1. Целипреподавания психологии в вузе
психология преподавание прикладной теоретический
Изучениестудентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненнымявлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела,изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студентуее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека,чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках,поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильновзаимодействовать с ними в повседневной практике.
Эта цель хотяи общая и относится к изучению любой дисциплины, но касается она деятельноститолько студента: именно он должен стремиться к ее достижению. А что касаетсяпреподавателя, то его деятельность имеет свою специфическую, отличную отстуденческой, цель. У студента цель – изучение науки, а у преподавателя – еевнедрение. Эти цели в конечном счете смыкаются. Но в момент их постановки онивыглядят по-разному: студент нацелен на то, чтобы «взять знания» упреподавателя, – а последний нацелен «дать» ему эти необходимые знания инаучить его пользоваться ими.
Изучаяпсихологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научитьсямыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков,при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и другихсвойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе,личном общении с другими людьми и т.д.
Такимобразом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся вконце обучения студента в его результате: в формировании у него уменияпрактически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальномвзаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагаетформирование умения мыслить психологически.
Ставя передсобой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитыватьособенности различных отраслей науки.
Так,теоретическую (общую) психологию принято называть – объяснительной, априкладную психологию – практическим приложением этой теории к различнымсторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однакоприкладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психическойжизни; социальная психология – явления общественной жизни, факты групповогоповедения; инженерная психология – особенности взаимодействия человека стехникой; педагогическая психология – факты, связанные с условиями эффективностиобучения и воспитания; медицинская психология – психологические причиныулучшения или ухудшения здоровья; военная психология – особенности поведениячеловека в опасных ситуациях боя и т.д. Так, задача у прикладной психологиитоже является объяснительной, как и у общей, теоретической психологии, нообъяснительной по отношению к фактам своей сферы интересов, которые относятся ккомпетенции каждой прикладной отрасли психологии.
А чтокасается практического применения психологических знаний, то как для теоретической,так и прикладной психологии оно сводится к объяснению фактов, в одном случае – сточки зрения более общей теории психологии, а в другом – с позиции более узкойобласти знаний – конкретной теории прикладной психологии. Так, например, мотивыповедения человека вообще, т.е. любого человека, можно объяснить на основеобщепсихологической теории о производности мотивов от потребностей, а мотивыпостоянных рискованных действий летчика-испытателя нужно уже объяснять с точкизрения авиационной психологии, так как сами потребности здесь конкретные испецифические. И так во всем.
Теперьвопрос: можно ли считать практическим применением психологической теории, когдаона служит прикладным отраслям психологии? От ответа на этот вопрос зависитцель преподавания этих прикладных наук.
Ответ на негодолжен быть положительным: да, можно считать это практическим применениемтеории, но к разрешению не практических, а теоретических вопросов.Распространяя, например, общую психологическую теорию деятельности на познаниепсихологии развития и обучения (т.е. на сферу педагогической психологии) или навыявление закономерностей формирования личности ребенка в игровой деятельности(т.е. на сферу возрастной психологии), мы поступаем по сути дела так же, как ипри применении законов биологии к объяснению явлений, изучаемых медициной илизоологией, законов математики к исследованию в области физики твердого тела ит.п. Кстати говоря, общая теория психологии может найти применение втеоретическом объяснении фактов не только в прикладных психологических науках,но и в других («чужих») науках, как, например, в педагогике или социологии.
Практическоеприменение психологической теории, общей или прикладной, к задачамтеоретического исследования в других, смежных или несмежных, науках являетсяодной из двух разновидностей применения теории психологии на практике. Однуможно назвать – применение для объяснения психических явлений. Другую – применениедля преобразования психологических фактов, для изменения их, для коррекции,которое относится к компетенции практической психологии, научное названиекоторой психотехника.
Как мы толькочто выяснили, положения прикладной психологии, наравне с положениямитеоретической психологии, применяются для объяснения психических явлений. Нооказывается, что объяснение относится к фактам и явлениями уже существующим, ноне к тем, которые наступят после соответствующих преобразований: обучения,воспитания, психокоррекции, психотерапии и т.п. Когда прикладная психологияприменяется для позитивного изменения фактов или для формирования необходимыхновообразований, то такое ее применение является уже не только объяснением, астановится применением.
Такимобразом, прикладная психология находит практическое применение двояким образом:для объяснения конкретных психологических явлений (теоретическая частьприкладной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики(практическая часть прикладной психологии, или психотехника).
Еслипреподаватель психологии в вузе озабочен развитием творческого мышлениястудентов и всячески способствует этому специальными интеллектуальнымиупражнениями, то это значит, что он занят не только теоретической психологией –обоснованием истинности теории, разъяснением ее постулатов, но и практическойпсихологией, психотехникой, так как прикладывает свои усилия к реальномуформированию навыков мышления, развитию способности решать мыслительные(аналитико-синтетические) задачи при опоре на материал теоретическойпсихологии.
Такимобразом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся(студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знаниядля научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразованияпсихики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формированияколлектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения илипсихотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т.п.).
Данная общаяцель, как мы указывали выше, должна подразделяться на ряд конкретных целей.
Одним изпринципов выделения конкретных целей изучения психологии является принциппрофессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точкизрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство – этостуденты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа – этостуденты-психологии. И для той, и для другой группы общая цель изученияпсихологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.
Начнемрассмотрение цели изучения психологии большинством студентов, не собирающихсястать специалистами-психологами.
Если общаяцель одна, т.е. формирование умения психологически мыслить, применяятеоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в какихдействиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста-непсихолога,потребуются эти знания и умение их применять? По мнению известного психолога Е.А. Климова,психологические знания нужны любому специалисту-непсихологу для«психологической грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы,настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить)».Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственноговнутреннего мира и самосовершенствование на научной основе» 1. Посколькупоследнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и кспециалистам-психологам, то целью изучения психологии студентами-непсихологамиостается признать «психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения,руководства», чем может быть занят любой специалист.
С этим можносогласиться, но следует уточнить, по какому признаку отнести человека ккатегории психологически грамотных в достаточной мере или к числу людей,недостаточно грамотных.
Границыдостаточной грамотности в вопросах психологии могут быть лишь специфическимидля каждой сферы профессиональной деятельности. Так, например, психологическаяграмотность директора шахты, несомненно, отличается от психологическойграмотности бригадира шахтеров. И не потому вовсе, что они по служебнойиерархии стоят на разных ступенях, а в силу различия характера их деятельности:они решают разные задачи, в зависимости от которых анализируют и оцениваютвзаимоотношения людей, обучают и руководят ими. В самом деле, если директорушахты нужно найти взаимопонимание с экономистом и юрисконсультом при принятиихозяйственного решения, то у бригадира такая необходимость едва ли когда-нибудьвозникнет, и для него быть психологически компетентным в этих вопросах нетособой нужды. Так обстоит дело с вопросом о границах психологической грамотностидля любых других специалистов-руководителей разного профиля и разных сфердеятельности.
Теперьрассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологическойспециальности. Общая цель – научиться психологически мыслить, естественно, относитсяк ним в еще большей степени, чем к специалистам-непсихологам. Без уменияпсихологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как дляспециалиста-маркшейдера или биолога-орнитолога такой недостаток не будет стольущербным, если они отличные специалисты в своей области, хотя психологическиезнания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.
Однако нарядус общей целью изучения психологии у будущих психологов-специалистов разногонаправления (теоретического, прикладного, практического) тоже есть своиконкретные цели.
Так,психолог-теоретик, обучающийся, к примеру, на психологическом факультете МГУ,должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практическибыть готовым вести научные исследования по фундаментальным проблемампсихологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. При этом он можетпозволить себе не быть специалистом в прикладной отрасли психологии и не уметьничего выполнять с высоким мастерством в сфере практической психологии. Пустьтакое допущение является крайностью (реально психолог-теоретик, конечно, многоеумеет делать и практически), но оно явственнее демонстрирует специфическую цельобучения психолога-теоретика. Его задача – развивать науку дальше, владетьметодологией и методикой научных исследований, уверенно ориентироваться всовременном состоянии отечественной и зарубежной теоретической психологии,знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развитиянауки.
