленииинформационного общества, когда главным объектом управления становятся нематериальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когдабольшинство работающих заняты производством, хранением, переработкой иреализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
ВКонцепции информатизации сферы образования РФ принятой Министерствомобразования РФ в 1998 году дано следующее определение информатизации:«Информатизация образования понимается как процесс, направленный нареализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследованийи разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционныхинформационных технологий на более эффективные во все видах деятельности внациональной системе образования России».
Подинформатизацией образования понимается целенаправленная деятельность поразработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
1. вучебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условияхсовременного информационного общества; повышения качества общеобразовательной ипрофессиональной подготовки специалистов на основе широкого использованияинформационно-коммуникационных технологий;
2. вуправление системой образования для повышения эффективности и качествапроцессами управления;
3. вметодическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работыпедагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основеиспользования информационно-коммуникационных технологий.
Важнейшиезадачи информатизации образования
1. Повышениекачества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессесовременных информационных технологий;
2. Применениеактивных методов обучения, повышения творческой и интеллектуальной составляющихучебной деятельности;
3. Интеграцияразличных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской ит.д.);
4. Адаптацияинформационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5. Разработкановых информационных технологий обучения, способствующих активизациипознавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоениесредств и методов информатики для эффективного применения в профессиональнойдеятельности;
6. Обеспечениенепрерывности и преемственности в обучении;
7. Разработкаинформационных технологий дистанционного обучения;
8. Совершенствованиепрограммно-методического обеспечения учебного процесса;
9. Внедрениеинформационных технологий обучения в процесс специальной профессиональнойподготовки специалистов различного профиля.
Однойиз важнейших задач информатизации образования является формирование информационнойкультуры специалиста, уровень сформированности которой определяется,во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях итехнологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методовобработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих,умением использовать современные информационные технологии в профессиональной(образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видениемокружающего мира как открытой информационной системы.
Тенденцииразвития информатизации образования
Внастоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляютсяследующие тенденции:
1)формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности,направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2)создание единого информационного образовательного пространства;
3)активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных наиспользование информационных технологий;
4)синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5)создание системы опережающего образования.
Изменяетсятакже содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает бытьпросто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новойтехнологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность,а с другой — требует высокого уровня технологической и методическойподготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога — разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебныхкомплексов.
 
1.2Информатизация образования: плюсы и минусы
Информатизацияобразования имеет ряд дополнительных достоинств. Всовокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации наобразование.
Совершенствуютсяметоды и технологии формирования содержания образования. Система образованиястановится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция наизменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебногоматериала повышают эффективность его использования.
Повышаетсяоперативность и адекватность механизмов управления системой образования.Наличие своевременной и достоверной информации, компьютерных инструментов дляее обработки и анализа позволяет принимать более взвешенные решения именнотогда, когда в них назрела необходимость. Мониторинг отклонений от заданныхпоказателей лежит в основе этих процессов. Например, автоматическая обработка ианализ итоговой успеваемости позволяет администрации школы оперативнореагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.
Развиваютсякреативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыкисамообразования. Сформированная информационная культура открывает перед людьмипринципиально новые возможности для самореализации. Сокращаются временные,психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций,четкого выявления точек применения усилий.
Засчет внедрения информационных технологий учебный процесс становится болееиндивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным.Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернетеповышает мотивацию к учебе, ее результативность.
Информационныетехнологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, ученикови родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачузнаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов иучеников, активизировать их творческий потенциал.
Информатизацияобразования поддерживает интеграционные тенденции познания закономерностейокружающего мира, увеличивает возможности для развития личности ребенка.Информационная среда повышает уровень активности и реактивности ученика,развивает способности альтернативного мышления. Формируется умениеразрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач,прогнозировать результаты своей деятельности.
Этотперечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизациюследует считать перспективным направлением для всей системы образования.
Можетсложиться впечатление, что внедрение и использование информационных технологийоправданно всегда и везде. Во многих случаях это почти так. Иногда это совсемне так, и бездумное внедрение приносит только вред. Информационныетехнологии имеют ряд особенностей. Если их не учитывать, вреда можно принестибольше, чем пользы.
Повсеместноеиспользование информационных технологий приводит к свертыванию социальныхконтактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развиваетиндивидуализм. В каком-то смысле, эти процессы объективны, и устранить ихнельзя в принципе. Можно говорить о системе компенсирующих мероприятий, которыесмогут существенно сгладить негативные тенденции.
Вовсе времена наибольшую трудность представлял переход от стандартных операций сучебной информацией к самостоятельным практическим действиям по ее применению.На психологическом языке это проблема перехода от мысли к действию. Постоянноевзаимодействие с компьютером может еще больше осложнять такой переход. Человекпривыкает работать со знаковыми системами, в то время как логика практическойдеятельности совсем иная. Это в меньшей степени касается тех, чья будущаяпрофессиональная деятельность практически полностью будет связана синформационными технологиями. Но таких профессий даже в информационном обществене так много.
Определенныетрудности и негативные моменты возникают в результате применения современныхпоисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой,которой не так просто распоряжаться. Нелинейная структура найденной информацииподвергает ученика соблазну следовать по предлагаемым ссылкам. При неумеломиспользовании это может здорово отвлечь от основного русла изложения учебногоматериала. Вторая причина – излишек информации, «информационный шум»или «информационный мусор», который сопровождает практически любойзапрос в сети Интернет.
Развитиесистем мультимедиа породило обилие информационных продуктов,«напичканных» разными видами информации. Среди неофитов, научившихсявставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличнымсчитается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две. Во-первых,кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями.Среднестатистический человек способен уверенно оперировать одновременно лишьсемью различными мыслимыми категориями или объектами. Поэтому, когда ученикуодновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут жедемонстрируют анимационные эффекты и пару картинок, хорошего мало. Онотвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускаетважные учебные сведения. Во-вторых, люди различаются по способу восприятияинформации. В зависимости от того, какое полушарие мозга у человека ведущее, онлучше воспринимает образы или логику изложения. Когда в одном слайде смешано ито, и другое, страдают все.
Компьютерупока еще очень далеко до человеческого интеллекта. Поэтому учебный диалогученика и компьютера весьма ограничен по своей логике. Обсуждать олимпиаднуюзадачу по геометрии в таком диалоге не получается. Как следствие,сложноорганизованный учебный материал начинает дробиться на мелкие фрагменты.Компьютерные тесты – самое яркое проявление этой тенденции. Понятно, что втестах, как таковых, ничего плохого нет. Во многих случаях их использованиепедагогически оправдано и необходимо. Но доведение подобных подходов до абсурдаможет привести к тому, на что сегодня жалуются ректора ведущих вузов. Наверхоглядство нынешних выпускников с одной стороны, на сложности всвоевременном выявлении глубоких исследовательских способностей у других. Инужно признать, что информационные технологии зачастую способствуют этомуабсурду.
Общениес компьютером сокращает живое общение педагогов и учеников, учеников междусобой, и так ограниченное в учебном процессе. В результате ученик надолгозамолкает при работе на компьютере. Это особенно характерно для студентов,обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека – речь –оказывается выключенным, обездвиженным в течение нескольких лет обучения.Студент не получает достаточной практики диалогического общения, формирования иформулирования мысли на профессиональном языке.
Наконец,нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационныхтехнологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровьедетей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно,проводить за компьютером по восемь часов в день.
 
