Родительскоесобрание как форма взаимодействия семьи и школы по нравственному воспитаниюмладших школьников
Введение
Актуальность
С каждым годом всётруднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьяхсчитается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем ввоспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход изсоздавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью,бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему запорог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьнойадминистрации.
Оказавшись между семьёй ишколой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит кбезнравственности.
Следовательно, всовременном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй ишколой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителямибыло эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на созданиеединого воспитательного поля.
История вопроса
Взаимодействие семьи ишколы – проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги ипсихологи. В наше время мы можем говорить о сотрудничестве семьи и школы,однако, так было не всегда.
К 80-м годам XX века в нашей стране сложиласьсистема содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражалобщность интересов государства и народа, был направлен на формированиевысоконравственной личности.
Применительно к проблемевзаимодействия семьи и школы такой подход предполагал органическое сочетаниесемейного и общественного воспитания, оказание школой педагогической помощисемье, активное участие родителей в общественном воспитании детей.Отечественные учёные акцентировали внимание на вопросе единства и целостностивоспитательных усилий родителей и учителей. Целостность школьного и семейноговоспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствованиядуховности человека.
Сегодня, в начале XXI века, необходимо использованиенакопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы сродителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.
Круг учёных ипедагогов
Данной проблемойзанимались: Амонашвили Ш.А., Бабанский Ю.К. Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В.,Крупская Н.К., Макаренко А.С., Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А.
Цель работы – рассмотреть и описатьэффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы понравственному воспитанию младших школьников.
Задачи:
1. Изучитьлитературу по проблеме. Раскрыть сущность основных понятий.
2. Изучить проблемунравственного воспитания в семье и в школе.
3. Выяснить, какиеформы взаимодействия семьи и школы существуют в настоящее время.
4. Разработать ипровести собрание по нравственному воспитанию младших школьников.
Методологическийаппарат:
Область: Теория воспитания
Объект: Нравственное воспитание младшихшкольников в семье и школе
Предмет: Родительское собрание как формавзаимодействия семьи и школы по нравственному воспитанию младших школьников
Проблема: Насколько эффективно родительскоесобрание как форма взаимодействия семьи и школы по нравственному воспитаниюмладших школьников
Гипотеза: Если систематически проводитьродительские собрания, то работа в семье по нравственному воспитанию младшихшкольников будет осуществляться эффективнее
Глава 1. Проблемывзаимодействия семьи и школы по нравственному воспитанию младших школьников
§1 Проблемы нравственноговоспитания ребёнка в семье
Много веков подряд умыведущих педагогов и психологов занимает вопрос места и роли семьи в обществе,её значение в воспитании подрастающего поколения.
Учёные XIX – н. XX веков ставили под сомнение значение семьи, её устоев,нравственного микроклимата, считая, что для того, чтобы стать добропорядочнымчеловеком, вовсе не нужно расти в семье, можно стать таковым под влиянием людей,которые для тебя авторитетны. В нашей стране многие учёные, напротив, считали исчитают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школыявляется лишь обучение детей.
К.Д. Ушинский был глубокоубеждён в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, вкоторой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность междупрошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только егосемья.
Принципиально по-другомурешался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формированиячеловека нового типа требовала «разрыва» с семейным воспитанием.
Однако в эти же годыопределяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.
Многие педагоги считалинеобходимым искать и находить положительное в семье, использовать традициисемейного воспитания. «Необходимо, — утверждала это группа педагогов, — использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейныхвзаимоотношений». (Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2006. 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление)).
Однако, несмотря насуществование этой точки зрения, набрала силу тенденция, в соответствии скоторой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специальносозданных учреждениях школах-коммунах, детских городках и т. п.
В 50-60-е годы эта идеявозродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, чтопосле войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Имнеобходимо было дать кров и тепло, еду и возможность почувствовать себя нужнымиобществу. В 60-х годах В.А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу ссохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Всвоих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребёнкавеличайшими авторитетами. «Существует глубокая связь поколений, — писал учёный,- ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшаятрагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».(Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981.)
Позиция Сухомлинскогобыла поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали,что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивалисьодносторонне, что нередко приводило к ущербности личности.
Сухомлинский первым всоветской педагогике обратился к духовной жизни ребёнка, необходимости иценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий длявоспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежитзаслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребёнка в семье.
По определению В.А.Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтоморальные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются внормы и правила поведения. Главным же образом, ребёнок получает правилакультурного поведения из среды, в которой воспитывается, возьмёт пример с тех,кто имеет на него влияние, т.е. с родителей. Нравственные ценности, ориентиры иубеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив,играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Человек может приобрестиразличные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери иотца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще,чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовстваи материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестверодителей, у них есть шанс добиться успехов в воспитании детей.
Сегодня мы достаточнохорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье.Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокостии безразличия даются в семье. Таким образом, можно выстроить следующуюиерархию: семья – ребёнок – нравственность – поведение – поступок – семья.
Говоря онравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе,какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самогораннего детства. Исследователь проблем нравственного воспитания детей в семьеС.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств, доброта –главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрыйчеловек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавнаценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь кРодине, рядом живущим людям, активное желание делать добро, честность,совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга,трудолюбие». (Варюхина С.И. Счастливый бумеранг:Беседы о культуре взаимоотношение. Минск, 1995)
Это всё – понятиянравственности. Моральное состояние человека, или нравственный мир личности,включает в себя три уровня:
- мотивационно-побудительный;
- чувственно-эмоциональный;
- рациональный, илиумственный;
Каждый изэтих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мирачеловека. (Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО,2006. 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление))
Мотивационно-побудительныйуровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.