Каковаконкретная цель обучения такого специалиста? Она, по существу, совпадает собщей целью изучения психологии как науки – научиться практически применятьнаучные знания, уметь психологически мыслить, но для решения не столькопрактических, сколько теоретических задач. Ему надо научиться применятьпсихологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психическихявлений, ранее не объясненных.
По-другомувыглядит конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося наприкладной психологии – педагогической, возрастной, правовой (юридической),инженерной, медицинской (клинической) и т.д., которая находит применение дляобъяснения явлений психики в узких, конкретных областях исследования, а в своейпрактической части (в психотехнике) – применение для преобразования психики.Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет нас по-особому ставитьперед собой и цель преподавания, и цель изучения ее студентом.
Представляетсяоптимальной такая постановка цели: формирование у обучаемых психологическогосклада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений визбранной отрасли психологии, а также освоения ими психотехнических приемов испособов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивномуизменению психического в человеке. Так, студент-медик, готовясь стать врачом,изучает клиническую психологию для овладения методами психотерапевтического,психокоррекционного, психопрофилактического воздействия на больного с целью егоисцеления; студент-юрист (будущий следователь, судья, прокурор и др.) применяетположения психологии для выявления причин и мотивов преступления илипреступного поведения обвиняемого с целью правильного выбораисправительно-профилактических мер; будущий учитель любого школьного предметаовладевает умением анализировать психологические причины отставания ученикаили, наоборот, успешной учебы по своему предмету, изучая каждого индивидуально.
При этомпреподаватель психологии может строить свою работу так, чтобы общая цельпреподавания – формирование психологического мышления достигалась главнымобразом на лекционных и семинарских занятиях; практические умения – налабораторных и практических занятиях, а также во время учебной практики вшколах, детских садах, на предприятиях и фирмах, в юридических консультациях,судах и прокуратурах, в медицинских клиниках.
Итак,действенность методики преподавания зависит в первую очередь от яснойосознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методическихприемов.
2.Методические особенности преподавания теоретической психологии
Преподаваниетеоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет своиособенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методикапреподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодняможно выделить ее некоторые методические особенности.
Рассмотрим ихвкратце.
2.1История психологии
Историяпсихологии – отрасль психологической науки, изучаемая на психологическихфакультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, атеоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ееретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развитиянауки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончаясегодняшними научными представлениями о ней.
При изученииистории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т.е.какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их.История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времендревности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы,учит подходить к ним исторически.
Пониманиелогики и истории развития науки помогает студентам проникнуться чувствомоптимизма и уверенности в своих возможностях в овладении научными психологическимизнаниями не только по литературным источникам, но и приходить к новым научнымили практическим выводам в собственных исследованиях хотя бы в узких,прикладных областях научной психологии или в конкретных сферах практическойпсихологии.
Поэтому преподаваниеистории психологии ни в коей мере не должно создавать у студента впечатления о«копаниях в далеком прошлом», не имеющем якобы значения для современности, апризвано помочь понять именно сегодняшние проблемы и теории, которые не моглибы быть решены без тех предшественников, которые вписаны в историю науки.
Такимобразом, «трансформация научной мысли происходит закономерно. При всеммногообразии отдельных гипотез, моделей, фактов, обобщений, которыезапечатлеваются различными психологическими направлениями и школами, в этойполифонии и многокрасочности представлена постоянно звучащая «мелодия». Онапроходит через всю историю науки. Это есть логика ее развития. Она охватываетустойчивые структуры этого развития, служит его осью» [2]. Изучая современнуюпсихологическую науку, человеку необходимо пройти по этой осевой линии. И тогдаон не собьется с пути и пройдет до конца – до овладения научным психологическиммышлением.
Повышенноговнимания и бережного отношения требует история развития отечественной психологиикак в России до 1917 г., так и в современных условиях, которая малоизвестна рядовым психологам. Советский период получил некоторое освещение внаучной исторической литературе1. Он известен по делам крупных отечественныхпсихологов, имена которых названы во всех учебниках. С дореволюционнойпсихологией в советское время студентов не знакомили, имена ученых вбольшинстве своем замалчивались. Более или менее подробно изучалисьпсихологические взгляды физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова,упоминалось имя психолога А.Ф. Лазуровского, врача по образованию,руководившего лабораторией психологии в Психоневрологическом институте,созданном В.М. Бехтеревым. Имя самого В.М. Бехтерева становилосьизвестно обычно в связи с рефлексологией, но почти не упоминались идеи В.М. Бехтеревао всестороннем (комплексном) изучении человека, получившие свое развитие впоследующих исследованиях отечественных психологов. Более или менее известнадеятельность психологов, продолжавших работать в СССР в 20–30-е годы (Г.И. Челпанов,П.П. Блонский, К.Н. Корнилов). Но в официальной (подцензурной)литературе сколько-либо подробно дооктябрьский и ранний послеоктябрьскийпериоды развития отечественной психологии до недавнего времени неанализировались.
Другое делосейчас, когда появилась возможность изучить всю историю отечественнойпсихологии после октября 1917 г. без каких-либо изъятий. Настала поравключить ее в учебные программы, по крайней мере в лекционные курсы дляпсихологических факультетов вузов. Тем более что стали появляться публикации наэту тему.
Особенностиистории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно иисторической, и психологической, требуют от преподавателя и особогометодического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последовательностьпреподавания двух теоретических дисциплин – общей психологии и историипсихологии. Иногда история преподается раньше, иногда наоборот, а нередко ониидут параллельно.
Если влекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодоленыкак ошибочные, но современных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают,то тогда у них возникают серьезные трудности в адекватном понимании логикиисторического процесса развития науки. Они, не владея категориальным аппаратомсовременной психологии, не зная открытых на сегодняшний момент законовфункционирования психологических механизмов и многого другого, лишенывозможности критически воспринимать историческую информацию о сменявших другдруга теориях и взглядах разных психологов и психологических школ и со знаниемдела подходить к оценке их места в истории науки, их вклада в прогресспсихологической науки. Студентам бывает порой трудно понять, почему некаятеория, казавшаяся когда-то прогрессивной, была впоследствии забыта и всовременной психологии не играет никакой роли. Они не видят, например,принципиального различия в понятии рефлекса у Декарта и у Сеченова: в чем жесуть новизны в рефлекторной теории И.М. Сеченова по сравнению с открытой вXVII в. Р. Декартом «рефлекторной дугой», произведшей, какзафиксировано в истории, настоящую революцию в психологии. Таких примеров можноприводить много. Они свидетельствуют именно о трудности усвоения историипсихологии без предварительного знакомства с современными психологическимивзглядами.
Если историяизучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, то даннаятрудность в значительной мере снимается. Для лучшего понимания историческойлогики развития психологической мысли студенту постоянно нужно обращаться ксовременным теориям общей психологии, понять причины несостоятельности тех илииных теорий, взглядов, концепций, которых придерживались психологи прошлого.
Другаятрудность в познании истории психологии связана с непониманием необходимостиизучения давно забытых и порой абсолютно наивных психологических представленийдревности и средневековья, равно как и некоторых современных теорий инаправлений научной психологической мысли, которые признаны ошибочными илитупиковыми. Непонимание и недооценка роли правдивой истории для лучшей ориентировкив современности и прогнозирования будущего, а главное, для творческого усвоенияобъективных закономерностей общественно-исторического процесса развитияпсихологии мешает формированию у студента действенной мотивации, неспособствует появлению интереса к самостоятельной учебе, превращая ее в некоепринудительное занятие, состоящее из «прохождения» учебной программы,выполнения контрольных работ и сдачи экзамена (зачета).
Чтобы помочьстуденту направить свою мысль на анализ связи истории психологии как с общейпсихологией, так и с ее конкретными отраслями, можно использовать такоеметодическое средство, как проблемные учебные задачи. Вопросы в задачахставятся так, чтобы, изучая историю психологии, студент обращался к современнойтеории и, наоборот, изучая общую психологию или другую современную отрасльпсихологии, сопоставил ее положения с тем, как они зарождались и развивались вистории науки.
Это поможетстуденту понять смысл изучения не только современной, остро актуальнойпсихологической теории, но и древней и ближней истории ее развития, понятьобъективную общественную востребованность каждой новой идеи, возникшей вистории науки и продвигавшей человечество вперед в объяснении психического.