1.3Информатизация образования: проблемыи перспективы
 
Успешнаяинформатизация образования порождает ряд социальных проблем.Их нельзя отнести к категории «недостатков», как нельзя назватьнедостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплойодежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всегдарадовались не меньше, чем первым подснежникам.
Рассмотримнекоторые из этих проблем.
Педагогическаяреволюционная ситуация. Широкое внедрение информационных технологий вобразовательную практику порождает социальное напряжение среди педагогическойобщественности. Оно имеет несколько фаз. Фаза первая: руководство системыобразования требует от педагогов массовой компьютерной грамотности. Всевынуждены идти на соответствующие курсы, все понимают: время пришло. Фазавторая: педагоги, получившие базовые (читай – поверхностные) знания и умения,начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональнойпрактике. Делают презентации (пару штук в год) и проводят с ними открытыеуроки. При этом все вокруг понимаю, что это показуха, что влияния на учебныйпроцесс она не оказывает. Главная причина заключается в том, что руководители,пославшие учительские массы на учебу, забыли выделить деньги на соответствующиематериальные ресурсы. Фаза третья: материальные ресурсы в одной отдельно взятойгимназии или школе найдены. Использовать компьютер и Интернет в учебномпроцессе можно постоянно и системно. И тут выясняется, что для этого требуютсядаже не знания, а определенный пересмотр своей личной педагогической концепции.Нужно сойти с пьедестала великого гуру и сесть рядом с учениками за парту.Нужно принять, что новую тему не хуже, а даже лучше, можно изложить накомпьютере, что проверка знаний и выявление в них пробелов у компьютера, какправило, получается лучше. То есть, нужно найти себя в новом, до пределаинформатизированном, образовательном процессе. Или перейти в другую школу, гдесоответствующие материальные ресурсы пока еще не найдены. А там за сериюоткрытых уроков с использованием презентаций можно и высшую категорию получить.
Массовоеобучение на дому. Возможность получать знания экстерном была узаконена не такдавно. Советская школа такую практику признавала крайне неохотно, висключительных случаях для детей-вундеркиндов. Первая волна желающих быстропошла на убыль. С экстернатом проблем семья получала больше, чем преимуществ.Затем в крупных вузовских центрах стала постепенно формироваться новаятенденция. Экстернат стал развиваться среди учащихся выпускных классов. Они,как правило, готовились поступать в конкретный вуз, посещали специальныеподготовительные курсы. Непрофильные предметы при этом старались осваиватьмалой кровью. Введение единого государственного экзамена в формецентрализованного тестирования сформировало среди выпускников еще однутенденцию. Дети при попустительстве родителей начали манкировать школьнымиуроками, занимаясь целенаправленной подготовкой к единому государственномуэкзамену. Распространение тестовых форм контроля со временем приведет к тому,что тенденция перекочует из выпускных классов в младшие параллели. Обучающиепрограммные продукты нового поколения, появление которых витает в воздухе,может сделать явление массовым. По моему мнению, вопрос не в том, случится этоили нет. Вопрос в том, как скоро это произойдет. Успеет ли система образованияадекватно к этому подготовиться? Найдет ли достойную замену классно-урочнойформе организации учебного процесса? Сформирует необходимое количествопедагогов нового поколения? Найдет сферу применения для тех, кто в новые реалиине вписался? Один из законов Паркинсона гласит: «Неприятности всегдаслучаются раньше, чем их ожидают».
Расслоениеучебных заведений. Насыщение школ и гимназий средствами информационныхтехнологий имеет свой предел. Для последующего качественного рывка учебноезаведение обязано вовлекать в образовательный процесс домашние компьютерыучеников. Оно должно построить распределенный учебный процесс, в которомшкольные и домашние компьютерные ресурсы будут использоваться согласовано. Этоприведет к необходимости закладывать в семейный бюджет расходы наинформатизацию образования для детей (оплата трафика в Интернете, покупкаобучающих программ). Для достаточно обеспеченных семей эти расходы непринципиальны, для семей с обычным достатком они посильны. Главное убедитьродителей в окупаемости вложений. Однако пока еще очень велик слоймалообеспеченных семей, для которых такие расходы будут неприемлемой роскошью.Так как внедрение распределенного процесса обучения в школе имеет смысл толькопри 100% охвате, может усилиться миграция детей между учебными заведениями. Этатенденция есть и сейчас, но при переходе информатизации учебного процесса нановый уровень, она, безусловно, усилится. Сгладить ее проявления можно толькоодним способом: разъяснять, что инвестиции в образование – самые выгодные извсех существующих.
Наверное,проблем будет гораздо больше. Может быть, их будет даже слишком много, и мыначнем искусственно замедлять информатизацию образования. И все-таки хочетсяверить, что плюсы и перспективы перевесят минусы и проблемы.
Информатизация образования:перспективы
Перспективапервая: «Есть проблема – нет проблемы». Она лежит всфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования.Любую проблему можно своевременно отследить по отклонению заданных показателейот допустимых значений. Затем провести анализ причин и принять меры. Сделатьэто без информационных технологий, без компьютерной обработки и анализа данных– невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая ирешаться будет не один год. Главная сложность – выявить все необходимыепараметры, их связь с реальными деловыми процессами, механизмы и алгоритмы иханализа и оценки, разработать технологии принятия эффективных решений.
Перспективавторая: «Каждому специалисту – занятие по душе». Любуюпрофессиональную деятельность можно разделить на две части. В одну входят теделовые процессы, которые у большинства специалистов этой профессии вызываютнегативные чувства. Сомневаюсь, что выпускники педагогического вуза выбираютсвою дорогу в жизни потому, что им нравится проверять тетрадки. Другая часть –это то, что в профессии нравится, то, за что ее выбирает большинствоспециалистов. Понятно, что у каждого свое деление деловых процессов на любимыеи нелюбимые. Но опыт показывает, что некоторые процессы, имеющие рутинный,повторяющийся характер, не любят практически все. Информационные технологиипозволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела,освободив его для более интересных занятий.
Перспективатретья: «Каждому ученику – индивидуальную образовательнуютраекторию». Индивидуальная образовательная траектория – это значительнобольше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должназадавать последовательность и темп обучения, учитывать способности ученика,накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения. Тоесть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить иоценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесьдействительно впечатляющие. Маленький пример: просит ученик из информационногохранилища лекцию по новой теме, а система учитывает, какое полушарие у неговедущее, и подбирает соответствующий учебный материал.
Перспективачетвертая: «Знания без пробелов». Одна из ключевых проблем нынешнейклассно-урочной системы заключается в том, что у многих учеников пробелы взнаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично,а вот для математики – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всехучеников не может ни один учитель. Даже репетитор, которого нанимают, чтобыподтянуть ребенка по предмету, не всегда это может сделать абсолютно точно.Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. Издесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль.Понятно также, что знания без пробелов – это часть информационного базиса дляпостроения эффективной образовательной траектории.
Перспективапятая: «Вместе весело шагать по просторам». Ученик часто считает, чтоучеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология,история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должнанаучить школа, а их обязанность работать – и платить налоги в бюджет. Учителясчитают, что их обязанность – красиво и правильно рассказать и строго спросить,а остальное – проблемы ученика и его родителей. Утрированный круговоротперекладывания ответственности в обучении. Понятно, что в чистом виде такиепозиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разныевремена перекладывается на разных участников круговорота. В советские времена –в основном на систему образования, после перестройки – в основном на родителей.Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети легко адаптируются к новымреалиям, потихоньку перекладывают ответственность со своих плеч, на детские. Ипри нынешнем уровне коммуникаций между участниками образовательного процессаиного не будет. Только использование информационных технологий для организациисвоевременного, полезного и, главное, необременительного общения, способно вкорне изменить ситуацию.