Нравственное воспитаниетолько тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждениедетей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своёмнравственном развитии, то есть, когда сам хочет быть хорошим. Этот уровеньнаиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемыеили одобряемые обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональныйуровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бываютположительными: радость, благодарность, нежность, любовь и т.п. Человекусвойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость,обида и.т.п.
Эмоции необходимооблагораживать, воспитывать. Нравственные качества, как, например,отзывчивость, — непосредственно связаны с эмоциями. Эти качества приобретаютсячеловеком в процессе воспитания.
Рациональный, илиумственный, уровень содержит моральные значения — понятия о смысле жизни исчастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральнымзнаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надовсе элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человекаобеспечивается только всеми слагаемыми, но направляющими являются нравственныепотребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, ихнеобходимо воспитывать. «Настоящим человеком становится только тот, — писалВ.А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания,которые стимулируют поведение, порождает страсти и поступки… Как можно большепоступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральномуидеалу, — вот одно из золотых правил воспитания…». (Сухомлинский В.А.Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981.)
Воспитать и развитьнравственные потребности – главнейшая задача родителей. Для её успешногорешения необходимо осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;родители должны развивать сами с себе нравственные потребности, осознатьважность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как икакими методами формировать в детях нравственные качества.
§2 Взаимодействие семьи ишколы по нравственному воспитанию младших школьников. Организация и формыработы с родителями учащихся начальной школы
В России достаточно долгосуществовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения ичто это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего днявстречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками завсе неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельностишколы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привёлк появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям.
Школа всегда стремилась ктому, чтобы включить семью в воспитательный процесс. при этом очень часто школапыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должнарешать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно знаяпричины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новыепроблемы.
По своемупсихологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всёосновано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школавыступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иныефункции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всёвозможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставитьвозможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должнапомочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Обязанность школы –целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей.Задача школы — сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так идля школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия нена порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а наразъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактикузатруднений.
Проблемацеленаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школойтакже остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школесущественно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей вшколе не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, аэто возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдываетдоверие семьи и помогает ей.
Перед школой, котораязанимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: онадолжна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться.Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельностидолжны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания.Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания невозможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождатьвесь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзяобойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видетьположительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки,предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но иего семье.
Одна из важнейшихособенностей детей младшего школьного возраста — податливость и внушаемость. Ихдоверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуетсяучитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальнойличности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе.В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретёт ребёнок будетскладываться его личность. А положительный нравственный опыт ребёнок можетприобрести только в семье.
Организуя работу понравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзноевнимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законовсуществования семьи.
1. Каждый ребёнок,живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
2. Каждый ребёнокдолжен жить в атмосфере искренности и доброты.
3. Ребёнок должениметь право на разъяснение и рассуждение.
4. Исключение изправил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
5. Закон пониманияребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
6. Традиции и обычаисемьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
7. Родители должныдемонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные сней.
8. Законкультивирования в семье положительных привычек
9. Создание условийдля общения ребёнка с нравственными людьми.
10. Родители должныдемонстрировать красоту своих отношений.
Колоссальная работаучителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёйученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственныхоснов воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личностичеловека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдениянравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойнымгражданином общества.
Огромное значение вработе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чёткоорганизованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий длянормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы исемьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
1. Просвещениеродителей по вопросам психологии и педагогики.
Для того, чтобы психолого-педагогическоепросвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагатьактуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожеланияродителей при выборе тем для их просвещения.
2. Формирование уродителей понимания их принадлежности к школьномуобразовательно-воспитательному пространству.
Учитель должен в первуюочередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями вобучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителямигордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школыневозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которыешкола предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей страдициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериямиоценок.
Необходимо привлекатьродителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.
3. Психолого-педагогическаядиагностика
Без использованияпсихолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательнуюработу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностическиематериалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиятьна общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи,стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Диагностика в работе склассом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможностьучителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положениекоторых в семье чрезвычайно трудное.
4. Коррекционнаяработа
Без коррекционной работыдиагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредитдетям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначениемкоррекционной работы является оказание родителям своевременнойпсихолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций,связанных с воспитанием ребёнка.
Чтобы коррекционнаяработа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это жевозможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовитьродителей к осознанию значимости проблемы.
Перечисленные направлениясовместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагогбудет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общениис коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность,умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержкуродителей.
Главными формамивзаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные игрупповые формы работы.
К групповым принятоотносить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросови ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организациипсихолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрациейили по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей ипедагогов были эффективными, родители должны иметь возможность приниматьучастие в планировании содержания подобных собраний.
К индивидуальным формамработы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации,беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательноанализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т.к.являются руководством к последующим действиям.
Различные формы работы сродителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективноговзаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания вдальнейшей работе.
Список литературы
1. Воспитание младшего школьника:Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений,учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.
2. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
3. Варюхина С.И. Счастливый бумеранг:Беседы о культуре взаимоотношений, — Минск, 1992
4. Дереклеева Н.И. Новые родительскиесобрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление)
5. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
6. Работа с родителями: Сборник статей./ Под общ. ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003
7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
8. Сухомлинский В.А. Родительскаяпедагогика // Избр. пед. соч.: В 3т. М.,1981. – Т.3.
9. Макаренко А.С. О воспитании.- М.,1998.
10. Сластёнин В.А.,Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2.
11. http://pedlib.ru/