По названнымвыше особенностям изучения истории психологии и трудностям ее усвоениястудентами можно сделать однозначный вывод: управление учебной деятельностьюстудентов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятельной работой,представляет для преподавателя специфическую методическую задачу. Удаленностьво времени исторических фактов и в силу этого невозможность ихнепосредственного наблюдения оставляет для познающего субъекта «только одиншанс» – понять историю силой мышления. Отсюда для преподавателя остается тоже«один выход» – управлять мыслительной работой студентов, предоставляя им длясамостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи. Да и лекции должнычитаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжныхтекстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. А что касаетсясамостоятельной работы и последующего семинарского занятия, то лучше всегоуправлять тем и другим с помощью метода программированного обучения: составитьсерию проблемных вопросов (учебных задач), четко и однозначно ориентирующихстудентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях ирекомендованной литературе. На семинаре может быть развернута дискуссия пообсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельнойработы и над которыми студенты уже размышляли.
Отсюдаосновная забота преподавателя в области методики преподавания историипсихологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемногоизложения лекции – через программирование самостоятельной работы студентов – ктворческой дискуссии на семинарском занятии.
Словом,лекции по истории психологии нужно стремиться превратить в разговор осовременности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути,приведшего к нынешнему ее состоянию.
Конечно,большинству студентов не будут доступны оригинальные произведения по историипсихологии, и, возможно, единственным источником знаний по предмету могутоказаться лекции преподавателя, поэтому его ответственность за их качествоочень высока. Какие требования к лекции обязательно нужно соблюдать в расчетена крайне неблагоприятную для студента обстановку – отсутствие литературы,отвечающей требованиям учебной программы?
Во-первых,содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так, чтобы в сжатой форме истрого логично были изложены основные вехи и этапы в истории психологии. Важно,чтобы студент видел в этих вехах ступеньки, ведущие вверх, к прогрессу науки.
Во-вторых,изложение исторической (хронологической) последовательности событий, связанныхсо значительными научными открытиями, нужно построить так, чтобы были виднылогика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективнаяподоплека их появления именно в этот исторический момент. Важно, чтобы студентразглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколькодвижение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественнойпрактики.
В-третьих,излагая историю психологии как определенную череду событий в развитии науки влогической и временной связях, преподавателю нельзя не помнить об измененииНаучного содержания основных понятий (или категорий, как предельно широкихпонятий данной науки), хотя термины могут сохраняться прежние. Так, например, вразное время вкладывался разный смысл в толкование понятий рефлекс, образ,мотив, личность, инстинкт и т.д. Возможно, нужно будет посвятить одну из лекцийспециально понятийному анализу истории психологии, пользуясь последнимипубликациями в этой области.
В-четвертых,было бы очень хорошо, если бы преподавателю удавалось каждое значительное событиев науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу, показать в связи ссовременными взглядами на данную проблему.
2.2 Общаяпсихология
Основнойцелью преподавания данного предмета является усвоение студентами общихзакономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теориидолжно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, вчастности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение современныхдостижений психологической науки позволяет студенту сознательно подходить ковсему тому, что предшествовало им, какие взгляды и теории возникали и почему, вкакой мере они способствовали научному прогрессу.
Изучениеобщей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебныхкурсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобратьсяв частном.
Отсюдаследует, что при чтении лекций и организации самостоятельной работы слитературой нужно каждое новое для студента научное положение не толькосоотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать стем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общейпсихологии.
Тематикулекций целесообразно компоновать несколькими большими блоками, чтобы всемногообразие содержания дисциплины могло быть изложено в этих блоках каксовокупность основных проблем психологии, как система взаимосвязанных понятий.Тогда не нужно будет на лекциях подробно говорить о деталях, которые можноотнести на практические и семинарские занятия. Так, например, нет необходимостидавать в лекции подробную характеристику каждого из психических познавательныхпроцессов, но зато нужно показать их функции, обратив внимание студентов навзаимосвязь и взаимодействие между ними в ходе их функционирования. Напоследующих практических, семинарских и лабораторных занятиях они могут бытьболее детально изучены не только теоретически, но и экспериментально. При этомнужно учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории. Например,на математическом факультете педагогического вуза можно более подробно изучитьтеоретические основы математических способностей школьников и вооружить будущихпреподавателей методикой выявления и развития математических способностейдетей.
Лекционныйкурс в зависимости от количества отводимых часов (для психологических и других,непсихологических, факультетов – они различаются довольно существенно) можетбыть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблематика общейпсихологии может быть разделена на пять, шесть или семь лекционных блоков взависимости от количества часов и замысла преподавателя.
Встречаютсятакие варианты:
Введение впсихологию. Личность и деятельность. Познавательные процессы личности. Эмоционально-волеваясфера личности. Психологические особенности личности (пять блоков);
Общаяпсихология как наука, ее объект и предмет. Психология деятельности. Психическиепроцессы, состояния и свойства. Психология личности и ее познавательная,эмоциональная, волевая сферы. Характер и темперамент. Способности и направленностьличности (шесть блоков);
Психологиякак наука и ее основные отрасли. Психология деятельности. Психология личности.Познавательные процессы в деятельности личности. Эмоции и воля в деятельности.Психология развития, обучения и воспитания. Психология общения и межличностныеотношения (семь блоков) и т.д.
Преподаватель,читая лекции по намеченным блокам, может на каждый из них отводить разноеколичество часов, смотря по тому, на чем он хочет сделать акцент. Например,будущим организаторам производства и руководителям коллективов, наверно, надолучше познать проблемы психологии деятельности и межличностных отношений, абудущим учителям – проблемы личности, психологии развития, обучения ивоспитания и т.д. На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатыватьсяте вопросы, которые лектор запланировал. Но при этом в отличие от лекций,носящих теоретический характер, они нацеливают на формирование у студентовумения использовать теоретические знания на практике для исследования ипреобразования психологических фактов и тем самым научить их психологическиграмотно ориентироваться в практических ситуациях.
И, конечно,как на лекциях, так и на других занятиях преподаватель стремится применятьактивные методы обучения и ставит цель – научить студентов мыслитьпсихологическими категориями, анализируя научные и практические проблемы. Этойцели он может достигать с помощью проблемных вопросов и задач, которые ониспользует как в лекциях (для проблемного изложения), так и в качестве учебногозадания студентам для самостоятельной работы и практических (семинарских,лабораторных) занятий.
Этивопросы-задачи должны составляться так, чтобы ориентировать студентов наразмышления над основными проблемами науки. Во-первых, на познание общихзакономерностей психической деятельности; во-вторых, на понимание ихприменительно к реальным проявлениям психики в жизненных ситуациях; в-третьих,на историческую логику процесса их познания в науке. Таким образом, студентуудастся отойти от книжного текста, приблизиться к жизненным реалиям и научитьсяобъяснять их с точки зрения тех теоретических положений, которые он узнал излекции или прочитал в книге.
Нижеприводятся примерные вопросы и задачи для учебных заданий, рассчитанные восновном на активизацию мыслительных действий студентов. Они составлены впомощь преподавателю для решения педагогических задач: некоторые вопросы могутбыть даны студентам в составе учебных заданий для самостоятельной работы споследующим обсуждением результатов этой работы на семинарском или практическомзанятии. Часть вопросов, которые окажутся сложными для студентов, могутиспользоваться преподавателем в лекции, где студент и получит ответы на этитрудные для него вопросы. Более того, преподаватель может изменить редакциювопросов или составить свои, исходя из конкретных учебных потребностей.
Итак, мыразобрали методику постановки и рассмотрения в лекции одного учебного вопросаили одной учебной задачи, решаемой проблемным методом. Поскольку вопрос опредмете психологии – это вопрос принципиальной важности и к тому же в егорешении еще не поставлена окончательная точка, постольку методика егопреподавания заслуживает особого внимания. Поэтому и все сказанное выше ненужно принимать за истину последней инстанции, а считать его приглашением ктому, чтобы изложение в лекции этого важного вопроса было творческим.
3.Методические особенности преподавания прикладной психологии
3.1Возрастная и педагогическая психология
Эти двеприкладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебнуюдисциплину, представляет собой применение общепсихологической теории дляобъяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованныйотрезок жизни человека) и психологических условий эффективности обучения ивоспитания человека.
Изучение этихнаук имеет практическое значение для студентов, учителей и родителей, любоговзрослого человека.