Глава2. Использование информационных технологий в образовании
 
Какпоказывают научно-педагогические исследования в области создания и примененияинформационных ресурсов образовательного назначения (Андреев А.А., ВаграменкоЯ.А., Козлов О.А., Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., Панюкова СВ., ПоляковВ.А., Роберт И.В., Румянцев И.А., Софронова Н.В. и др.), использованиемультимедийных образовательных материалов, информационных и коммуникационныхтехнологий в учебном процессе позволяет: представить обучающие материалы вграфической, звуковой, анимированной форме, что дает многим учащимся реальную возможностьусвоить предмет на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля,оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления иприменения учебного материала с учетом интерактивности многих электронныхучебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качествообучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формироватьинформационную культуру, в том числе обучать детей находить и использоватьразличные виды информации, что является одним из важнейших умений в современноммире; организовать внеклассную учебную и воспитательную работу; предоставитьвозможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо. Рассмотрим некоторыевозможности применения информационных ресурсов образовательного назначения.
 
2.1Программно-технологическийкомплекс «Электронная учительская»
Программно-технологическийкомплекс (далее ПТК) «Электронная учительская» – необходимый шаг для успешнойреализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числерасширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичногомониторинга общеобразовательных учреждений.
«Вшколе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия,обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии стребованиями времени».
Национальнаяобразовательная инициатива «Наша новая школа»
Сегодняосновными технологическими проблемами на пути развития образовательнойинфраструктуры и внедрения автоматизированных систем в организацию работы школыи педагогического персонала, а также кардинального расширения спектрапредоставляемых образовательных услуг, являются:
1. Отсутствиединамически доступных компьютеров на рабочих местах педагогов – от директора изавуча до классных руководителей и преподавателей-предметников.
2. Отсутствиеаппаратных и программных выделенных серверов, обеспечивающих эффективностьорганизации многопользовательской работы с единой информационной базой данныхшколы.
3. Отсутствиепрофессиональной системной и технической поддержки, особенно важной приорганизации работы недостаточно опытных пользователей.
ПТК«Электронная учительская», поддерживающий формирование новой моделиинформационно-образовательной среды школы с использованием серверногооборудования и персональных инструментов учителей, решает все вышеперечисленныепроблемы, обеспечивая:
1. Реальноеповышение эффективности использования информационных систем всемипедагогическими работниками общеобразовательного учреждения;
2. Формированиеи внедрение в практику работы школ электронного документооборота как основыреализации системы электронного публичного мониторинга;
3. Информационнуюоткрытость школы за счет предоставления потребителям (учащимся, их родителям иобщественности) широких возможностей оперативного получения информации онаиболее значимых событиях образовательной деятельности.
ПТК«Электронная учительская» включает в себя программно-аппаратныерешения, базирующиеся на передовых достижениях развития современныхинформационно-коммуникационных средств с опорой на информационные системы итехнологии, массово распространенные в ходе реализации национальных проектов,федеральных и региональных программ в образовании:
1. Программныйкомплекс «1С: ХроноГраф Школа 2.5. ПРОФ» из состава пакета программногообеспечения «Первая ПОмощь», поставленного во все общеобразовательные школыРоссии – решающий задачи формирования единой информационной базы данныхобщеобразовательного учреждения, автоматизации процессов управления,формирования системы электронного мониторинга и оценки деятельности школы.
2. Программныйкомплекс «3Т: ХроноГраф Журнал», получивший практическое внедрение ипризнание в общеобразовательных учреждениях целого ряда регионов РФ –представляющий персональный инструмент технологизации повседневногопедагогического труда преподавателей и оперативного информирования учащихся иих родителей о значимых событиях учебной деятельности.
3. Современноесерверное, сетевое и периферийное оборудование, обеспечивающее интеграциюиспользуемого в школе программного обеспечения и эффективное функционированиемобильных и стационарных рабочих мест – персональных инструментовпреподавателей, администраторов и других сотрудников образовательных учреждений.
«Вкаждом муниципалитете, в каждой школе должны быть обеспечены: информационнаяоткрытость школ потребителям через систему открытого мониторинга и публичныхотчетов; развитие системы оценки качества, учитывающей все достижения ребят идинамику их развития, в том числе — с использованием паспорта достиженийшкольника».Министр образования и науки РоссийскойФедерации А.А.Фурсенко
Развернутыйв общеобразовательном учреждении комплекс «ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» решаеттакие актуальные задачи, как:
1. Установкаобщешкольного сервера и создание возможности подключения к нему персональныхинструментов администраторов и преподавателей для ведения единой информационнойбазы образовательного учреждения с последующей оперативной подготовкой ипредставлением форм публичной отчетности школы органамгосударственно-общественного управления образования, родителям учащихся изаинтересованной общественности.
2. Обеспечениепреподавателей-предметников, классных руководителей и других сотрудников школыполноценными автоматизированными рабочими местами на базе мобильных истационарных компьютерных устройств, оснащенных программным обеспечением дляведения электронных классных журналов и другой организационно-распорядительнойи методической документации.
3. Обеспечениеподключения персональных инструментов преподавателей и администраторов школы ксети Интернет для осуществления постоянных и оперативных контактов с родителямиучащихся и размещения значимой педагогической информации на страницах школьныхсайтов и образовательных порталов, с использованием современных средств защитыинформации.
4. Созданиешироких возможностей оперативного информирования родителей и учащихся с учетомведения электронных дневников и портфелей достижений последних, в том числе и всети Интернет, с учетом обязательности обеспечения защиты конфиденциальнойинформации (персональных данных учащихся и сотрудников) в соответствии стребованиями федерального законодательства (ФЗ-152 «О персональных данных»).
5. Оптимизациябюджетных расходов и обеспечение большей стабильности работы ИКТ инфраструктурышколы за счет использования передовых программных разработок, в том числемеханизмов синхронизации и удаленного администрирования, не требующихразворачивания в школе полноценных проводных сетей, решающих проблемы нехваткиквалифицированных технических специалистов и регулярного централизованногообновления системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения.
Комплекс«ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» разворачивается на базе «штаба» организацииучебной и учебно-методической работы – ШКОЛЬНОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ, что полностьюоправдано с точки зрения управления школой и педагогической целесообразности.
Размещениекомплекса в школьной учительской:
1. Превратитэто традиционное школьное помещение в современный офисный комплекс, расширяющийтехнологические основы педагогического труда, обеспечивающий педагоговкомпьютеризированными рабочими местами, а также постоянным и оперативнымдоступом преподавателей и школьных администраторов к образовательным инормативно-правовым ресурсам сети Интернет.
2. Поможетобеспечить психологический комфорт в освоении новых технологий педагогическоготруда для тех преподавателей и администраторов школ, которые все еще не готовыили только делают первые шаги к реальному освоению современных информационно-коммуникационныхтехнологий, в том числе на основе наглядного примера их более молодых или болеерешительных коллег.
3. Сформируетнеобходимую базу для модернизации педагогической деятельности на основепреемственности от традиционных видов деятельности к современныминформационно-коммуникационным технологиям.
4. Повыситответственность учителей и школьных администраторов за корректное исвоевременное формирование и хранение данных по учебной деятельности и, впервую очередь, – персональной информации участников образовательного процесса.
«Новаяшкола — это современная система оценки качества образования, которая должнаобеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельныеобразовательные учреждения, и система образования в целом».
Национальнаяобразовательная инициатива «Наша новая школа»
Программно-технологическийкомплекс «ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» — реальный и действенный инструмент,способный решать наиболее актуальные задачи модернизации системы общегообразования, в том числе информационного обеспечения оценки качестваобразовательной деятельности с использованием электронного публичногомониторинга по основным параметрам изменений образовательных учреждений,расширения рынка предоставляемых населению образовательных услуг и формированияэлектронного документооборота школы.
2.2Электронный документооборот для управления образованием и образовательныхучреждений
Использование вдеятельности школы информационных технологий педагогического и управленческогоназначения является составной частью общего процесса информатизацииобразования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационныхтехнологий организации учебного процесса и управленческой деятельности. В числетаких регионов можно выделить образовательные учреждения Мытищинского районаМосковской области.
Созданиесистемы электронного документооборота предназначено для создания инфраструктурыуправления образования и образовательных учреждений, посредством автоматизациидокументационного обеспечения, управленческой деятельности, поддержки принятиярешения и контроля его исполнения.
Созданиесистемы исходит из принципа реализации параллельных потоков, когда юридическизначимая часть осуществляется по отлаженной методике движения бумажныхдокументов, в тоже время процесс создания, подготовки, обработки и движениядокументов по основным маршрутам осуществляется в электронной форме в системеэлектронного документооборота (СЭД). Причем электронные документы и их карточкидолжны полностью обеспечивать функциональность «обычного» делопроизводства идокументооборота и соответственно упростить и ускорить работу с официальнымбумажным документопотоком.
Осуществитьреализацию автоматизированной системы управления документооборотомпредполагается на основе технологии потока работы, предназначенной дляавтоматического отслеживания последовательности и содержания процессов,функций, задач и времени их выполнения, маршрутов документов, занятостисотрудников на различных стадиях процесса. Автоматизации управления ипланирования в проектируемой системе должны подлежать, в первую очередь,управленческие процессы, в ходе выполнения которых создаются и движутсядокументы. Следовательно, автоматизация делопроизводства и организацияэлектронного документооборота становится важнейшей подсистемой всегопрограммно-технического комплекса и эффективным средством достижения целейпроекта в области управленческой деятельности управления образования.
Переченьобъектов автоматизации:
1.Управление образования (приемная начальника управления, начальник и зам.начальника управления, отделы управления образования)
2.Образовательные учреждения;
3.Приемные директоров ОУ
Врамках поставленных целей предполагается решение следующих задач:
Созданиеунифицированной технологии работы с документами в отделах управления за счетиспользования средств совместной работы с документами;
Оптимизацияпотоков документальной информации в бумажном и электронном видах как между ОУ иуправлением, так и внутри управления;
Обеспечениеинформационной прозрачности процессов разработки и прохождения документов,обеспечение возможности получения четкой информации о состоянии запроса,реализация управленческого контроля на любой стадии движения документов;
Обеспечениеспециализированной обработки и публикации отчетных материалов;
Формированиеединого информационного пространства для управленческих потоков работ,автоматического отслеживания последовательности и времени выполнения функций изадач, маршрутов документов и т.д.
Автоматизациявсех этапов жизненного цикла документов, размещение принятых документов всправочно-правовой информационной системе, исключение возможности утериинформации о местонахождении документов;
Уменьшениеобъема рутинной работы с документами, предоставление сотрудникам возможностирешения содержательных задач управления, повышение ответственности каждогосотрудника за подготовку и принятие управленческих решений.
Совместноеиспользование систем электронного делопроизводства и документооборота,Интернет-портала позволит систематизировать и объединять информацию, что облегчаетее анализ и составление отчетных документов. Даст возможность поиска скрытыхзакономерностей в больших массивах данных для принятия более эффективныхрешений и действий, основанных на соответствующих технологиях извлеченияинформации из данных. Информационные безбумажные технологии облегчают процесспроизводства и управления знаниями. Они создадут основу решений, которыеобеспечат автоматизированный и централизованный обмен сведениями, извлекая лишьнеобходимую информацию из всех доступных источников. И, безусловно, что данныецели могут быть достигнуты только при условии совместной работы всех сотрудников,участвующих в информатизации ОУ.