Студенту желюбой профессиональной ориентации надо научиться использовать знания в даннойобласти в будущей практической деятельности, чтобы разбираться в психологическихособенностях людей разных возрастов и оказывать на них воздействие приорганизации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших чертличности в деятельности.
Усвоениезаконов возрастного психического развития человека в онтогенезе позволяетучителю целенаправленно строить педагогическую работу по формированию (обучениюи воспитанию) школьников, перевести ее на рельсы научности, превратить вомногом стихийный процесс в управляемый. Такое знание нужно и любому родителю.
Короткоостановимся на методических особенностях преподавания возрастной ипедагогической психологии.
Эти двеотрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебныхпредмета. Методика преподавания зависит от того, изучаются ли они как одинучебный предмет или как два разных. Для психологических факультетовпедагогических вузов они составляют две самостоятельные дисциплины, а длядругих (для непсихологических факультетов педвузов и для студентовнепедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычнопреподается как единая дисциплина. А какова должна быть методика преподавания,становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки.
Возрастнаяпсихология как самостоятельная отрасль психологической науки изучает возрастнуюдинамику психики человека. Как сказано в «Кратком психологическом словаре»(1985), «фактически совпадает с содержанием педагогической психологии; в своёмисторическом развитии они практически неотделимы друг от друга. Реальноеединство возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектомизучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком, который ввозрастной психологии выступает в динамике в закономерностях возрастногоразвития, а в педагогической психологии – как обучающийся и вос-питуемый впроцессе целенаправленных действий педагога». В других источниках возрастнаяпсихология фактически сводится к детской психологии, т.е. их содержаниесовпадает. Например, в упомянутом «Кратком психологическом словаре» статьи одетской психологии нет, а о возрастной имеется, тогда как в «Психологическомсловаре» (1996) ничего не сказано о возрастной психологии, но зато есть большаястатья о детской психологии. [2] Получается, что детская и возрастнаяпсихология – понятия взаимозаменяемые. Еще более показательно название учебникадетского психолога Л.Ф. Обуховой: «Возрастная (детская) психология» (2006),т.е. по существу отождествляющее их [5].
Эти двавзгляда на содержание возрастной психологии (один из них отождествляет его ссодержанием педагогической психологии, а другой – детской) нельзя считатьпротиворечащими друг другу по существу. Они представляют лишь взгляды на одно ито же с разных сторон. Тем не менее первую точку зрения (о совпадениисодержания возрастной и педагогической психологии) трудно принять безоговорочно(возможно, по этой причине в том же словаре более позднего издания [3] этамысль не повторяется (см. ниже). Лучше, видимо, сказать не о совпадениисодержания этих двух отраслей психологии, а об их тесной, органической взаимосвязи:педагогическая психология строит свои исследования в согласии с законамивозрастного развития психики, изучаемыми в возрастной психологии. А чтокасается второго взгляда, сведения возрастной психологии к детской, то этообъясняется просто: в настоящее время исследованным в достаточной мере кактеоретически, так и экспериментально можно считать только развитие в детскомвозрасте. Поэтому говорить о возрастной психологии в строго научном смыслеможно лишь как о детской психологии. Однако это вовсе не означает, что в болеезрелом возрасте развитие психики отсутствует.
Такуюособенность нынешнего состояния возрастной психологии как отраслипсихологической науки преподавателю приходится учитывать и разъяснятьстудентам, что различие в позициях разных авторов говорит отнюдь не об ошибкахкого-то из них, а свидетельствует о непрекращающемся движении научной мысли.Подтверждением этому является как раз новый подход к определению предметаданных отраслей психологии, реализованный во 2-м, расширенном, исправленном идополненном издании названного выше «Краткого психологического словаря» (2008),в котором разведены возрастная и педагогическая психология, рассмотренные вдвух самостоятельных статьях.
Воспользуемсяприводимыми там дефинициями. «Возрастная психология – отрасль психологическойнауки, изучающая закономерности этапов психического развития и формированияличности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости» [3; 4]. Вэтом определении нет ограничения психологией только детских возрастов.
Далее читаем:«Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологическиепроблемы обучения и воспитания» [3; 4].
Если ведетсяее преподавание как единой учебной дисциплины с возрастной психологией, тометодика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания спроцессом развития психики. Тогда развитие психики в детских возрастах будетпреподнесено как психологическая основа организации учебной деятельностиучеников, постановки развивающего обучения, которое оказывает воспитывающее влияниена личность, развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношениях. Еслипреподавание ведется раздельно, то возрастная психология, конечно, будетцеликом и полностью излагаться как наука о возрастном развитии психики нетолько в детстве, но и в юношеском, молодом, зрелом возрасте, в старости ипозже. (Кстати говоря, в делении возрастных периодов за пределами детства всовременной психологической науке нет единства точек зрения, что лишний разсвидетельствует о недостаточной исследо-ванности проблем возрастнойпсихологии.) В ракурсе возрастной психологии может быть рассмотрено соотношениеразвития и обучения (три точки зрения на этот вопрос: а) независимость развитияи обучения друг от друга; б) зависимость обучения от развития; в) зависимостьразвития от обучения. При переходе к педагогической психологии преподавательможет опереться на эти положения как на известные студентам, лишь слегканапомнив их.
В методикепреподавания возрастной и педагогической психологии очень важно оттенитьпсихологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие отпедагогического. Нужно постоянно подчеркивать, что если педагогика отвечает навопросы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опираясь назакономерности психического развития человека, объясняет, «почему обучать ивоспитывать нужно именно так», т.е. научно обосновывает приемы и методыпедагогики, которые накоплены в эмпирическом опыте поколений и впервые обобщеныв педагогике Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика» (1636–1638) иразвиваются последующими представителями педагогической мысли.
Такоеподчеркивание психологического аспекта обучения и воспитания оказываетсянеобходимым для усвоения психологического смысла этих процессов, так как устудента с детских дет прочно укоренилось представление об обучении ивоспитании как о воздействии на учащегося и воспитуемого только извне, состороны родителей, учителей и вообще всей образовательно-воспитательнойсистемы, а о том, что при этом происходит самое главное – внутреннее,психологическое преобразование личности обучаемого и воспитуемого, – никто неговорил, потому что психологию раньше не изучали. К такому одностороннему,только педагогическому представлению об обучении и воспитании должноприбавиться психологическое: внешнее воздействие может дать эффект толькотогда, когда оно учитывает внутренние условия и достигает психологическихизменений в личности.
Возрастная ипедагогическая психология как прикладные отрасли психологической науки служаткак для объяснения конкретных психологических фактов в области своей научнойкомпетенции (т.е. фактов развития, обучения и воспитания), так и для ихпреобразования (т.е. для организации реального процесса обучения и воспитания всоответствии с законами развития). Это значит, что студентам нужно овладетьметодами научного исследования фактов с целью их объяснения (например, чтобыузнать, чем объясняется трудность усвоения одних знаний и легкость усвоениядругих или какие причины лежат в основе успешного воспитания ребенка в периодподросткового кризиса и т.д.). Кроме этого, он должен уметь применитьпсихологические знания для преобразования обнаруженного факта, т.е. знатьметоды формирующего эксперимента.
Так как мыимеем дело с прикладными науками, то серьезное внимание должно быть уделенометодам и приемам практического обучения посредством проведениясеминаров-практикумов, семинаров-дискуссий, «деловых игр», «мозговой атаки»,
«круглыхстолов» и применения других активных методов, стимулирующих собственныесамостоятельные мыслительные и практические действия студентов.
Лекции иразличные формы практических занятий с применением названных активных методовдолжны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблемвозрастной и педагогической психологии всеми студентами – будущими педагогами.
Чтобызапрограммировать учебные действия студентов, ориентировать их мышление наосновные вопросы изучаемых курсов, нужно составить серию учебных задач (заданийс вопросами, требующими активного мышления).
Нижеприводится примерный набор таких учебных заданий, которые студент долженнаучиться выполнять.