Глава3. Информатизация образования в Чувашской Республике
 
3.1Формирование единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии»
 
Внастоящее время информационные технологии охватили практически все сферычеловеческой деятельности, что способствовало формированию информационнойкультуры всех участников образовательного процесса и вызвало необходимостьсоздания единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии».
Врезультате реализации национального проекта «Образование» и комплексныхпрограмм «Развитие единой информационной образовательной среды в ЧувашскойРеспублике в 2001–2005 гг.» и «Развитие единой информационной образовательнойсреды в Чувашской Республике в 2006–2010 гг.» подготовлена хорошая база длявнедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательныйпроцесс. Одним из таких направлений является создание и развитие единойинформационно-образовательной среды Чувашской Республики «Образование Чувашии»,призванной обеспечить открытость и общедоступность информационных иобразовательных ресурсов. Работа ведется в двух направлениях: построение сетевойинфраструктуры (создание технических и юридических условий построениявиртуальной сети) и развитие портала«Образование Чувашии» (единая точка входа для доступа кобразовательным информационным ресурсам и получения информационных сервисов).

/>
 
Построениесетевой инфраструктуры. В рамках национального проекта«Образование» все школы Чувашии в 2006-2007 г.г. были подключены к высокоскоростному каналу Интернет. Перед нами встала задача не только сохранения, но иразвития инфраструктуры по предоставлению доступа всех образовательныхучреждений к информационным ресурсам. Анализ информационных потребностейучастников образовательного процесса показал, что наиболее востребованныересурсы сети Интернет (сайты республиканских образовательных учреждений,региональные образовательные порталы, электронная почта и т.д.) можносконцентрировать внутри республиканской сети передачи данных без доступа квнешним ресурсам сети Интернет (Интрасеть Чувашия). В качестве основногооператора для подключения образовательных учреждений к Интрасети Чувашия былопределен оператор — ОАО «Волгателеком», который разработал специальный тариф«Офис Республика» со скоростью передачи данных — 6 Мбит/с. На сегодня сетьохватывает 100 % школ.
Портал«Образование Чувашии» стал единой точкой получения разнообразныхинформационных сервисов.
 

/>
 
Доступобразовательных учреждений в сеть Интернет с системой контентной фильтрации.Все образовательные учреждения получают доступ в сеть Интернет через единуютоку входа, что позволяет распределять доступ пользователей сети к ресурсамИнтернет, организовать защиту Интрасети Чувашия от внешних вмешательств,гарантировать безопасную работу информационных сервисов портала «ОбразованиеЧувашии». Установленная серверная версия системы контентной фильтрации, чтопозволяет ограничивать доступ к Интернет-ресурсам, содержание которыхнесовместимо с задачами воспитания и образования, проводить сбор и анализстатистических сведений об использовании ресурсов Интернет учащимися и инымипользователями, а также оперативно настраивать правила фильтрацииИнтернет-контента. Данная система контентной фильтрации трафика не требуетинсталляции у конечных пользователей.
Единыйконструктор сайтов ОУ и система мониторинга. На 1 января 2009 г. 100% школ имели собственные сайты и электронную почту, размещенные на различных порталах,предоставляющих как бесплатный хостинг, так и на официальном портале органоввласти Чувашской Республики. Начиная с 2003 г. ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения». На сайтах школ создаютсяметодические копилки для учителей, через них идет сетевое общение профессиональныхсообществ по разным предметным областям: интернет-клубы, сетевые лаборатории,виртуальные методические объединения. Педагоги активно разрабатывают цифровыеобразовательные ресурсы, включая в этот процесс учащихся старших классов, чтостимулирует их к дальнейшему овладению интернет-технологиями. На сегодняшнийдень уже более 2000 педагогических работников республики имеют персональныесайты. В этот процесс сейчас активно включились и дошкольные учреждения.
Вместе с тем существовали некоторые трудности объективного исубъективного характера:
– нерегулярное обновление сайтов (в частности новостнойленты) вследствие отсутствия механизмов мониторинга и единой системы управленияконтентом;
–– как правило, сайт создавался и поддерживается учителеминформатики и отсутствует возможности редактирования отдельных разделовразличными пользователями;
– отсутствует единая система адресов;
– информация, представленная на сайтах, как правило, несистемна;
– сайты не имеют однородной структуры подачи статистическойинформации.
Учитывая вышеизложенное, был разработан единый «Конструкторшкольных сайтов» основанный на следующих принципах:
– все сайты учреждений образования объединены на порталеединой системой управления контентом (ASP);
– внедрено централизованное технологическоеадминистрирование;
– реализована централизованная редакционная политика;
– разработана система стимулирования информационногонаполнения (единый регламент, рейтинги);
– проведена интеграция с внутренними информационнымисистемами Интрасети Чувашия;
– реализованная едина система статистической отчетностиматериально-технического состояния учебных заведений с единым конструкторомотчетов;
– внедрена единая система адресации имен сайтовобразовательных учреждений.
Единая система e-mail сервиса. В целях упорядочения электронного документообора на порталеустановлен сервер электронной почты, что позволило внедрить единой системуадресов электронной почты, проводит фильтрацию нежелательных почтовыхсообщений.
Единый система видеконференцсвязи. Видеконференцсвязь этоспособ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или болееточками. Внедряемая системавидеоконференцсвязи стало еще одним звеном впостроение единой информационно-образовательной среды. Возможности системыпозволили организовывать различные мероприятия по обмену опытом, проводитьмастер-классы и конференции, внедрять новые формы обучения, как в системеповышения квалификации, так и для обучения учащихся (в частности дляорганизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). На образовательном портале установлено «зеркало» Единойколлекции ЦОР. Перенос коллекции позволил не только оптимизироватьинтернет-трафик (данный ресурс является наиболее востребованным), но исистематизировать ЦОРы, создаваемые педагогами республики.
Системадистанционного обучения. В республике активно внедряетсядистанционная форма обучения. В последние три года вреспублике созданы республиканский Центр дистанционного обучения, межшкольныеметодические центры, которые дали новый виток в обучении педагоговIT-технологиям. Так, в 2008-2009 учебном году в центрах обучились по разнымпрограммам около 4 тыс. педагогов. Чувашским республиканским институтамобразования разработано и апробировано 43 дистанционных курса для различныхкатегорий педагогических работников. Появились сетевые учителя, которые активноприменяют дистанционные технологии в своей работе. Успешно реализуется проектпо дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.Существующая база используется в организации дистанционных форм непрерывногометодического и организационного сопровождения педагогов и управленцев,проведения интеллектуальных игр и олимпиад.
Wiki–Чувашия. Данный социальный сервис позволил создатьсвободнуюплощадку для учителей, методистов, родителей и обучающихся как для созданияразличных сетевых сообществ, так и для проведения различных мероприятийорганизуемых в дистанционной форме. На базе сервиса проведены 4 дистанционныхконкурсов для учащихся 8 потоков курсов. Использование средств социальногообеспечения, позволяющих создавать сетевой контент и отслеживать деятельностьсвоего ближайшего сетевого окружения, ведет к децентрализации сетевогонаполнения. При этом общение между людьми все чаще происходит не в формепрямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.Все это открывает новые возможности для участия учителей-предметников иучащихся в профессиональных научных сообществах.
Финансовая и административная поддержка
Весь комплекс сервисов портала «Образование Чувашии» (включаявыход в Интернет) представляется образовательным учреждениям на безвозмезднойоснове. ГОУ «Чувашский республиканский институт образование» совместноГосударственным комитетом Чувашской Республики по связи и информатизацииосуществляют методическую поддержку и техническое сопровождение проекта.
Выработка управленческих решений
Для внедрения и развития данного проекта в образовательныхучреждениях республики требуется вести разъяснительную работу, проводить курсыповышения квалификации.
Для оперативного внедрения данного проекта в мае 2009 года набазе ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» были проведенысеминары с методистами межшкольных методических центров и управленийобразования. На семинаре обсуждали не только технические и организационныеаспекты построение единой информационно-образовательной среды «ОбразованиеЧувашии», но и ее содержательное наполнение. Сотрудниками центров дистанционногообучения и технического сопровождения разработаны рекомендации по проведениюсеминаров по внедрению системы. В настоящее время на базе межшкольныхметодических центров проведены обучающие семинары по работе с системой иорганизована консультативная поддержка.
На курсах повышения квалификации в Чувашском республиканскоминституте образования учителям республики предлагается для выбора модульнаяпрограмма по работе с «Конструктором школьных сайтов». Надо отметить, чтоданная программа весьма востребована.
Благодаря проделанной работе удалость оптимизировать доступобразовательных учреждений как к образовательным и информационным ресурсам, таки к различным сервисам, реализуемым в глобальных и локальных сетях; затраты наИнтернет. Реализуемый комплекс мероприятий позволил в несколько раз увеличиласьскорость доступа, как к внутренним информационным сервисам, так и к сети Интернет,при этом существенно уменьшилась стоимость интернет-трафика. Данные мерыпозволили зафиксировать рост потребления интернет-трафика, с января по июль2009 года на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несомневаемся, что данный процесс кардинально изменит деятельность всехобразовательных учреждений республики, позволит сформировать единуюинформационно-образовательную среду и создаст условия для перехода к новомукачеству образования на основе информационных технологий.

3.2Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики
Министерством образования и молодежнойполитики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфереинформатизации общего образования министерством образования Пермского края.
Проект соглашения предусматриваетразвитие информационных услуг для участников образовательного процесса последующим направлениям:
1.Предоставление качественной информацииоб образовательном процессе для учащихся, родителей и различныхзаинтересованных сторон;
2.Поддержка эффективного групповоговзаимодействие педагогов при подготовке к урокам;
3.Электронное сопровождениесамостоятельной подготовки школьников к урокам;
4.Поддержка социально активных родителейв решении задач общественного управления школой.
Главнаяцель системы – сделать доступной для родителей и учащихся информацию обобразовательном процессе (доступность в любой момент информации о расписанииуроков, домашнем задании, оценках), а педагогам облегчить ведение и хранениеинформации обо всех изменениях в образовательной деятельности школы, в томчисле хранение всех заведенных тематических планов.
Директоруи заместителям предоставляется возможность получать в любое время болеедетальную информацию о течении учебного процесса в школе, что позволяет вслучае необходимости скорректировать работу школы, предупредить или преодолетьвозможные кризисные ситуации.
Учителямпредоставляется возможность получать информацию о своей нагрузке, изменениях врасписании, тратить поменьше времени на выполнение арифметических илиалгебраических операций для выведения итоговых отметок ученикам, планироватьсвою недельную нагрузку, делиться опытом с коллегами.
Системаэлектронного журнала призвана помочь педагогу наиболее качественно планироватьсвою профессиональную деятельность и учебную деятельность учащихся, болеетщательно и с экономией времени за счет автоматизации процессов обработкиданных анализировать информацию об учебных достижениях учеников.
Системаэлектронных дневников и журналов позволяет уровень успеваемости учащихся школ ирезультаты образовательной деятельности школ, что в свою очередь служит основойдля ранжирования учебных заведений по результатам их деятельности.
Такимобразом, система на уровне общеобразовательного учреждения позволяет выстроитьсистему оценки, контроля и учета учебных достижений школьников и контроля исовершенствования профессиональной деятельности педагогов.