3.2Социальная психология
В методикепреподавания социальной психологии не может не учитываться относительнаямолодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века,когда первые попытки создания социально-психологической теории предпринималисьпредставителями психологической школы в социологии (Г. Тард, Г. Лебон,У. Макдугалл, С. Сигеле, Э. Дюркгейм). И вышедшая в 1908 г.книга Макдугалла (английского психолога, работавшего позже в США) «Введение всоциальную психологию» была первой публикацией по социальной психологии.Поэтому иногда эту дату (1908) считают началом истории социальной психологии. Впопытках найти некие всеобщие законы, позволяющие объяснить социальные явления(например, истоки солидарности и сплоченности людей), ученые изучали поведениетолпы, факты заражения, имитации и подражания, «коллективные представления»,«законы духовного единства» и т.п. Но при этом законы социальные подменялисьили подчинялись законам психологии, личность растворялась в человеческойобщности, теряя способность самостоятельно действовать и принимать решения.
Постепеннопришло понимание, что надо изучать личность, но не изолированно, а в связи сдругими людьми в группе, в процессе взаимодействия людей с группами и внутригрупп, рассматривать черты личности как производные от взаимоотношений человекас социальными группами. Уже тогда было признано, что личность нельзя изучатьвне социальной среды. Однако само понятие социальной среды было тогда настолькоузким, что не охватывало взаимоотношения людей за пределами малой группы, т.е.относилось только к группам, где взаимоотношения сводились к контактамнепосредственным, «лицом к лицу». А само общество в свете таких представленийтрактовалось как совокупность психологических связей. Таким образом, социальныеотношения полностью психологизировались, что не позволяло понять подлинныеотношения личности и социальной среды, всесторонне изучить личность как продуктобщественных отношений в широком смысле слова.
На Западе (вСША, Англии, Германии, Франции, Японии) в 20-х годах социальная психологиястановится ведущим направлением в психологической науке. Исследования иположительного, и отрицательного влияния первичных групп на своих членов, на ихдеятельность, на производительность труда людей, на трудовую дисциплину иизучение вообще роли психологических факторов в современном производстве, вчастности неформальных отношений в группе и т.д., – все это имело большоепрактическое значение. Особо активизировались исследованиясоциально-психологических явлений (процессов группового развития) в годы второймировой войны (сплоченность и боеспособность подразделений, устойчивостьвнутригрупповых связей в условиях воздействия на них экстремальных ситуаций бояи т.д.). Исследования психологии групп вышли за рамки чисто научных поисков истали широко использоваться в управлении промышленностью, в подготовкеперсонала, научной организации труда, комплектовании рабочих бригад, научныхгрупп, в создании управленческих структур и т.п.
В нашейстране судьба социальной психологии была драматической. В самом начале, в 20-хгодах, рефлексология пыталась представить социальную жизнь как совокупностьрефлексов («суперрефлексов»), затем был фактический запрет на психотехнику, азначит, и на любые прикладные психологические исследования, в том числе насоциально-психологические, а с 1936 г. в связи с критикой педологии ивовсе стала невозможной какая-либо прикладная психологическая наука. Гораздопозже, уже в 50-е годы, из-за искусственной, административной «павловизации»психологии социально-психологическая проблематика тоже не могла стать полемисследований уже по другой причине: она стала «непсихологичной», так как неприходила ни в какое соприкосновение с физиологией высшей нервной деятельности,физиологической функцией мозга. Таким образом, все те годы (начиная с 20-х) встране практически отсутствовали исследования социально-психологическихявлений, а само понятие «социальная психология» употреблялось только сприлагательным «буржуазная».
Только в 60-хгодах социальную психологию признали как науку (и то вначале многие авторыизбегали данного термина, а называли науку «общественной психологией») ипоявились первые публикации (отечественная и переводная): Б.Ф. Поршнев(1966), Б.Д. Парыгин (1967), Т. Шибутани (1969–1998) и др. И толькотогда термин «социальная психология» был признан, а с самой науки было снятоклеймо «буржуазной науки», «служанки империализма».
Такимобразом, отечественная социальная психология начала развиваться каксамостоятельная прикладная отрасль психологической науки только немногим более30 лет назад, и естественно, что в ее развитии еще много белых пятен. Нетничего удивительного в том, что до настоящего времени не прекратились научныеспоры о ее предмете. Нет пока и общепринятого определения социальной психологиикак науки, не очерчен тот круг проблем, который всеми специалистами был быпризнан как относящийся бесспорно к ее компетенции.
Поэтому присамостоятельном изучении литературы студент может встретиться с разными, иногдавзаимоисключающими точками зрения на один и тот же вопрос, потому что науканаходится в состоянии развития. Однако для начинающих изучать социальнуюпсихологию данное обстоятельство может создать определенные трудности, которые нужноучитывать в методике преподавания.
Что можнопосоветовать студенту и преподавателю?
Во-первых,разнообразие мнений, толкований, объяснений одних и тех же явлений, разныеподходы к их классификации ни в коем случае не должны его смущать. Наоборот,обнаружив такое разномыслие, нужно внимательно сопоставить каждое мнение одно сдругим, попытаться понять аргументы и принять решение, которое наиболееимпонирует. Такой подход будет означать самый эффективный способ познанияистины, существенно превосходящий простое запоминание одной-единственной ибесспорной точки зрения. Так что не нужно огорчаться при обнаружении различия вобъяснении некоторых социально-психологических явлений, а скорее радоваться,что есть повод поразмышлять и выработать свой собственный взгляд на проблему.
Во-вторых, вметодическом отношении будет полезно, если преподаватель перечислит имеющиеся внаучной литературе разные точки зрения со своими комментариями, что станет длястудента ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы.
В-третьих, вучебных заданиях студенту будут даны и такие задачи, для решения которых нужноразобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему. Эти примерыподскажут студенту, как сопоставлять и анализировать различные теоретические подходык ней, какую из имеющихся научных позиций поддержать и почему. Из приведенныхниже вопросов самый первый как раз относится к этой категории.
Но как бы тони было, современная отечественная социальная психология развивается вполнеуспешно и в теоретическом, и в прикладном аспектах, о чем свидетельствуют новыепубликации последних лет (Андреева Г.М., 2010; 2008; Петровский А.В.,2009; Донцов А.И., 2007 и др.), а также множество прикладных работ («Введениев практическую социальную психологию», 2006; различные руководства попрактической психологии по работе с коллективами школьников, группами взрослых,групповым тренингам и т.д.).
Вметодическом плане будет целесообразным экскурс в историю науки, чтоположительно скажется на мотивации учебной деятельности студентов и будетспособствовать сознательному отношению к изучению науки.
Длясамостоятельной работы студентам можно предложить следующие учебные задания,обсуждение которых можно проводить на семинарских и практических занятиях, длячего включать их в планы и сценарии дискуссий, «круглых столов», «деловых игр»,«социально-психологических тренингов» и т.д. Некоторые из вопросов и задач,вероятно, потребуют от преподавателя предварительного разъяснения в лекции.Это, например, относится к первому заданию о предмете социальной психологии.
3.3 Медицинскаяпсихология
Медицинскаяпсихология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ееобластями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.
Предметмедицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначногоопределения. Некоторые считают, что понятия «медицинская психология» и«клиническая психология» тождественны. Другие видят в них разницу и разводят их(см.: Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 2008; Психологическийсловарь. – М., 2006). В перечне научных дисциплин, вошедших в «Государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования», есть учебнаядисциплина под названием «Клиническая психология» (150 часов), но предмета подназванием «Медицинская психология» в этом перечне нет. Однако такая отрасльзнаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практическиизучают. Что касается клинической психологии, то, если судить. по еесодержанию, раскрытому в государственном стандарте образования, она должнаизучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своейработы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике,больнице).
Мы будемисходить из понимания, что медицинская психология представляет собойсамостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно содержаниюклинической психологии.
Однакопредмет медицинской психологии различные авторы, признающие ее самостоятельнойнаучной отраслью, определяют по-разному.
В учебномпособии для студентов медицинских институтов «Медицинская психология» (авторы Н.Д. Лакосина,Г.К. Ушаков. – М., 1984) приводятся четыре точки зрения на данный вопрос.Одна из них: медицинская психология – это основы традиционной психологии,ориентированной на студентов-медиков и врачей. Другие авторы содержаниеммедицинской психологии
считаютпсихологический анализ природы болезней, в первую очередь нервно-психических.Третьи исследователи медицинскую психологию отождествляют с общейпсихопатологией, т. ел предмет этой научной дисциплины видят в изучении психическихболезней и только.