Заключение
 
Ключевой задачей информатизации образования ЧувашскойРеспублики является использование информационных и коммуникационных технологийдля достижения качественно новых образовательных результатов. Для этого ведетсяцеленаправленная работа в нескольких направлениях:
1. Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерными интерактивным оборудованием;
2. Формирование образовательной информационной средыреспублики;
3. Организация методической поддержки, повышениеквалификации педагогических и руководящих кадров.
4. Формирование инфраструктуры дистанционного обучения.
ВЧувашии в результате реализации различных целевых программ и проектовобразовательные учреждения оснащаются компьютерной техникой и интерактивнымоборудованием. Все сельские и городские базовые школы обеспечены полным учебнымклассом компьютерного оборудования.
Насегодня в Чувашии 1 компьютер приходится на 9,4 учащихся, в 138 ресурсныхцентрах (около 30 % от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень –1 компьютер на 5-8 школьников;
Однойиз актуальных задач является – не просто поставить в школы оборудование ипрограммное обеспечение – а сформировать такую среду, чтобы для учителей сталоестественным использования компьютеров практически во всех аспектах своейдеятельности, как средство коммуникации, и как средство для получения, храненияи представления информации. Организация доступа к сети Интернет один из важныхшагов в этом направлении. Учащиеся и педагогические работники всехшкол имеют доступ к всемирной сети Интернет. Сделанзначительный шаг к внедрению эффективных механизмов использования постоянноразвивающихся образовательных Интернет-ресурсов и организации оперативногосетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Формированиеединой образовательной информационной среды, обеспечивающей создание условийдля перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий взначительной мере определяется включённостью школ в единое информационноепространство, в том числе через такие каналы, как собственный сайт и адресэлектронной почты. В этом случае школа не только получает разнообразнуюинформацию из сети Интернет, но и становится возможным обмен информацией,получение обратной связи. Через сайт школа напрямую выставляет информацию окачестве предоставляемых услуг, запускаются новые механизмы государственно-общественноговзаимодействия:
действуетоколо 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников,которые, общаясь виртуально, разрабатывают электронные учебно-методическиепособия, повышают квалификацию в индивидуальном режиме и т.д.;
сактивным участием учителей чувашского языка республики создан специальный сайтдля всех чувашей мира;
всешколы и более 25 процентов учителей имеют сайты;
вистекшем учебном году реализовано более 30 социально значимых новых конкурсныхпроектов («Интернет-версия школьного музея», создание цифровых образовательныхресурсов по наследию И.Я.Яковлева, «Я гражданин Чувашии» и др.);
республиканскийконкурс-игра «Инфознайка» получил статус федерального проекта. В январе 2010года в нем участвовало более 5 тысяч школьников;
ворганизацию школьной жизни всё больше внедряются интерактивные технологии(электронные расписания, журналы);
домашниекомпьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около80 процентов учащихся и большинство учителей имеют дома компьютеры;
соткрытием республиканского образовательного портала «Образование в Чувашии» всеобразовательные учреждения подключены к единой точке доступа в сеть Интернет.Благодаря этому более чем в 10 раз уменьшается стоимость трафика, а скоростьполучения информации возрастет до 800 кбит/с.
Взаключение хотелось бы изложить некоторые предложения по взаимодействиюразличных структур в реализации информатизации сферы образования в республике
1. Кадровоеобеспечение информатизации образования. Главная задача – обеспечить системуобразования специалистами, способными эффективно использовать информационныетехнологии в своей профессиональной деятельности. Во-первых, речь идет обуправленческих и педагогических и кадрах. Для них необходимо выстроитьдействующую и, главное, оперативную систему повышения квалификации в этомнаправлении. Она должна включать специализированные учебные курсы, обобщение ираспространение передового опыта, методическое консультирование, дистанционноеобучение. Во-вторых, речь идет о подготовке квалифицированных ИТ-специалистов:учителей информатики, специалистов по обслуживанию средств информационныхтехнологий. В-третьих, речь идет о системе подбора и подготовки кадров дляреализации функций управления информатизацией образования на всех уровнях.Здесь можно также организовать стажировки, консультации, круглые столы пообсуждению проблем и обмену опытом.
2. Мониторинг– социологические опросы: учителей, родителей, учащихся на предмет выявленияпроблем внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
3. Выступатьинициаторами новых проектов (используя опыт регионов, городов России).
4. Дальнейшеесотрудничество с другими регионами России. Регионы с развитой наукоемкойпромышленностью, большим научным потенциалом и высокой степеньюподготовленности административных кадров, такие как Новосибирская, Томская,Иркутская, Пермская области, Красноярский и Алтайский края, становятсяэкспериментальными площадками для реализации программ информатизацииобразования, в том числе внедрения информационных технологий в управлениеобразованием.
Выработкаи обоснование приоритетных направлений в области информатизации управленияобразованием возможны лишь на основе анализа состояния работ в данной области.Необходимы четко спланированные инициативы, направленные на адаптацию лучшегоопыта и на поддержку начинаний, которые позволят перейти от простого насыщениякомпьютерной техникой к регулярной комплексной работе по изменению практикиработы руководителей образовательных учреждений и органов управления различныхуровней.

Списокисточников и литературы
 
1. ЗаконРоссийской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
2. ЗаконЧувашской Республики от 28 января 1993года «Об образовании»//http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/29003/407916/408664
1. Федеральнаяцелевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на2001–2005 годы» // www.ed.gov.ru./ntp/pfzp/post-p/656.
2. Федеральнаяцелевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» //http://www.e-rus.ru/articles/text_programm_1.shtml.
3. Приоритетныйнациональный проект «Образование»// mon.gov.ru/pro/pnpo/
4. Концепциямодернизации российского образования на период до 2010 года //http://mon.gov.ru/pro/fcp/
5. Национальнаяобразовательная инициатива «Наша новая школа» //http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf
6. Республиканскаяцелевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды вЧувашской Республике на 2006 — 2010 годы» (утверждено постановлениемКабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2005 г. № 168 (с изменениямиот 20 декабря 2007 г., от 28 июля 2008 г.))
7. Республиканскаяцелевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды вЧувашской Республике на 2011–2020 годы»
8. Авдеева,С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО / Светлана Авдеева //Народное образование. — 2007. — № 9. — С. 187-194.
9. Ананьев,И. И. Использование информационной системы для модульной организацииобразовательного процесса / И. И. Ананьев, П. И. Ананьев, А. В. Бобров //Измерение, контроль, информатизация. — Барнаул, 2007. — С. 161-163.
10. Барабаш,А. Камертон для школы / А. Барабаш // Российская газета. — 2007. — 19 янв. — С.11.
11. Босова,Л. Л. К вопросу о формировании навыков исследовательской деятельности напропедевтическом этапе изучения информатики и ИКТ / Л. Л. Босова // Информатикаи образование. — 2008. — № 12. -
12. БидайбековЕ. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е.Ы.Бидайбеков// Информатика и образование. — 2010. — №14. — С. 15-25.
13. ГаряевА.В., Гаряева Т.П., Калинин И.Ю. «Методы развития визуального мышления научебных занятиях». Тезисы докладов XII Всероссийской научно-методическойконференции по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения».Пермь. ун-т; отв. За вып. Ю.А. Аляев, С.В. Русаков – Пермь, 2008. – 29-31.
14. ГаряевА.В., Гаряева Т.П. «Слово о физике или грамматика природы». «Информационныетехнологии в образовании». Сборник тезисов 2 городской конференции «ИТО – Пермь2008». Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ«Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняяобщеобразовательная школа №87» г. Перми – Пермь, 2008 – с. 39-41.
15. Герасимчук,В. С. Заинтересованный взгляд на проблемы фундаментального образования / В. С.Герасимчук // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическоеобразование. — 2005. — № 2. — С. 37-43.
16. Жарков,А. С. Принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильногонаукограда / А. С. Жарков // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 298. — С. 129-131.
17. Захарова,Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н. И. Захарова //Начальная школа. — 2008. — № 1. — С. 31-34.
18. Информатизацияобразования: направления, средства, технологии. Под общей Редакцией С.И.Маслова– М.: МЭИ, 2008, 868 с.
19. Информационноеобеспечение механизмов управления регионом. Мироедов А.А. — М.: Финансы истатистика, 2009г., 128 с.
20. Камалов,Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения какинформационный ресурс муниципальной системы образования // Информатика иобразование. — 2007. — № 1. — С. 107-109.
21. Каталогобразовательных Интернет-ресурсов // Высшее образование в России. — 2007. — №7. — С. 74-77.
22. Латышев,О. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательномучреждении / О. Ю. Латышев // Школьные технологии. — 2005. — № 5. — С. 204-212.
23. Легостаев,И. И. Об основных закономерностях обучения в дистанционном образовании / И. И.Легостаев, В. И. Овсянников // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 4. — С. 206-217.
24. Матрос,Д. Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д. Ш. Матрос //Педагогика. — 2007. — № 6. — С. 11-19.
25. Мухаметзянов,И. Ш. Информатизация образования: здоровьесберегающие аспекты / И. Ш.Мухаметзянов // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 28-32.
26. Патаракин,Е. Новое пространство для учебной деятельности / Е. Патаракин // Высшееобразование в России. — 2007. — № 7. — С. 70-74.
27. Петренко,М. А. Единое информационное пространство образовательного учреждения / М. А.Петренко // Информационные ресурсы России. — 2008. — № 5. — С. 14-16.
28. Пруцков,А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверкизнаний / А. В. Пруцков // Информационные ресурсы России. — 2005. — № 1. — С.18-20.
29. Роберт,И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современныхусловиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В.Роберт // Информатика и образование. — 2008. — № 5. — С. 3-15; № 6. — С 3-11.
30. Роберт,И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественнойшколе / Ирэна Роберт // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 19-28.
31. Сайков,Б. П. Информатизация образования / Б. П.Сайков // Информатика. — 2007. — 16-31окт.(№ 20). — С. 14-17.
32. Социальноеуправление процессами информатизации образования: муниципальный уровень //Высшее образование в России. — 2007. — № 10. — С. 61-69.
33. Суздальцев,Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качестваобучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. — 2008. — №9. — С.125-126.
34. Уваров,А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г.Водопьян // Народное образование. — 2007. — № 9. — С. 139-145.
35. Уваров,А. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / А. Уваров, Г. Водопьян //Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 157-163.
36. Формированиеинформационной культуры студента в условиях дистанционного обучения / И. Г.Санникова, М. В. Корнилова // Вестник Томского государственного педагогическогоуниверситета. Серия: Педагогика (Физическая культура и спорт). — 2007. — Вып.7.- С. 73-76.
37. Цветкова,М. С. Проект «Информатизации системы образования» и проблемы егометодического обеспечения / М. С. Цветкова, Н. И. Неупокоева, В. М. Кирюхин //Школьные технологии. — 2005. — № 6. — С. 166-177.
38. Эргардт,М. Двоечники будущего будут хакерами / М. Эргардт // Два слова. — 2007. — 21нояб. (№ 46). — С. 10.
39. Яблонский,В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский //Информатика и образование. — 2008. — № 10. — С. 113-116.
40. Электронныересурсы
41. http://www1.ed.gov.ru/edusupp/informedu/- федеральное агентство по образованию/>
42. http://www.cap.ru– официальный портал органов власти Чувашской Республики
43. http://www.edu.cap.ru/- единая образовательная информационная среда Чувашской Республики «ОбразованиеЧувашии»
44. http://www.educom.ru/ru/works/informatization/- департамент образования города Москвы
45. http://www.distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/sps.htm- лаборатория дистанционного обучения
46. http://www.openclass.ru/- сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.