Подвергнуваргументированной критике эти мнения, авторы | высказывают свою, четвертую посчету, точку зрения на предмет медицинской психологии. Они считают, что этанаучная, дисциплина изучает «многообразные особенности психики ' больного и ихвлияние на здоровье и болезнь», «системы психологических целебных влияний, втом числе «систему врач – пациент», и при всей своей важности медицинскаяпсихология «вне общей медицинской практики… не только беспомощна, но 1 инеприемлема», считают авторы.
Такимобразом, авторы относят к предмету медицинской психологии психику толькобольных людей «в условиях пользования медицинской помощью», а вне медицины еене мыслят. И вполне логично они выводят отсюда, что медицинская психология – этоотрасль не психологии, а медицины («самостоятельный раздел медицинских знаний»),изучающая «психологические проблемы, возникающие у больных людей». Думается,что это определение больше подходит к клинической психологии. Для преподаванияв медицинских институтах такое понимание предмета данной учебной дисциплины,возможно, оправданно, но для специалистов, работающих с людьми не толькобольными, но и здоровыми, в частности для практических психологов и социальныхпедагогов, содержание ее видится несколько иным. Оно должно быть, образноговоря, менее медицинским и более психологичным. Ведь социальный педагог – практическийпсихолог работает главным образом не с больными (хотя и с ними), а с людьмитрудоспособными или пенсионерами, практически здоровыми. Основная задачапсихолога – сделать так, чтобы больных становилось меньше, заниматьсясобственно психологической работой среди населения – психогигиеной,психопрофилактикой заболеваний, психологическим консультированием,психологической реабилитацией перенесших острые психологические травмы ипрошедших стационарное лечение, а также психотерапевтическими процедурами приневрозах, остаточных проявлениях острых реактивных психозов, обостренияхпсихопатии, отклоняющемся поведении подростков и т.д.
Практическийпсихолог, обладающий знаниями в области медицинской психологии, способенсвоевременно распознать начальные симптомы нарушения психической деятельностипод воздействием психотравмирующих факторов и вовремя оказывать психологическуюпомощь, уметь диагностировать своевременно психогенные заболевания и, в случаенеобходимости, направлять страдающих нервно-психическими расстройствами кпсихиатру. Практический психолог все должен сделать для того, чтобы различногорода психические травмы не приводили к острым или затяжным недугам, не доводитьдо необходимости вмешательства медицины.
Исходя изтаких соображений, следует рассматривать медицинскую психологию, изучаемую внемедицинских вузах, не как отрасль медицинских знаний, а как отрасльпсихологии, что отражено в психологической литературе.
Однако исреди психологов нет единства мнений относительно предмета этой научнойдисциплины, как, впрочем, нет и не было какого-либо обсуждения данной проблемыв среде психологической научной общественности.
В настоящеевремя можно встретить несколько различных точек зрения на содержаниемедицинской психологии как отрасли психологической науки, которые стоитпроанализировать, чтобы прийти к определенному выводу и уже исходя из него попытатьсяочертить круг вопросов для изучения студентами-психологами.
Все авторыпсихологических изданий выражают в целом одну и ту же мысль, пусть разнымисловами, что медицинская психология – отрасль психологии, использующаяпсихологические закономерности в диагностике, лечении и профилактикезаболеваний. Расхождения начинаются там, где рассматриваются вопросы содержанияи задач научной дисциплины, ее задач. Первое разногласие возникает, когдаперечисляют заболевания, в диагностике, лечении и предупреждении которыхиспользуются психологические знания. В некоторых учебниках и учебных пособияхречь идет о тех заболеваниях, которые изучаются нейропсихологией, т.е. онарушениях высших психических функций из-за локальных поражений мозговыхструктур, но подробно о самих заболеваниях обычно ничего не говорится. Иногдаавторы, говоря о заболеваниях, которые входят в круг интересов медицинскойпсихологии, ограничиваются термином «разные болезни», видимо, подразумевая, чтоу всех болезней есть психологическая «сторона», которую и должна изучатьмедицинская психология. Так же, вероятно, считают и те авторы, которые, как ужеотмечалось выше, в содержании медицинской психологии видят две взаимосвязанныеобласти исследований: одна связана с проблемой влияния на психику патологическихизменений в соматических процессах, а у второй основной проблемой являетсявлияние психических состояний на соматические заболевания, короче говоря, опятьимеются в виду все существующие болезни.
Все этимнения (они высказываются в издаваемых ныне учебниках и психологическихсловарях, поэтому и приходится здесь говорить о них) нельзя считать неверными,ибо психологические закономерности можно использовать при изучении и лечениивсех болезней, если от них страдает личность, а в ней все взаимосвязано – душаи тело, психика и организм. Однако, считая все эти мнения верными, приходится вто же время констатировать, что они разные в частностях и слишком общие впринципе, а поэтому создают определенную трудность при попытке однозначнообозначить предмет медицинской психологии как учебной научной дисциплины,преподаваемой в педагогическом вузе или университете для студентов-психологов идругих немедицинских специалистов. В структуру медицинской психологии включенряд разделов, среди которых наиболее общим является клиническая психология. Кинтенсивно развивающимся областям медицинской психологии отнесены психогигиена,психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация и всяпсихокоррекционная работа. Таким образом, авторы1 сделали существенный шаг впередв выяснении предмета медицинской психологии, выделив из нее клиническуюпсихологию, которая по своему содержанию относится целиком и полностью ккомпетенции медицинских специалистов, а все то, что выходит за ее пределы, новходит в содержание более широкой области – медицинской психологии, должноизучаться, помимо медиков, и психологами.
Остаетсяуточнить, какого рода заболевания должен уметь психолог предупреждать,диагностировать и лечить, каких больных он должен уметь реабилитировать, какиепроблемы психогигиены, психопрофилактики, психокоррекции, психофармакологиимогут и должны входить в круг интересов и забот практического психолога.
Прежде всегонадо признать, что всеми болезнями, даже психическими, требующими длительного иглубокого лечения в условиях стационара, психолог заниматься не может и небудет. Его профессиональный долг – бороться за психическое здоровье людей,предупреждая нервно-психические расстройства здоровых, проводяпсихогигиеническую и психопрофилактическую работу, улучшать психическоесостояние и самочувствие больных, осуществляя психодиагностическую ипсихотерапевтическую работу с ними, направляя в случае необходимости некоторыхиз них к психиатру. Отсюда вырисовываются те объекты, на которые должнынаправляться усилия психолога как специалиста в области медицинской психологии.Это личности с нервно-психическими расстройствами и психогенными заболеваниями,но не нуждающиеся в стационарном лечении и сохраняющие трудоспособность, атакже личности, уязвимые к психотравмирующим воздействиям, психопатические иакцентуированные личности и некоторые другие. Соответственно может быть очерченкруг болезненных отклонений в психическом состоянии и поведении этих людей,определен перечень конкретных заболеваний, которыми должен будет профессиональнозаниматься психолог. Этот перечень болезненных состояний психики илиболезненных отклонений в поведении может быть более или менее обширен, но числоболезней, относящихся к компетенции психолога, не столь велико. Другимисловами, одна и та же болезнь может по-разному проявляться в поведении иливременном психическом состоянии человека и создавать впечатление не об одной, ао нескольких разных болезнях. Поэтому целесообразно назвать конкретные болезнии их симптомы, на которых можно учить студентов распознаванию и диагностикезаболеваний, а затем и лечению или оказанию другой помощи психокоррекционного характера.
Итак, какиезаболевания, или пограничные между патологией и нормой психические состояния,или болезненно отклоняющееся поведение личности могут быть названы в качествеобъектов интереса студентов как будущих практических психологов? С этой точкизрения можно отнести к компетенции медицинского психолога (в частности,практического психолога школы как специалиста в области медицинской психологии)следующие заболевания и пограничные состояния: психогенные расстройства у детейи подростков, у их родителей и учителей, психопатии и акцентуации характера итемперамента у детей и подростков как крайние варианты нормы, создающие группуриска, чрезвычайно уязвимую по отношению к психотравмирующим воздействиям.
Достаточноширокое распространение в современной жизни получили психогенные заболеваниядетей и взрослых. «Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный ростчастоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям,психогенным расстройствам, – пишет врач-психиатр, доктор медицинских наук В.А. Гурьева.– Основной причиной их возникновения являются «психические переживания»,«моральные потрясения», «удары судьбы», эмоциональное перенапряжение – стресс».И она, как специалист, профессионально занимающийся проблемами психопатологииподросткового возраста, отмечает, опираясь на большой статистический материал,что среди наиболее уязвимых групп «на первое место уверенно выходят дети иподростки» 1, так как именно они в первую очередь страдают от неблагоприятнойобстановки в семьях (конфликты, разводы, недостаток культурных семейныхтрадиций, наркомания, алкоголизм, судимости, отказы от детей, лишениеродительских прав и пр.) и от трудностей переходного периода в развитии навдегообщества (дети бомжей, преступников, ставшие социальными сиротами при живыхродителях, дети-беженцы из горячих точек и т.д.). В этих условиях работа сдетьми и подростками, страдающими психогенными заболеваниями, а также с ихродителями и учителями становится одной из важнейших задач школьного психолога.Больным детям он должен помочь в лечении, а со взрослыми ему надо занятьсямедикопсихологическим просвещением, проводить психогигиеническую работу. Неисключено, что родители и некоторые учителя сами нуждаются впсихотерапевтической помощи, так как могут сами страдать психогеннымирасстройствами, осложняющими их общение с нервнобольными детьми и темусугубляющими состояние последних.
Практическомупсихологу – нынешнему студенту надо быть готовым к тем достаточнораспространенным случаям, когда взрослый (родитель или учитель), сам страдающийпсихогенным заболеванием (чаще всего неврозом), вполне искренне не считает себябольным и столь же искренне убежден, что «эти дети» действуют ему «на нервы»,тогда как дело может обстоять как раз наоборот или, по крайней мере, онидействуют друг другу «на нервы» взаимно. Кому от этого плохо? Конечно, обеимсторонам, но детям гораздо хуже, тяжелее.
Нигде впсихологической литературе, предназначенной для студентов психологическихспециальностей, не говорится о психогенных заболеваниях, которые в большинствеслучаев переносятся на ногах (без обращения к услугам медицины и без потеривзрослыми трудоспособности), но именно с ними постоянно приходится иметь делопрактическому психологу. Он должен уметь распознавать людей, страдающих такиминедугами, по определенным особенностям их поведения, по бросающимся в глазанеобычным психическим состояниям (чрезмерного возбуждения или, наоборот, угнетенности),правильно диагностировать болезнь, выбрать адекватный метод психологическойпомощи таким людям, в том числе направить на консультацию к психиатру,психоневрологу и другим специалистам.
Другая группалюдей, нуждающихся во внимании психолога, – психопатические личности(психопаты), которые не являются в полном смысле психически больными, аотличаются от большинства людей дисгармоничностью характера (патологическиехарактеры или аномальные варианты личности). Это следствие неравномерногоразвития свойств характера, отмечаемого еще в детском возрасте (из-заврожденной неполноценности нервной системы или ранних органических поврежденийголовного мозга, а также патогенных воздействий социальной среды в виденеправильного воспитания, хронических патогенных факторов и т.п.). Психопатииразных типов. (их условно делят на 8 типов) отличаются от психических болезней(дефект личности не нарастает), от неврозов (не вылечиваются, т.е. необратимы)и от олигофренов (интеллект сохраняется и может иметь нормальный и даже высокийуровень) и от психопатоподобных состояний (последние возникают в течение жизнии представляют стойкие аномалии характера, вызванные травмой головного мозга,шизофренией, инфекционными болезнями и т.д.). Известный отечественный психиатр П.Б. Ганнушкинсоздал учение о пограничных (между нормой и патологией) состояниях, к которымотносится и психопатия.
Дисгармоничностьхарактера психопата – это дисгармоничность личности, когда затрагиваетсяпреимущественно эмоционально-волевая сфера при сохранности интеллектуальнойсферы или происходит неравномерное развитие свойств характера (недостаточностьодних и преобладание других).
Практическомупсихологу надо знать об особенностях психопатических личностей по ряду причин.Во-первых, они более подвержены психотравмирующим воздействиям, а значит,психогенным заболеваниям. Во-вторых, некоторые типы психопатов (возбудимые,истерические, параноические) могут создавать дискомфортные условия вколлективе, конфликтные ситуации, вносить элементы неустойчивости впсихологический климат внутри группы и т.д. В-третьих, психопатические личности(особенно дети) нуждаются в дружелюбном, теплом, искренне внимательномотношении к себе, в строго индивидуальной организации их деятельности как ввоспитательных, так и в профориентационных целях.
Такимобразом, от практического психолога требуется психогигиеническая,психопрофилактическая и специфическая воспитательная и профориентационнаяработа по адаптации психопатических личностей к социальной среде. Кроме того,знать особенности психопатов необходимо и для того, чтобы не спутать их сбольными, страдающими психогенными (неврозами разной формы) ипсихопатоподобными заболеваниями, которых надо лечить психотерапевтическимисредствами.
Итак,практическому психологу, в отличие от врача, придется заниматься не с теми, ктонуждается в обязательной медицинской помощи, а главным образом с теми, ктоподвержен психотравмирующему воздействию неблагоприятных факторов, легкоподдается психогенным заболеваниям или уже страдает ими, а также с психопатами,занимающими пограничное положение между здоровыми и больными.
Такимобразом, медицинская психология как научная дисциплина, изучаемая студентами – будущимипрактическими психологами, могла бы иметь своим содержанием вопросыдиагностики, лечения психотерапевтическими средствами и профилактикинервно-психических заболеваний, протекающих вне медицинского (врачебного)вмешательства (до или после прохождения лечения в медицинском учреждении), атакже меры психогигиены и психологической реабилитации выздоравливающихпсихических и соматических больных.
Другойпроблемой, не нашедшей однозначного решения в психологической науке, являетсяпроблема структуры медицинской психологии как отрасли психологии.
Одни авторывообще эту проблему обходят – Р.С. Немов, а также М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович,авторы минского издания «Краткого психологического словаря» (М., 2008), другиевключают в состав медицинской психологии нейропсихологию, патопсихологию и всемедицинские науки (от педиатрии до психиатрии), так или иначе используемыемедицинской психологией в клинической практике (см., напр.: Психологический словарь.– М., 2006).
Анализприведенных точек зрения показывает, что нужна новая классификация составныхкомпонентов учебной научной дисциплины «медицинская психология».
Во-первых,патопсихологию в составе медицинской психологии рассматривать нелогично, таккак она как самостоятельная теоретическая и экспериментальная отрасльпсихологической науки создает научную базу для психиатрии и медицинскойпсихологии и не может включаться в состав последней как одной из прикладныхотраслей этой же науки. То же самое можно сказать о нейропсихологии, хотявыводы о возможностях коррекции нарушенных высших психических функций могутнаходить непосредственную реализацию в медицинской психологии (впсихокоррекционной работе). Но самое главное, эти две теоретические иэкспериментальные отрасли психологии обеспечивают фундаментальными научнымизнаниями прикладную отрасль – медицинскую психологию.
Во-вторых,нелогично в составе медицинской психологии рассматривать и психиатрию, котораяявляется отраслью клинической медицины. В то же время медицинская психологиякак учебная дисциплина не может преподаваться без привлечения клиническихданных, накопленных в психиатрической науке и практике.
Следовательно,ни одна из отраслей психологической или медицинской науки не может быть целикоми полностью включена в состав медицинской психологии, как бы она ни была теснос ней связана. У медицинской психологии как прикладной науки свой специфическийпредмет, свои проблемы, задачи и свое содержание.
Предметоммедицинской психологии как прикладной отрасли психологической науки можносчитать психологические воздействия, оказывающие травмирующее или исцеляющеевлияние на человека, т.е. психотравмирующие и психотерапевтические факторы.
Теоретическоесодержание медицинской психологии составляют те отрасли психологической науки,которые изучают аномальные состояния психики (патопсихология, нейропсихология,специальная психология), а также некоторые отрасли медицины (психиатрия,неврология и нейрохирургия), изучающие психосоматические проявления различныхболезней, психологические последствия травм и болезненных поражений структурымозга, исцеляющий эффект психологических воздействий на больного.
Прикладнойаспект медицинской психологии заключается в использовании научныхпсихологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и предупреждения(профилактики) заболеваний нервно-психического характера.
Основнымиразделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология,психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.
Содержаниемдеятельности практического психолога по применению знаний в области медицинскойпсихологии станут:
а) изучениепсихических состояний людей подведомственной
организации, учреждения, территории; выявление и диагностика нервно-психическихзаболеваний психогенного (или соматогенного) происхождения;
б) проведениепсихотерапевтических, психокоррекционных
мероприятий с нервно-психическими больными, направление
их, в случае необходимости, в лечебные учреждения на консультацию к психиатру идругим специалистам;
в) организацияпсихогигиенической, психоконсультативной и психопрофилактической службы ипропаганда ее работы среди населения, а также проведение медикопсихологическогопросвещения;
г) использованиепсихофармакологических средств, выписанных врачом, для лечения больных,страдающих неврозами разной формы, психогенными психозами, а такжепсихопатоподоб-ными состояниями при пониженной трудоспособности;
д) выявлениезапущенных форм неврозов и других психогенных заболеваний и организациямедицинского контроля, на правление на лечение амбулаторно или в стационаре.
Здесь впервыеупотреблено ранее не встречавшееся понятие «психотоксикология». Это понятиеобозначает раздел медицинской психологии, изучающий проявления и способылечения психических нарушений, вызываемых химическими (ядовитыми) веществами,именуемыми психотомиметиками или галлюциногенами (т.е. вызывающимигаллюцинации). Эти вещества способны даже в крайне ничтожных дозах повреждающедействовать на мозг, вызывая психические расстройства (галлюцинации, бред,общее психомоторное возбуждение). Известны случаи применения этих веществ вкачестве наркотиков. Значит, есть тут проблема для медицинской психологии ипрактических психологов.
А теперь,перечислив вопросы, которые должна изучать медицинская психология, можнопредложить систему проблемных задач, которые по замыслу преподавателя могутиспользоваться по-разному: или в проблемной лекции, или в учебных заданияхстудентам для самостоятельного изучения литературы или подготовки ксеминарским, групповым занятиям.
3.4 Юридическая(правовая) психология
Юридическаяпсихология – наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей,связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначеговоря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов,т.е. сотрудников правоохранительных органов. Юридическая психология в системегосударственного образования изучается в юридических вузах и на юридическихфакультетах университетов. Она также преподается в вузах правоохранительнойсистемы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподаванияэтого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формированиипсихологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридическойдеятельности, способствует ее гуманизации. «Психологическая культура юристапредполагает, – пишет один из авторов, – наличие у всех работников юридическихорганов системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которыеобеспечивают высокую культуру общения». Словом, речь идет о вооружении юристовпсихологическими знаниями, поскольку в их деятельности на первом месте стоитработа с людьми, и для ее успеха нужно знать психологию этих людей.
Курсюридической психологии преподается также в некоторых гуманитарных вузах, невходящих в систему государственного образования: студентам, специализирующимсяпо практической психологии для работы в области социальной защиты,производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и маркетинга). Причем здесьее изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологическойнауки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой наборпсихологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональных психологов.Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов невходят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других,непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержанияучебного предмета.
Можнопредположить, что при дальнейшем продвижении страны по пути к правовомугосударству юридическая (правовая) психология будет преподаваться во всехвузах, где изучается право.
В пособии,адресованном студентам-психологам, нет необходимости копировать содержательнуюсторону учебников по юридической психологии, рассчитанных на студентов-юристов.Дело в том, что при изучении этого предмета основное внимание студент-психологдолжен уделять не теории психологии, а психологическому анализу различныхситуаций, реально складывающихся в процессе правоприменительной деятельности.Этим он подготовит себя к выполнению функций консультанта или эксперта,оказывающего психологическую помощь блюстителям закона при следственныхдействиях, в оперативно-розыскной работе, в деятельности по охранеобщественного порядка, в судебном разбирательстве и т.д.
Иначе говоря,если при изучении юридической психологии главным для студента-юриста являетсяполучение знаний о психологии людей, его потенциальных клиентов, то длястудента-психолога главное – это познание психологического содержаниядеятельности юриста. Для этого ему надо быть компетентным если не вюриспруденции, то по крайней мере в юридической психологии.
С учетомэтого и составлены основные ориентирующие проблемные вопросы и учебные задачи.
Решаяпредложенные ниже учебные задачи, студент-психолог будет мысленно видеть себяна месте то следователя, то судьи, то подсудимого, то свидетеля, то инспектораугрозыска, то адвоката, то прокурора и т.д. Такая ролевая метаморфоза нужнапотому, что изучать юридическую психологию придется, главным образом, поучебной и специальной юридической литературе, адресованнойстудентам-правоведам, где описываются функциональные обязанности профессионалов,выполняющих различные виды правоприменительной деятельности (следователя,судьи, прокурора, адвоката и т.д.). Вот и нужно психологу образно представитьконкретную деятельность по ее описанию (мотивы, цели, средства и способыдействий, желаемый или реально достигаемый конечный результат деятельности) ипринимать решение за юриста по методу мысленного диалога: «Как бы я поступил вданной ситуации?»; «Что с психологической точки зрения целесообразнее:согласиться с ответом допрашиваемого или промолчать?»; «Почему свидетель недает нужных показаний, хотя явно осведомлен в вопросах, которые ему задаетсудья? Не хочет? Не уверен? Боится кого-то или чего-то?». Разбираясь вразличных правовых ситуациях и поведении участников действий в этих ситуациях,психолог ищет ответы на возникающие проблемы с точки зрения законов психологии,которые он знает как профессионал, а сами ситуации студент может черпать изучебной и научной юридической литературы, художественных (лучше всего – детективных)произведений или из самой жизни.
Конечно,лучше всего было бы изучать предмет, пользуясь учебником «Юридическаяпсихология», но, во-первых, такие учебники вне юридических вузов трудно найти,а во-вторых, в них конкретные правоприменительные деятельности описаны нестолько в психологическом, сколько в юридическом ключе, так что психологию всеравно придется в эти описания «вносить» самому психологу. Тем не менее поучебникам «Юридическая психология» любого издания гораздо лучше можно познатьпсихологические аспекты деятельности юриста, чем по другим, «чисто» юридическимкнигам.
Еще разподчеркнем: главное для психолога, выступающего в роли консультанта илиэксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельностилюдей, подвергающихся правовому разбирательству, – это знание психологическойструктуры деятельности юриста, выполняющего разные профессиональные функции.Зная деятельность и опираясь на принцип деятельностного подхода, он всегдасможет квалифицированно решать такого рода задачи.
Итак,студентам-психологам предлагается проанализировать приводимые ниже правовыеситуационные задачи, представляющие модели реальных ситуаций (умышленные инеумышленные противоправные действия, казусы, неосторожные действия, нанесениевреда под воздействием непреодолимой силы и т.д.), а также ситуации, гдетребуется психологическая оценка неверного толкования правовой нормы исовершения из-за этого противоправного действия или нанесения вреда, влекущегоза собой привлечение к уголовной или административной от-ветственности; Всеситуации в задачах относятся к категории случаев, подпадающих под те или иныенормы права (статьи закона), по которым предусмотрено наказание или оправдание,так что студент должен быть уверен, что все действия с правовой точки зрениясоответствует закону, хотя по существу могут иногда с морально-этическойстороны показаться несправедливыми или просто вредными. Такую оговорку я здесьделаю для того, чтобы показать: от психолога требуется знание не юридической(соответствует или не соответствует закону), а только психологической стороныявления, так как конкретную статью закона ему подскажут (ему ее знатьнеобязательно, хотя и небесполезно).
Библиографическийсписок
1. Лысенкова С.Н. Когдалегко учиться. – М., 2011. – 144 с.
2. Ляудис В.Я. Методикапреподавания психологии. – М., 2009. – 77 с.
3. Ляудис В.Я.(ред.). Формирование учебной деятельности студентов. – М., 2009. – 240 с.
4. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологическиеосновы формирования письменной речи у младших школьников. – М., 2008. – 150 с.
5. Маркова А.К. Усвоениешкольниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии. – 2011. –№4. – С. 21–32.
6.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 2007. –208 с.
Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. – М., 2007. – 432 с.
7. Мюнстерберг Г. Основыпсихотехники. – М., 2006. – 352 с.
8. Мюнстерберг Г.Психология и учитель. – М., 2007. – 320 с.
9.Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Книга 1. Общие основыпсихологии. – М., 2008. – 688 с.